Научная статья на тему 'Дидактическая игра как средство организации подготовки компетентных специалистов для легкой промышленности'

Дидактическая игра как средство организации подготовки компетентных специалистов для легкой промышленности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
388
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / DIDACTICAL GAME / PROFESSIONAL ACTIVITY / COMPETENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ханнанова-фахрутдинова Л. Р., Хацринова О. Ю.

Рассматриваются методологические подходы профессиональной подготовки компетентных специалистов легкой промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ханнанова-фахрутдинова Л. Р., Хацринова О. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is about methodological ways of vocational training of the competence specialist of light industry of active methods of teaching.

Текст научной работы на тему «Дидактическая игра как средство организации подготовки компетентных специалистов для легкой промышленности»

Л. Р. Ханнанова-Фахрутдинова, О. Ю. Хацринова

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ

КОМПЕТЕНТНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Ключевые слова: дидактическая игра, профессиональная деятельность, компетенция.

Рассматриваются методологические подходы профессиональной подготовки компетентных специалистов легкой промышленности.

Keywords: didactical game, professional activity, competency.

This article is about methodological ways of vocational training of the competence specialist of light industry of active methods of teaching.

Одна из задач государства связана с возможностью развития человеческого потенциала, который во многом определяется состоянием системы образования. Именно в этой сфере находится источник обеспечения устойчивого экономического роста.

Задача образовательного процесса состоит в том, чтобы обеспечить освоение студентами такой системы знаний, которая дает «не только то, что есть и было», а главным образом то, что востребуется завтра. Использование перспективных технологий обучения должно удовлетворять данному требованию.

В современных условиях по-новому ставятся вопросы, касающиеся реализации в содержании образования принципа оптимального соотношения фундаментальных и прикладных знаний; выбора надежных методик обучения; контроля над ходом усвоения знаний; таких технологий, которые учитывали бы познавательные возможности обучающихся. Как отмечает Л.Гребнев, «постиндустриальные педагогические технологии все шире используют игровые формы взаимодействия, встроенное, контекстное обучение» [1]. Такой подход к процессу обучения требует переориентации дидактической системы с преимущественно информационного типа на обучение, позволяющее выявить и развивать познавательные и творческие способности студентов. Только такое обучение создает условия для формирования «самостоятельности» и в этом процессе совершенствуются волевые и профессиональные свойства личности, обеспечивающие самостоятельную, активную и профессиональную деятельность студентов [2].

К средству активизации процесса обучения в вузе можно отнести учебную дидактическую игру. В педагогической литературе встречаются разные взгляды и подходы к обоснованию сущности дидактических игр. Некоторые ученые относят их к методам обучения, другие характеризуют игры как средство обучения, третьи считают, что игра -это одна из форм организации обучения. Сущность дидактической игры как средства обучения состоит в ее способности служить реализации целей обучения и воспитания. Эта способность заключена в игровом моделировании основных видов деятельности личности, направленных на воссоздание и усвоение социального и профессионального опыта, в результате чего происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки, развитие профессиональных компетенций.

Развитие личности специалиста в дидактической игре осуществляется в результате подчинения двум типам норм: компетентных предметных действий и социальных отношений коллектива. В этих условиях действия приобретают значения поступков, формирующих социальные черты, характер специалиста. Достижение дидактических и

воспитательных целей объединено в одном потоке и реализуется в форме игровой деятельности. В современной литературе разными авторами приводится большое множество классификаций типов и видов игр. Нам наиболее близка позиция С.Ф.Занько, Ю.С.Тюнникова, С.М.Тюнниковой. В вопросе классификации дидактических игр основным для них является критерий содержания. Содержательные признаки, включаемые в классификацию дидактических игр, являются одновременно формальными определениями содержания понятия об игровом обучении [3]. Наиболее глубоко ими рассмотрена технология игры как формы организации и совершенствования учебного процесса, они полагают, что «до развития теории проблемного обучения, ее основных понятий, принципов и методов игра не могла получить, и не имела педагогической логики своего построения ни в аспекте дидактической интерпретации структуры и содержания проблем, ни в аспекте организации и осуществления процесса игры» [3, с.6].

Однако в настоящее время мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда выпускник вуза, даже имеющий диплом с отличем, при поступлении на работу не может применить по назначению полученные знания и умения в профессиональной деятельности. Данное противоречие возникает из-за того, что в реальном учебно-воспитательном процессе при подготовке специалиста цели обучения ставятся нечетко или они ставятся, но не реализуются в полной мере. Чтобы выявить более конкретные цели обучения студентов, необходимо проанализировать содержание его будущей профессиональной деятельности, ее связи с различными внешними и внутренними факторами.

Анализ профессиональной деятельности инженера-конструктора, технолога легкой промышленности позволяет выделить в ней следующие виды: исследовательскую, проектную, конструкторскую, организационную, исполнительскую и др., выполнение которых требует развития у выпускников технологического вуза целого спектра компетенций. Весь список компетенций специалиста занимает несколько страниц, однако для обоснования содержания обучения студентов в вузе выделяют только ключевые компетенции. Современная трактовка компетенции звучит так: «компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной деятельности по отношению к ним» [4]. Одной из форм организации педагогической деятельности со студентами, позволяющей овладеть ключевыми компетенциями в коллективной (корпоративной форме), может быть игра. Рассмотрим структуру и содержание разработанных нами дидактических игр.

На основе классификации [3] нами были спроектированы и внедрены в учебный процесс КГТУ соревновательная, ситуационная и технологическая игры. При проектировании дидактических игр, направленных на проектирование профессиональной деятельности и мышления специалиста легкой промышленности, был проведен анализ формирования профессиональных компетенций, представленных в табл.1.

В соответствии с учебной программой дисциплины «Конструкторско-технологическая подготовка производства» (КТПП), в период с 2006-2009 учебный год 109 студентов приняли участие в дидактических играх, а 106 человек занимались по традиционной методике.

Оценивая целесообразность применения игр в образовательном процессе университета, в большинстве своем студенты (94,4%) высказывались за использование их в учебном процессе. Так, 69% - одобряет применение игр целиком, 25% - одобряет частично, 6% студентов не стремятся, и не понимают необходимости в такой форме учебной работы. Рассуждая о степени участия преподавателя в подготовке и проведении игр, студенты видят преподавателя в следующих ролях: ведущего - 26%, участника наравне с студентами - 24%, арбитра - 22%, организатора -21,3%, наблюдателя - 4,6%, болельщика -1%. Характерно, что значительная часть опрошенных (75%) полагает, что преподавателю стоит доверять студентам подготовку и проведение игры. При этом студенты хотели бы выполнять в дидактической игре разные по степени и самопроявления

Таблица 1 - Перечень тем дисциплины «Конструкторско-технологическая подготовка производства», направленных на формирование профессиональных компетенций конструктора швейных изделий

Тема дисциплины Компетенции

Проектная Производственно- технологическая Организационно- управленческая Научно-исследовательская

1 2 3 4 5

Основные этапы и взаимосвязь конструкторской и технологической подготовки. Содержание стадий проектирования одежды по ЕСКД. - исх. данные для констр. и технол. под-ки производства; - сод-ние пр.-констр. и технол. док -ции; - виды, порядок и состав док-ции на швейные изделия. - стадии проектирования одежды в соответствии с ГОСТ ЕСКД; - этапы подготовки производства и взаимосвязь конструкторской подготовки с технологической. - общая структура художественноконструкторского бюро (ХКБ) предприятия; - характеристика функций отделов и групп ХКБ. - совершенствование процесса разработки новых моделей в условиях САПР одежды.

Разработка требований к проектируемой конструкции одежды и мат-лам для ее изг-ния. Анализ моделей-аналогов. Критерии оценки уровня композиционного и конструктивного решения моделей. - принципы инж.-худож-го пр-ния пром-ных изделий; - содержание ТЗ и техн. предложения на проектирование новых моделей одежды. - требования к проектируемой конструкции одежды; - методика подбора и анализа композиционного построения и конструктивных параметров моделей-аналогов одежды; - оценка уровня новизны конструктивного решения. - методика подбора и анализа композиционного построения и конструктивных параметров моделей-аналогов одежды. - примерка на виртуальный манекен, коррекция деталей проектируемого изделия; - пр-ние 3Б-модели одежды; - пр-ние презентации новых моделей одежды; - м-ли симуляции фак-ры мат-ла; - м-ль симуляции складок; - подбор мат-ла и цветового решения модели; - 2Б-«примерки» на фигуре.

Технологичность конструкции, методы оценки степени технологичности. Возможные варианты конструкций деталей проектируемой модели: рукава; воротника; полочки; спинки. - понятие о технол-ти конст-ции одежды и ее значение для интенсификации пр-са изг-ния одежды и снижения материалоемкости пром. производства; - порядок обработки конст-ции на технологичность; - принципы повышения степени технол-ти конст-ции шв. изделий; - методы оценки степени технол-ти конст-ции одежды. - принципы повышения степени технологичности конструкции швейных изделий. - принципы повышения степени технологичности конструкции швейных изделий.

1 2 3 4 5

Экономичность модели, прогнозирование и управление экономичностью модели. Диффер-ные норм-вы: - число дет. в ком-те, - сумм. пл-дь лекал, - возм. вар-ты раскладки лекал, -кол-во унифицир. дет. в комп.лекал. - пр-ная экон-ть моделей одежды и пути ее пов-я на разл. этапах пр-ния и производства; - прин-пы адапт. констр-ния, позв. уплотнить раск.лекал; - комплексный показатель материалоемкости. - понятие о экономичности модели для потребителя и производства и методы ее оценки; - прогнозирование экономичности модели.

Разработка вариантов конструктивного построения и выбор оптимального варианта проектируемой модели с использованием разных методик конструирования - состав и содержание исходной информации для разработки чертежей деталей одежды; - методы и способы конструктивного моделирования модельных конструкций; - степень конструктивной и технологической преемственности модели. - примеры обр-ки контуров лекал на технол-ть, правила проверки срезов на сопряж-ть; - констр-ные и технологические треб-ния к лекалам произв. деталей и вспом. лекалам; - методы униф-ции отдельных производных деталей; - техн. тр--ния к оф-нию лекал; - положение контр. линий измерения лекал в соответствии с ГОСТ 4103-82; - изготовление готовых лекал; - сущность принципа градации лекал деталей одежды; - осн. принципы и сп-бы градации; типовые схемы градации; - принципы градации лекал деталей одежды нетип. констр.; -исп-ние принципов констр. мод-ния и способа груп--ки при разработке схем градации для изделий различных покроев. - поиск новых методов конструирования; - патентный поиск применимости прогрессивных решений и проверка патентной чистоты проектируемой модели. - теоретические основы процесса градации.

роли: руководителя - 22,5%, конструктора - 27%, технолога-16%, художника - 22,2%, эксперта - 12,3%, в том числе 12,1% изъявили желание выступать в нескольких ролях: руководителя и эксперта. Как видно, игровые роли капитана и эксперта, в которых проявляются важные социально-коммуникативные качества личности, готова взять на себя значительная доля студентов [5].

Далее, с помощью методики О. Ф. Потемкиной, проводилась диагностирование социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере. Состоит она из двух блоков, один из которых выявляет социально-психологические установки, направленные на «альтруизм - эгоизм», «процесс - результат», второй -социально-психологические установки, направленные на «свободу - власть», «труд -деньги». Цель ее проведения состоит в выявлении степени выраженности данных социально-психологических установок [6]. В основе анализа лежит сравнение групп, принимавших участие в дидактических играх (109 человек) и не принимавших (106 человек). В группе, не принимавшей участие в дидактических играх, выражена ориентация на «альтруизм», «эгоизм» и «свободу». У участников дидактических игр мотивация ориентирована на «процесс» и «власть», что для выпускника вуза далеко немаловажно. По мнению студентов, после окончания университета, они имеют достаточный багаж знаний, уверенность в себе, потенциал и способность руководить, что способствует активной самореализации. Поэтому стремление к власти здесь, скорее всего, нужно рассматривать как положительную характеристику. При проведении дидактических игр также необходим анализ наличия организаторских способностей студентов. С помощью методики Р.С.Немова «Выявление лидерских качеств личности» было проведено диагностирование выделенных ранее групп студентов [6]. Качества «лидера» у группы, принимавшей участие в игре, выше, чем у не участвовавших в игре. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что использование дидактических игр в учебном процессе способствуют полному развитию у студентов качества «лидера».

Реализация предложенных дидактических игр показывает, что игровая ситуация создает у студентов интерес к самой деятельности, ее содержательной стороне. Инновационной составляющей дидактических игр является создание основных закономерностей реализации профессиональной деятельности и профессионального мышления при совместном решении участками игры общих проблем. Участие студентов в играх позволяет усвоить не только предметное содержание учебной дисциплины, но и опыт социального поведения, адекватного будущей профессиональной деятельности специалиста легкой промышленности.

Литература

1. Гребнев, Л.С. Образование: рынок «медвежьих» услуг? /Л.С.Гребнев. - М., 2005. - С.16.

2. Сафин, Р.С.. Новые технологии подготовки инженеров строительных специальностей: монография / Р.С.Сафин, В.Н.Сучков. - Казань: Изд-во Казан. гос. архит.-стр. ак-мии, 2000. -252с.

3. Занько, С.Ф. Игра и учение. Теория, практика и перспективы игрового обучения. В 2-х ч. / С.Ф.Занько, Ю.С.Тюнников, С.М.Тюнникова. - М., 1992. - Ч.1.- 269с.

4. Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учебно-методическое пособие / Д.А.Иванов, К.Г.Митрофанов, О. А.Соколова. - М.: АПК и ПРО, 2003. -101с.

5. Ханнанова-Фахрутдинова, Л.Р. Проектирование и реализация дидактических игр в

технологическом вузе: учебное пособие / Л.Р.Ханнанова-Фахрутдинова, О.Ю.Хацринова,

В.Г.Иванов. - Казань: Изд-во Казан. гос. технол ун-та, 2008. - 108с.

6. Немов, Р.С. Практическая психология: пособие для учащихся / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2002. -320с.

© Л. Р. Ханнанова-Фахрутдинова - ст. преп. гафедры конструирования одежды и обуви КГТУ; О. Ю. Хацринова - канд. техн. наук, доцент кафедры ПиМ ВПО КГТУ, cppkp@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.