Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ В ТРУДАХ Б.Х. КАРМЫШЕВОЙ 70-80-Х ГГ. ХХ ВЕКА'

ВОПРОСЫ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ В ТРУДАХ Б.Х. КАРМЫШЕВОЙ 70-80-Х ГГ. ХХ ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
60
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОГРАФИЯ / ЛОКАЙЦЫ / ВЫШИВКА / ТРАДИЦИИ / МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Джураева Н.

Данная статья посвящена вопросам традиционной культуры национальных меньшинств освещённых в трудах известного этнографа Кармышевой Б.Х. Содержатся сведения об образцах народного творчества - локайцев (узбекских национальных меньшинств) проживающих на территории Таджикистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL CULTURE OF NATIONAL MINORITIES IN PUBLICATIONS OF B.H. KARMISHEVA IN 1970-80-S

The eminent ethnographer B.H. Karmysheva prepared 60 publications on national minorities of Central Asia. Her monographs and articles are dedicated to Turkic speaking nomad Lakais and Kungrats 1948-1953 who lived on the territory of Tajikistan and Uzbekistan. She contributed to the field of study of their history, migration, customs, crafts. In a more rural context the woven of Lakai and Kungrat tribes have embroidered small functional and non-functional items with their archaic “animal style” imagery, carry an echo of Asia’s long shamanist past. The nomads bought silk from Bukhara traders, or local silk from Kulyab and Kobadyan.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ В ТРУДАХ Б.Х. КАРМЫШЕВОЙ 70-80-Х ГГ. ХХ ВЕКА»

ВОПРОСЫ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ В ТРУДАХ Б.Х. КАРМЫШЕВОЙ 70-80-х гг. ХХ ВЕКА

Н. ДЖУРАЕВА

младший научный сотрудник Отдела этнографии Института истории, археологии и этнографии Академии наук Республики Таджикистан.

Адрес: 734025, Душанбе, ул. Рудаки 33 эл. почта: nigora-27@mail.ru Тел.: 221 77 16

Данная статья посвящена вопросам традиционной культуры национальных меньшинств освещённых в трудах известного этнографа Кармышевой Б.Х. Содержатся сведения об образцах народного творчества - локайцев (узбекских национальных меньшинств) проживающих на территории Таджикистана.

Ключевые слова: этнография, локайцы, вышивка, традиции, материальная культура.

Республика Таджикистан - многонациональное государство. На её территории в настоящее время прожива. т более ста этнических меньшинств, являющихся ее гражданами, но не принадлежащие к коренной национальности и осознающие себя национальной общи-ной.1 Их обычаи и верования становится все более сложно фиксировать, ибо в эпоху глобализации они быстро исчезают из быта, оставаясь лишь в памяти старшего поколения.

В этой ситуации важными становятся исследования, которые на протяжении двух десятилетий в 70-80-е гг. ХХ в. вели таджикские этнографы. Ими был собран богатейший материал, всесторонне характеризующий жизнь, быт, обычаи и верования народов, проживавших на территории республики в те годы. Их необходимо интенсивно изучать, так как в них содержатся данные по истории, миграции, социальном составе, культуре отдельных племен и народов, а с другой - важные данные, помогающие раскрыть взаимодействие этнических меньшинств с таджиками, а также с другими общинами, проживающими на таджикской земле.2

Видными представителями научного изучения малых народов Таджикистана в сфере этнографии были Михаил Степанович Андреев, Антонина Константиновна Писарчик, Балкис (Бэлькис) Халиловна Кармышева и другие. В настоящей статье мы остановимся именно

на работах последней исследовательницы, так как рамки статьи не позволяют охватить деятельность всех ученых. Среди таджикских этнографов именно она вела самые интенсивные работы в области этнической идентификации национальных меньшинств в 70-80-е гг. ХХ в. Исследовательница изучала историю и обряды многих народов Средней Азии и Казахстана: таджиков, узбеков, киргизов, казахов, туркменов, арабов, а также башкиров, татаров, грузин, венгров.

Б.Х. Кармышева (13.06. 1916, Кульджа, Синьцзян, Китай -2000, Москва) издала около 60 работ по разным проблемам, но основной её научный интерес были сосредоточен на взаимоотношениях оседлого таджикского населения с представителями в прошлом кочевых народов, что нашло отражение в ее первой монографии 1954г. «Уз-беки-локайцы Южного Таджикистана» изданной в Душанбе.

Она первой разработала проблему формирования этнического состава населения Таджикистана и Узбекистана, изучать поселения локайцев, тюрков, карлуков, конгратов и других тюркоязычных народностей.

В 1976г. впервые были сформулированы положения о том, что «одним из существенных факторов, определивших весь ход экономического, политического, культурного и этнического развития Мавераннахра эпохи феодализма, было тесное взаимодействие оседлого населения оазисов и так называемой кочевой степи».3 Вместе с тем этот сложившийся на протяжении веков хозяйственный симбиоз определил и самобытность каждого из этнических компонентов населения этого региона.

Б. Х. Кармышева совершила более двадцати экспедиций в разные районы республики, и прежде всего, в Кулябскую область, а также за её пределами. Она была «ненасытной» к знаниям, и в экспедициях записывала буквально всё, что было важно, по её мнению, для науки, особенно если это «что-то» было на грани исчезновения. Этнограф до мозга костей, она буквально наслаждалась общением с информаторами. Не меньшее удовольствие получали от общения с ней и информаторы. Эти взаимная симпатия и доверие давали исследовательнице возможность добывать уникальнейший полевой материал, который смог бы собрать далеко не каждый этнограф.4

Скотоводство и земледелие, различные ремесла и промыслы, одежда и жилище, брак и семья, жизнь детей, погребально-поминальные обряды, ислам и служители ислама, конные игры, фольклор, ономастика, терминология - вот основным проблемы, которыми занималась Б. Х. Кармышева.

По сути именно Б.Х. Кармышева остается до сих пор единственным ученым, кто стал изучать прикладное искусство локайцев и дру-

гих степных полукочевых племен. Экспедиции, предпринятые ею в 1940-х-70-х гг. ХХ в., позволили ученой собрать первые коллекции, а также информацию о бытовании тех или иных видов изделий.

В собрании этнографического архива Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша имеется небольшая коллекция (№ 20), название которой «Б.Х. Кармышева. Обследование Ходжа Накширан в 1952г. Археологический отряд». Фотографии, которые в основном представляют образцы народного творчества локайцев и кунгратов (тюркоязычных монгольских племен), как указано в описи коллекции, были сделаны фотографом Н. Темновым.

Б. Х. Кармышева нередко выезжала с археологическими экспедициями для сбора материалов, например, в 1952г.-53гг. она работала младшим научным сотрудником в Хуттальском отряде Таджикской археологической экспедиции, организованной Институтом этнографии Академии наук СССР.5 Поэтому ее участие в исследовании всемирно известного памятника Ходжа Накшрона или, как отмечено в описи Ходжа Нахширана, в Турсунзадевском районе (в прошлом Регарском районе) в 1952г. не являлось исключением.6

Все снимки были собраны и систематизированы Бэлькис Хали-ловной Кармышевой для проведения исследовательской работы. Это своего рода лаборатория известного ученого, задумавшего изучить определенную проблему и с этой целью объединившего разнообразный материал. Подтверждение этому предположению можно найти и в списке трудов этнографа, среди которых значится статья «Ло-кайские «мапрамачи» и «ильгичи», опубликованная в 1955г.7 Несомненно, она была подготовлена, судя по ее названию, на базе данной коллекции №20. Совпадения есть и в том, что некоторые экспонаты из Республиканского историко-краеведческого музея Тадж. ССР (ныне Национальный музей Республики Таджикистан) были обследованы автором и использованы им при публикации своей статьи в главном издании музея тех лет «Сообщения». Затем последовали и другие исследования, которые позволили ей дать анализ локайскому ткачеству и вышивке.

По мнению Б. Х. Кармышевой, с шаманскими представлениями связаны отдельные элементы локайской вышивки, которые можно включить в группу тотемных знаков, а мотивы в виде несомкнутого круга напоминают след копыта лошади.8

Она рассматривает ковровый вещевой мешок мапрамач, аналог деревянного сундука, не только тканые ковровые, но и те, что были созданы из ткани с вышитой передней и боковыми стенками.При переезде невесты в дом жениха в мапрамач складывали принадлежности внутренней отделки юрты (тканые полосы, тесьму и др).

По мнению Б. Х. Кармышевой, к числу самых популярных изделий относились илгичи (букв. - вывешиваемая вещь) - вышивки квадратной (в среднем 70х70 см), прямоугольной, приближающейся к квадрату, или пятиугольной формы.Наряду с коврами еще в 1930-х гг. они были непременной частью приданого невесты; девушка из состоятельной семьи имела в приданом 3-4 пары илгичей (разнообразного вида сумки), менее состоятельная - по одному илгичу каждого вида.9

Благодаря исследованиям Б. Х. Кармышевой, известны илгичи трех видов. Табаклау представляла собой сумку в форме конверта для хранения либо транспортировки посуды), торба не имела формы конверта и клапана и вешалась на грудь лошади в иных торжественных случаях, использовалась в качестве попоны. Пятиугольная сумка Уук кап предназначалась для ууков, т.е. жердей юрты, на верхний конец каждой связки надевался вышитый чехол уук кап и навьючивались на лошадь.10

Такую же пятиугольную форму имела вышитая сумка кайчидон вытянутой формы для хранения ножниц для стрижки овец. Существовали также специальные вышитые сумочки для хранения зеркал ойна-халта, чая - чай-халта, или сегуша, в которые заворачивали бытовой текстиль либо набрасывали на сложенные вдоль стен стопки одеял. Как видно из названия этих изделий, все они заимствованы были у таджиков. Возможно также, что локайские мастерицы стали их изготавливать именно под влиянием таджикских вышивальщиц.

Вышивка, как правило, обшивалась по краю тесьмой и украшалась бахромой, кисточками попок, иногда серебряными бляшками, бисером и др. Прежде такого рода сумки использовались и как украшение интерьера юрты, а позже, с прекращением сезонных миграций, превратились в элемент декора стен жилых помещений.

Богатое научное наследие этнографа Б.Х. Кармышевой имеет важное значение для исследования истории и культуры этнических меньшинств Центральной Азии, поскольку она сумела сохранить и проанализировать миграционные потоки и особенности семейного быта, ремесленного производства в ХХ в.

Примечания

1. Статистический сборник «Численность населения Республики Таджикистан на 1января 2014 года» / Под ред. Хасановой Г.К. -Душанбе, 2014.

2. Этнография Таджикистана. Душанбе: Дониш, 1989. - С. 3.

3. Кармышева Б.Х. Очерки этнической истории южных районов Таджикистана и Узбекистана / АН СССР. Ин-т этнографии. М., 1976.-С. 320.

4. Губаева С.С. Балкис Халиловна Кармышева (13.07.1916-09.10.2000) // Этнографическое обозрение. 2001. № 3. С. 154—157.

5. Писарчик А.К. Этнографическая наука в Таджикистане(1920-1990гг.)-/ Подготовка текста к печати Н. Бабаева.-Душанбе, 2002.-С.71.

6. Джураева Н. Фотоколлекция этнографа Б.Х. Кармышевой и её значение для исследования культуры этнических меньшинств Центральной Азии. Вестник педуниверситета

7. Кармышева Б.Х., Локайские « мапрамачи» и « ильгичи»// Сообщ. Респ. Ист-краевед. Музея. - Вып. 2. История и этнография. - Ста-линабад, 1955.-Вып.2. - С. 121-169, 30 илл.

8. Там же.-С. 145.

9. Там же.-С. 134.

10. Там же.-С. 146.

TRADITIONAL CULTURE OF NATIONAL MINORITIES IN PUBLICATIONS OF B.H. KARMISHEVA IN 1970-80-S

NIGORA JURAEVA Junior researcher A. Donish Institute of History, archeology and ethnography Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan E-mail: nigora-27@mail.ru; Tel. 221 20 93

The eminent ethnographer B.H. Karmysheva prepared 60 publications on national minorities of Central Asia. Her monographs and articles are dedicated to Turkic speaking nomad Lakais and Kungrats 1948-1953 who lived on the territory of Tajikistan and Uzbekistan. She contributed to the field of study of their history, migration, customs, crafts. In a more rural context the woven of Lakai and Kungrat tribes have embroidered small functional and non-functional items with their archaic "animal style" imagery, carry an echo of Asia's long shamanist past. The nomads bought silk from Bukhara traders, or local silk from Kulyab and Kobadyan.

Keywords: ethnography, lokays, embroidery, tradition, material culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.