Научная статья на тему 'Дидактическая модель развития творческого потенциала студентов вузов культуры и искусств'

Дидактическая модель развития творческого потенциала студентов вузов культуры и искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дидактическая модель развития творческого потенциала студентов вузов культуры и искусств»

уровень сформированности педагогических умений у будущего преподавателя по оценке экспертов.

Показателем критерия «успешность» выступает уровень средней успеваемости студентов по приведенному среднему баллу. Уровень средней успеваемости рассчитывается как отношение средней групповой успеваемости студентов на занятиях, проводимых аспирантом, к средней успеваемости по вузу в целом.

Общий уровень сформированности мотивации педагогической деятельности у будущего преподавателя определяется как отношение значений критериев к их количеству.

Поскольку мотивация педагогической деятельности у аспирантов является дина-Примечания

мическим образованием, оценку ее сфор-мированности необходимо осуществлять периодически. Наиболее целесообразным нам представляется проведение оценки после каждого года обучения.

В заключение отметим, что предложенные критерии позволяют:

- во-первых,обеспечить достаточную объективность оценки сформированности мотивации педагогической деятельности у будущих преподавателей;

- во-вторых, анализировать динамику изменения мотивации и проводить целенаправленную работу по ее формированию;

- в-третьих, прогнозировать результативность педагогической деятельности выпускников аспирантуры вуза.

1. Беспалько, В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов [Текст] / В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур. - М., 1989.

2. Большая советская энциклопедия [Текст]. - 3-е издание. - М., 1974.

3. Кикоть, В. Я. Педагогика и психология высшего образования [Текст] / В.Я. Кикоть, В.А. Якунин. - СПб., 1996.

4. Кузьмина, Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища [Текст] / Н.В. Кузьмина. - М., 1989.

5. Маркова, А. К. Психология труда учителя [Текст] / А.К. Маркова. - М., 1993.

6. Митина, Л. М. Учитель как личность и профессионал [Текст] / Л.М. Митина. - М., 1994.

7. Ожегов С. И. Словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. - М., 1981.

8. Оссовский, Е. Г. Проблемы стандартизации высшего педагогического образования [Текст] : круглый стол / Е.Г. Оссовский // Педагогика. - 2001. - № 6.

9. Психология [Текст] : словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М., 1990.

10. Скок, Г. Б. Аттестация преподавателей: подготовка и проведение [Текст] / Г.Б. Скок. -Новосибирск, 1993.

11. Философский словарь [Текст]. - М., 1975.

12. Хозяинов, Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя [Текст] / Г.И. Хозяинов. -М., 1998.

13. Шадриков, В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности [Текст] / В.Д. Шадриков. - М., 1982.

Д.А. Горбачева

ДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Выявление, продуктивное наращивание и эффективная реализация творческого потенциала студента вуза основываются на определённой системе педагогических приёмов и мероприятий, основывающихся на принципах гуманистической педагогики, где все звенья взаимосвязаны.

Это положение реализуется в условиях обеспечения: 1) целостности учебно-воспитательного процесса; 2) комплексности подхода и единства организации процесса образования; 3) личностно ориентированного подхода; 4) проблемности обучения -элемент новизны, неожиданности и увле-

кательности; 5) интегративности обучения - включение разных типов мыслительной деятельности (анализ, сравнение, оценивание, комплексность); 6) методов научно-ориентированной педагогики; 7) интеграции различных видов искусств (устного, музыкального, народного творчества и декоративно-прикладного искусства, изобразительного искусства и д.р.), все вместе взятое выступает в содержании профессиональных образовательных программ как компоненты, составляющие феномен развития творческого потенциала.

Формирование творческого потенциала

студентов вузов культуры и искусств будет проходить наиболее оптимально в ходе специального системного обучения, носящего комплексный характер, основанного на знании психологических закономерностей процесса восприятия (аналитико-син-тетической работы мозга, его логического мышления, работы образной и зрительной памяти, воображения, ощущения), педагогических аспектов и дидактических принципов. Целостность процесса достигается путем учета возрастных и индивидуально-психологических особенностей развития личности.

В условиях гуманизации образования педагогика и психология связывают свои исследования, разработки, рекомендации с личностью ученика, её индивидуальностью. Становится актуальным применение лично-стно ориентированного подхода, где большое значение приобретают познавательная деятельность, самостоятельный анализ и применение полученных знаний, совместные размышления, дискуссии, исследования. Таким образом, процесс обучения должен строиться не в назидательной форме, а на основе сотрудничества со студентом, своеобразного сотворчества на пути приобщения к искусству прекрасного.

Значительную роль в личностно ориентированном подходе играет такой фактор, как оценка знаний, когда за критерий оценки деятельности студента должны приниматься не только знания и умения, но также те усилия, те трансформации, которые осуществляет студент для овладения материалом с целью творческого его применения. Здесь на первый план для студента выходит не столько оценка, сколько полученные знания.

Обязательно должны использоваться основные принципы обучения.

При развитии творческого потенциала студентов активную роль играет:

- принцип научности, который заключается в усвоении системы научных знаний, которые помогают студенту правильно понять, по каким законам выстраиваются формы природы и явления окружающей насдействительности;

- принцип систематичности и последовательности освоения знаний, умений, навыков, здесь происходит созидательный логический отбор нового материала в связи с пройденным;

- принцип профессиональной направленности;

- принцип рационального сочетания всех оптимальных методов обучения.

Феномен развития творческого воспитания складывается из многих компонентов, зависит от типа нервной деятельности, возраста, знания личности студента, большое значение имеют: 1) взаимосвязь практических занятий и лекционного материала; 2) взаимосвязь практических занятий и самостоятельных работ студентов; 3) повторение пройденного материала.

Учитывая сложность, комплексность и динамичность процессов воспитания и образования, изменения в содержании образовательно-воспитательного процесса, происходящие каждые 5-7 лет, становятся актуальными нововведения, которые являются необходимыми условиями успешной реализации новых задач, встающих перед образованием и воспитанием. Марк-лунд классифицирует нововведения по трем уровням: 1) внешняя структура, куда включаются количество классов, групп, степень образования, возраст и деление на различные дисциплины; 2) структура учебных планов, с учетом целей и содержания обучения; 3) приемы, формы и методы обучения, средства обучения, формы контроля знаний, спец.дисциплины.

Обобщив эти данные, можно выделить три крупных сектора:

1. Новшества в организациях.

2. Технологические новшества.

3. Нововведения в программах преподавания, которые обычно взаимосвязаны между собой.

Нами выделяются нововведения, которые могут и должны применяться в учебном процессе вуза:

- объединение в группы в зависимости от успехов в отдельных предметах;

- гибкое распределение учебных часов; групповое обучение и индивидуальное запланированное обучение;

- экспериментирование с новыми учебными планами, программами. Это очень важный момент, так как здесь возникает проблема, заключающаяся в недостаточной продуманности учебных планов и, как следствие, ограниченности возможностей проведения действий по развитию творческого потенциала, в связи с небольшим количеством часов на практические и семинарские занятия, наметившейся тенденцией на сокращение часов для курсовых и контрольных работ, где наиболее органично было бы применение подобных форм работы, когда происходит не просто традиционное пассивное восприятие и механическое запоминание информации, но и систематическая постановка задач и самостоя-

тельный поиск путей для овладения профессиональными навыками;

- попытка стандартизации программных требований.

Следующим, очень важным моментом в педагогической деятельности, связанной с созданием условий полной реализации творческого потенциала, является поведение педагога, так как в конечном счете не знания и отдельные умения обеспечивают развивающий эффект, отмечает В.А. Слас-тенин, а их воплощение и реальное поведение. Педагог, прежде всего, должен быть лидером в нововведениях, своеобразным фактором изменений, однако это не всегда так. Педагогов-новаторов (по Роджерсу) в процентном соотношении всего 2,5 %; ранних реализаторов - 13,5%; предварительное большинство, которые находятся в середине по скорости освоения инноваций, составляет 34%; позднее большинство, осваивающее инновации под давлением большинства, - 34%; колеблющихся, которые тормозят внедрение новшеств, придерживаясь традиций, - 16%.

Как показывают наши исследования, проведенные в вузах культуры и искусств, практически все преподаватели (98%) считают необходимым овладение психологическими приемами - такими, как удержание внимания, повышение интереса к занятиям путем различных мотиваций, оперирование видами памяти и т.д., однако только 18% из них знакомы и применяют основные приемы создания проблемных ситуаций во время занятий в вузе. Соответственно, что 79% преподавателей о них не знает. С познавательными приемами, вызывающими интерес у студенческой аудитории, знакомы только 50% педагогов. На подготовку и проведение интересной лекции, для чего требуется не только владение информацией, но и артистическая техника, отработка приемов перед занятиями (жесты, мимика, походка, качество речи, ее ритм, темп и громкость), уделяют внимание только 15% преподавателей. И эти показатели не связаны с отсутствием желания или понимания необходимости использования подобных приемов, а с отсутствием знания или возможности получения комплексной информации подобной направленности.

Согласно традиционной концепции объективизации намечаемых средне- и долгосрочных перспектив развития образовательных учреждений, предусмотрена разработка и внедрение комплексной программы, стратегии развития образо-

вательных учреждений профессиональной подготовки кадров, куда включены: программы формирования новых психологических и педустановок для преподавателей, повышение их педагогической и профессиональной компетенции, улучшение научно-методического обеспечения процесса, обеспечение более высокого уровня стандартизации образования, компьютеризации обучения, подготовки конкурентоспособных специалистов высшей квалификации. Но пока это все находится в стадии разработки, педагогу приходится ориентироваться на доступные средства и собственные возможности. Таким средством может послужить наше исследование. И здесь важная роль отводится человеческому фактору, поскольку только сам человек может изменить свою сущность, свою самость, стать открытым для доступа нового, изменить свою жизненную стратегию и развивать в себе творческую индивидуальность педагога.

Фундамент профессиональной культуры учителя определяется как интериори-зация гуманистических ценностей педагогической деятельности, основывающейся на общечеловеческих, духовных, практических и личностных факторах. Для того, чтобы активизировать и развить творческую активность студентов, творческую мыслительную деятельность, педагог должен придерживаться следующих позиций пси-холого-педагогическогонаправления:

- создавать благоприятный психологический климат на занятиях, творческую атмосферу, установить контакт как с аудиторией, так и с отдельно взятым студентом;

- систематически анализировать уровень достижений и успехов, повышать самооценку, не акцентировать внимание на неудачах, снижать фактор «страха перед оценкой»;

- создавать психологические предпосылки для обсуждения альтернативных взглядов, развивать умение слушать, сопоставлять и анализировать разные точки зрения;

- развивать поисковые умения в разрешении проблемных ситуаций (видеть проблему, создавать гипотезу, найти решение);

- развивать качества личности, способствующие успешной творческой деятельности, решительность, уверенность в себе; поощрять студентов к саморазвитию, самокоррекции, самовыражению в ходе изучения материала;

- развивать эмоционально-волевую

сферу деятельности в единстве с интеллектом.

Таким образом, педагог-новатор выступает в роли носителя конкретного новшества и, одновременно, творца или модификатора его в процессе внедрения.

Развитие творческого потенциала происходит в деятельности, требующей творческого начала. Применяемые в системе высшего образования репродуктивные методы обучения, во время которых происходит передача готовых знаний с последующим повторением для закрепления, дает свои результаты, но постепенно информация начинает забываться. Психологические исследования показали, что через неделю даже отлично воспринятый материал забывается на 20-30%, через два месяца это уже 80%. Формально воспринятый материал увеличивает скорость процесса забывания за неделю до 70%, за месяц - до 80%, постепенно забываясь от года к году. Таким образом, остается лишь небольшой процент знаний. Но если большее количество информации, полученной за время обучения в вузе, забывается после его окончания, то остаются приобретенные способности и умения, в том числе и умения находить новые, нестандартные решения, самостоятельность, творческий подход к делу.

Одним из факторов, обеспечивающих творческую активность, познавательную мотивацию личности, нами рассматривается проблемность в обучении, основные функции которой: развитие творческих возможностей и формирование структуры творческой деятельности; творческое усвоение знаний и способов деятельности на основе современных научных методов. Помимо основного ядра методических знаний сюда включены:

1) учебные ситуации, характеризующиеся незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, посредством которых учащиеся поощряются к формулировке множества вопросов;

2) самостоятельные задания репродуктивного, познавательно-поискового, творческого, познавательно-критического типа, задания с содержанием исследовательских элементов, нестандартные задания, представляющие своеобразные «акты творчества», которые позволяют выявить наличие и уровень креативности, активизировать ее деятельность;

3) применение межпредметных связей в обучении (важно активно привлекать к сотрудничеству синтез искусств: музыку, ли-

тературу, изоискусство, живопись, дпи и т.д.);

4) применение разнообразных педагогических методов воздействия в процессе обучения;

5) применение познавательных заданий, содержащих вербальный и демонстрационный компоненты;

6) использование более высокого уровня: проблемно-эвристического метода; ТРИЗ-педагогики;

7) стимуляция активности мыслительной деятельности путем введения метода ступенчатых проблемных ситуаций.

Изменение технологии подачи материала вызывает готовность студенческой аудитории анализировать новые конструкции, и такой подход позволяет поднять уровень развития личности с информационного на методический.

Среди многообразия педагогических и информационных технологий в образовательной деятельности для реализации воспитательного потенциала высшего образования нами выделяются такие, которые содержат элементы инноваций: метод проектирования, обучение в сотрудничестве, дифференциация содержания педагогической деятельности с учетом индивидуальных наклонностей студентов, на каждом возрастном этапе, особенно в период становления самосознания, когда студенты оценивают себя как самоценную личность и возможно неприятие авторитарной позиции. Для формирования творческого потенциала репродуктивная схема обучения, которая является в вузе основополагающей, не самый лучший вариант, поскольку основная ее цель - получение и усвоение большего объема знаний, т.е. задействование памяти, а не мысли, при этом отягощающим фактором при заучивании и, как следствие, неоднократном повторении текста выступает его полная или частичная десе-мантизация. Поэтому расширение ядра знаний должно происходить в постоянном самостоятельном поиске, в так называемом научном познании.

Такой подход к развитию творческого потенциала у студентов вузов культуры позволяет решать целый ряд задач современного образования.

На основе проведенного теоретического анализа и с учетомимеющегося опыта нами была разработана многоуровневая дидактическая модель развития творческого потенциала личности студента, имеющая прогностическую информацию обо всех компонентах прогнозируемого содержания обучения.

Главным аспектом модели необходимо считать высокие требования к мировоззренческим, поведенческим и интеллектуальным качествам, которые, по на-

шему мнению, должны стать основой для формирования творческого потенциала личности студента вузов культуры и искусств.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

I УРОВЕНЬ

II УЮВЕНЬ

СОДЕРЖАТЕЛЬНО - ИНФОРМАЦИОННЫЙ МОДУЛЬ

4 4 4 4

основы психологии искусствоведческие основы процесс знании аксиологич., эсте-тич сновы интеллектуальные основы

СУЩНОСТНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

4 4 4 4 4

интеллект креативность профессия, знания навыки, умения психологические качества эстетическая культура

III УЮВЕНЬ

СУЩНОСТНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

I

Проблемно-целевой

Формировочно-поисковый (формирование потребностей в самосовершенствовании, эстетической культуре, самообразование, нахождение путей реализации целей и задач)

, „ , Г

Деятельностный (развитие навыков профессиональной творческой деятельности)

ц Г

Рефлекторно-закрепляющий (совершенствование навыков профессиональной творческой деятельности)

I ,

Самостоятельная творческая деятельность (реализация творческого потенциала)

I ЭТАП

II ЭТАП

III ЭТАП

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

IV ЭТАП УЭТАП

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.