Научная статья на тему 'ВНЕШНЯЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОГО ИРАНА: РОССИЙСКИЙ ВЕКТОР'

ВНЕШНЯЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОГО ИРАНА: РОССИЙСКИЙ ВЕКТОР Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
228
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРАН / РОССИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ВНЕШНЯЯ КУЛЬТУРНАЯ ПО- ЛИТИКА / КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ / IRAN / RUSSIA / ISLAMIC CULTURAL REVOLUTION / CULTURE / INTERNATIONAL RELATIONS / FOREIGN CULTURAL POLICY / CULTURAL CONNECTIONS / STATE IMAGE / CULTURAL CENTERS / DAYS OF CULTURE OF THE ISLAMIC REPUBLIC OF IRAN IN RUSSIA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Боголюбова Наталья Михайловна, Николаева Юлия Вадимовна

В статье рассмотрена внешняя культурная политика Ирана после Исламской революции 1979 г. Авторы выделяют основные этапы развития ее идейных основ, акцентируют внимание на ее модернизации в начале XXI в. Отдельное внимание уделено анализу содержательных основ внешней культурной политики Исламской Республики Иран (ИРИ), в частности тому, как эволюционировали ее основные идеи, направления и формы начиная с 80-х годов ХХ в., когда высшим духовным руководителем Ирана являлся Мусави Хомейни, и до настоящего времени. Исследуется концепция «Диалога культур и цивилизаций», предложенная президентом Мохаммадом Хатами на рубеже ХХ-XXI вв. в качестве иранско- го инварианта англо-саксонской концепции «мягкой силы», а также феномен научно-технологического и культурного джихада, объявленный в 2010 г. высшим руководителем Ирана Али Хаменеи. Авторы приходят к выводу о том, что в начале 2000-х гг. внешняя культурная политика Ирана претерпела серьезную трансформацию, пройдя путь от «культурной борьбы с западным влиянием» до развития «диалога культур и цивилизаций». Внешняя культур- ная политика ИРИ развивается во многих направлениях, которые исследуют авторы статьи: классическая и современная литература, кинематограф, классическая и современная му- зыка, наука и образование. Значительное внимание уделяется продвижению персидского языка и развитию туризма. Основные направления внешней культурной политики Ирана подробно рассмотрены также на примере сотрудничества с Россией и ее отдельными регионами. ИРИ успешно реализует в России разнообразные проекты, в которых находят от- ражение основные цели и направления ее внешней культурной политики, богатые истори- ческие традиции страны и ее новые достижения.The article considers Iran’s foreign cultural policy after the 1979 Islamic Revolution. The authors emphasize the main stages of the development of its ideological foundations and focus on its st modernization in the early 21 century. Special attention is paid to the analysis of substantive foundations of the foreign cultural policy of the Islamic Republic of Iran, in particular, to how its basic ideas, directions and forms have evolved since the 80-s of 20 century, when the highest spiritual leader of Iran was Musavi Khomeini, and till present day. The article explores the concept of the “Dialogue of cultures and civilizations” proposed by the President Mohammad Khatami th st at the cusp of the 20 -21 centuries as an Iranian invariant of the Anglo-Saxon concept of soft power, as well as a phenomenon of scientific-and-technological and cultural jihad, announced in 2 010 by the Iranian Supreme Leader Ali Khamenei. The authors conclude that in the early 2000-s Iran’s foreign cultural policy underwent a major transformation, passing from the “cultural struggle against Western influence” to the development of a “dialogue of cultures and civilizations.” The foreign cultural policy of the Islamic Republic of Iran is developing in many directions, analyzed by the authors of the article, namely: classical and modern literature, filmmaking, classical and modern music, science and education. Considerable attention is paid to the promotion of the Persian language and development of tourism. The main directions of Iran’s external cultural policy are also examined in detail on the example of cooperation with Russia and its individual regions. IRI successfully implements various projects in Russia, in which the main goals and directions of its foreign cultural policy, rich historical traditions of the country and its new achievements are reflected.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВНЕШНЯЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОГО ИРАНА: РОССИЙСКИЙ ВЕКТОР»

УДК 327

ВНЕШНЯЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОГО ИРАНА: РОССИЙСКИЙ ВЕКТОР

Н. М. Боголюбова

Санкт-Петербургский государственный университет

Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9 Ю.В.Николаева

Санкт-Петербургский государственный университет,

Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9

В статье рассмотрена внешняя культурная политика Ирана после Исламской революции 1979 г Авторы выделяют основные этапы развития ее идейных основ, акцентируют внимание на ее модернизации в начале XXI в. Отдельное внимание уделено анализу содержательных основ внешней культурной политики Исламской Республики Иран (ИРИ), в частности тому, как эволюционировали ее основные идеи, направления и формы начиная с 80-х годов ХХ в., когда высшим духовным руководителем Ирана являлся Мусави Хомей-ни, и до настоящего времени. Исследуется концепция «Диалога культур и цивилизаций», предложенная президентом Мохаммадом Хатами на рубеже ХХ-ХХ1 вв. в качестве иранского инварианта англо-саксонской концепции «мягкой силы», а также феномен научно-технологического и культурного джихада, объявленный в 2010 г. высшим руководителем Ирана Али Хаменеи. Авторы приходят к выводу о том, что в начале 2000-х гг. внешняя культурная политика Ирана претерпела серьезную трансформацию, пройдя путь от «культурной борьбы с западным влиянием» до развития «диалога культур и цивилизаций». Внешняя культурная политика ИРИ развивается во многих направлениях, которые исследуют авторы статьи: классическая и современная литература, кинематограф, классическая и современная музыка, наука и образование. Значительное внимание уделяется продвижению персидского языка и развитию туризма. Основные направления внешней культурной политики Ирана подробно рассмотрены также на примере сотрудничества с Россией и ее отдельными регионами. ИРИ успешно реализует в России разнообразные проекты, в которых находят отражение основные цели и направления ее внешней культурной политики, богатые исторические традиции страны и ее новые достижения.

Ключевые слова: Иран, Россия, международные отношения, внешняя культурная политика, культурные связи.

Многие идеи современной внешней культурной политики (далее — ВКП) Исламской Республики Иран (ИРИ) были сформулированы лидером Исламской революции Рухоллой Мусави Хомейни, высшим руководителем страны (19791989), еще в 1980-е гг. и остаются актуальными по сей день. Хомейни считал культуру одним из главных факторов и внутренней жизни страны, и внешней политики. При этом культура рассматривалась им в тесной связи с религией, что накладывало отпечаток и на понимание целей внешней культурной поли-

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2020

тики. Согласно его учению, прочный культурный базис должен стать основой внешней политики Ирана, а ислам — ее главным идейным фактором. Культуре (кино, театр) и СМИ (радио, телевидение, пресса) отводилась роль важнейших инструментов не только в деле пропаганды, но и в деле воспитания молодежи [Речи имама Хомейни, 1999, с. 169-294]. В развитие этих идей о роли культуры в 1983 г был учрежден Международный кинофестиваль «Фаджр» в Тегеране, а в 1987 г. — Тегеранская Международная книжная выставка.

В1990-е годы происходит дальнейшее оформление содержательных основ внешней культурной политики страны. В этот период особую роль в формировании ее фундаментальных идей сыграл президент Мохаммад Хатами (19972005), который сформулировал несколько ее главенствующих принципов, получивших название «Диалог культур и цивилизаций». По сути, эти принципы стали иранским ответом на западную концепцию «мягкой силы». В основу новой концепции были положены принципы диалога и равенства культур, культурная независимость, нравственность и моральная добродетель, взаимоуважительный диалог между западной и незападной цивилизациями. М. Хатами считал, что «...диалог возможен только лишь тогда, когда каждый из его участников уважает другого и относится к нему как к равному» [Ногаев, 2010, с. 39-47]. Другим необходимым условием диалога он называл умение слышать друг друга. Мохаммад Хатами высоко ставил роль культуры в жизни страны: он считал, что есть две страны, которые проявляют особое внимание к вопросам культуры — это Иран и Франция [Гасеми, 2013, с. 424-429].

При М. Хатами внешняя культурная политика Ирана обрела прочную идейную опору, когда были обозначены следующие задачи: информирование мира о культуре и цивилизации Ирана как одной из величайших цивилизаций; формирование положительного образа исламской культуры и идеологии, основанной на исламских ценностях; популяризация традиций, истории, исторических памятников, национальной культуры иранцев среди народов других стран. По мнению ряда экспертов, выстраивая таким образом внешнюю политику, в том числе и в области культуры, М. Хатами стремился сделать Иран инициатором новой парадигмы международных отношений [Курылев К. П. и др., 2017, с. 49].

Приоритетами внешней культурной политики ИРИ в это время становятся, во-первых, противодействие агрессивной кампании против ислама и мусульман, борьба с антиисламскими клеветническими кампаниями; во-вторых, достижение устойчивого развития, поддержка образовательных, научных и культурных механизмов взаимодействия между государствами, широкое сотрудничество с международными и региональными организациями в этой области, особенно с западными. Эти цели свидетельствуют о стремлении Ирана создать более тесный диалог с западными странами, используя возможности культурных связей.

К началу 2010-х годов культурный фактор стал полноправной составной частью внешней политики страны. В этот период руководством страны были сформулированы еще две идеи, характеризующие внешнюю культурную политику Ирана начала XXI в. Это идея «научно-технологического джихада», обозначенная высшим руководителем Ирана Али Хаменеи в 2010 г. во время выступления

в Тегеранском университете, и идея «культурного джихада», сформулированная им же в 2014-2015 гг По словам Хаменеи, это ответ на западную антииранскую пропаганду, усилившуюся информационную войну и «культурные атаки империалистического фронта» [Путь противодействия...]. Он необходим для отражения культурной и информационной войн Запада, усилившихся в условиях глобализации и распространения информационных технологий. Осуществлять «культурный джихад» можно либо ограничением проникновения элементов западной культуры, либо усиливая влияние национальной культуры и ее продвижение.

В настоящее время внешняя культурная политика ИРИ претерпела существенные изменения. С приходом к власти президента Хасана Роухани в 2013 г акценты оказались смещены в сторону ее модернизации. Если первоначально центральной идеей была борьба против «культурной экспансии Запада», то сейчас больше говорится о развитии связей в области спорта, музыки, кинематографа, искусства и литературы, культурной индустрии. В развитие этих идей Верховным советом культурной революции Ирана было принято решение о создании национального фонда по компьютерным играм.

При Х. Роухани были сформулированы новые принципы внешней культурной политики: «. культура, экономика и политика, а не экономика, политика, культура» [Мамедова, 2017, с. 49-50]. В 2014 г. принят «Перспективный план научного развития», в котором основное внимание уделено вопросам развития науки и технологий, непосредственно связанных с экономикой, а также усилению академических обменов. Согласно этому Плану доля расходов на НИОКР увеличивается до 4 % ВВП к 2025 г. [Мамедова, 2017, с. 50].

В основе современной внешней культурной политики Ирана лежит сочетание религиозных, философских, культурно-цивилизационных и пропагандистских принципов, адресованных внешнему миру. Сейчас происходит серьезная трансформация идей, модернизация принципов и методов внешней культурной политики, основной акцент делается на использовании информационные технологии, научном развитии, усилении культурных, научных и академических связей. В свою очередь, эти ключевые идеи формируют повестку дня и план действий иранской внешней культурной политики в начале XXI в. Так, к важнейшим направлениям внешней культурной политики Ирана относятся: распространение персидского языка, продвижение классической, современной и народной музыки, национального кинематографа, поддержка национальной литературы и ее популяризация за рубежом, развитие туризма, сохранение культурного наследия, «научная дипломатия» и «спортивная дипломатия». Сейчас Иран находится в поиске более эффективных способов позиционирования ирано-исламской культуры в мире и улучшения собственного внешнеполитического имиджа, сохраняя приверженность исламским традициям и при этом не отставая от современных культурных трендов. Многие актуальные идеи, направления и формы внешней культурной политики Ирана наиболее наглядно проявляются на примере развития культурных связей с Россией.

Внешняя культурная политика Ирана в Российской Федерации в начале XXI в. основана на исторических традициях культурного взаимодействия двух стран, осуществляется с учетом новых возможностей, во многом соответству-

ет традиционным подходам к реализации ВКП современными государствами, хотя, безусловно, отличается самобытностью. Отметим, что в начале ХХ1 в. ВКП Ирана в России получила свое документальное и институциональное оформление. Так, 12 марта 2001 г. в Москве президентами России и Ирана был подписан «Договор об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран» (вступил в силу 5 апреля 2002 г.), который стал основой для современного российско-иранского культурного обмена [Договор об основах. ]. Согласно Договору, большая роль в реализации инициатив внешней культурной политики Ирана принадлежит различным центрам, фондам, общественным организациям, которые в конце ХХ — начале XXI в. успешно работают в разных городах России [Договор об основах.].

Значительную роль в развитии двустороннего сотрудничества Российской Федерации и Исламской республики Иран играет Культурное представительство Ирана в России (далее — Культурный центр, Иранский культурный центр), которое было создано еще в 1998 г. Сегодня директором центра является доктор Реза Малеки [Культурное представительство.]. Работа культурного центра реализуется в следующих направлениях, которые соответствуют основным направлениям внешней культурной политики ИРИ.

1. Организация курсов персидского языка, знакомство с классической и современной литературой Ирана, проведение олимпиады по персидскому языку и литературе, организация курсов персидско-исламской каллиграфии. Центр также организует практику российских студентов и преподавателей в иранских вузах, предлагает различные курсы повышения квалификации по персидскому языку, оказывает помощь российским иранистам.

2. Проведение кинофестивалей, организация показов фильмов современных иранских режиссеров, получивших высокую оценку на международных смотрах, фестивалях и кинофорумах.

3. Организация разнообразных выставок, в том числе фотовыставок и выставок изобразительного искусства, цель которых — создать объективный образ страны, рассказать российскому зрителю об истории и современных успехах и достижениях Ирана, жителях страны, их духовных традициях, художественной культуре и искусстве.

4. Научная деятельность, которая преимущественно выражается в поддержке центром научных инициатив и развитии научных контактов с российскими иранистами, учеными, чьи исследования получили высокую оценку в России, Иране и других странах мира.

5. Издательская деятельность центра реализуется в подготовке научных изданий и научно-популярных журналов, издании произведений художественной литературы, посвященной Ирану. Отдельного внимания заслуживают иллюстрированные журналы центра, которые доступны читателям в печатном и электронном виде (например, иллюстрированный информационно-аналитический журнал «Караван»).

6. Организация гастролей музыкальных коллективов и исполнителей из Ирана, подготовка концертов современной национальной иранской музыки, музыкальных мероприятий, которые связаны с деятельностью музыкальных коллективов и исполнителей народной музыки Ирана.

Сотрудники и руководители центра сегодня нацелены на представление успехов и достижений, культуры современного Ирана, создании объективного образа страны, представления о которой в связи с влиянием политического фактора сегодня нельзя назвать объективным. Культурный центр стремится развивать двусторонние контакты России и Ирана, расширять и обогащать различные направления и формы культурного диалога. Успех многих проектов организации связан с тем, что более чем за 20 лет его активной деятельности в РФ у организации сложились плодотворные отношения, рабочие контакты с авторитетными научными и образовательными учреждениями РФ, например с Институтом востоковедения РАН в Москве, Институтом философии РАН, МГУ, МГЛУ, МГИМО, РГГУ, РУДН, Институтом восточных рукописей в Санкт-Петербурге, Государственным Эрмитажем, а также центрами иранистики в других российских городах.

Большого внимания заслуживают оригинальные современные интернет-проекты Культурного центра. Так, в 2017 г. в новом формате прошел первый всероссийский виртуальный конкурс чтецов исламской литературы. Участники конкурса познакомились с книгой «Ключи к жизни. Мафатих аль-хайат» (автор Абдолла Джавади-Амоли), которая объединяет исламские предания и хади-сы, систематизированные и упорядоченные по тематическому признаку, посвященные всем практическим вопросам повседневной жизни мусульманина [Джавади-Амоли], а затем читатели, участники конкурса, ответили на вопросы по содержанию произведения. Победители получили ценные призы (компьютеры) и свидетельства участников мероприятия. Подобный формат проведения конкурса является инновационным и, конечно, за ним будущее. Интернет-пространство открывает дополнительные возможности перед молодыми участниками российско-иранского диалога, которые успешно общаются со своими зарубежными друзьями и коллегами в новом пространстве [Культурное представительство...].

Одним словом, можно отметить, что Культурный центр является очень разноплановой, универсальной организацией, которая стремится в своей деятельности развивать все направления и формы современного культурного сотрудничества, участвовать в научных, образовательных, художественных проектах, посвященных Ирану, подготовленных российскими специалистами, осуществляя на практике основополагающие принципы внешней культурной политики современного Ирана. Формы его работы сочетают традиционные подходы и инновационные приемы. Организация является проводником духовных традиций, ценностей своей страны и очень деликатно показывает это в своих проектах, в практике взаимодействия с различными партнерами.

Кроме Иранского культурного центра в Москве в Российской Федерации успешно действуют и другие общественные организации, культурные центры,

объединяющие в своих проектах российских и иранских участников. В 2001 г., еще до официального открытия Генерального консульства в Казани в Казанском государственном университете был создан Центр иранистики, который нацелен на развитие научной деятельности и научных контактов, активизацию студенческой мобильности. Его задачами являются:

1. Обучение персидскому языку по утвержденным программам, с использованием мультимедийных программ, интернет-ресурсов и т. п.

2. Подготовка и переподготовка преподавателей персидского языка для начальной, средней и высшей школы, в том числе и на платной основе, на курсах различной интенсивности и для разных целевых аудиторий.

3. Развитие сотрудничества с образовательными организациями Исламской Республики Иран [Центр иранистики.].

Сегодня целый ряд проектов казанский Центр реализует на периодической основе. К ним относятся организация языковых стажировок для студентов и преподавателей в Исламскую Республику Иран; участие в ежегодном форуме иранистов и преподавателей персидского языка в России, рецензирование учебной и учебно-методической литературы по персидскому языку. Ежегодно в Центре проводится более десятка различных мероприятий: лекции известных ученых из Ирана, семинары, конференции, форумы. В Центре проходят концерты, выставки. Сотрудники Центра работают в тесном взаимодействии с консульством и посольством Ирана в РФ, организует мероприятия при поддержке Культурного представительства Исламской Республики Иран в РФ (Москва). Деятельность Центра получила высокую оценку у представителей дипломатического корпуса ИРИ и участников образовательных проектов [Центр иранистики.].

Важную роль в развитии научных связей России и Ирана сегодня играет созданный в 2016 г. в Санкт-Петербурге, в Институте восточных рукописей Российской академии наук, Центр изучения письменного наследия Ирана и ислама [Торжественная церемония открытия.]. Институт восточных рукописей РАН (Санкт-Петербург) на протяжении всей своей истории играл важную роль в изучении наследия, культуры Ирана. Здесь всегда работали известные ученые, внесшие значительный вклад в становление и развитие российского востоковедения. Не случайно церемония открытия Центра была посвящена памяти Олега Федоровича Акимушкина (1929-2010), выдающегося ученого-ираниста, исследователя мусульманских рукописных текстов, профессора, автора свыше двухсот семидесяти научных работ. Олег Федорович более 30 лет возглавлял сектор Среднего Востока в Институте восточных рукописей (ИВР), входил в состав редколлегий научных журналов и книжных серий в СССР, России и за рубежом [Алексеев, 2011, с. 112-114].

Необходимость создания Центра как для иранской, так и для российской стороны отметили участники церемонии его торжественного открытия — посол Ирана Мехди Санаи, директор ИВР Ирина Попова, глава Национальной библиотеки Ирана Сейед Реза Салехи Амири. Цель деятельности Центра — развивать сотрудничество в области изучения литературных памятников, рукописной куль-

туры Ирана. Его главным партнером является Организация архивов и Национальной библиотеки Ирана, которую возглавляет господин Салехи Амири, советник президента Исламской Республики Иран. Основными формами работы Центра изучения письменного наследия Ирана и ислама является научно-исследовательская работа, проведение семинаров с участием ведущих иранских исследователей, организация и проведение мастер-классов для российских студентов, совместная исследовательская работа. Центр в Санкт-Петербурге был создан при содействии московского Иранского культурного центра, который давно успешно сотрудничает с Институтом восточных рукописей и уже профинансировал целый ряд научных изданий.

На открытии Центра изучения письменного наследия Ирана присутствовали представители дипломатического корпуса Ирана, Чрезвычайный и Полномочный Посол Ирана в России доктор Мехди Санаи, ведущие российские иранисты и арабисты, сотрудники Государственного Эрмитажа, искусствоведы, студенты восточного факультета Санкт-Петербургского университета, представители мусульманской общественности города, журналисты. Открытие данного исследовательского центра можно рассматривать как факт признания научных успехов, научного потенциала петербургской школы востоковедения и важный этап в развитии российско-иранских культурных, научных и образовательных связей.

Культурные центры являются важными акторами культурного обмена Российской Федерации и Исламской Республики Иран и отражают тенденцию ин-ституализации современного сотрудничества [Боголюбова, Николаева, 2012, с. 91-94]. Не менее важное значение в современном диалоге двух стран играют популярные и оригинальные формы сотрудничества, такие как Дни культуры Ирана в России, которые проводятся в разных городах РФ, в том числе при участии культурных центров ИРИ.

Дни культуры Ирана — это оригинальные многожанровые фестивали, ориентированные на самую широкую аудиторию. В подготовке подобных мероприятий принимают участие представители дипломатического корпуса, городской администрации, культурные центры, профильные организации и представители общественности. Программа подобных мероприятий объединяет проекты в образовательной, научной, культурной сферах и, как правило, ориентирована на широкую аудиторию. В начале XXI в. Дни культуры Ирана были организованы в разных городах России. В сентябре 2005 г. они прошли в Казани (в 2005 г Казань праздновала 1000-летний юбилей основания города). Организаторами мероприятий выступило посольство Исламской Республики в России, администрация Казани, Министерство культуры Татарстана.

В Национальном музее Татарстана была организована выставка иранской живописи, прикладного искусства и каллиграфии. На выставке можно было познакомиться с работами известного современного художника Мухаммада Тарикати — автора иллюстраций к произведениям Омара Хайяма, Фирдоуси, Низами и других классиков персидской литературы. Большой интерес у посетителей вызвали мусульманские молитвенные ковры, живописные панно на восточные темы в исполнении национального мастера каллиграфии Мохам-

мада Реза Йаздани. Выставка была очень интересно оформлена. Организаторы стремились, чтобы посетители ощутили атмосферу Ирана, познакомились с обычаями и традициями древней страны. «Одна из комнат музея была превращена в восточную чайхану, где на расписных столиках были расставлены чайные приборы с чайниками, пиалами, кальянами» [Дни культуры Ирана в Казани.]. В рамках дней культуры был организован кинофестиваль, представлявший творчество современных режиссеров ИРИ.

Интересная программа мероприятий была предложена иранской стороной в период проведения Дней культуры Ирана в Республике Северная Осетия — Алания в апреле 2007 г. [Дни культуры Исламской Республики.]. Ученые отмечают, что история древних осетин и иранцев тесно связана. Предки осетин — скифы, сарматы и аланы — были ираноязычными. Именно историческая, духовная общность народов Республики Северная Осетия-Алания и Ирана стала основой многих мероприятий в рамках Дней культуры Ирана.

Одним из центральных событий праздника культуры стал кинофестиваль детских фильмов, прошедший под девизом «Дети Ирана — детям Беслана». В программе мероприятия были представлены художественными ленты известного режиссера Маджида Маджиди — обладателя престижных международных наград. В профессиональной аудитории особый интерес вызвал научный круглый стол «Проблемы ирановедения: история и современность», который прошел с участием директора Научно-исследовательского института иранских языков ИРИ профессора Абуль Касем Исмаилпура [Дни культуры Исламской Республики...]. Одним словом, программа мероприятий в Республике Северная Осетия — Алания была достаточно богатой и оригинальной и вызвала интерес у разной аудитории.

В октябре 2009 г. Дни культуры Ирана были проведены в Астрахани — старейшем экономическом и культурном центре Нижнего Поволжья и Прикаспия, городе, который на протяжении многих веков был местом активного двустороннего взаимодействия России и Ирана. В программе Дней были заявлены многочисленные мероприятия. Жителям и гостям Астрахани запомнилась выставка в галерее П. М. Доганина, где посетители познакомились с уникальными экспонатами: оригинальными персидскими миниатюрами, произведениями искусства каллиграфии современных иранских мастеров, предметами декоративно-прикладного искусства, изделиями из керамики и фарфора. Экспонаты давали ясное представление о таланте, богатейших национальных традициях иранских мастеров, новых тенденциях в искусстве [Астрахань и Иран.].

С 3 по 8 сентября 2018 г. Дни культуры Исламской Республики Иран прошли в Москве. Организаторами мероприятий выступили ФГБУК «РОСКОН-ЦЕРТ», Министерство культуры РФ, Организация культуры и исламских связей Исламской Республики Иран. Уникальным событием Дней культуры можно назвать выставку художественных ремесел и декоративно-прикладного искусства иранских мастеров «Загадочный Иран: прогулки в сады воображения», на которой были представлены произведения мастеров каллиграфии Ахмада Ахмади и Хосейна Новрузи, персидской живописи Юсефа Хосейни и произведениями Мансура Ходема Хорсани — основоположника нового жанра «знаки

луны» в искусстве каллиграфии. На выставке можно было познакомиться с уникальными керамическими произведениями, изделиями из чеканки, росписями по металлу, резьбой по дереву, гравюрами на коже. В рамках дней культуры на сцене Малого театра состоялся концерт ансамбля национальной музыки «Хамнавазане Тадж» и ансамбля традиционных танцев «Сахра». Программа мероприятий включала лекции, мастер-классы. Самостоятельным событием программы Дней культуры были публичные чтения выдающегося памятника персидской литературы «Шахнаме», которые состоялись во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы имени М. И. Рудомино и в Российском государственном гуманитарном университете. Неделя культуры Ирана в России стала заметным событием в культурной жизни российской столицы и продемонстрировала новые возможности и новые подходы к организации двустороннего диалога [Дни ... в Москве ...].

Таким образом, можно отметить, что Иран успешно реализует в России разнообразные проекты в рамках ВКП, в которых находят отражение как исторические богатейшие традиции страны, так и новые успехи, достижения. Мероприятия раскрывают особенные возможности конкретных регионов и рассчитаны на свою публику. Обзор событий внешней культурной политики показал уникальный потенциал межкультурного сотрудничества для двух стран. Динамика данных связей показывает, что сегодня сложились условия для активизации сотрудничества. России и Ирану стоит использовать, например, формат «Перекрестных годов культур», стремиться к расширению присутствия институтов культуры в РФ. Стоит более активно осваивать интернет-пространство для продвижения различных культурных и образовательных инициатив и развивать новые направления совместного сотрудничества. На наш взгляд, большой потенциал заложен в туристических контактах, которые сегодня только оформляются. Развитие современных связей в рамках внешней культурной политики требует и обновления нормативно-правовой базы двустороннего диалога, предполагает последовательную институализацию культурного сотрудничества.

Безусловно, опыт реализации внешней культурной политики Ирана в России будет полезен и нашей стране для дальнейшего развития культурных связей с зарубежными странами.

Литература

Алексеев А. К. Памяти О. Ф. Акимушкина (1929-2010) // Вестник С.-Петербургского университета. Сер.13. 2011. Вып. 2. С. 112-114.

Астрахань и Иран — сотрудничество на пороге совершеннолетия. URL: https://www.iran. ru/news/analytics/72741 /Astrahan_i_Iran_sotrudnichestvo_na_poroge_sovershennoletiya (дата обращения: 04.04.2019).

Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В. Институализация международного культурного сотрудничества: исторические предпосылки и особенности современного периода // Приволжский научный вестник. 2012. № 11 (15). С. 91-94.

ГасемиХ. М. Политические и культурные условия внешней политики исламской республики Иран // Молодой ученый. 2013. № 4. С. 424-429. URL: https://moluch.ru/archive/51/6352/ (дата обращения: 14.03.2019).

Джавади-Амоли А. «Ключи к жизни. Мафатих Аль-Хайат». URL: https://books.academic.ru/ book.nsf/ (дата обращения: 04.04.2019).

Дни культуры Ирана в Казани. URL: https://tvkultura.ru/article/show/article_id/56293/ (дата обращения: 04.04.2019).

Дни культуры Ирана открылись в Москве. URL: https://www.mkrf.ru/press/news/dni_kul-tury_irana_otkrylis_v_moskve/ (дата обращения: 04.04.2019).

Дни культуры Исламской Республики Иран. URL: https://www.muslim.ru/articles/289/12411/ (дата обращения: 04.04.2019).

Договор об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/3290 (дата обращения: 04.04.2019).

Культурное представительство И.Р. Иран — Москва. URL: http://ru.moscow.icro.ir/ (дата обращения: 04.04.2019).

Курылев К. П., Никулин М. А., Гончарова А. А. «Мягкая сила культурной дипломатии Исламской Республики Иран // Вестник МГОУ. Серия: История и политические науки. 2017. № 2. С. 46-55.

Мамедова Н. О культурной политике и концепции «культурного джихада» в Иране // Россия — Иран: диалог культур: Международная научная конференция, 8 апреля 2016 г СПб.: СПбГУП, 2017. С. 49-50. URL: pdf.knigi-x.ru/21tehnicheskie/225016-1-o-kulturnoy-politike-kon-cepcii-kulturnogo-dzhihada-irane-rezyume-state-rassmatriv.php (дата обращения: 14.03.2019).

Ногаев Н. Э. Президент Исламской Республики Иран Хатами С. М. и иранская внешнеполитическая концепция «Диалога цивилизаций» на рубеже XX-XXI вв.// Известия СОИГСИ. Школа молодых ученых. 2010. Вып. 4. С. 39-47. URL: http://kvkz.ru/geopolitics/3171-prezident-islamskoy-respubliki-iran-hatami-sm-i-iranskaya-vneshnepoliticheskaya-koncepciya-dialoga-civil-izaciy-na-rubezhe-xx-xxi-vv.html (дата обращения: 21.01.2017).

Путь противодействия культурной атаке Запада проходит через расширение и углубление культуры Исламской революции // Информационный блок офиса Великого Лидера Сей-ида Али Хаменеи. URL: http://www.leader.ir/ru/content/8184 (дата обращения:14.03.2019).

Речи имама Хомейни // Путь к свободе (речи и завещания). М.: Наука, 1999. С. 169-294.

Торжественная церемония открытия Центра изучения письменного наследия Ирана и ислама в ИВР. URL: http://www.orientalstudies.ru/rus/index.php?option=com_content&task=view&i d=5012&Itemid=74 (дата обращения: 04.04.2019).

Центр иранистики. URL: https://kpfu.ru/centr-iranistiki-2093.html (дата обращения: 04.04.2019).

Боголюбова Наталья Михайловна — канд. ист. наук, доц.; bogoliubovanm@gmail.com

Николаева Юлия Вадимовна — канд. ист. наук, доц.; mollycat@mail.ru

Статья поступила в редакцию: 6 августа 2019 г.;

рекомендована в печать: 15 ноября 2019 г

Для цитирования: Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В. Внешняя культурная политика современного Ирана: российский вектор // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2020.

Т. 16, № 1. С. 101-112. https://doi.org/10.21638/spbu23.2020.106

FOREIGN CULTURAL POLICY OF MODERN IRAN: RUSSIAN VECTOR

Natalia M. Bogoliubova

St. Petersburg State University,

7-9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation; bogoliubovanm@gmail.com

Julia V. Nikolaeva

St. Petersburg State University,

7-9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation; mollycat@mail.ru

The article considers Iran's foreign cultural policy after the 1979 Islamic Revolution. The authors emphasize the main stages of the development of its ideological foundations and focus on its modernization in the early 21st century. Special attention is paid to the analysis of substantive foundations of the foreign cultural policy of the Islamic Republic of Iran, in particular, to how its basic ideas, directions and forms have evolved since the 80-s of 20th century, when the highest spiritual leader of Iran was Musavi Khomeini, and till present day. The article explores the concept of the "Dialogue of cultures and civilizations" proposed by the President Mohammad Khatami at the cusp of the 20th-21st centuries as an Iranian invariant of the Anglo-Saxon concept of soft power, as well as a phenomenon of scientific-and-technological and cultural jihad, announced in 2010 by the Iranian Supreme Leader Ali Khamenei. The authors conclude that in the early 2000-s Iran's foreign cultural policy underwent a major transformation, passing from the "cultural struggle against Western influence" to the development of a "dialogue of cultures and civilizations." The foreign cultural policy of the Islamic Republic of Iran is developing in many directions, analyzed by the authors of the article, namely: classical and modern literature, filmmaking, classical and modern music, science and education. Considerable attention is paid to the promotion of the Persian language and development of tourism. The main directions of Iran's external cultural policy are also examined in detail on the example of cooperation with Russia and its individual regions. IRI successfully implements various projects in Russia, in which the main goals and directions of its foreign cultural policy, rich historical traditions of the country and its new achievements are reflected.

Keywords: Iran, Russia, Islamic cultural revolution, culture, international relations, foreign cultural policy, cultural connections, state image, cultural centers, Days of Culture of the Islamic Republic of Iran in Russia.

References

Agreement on the basis of relations and principles of cooperation between the Russian Federation and the Islamic Republic of Iran. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/3290 (accessed: 04.04.2019). (In Russian)

Alekseev A. K. In memory of O. F. Akimushkin (1929-2010). Vestnik of Saint-Petersburg University. Ser.13, 2011, vol. 2, рр. 112-114. (In Russian)

Astrakhan and Iran — cooperation on the verge of adulthood. URL: https://www.iran.ru/news/ analytics/72741 /Astrahan_i_Iran_sotrudnichestvo_na_poroge_sovershennoletletiya (accessed: 04.04.2019). (In Russian)

Bogoliubova N. M., Nikolaeva Iu. V. Institutionalization of international cultural cooperation: historical background and features of the modern period. Privolzhskii nauchnyi vestnik, 2012, no. 11 (15), pp. 91-94. (In Russian)

Center for Iranian Studies. URL: https://kpfu.ru/centr-iranistiki-2093.html (accessed: 04.04.2019). (In Russian)

Cultural representation of I.R. Iran-Moscow. URL: http://ru.moscow.icro.ir/ (accessed: 04.04.2019). (In Russian)

Cultural representation of I.R. Iran-Moscow. URL: http://ru.moscow.icro.ir/ (accessed: 04.04.2019). (In Russian)

Days of Culture of the Islamic Republic of Iran. URL: https://www.muslim.ru/arti-cles/289/12411/ (accessed: 04.04.2019). (In Russian)

Days of Iranian Culture in Kazan. URL: https://tvkultura.ru/article/show/article_id/56293/ (accessed: 04.04.2019). (In Russian)

Hasemi H. M. Political and cultural conditions of the foreign policy of the Islamic Republic of Iran. Molodoi uchenyi, 2013, no. 4, pp. 424-429. URL: https://moluch.ru/archive/51/6352/ (accessed: 14.03.2019). (In Russian)

Iranian culture days opened in Moscow. URL: https://www.mkrf.ru/press/news/dni_kultury_ira-na_otkrylis_v_moskve/ (accessed: 04.04.2019). (In Russian)

Javadi-Amoli A. "Keys to life. Mafatih Al-Hayat". URL: https://books.academic.ru/book.nsf/ (accessed: 04.04.2019). (In Russian)

Kurylev K. P., Nikulin M. A., Goncharova A. A. "The soft power of cultural diplomacy of the Islamic Republic of Iran. Vestnik MGOU. Seriia: Istoriia i politicheskie nauki, 2017, no. 2, pp. 46-55. (In Russian)

Nogaev N. E. President of the Islamic Republic of Iran Khatami S. M. and the Iranian foreign policy concept of the "Dialogue of Civilizations" at the turn of the 20th-21st centuries. Mezhduna-rodnaia nauchnaia konferentsiia, 8 aprelia 2016 goda. St. Petersburg: SPbGU Publ., 2017, pp. 4950. URL: http://kvkz.ru/geopolitics/3171 -prezident-islamskoy-respubliki-iran-hatami-sm-i-iran-skaya-vneshnepoliticheskaya-koncepciya-dialoga-civilizaciy-na-rubezhe-xx-xxi-vv.html (accessed: 21.01.2017). (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The opening ceremony of the Center for the Study of the written heritage of Iran and Islam in the IVR. URL: http://www.orientalstudies.ru/eng/index.php?option=com_content&task= view&id=5012&Itemid=74 (accessed: 04.04.2019). (In Russian)

The speeches of Imam Khomeini. The path to freedom (speech and testament). Moscow, Nau-ka Publ., 1999, p. 169-294. (In Russian)

The way to counter the cultural attack of the West goes through the expansion and deepening of the culture of the Islamic revolution. Information block of the office of the Great Leader Seyid Ali Khamenei. URL: http://www.leader.ir/ru/content/8184 (accessed: 14.03.2019). (In Russian)

Received: August 6, 2019

Accepted: November 15, 2019

For citation: Bogoliubova N. M., Nikolaeva Ju. V. Foreign Cultural Policy of Modern Iran: Russian Vector. Political Expertise: POLITEX, 2020, vol. 16, no. 1, pp. 101-112. https://doi.org/10.21638/spbu23.2020.106 (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.