Научная статья на тему 'Проектирование содержания подготовки бакалавров-конструкторов одежды в исследовательском университете'

Проектирование содержания подготовки бакалавров-конструкторов одежды в исследовательском университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / СОДЕРЖАНИЕ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / БАКАЛАВР / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / RESEARCH UNIVERSITY / CONTENT / DESIGN / BACHELOR / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ханнанова-фахрутдинова Л. Р., Хацринова О. Ю.

Рассмотрены современнее подходы к проектированию содержания подготовки бакалавров-конструкторов одежды в условиях становления исследовательского университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ханнанова-фахрутдинова Л. Р., Хацринова О. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Approaches to the design of the content of training the baccalaureatedesigners of clothing in the conditions of the formation of research university are examined more contemporary.

Текст научной работы на тему «Проектирование содержания подготовки бакалавров-конструкторов одежды в исследовательском университете»

Л. Р. Ханнанова-Фахрутдинова, О. Ю. Хацринова ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ-КОНСТРУКТОРОВ ОДЕЖДЫ

В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Ключевые слова: исследовательский университет, содержание, проектирование, бакалавр, компетентность.

Рассмотрены современнее подходы к проектированию содержания подготовки бакалавров-конструкторов одежды в условиях становления исследовательского университета.

Keywords: research university, content, design, bachelor, competence.

Approaches to the design of the content of training the baccalaureate- designers of clothing in the conditions of the formation of research university are examined more contemporary.

Существенные изменения в системе высшего образования России последних десятилетий привело нашу страну к абсолютному лидерству по доступности высшего образования. При этом не всегда качество выпускаемых специалистов соответствуют требованиям промышленности и бизнеса.

Преобразования, проводимые государством в сфере высшей школы направлены на формирование крупных региональных научных центров, таких как федеральные и исследовательские университеты.

Термин «исследовательский университет» отражает особую миссию университета, направленную на удовлетворение потребностей общества в новых знаниях и специалистах, в инновационных товарах и услугах, именно через реализацию которых университет получает ресурсы для дальнейшего развития науки и образования [1].

Основными направлениями деятельности исследовательских университетов являются фундаментальные и прикладные научные исследования, подготовка и переподготовка профессиональных кадров, инновационная деятельность и коммерциализация результатов научных исследований.

Обобщенными критериями оценки деятельности исследовательских университетов являются:

- инфраструктура для инновационной деятельности;

- ведущие научно-педагогические школы;

- материально-техническая база научных исследований;

- высокое качество образования;

- инфраструктура подготовки кадров высшей квалификации;

- международное сотрудничество;

- система отбора, поддержки и закрепления талантливой молодежи; информационная база учебной и научной деятельности [1].

Одним из компонентов достижения высокого качества образования является использование образовательных технологий, соответствующих современным техническим и социальногуманитарным достижениям, а том числе активные методы обучения.

Опираясь на концепцию личностноориентированного обучения, учета особенностей учебной дисциплины «Конструкторско-

технологическая подготовка производства», нами

объективно выделено три вида дидактических игр: соревновательные, технологические и ситуационные. При этом мы исходим из того, что центральным звеном в игровой ситуации для субъекта, включенного в нее, является проблема. Она связывает познавательную деятельность с объективной действительностью. Играющий, попадая в игровую учебную ситуацию, сосредотачивается на той задаче, которая стоит перед ним и должна быть решена в ходе игры. При решении проблемы возникает прямое и опосредованное общение между игроками, предназначенное для достижения образовательных и воспитательных целей. Таким образом, проблема, скрытая в игре, стимулирует личностную потребность в познании, что, в свою очередь, побуждает играющего к актуализации необходимых качеств личности к целенаправленной деятельности по разрешению проблемы. Проблема, в данном случае, переводится из сферы потребности в сферу цели человеческой деятельности [2].

Учебные дидактические игры развивают и закрепляют у студентов навыки самостоятельной работы, умение профессионально мыслить, решать задачи и вести управление коллективом, принимать решения и организовывать их выполнение. В ходе игры у обучающихся вырабатываются не только общеучебные, но и профессиональные умения и навыки:

- сбора и анализа информации, необходимой для принятия решений в легкой промышленности;

- принятие решений в условиях неполной или недостаточно достоверной информации, оценка эффективности принимаемых решений, необходимых для создания новых моделей одежды;

- анализ определенного вида творческих (дизайнерских, конструкторских, технологических, экономических и др.) задач;

- установление связей между различными сферами будущей профессиональной деятельности, а именно дизайнерским эскизом, конструкцией модели, технологией ее изготовления и способами продаж;

- работы в коллективе, выработке коллегиальных решений с использованием приемов группового решения;

- абстрактного и образного мышления как основы эффективного творческого использования

системного подхода к исследованию процессов и явлений [3].

В качестве базовых компонентов процесса обучения О.П. Околелов [4] относит следующее:

- конструктивный - предоставление учащемуся психолого-педагогического инструментария для уточнения его учебных целей, создания программы деятельности, выбора одного из вариантов учебной деятельности;

- содержательный - отбор содержания учебной дисциплины с позиций социальной актуальности формируемых знаний, учета психологопедагогических требований к организации обучения, научности, взаимообусловленности содержательной и процессуальной сторон обучения;

- нелинейное структурирование - разработка вариантов содержания учебной дисциплины на основании психолого-педагогических и учебных характеристик конкретного контингента учащихся;

- операционно - деятельностный - специфические формы, методы и средства проектирования обучения и возможности его реализации в пространстве педагогической среды познания: ситуативная обучающаяся система, дидактические средства нелинейного структурирования процесса обучения, сетевые методы, позволяющие моделировать и оптимизировать содержание дисциплины, методы и средства дистанционного образования и др.;

- оценочно-результативный - дидактические средства, подобранные в соответствии с учебными целями, методики количественной оценки эффективности учебной деятельности, методики самооценки результатов; дидактические средства устранения имеющихся пробелов в знаниях и умениях, инструментарий проектирования учебных задач, выработка рекомендаций по дальнейшему изучению дисциплин.

Для проектирования результатов открытого образования, в нашем исследовании мы используем вероятностное моделирование. Рассмотрим основные требования, которым должна отвечать, с нашей точки зрения, подобная модель: учитывающая деятельностный подход к обучению бакалавров-конструкторов одежды; раскрывающая коммуникативный фон игры; организовывающая деятельность преподавателя по подготовке и организации игры.

Основными параметрами содержания модели является цель, задачи, принципы, условия и предполагаемый результат процесса. На данную систему оказывает влияние социальный заказ и требования ФГОС ВПО по направлению подготовки 262200.62 «Конструирование изделий легкой промышленности». Реализация модели способствует обеспечению целостности, направленности и эффективности формирования профессиональных компетенций ба-калавров-конструкторов одежды средствами дидактических игр.

В первый блок - целевой включены цель, задачи, подход и принципы.

Процесс обучения как любой вид деятельности характеризуется определенным соотношением категорий: цель-средство-результат. В нашем исследовании цель, обозначенная в модели, определяет

требования к профессиональной компетентности специалистов легкой промышленности.

В нашем исследовании была использована таксономия целей Б.Блума [5], которая основана на классификации объектов, их естественной взаимосвязи и используется для описания их категории. При этом мы учитывали когнитивный и аффективный аспект таксономии целей.

Когнитивный аспект предполагает формирование потребности к получению знаний об современных инновационных технологиях и материалах, которые необходимы для создания новых востребованных обществом продуктов и конкурентоспособных объектов деятельности специалиста легкой промышленности.

Аффективный аспект обеспечивает формирование профессионального отношения к явлениям окружающего мира.

Второй блок - содержательный

При формировании профессиональной компетентности бакалавра-конструктора одежды мы учитываем тенденции инженерного образования, связанных с совершенствованием подготовки специалистов и повышением их конкурентоспособности:

- необходимостью учета требования работодателей к повышению роли субъекта труда в инновационных преобразованиях и усовершенствованиях;

- необходимостью самостоятельного овладения и усвоения профессиональных знаний, умений и навыков.

В содержательном блоке моделируется профессиональная компетентность будущих специалистов, представленная как интегративное качество личности, включающая когнитивный, мотивационно

- ценностный, социальный и деятельностный компоненты.

Структурными компонентами профессиональной компетентности специалиста являются общекультурные и профессиональные компетенции, позволяющие специалисту проявить свои способности, и добиться успеха в профессиональной деятельности.

Общекультурные компетенции (ОК) включают в себя сформированные знания, умения и навыки о необходимости соблюдать общечеловеческие, гуманные, нравственные законы и нормы. Так же проявлять такие личностные качества как гражданские, нравственные, интеллектуальные, общей культуры, стремление жить в гармонии с окружающим миром.

Профессиональные компетенции (ПК) зависят от профессиональных обязанностей специалиста и выбранного профиля, стандартизированы для каждой должности, являются исходной точкой для развития профессиональной карьеры и достижения вершин профессионализма и включают: научноисследовательские компетенции, производственнотехнологические, организационно-управленческие, проектные.

Каждый из компонентов профессиональной компетентности специалиста легкой промышленности входит в структуру наполняющих ее компетенций, раскрывающихся через когнитивный, мотива-

ционный, аксиологический, социальный и деятельностный компоненты.

Третий блок - организационно-

процессуальный определяет, при каких условиях комплекс дидактических игр (таблица 1) встраивается в учебный процесс и проявляется себя как педагогическое средство, обеспечивающее формирование профессионально компетентных бакалавров. В соответствии с процессом освоения профессиональной деятельности по основной образовательной программе в цикле специальных дисциплин (ГОС ВПО) и профессиональном цикле (ФГОС ВПО), а также в ходе производственной практики комплекс дидактических игр определяется этапами формирования профессиональных компетенций, имитацией профессиональной деятельности специалиста, моделированием производственных отношений, воспроизведением способов решений профессиональных задач.

Таблица І - Комплекс дидактических игр

Основные характеристики комплекса дидактических игр Тип дидактических игр

Соревно- вательная игра Техноло- гическая игра Ситуационная игра

Профес- сиональные компетен- ции ПК-10, ПК-11, ПК-15 ПК-10, ПК-11, ПК-16 ПК-10, ПК 11, ПК-17

Имитация профессиональной деятельности специалиста Производственно-конструкторская и организационно-управленческая Производственно-конструкторская и организационно-управленческая Проектная (дизайнерская) и производственно -конструкторская

Моделирование про-изво-дственных отношений Специалист-специалист, специалист-менеджер Специалист-специалист, специалист-рабочий Специалист-специалист, специалист-рабочий

Воспроиз- ведение способов решения профессио- нальных задач Эвристический, аналитический, творческий и диалоговый Эвристический, аналитический, творческий и диалоговый Эвристический, аналитический, творческий и диалоговый

Личностный смысл игры Мотивация Процесс Механизм

Структура комплекса дидактических игр образованная из совокупности элементов (предмет игры, сценарий игры, участники игры, роль и функции игроков, система оценивания).

При проектировании комплекса дидактических игр учитывается перечень тем дисциплины «Конструкторско-технологическая подготовка производства», направленных на формирование профессиональных компетенций бакалавра-

конструктора одежды.

В ходе дидактических игр осуществляется моделирование будущей профессиональной деятельности конструктора одежды, служит условием формирования личности специалиста. Также в ходе игры у будущих специалистов моделируются навыки социального взаимодействия, ценностные ориентации и установки, стимулируется развитие профессионально направленного творческого мышления, обеспечивает проявление профессиональной мотивации, способствует приобретению опыта - как предметно-профессионального, так и социального.

Четвертый блок - результативный позволяет определить эффективность внедрения комплекса дидактических игр и характеризуется критериями, показателями и уровнями сформированности профессиональной компетентности будущего специалиста легкой промышленности.

Таким образом, дидактические игры вводят в процесс обучения элементы инновационной профессиональной деятельности бакалавра-

конструктора одежды. Спроектированные входе дидактических игр изделия могут служить моделями для обучения студентов младших курсов. Полученные в ходе педагогического эксперимента результаты позволяют сделать вывод о сформирован-ности профессиональных компетенций.

Литература

1. Грачев, С.В. Исследовательские университеты: мировой опыт и приоритеты развития. / С.В. Грачев, Е.А. Го-роднова. - М.:ООО «Медицинское информационное агентство», 2009. - 160с.

2. Русалов, В.М. Теории личности. Психология: учебник / под. Ред. В.Н. Дружинина. - СПб., 2000. - 480с.

3. Ханнанова-Фахрутдинова, Л.Р. игровые технологии в подготвке специалистов легкой промышленности. / Л.Р. Ханнанова-Фахрутдинова, Л.Ю. Хацринова // Вестник казан. технол. ун-та. - 2011. - № 17. - С.237-244.

4. Околелов, О.П. Дидактическая специфика открытого образования / О.П. Околелов // Педагогика. - 2001. - №6.

- С.45-51.

5. Bloom, B.S. Taxonomy of Educational Objectives The Classification Goals. Handbook 1: Cognitive Domian / B.S. Bloom. New York David McKey Co, 1956.

© Л. Р. Ханнанова-Фахрутдинова - ст. препод. каф. конструирования одежды и обуви КНИТУ; О. Ю. Хацринова - канд. техн. наук, доц. кафедры ИПиП КНИТУ, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.