Л. Р. Ханнанова-Фахрутдинова, О. Ю. Хацринова ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ-КОНСТРУКТОРОВ ОДЕЖДЫ
В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Ключевые слова: исследовательский университет, содержание, проектирование, бакалавр, компетентность.
Рассмотрены современнее подходы к проектированию содержания подготовки бакалавров-конструкторов одежды в условиях становления исследовательского университета.
Keywords: research university, content, design, bachelor, competence.
Approaches to the design of the content of training the baccalaureate- designers of clothing in the conditions of the formation of research university are examined more contemporary.
Существенные изменения в системе высшего образования России последних десятилетий привело нашу страну к абсолютному лидерству по доступности высшего образования. При этом не всегда качество выпускаемых специалистов соответствуют требованиям промышленности и бизнеса.
Преобразования, проводимые государством в сфере высшей школы направлены на формирование крупных региональных научных центров, таких как федеральные и исследовательские университеты.
Термин «исследовательский университет» отражает особую миссию университета, направленную на удовлетворение потребностей общества в новых знаниях и специалистах, в инновационных товарах и услугах, именно через реализацию которых университет получает ресурсы для дальнейшего развития науки и образования [1].
Основными направлениями деятельности исследовательских университетов являются фундаментальные и прикладные научные исследования, подготовка и переподготовка профессиональных кадров, инновационная деятельность и коммерциализация результатов научных исследований.
Обобщенными критериями оценки деятельности исследовательских университетов являются:
- инфраструктура для инновационной деятельности;
- ведущие научно-педагогические школы;
- материально-техническая база научных исследований;
- высокое качество образования;
- инфраструктура подготовки кадров высшей квалификации;
- международное сотрудничество;
- система отбора, поддержки и закрепления талантливой молодежи; информационная база учебной и научной деятельности [1].
Одним из компонентов достижения высокого качества образования является использование образовательных технологий, соответствующих современным техническим и социальногуманитарным достижениям, а том числе активные методы обучения.
Опираясь на концепцию личностноориентированного обучения, учета особенностей учебной дисциплины «Конструкторско-
технологическая подготовка производства», нами
объективно выделено три вида дидактических игр: соревновательные, технологические и ситуационные. При этом мы исходим из того, что центральным звеном в игровой ситуации для субъекта, включенного в нее, является проблема. Она связывает познавательную деятельность с объективной действительностью. Играющий, попадая в игровую учебную ситуацию, сосредотачивается на той задаче, которая стоит перед ним и должна быть решена в ходе игры. При решении проблемы возникает прямое и опосредованное общение между игроками, предназначенное для достижения образовательных и воспитательных целей. Таким образом, проблема, скрытая в игре, стимулирует личностную потребность в познании, что, в свою очередь, побуждает играющего к актуализации необходимых качеств личности к целенаправленной деятельности по разрешению проблемы. Проблема, в данном случае, переводится из сферы потребности в сферу цели человеческой деятельности [2].
Учебные дидактические игры развивают и закрепляют у студентов навыки самостоятельной работы, умение профессионально мыслить, решать задачи и вести управление коллективом, принимать решения и организовывать их выполнение. В ходе игры у обучающихся вырабатываются не только общеучебные, но и профессиональные умения и навыки:
- сбора и анализа информации, необходимой для принятия решений в легкой промышленности;
- принятие решений в условиях неполной или недостаточно достоверной информации, оценка эффективности принимаемых решений, необходимых для создания новых моделей одежды;
- анализ определенного вида творческих (дизайнерских, конструкторских, технологических, экономических и др.) задач;
- установление связей между различными сферами будущей профессиональной деятельности, а именно дизайнерским эскизом, конструкцией модели, технологией ее изготовления и способами продаж;
- работы в коллективе, выработке коллегиальных решений с использованием приемов группового решения;
- абстрактного и образного мышления как основы эффективного творческого использования
системного подхода к исследованию процессов и явлений [3].
В качестве базовых компонентов процесса обучения О.П. Околелов [4] относит следующее:
- конструктивный - предоставление учащемуся психолого-педагогического инструментария для уточнения его учебных целей, создания программы деятельности, выбора одного из вариантов учебной деятельности;
- содержательный - отбор содержания учебной дисциплины с позиций социальной актуальности формируемых знаний, учета психологопедагогических требований к организации обучения, научности, взаимообусловленности содержательной и процессуальной сторон обучения;
- нелинейное структурирование - разработка вариантов содержания учебной дисциплины на основании психолого-педагогических и учебных характеристик конкретного контингента учащихся;
- операционно - деятельностный - специфические формы, методы и средства проектирования обучения и возможности его реализации в пространстве педагогической среды познания: ситуативная обучающаяся система, дидактические средства нелинейного структурирования процесса обучения, сетевые методы, позволяющие моделировать и оптимизировать содержание дисциплины, методы и средства дистанционного образования и др.;
- оценочно-результативный - дидактические средства, подобранные в соответствии с учебными целями, методики количественной оценки эффективности учебной деятельности, методики самооценки результатов; дидактические средства устранения имеющихся пробелов в знаниях и умениях, инструментарий проектирования учебных задач, выработка рекомендаций по дальнейшему изучению дисциплин.
Для проектирования результатов открытого образования, в нашем исследовании мы используем вероятностное моделирование. Рассмотрим основные требования, которым должна отвечать, с нашей точки зрения, подобная модель: учитывающая деятельностный подход к обучению бакалавров-конструкторов одежды; раскрывающая коммуникативный фон игры; организовывающая деятельность преподавателя по подготовке и организации игры.
Основными параметрами содержания модели является цель, задачи, принципы, условия и предполагаемый результат процесса. На данную систему оказывает влияние социальный заказ и требования ФГОС ВПО по направлению подготовки 262200.62 «Конструирование изделий легкой промышленности». Реализация модели способствует обеспечению целостности, направленности и эффективности формирования профессиональных компетенций ба-калавров-конструкторов одежды средствами дидактических игр.
В первый блок - целевой включены цель, задачи, подход и принципы.
Процесс обучения как любой вид деятельности характеризуется определенным соотношением категорий: цель-средство-результат. В нашем исследовании цель, обозначенная в модели, определяет
требования к профессиональной компетентности специалистов легкой промышленности.
В нашем исследовании была использована таксономия целей Б.Блума [5], которая основана на классификации объектов, их естественной взаимосвязи и используется для описания их категории. При этом мы учитывали когнитивный и аффективный аспект таксономии целей.
Когнитивный аспект предполагает формирование потребности к получению знаний об современных инновационных технологиях и материалах, которые необходимы для создания новых востребованных обществом продуктов и конкурентоспособных объектов деятельности специалиста легкой промышленности.
Аффективный аспект обеспечивает формирование профессионального отношения к явлениям окружающего мира.
Второй блок - содержательный
При формировании профессиональной компетентности бакалавра-конструктора одежды мы учитываем тенденции инженерного образования, связанных с совершенствованием подготовки специалистов и повышением их конкурентоспособности:
- необходимостью учета требования работодателей к повышению роли субъекта труда в инновационных преобразованиях и усовершенствованиях;
- необходимостью самостоятельного овладения и усвоения профессиональных знаний, умений и навыков.
В содержательном блоке моделируется профессиональная компетентность будущих специалистов, представленная как интегративное качество личности, включающая когнитивный, мотивационно
- ценностный, социальный и деятельностный компоненты.
Структурными компонентами профессиональной компетентности специалиста являются общекультурные и профессиональные компетенции, позволяющие специалисту проявить свои способности, и добиться успеха в профессиональной деятельности.
Общекультурные компетенции (ОК) включают в себя сформированные знания, умения и навыки о необходимости соблюдать общечеловеческие, гуманные, нравственные законы и нормы. Так же проявлять такие личностные качества как гражданские, нравственные, интеллектуальные, общей культуры, стремление жить в гармонии с окружающим миром.
Профессиональные компетенции (ПК) зависят от профессиональных обязанностей специалиста и выбранного профиля, стандартизированы для каждой должности, являются исходной точкой для развития профессиональной карьеры и достижения вершин профессионализма и включают: научноисследовательские компетенции, производственнотехнологические, организационно-управленческие, проектные.
Каждый из компонентов профессиональной компетентности специалиста легкой промышленности входит в структуру наполняющих ее компетенций, раскрывающихся через когнитивный, мотива-
ционный, аксиологический, социальный и деятельностный компоненты.
Третий блок - организационно-
процессуальный определяет, при каких условиях комплекс дидактических игр (таблица 1) встраивается в учебный процесс и проявляется себя как педагогическое средство, обеспечивающее формирование профессионально компетентных бакалавров. В соответствии с процессом освоения профессиональной деятельности по основной образовательной программе в цикле специальных дисциплин (ГОС ВПО) и профессиональном цикле (ФГОС ВПО), а также в ходе производственной практики комплекс дидактических игр определяется этапами формирования профессиональных компетенций, имитацией профессиональной деятельности специалиста, моделированием производственных отношений, воспроизведением способов решений профессиональных задач.
Таблица І - Комплекс дидактических игр
Основные характеристики комплекса дидактических игр Тип дидактических игр
Соревно- вательная игра Техноло- гическая игра Ситуационная игра
Профес- сиональные компетен- ции ПК-10, ПК-11, ПК-15 ПК-10, ПК-11, ПК-16 ПК-10, ПК 11, ПК-17
Имитация профессиональной деятельности специалиста Производственно-конструкторская и организационно-управленческая Производственно-конструкторская и организационно-управленческая Проектная (дизайнерская) и производственно -конструкторская
Моделирование про-изво-дственных отношений Специалист-специалист, специалист-менеджер Специалист-специалист, специалист-рабочий Специалист-специалист, специалист-рабочий
Воспроиз- ведение способов решения профессио- нальных задач Эвристический, аналитический, творческий и диалоговый Эвристический, аналитический, творческий и диалоговый Эвристический, аналитический, творческий и диалоговый
Личностный смысл игры Мотивация Процесс Механизм
Структура комплекса дидактических игр образованная из совокупности элементов (предмет игры, сценарий игры, участники игры, роль и функции игроков, система оценивания).
При проектировании комплекса дидактических игр учитывается перечень тем дисциплины «Конструкторско-технологическая подготовка производства», направленных на формирование профессиональных компетенций бакалавра-
конструктора одежды.
В ходе дидактических игр осуществляется моделирование будущей профессиональной деятельности конструктора одежды, служит условием формирования личности специалиста. Также в ходе игры у будущих специалистов моделируются навыки социального взаимодействия, ценностные ориентации и установки, стимулируется развитие профессионально направленного творческого мышления, обеспечивает проявление профессиональной мотивации, способствует приобретению опыта - как предметно-профессионального, так и социального.
Четвертый блок - результативный позволяет определить эффективность внедрения комплекса дидактических игр и характеризуется критериями, показателями и уровнями сформированности профессиональной компетентности будущего специалиста легкой промышленности.
Таким образом, дидактические игры вводят в процесс обучения элементы инновационной профессиональной деятельности бакалавра-
конструктора одежды. Спроектированные входе дидактических игр изделия могут служить моделями для обучения студентов младших курсов. Полученные в ходе педагогического эксперимента результаты позволяют сделать вывод о сформирован-ности профессиональных компетенций.
Литература
1. Грачев, С.В. Исследовательские университеты: мировой опыт и приоритеты развития. / С.В. Грачев, Е.А. Го-роднова. - М.:ООО «Медицинское информационное агентство», 2009. - 160с.
2. Русалов, В.М. Теории личности. Психология: учебник / под. Ред. В.Н. Дружинина. - СПб., 2000. - 480с.
3. Ханнанова-Фахрутдинова, Л.Р. игровые технологии в подготвке специалистов легкой промышленности. / Л.Р. Ханнанова-Фахрутдинова, Л.Ю. Хацринова // Вестник казан. технол. ун-та. - 2011. - № 17. - С.237-244.
4. Околелов, О.П. Дидактическая специфика открытого образования / О.П. Околелов // Педагогика. - 2001. - №6.
- С.45-51.
5. Bloom, B.S. Taxonomy of Educational Objectives The Classification Goals. Handbook 1: Cognitive Domian / B.S. Bloom. New York David McKey Co, 1956.
© Л. Р. Ханнанова-Фахрутдинова - ст. препод. каф. конструирования одежды и обуви КНИТУ; О. Ю. Хацринова - канд. техн. наук, доц. кафедры ИПиП КНИТУ, [email protected].