Научная статья на тему 'ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП КИРГИЗОВ ДЖИРГИТАЛЯ Б.Х.КАРМЫШЕВОЙ В 1954 Г'

ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП КИРГИЗОВ ДЖИРГИТАЛЯ Б.Х.КАРМЫШЕВОЙ В 1954 Г Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
128
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИРГИЗЫ / КАРАТЕГИН / РОД / ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Джураева Нигора

В статье приводятся материалы собранные известным советским этнографом Б.Х.Кармышевой в Джиргитале в 1954 г. Исследователь провела полевые работы в Каратегине, где изучила родословную киргизов и связанные с ними предания. Указываются изменения, произошедшие в их быту за годы Советской власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIELD WORK ON ETHNIC KYRGIZ GROUPS OF DJIRGITAL BY B.H. KARMYSHEVA

In this article we present materials collected by known Soviet ethnographer B.H. Karmysheva in Djirgital in 1954. The researcher conducted field work in Qarategin where studied the Kyrgiz pedigree and legends connected with it. She stressed changes in their everyday life in Soviet epoch.

Текст научной работы на тему «ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП КИРГИЗОВ ДЖИРГИТАЛЯ Б.Х.КАРМЫШЕВОЙ В 1954 Г»

ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП КИРГИЗОВ ДЖИРГИТАЛЯ Б.Х.КАРМЫШЕВОЙ В 1954 г.

Нигора ДЖУРАЕВА,

младший научный сотрудник отдела этнографии Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Академии наук Республики Таджикистан пр. Рудаки 33, 734025, Душанбе, Республика Таджикистан, тел (+992)2213742

В статье приводятся материалы собранные известным советским этнографом Б.Х.Кармышевой в Джиргитале в 1954 г. Исследователь провела полевые работы в Каратегине, где изучила родословную киргизов и связанные с ними предания. Указываются изменения, произошедшие в их быту за годы Советской власти.

Ключевые слова: киргизы, Каратегин, род, хозяйственная деятельность.

Белькис Халиловна Кармышева - известный советский этнограф, неоднократная участница Кулябской, Гармской этнографических экспедиций в разные годы, издавшая около 60 работ. Основная тема над которой она работала это взаимоотношения оседлого населения Среднеазиатского междуречья с кочевым.

Б.Х.Кармышева практически первой стала разрабатывать проблему формирования этнического состава населения Таджикистана и Узбекистана по этнографическим данным, открыв путь дальнейшим исследованиям этого вопроса. Она изучала историю и обряды многих народов Средней Азии и Казахстана: таджиков, узбеков, киргизов, казахов, туркменов, арабов, а также башкир и татар. Также одной из её основных тем исследования были этнические группы киргизов.

В 1954 г. Б.Х.Кармышева посетила Каратегин. Материалы её полевых исследований нашли отражение не только в её статье «Поездка к киргизам Джиргиталя в 1954 г.»,1 но и в следующих её публикациях: «Обряды, связанные с воспитанием детей у каратегинских киргизов»,2 комментарий к разделу «Свадебные обряды у киргизов» Ф.А.Фиелструпа,3 «Каратегинские киргизы».4

Монография «Каратегинские киргизы» посвящена историко-этнографической характеристике небольшой группы киргизов, проживавшей совместно с горными таджиками в одном из районов Таджикистана - Каратегине, до конца ХХ в. Книга представляет интерес в первую очередь тем, что сведений об этой группе киргизов в этнографической литературе немного. В работе рассмотрены история заселения Каратегина киргизами, их расселение, занятия, материальная и духовная культура, общественный и семейный быт, фольклор. Приведён словарь местных терминов.

В основу исследования о каратегинских киргизах легли полевые материалы, собранные Б.Х.Кармышевой в 1952-1954 гг. в составе Гармской этнографической экспедиции Института истории, археологии и этнографии АН ТаджССР. Эта экспедиция проводила сплошное этнографическое обследование Каратегина и Дарваза. В Джиргитальском отряде Гармской экспедиции помимо Б.Х.Кармышевой, принимали участие художник М.Р.Грабе и лаборантка Ю.И.Богорад.5 Кроме того, Б.Х.Кармышева приняла участие в 1957 г. в Среднеазиатской экспедиции Института этнографии АН СССР, а в 1988 г. ездила в Каратегин с сотрудником Ленинградского Института этнографии С.И.Илюшенко.6 Сбор материала проводился по программам, составленным экспедицией для сплошного этнографического изучения Гармской области.

Поездка Б.Х.Кармышевой к киргизам Джиргитальского района в 1954 году и собранные ею материалы по их расселению в Каратегине показывают, что ареал их расселения к моменту её исследования, т.е. за последние 75 лет не претерпел существенных изменений и совпадает с территорией нынешнего Джиргитальского района. Изменения шли только в направлении увеличения таджикского населения, роста кишлаков со смешанным населением, с одной стороны, а с другой - переселением ряда кишлаков (или части населения их) в южные районы Таджикистана на вновь осваиваемые под хлопок земли.

Почти все исследователи, которые в той или иной мере касались населения Каратегина и его истории, свидетельствуют, что Каратегин 200-300 лет тому назад был весь заселен киргизами и только постепенно таджики, пришедшие преимущественно из бассейнов рек Оби-Хингоу и Ях-Су, оттеснили их на восток.7

Все таджикские семьи помнят, откуда и сколько примерно поколений тому назад пришли сюда их деды и прадеды. Произведены многочисленные записи киргизов и таджиков о том, как преимущественно с Вахиё (верхнее течение р. Оби-Хингоу) происходило переселение таджиков в Джиргитальский район. Они или создавали постепенно новые поселения, или, что чаще, селились среди киргизов.

Согласно исследованию Б.Х.Кармышевой в середине ХХ века в Джиргитальском районе Гармской области проживали следующие роды киргизов: Бостон, Гыдырша (Кыдырша), Тент, Ахтарчи, Кесек и Кыпчак (подразделения Кзыл-Аяк и Таз). К роду Тейт относят подразделения Кара-Теит и Чон-Кыргыз, а к роду Бостон - Уйгур и Чегетер; род Чоок считается подразделением рода Гыдырша. Все они относились к племени ичхилих.

Старики считали, что все киргизы делились на две группы: тышкы кыргыз (внешние киргизы) и ички кыргыз (внутренние киргизы), откуда идёт название племени ичкилик. Внешними киргизами (иначе - отуз уул), по представлению информаторов, называют киргизов, живущих к северу и северо-востоку от Джалал-Абада и Нарына. Ичкиликами называют юго-западных киргизов, тех, что «вошли внутрь, смешались с узбеками, подчинились узбекскому хану».8

Каратегинские киргизы сами не называли себя ичкиликами. По их словам, только киргизы других племён называют их так. Со временем часть этих киргизов постепенно откочевала на восток, в Каратегин и их стали называть гыдырша, т.е. «бродячие», «странствующие». Оставшуюся в Хисаре часть киргизов стали называть калдык, т. е. «оставшиеся», откуда будто бы происходит название карлуков.6

Род Бостон, по одним сведениям, происходит из окрестностей Шахи- мардана (Ферганская область). В кишлаке Ярдам вблизи Шахимардана будто бы хранится шаджара (генеалогическая запись) здешних бостонов.7 По другой версии, здешние бостоны являются выходцами из Куляба.8 Родоначальником их считается некий Аскулубий.

Характерным для каратегинских киргизов является деление каждого кишлака на мелкие группы, называемые топ (буквально группа). Потомство одного человека образует топ, который, как правило, носит имя родоначальника. Представители одного и того же топа называют друг друга туган - родственник, и в прошлом каждый топ селился более или менее компактно.

Нередко название топа происходило от прозвища родоначальника. В кишлаке Сары-Кендже, например, есть топ Караке. Родоначальник его Маат-бек имел прозвище Караке, так как был очень смуглым человеком.

Ограничений вступать в браки как внутри отдельных родов, так и с представителями других родов не было. Распространены были и кузенные браки. Изредка встречались случаи заключения браков с отдалёнными (территориально) киргизами.

Собранные материалы дают характеристику хозяйственной деятельности киргизов Джир-гитальского района. Характерным для них являлось то, что земледелие, наряду с животноводством, занимало весьма существенное место в их хозяйственной деятельности. Животноводство населения Джиргитальского района было отгонным, но для него была свойствена заготовка грубых кормов на зиму. Ещё в дореволюционное время здесь появилась русская коса. Однако заготовка сена производилась в прошлом в очень незначительных количествах. В советское время в колхозах киргизы для скота производили достаточно запасов сена, самана, люцерны и ячменя, а также силоса.

Охота на горных козлов, была значительным подспорьем для жителей этого высокогорного района.

Б.Х. Кармышева зафиксировала различные типы ремёсел - плотничество, кузнечное дело, среди женских промыслов - ковроткачество, вязанье шерстяных чулок, заимствованное у таджиков, валянье кошм и вышиванье.

Плотники и кузнецы бывали как самоучками, так и прошедшими ученичество у известных местных мастеров. Обычно плотник бывал и столяром (изготовление сундуков, колыбелей и т. п.), а порой и кузнецом.

В советское время из женских промыслов явный упадок переживало ковроткачество, хотя мастериц было довольно много, как пожилых, так и молодых женщин.

Как и у таджиков Каратегина, среди киргизов Джиргитальского района было широко распространено отходничество. На заработки уходили в Ферганскую долину. Киргизы, в основном, нанимались пастухами или работали на возведении пахсовых стен.

Большое место в записях Кармышевой занимают материалы по домашнему быту киргизов (жилище, утварь, пища, одежда), по рождению и воспитанию детей, по семье и браку, а также по обычаям и обрядам, связанным со смертью и похоронами.

По её мнению, характерной чертой как материальной, так и духовной культуры киргизов Каратегина является весьма значительное влияние на них культуры таджиков и узбеков Ферганы, в очень незначительной степени, влияние Кашгара.

Как пишет Б.Х.Кармышева, население большого кишлака Джиргитал и окружающих его кишлаков, т. е. западной части района, была полностью двуязычно, т. е. говорило на таджикском и киргизском языках. Это двуязычие доходило до такой степени, что нередко говорили одновременно на обоих языках. Происходило так не только тогда, когда собирались соседи, киргизы и таджики. В этом случае каждый говорил на своём языке (или, говоря на таджикском языке, вводили в свою речь киргизские пословицы и поговорки и наоборот). Говорили на двух языках и в семье, так как смешанные браки были чрезвычайно распространены.

Большое взаимовлияние обеих культур наблюдается и в обычаях, связанных с рождением и воспитанием детей. Жилище, утварь, одежда и пища таджиков и киргизов имеют очень мало различий.

В прошлом, как киргизы, так и таджики вели полукочевой образ жизни: весной перекочёвывали на летние пастбища в окрестные горы, а на зиму возвращались в кишлаки. При этом таджики и киргизы летом жили в войлочных юртах, а зимой - в глинобитных домах. Таким образом, летнее жилище было киргизским, а зимнее - таджикским.

В середине ХХ в. согласно исследованию Б.Х.Кармышевой, на летовки выезжали, помимо животноводческих ферм колхозов, и всё нетрудоспособное население кишлаков: старики, дети, беременные женщины и т. д. Трудоспособные члены колхоза только навещали своих в свободное время, так как они были заняты уходом за посевами, уборкой сена, а позже - урожая зерновых и картофеля, ремонтом и строительством животноводческих ферм и т. д.

Юрту имела не каждая семья. Обычно две-три семьи (нередко не родственники, а соседи таджики и киргизы) занимали одну юрту. Все устройство и убранство юрты таджиков ничем не отличалось от киргизских.

Дома населения Джиргитальского района (как таджиков, так и киргизов) были сходны с домами таджиков Дарваза и припамирских стран.9 Мощные стены выложены или целиком из пахсы (6-9 слоев), или верхняя половина из пахсы, а нижняя - из камня. Дом представлял собой квадратную постройку, перекрытую плоской кровлей, лежащей не на стенах, а на деревянных стойках. Центральная часть крыши, поддерживаемая четырьмя столбами, имела деревянный свод из положенных один на другой нескольких квадратов, что снаружи отражается в виде приподнятости.

Дома западной части района отличаются от домов восточной части меньшими размерами и наличием айвана, а также тем, что помещения для скота не бывали под одной крышей с жилым домом.

Колхозная интеллигенция и учителя нередко к старому дому пристраивали ещё дом нового типа, состоящий из одной или двух комнат и айвана, сходный с домами узбеков Ферганской долины.

Убранство дома киргизов и таджиков имело очень мало различий. Мягкая утварь в виде кошм, ковров, ковровых и вышитых подушек, изготовлялась самими киргизками. Посуда была исключительно покупной. Вёдра (челек), из тонких арчевых досок со вставным дном (в них хранятся молочные продукты, а также сбивается масло) изготавливались киргизами рода Чарчи, живущими в Сохе. Они привозили свою продукцию в Джиргитальский район для продажи; нередко меняли на козлят и ягнят. Деревянные блюда (табак) приобретались у таджиков, а небольшие глубокие чашки (аяк) у киргизов Алая.

Пища киргизов Джиргитальского района и способы её приготовления претерпели значительные изменения под влиянием таджиков и ферганских узбеков. Основной способ приготовления хлеба был таджикским. Пекли большие и довольно тонкие лепешки, в танурах. На летовке как таджики, так и киргизы пекли хлеб по-киргизски: в котле, в золе, в сковороде. Существовало более 10 видов хлеба. В результате слияния таджикской и киргизской кухни наблюдалось относительное многообразие блюд.

За годы Советской власти произошли значительные изменения в одежде. По мнению Б.Х.Кармышевой мужская одежда очень близка к одежде узбеков Ферганской долины. Женщины перестали носить такие старинные элементы одежды, как бельдемчи (кусок ткани, нашитый на

пояс и носимый сзади поверх платья), чач-кеп (вышитый чепец) и келек (чалма), которые сохранились только в виде свадебного наряда. Исчезло и ношение девушками круглых отороченных мехом шапочек, которых заменили платки. Характерным для женского и девичьего костюма киргизок является подпоясывание платками (одним или несколькими), сложенными треугольником (кур). В Джиргитальской части района подпоясываются ещё и длинным (6 м) куском материи (тура-кур). Этот способ подпоясывания переняли и таджички. Другой характерной особенностью костюма киргизской женщины является, обувь. Киргизка никогда не носит галоши на босу ногу, как это распространено у таджичек и узбечек, а всегда надевает поверх шерстяных чулок ичиги с галошами. Девочки, девушки и женщины, за исключением пожилых, носят жилетки (камзор), которые у девушек украшаются перламутровыми пуговицами.

Влияние таджиков и узбеков Ферганы Б.Х.Кармышева видела в музыке и развлечениях каратегинских киргизов. Хотя бытует старинный национальный музыкальный инструмент киргизов комуз, но значительно больше распространен тамбур, характерный для таджиков и узбеков Ферганы, но столь характерная для таджиков и узбеков юга Таджикистана домбра почти отсутствовала в Джиргитальском районе. Постепенно стала распространяться среди киргизок игра на бубне, а также танцы, которые у тюрков до ХХ в. вообще не существовали. Песни киргизов Каратегина весьма близки к мелодиям Ферганских узбеков, но слова, сравнения и образы, продолжали отражать жизнь кочевника-скотовода.

Согласно заключению Б.Х.Кармышевой, культура и быт киргизов Джиргитальского района, расположенного на стыке культур горных таджиков, равнинных узбеков и скотоводов-кочевников киргизов, сочетала в себе элементы всех этих трёх культур.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Краткий отчёт о полевой работе см.: Кармышева Б.Х.Поездка к киргизам Джиргаталя в 1954 г. // ИООН АН ТаджССР. Сталинабад, 1956. Вып. 10-11. С. 25-31.

2. Статья «Обряды, связанные с рождением и воспитанием детей, у каратегинских киргизов» в соавторстве с С.С.Губаевой опубликована в Среднеазиатском этнографическом сборнике «К 100-летию со дня рождения Ольги Александровны Сухаревой» (2006 г. Вып. V). М., Наука, 2006.

3. Комментарий к разделу «Свадебные обряды у киргизов» Ф.А.Фиелструпа //Антропологические и этнографические сведения о населении Средней Азии. М., 2000 (в соавт. с С.С.Губаевой).

4. Каратегинские киргизы. М., Наука, 2009.

5. Краткий отчёт о полевой работе см.: Кармышева Б.Х.Поездка к киргизам Джиргаталя в 1954 г. // ИООН АН ТаджССР. Сталинабад, 1956. Вып. 10-11. С. 25-31.

6. С.И.Илюшенко был в Джиргатале и в 1983, 1987 гг.

7. Н.А.Кисляков. Очерки по истории Каратегина, изд. 2, исправл. и дополн., Сталинабад, 1954, стр. 35, и др., а также Р.Л.Неменова. Предварительный отчёт о работе во время Гармской этнографической экспедиции 1952 г., Доклады АН Таджикской ССР, вып. 9, Сталинабад, 1953, стр. 59-64.

8. Полевая запись от 21 июля 1954 г. О происхождении же названия «кыргыз» среди каратегинских киргизов бытует широко распространённая легенда о 40 девушках забеременевших от пены.

9. В.Л.Воронина. Жилище Ванча и Язгулема. Сб. статей Архитектура республик Средней Азии, М., 1951, стр. 251-281.

FIELD WORK ON ETHNIC KYRGIZ GROUPS OF DJIRGITAL BY B.H. KARMYSHEVA

N. JURAEVA,

researcher of ethnographic department, A.Donish Institute of history, archaeology, ethnography,

Academy of sciences of the Republic of Tajikistan 33 Rudaki av.,734025, Dushanbe, Republic of Tajikistan E-mail- (+992)221 37 42

In this article we present materials collected by known Soviet ethnographer B.H. Karmysheva in Djirgital in 1954. The researcher conducted field work in Qarategin where studied the Kyrgiz pedigree and legends connected with it. She stressed changes in their everyday life in Soviet epoch.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.