Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ «МЯГКОЙ СИЛЫ» ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН'

ПОТЕНЦИАЛ «МЯГКОЙ СИЛЫ» ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
252
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«МЯГКАЯ СИЛА» / ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ДИАЛОГ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Вагапова Ф.Г., Гареева К.И.

Цель данной работы заключается в изучении потенциала «мягкой силы» Исламской Республики Иран как особого внешнеполитического инструмента в формировании положительного имиджа государства на международной арене. Методы. Работа выполнена с использованием комплексного, междисциплинарного исследования, в основу которого положен принцип системности, позволяющий применять данные различных областей знания. В научной статье используются общенаучные методы исследования, такие как анализ, синтез, сравнение, а также экспликативные методы, основанные на истолковании и объяснении - контент-анализ и системный анализ. Результаты. Данная статья в полной мере раскрыла потенциал «мягкой силы» Исламской Республики Иран, а также предложила возможные пути использования богатого исторического наследия государства для формирования благоприятного имиджа страны. Научная новизна. Рассматриваемая проблематика все еще относится к числу недостаточно исследованных проблем как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Иран является государством-лидером в ближневосточном регионе, однако «мягкая сила» пока еще недостаточно развита в условиях современного ИРИ. Очевидно, что весь потенциал публичной дипломатии этого государства еще на данном этапе не раскрыт окончательно. Практическая значимость выражается в возможности использования данной статьи в условиях обсуждения вопросов о влиянии Ирана на международные отношения, а также в обсуждениях возможного сотрудничества Российской Федерации с Исламской Республикой Иран в рамках «мягкой силы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“SOFT POWER” POTENTIAL OF THE ISLAMIC REPUBLIC OF IRAN

Objective. The objective of this work is to study the potential of the soft power of the Islamic Republic of Iran as a special foreign policy tool in the formation of a positive image of the state in the international arena. Methods. In the given article the authors used a comprehensive, interdisciplinary study, based on the principle of consistency, which makes it possible to apply data from various fields of knowledge. The authors also applied general scientific research methods, such as analysis, synthesis, and comparison, along with explicative methods based on interpretation and explanation - content analysis and system analysis. Results. This article revealed fully the potential of the soft power of the Islamic Republic of Iran, and also suggested possible ways to use the rich historical heritage of the state to form a favorable image of the country. Scientific novelty. The issues under consideration are still among the insufficiently studied problems in both domestic and foreign literature. Iran is a leading state in the Middle East region, but soft power is still not sufficiently developed in the conditions of modern Iran. It is obvious that the full potential of public diplomacy of this state has not yet been fully disclosed at this stage. Practical significance is expressed in the possibility of using this article in the context of discussing issues of Iran’s influence on international relations, as well as discussions of possible cooperation between the Russian Federation and the Islamic Republic of Iran within the framework of soft power.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ «МЯГКОЙ СИЛЫ» ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН»

УДК: 327

ПОТЕНЦИАЛ «МЯГКОЙ СИЛЫ» ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН

Кандидат филологических наук, доцент кафедры международных отношений, мировой политики и дипломатии Казанского федерального университета,

Казань, Россия.

Вагапова Фирдаус Габдуллазяновна ORCID: 0000-0001-6876-7353 yaktashlar@mail. ru

Студентка

Института международных отношений Казанского федерального университета,

Казань, Россия Гареева Камилла Ильдаровна

gareeva. kam@gmail. com

Аннотация

Цель данной работы заключается в изучении потенциала «мягкой силы» Исламской Республики Иран как особого внешнеполитического инструмента в формировании положительного имиджа государства на международной арене.

Методы. Работа выполнена с использованием комплексного, междисциплинарного исследования, в основу которого положен принцип системности, позволяющий применять данные различных областей знания. В научной статье используются общенаучные методы исследования, такие как анализ, синтез, сравнение, а также экспликативные методы, основанные на истолковании и объяснении - контент-анализ и системный анализ.

Результаты. Данная статья в полной мере раскрыла потенциал «мягкой силы» Исламской Республики Иран, а также предложила возможные пути использования богатого исторического наследия государства для формирования благоприятного имиджа страны.

Научная новизна. Рассматриваемая проблематика все еще относится к числу недостаточно исследованных проблем как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Иран является государством-лидером в ближневосточном регионе, однако «мягкая сила» пока еще недостаточно развита в условиях современного ИРИ. Очевидно, что весь потенциал публичной дипломатии этого государства еще на данном этапе не раскрыт окончательно.

Практическая значимость выражается в возможности использования данной статьи в условиях обсуждения вопросов о влиянии Ирана на международные отношения, а также в обсуждениях возможного сотрудничества

Российской Федерации с Исламской Республикой Иран в рамках «мягкой силы».

Ключевые слова: «мягкая сила», публичная дипломатия, международные отношения, диалог цивилизаций.

Конфликт интересов: авторами не заявлен.

"SOFT POWER" POTENTIAL OF THE ISLAMIC REPUBLIC OF IRAN

CandSc (Philol.), Associate Professor of the Department of International Relations, World Politics and Diplomacy, Kazan Federal University, Kazan, Russia.

Vagapova Firdaus Gabdullazyanovna ORCID: 0000-0001-6876-7353 yaktashlar@mail. ru

Student of the Institute of International Relations, Kazan Federal University, Kazan, Russia.

Gareeva Kamilla Ildarovna gareeva. kam@gmail. com

Abstract

Objective. The objective of this work is to study the potential of the soft power of the Islamic Republic of Iran as a special foreign policy tool in the formation of a positive image of the state in the international arena.

Methods. In the given article the authors used a comprehensive, interdisciplinary study, based on the principle of consistency, which makes it possible to apply data from various fields of knowledge. The authors also applied general scientific research methods, such as analysis, synthesis, and comparison, along with explicative methods based on interpretation and explanation - content analysis and system analysis.

Results. This article revealed fully the potential of the soft power of the Islamic Republic of Iran, and also suggested possible ways to use the rich historical heritage of the state to form a favorable image of the country.

Scientific novelty. The issues under consideration are still among the insufficiently studied problems in both domestic and foreign literature. Iran is a leading state in the Middle East region, but soft power is still not sufficiently developed in the conditions of modern Iran. It is obvious that the full potential of public diplomacy of this state has not yet been fully disclosed at this stage.

Practical significance is expressed in the possibility of using this article in the context of discussing issues of Iran's influence on international relations, as well as discussions of possible cooperation between the Russian Federation and the Islamic Republic of Iran within the framework of soft power.

Keywords: soft power, public diplomacy, international relations, dialogue of civilizations.

Conflict of Interest: no conflict of interest is declared by the authors.

Введение

«Мягкая сила» в условиях современного мира и его быстрой трансформации играет все более возрастающую роль. Державам, претендующим на региональное и мировое лидерство, важно в XXI веке выработать собственную национальную концепцию публичной дипломатии как инструмента внешнеполитического воздействия. При изучении мировых примеров качественного влияния "soft power" на внешнюю политику государств, стоит отметить опыт США, которые широко и качественно применяют концепцию «мягкой силы». Однако далеко не только Соединенные Штаты Америки проявляют активность в использовании данного инструмента. Также существует ряд стран, претендующих на лидерство в своем регионе, одним из таких государств является Исламская Республика Иран. Хотелось бы подчеркнуть, что именно вопрос «мягкой силы» Ирана как в отечественной, так и в зарубежной литературе остается до конца не исследованным. ИРИ как государство с тысячелетней историей с учетом своих исторических, культурных и религиозных особенностей обладает качественным потенциалом в сфере «мягкой силы». Настоящая работа в своей теоретико-методологической основе опирается на неолиберальную концепцию «мягкой силы», а также анализирует роль "soft power" во внешней политике Исламской Республики Иран на основе трудов иранских исследователей, а также профильных исследований по данной теме в российском и западном дискурсе.

Изучение применения ведущих концепций «мягкой силы» Исламской Республики Иран вызывает неподдельный интерес в исследовательском дискурсе по следующим причинам:

- во-первых, поскольку данная тема не имеет широкого диапазона научных исследований на данный момент;

- во-вторых, Иран как государство, претендующее на лидерство в регионе, должно иметь достаточно гибкую, разностороннюю, а также качественно продуманную политику в отношении такого инструмента «мягкой силы», как публичная дипломатия;

- в-третьих, ИРИ является одним из ключевых государств в регионе, и именно опыт этой страны в публичной дипломатии может стать примером для остальных в формировании имиджа своей державы и урегулирования международных конфликтов.

Основная часть

С давних пор Иран славится активным распространением своей национальной культуры как в регионе, так и во всем мире: у многих на слуху знаменитые персидские писатели и их великие произведения, иранские изделия ручной работы из металлов, керамики и в особенности из тканей, например,

иранские ковры. Помимо культурных особенностей в «мягкую силу» Ирана входят идеи Исламской революции, а также их распространение.

Заглядывая как можно глубже в страницы иранской истории, важно выделить тот факт, что до Исламской революции 1979 года дипломатия этого государства базировалась на более демократических и светских принципах, основанных на богатом культурно-историческом наследии. И только после революции основная линия дипломатии Ирана окрасилась в радикально-религиозные оттенки и следовала следующим двум принципам: независимость от сверхдержав и ислам как единственный дальнейший путь развития, выраженный в лозунге «Ни Восток, ни Запад, только Исламская Республика».

Лидеры уже Исламской Республики Иран поддерживали, как казалось на тот момент, передовую точку зрения о том, что именно их государство должно стать примером для других в регионе в вопросах исламского правопорядка. Важно заметить, что дальнейшие события истории такие, как война с Ираком, явно и открыто продемонстрировали невозможность силового экспорта идей революции. Именно в это время в Иране начинает зарождаться "soft power" в привычном для нас понятии.

Когда идет речь о «мягкой силе» XXI века, стоит обращаться к фундаментальному в своем роде термину, который выдвинул Дж. Най [17]. Его основная суть заключается в том, что данная форма политической власти выражается в способности достижения желаемых результатов на основе добровольного участия, в отличие от «жесткой силы», которая подразумевает под собой принуждение против воли. Наиболее выигрышным примером иранской публичной дипломатии является президентство М. Хатами и его идея построения диалога цивилизаций. Ведущую роль в данной концепции занимало извлечение выгоды из достижений всех цивилизаций, как западных, так и не западных, а также поддерживание диалога с ними, что создавало ситуацию сближения. По сути, М. Хатами выступал за мир, свободу и равенство всех государств перед новым формирующимся многополярным миропорядком, также интересно заметить, что ту же самую точку зрения выдвигал С. Хантингтон в труде «Столкновение цивилизаций» [13].

Международное сообщество поддержало инициативу М. Хатами признать 2001 год годом диалога цивилизаций. Если рассматривать представленное событие именно через призму развивающейся иранской "soft power", то можно сделать вывод о том, что Исламской Республике Иран удалось восстановить к себе если не доверительное, то хотя бы нейтральное отношение в мире. Этот шаг помог государству сблизиться и с западными державами, поскольку выдвинутая идея подразумевала развитие правового государства и гражданского общества, и улучшить отношения с другими арабскими странами, что в дальнейшем помогло ИРИ претендовать на место лидера в регионе. Представленное событие действительно являлось настоящим переворотом во внешней политике Ирана. Однако вскоре передовые идеи М. Хатами столкнулись с противостоянием со стороны консервативных кругов иранского общества.

В 2005 году иранское правительство приняло новую стратегию развития «Иран - 2025» [1], которая включала в себя план перспективного разви-

тия государства в течение 20 лет. Представленный документ открывал новые горизонты для развития «мягкой силы» в стране, ведь с помощью него акцентировалось внимание на «развитии конструктивного и позитивного влияния» на международные отношения. Однако иранские исследователи отмечают, что для развития "soft power" правительству страны стоит не только принять новые концепции развития, но и привнести ряд значительных изменений как во внешней политике, так и во внутренней, например:

1. поднять уровень влияния ИРИ в регионе с помощью положительного и доверительного имиджа;

2. установить более дружественные отношения с другими государствами;

3. создать профессиональный дипломатический аппарат;

4. наладить культурный обмен со странами-партнерами [7].

Исходя из этого, в последнее время все более важным и актуальным является один из инструментов «мягкой силы» - публичная дипломатия, феномен, которой все чаще становится объектом исследований не только российских, но и зарубежных ученых, например, книга «Публичная дипломатия: теория и практика» под редакцией М.М. Лебедевой, «Невидимая сила» У. Бёрнса, «Публичная дипломатия и национальная безопасность России» А.В. Вахрамеева, «Публичная дипломатия на современном этапе» А.А. Королева. Данные исследования направлены на поиски оптимальных путей применения публичной дипломатии для достижения лучшего результата -формирования позитивного имиджа государства.

Общность иранского культурно-исторического наследия формирует некие задатки «мягкой силы» Ирана и дает возможность использовать их как важный инструмент внешнеполитического воздействия, укрепления авторитета в регионе, формирования выгодного имиджа, а также налаживания контактов с иностранными государствами. Рассматривая "soft power" с этого угла, можно выделить следующие важные фрагменты целостной картины иранской внешней политики.

Язык и литература выступают одними из ведущих элементов «мягкой силы» Исламской Республики Иран. С целью популяризации персидского языка и национальной литературы Министерство культуры и исламской ориентации проводят всевозможные мероприятия, направленные на духовное развитие общества, распространение исламской культуры и искусства, а также расширение культурных связей с народами мира. Так, например, предыдущий президент ИРИ Хасан Роухани подчеркивал, что согласно Программе развития Ирана 2016-2021 годов [2], укрепление позиций персидского языка является одним из главных достижений. Согласно данной стратегии, Министерство культуры и исламской ориентации не раз проводило международные фестивали персидской литературы и персидского языка, а также организовывало выставки национальной библиотеки Исламской Республики Иран. Также хотелось бы отметить, что в некоторых странах открыты центры при правительстве по изучению персидского языка. Так, например, один из них был открыт в 2015 году в России при культурном центре ИРИ. В сферу деятельности представленного органа входят: популяризация персидского языка в России, организация олимпиад по выбранному языку, а также внедрение языковых стажировок. Вместе с этим выгодно

представляет «мягкую силу» Ирана и обучающая программа для иностранных студентов при университете имени имама Хомейни, направленная на изучение национальной литературы и языка. Важно отметить, что совершенно все расходы берет на себя принимающая сторона, что еще больше улучшает имидж Исламской Республики Иран.

Исторические памятники и туризм. Ввиду того, что Иран является наследником по-настоящему уникальной древнейшей цивилизации, на его территории располагаются крупнейшие памятники древности. Например, поистине великий Бистоун, древние города Чога-Занбиль и Персеполь, а также еще 19 памятников - настоящих шедевров человечества, включенных в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. ИРИ со своей невероятно богатой культурой имеет потенциал для развития туризма, однако из-за санкций в сторону государства, а также пока что негативного образа страны-агрессора, наращивающего ядерный потенциал, навязанного западными СМИ, развитие туристической сферы не представляется возможным. Но, все же, выделяя положительные черты иранского туризма как инструмента «мягкой силы», стоит отметить то, что с 2014 года по статистике Всемирной туристической организации ИРИ входит в топ-50 стран по привлекательности для иностранных туристов [20].

Культурно-образовательное направление. На территории Ирана действует и играет важную роль в развитии потенциала «мягкой силы» Организация культуры и исламских связей. Министерству подведомственны Общество работников культурной сферы, Организация благотворительности, Организация хаджа и паломничества, Информационное агентство Исламской Республики Иран, Организация исламской культуры и коммуникации, Организация печати и публикации, Высшая штаб-квартира культурных и художественных центров при мечетях, Попечительский совет публичных библиотек, Центр исследования культуры, искусства и коммуникации. Особо сильное влияние этой части целого государственного аппарата подчеркивалось аятоллой А. Моджерани, министром культуры Ирана еще в конце 1990-х годов.

Согласно уставу Организации культуры и исламских связей, целью представленного органа является формирование, развитие доверия и понимания в отношении ислама и культуры Ирана на международной арене. Одной из самых важных задач организации является развитие культурных связей с разными народам мира для формирования дальнейшего диалога и сотрудничества. ОКИС предоставляет возможности для иностранных студентов в виде: культурной дипломатии, религиозной философии, преподавания персидского языка, а также внедрения специальных иранских образовательных программ. В настоящее время в мире работает более 50 культурных представительств Ирана.

Также важное место в этой сфере занимают образовательные программы и студенческие обмены. Например, в Международном университете «Аль-Мустафа» на настоящий момент проходили обучение около 55 тыс. студентов из более 120 стран мира. Зарубежные филиалы университета базируются в 60 странах мира. Для тех, кто по разным причинам не может приехать в Иран, создан «Виртуальный открытый университет "Аль-

Мустафа"», представляющий для своих студентов обширный набор курсов, в том числе и на русском языке. Вместе с этим Министерство образования Ирана предлагает студенческие стипендии для граждан Афганистана, Пакистана, а также стран Западной Африки.

Политическая система. Доктрина «Ни Восток, ни Запад, только Исламская Республика» исторически обеспечивала авторитет Ирану на международной арене, а в особенности среди мусульманских стран. Действительно, историческое прошлое ИРИ с точки зрения политики не может не удивлять, ведь только за последние 50 лет это государство оказало по-настоящему героическое сопротивление давлению Соединенных Штатов Америки, перенесло экономическую блокаду, а также с настоящей смелостью приняло политику открытого противостояния Западу. Удивительно, как все последствия данных событий Иран обернул в разработку своей собственной концепции «мягкой силы». Однако, исходя из шиитского уклада общества государства, не сложно понять, что иранская "soft power" сталкивается с некоторыми трудностями в реализации. В основном это относится к Ближневосточному региону, где отвергается шиизм и имеет распространение радикальная исламская идеология. Именно поэтому ИРИ приходится вести достаточно гибкую и осмотрительную политику, чтобы не испортить имидж государства, который создавался десятилетиями.

На данном этапе развития международных отношений Ирану важно вести прагматичную политику в отношении своих ближайших соседей, чтобы сохранить тесные историко-культурные связи, а также место регионального лидера. Все описанное выше подчеркивает важность осторожности использования «мягкой силы» как внешнеполитического инструмента, так как в регионе применение данной концепции доступно лишь локально по отношению к тем государствам, где в большинстве своем проживает шиитское население, на такие же данные ссылался Дж. Най в интервью изданию Iran view в 2015 году [15].

Говоря отдельно о публичной дипломатии, стоит упомянуть о том, что она не имеет богатой практики в ИРИ. Данное направление мягкой силы начало функционировать только тогда, когда в МИДе Ирана был учрежден Центр публичной и медиадипломатии.

Момент появления Центра публичной и медиадипломатии можно назвать по-настоящему революционным процессом для иранской дипломатии, так как это доказывает, что в кругах иранского правительства произошло понимание важности такого органа для создания благоприятного имиджа государства на международной арене. Создание Центра стало отправной точкой по координации общей линии внешней политики страны в сфере публичной дипломатии, что позволяет объединить усилия как негосударственных, так и государственных акторов для достижения целей дальнейшего развития. Возможно, благодаря этой части государственного аппарата, программа «Иран - 2025» будет выполнена с еще большей эффективностью.

Ранее этот институт публичной дипломатии во многом играл роль распространения идей исламской революции, но и сама политика Ирана шествовала под революционными лозунгами и идеями их экспорта. Однако на современном этапе внешняя политика ИРИ стала менее идеологизирован-

ной, более прагматичной и гибкой по отношению ко всем странам-партнерам. В этом случае стоит отдать должное грамотной работе по созданию доверительного имиджа государства. Хотелось бы отметить, что «мягкая сила» Исламской Республики Иран имеет в себе невероятный потенциал. Да и в целом, ИРИ является одним из самых важных политических игроков как в Ближневосточном регионе, так и на международной арене.

Заключение

В заключении научной статьи, в тексте которой были приведены примеры результатов «мягкой силы» Ирана, хотелось бы сделать выводы. Несмотря на наличие более ранних институтов «мягкой силы» в государстве, особую роль стал играть Центр публичной и медиадипломатии, благодаря данному аппарату иранского МИДа публичная дипломатия становится одним из ведущих внешнеполитических инструментов. Созданный орган уже является неким связующим звеном между государственными и негосударственными акторами.

Вся совокупность культурно-исторического наследия рассматриваемого государства является его сильной стороной и имеет за собой тот самый потенциал «мягкой силы», используемый для налаживания диалога с другими странами. Однако исторический опыт Исламской революции оставил свой след на репутации государства в СМИ, и именно поэтому в настоящее время всю совокупность внешнеполитических решений Ирана западные коллеги пропускают через призму идеологизированности, радикально-религиозных настроений и недоверия. И все же стоит отдать должное «мягкой силе» Ирана именно в культурно-образовательном направлении, основные заслуги которого принадлежат деятельности Организации культуры и исламских связей. Благодаря скоординированной и четкой работе этого аппарата, ИРИ открыта к сотрудничеству в международной образовательной сфере. Также важно отметить гибкость данной системы, поскольку правительство Ирана не делает акцент международного образования на религии и идеологии, именно это и позволит впоследствии вывести иранскую науку на новый конкурентноспособный уровень при дальнейшей поддержке данного направления развития.

На основе исследований темы потенциала «мягкой силы» Исламской Республики Иран можно отметить, что в условиях современных международных отношений "soft power" Ирана имеет перспективы для дальнейшего развития. На фоне частых кризисов Ближневосточного региона иранская политика может стать тем самым миротворцем как в вопросах умеренного ислама против радикализма, так и во внешнеполитических конфликтах. Естественно, все это потребует от Тегерана еще более гибкой и открытой политики.

Список литературы

1. Анализ стратегии развития «Иран - 2025». - URL: https://en.unesco.org/sites/default/files/usr15_iran_ru.pdf.

2. Анализ шестого пятилетнего плана развития Исламской Республики Иран. - URL: https://iranterra.ru/iran.pdf.

3. Дехкани Фирузабади С. Концептуальная основа внешней политики Ирана. - Тегеран: Азад университет, 2008. (На перс. яз.)

4. Дехшири М. Место «мягкой силы» в Исламской революции Ирана // Журнал «Хузур». - 2009. - № 57. - С. 50-68. (На перс. яз.)

5. Джаводи М. Дж., Исмаили М. Роль публичной дипломатии в отношениях Ирана с персоязычными странами // Журнал «Сиёсат». - 2012. - № 3. -С. 97-113. (На перс. яз.)

6. Дирахше Дж., Гаффари М. Публичная дипломатия Ирана в исламском мире: инициативы, приоритеты и достижения // Журнал «Фарханг - иртибо-тот». - 2012. - № 16. - C. 9-45. (На перс. яз.)

7. Сайиди Р., Мукадамфар Х. Источники «мягкой силы» Ирана // Журнал «Мутолиоти кудрате нарм». - 2015. - № 11. - С. 107-126. (На перс. яз.)

8. Сайт Министерства культуры и исламской ориентации Исламской Республики Иран. - URL: https://www.farhang.gov.ir.

9. Сайт Организации культуры и исламских связей Исламской Республики Иран. - URL: http://en.icro.ir.

10. Сутуда М. Трансформация международной системы и внешняя политика Ирана. - Кум: Бустони кетоб, 2007. (На перс. яз.)

11. Текст речи А. Хаменеи на встрече с депутатами Меджлиса. - URL: http ://farsi.khamenei.ir/speech-content?i d=24721.

12. Текст речи А. Хаменеи на встрече членов Высшего совета революционной культуры. - URL: http://farsi.khamenei.ir/audio-content?id=26555.

13. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.: АСТ, 2003. - 603 с.

14. Юртаев В.И. Особенности и реализация внешней политики Исламской Республики Иран (1979-2010 гг.). - М.: РУДН, 2012. - 385 с.

15. Interview: Joseph Nye on Iran and the End of American Exceptionalism / Iran View, Nov. 23rd, 2015. - URL: http://www.iransview.com/interview-joseph-nye-oniran-and-the-end-of-american-exceptionalism/1592/.

16. Khatami M. Islam, Dialogue and Civil Society. - Canberra: Centre for Arab and IslamicStudies, Australian National University, 2000. - 426 p.

17. Mozaffari M. The Role of Ideology in Iranian Foreign Policy // Iran and the Challenges of the Twenty-first Century: Essays in Honour of Mohammad-Reza Djalili. - Costa Mesa, CA: Mazda, 2013. - P. 189-204.

18. Nye J.S. Soft Power: The Means to Success in World Politics. - Public Affairs, 2004. - P. 5.

19. Wastnidge E. The Modalities of Iranian Soft Power: From Cultural Diplomacy to Soft War // POLITICS. - 2015. - Vol. 35 (no 3-4). - P. 364-367.

20. UNWTO: Iran ranked 48 in tourist attraction. Mehr news agency, Sat. 8 November 2014. - URL: http://en.mehrnews.com/news/104545/UNWT0-Iran-ranked48 -in-touri st-attraction.

References

1. Analysis of the development strategy "Iran - 2025". - URL: https://en.unesco.org/sites/default/files/usr15_iran_ru.pdf.

2. Analysis of the sixth five-year development plan of the Islamic Republic of Iran. - URL: https://iranterra.ru/iran.pdf.

3. Dekhkani Firouzabadi S. Conceptual basis of Iran's foreign policy. - Tehran: Azad University Publishing House, 2008. (In Persian)

4. Dehshiri M. The place of "soft power" in the Islamic revolution of Iran // Khuzur Journal. - 2009. - No. 57. - P. 50-68. (In Persian)

5. Dzhavodi M.J., Ismaily M. The role of public diplomacy in Iran's relations with Persian-speaking countries // Journal "Siyosat". - 2012. - No. 3. - P. 97-113. (In Persian)

6. Dirakhshe J., Ghaffari M. Iranian Public Diplomacy in the Islamic World: Initiatives, Priorities and Achievements // Farhang-Irtibotot Journal. - 2012. -No. 16. - P. 9-45. (In Persian)

7. Sayidi R., Muqadamfar H. Sources of Iran's "soft power" // Journal "Mu-tolioti qudrate narm". - 2015. - No. 11. - P. 107-126. (In Persian)

8. Website of the Ministry of Culture and Islamic Guidance of the Islamic Republic of Iran. - URL: https: //www.farhang.gov.ir.

9. Website of the Organization of Culture and Islamic Relations of the Islamic Republic of Iran. - URL: http://en.icro.ir.

10. Sutuda M. Transformation of the international system and foreign policy of Iran. - Qom: Publishing House "Bustoni Ketob", 2007. (In Persian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. The text of A. Khamenei's speech at a meeting with deputies of the Mejlis. - URL: http://farsi.khamenei.ir/speech-content?id=24721. (In Russ.)

12. The text of A. Khamenei's speech at a meeting of members of the Supreme Council of Revolutionary Culture. - URL: http://farsi.khamenei.ir/audio-content?id=26555. (In Russ.)

13. Huntington S. Clash of Civilizations. - M.: AST, 2003. - 603 p. (In Russ.)

14. Yurtaev V.I. Features and implementation of the foreign policy of the Islamic Republic of Iran (1979-2010). - M.: RUDN, 2012. - 385 p. (In Russ.)

15. Interview: Joseph Nye on Iran and the End of American Exceptionalism / Iran View, Nov. 23rd, 2015. - URL: http://www.iransview.com/interview-joseph-nye-oniran-and-the-end-of-american-exceptionalism/1592/.

16. Khatami M. Islam, Dialogue and Civil Society. - Canberra: Centre for Arab and IslamicStudies, Australian National University, 2000. - 426 p.

17. Mozaffari M. The Role of Ideology in Iranian Foreign Policy // Iran and the Challenges of the Twenty-first Century: Essays in Honour of Mohammad-Reza Djalili. - Costa Mesa, CA: Mazda, 2013. - P. 189-204.

18. Nye J.S. Soft Power: The Means to Success in World Politics. - Public Affairs, 2004. - P. 5.

19. Wastnidge E. The Modalities of Iranian Soft Power: From Cultural Diplomacy to Soft War // POLITICS. - 2015. - Vol. 35 (no 3-4). - P. 364-367.

20. UNWTO: Iran ranked 48 in tourist attraction. Mehr news agency, Sat. 8 November 2014. - URL: http://en.mehrnews.com/news/104545/UNWT0-Iran-ranked48 -in-touri st-attraction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.