Научная статья на тему '«Диалог цивилизаций» как ресурс «мягкой силы» Исламской Республики Иран'

«Диалог цивилизаций» как ресурс «мягкой силы» Исламской Республики Иран Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
65
22
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Клио
ВАК
Ключевые слова
Исламская Республика Иран / концепция «Диалога цивилизаций» / Хатами / «мягкая сила» / публичная дипломатия / Islamic Republic of Iran / the concept of “Dialogue of civilizations” / Khatami / soft power / public diplomacy

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Александр Олегович Наумов, Мария Александровна Афанасьева

В последние годы наблюдаются объективные предпосылки трансформации мирового порядка, развивавшегося до недавнего времени под влиянием глобального доминирования западной либерально-капиталистической идеологии. Одновременно с этим происходит переоценка методов и технологий силового воздействия, используемых странами для повышения своего влияния или сохранения конкурентоспособности в международных отношениях. В контексте политико-идеологической активности разных стран широкое распространение получила концепция «мягкой силы» Дж. Ная, представляющая альтернативу жестким военным методам, обусловленных материальной мощью, применение которых приводит только к нарастанию межстрановых противоречий. В этой связи исследовательский интерес представляет историческая ретроспектива использования и интерпретация концепции «Диалога цивилизаций» президента Исламской Республики Иран М. Хатами в качестве ресурса «мягкой силы» Ирана и основы формирования конструктивного диалога между исламской и западной культурами. Актуальность исследования подчеркивается периодическими обострениями отношений Ирана с США и их союзниками. В статье выявляются предпосылки обновления содержания внешнеполитической доктрины Исламской Республики Иран в отношении стран Западной цивилизации с оценкой реакции международного сообщества, а также описываются механизмы практической реализации концепции «Диалога цивилизаций».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотрDOI: 10.24412/2070-9773-2024-7211-75-81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Dialogue of Civilizations” as a resource of “soft power” of the Islamic Republic of Iran

Since the end of the XXth century, there have been objective prerequisites for the transformation of world civilization, which had developed up to that time under the influence of the global dominance of Western liberal capitalist ideology, towards increasing the importance of intercultural pluralism. At the same time, there is a reassessment of the methods and tools of force used by countries to increase their influence or maintain competitiveness in international relations. In the context of the political and ideological activity of different countries, the concept of soft power by J. Nye. It represents an alternative to harsh military methods due to material power, the use of which only leads to an increase in inter-country contradictions. In this regard, the historical retrospective of the use and interpretation of the concept of the “Dialogue of civilizations” by the President of the Islamic Republic of Iran, M. Khatami, as a resource of Iran’s soft power and the basis for the formation of a constructive dialogue between Islamic and Western cultures is of research interest. The relevance of the study is emphasized by the periodic aggravation of Iran’s relations with the United States and its allies. The article identifies the prerequisites for updating the content of the foreign policy doctrine of the Islamic Republic of Iran in relation to the countries of Western civilization with an assessment of the reaction of the international community, and describes the mechanisms for the practical implementation of the concept of “Dialogue of civilizations”.

Текст научной работы на тему ««Диалог цивилизаций» как ресурс «мягкой силы» Исламской Республики Иран»

УДК 94(55)

DOI: 10.24412/2070-9773-2024-7-75-81

Дата поступления (Submitted) 06.07.2024

Дата принятия к печати (Accepted) 14.07.2024

«Диалог цивилизаций» как ресурс «мягкой силы» Исламской

Республики Иран

АЛЕКСАНДР ОЛЕГОВИЧ НАУМОВ

доктор исторических наук, профессор, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, факультет государственного управления, кафедра международных организаций и проблем глобального управления 119991, Москва, Ломоносовский проспект 27 к.4 e-mail: naumovao@my.msu.ru

МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА АФАНАСЬЕВА

аспирантка II года обучения, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, факультет государственного управления, кафедра международных организаций и проблем глобального управления 119991, Москва, Ломоносовский проспект 27 к.4 e-mail: mafanaseva757@gmail.com

Аннотация. В последние годы наблюдаются объективные предпосылки трансформации мирового порядка, развивавшегося до недавнего времени под влиянием глобального доминирования западной либерально-капиталистической идеологии. Одновременно с этим происходит переоценка методов и технологий силового воздействия, используемых странами для повышения своего влияния или сохранения конкурентоспособности в международных отношениях. В контексте политико-идеологической активности разных стран широкое распространение получила концепция «мягкой силы» Дж. Ная, представляющая альтернативу жестким военным методам, обусловленных материальной мощью, применение которых приводит только к нарастанию межстрановых противоречий. В этой связи исследовательский интерес представляет историческая ретроспектива использования и интерпретация концепции «Диалога цивилизаций» президента Исламской Республики Иран М. Хатами в качестве ресурса «мягкой силы» Ирана и основы формирования конструктивного диалога между исламской и западной культурами. Актуальность исследования подчеркивается периодическими обострениями отношений Ирана с США и их союзниками. В статье выявляются предпосылки обновления содержания внешнеполитической доктрины Исламской Республики Иран в отношении стран Западной цивилизации с оценкой реакции международного сообщества, а также описываются механизмы практической реализации концепции «Диалога цивилизаций».

Ключевые слова: Исламская Республика Иран, концепция «Диалога цивилизаций», Хатами, «мягкая сила», публичная дипломатия

"Dialogue of Civilizations" as a resource of "soft power" of the

Islamic Republic of Iran

ALEXANDER OLEGOVICH NAUMOV

Doctor of Historical Sciences, Professor, Lomonosov Moscow State University, School of Public Administration, Department of International Organizations and Global Governance Problems 119991, Moscow, Lomonosovsky prospect 27, building 4 e-mail: naumovao@my.msu.ru

MARIA ALEXANDROVNA AFANASYEVA

Post-graduate student of the 2nd year of study, Lomonosov Moscow State University, School of Public Administration, Department of International Organizations and Global Governance Problems 119991, Moscow, Lomonosovsky prospect 27, building 4 e-mail: mafanaseva757@gmail.com

Abstract. Since the end of the XXth century, there have been objective prerequisites for the transformation of world civilization, which had developed up to that time under the influence of the global dominance of Western liberal capitalist ideology, towards increasing the importance of intercultural pluralism. At the same time, there is a reassessment of the methods and tools of force used by countries to increase their influence or maintain competitiveness in international relations. In the context of the political and ideological activity of different countries, the concept of soft power by J. Nye. It represents an alternative to harsh military methods due to material power, the use of which only leads to an increase in inter-country contradictions. In this regard, the historical retrospective of the use and interpretation of the concept of the "Dialogue of civilizations" by the President of the Islamic Republic of Iran, M. Khatami, as a resource of Iran's soft power and the basis for the formation of a constructive dialogue between Islamic and Western cultures is of research interest. The relevance of the study is emphasized by the periodic aggravation of Iran's relations with the United States and its allies. The article identifies the prerequisites for updating the content of the foreign policy doctrine of the Islamic Republic of Iran in relation to the countries of Western civilization with an assessment of the reaction of the international community, and describes the mechanisms for the practical implementation of the concept of "Dialogue of civilizations".

Keywords: Islamic Republic of Iran, the concept of "Dialogue of civilizations", Khatami, soft power, public diplomacy

Исламская Республика Иран (ИРИ) представляет собой государство с богатейшей историей и культурой, одну из ключевых держав Большой Евразии, крупнейшую страну шиитского мира. Официальный Тегеран уже несколько десятилетий демонстрирует пример сопротивления давлению со стороны США и их союзников; политика открытого противостояния западной гегемонии официально закреплена в уставных документах страны. При этом Иран использует на международной арене не только инструменты «жесткой силы», но и «мягкие» методы достижения своих внешнеполитических целей. Для Тегерана важность использования технологий «мягкой силы» для улучшения своего геополитического имиджа на мировой арене подчеркивается тем фактом, что страна на протяжении более сорока лет находится под масштабным санкционным давлением со стороны западных стран, с некоторыми из которых дипломатические отношения де-юре были прекращены.

Напомним, что термин «мягкая сила» ввел в научный дискурс в конце XX века американский политолог Дж. Най-младший. Он утверждал, что «мягкая сила» государства зиждется на трех основных ресурсах: достижениях государства в области высокой и массовой культуры; ценностях, которых придерживается политическое руководство и разделяет большинство населения; легитимной внешней политики страны. Саму «мягкую силу» Най определил как «способность влиять на других путем взаимодействия в области формирования повестки дня, оказания воздействия с помощью привлечения симпатий для достижения желаемых результатов» [1, р. 21].

С момента основания ИРИ в 1979 году официальной политикой страны был провозглашен экспорт революции, в частности с использованием элементов «мягкой силы». Речь шла о распространении среди народов мира революционных идей, учений, дискурсов и всех тех ценностных конструктов, что содержала в себе развивавшаяся на протяжении многих веков

исламская культура. По мнению лидера революции и высшего руководителя Исламской Республики Иран в 1979-1989 годах аятоллы Р. Хомей-ни, именно культура, будучи базисом внутренней жизни любой страны, определяет содержание ее внешней политики [2, с. 169]. В свою очередь, в основе культуры иранского общества главным идейным фактором была религия, что обусловило необходимость популяризации образа ислама и норм шариата.

При этом стоит отметить, что «экспорт революции» происходил в рамках минимизации сотрудничества с Западом и Востоком, под которым подразумевался атеистический Советский Союз. После распада СССР Тегеран возлагал надежды на сотрудничество с бывшими советскими республиками Центральной Азии, однако новые независимые государства не поддержали продвигаемый курс Ирана на теократизацию. Имея в виду в том числе и этот фактор, в ИРИ решили провести определенную корректировку приоритетов и установок внешней идеологической политики. В результате в начале 1990-х годов лозунг «экспорта исламской революции» был преобразован в лозунг «экспорта культуры исламской революции» [3, с. 372]. Президентом Ирана А. Рафсанджани (1989 - 1997) в качестве основного стратегического механизма для восстановления позиций страны в системе международных отношений была сделана ставка на т.н. прагматичный регионализм, в основе которого лежала адаптация официального Тегерана к реалиям мировой политики, при которой его внешняя политика строилась на геополитических интересах, а идеологический подход приобретал второстепенное значение [4, с. 686]. Другими словами, основами для мирного сосуществования с остальными акторами мировой политики отныне считались не религиозные принципы и установки, а общие экономические и стратегические интересы, а также связи в области культуры.

В конце 1990-х годов пятый президент ИРИ

М. Хатами (1997 - 2005), выступая на различных международных площадках, представил концепцию «Диалога цивилизаций», которая стала новым направлением в культурной дипломатии страны. Она была разработана на фоне критики складывавшейся тенденции глобализации в отношении исламского мира и призывала, с одной стороны, к диалогу в рамках разветвленного мусульманского мира, а с другой - к культурному диалогу самого мира ислама с Западом. Именно культура как система укоренившихся взглядов и традиционных настроений позиционировалась М. Хатами в качестве магистрального фактора цивилизационного развития любого общества. Исходя из этого тезиса, он утверждал, что ценности современной исламской культуры, оказавшиеся под западным влиянием, привели к трансформации всей Исламской цивилизации, где под последней понимались материальные аспекты общественной жизни, а также институты, определяющие ее структуру [5, с. 32].

Стоит отметить, что М. Хатами, помимо своей политической деятельности, написал ряд философско-культурологических монографий, в том числе «Страх перед бурей» и «От городского мира к мировому городу», посвященных критике парадигмы международных отношений, основанной на прославлении «жесткой силы», описанию особенностей исламской культуры, а также определению возможностей ее интеграции с западной с учетом уважения самобытности и целостности каждой идеологии. В своем главном труде «Ислам, диалог и гражданское общество» он подчеркивал, что необходимость «общения западной и восточной культур» обусловлена целой совокупностью причин, включающих культурные, гуманитарные, исторические и географические. Но при этом утверждал, что сам диалог должен быть целенаправленной деятельностью представителей близких и полярных культур, обладающих умением «говорить» и «слушать» [5, с. 13].

В построении межцивилизацинного диалога Хатами отводил своей стране роль посредника, утверждая: «Иран находится там, где встречаются культура Востока и Запада, точно также, как в человеке встречаются Восток души и Запад разума» [5, с. 17]. В его представлениях национальная модель развития Ирана, являющегося составной частью Исламской цивилизации, могла стать началом новой цивилизации.

В середине XX века во время глобальной волны политической модернизации, охватившей многие страны с целью трансформации авторитарных режимов в демократические, последним иранским шахом Пехлеви была произведена попытка разрушения исламских традиций («белая революция»). Результатом этого стало усиление социально-экономической зависимости страны от капиталистической системы и проникновение ценностей Западной цивилизации в иран-

ское общество. Среди материальных проявлений интеграции последней в мусульманский ареал можно выделить использование научных и технологических достижений, придуманных на Западе, изменение планировок населенных пунктов по типу американских городов, увеличение объема долларов во взаиморасчетах. Все это М. Хатами, придя к власти с лозунгом «учиться лучшему, что есть у Запада», оценил как позитивные эффекты многовекторного влияния США и Европы на исламское общество, за что его впоследствии стали называть «либеральным мусульманином» [6, с. 135].

Однако на уровне духовных ценностей иранского общества, которое много веков развивалось на принципах шариата, можно было увидеть, что экспансия капиталистической свободной рыночной экономики, считавшейся в то время единственно верной идеологической альтернативной для всех стран, привела к росту исламского фундаментализма и радикализма. Поэтому в 1980-е годы внутри исламского общества усилилась полемика между сторонниками западного пути развития и приверженцами культурной самобытности Ирана, именуемых «почвенниками» [7, с. 79].

Таким образом, как на международной арене, так и внутри иранского общества после Исламской революции назрел так называемый конфликт культур, причины которого подробно исследовал американский политолог С. Хантингтон. По его мнению, доминирующим фактором мировой политики на рубеже XX - XXI веков должен быть стать рост конкуренции между странами, которые относятся к разным цивилизациям. В своем ставшем хрестоматийным историко-философском труде «Столкновение цивилизаций» 1996 года он подчеркивал, что основной проблемой Запада является глубинный антагонизм с исламом как с совершенно иной, то есть «чужой» цивилизацией, не единожды ставившей под сомнение выживание всей европейской культуры [8, с. 327]. Стоит признать, что на тот момент его восприятие образа исламского общества как агрессивной и нетерпимой к другим религиозным верованиям культурной идентичности придерживалось большинство представителей Западной цивилизации.

В этих условиях поиск идейного фундамента для реализации М. Хатами своей внешнеполитической доктрины, основанной на «экспорте культуры исламской революции», но при этом направленной на конструктивный диалог с западной философией и на борьбу с антиисламскими клеветническими компаниями, приобрел особую актуальность. Его концепция «Диалога цивилизаций» предполагала культурный плюрализм в мировой политике, «мягкие подходы» к мирному сосуществованию, взаимодействие между различными конфессиями (Рисунок 1), а потому стала рассматриваться в международ-

ном дискурсе как мирная альтернатива теории «Столкновения цивилизаций» С. Хантингтона. При этом в отличие от американского политолога М. Хатами представлял свою концепцию не как политику-философскую теорию, а как прак-тико-ориентированный проект, направленный на создание новой модели международных отношений и на нивелирование идеологии недоверия между странами, представлявшими разные цивилизации [9].

По сути, как верно отмечают отечественные исследователи К.П. Курылев, М.А. Никулина и А.А. Гончарова, целью «Диалога цивилизаций» стало преодоление разногласий и установление взаимопонимания между западным и исламским мирами путем соблюдения принципов равенства и уважения в международных отношениях [10, с. 49]. Вместе с этим концепция была также направлена на усиление центростремительных сил внутри самого мусульманского мира в вопросе формирования новой политической системы «исламского гражданского общества» [5, с. 36].

Концепт «диалога цивилизаций» впервые был озвучен в декабре 1997 года на VIII Исламской конференции на высшем уровне в Тегеране в качестве меры укрепления доверия на Ближнем Востоке и в странах Персидского залива и прекращения идеологической борьбы Ирана с другими исламскими государствами [11]. В этом же месяце представитель Госдепартамента США Дж. Фоули, выражая настроения американского истеблишмента, заявил о поддержке его представителями идеи «открытого диалога между различными культурами и цивилизациями», подчеркнув богатое персидское наследие Исламской Республики Иран [12]. На такую положительную реакцию иранский президент ответил похвалой в сторону американского народа. В своем интервью для Си-эн-эн Хатами указал на сходства в представлениях иранцев и американцев о демократии. Более того, на непродолжительное время руководители двух стран стали воздерживаться от употребления в адрес друг друга таких эпитетов, как как «Великий Сатана» и «Государство-изгой» [12]. Уместно заметить, что в 1997 году Хатами посетил Италию, где встретился с Папой римским и обсудил религиозные аспекты диалога. Со своей стороны, Иоанн Павел II поддержал идею и высказался в пользу активизации взаимодействия между исламской уммой и христианской церковью [13].

Позитивный отклик международного сообщества на инициативу Хатами вдохновил президента Ирана представить ее на 53-й пленарной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 1998 года и предложить объявить 2001 год Международным годом диалога между цивилизациями [14]. В своем выступлении Хатами освятил международные кейсы, в рамках которых мусульмане подвергались насилию (в

Рис. 1 - Направления формирования диалога Источник: составлено автором

Афганистане, Палестине, Косово) и подчеркнул необходимость осмысления истории и развития цивилизаций, важности межрелигиозного диалога и возвращения к духовным и моральным базисам в гражданском обществе. В качестве основных инструментов развития диалога Хатами выделил культурную дипломатию, информационные технологии, универсальный язык и искусство. Предложение Хатами было принято резолюцией ООН A/RES/53/22 [15]. ЮНЕСКО было поручено разработать культурную, социальную и образовательную программу Диалога цивилизаций, включавшую конференции и семинары высокого уровня по всему миру, а также иные механизмы многостороннего взаимодействия стран на площадках международных и региональных организаций.

Таким образом, концепция «Диалога цивилизаций» подразумевала продвижение идей миролюбия с целью искоренения нетерпимости и насилия между народами и их взаимодействия в сфере культуры и религии, не охватывая крайне болезненные вопросы безопасности. Как верно отметил сотрудник Центра исследований стран Персидского залива в Катарском университете Л. Заккара, несмотря на то, что «события 11 сентября 2001 года и последовавшие за этим войны затмили результаты диалога, инициатива смогла преодолеть религиозные разногласия..., а иранское правительство заручилось поддержкой почти всех стран мусульманского и Третьего мира» [16, р. 558]. Однако еще на 56-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, прошедшей 9 ноября 2001 года, подчеркивалось, что терроризм, ставший главной угрозой миру, обусловил необходимость совместных усилий всех стран. Генеральный секретарь поблагодарил президента Ирана за начало продвижения идеи диалога между цивилизациями, построенного на признании культурного разнообразия государств [17]. Действительно, принятая ООН резолюция продемонстрировала успех дипломатических усилий администрации Хатами в деле развития диалога Ирана с внешним миром и стала большим успе-

хом в области реализации стратегии «мягкой силы» Тегерана.

Международный год диалога между цивилизациями проходил в 2001 году, однако культурные мероприятия, организованные ЮНЕСКО, продолжались далее - с 2003 по 2006 годы. Встречи высокого уровня, проведенные в Азии, Азии, Европе и Америке были посвящены широкому кругу тем, связанных с межкультурным, религиозным и цивилизационным взаимодействием [18]. После завершения программы ЮНЕСКО в 2006 году деятельность по данному направлению была продолжена Международным общественным форумом «Диалог цивилизаций» (далее - МОФ) - структурой, неформально созданной еще в рамках «года диалога» для содействия установлению регулярного конструктивного взаимодействия между народами, культурами, цивилизациями и религиями мира в целях содействия миру, справедливости и терпимости. В 2006 году для повышения легитимности деятельности МОФ был зарегистрирован в Вене (Австрия) как международная неправительственная организация и также в России как общественный фонд [19, С. 41].

В своей первоначальной организационной форме МОФ просуществовал до 2016 года, обеспечив проведение ежегодных сессий в городе Родос, за что его называли также Родосским форумом. Главным достоинством форума как общественного механизма координации можно считать вовлечение негосударственных субъектов (НКО, ТНК, религиозные общины) в процесс обсуждения вопросов, связанных с созданием многосторонней системы отношений, основанной на культурно-духовных связях и принципах взаимного уважения и плюрализма стран. В рамках деятельности МОФ была учреждена международно-признанная премия, которая ежегодно вручается отдельным личностям за содействие распространению культуры диалога в мире.

Параллельно этому еще в 2004 году под эгидой ООН по совместной инициативе президентов Испании и Турции была создана международная организация «Альянс цивилизаций», целью которой стало противодействие экстремизму на основе конструктивного межгосударственного и межрелигиозного диалога. Одним из основных направлений подготовительной работы организации был поиск проблем взаимодействия и общих черт между разными этническими и религиозными группами с разработкой соответствующих рекомендаций для снижения напряжения между культурами. В рамках организации деятельности по данному направлению была создана Группа высокого уровня, членом которой Литература и источники

стал М. Хатами. В 2006 году ею был представлен доклад о проблемах взаимодействия между цивилизациями, а также взаимосвязи религии и экстремизма, где разнообразие и плюрализм цивилизаций презентовались в качестве движущих сил прогресса всего человечества [20].

В практической плоскости продвижение концепции «Диалога цивилизаций» послужило мощным стимулом для работы Тегерана в рамках стратегии «мягкой силы» и публичной дипломатии. Стали значительно активнее открываться иранские культурные представительства и центры в других странах, начали интенсивнее организовываться разнообразные выставки, Дни культуры Ирана, кинофестивали, новый импульс получила дипломатия фарси и т.д. Весной 2002 года иранский турист Сиамак Хатами совершил поездку на Северный полюс, где установил флаг Ирана. Это действие обладало для него сакральным значением, поскольку, по его мнению, представительство разных стран под их государственными флагами в точке пересечения оси вращения Земли с ее поверхностью в северном полушарии является ярким воплощением идеи диалога между цивилизациями, выдвинутой президентом страны [21].

В заключение можно констатировать, что концепция «Диалога цивилизаций» президента Исламской Республики Иран М. Хатами представляла собой яркий пример формирования привлекательной повестки, основанной на определенных ценностях, составлявших сущность «мягкой силы» по Дж. Наю. Реализация концепции позволила поднять Ирану авторитет на мировой арене и укрепила позиции лидера страны во время президентских выборов 2001 года, обеспечив ему победу. Более того, идея «Диалога цивилизаций» нашла отклик у преемников Хатами среди представителей иранской политической элиты и побудила государственных деятелей по-новому взглянуть на реализуемую внешнюю политику с учетом трансформаций, происходивших в международных отношениях [22, р. 307]. Концепция «Диалога цивилизаций» положила началу процессу восстановления конструктивного политического, социально-экономического и культурного диалога между Исламской Республикой Иран и другими государствами, в том числе западными. Этот процесс на Западе, к сожалению, в конечном итоге был в значительной мере торпедирован по инициативе США. Тем не менее, идеи Хатами сыграли важную позитивную роль в усилении «мягкосилового» влияния Тегерана в странах, принадлежащих к глобальному большинству человечества, особенно на евразийском пространстве.

1. Nye J. The Future of Power. NY: Public Affairs, 2011. 320 p.

2. Речи имама Хомейни // Путь к свободе (речи и завещания). М.: Палея, 1999. 420 с.

3. Полищук А.И., Соболева А.С., Карими Р.Э. Развитие российско-иранских культурных связей в начале XXI в. // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2018. № 2. С. 368-386.

4. Кальбизаде Э.Х. Прагматизм во внешней политике Ирана и отношениях с Арменией // История, археология и этнография Кавказа. 2022. Т. 18. № 3. С. 679-693.

5. Хатами М. Ислам, диалог и гражданское общество. М.: РОССПЭН, 2001. 240 с.

6. Кулагин М.В. Диалог цивилизаций в Иране: Мохаммад Хатами // Вестник РУДН, серия Философия. 2014. № 1. С. 132-135.

7. Вартаньян Э.Г. Нравственный и ценностный мир Ирана конца XX - начала XXI в. в контексте концепций «культурное наследие» и «диалог цивилизаций» // Вестник ВолГУ. Серия 4. История. Регионоведение. Международные отношения. 2020. № 5. C. 77-88.

8. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2022. 640 с.

9. Khatami M. Dialogue Among Civilizations: Contexts and Perspectives // UN Chronicle. 2012. Vol. XLIX. No3. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.un.org/issues/dialogue-among-civilizations (дата обращения: 25.06.2024).

10. Курылев К.П., Никулин М.А., Гончарова А.А. «Мягкая сила» культурной дипломатии Исламской Республики Иран // Вестник МГОУ. Серия: История и политические науки. 2017. № 2. С. 46-55.

11. Eighth Session of the Islamic Summit Conference (Session of Dignity, Dialogue, Participation). Tehran, Islamic Republic of Iran. 9-11.12.1997. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.oic-oci.org/archive/english/conf/is/8/8th-is-summits. htm (дата обращения: 10.05.2024);

12. Диалог цивилизаций // Исламская революция. Вчера. Сегодня. Завтра. 2019. [Электронный ресурс]. - URL: https://iran1979.ru/dialogue-of-civilizations/ (дата обращения: 25.06.2024).

13. Дружиловский С.Б. Мировое сообщество и внешнеполитическая концепция Ирана // Иран: Диалог цивилизаций. Материалы конференции. М.: Муравей, 2003. С. 36-42.

14. Statement by H.E. Mohammad Khatami President of the Islamic Republic of Iran before the 53rd Session of the United Nations General Assembly. New York: UN. 21.09.1998. [Электронный ресурс]. URL: https://www.parstimes. com/history/khatami_speech_un.html (дата обращения: 25.06.2024).

15. United Nations Year of Dialogue among Civilizations: resolution / adopted by the General Assembly A/RES/53/22. New York: UN, 16 Nov. 1998. [Электронный ресурс]. URL: https://digitallibrary.un.org/record/263466?v=pdf (дата обращения: 25.06.2024).

16. Zaccara L. Iran's foreign policy and evolving role of South-South cooperation // Vestnik RUDN. International Relations. 2018. № 3. С. 550-564.

17. Fifty-sixth General Assembly UN. Dialogue among civilizations 'humanity's best answer to humanity's worst enemies' // UN. [Электронный ресурс]. URL: https://press.un.org/en/2001/ga9952.doc.htm (дата обращения: 10.05.2024).

18. The list of UNESCO conferences on Dialogue among civilizations. 2004. [Электронный ресурс]. URL: https:// unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000133120 (дата обращения: 25.06.2024).

19. Куликов В.И. К десятилетию мирового общественного форума «Диалог цивилизаций» // Полис. Политические исследования. 2012. № 5. С. 41-43.

20. Доклад группы высокого уровня от 13 ноября 2006 года // UNAOC [Электронный ресурс]. URL: https://www. unaoc.org/repository/HLG_report_RU.pdf (дата обращения: 25.06.2024).

21. First Iranian Reaches North Pole // Tehran Times [Электронный ресурс]. URL: https://www.tehrantimes.com/ news/79376/First-Iranian-Reaches-North-Pole (дата обращения: 25.06.2024).

22. Mirbagheri F. Narrowing the gap or camouflaging the divide: An analysis of Mohammad Khatami's «Dialogue of civilisations» // British j. of Middle Eastern studies. 2007. No 34(3). P. 305-316.

References

1. Nye J. The future of power. New York: Public Affairs, 2011. 320 p.

2. Rechi imama Homejni//Put'k svobode (rechi izaveshhanija) [Speeches of Imam Khomeini // Path to freedom (speeches and testaments)]. Moscow, Paleja Publ., 1999. 420 p. (in Russian)

3. Polishhuk A.I., Soboleva A.S., Karimi R.Je. Razvitie rossijsko-iranskih kul'turnyh svjazej v nachale XXI v. [Development of Russian-Iranian cultural ties at the beginning of the XXI century]. Vestnik RUDN. Serija: Mezhdunarodnye otnoshenija [Bulletin of the RUDN. Series: International Relations]. 2018. No. 2. pp. 368-386. (in Russian)

4. Kal'bizade Je.H. Pragmatizm vo vneshnej politike Irana i otnoshenijah s Armeniej [Pragmatism in Iran's foreign policy and relations with Armenia]. Istorija, arheologija ijetnografija Kavkaza [History, Archeology and ethnography of the Caucasus]. 2022. Vol. 18. No. 3. pp. 679-693. (in Russian)

5. Hatami M. Islam, dialog i grazhdanskoe obshhestvo [Islam, dial and civil society]. Moscow, ROSSPEN Publ., 2001. 240 p. (in Russian)

6. Kulagin M.V. Dialog civilizacij v Irane: Mohammad Hatami [Dialogue of civilizations in Iran: Mohammad Khatami]. Vestnik RUDN, serija Filosofija [Bulletin of the RUDN, Philosophy series]. 2014. No. 1. pp. 132-135. (in Russian)

7. Vartan'jan Je.G. Nravstvennyj i cennostnyjmir Irana konca XX- nachala XXI v. vkontekste koncepcij «kul turnoe nasledie» i «dialog civilizacij» [The world of the end of the Moral value of Iran and the XX - beginning of the XXI century in the context of the concepts of "cultural heritage" and "dialogue of civilizations"]. Vestnik VolGU. Serija 4. Istorija. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnoshenija [Bulletin of the Volga State University. Episode 4. History. Regional studies. International relations]. 2020. No. 5. pp. 77-88. (in Russian)

8. Hantington S. Stolknovenie civilizacij [The Clash of Civilizations]. Moscow, AST Publ., 2022. 640 p. (in Russian)

9. Khatami M. Dialogue Among Civilizations: Contexts and Perspectives / UN Chronicle. 2012. Vol. XLIX. No. 3. Available at: https://www.un.org/issues/dialogue-among-civilizations (Accessed: 25.06.2024).

10. Kurylev K.P., Nikulin M.A., Goncharova A.A. «Mjagkaja sila» kul'turnojdiplomatii IslamskojRespublikiIran ["Soft power" of cultural diplomacy of the Islamic Republic of Iran]. Vestnik MGOU. Serija: Istorija i politicheskie nauki [Bulletin of the Moscow State University. Series: History and Political Sciences]. 2017. No. 2. pp. 46-55. (in Russian)

11. Eighth Session of the Islamic Summit Conference (Session of Dignity, Dialogue, Participation). Tehran, Islamic Republic of Iran. 9-11.12.1997. Available at: https://www.oic-oci.org/archive/english/conf/is/8/8th-is-summits.htm (Accessed: 25.06.2024)

12. Dialogue of civilizations // Islamic Revolution. Yesterday. Today. Tomorrow. 2019. Available at: https://iran1979.ru/ dialogue-of-civilizations (Accessed: 25.06.2024).

13. Druzhilovskij S.B. Mirovoe soobshhestvo i vneshnepoliticheskaja koncepcija Irana [The world community and the foreign policy concept of Iran]. Iran: Dialog civilizacij. Materialy konferencii [Iran: Dialogue of Civilizations. Conference proceedings]. Moscow, Muravey Publ., 2003. pp.36-42. (in Russian)

14. Statement by H.E. Mohammad Khatami President of the Islamic Republic of Iran before the 53rd Session of the United Nations General Assembly. New York: UN. 21.09.1998. Available at: https://www.parstimes.com/history/khata-mi_speech_un.html (accessed: 25.06.2024).

15. United Nations Year of Dialogue among Civilizations: resolution / adopted by the General Assembly A/RES/53/22. New York: UN, 16 Nov. 1998. Available at: https://digitallibrary.un.org/record/263466?v=pdf (accessed: 25.06.2024).

16. Zaccara L. Iran's foreign policy and evolving role of South-South cooperation // Vestnik RUDN. International Relations.

2018. No. 3. Pp. 550-564.

17. Fifty-sixth General Assembly UN. Dialogue among civilizations 'humanity's best answer to humanity's worst enemies' / UN. Available at: https://press.un.org/en/2001/ga9952.doc.htm (accessed: 25.06.2024).

18. The list of UNESCO conferences on Dialogue among civilizations. 2004. Available at: https://unesdoc.unesco.org/ ark:/48223/pf0000133120 (accessed: 25.06.2024).

19. Kulikov V.I. Kdesjatiletiju mirovogo obshhestvennogo foruma «Dialog civilizacij» [On the tenth anniversary of the world public forum "Dialogue of Civilizations"]. Polis. Politicheskie issledovanija [Polis. Political research]. 2012. No. 5. pp. 4143.

20. Report of the high-level panel dated November 13, 2006 // UNAOC. Available at: https://www.unaoc.org/repository/ HLG_report_RU.pdf (accessed: 25.06.2024).

21. First Iranian Reaches North Pole // Tehran Times. Available at: https://www.tehrantimes.com/news/79376/First-Ira-nian-Reaches-North-Pole (accessed: 25.06.2024).

22. Mirbagheri F. Narrowing the gap or camouflaging the divide: An analysis of Mohammad Khatami's «Dialogue of civilisations» // British j. of Middle Eastern studies. 2007. No. 34(3). P. 305-316.

© «Клио», 2024 © Наумов А.О., Афанасьева М.А., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.