ДИАСПОРА КАЗАХОВ ХАТЛОНА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА
Л. ДОДХУДОЕВА
доктор исторических наук, заведующая отделом этнографии Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Академии наук Республики Таджикистан ул. Рудаки 33,734025 Душанбе, Республики Таджикистан эл. почта [email protected], тел.(+992) 221 37 42
Казахи Южного Таджикистана внесли свой вклад в развитие сельского хозяйства, транспорта, культуры края, способствовали укреплению дружественных связей между таджикским и казахским народами, их активному непосредственному взаимодействию.
Ключевые слова: Таджикистан, Хатлон, Куляб, область, казахи, номады, сельское хозяйство, юрта.
В современной научной литературе достаточно хорошо разработаны проблемы политико-экономических и историко-культурных взаимосвязей Таджикистана и Казахстана в древности, средневековье и современную эпохи. Однако, как правило, модель межкультурных контактов между двумя народами рассматривается в контексте межэтнического, межконфессионального взаимодействия властных структур и интеллектуальных элит общества. Повседневная жизнь представителей социумов редко находит отражение в комплексном исследовании историко-культурного наследия двух народов. Отчасти восполнить этот пробел могут помочь документы Этнографического архива Академии наук Таджикистана, которые свидетельствуют об истории казахов, их миграции и вкладе в экономику, культуру Южного Таджикистана.
Особое значение имеют материалы первой этнографической экспедиции Института истории, языка и литературы Таджикского филиала Академии наук СССР (ИИЯЛ ТФАн) в 1948-49 гг. в Ку-лябскую область (ныне часть Хатлонской области) под руководством выдающегося советского этнолога А.К. Писарчик. Материалы этой экспедиции опубликованы лишь частично, и большая их часть до настоящего времени не введена в научный оборот, остается неизвестной исследователям.1 Однако сохранившиеся документы и, прежде всего, «Предварительный отчет» экспедиции имеют исключительный научный интерес и важны тдля этнической идентификации народов не только Таджикистана, но и всей Центральной Азии.
Организованный в 1948г. кабинет этнографии ИИЯЛ сразу приступил к разработке большой темы - «Сплошное этнографическое обследование Таджикистана», материалы которой должны были помочь уточнить границы историко-культурных районов и микрорайонов, послужить основанием для составления подробной этнографической карты, а в будущем - и историко-этнографического атласа. Кулябская область, как наименее изученная, стала первым маршрутом таджикских этнографов.2
Эта южная область, расположенная в отрогах Гиссаро-Алая (высота до 4088 м), была образована в Таджикистане Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 октября 1939 г. В ее состав были включены Куляб, который в 1934 г. получил статус города, и такие районы, как Бальджуанский, Дангаринский, Дашти-Джумский, Кангуртский, Кзыл-Мазарский, Колхозабадский, Ку-лябский, Муминабадский, Пархарский, Сари-Хосорский, Хова-лингский и Шуроабадский.
Территория Кулябской долины занимает выгодное географическое положение, а ее речные долины являлись с древних времён основными местами поселения человека. Плодородные почвы, обильно орошаемые многоводными горными реками и их притоками, всегда привлекали сюда оседлое и кочевое население.
Основной вывод, сделанный А.К. Писарчик в « Предварительном отчете», гласит: «Кулябская область представляет «сплошной таджикский массив» при наличии разнообразных этнических групп». Этнические же меньшинства были достаточно разнообразны и включали в себя представителей таких национальностей и племен, как казахи, карлуки, мугулы, хазора, барласы, локайцы, семизы и кесамиры, катаганы, миришкоры, кунграты, сараи, каучи-ны, баташи, белуджи, узбеки, арабы, лархоби, чинаки, обсарина, утабулоки, шомари, афганцы, индусы, татары, русские, украинцы и многие другие.
Наряду со сбором материалов о национальном составе того или иного региона экспедицией фиксировался и этнографический материал, касающийся особенностей жилища, религии, костюма, верований, обрядов, ритуалов и т.п. У казахов, карлуков, хазора, катага-нов и ряда других тюркских народов экспедиция зафиксировала деление на роды, у таджиков - наличие каумов (объединений жителей по родственным и другим признакам).3
Земледелие в Кулябской области также оставалось в центре внимания этнографов, которые описывали способы обработки земли, типы используемых орудий труда, хозяйственные обычаи и обряды. Оказалось, что здесь преобладали, в основном, богарные,
неполивные земли, зерновые культуры и почти не применялись удобрения. После Октябрьской революции на юге были расширены территории для выращивания хлопка, риса, огородных культур.
Как считала сама А. К. Писарчик, эти сведения при всей их краткости, предоставляют для исследователей, хотя и неоднородную информацию по обследованным группам, но способны служить прекрасным материалом для определенных обобщений и выводов. Можно утверждать, что материалы Кулябской экспедиции 19481949гг. - это ценные свидетельства повседневной жизни народов Советского Таджикистана, его микросоциология.
Исследователи зафиксировали сообщения местных жителей о том, что до революции в Кулябской области адаевские казахи жили на территории нынешнего Дангаринского района, в бывшем кишлаке Тошрабат (Тош гузар) Булионского кишлачного Совета. Баев среди них не было. Они разводили верблюдов и самые богатые из них имели до 20-30 голов этих животных. Основная часть казахского населения собирала и продавала фисташки, выжигала уголь, который сбывался ими в Ховалинге и Бальджуане. Но уже к концу 40-х гг. ХХв. кишлак Тошрабат не существовал, поскольку обитавшие здесь казахи покинули свои кочевья. Установить цели и направление их миграции экспедиции не удалось.
Сохранились сведения о казахском населении (1500 человек), которое проживало в Дямликульском и Сарайкамарском туманах Кургантюбинского вилайета Таджикистана. Согласно преданию, они пришли сюда из Мангышлака, который вынуждены были по-
4
кинуть из-за засухи.
В 1949 г. экспедицией были зарегистрированы казахи в кишлаках Курбанабад, Тугул, Афгон-кишлак, Амир-хал тубек Пархарско-го района. Согласно зафиксированным материалам, казахское население кишлака Тугул обосновалось здесь в начале ХХв. и успело уже несколько «обузбечиться» по языку, но сохранило свои собственные обычаи и быт. Казахи поселений Курбанабад, Афган-кишлак и Амир хал тубек пришли в Таджикистан по договору с Та-джиктрансом около 1930-31 гг. в качестве верблюдчиков из Кени-мехского района Узбекской ССР и Кзыл-орды. Сначала они осели в Курган-Тюбе, а потом в Кулябе, где окончательно и обустроили свои хозяйства. Двадцать хозяйств переселились в Южный Таджикистан из Аральска.
Важно, что экспедиция зафиксировала родоплеменную основу казахского массива в Южном Таджикистане. Так, указанные выше казахские поселенцы являлись представителями родов Средней и Малой орды - чозов, чузов. Они сообщили, что достаточно активно об-
щаются со своими родичами в Кенимехском районе. В колхозе «Сталинабад» Пархарского района проживали казахи Средней орды - Орта чоз из Кзыл-орды, Тотманарыка и Чаили. Все они прибыли в Таджикистан в 30-е гг. ХХв, как и их сородичи из колхоза «Кзыл Муоджир» Ватанского кишлачного совета. В колхозе им. Ламанова Пархарского района проживали в то время казахи из рода досок, мигрировавшие сюда, как и их сородичи, из колхоза «Комсомол», из Кзыл-рабата. В колхозах «Рохи Ленин» и «1мая» проживали и работали казахи рода алъм, принадлежащие к Кши джозу.
По данным экспедиции 1948-1949гг. казахи занимались земледелием, преимущественно хлопководством. Многие из них добросовестно выполняли свои обязательства. Так, казахи из колхоза «Комсомол» приехали по договору с Таджиктрансом сначала в Курган-тюбе, а затем обосновались в Пархаре и начали заниматься хлопководством. Благодаря их усилиям колхоз стал передовым, лучшим в районе.
Проживали казахи в глинобитных домах, в прямоугольных камышевых шалашах, обмазанных глиной, или в камышевых юртах, также обмазанных на зиму глиной. В кишлаке Курбонабад, в котором насчитывалось около 100 хозяйств казахов, в 1948г. сохранились лишь три старые войлочные юрты. Дома отапливались печкой с вмазанным в пол котлом. Печка размещалась у входа в дом, а длинный дымоход в виде неширокой и высокой (около 1,5 м) стенки разделял комнату поперек на две части - жилую и хозяйственную. Члены экспедиции особо отметили, что такая планировка домов была очень удобна. Она нравилась и живущим в одном колхозе с казахами локайцам, которые стремились многое перенять из их быта. Локайцы очень ценили казахские изделия и покупали у казахов юрты и ковровые вещевые мешки - мафрач( мапрамач).
Как отмечено экспедицией, в 40-х гг. ХХ в. казахи пекли хлеб на каменных сковородах, а также в котлах или в вырытых в земле очагах типа таджикских чагдонов, называемых ими как тандыр. Масло они сбивали в деревянной маслобойке - кобо, мутовку которой двигали сверху вниз. В Южном Таджикистане, как отмечали исследователи, только казахи носили воду в ведрах на коромысле - ийн-агагач.
Члены экспедиции описали дом местного учителя-казаха Бекты-баева из Дарган-Аты. Он имел юрту - кора йу из куга, кереге, которая была привезена им с исторической родины. Сверху она была покрыта чием из куга, сделанным уже в Таджикистане. Новых деревянных частей юрты казахи уже не имели и объясняли это обстоятельство тем, что в округе нет мастеров («уста ёк»). В юрте семья
проживала только летом, зимой она переходила в более теплое помещение - там или в камышевый дом, обмазанный глиной - какра, который отапливался печью. Тандыром, выкопанным в земле, они не пользовались.5
Вопрос миграции казахов из одного района в другой, возможно, был связан с тем, что именно в 40-е гг. ХХв. в Кулябской области широкий размах получило добровольное переселение. Только в 1946 г. из числа переселенческих хозяйств внутри области было создано 25 хлопководческих колхозов, что способствовало дальнейшему развитию сельского хозяйства и укреплению экономики этого региона и в целом республики.6 Несомненно, что казахское население Южного Таджикистана активно участвовало в этом процессе.
В этнографическом архиве Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Академии наук Таджикистана также хранятся фотографии, подготовленные экспедицией в 1948-1949гг.(фотоколлекция №2). Среди них имеются изображения казахов, их жилища, очагов и ремесленных изделий.
По данным объединения «Таджикистан-Казахстан» Общества дружбы республики в настоящее время в стране проживает 570 человек казахской национальности, на юге республики, в Хатлонской области, которая включает территорию бывшей Кулябской области, их насчитывается 174 человека. Эти цифры свидетельствуют о том, насколько поменялась этническая ситуация в Южном Таджикистане, как в статистическом выражении, так и в этническом плане.
Бесспорно, казахи, проживавшие в советское время в Южном Таджикистане, внесли свой вклад в развитие сельского хозяйства страны, транспорта, культуру, способствовали укреплению дружественных связей между таджикским и казахским народами, их активному, непосредственному взаимодействию.
В этом смысле команда этнографов Таджикистана, участвовавшая в экспедиции 1948-49гг. под руководством А.К. Писарчик собрала важные свидетельства по этнической идентификации таджикского народа и многочисленных национальных меньшинств Кулябской области, в том числе казахов, их историческому опыту взаимодействия. О фундаментальных ценностях межнационального диалога, социальных приоритетах казахов Южного Таджикистана, их культурных традициях, профессиональной специализации, психологии сегодня свидетельствуют неопубликованные результаты исследований, хранящихся в архиве Института истории, археологии и этнографии им. А.Дониша Академии наук Республики Таджикистан.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Писарчик А. К., Кулябская этнографическая экспедиция 1948 г// Известия Таджикского филиала Академии наук СССР. - Стали-набад, 1949. - № 15.Писарчик А.К. Кармышева Б.Х. Опыт сплошного этнографического обследования Кулябской области.// Известия Отделения общественных наук АН Таджикской ССР. -Сталинабад, 1953, № 3. Писарчик А. К., Широкова 3. А., Музей археологии и этнографии им. М. С Андреева. //Известия Отделения общественных наук АН Тадж. ССР. // Сталинабад, 1952,№ 2.Додхудоева Л. Полиэтническое общество советского Таджики-стана//Центральная Азия. Человек-общество-Государство. -Москва, 2013.
2. Писарчик А.К.Этнографическая наука в Таджикистане(1920-1990гг.)/ подготовка текста к печати Н.Бабаева. - Душанбе, 2002. - С.29.
3. Писарчик А. Предварительный отчет...-С.88-89.
4. Там же. - С.93.
5. Там же. - С.45.
6. Абдурашитов Ф.М. Из истории внутреннего переселения в Таджикистане. Душанбе-2013. - С.40.
KAZAKH DIASPORA OF KHATLON REGION IN THE FIRST HALF OF THE 20th CENTURY
Larisa Dodkhudoeva
Doctor of History, Head of Ethnographic department A Donish Institute of History, archaeology, ethnography Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan 33 Rudaki av., 734025 Dushanbe, Republic Tajikistan E-mail: [email protected], phone (+992) 221 37 42
The Kazakhs lived in the Soviet era in Southern Tajikistan, contributed to the development of the country's agriculture, transport, crafts. They have strengthened of friendly relations between the Tajik and Kazakh people, their active, direct mutual interaction.
Key words: Таjikistan, Khanlon, Kulyab, region. Kazakhs, номады, agriculture, yurta