Научная статья на тему 'Психология и типология личности студента'

Психология и типология личности студента Текст научной статьи по специальности «Психология»

4210
410
Поделиться
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ОБЩЕНИЕ / ТИП ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Мурзина С. М.

В статье рассматриваются вопросы влияния психологии и типологии студента на процесс обучения в вузе, его адаптацию к коллективу студентов и психические проблемы, возникающие в моменты общения личности с преподавателем и сокурсниками

PSYCHOLOGY AND TYPOLOGY OF STUDENT'S PERSONALITY

The given article touches upon the questions of influence of psychology and typology on the student in the process of education of the institute, his adaptation to the group of student's and psychological problems appearing at the moments of communication of the person with the teacher and felon student's.

Текст научной работы на тему «Психология и типология личности студента»

С.М. МУРЗИНА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства и технической графики Орловского государственного университета

Тел. 89200869369

психология и типология ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

В статье рассматриваются вопросы влияния психологии и типологии студента на процесс обучения в вузе, его адаптацию к коллективу студентов и психические проблемы, возникающие в моменты общения личности с преподавателем и сокурсниками

Ключевые слова: адаптация, идентичность, личность, индивидуальность, общение, тип личности.

Возраст 18-20 лет — это период, когда абитуриент поступает в высшие учебные заведения для получения профессиональных знаний и умений. Именно в этом возрасте активно развиваются нравственные и эстетические чувства, человек становится взрослой личностью, он овладевает профессионально-трудовыми навыками, включается в самостоятельную жизнь, создает семью.

Студент как личность в этом возрасте характеризуется с трех сторон:

1) с социальной (общественные отношения, социальная группа, национальность...),

2) с биологической (тип высшей нервной деятельности, безусловные рефлексы, физическая сила, черты лица, наследственность.),

3) с психологической (направленность, темперамент, характер, способности).

Процесс становления личности в период второй юности, т. е. возраста поступления в высшие учебные заведения, изучается учеными-психологами Б.Г. Ананьевым, А.В. Дмитриевой, И.С. Кон, В.Т. Лисовским, З.Ф. Есарьевой.

Юношеский возраст — период, когда человек начинает сравнивать себя с выбранным идеалом, и часто бывает, что свое «я» не совпадает с идеальным «я», из-за этого возникает противоречие, которое ведет к агрессивным поступкам, развязности студента. Период взросления строится вокруг кризиса идентичности. Если юноше не удается решить проблемы социальные и индивидуально-личностные, то его развитие может идти по следующим направлениям:

• избегание тесных межличностных отношений (уход от психической интимности);

• неспособность строить планы на будущее, страх взросления (размывание чувства времени);

• неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на главном;

• выбор отрицательных образцов для подражания (формирование «негативной идентичности»).

В 1966 г. психолог Д. Марша выделил четыре этапа развития идентичности:

1. Неопределенная идентичность — личность еще не выработала четких убеждений, не выбрала профессию и не столкнулась с кризисом идентичности.

2. Преждевременная идентификация — личность включилась в соответствующую систему отношений и сделала это не из личного опыта, а под влиянием чужих мнений.

3. Период «моратория» — личность, выбирая из различных вариантов развития, определяется со своим путем самоопределения.

© С.М. Мурзина

4. Зрелая идентичность — личность перешла период кризиса и становления и перешла к практической самореализации.

Поступление в вуз повышает самооценку личности, юноша вступает в коллектив, где собрались люди с одними и теми же профессиональными убеждениями. В первые годы обучения до 3 курса студент находится в повышенно восторженном настроении. К концу третьего курса студент начинает переосмыслять правильность выбранной профессиональной деятельности, к этому времени восторженность сменяется скептичностью при оценке вуза, профессии, преподавателей.. К этому периоду лишь 64% учащихся могут сказать, что они правильно выбрали свою будущую профессию. За период обучения в вузе у личности развиваются все уровни психики (ум, мышление, интеллект, восприятие, представление, память, внимание, эрудированность, логика.). Наряду с психическим развитием студент развивает работоспособность, усидчивость, аккуратность (компенсаторные механизмы психическому развитию).

Резкий переход от привычного стереотипа школьного обучения; учащийся попадает в новые условия обучения и общения. Складывается новый коллектив, вырабатывается новый режим труда, осваиваются новые профессиональные умения и знания, усиливается процесс самовоспитания и самообразования. И.П. Павлов такой процесс ломки назвал психофизиологическим явлением, которое приводит студента к нервным срывам и стрессовым реакциям, что приведет к снижению успеваемости, трудностям в общении. Знание индивидуальных особенностей учащихся позволяет преподавателю выстроить процесс обучения и общения таким образом, чтобы процесс дезадап-тационного синдрома прошел ровно и психологически комфортно.

Процесс адаптации на первом курсе обучения у студентов вызывают следующие трудности:

• Отрицательные переживания, связанные с уходом старого школьного коллектива.

• Недостаточная психологическая готовность к будущей профессии.

• Отсутствие повседневного контроля ослабевает саморегуляцию и самоконтроль учащегося.

• Налаживание быта при условии жизни в общежитии.

• Неумение работать с первоисточниками, словарями. неумение вести конспект.

Процесс адаптации у студентов проходит по следующим формам: формальная (приспособление студентов к структуре высшей школы); обще-

ственная (приспособление студентов к студенческому коллективу); дидактическая (приспособление студентов к новым формам обучения). Адаптация к новым условиям обучения и общения заканчивается, по мнению психологов, в конце 2-го — начале 3-го учебного семестра. Адаптация студентов на разных курсах имеет свои отличительные черты. Так, на первом курсе абитуриент приобщается жить в студенческом коллективе, поведение студента в этот период отличается высокой степенью конформизма, отсутствует дифференцированный подход к своей роли. На втором курсе период напряженной учебы, процесс адаптации к среде завершен. На третьем курсе — углубление профессиональных знаний и умений, сужается сфера интересов в связи с конкретизацией своей будущей профессии. На четвертом курсе — переоценка ценностей студентов, связанная с практической деятельностью в профессии. На пятом курсе студенты отходят от коллективной формы общения, идет перестройка на будущие профессиональные и семейные установки.

В процессе обучения в высшей школе личность учащегося развивается в следующих направлениях:

• Укрепляется идейная и профессиональная направленность, развиваются знания, умения и навыки.

• Совершенствуются психические процессы.

• Повышается индивидуальность учащихся.

• Растет интерес к будущей профессии.

• Растет общая зрелость учащегося как личности.

• Повышается самостоятельность и как личности, и как будущего специалиста.

В процесс вузовского обучения студент уже приходит с определенным набором социальнопсихологических категорий (уровень подготовки, система ценностей, отношение к обучению, информированность о профессии). Эти первоначальные факторы помогают адаптироваться на начальном этапе обучения в вузе, т.е. студент осмысливает, куда он попал, кто его окружает. По мере адаптации первоначальные факторы ослабевают и им на смену появляются факторы управления — организация учебного процесса, уровень преподавания, взаимоотношения преподаватель—студент. Именно этот второй фактор и определит, какой профессионал и какая личность выйдет из стен вуза. Все студенты, обучающиеся в высших учебных заведениях, ориентируются в получении профессии на разные группы.

Первая группа смотрит на образование как на профессию. Желание реализовать себя в профес-

сии, получить дальнейшее обучение в аспирантуре отмечается у трети всех выпускников вузов.

Вторая группа студентов ориентируется на бизнес. Это примерно 26% от общего числа студентов. Образование — это инструмент для создания собственного дела. Эта группа студентов менее заинтересована в профессии, чем первая группа.

Третья группа студентов относится к разряду «неопределившихся». На первый план в группе таких студентов выходят личные проблемы, быт, семейные проблемы.

Обучение в вузе студенты рассматривают с разных жизненных позиций: одни из них в основе мотивации обучения видят приобретение профессии (56-62%), другие — возможность заниматься наукой и исследованиями (5-15%), третья группа студентов рассматривает обучение как возможность пожить студенческой жизнью (8-18%), стать крутым (33-39%), овладеть языками (17-41%).

По типу деятельности студентов делят на три группы:

1. Первый тип студентов сосредоточен на знаниях более обширных, чем они предусмотрены программой вуза, социальная активность у таких студентов проявляется гораздо активнее, чем у сокурсников.

2. Второй тип студентов ориентирован на узкую специализацию, духовные запросы сужены в рамки «околопрофессиональных».

3. Третий тип деятельности студентов ограничивается только рамками учебной программы.

Психологи и педагоги разделяют студентов по их отношению к учебе на пять групп:

1. Студенты, стремящиеся овладеть знаниями, профессиональными умениями и навыками, умениями работать самостоятельно, творчески подходят к процессу обучения. Интерес к знаниям у таких студентов более широкий.

2. Принцип деятельности группы студентов заключается в принципе лучше всего понемногу. Они увлекаются многими видами деятельности и в итоге до конца не вникают ни в какую. Знания часто носят поверхностный характер.

3. Принцип деятельности студентов носит исключительно профессиональный характер, они уделяют внимание только тем дисциплинам, которые понадобятся им для их профессиональной деятельности.

4. Принцип деятельности студентов этой группы носит избирательный характер. Студенты изучают те предметы, которые им инте-

ресны. Обычно у таких учащихся не сформированы профессиональные интересы.

5. По принципу деятельности эта группа учащихся называется «случайные люди». В вуз они пришли либо за компанию с кем-то, либо по настоянию родителей. Интерес к обучению не проявляют ни в какой сфере.

По степени успеваемости учащиеся делятся на уровни. Так, среди отличников есть разносторонние отличники, у которых мотивацией к обучению служит стремление к приобретению знаний во всех сферах деятельности; отличники-профессионалы ориентированы на профессию, мотивация к обучению может быть сформирована личными интересами (добиться успехов в профессии, получить хорошую работу, карьера, самоутверждение.). Категория отличников-универсалов сочетает в себе первые две категории, обычно такое число студентов самое немногочисленное — это творчески одаренные, работоспособные, обладающие природными способностями к различным родам деятельности студенты. Студенты, обучающиеся на «хорошо», делятся на два подтипа: студенты с хорошими способностями, но не трудолюбивые и студенты со средними способностями и трудолюбивые.

Подтипов студентов, обучающихся на «удовлетворительно», четыре:

1. Не адаптированные к обучению в вузе студенты.

2. Студенты с отсутствием логики и с низким восприятием учебного материала.

3. Студенты, которые ошибочно выбрали вуз или профессию.

4. Недобросовестно относящиеся к учебе студенты.

Психологом В.Т. Лисовским была разработана типология студентов, всех обучающихся он разделил следующим образом:

1. Студент, который выбрал свою специальность сознательно, называется «гармоничный». Учится хорошо, ладит с коллективом, разносторонне развивается, пользуется авторитетом.

2. Студент, который выбрал свою профессию осознанно, «профессионал», учится хорошо, ориентирован на послевузовскую практическую деятельность, общественник, разносторонне развитый, пользуется уважением среди студентов.

3. Студент, выбравший свою специальность осознанно, «академик», учится только на «отлично», ориентирован на послевузовское дальнейшее обучение.

4. Студент, уверенный, что выбрал профессию правильно, «общественник», у него главное — общественная жизнь, затем обучение.

5. Студент—любитель искусства учится хорошо, сфера интересов его сводится к развитию не научных познаний, а к развитию эстетического вкуса, художественной эрудиции.

6. Старательный студент выбрал профессию неосознанно, но учится добросовестно, малообщительный в студенческом коллективе, мало эрудирован.

7. Студент-середняк учится как получится, при выборе профессии не задумывается.

8. Студент разочарованный — выбранная профессия неинтересна, учится хорошо, но в учебе не испытывает удовлетворения. Утверждается в общественной жизни, спорте, искусстве.

9. Студент-лентяй учится слабо, в общественной жизни участия не принимает, доволен тем, что имеет.

10. Студент творческий склонен проявлять творчество во всем — в жизни, учебе, учится неровно, трудно сосредоточивается на чем-то одном, неусидчив, неаккуратен, не считается с мнением преподавателя и коллектива, на все имеет свою точку зрения.

11. Студент богемный — учится на престижных факультетах, учится хорошо, лидер в общении и в коллективе, общается только с себе равными, интересуется только тем, что модно.

Среди студенческой группы сами же студенты выделяют свои подгруппы: студенты — отличники-зубрилы, отличники — умные, студенты-труженики, студенты случайные.

Преподавателей между собой учащиеся тоже разделяют на группы: преподаватели — вечные студенты (видят в студентах личность, дискутируют на разные темы, высокопрофессиональные); преподаватели — бывшие моряки (устанавливают жесткую дисциплину, задавливают личность студента); преподаватели, которые отбывают часы.

Кафедра педагогики и психологии высшей школы МПГУ им. М.В. Ломоносова провела исследования среди студентов на тему «портрет преподавателя и студента глазами друг друга». « Студенты идеальным преподавателем назвали прежде всего знатока преподаваемого предмета и соответствующей области науки, честного, справедливого человека, хорошего психолога, умеющего понять другого человека» (5, с. 162). «. модель идеального студента еще более лаконична: молодой человек, имеющий интерес к науке и умеющий самостоятельно мыслить» (5, с. 163.)

Психолого-педагогическое изучение личности студента в практике высшей школы осуществляется по следующим показателям: мотивы поступления в вуз, уровень подготовки и уровень развития способностей, здоровье, умение работать самостоятельно, характер увлечения... При изучении личности студента используют опросы, наблюдения, анкетирование и различные формы контроля. На основании полученных данных преподаватель может найти индивидуальный подход к учащемуся, выявить и помочь ему устранить трудности в учебе, поднять самооценку, наладить общение в коллективе.

Успешность обучения определяется таким психическим свойством человека, как обучаемость. Под обучаемостью понимают личностные особенности учащегося — это его способность адаптироваться к системе обучения в вузе и к коллективу студентов, личные особенности характера, степень мотивации.

Мотивы учебной деятельности имеют три направленности: направленность на приобретение знаний, направленность на получение профессии, направленность на получение диплома. В процессе работы со студентами преподаватель должен учитывать энергетический, умственный потенциал и жизненные обстоятельства студента. Сформированный глубокий и устойчивый интерес к учению является важным условием успешного формирования их личности. Причиной угасающего интереса к обучению могут быть трудности в понимании материала, недостатки методики обучения, организации учебных занятий.

Мировоззрение личности также отражается на деятельности и развитии студента. Система ценностей, представлений, идей, убеждений, взглядов —все это откладывает отпечаток на чувства, волю, мотивы учащихся. Темперамент личности влияет не только на проявления чувств и скорость переключения внимания, но и на другие психические процессы.

В деятельности студент проявляет характер — устойчивый психический склад человека. Характер человека состоит из ряда черт, которые классифицируются по группам:

• Группа интеллектуальных черт — наблюдательность, рассудительность, гибкость ума.

• Группа эмоциональных черт — уверенность, жизнерадостность, бодрость.

• Группа волевых черт—целеустремленность, инициативность, выдержка, решительность, мужество.

• Группа нравственных черт — чувство долга, честность, правдивость.

К психическим особенностям учащихся относят внимательность, наблюдательность, мышление, память, творческое воображение. Способности складываются на основе закрепления психических процессов, мотиваций поведения, индивидуальных свойств личности в период его деятельности.

На успеваемость оказывает влияние и тип конституции учащихся, которому соответствует тип нервной системы и реактивности организма. Пикники более реактивные, быстро расходуют силу, поэтому материал им нужно выдавать от трудного к простому, в процессе опроса такой тип личности лучше опрашивать в начале занятия. Пикникам часто требуется повторение пройденного материала, т.к. долговременная память у них работает хуже, в учебной работе для таких студентов необходимы частые короткие перерывы. Астеники — тип личности с выносливой нервной системой, процесс обучения им необходимо выстраивать совершенно противоположно пикникам.

Нервная система обеспечивает работоспособность личности, возможность долго и сосредоточенно изучать материал. Лабильность нервной системы, обеспечивающая скорость мысли, связана высокой корреляционной зависимостью с интеллектуальными свойствами и таким образом непосредственно воздействует на продуктивность учебной деятельности. Лабильность нервной системы влияет на отбор приемов деятельности. Студенты с сильной нервной системой учатся «авралом», не боятся работать по ночам, использовать шпаргалки. Студенты со слабой нервной системой не могут работать в таком темпе и поэтому часто не успевают по предметам. Таким образом, обучение в вузе должно носить дифференцированный характер. Интеграция данных о каждом человеке производится с помощью психографии — это метод познания человека путем обобщения разных характеристик, а также структурных и генетических связей между ними.

Увеличение числа стрессовых ситуаций влияет на личность и на процесс обучения. Факторы, влияющие на неврозы, можно разделить на три группы:

• Социальные факторы.

• Психологические факторы (отношения в семье, психологическая несовместимость между членами учебной группы .)

• Психолого-педагогические (адаптационные трудности, несоответствие уровня требований к обучению в вузе и подготовленности учащегося в школе, авторитарность преподавателя, психическое и эмоциональное на-

пряжение, большой объем информации, дефицит ситуации, конфликт с преподавателем.).

Уровни общения между преподавателем и группой студентов разделяются на несколько уровней общения:

• Высокий — взаимопонимание, доверие.

• Средний.

• Низкий — отчужденность, непонимание.

Уровень общения связан с воздействием педагога и его оценками. Эти воздействия делят на два вида:

1. Положительные — одобрение, поощрение, похвала, юмор, совет.

2. Отрицательные — замечания, насмешки, упрек, угроза.

Различные стили общения порождают следующие модели поведения преподавателя в общении с обучаемым.

1. Модель диктаторская «Монблан» — педагогические функции сведены только к передаче информации, никакого личностного взаимодействия. Такая форма общения приводит к отсутствию психологического контакта, безынициативности и пассивности обучаемых.

2. Модель неконтактная «Китайская стена» — похожа на первую модель, отличается тем, что между преподавателем и студентом существует слабая обратная связь.

3. Модель дифференцированного внимания «Локатор» — избирательные отношения с учащимися. Преподаватель ориентирован лишь на часть группы. При таком общении нарушается целостность акта взаимодействия преподавателя и коллектива студентов.

4. Модель гипорефлексная «Тетерев» — преподаватель в общении замкнут на себе, он слышит только себя. При таком общении отсутствует взаимодействие между обучаемым и обучающим, учебно-воспитательное воздействие носит формальный характер.

5. Модель гиперрефлексная «Гамлет» — противоположна предыдущей. Преподаватель зацикливается на том, как он оценивается окружающими, содержательная сторона общения его не волнует. Такое общение обостряет социально-психологическую чувственность преподавателя, порождает неадекватную реакцию на высказывания аудитории. В таком общении студенты занимают главенствующее положение.

6. Модель негибкого реагирования «Робот» — взаимоотношения преподавателя и студента строятся на четко распланированном общении, выдерживаются цели, задачи уроков, не учитывается

психология группы и студента. Следствие такого общения — низкий эффект педагогического взаимодействия.

7. Модель авторитарная «Я — сам» — процесс обучения и общения фокусируется на преподавателе. Он является главным действующим лицом. При таком общении отсутствует творческое взаимодействие, подавляется личная инициатива учащегося, снижается до минимума познавательная и общественная активность. При таком общении у студента воспитывается безынициативность обучаемых, теряется творческий характер обучения, искажается мотивация познания.

8. Модель активного взаимодействия «Союз» — общение между преподавателем и учащимися строится в форме диалога, поощряет инициативу, преподаватель реагирует на психологическое изменение в группе. Такое общение стимулирует процесс обучения и общения, учит студентов и преподавателя творчески подходить к решению проблем.

Оптимальное педагогическое общение на занятиях зависит от некоторых коммуникативных приемов:

• Прием профилактики и снятия блокирующего коммуникативного аффекта (заторможенность, неловкость, скованность, неуверенность.): создание на занятии защищенности при общении; одобрение и придание ценности самой попытке ответа и факту участия в диалоге; одобрение обращения студентов за помощью к преподавателю или товарищам; поощрение ответов по собственной инициативе студентов; создание щадящих условий при ответе студента с выраженной коммуникативной заторможенностью; недопущение со стороны студентов действий, подавляющих творческую активность товарищей.

• Приемы оказания коммуникативной поддержки в процессе общения: помощь в подборе адекватной лексики; разъяснение смысла коммуникативных норм в конкретной ситуации; обучение коммуникативным приемам, технике выступления и общения; позитивная критика поведения студента в диалоге с преподавателем; демонстрация вербальными и невербальными средствами заинтересованного внимания к студентам, поддержка их стремления к участию в диалоге с преподавателем; предоставление студенту возможности «оправдать нетерпение поднятой руки»; дать студентам возможность сориентироваться в ситуации, собраться с мыслями.

• Прием инициирования встречной учебнопознавательной активности студентов: побуждение студентов к активному взаимодействию с преподавателем на занятии; мотивированное перед группой поощрение студента; критика собственных ошибок в качестве правильного отношения к ним; игровая провокация.

При оптимальном педагогическом общении существует шесть основных функций взаимодействия преподавателя и студентов:

• Конструктивная — взаимодействие между преподавателем и студентом при обсуждении знаний и значимости предмета.

• Организационная — организация совместной учебной деятельности преподавателя и студента, построенной на личной информированности и общей ответственности за конечный результат.

• Коммуникативно-стимулирующая — сочетание различных форм деятельности (индивидуальная, групповая, фронтальная), организация взаимопомощи и сотрудничества.

• Информационно-обучающая — показ связи обучения с производством, подвижность уровня информационной емкости учебных занятий в сочетании с эмоциональным изложением материала, опорой на наглядночувственную сферу студентов.

• Эмоционально-корригирующая — реализация в обучении принципа перспектив и победного обучения в ходе смены видов деятельности; доверительного общения между преподавателем и студентом.

• Контрольно-оценочная — организация взаимоконтроля обучающего и обучаемого, совместное подведение итогов и оценка самоконтроля.

Ученые-психологи выявили пять причин, препятствующих установлению оптимального педагогического общения:

• Педагог не считается с индивидуальными особенностями учащегося.

• Студент не понимает и не воспринимает преподавателя как наставника.

• Действия преподавателя не соответствуют причинам и мотивам поведения студента и ситуации.

• Преподаватель унижает достоинство студента, высокомерен.

• Студент сознательно не принимает требований преподавателя или всего коллектива.

Типы акцентуации характера:

• Сенситивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему, эти люди не любят больших и шумных компаний, подвижных игр. Они застенчивы, робки, предпочитают общение с людьми либо старшего, либо младшего возраста. Отличаются послушанием, привязанностью к родителям.

• Психастенический тип. Это люди с ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждением, к самоанализу. Самоуверенность сочетается с нерешительностью, а безапелляционность суждений — со скоропалительностью действий, предпринимаемых в те моменты, когда требуются осторожность и осмотрительность.

• Лабильный тип. Изменчивы в настроении, непредсказуемы.

• Астеноневротический тип. Мнительность и капризность, утомляемость и раздражительность. Утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной работы.

• Неустойчивый тип. Склонность к развлечениям, к безделью и праздности, отсутствуют серьезные профессиональные интересы.

• Истеродный тип. Эгоцентрист, склонность к театральности, позерству, предъявляет претензии на исключительное положение среди сверстников.

• Гипертимный тип. Подвижные, общительные, неусидчивые, недисциплинированные, часто конфликтуют с преподавателями и родителями.

• Шизоидный тип. Замкнутость, безразличие к другим людям, не умеют сочувствовать. Внутренний мир наполнен фантазиями, особыми увлечениями. Сдержанны в проявлении своих чувств.

• Конформный тип. Полное подчинение авторитетам, консерваторы,приспособленцы.

• Циклоидный тип. Повышенная раздражительность, апатия, любят одиночество, раздражительно реагируют на замечания, частая смена настроения с периодами примерно в две-три недели.

• Эпилептсидный тип. Часто плачут, любят издеваться над слабыми, жестокие, себялюбивые, властные.

Для того чтобы педагогическое общение стро-

илось на высоком уровне, важны и профессиональные качества ПО:

• Интерес к людям, работе, потребность в общении, общительность, коммуникативность.

• Эмоциональная эмпатия и понимание людей.

• Оперативное, творческое, гибкое мышление и ориентирование в меняющихся условиях общения.

• Умение поддерживать обратную связь в общении.

• Умение управлять собой.

• Способность к спонтанной коммуникации.

• Умение прогнозировать педагогические ситуации.

• Хорошие вербальные способности.

• Владение искусством педагогического переживания.

• Способность к педагогической импровизации.

Средства повышения эффективности воздействия:

1. Приспособления — система приемов (мимические, речевые, психологические): одобрение, совет, намек.

2. Пристройки или достройки — приспособление своего тела, интонации, стиля общения к другому человеку, чтобы приспособить его поведение к целям педагога.

3. Усиление воздействия через смену интонации, смену способов общения.

Если возникла неожиданная ситуация, возможны разные типы поведения:

1. Естественный: импровизационные действия не вызывают у педагога психологических и эмоциональных затруднений.

2. Напряженно-преобразовательный: мобилизация всех ресурсов личности на преодоление трудности.

3. Преднамеренно-уклончивый: сознательное уклонение педагога от преодоления неожиданной трудной ситуации.

4. Непроизвольно-тормозной: растерянность и полная заторможенность действий педагога.

5. Эмоциональный срыв: педагог действует бесконтрольно, бессистемно, усугубляя конфликт.

6. Неадекватный: педагог скрывает свои чувства, не способен их преобразовать в педагогически целесообразные действия.

УЧЕНЫЕ

ЗАПИСКИ

Библиографический список

1. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком [Текст] / Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: МГУ, 1982. — 199 с.

2. Брунер Дж. Психология познания. [Текст] / Брунер Дж. Психология познания. — М.: Прогресс, 1977. — 412 с.

3. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. [Текст] / Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. — М.: Знание, 1983. — 96 с.

4. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. [Текст] / Педагогика и психология высшей школы. Учебное пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 544 с.

5. Практические занятия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. [Текст] / Практические занятия по психологии Под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1972. — 167 с.

6. Психологические исследования интеллектуальной деятельности [Текст] / Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. О.К. Тихомирова. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. — 232 с.

7. Психология [Текст] / Психология. — 1992. — № 1. — С. 3-14.

The given article touches upon the questions of influence of psychology and typology on the student in the process of education of the institute, his adaptation to the group of student’s and psychological problems appearing at the moments of communication of the person with the teacher and felon student’s.

Key words: adaptaion, identity, the person, individuality, dialogue, type of the person.

S.M. MURZINA

PSYCHOLOGY AND TYPOLOGY OF STUDENT’S PERSONALITY