Научная статья на тему 'ДИАЛЕКТНАЯ ЛЕКСИКА ТЮРКСКИХ ЯЗЫКОВ В КОГНИТИВНО-ИДЕОГРАФИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ДИАЛЕКТОЛОГИЧЕСКИХ АТЛАСОВ)'

ДИАЛЕКТНАЯ ЛЕКСИКА ТЮРКСКИХ ЯЗЫКОВ В КОГНИТИВНО-ИДЕОГРАФИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ДИАЛЕКТОЛОГИЧЕСКИХ АТЛАСОВ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
38
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЮРКСКИЕ ЯЗЫКИ / ЯКУТСКИЙ ЯЗЫК / ДИАЛЕКТ / ГОВОР / АТЛАС / КОГНИТИВНАЯ СФЕРА / ИДЕОГРАФИЯ / ЛЕКСИКА / СЕМАНТИКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Асмондьяров Венер Надирович, Шайхисламова Зубаржат Фаниловна, Шайхулов Алмас Галимзянович

В статье на основе анализа материала говоров якутского языка в сравнении с данными диалектов ряда тюркских языков утверждается мысль о том, что особенности познания реального мира и культуры народов отражаются при рассмотрении через призму когнитивных сфер «Природа», «Человек», «Общество», «Познание». Эти особенности отражают последовательное развитие различных родоплеменных объединений, из которых наибольшее влияние на формирование современных тюркских языков и диалектов оказали булгарский, огузский, кыпчакский, карлукский и уйгурский племенные союзы. Но якутский язык исследователи относят к языкам, не сохранившим следы единого родоплеменного объединения. Тем не менее, материал говоров современного якутского языка в сравнении с другими тюркскими языками демонстрирует лексико-семантические соответствия во всех названных когнитивных сферах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Асмондьяров Венер Надирович, Шайхисламова Зубаржат Фаниловна, Шайхулов Алмас Галимзянович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИАЛЕКТНАЯ ЛЕКСИКА ТЮРКСКИХ ЯЗЫКОВ В КОГНИТИВНО-ИДЕОГРАФИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ДИАЛЕКТОЛОГИЧЕСКИХ АТЛАСОВ)»

УДК 811.512.1 '373

В.Н. Асмондьяров, З. Ф.Шайхисламова, А.Г. Шайхулов

Диалектная лексика тюркских языков в когнитивно-идеографическом аспекте (на материале диалектологических атласов)

В статье на основе анализа материала говоров якутского языка в сравнении с данными диалектов ряда тюркских языков утверждается мысль о том, что особенности познания реального мира и культуры народов отражаются при рассмотрении через призму когнитивных сфер «Природа», «Человек», «Общество», «Познание». Эти особенности отражают последовательное развитие различных родоплеменных объединений, из которых наибольшее влияние на формирование современных тюркских языков и диалектов оказали булгарский, огузский, кыпчакский, карлукский и уйгурский племенные союзы. Но якутский язык исследователи относят к языкам, не сохранившим следы единого родоплеменного объединения. Тем не менее, материал говоров современного якутского языка в сравнении с другими тюркскими языками демонстрирует лексико-семантические соответствия во всех названных когнитивных сферах.

Ключевые слова: тюркские языки, якутский язык, диалект, говор, атлас, когнитивная сфера, идеография, лексика, семантика.

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Предлагаемая когнитивно-идеографическая система, созданная для классификации и описания лексических данных, состоит из следующих четырех разделов: I. «Природа (неживая и живая)»; II. «Человек (как живое существо)»; III. «Общество (человек как общественное существо)»; IV. «Познание (априори)». Система разработана на базе Межвузовского НИЦ изучения языков и культур тюркских, монгольских, финно-угорских и индоевропейских (славянских) народов Волго-Камско-Уральского этнолингвистического региона при Башкирском государственном университете. Лексический материал для создания данной системы собран в ходе диалектологических экспедиций, организуемых кафедрой башкирского языкознания и этнокультурного образования БГУ. Несмотря на то, что пред-

лагаемая когнитивно-идеографическая система в известной мере сопрягается с семантическим осмыслением лексики, предложенным в свое время ЮН. Карауловым, Н.Ю. Шведовой, В.В. Морковкиным и другими, она в большей мере ориентирована на выявление особенностей существования и интерпретацию аспектов становления и развития этнических групп, которые говорят на сравниваемых языках. В методологическом плане представленный анализ опирается на результаты применения указанной когнитивной классификации к лексико-семантическим данным диалектов тюркских языков. Представляется, что такой подход позволит поставить во главу угла не только лексико-семантические соотношения родственных языков, но и особенности познания реального мира и культуры народов.

© В.Н. Асмондьяров, З.Ф. Шайхисламова, А.Г. Шайхулов, 2016

Предложенная идея реализуется, в частности, на опыте создания «Лингвистического атласа Европы», изданного во Франции в 1975-2002 гг. Подобные атласы, отражающие особенности диалектов и говоров, были задуманы и в России. Так, на IX региональной конференции по тюркской диалектологии в г. Уфе, проходившей под эгидой Советского комитета тюркологов, был «очень серьезно поставлен вопрос о координации региональных исследований в области тюркской диалектологии. В результате были выработаны окончательные варианты двух крупных академических проектов для тюркологов Советского Союза: "Диалектологический атлас тюркских языков СССР" и "Диалектологический атлас тюркских языков Сибири"» [Хиса-митдинова, Псянчик, 2012, с. 4]. Был собран значительный материал по региональным диалектам и подготовлен макет атласа, но работа не была завершена.

Создание лингвистического атласа диалектов и языков отдельного региона или более крупного ареала возможно при наличии соответствующего объема эмпирического лингвистического материала с подробной монографической проработкой. При этом непосредственно составлению атласа должна предшествовать определенная подготовительная деятельность: очерчивание картографируемой территории; выбор сетки населенных пунктов на местности; составление опросников; сбор материалов в ходе полевых работ и т.д. В результате целенаправленных работ к настоящему времени созданы атласы диалектов татарского языка, распространенных на Среднем Поволжье и в Приуралье, диалектологические атласы башкирского и якутского языков.

История формирования диалектных систем тюркских языков связана с последовательным развитием различных родоплеменных объединений, из которых, по мнению исследователей, наибольшее влияние на формирование современных тюркских языков и диалектов оказали булгарский, огузский, кыпчакский, карлукский и уйгурский племенные союзы [Баскаков, 1982, с. 3-40]. Каждый из них, обладая характерными специфическими языковыми чертами, мог локализоваться в отдельном географическом ареале и послужить основой для образования отдельного диалекта. Но якутский язык относится к типу «языков тюркских народов, полностью утративших следы родоплеменного членения и

родоплеменные названия... Диалекты же этих языков дифференцируются уже только по территориальным признакам» [цит. по: Воронкин, 1999, с. 160]. Эту мысль подтверждают и исследователи якутского языка: «. общеплеменной язык расчленился на два диалекта - акающий и окающий, причем эти диалекты мыслятся не иначе как территориальные единицы» [Там же, с. 21]. Как известно, «аканье распространилось в северной части ареала заселения якутов, где территории намцев и борогонцев рассматриваются как первоначальный очаг зарождения этого явления, а оканье - в южной части, с очагом зарождения на территориях кангаласцев и ме-гинцев» [Там же, с. 20].

В настоящее время якутские говоры распространены на достаточно большом географическом пространстве (Республика Саха (Якутия), Красноярский край, Хабаровский край, Магаданская область, Амурская область, Иркутская область, Забайкальский край). Диалектное членение языка саха представлено в нескольких классификациях. В частности, первые исследователи выделяли в якутском языке три группы говоров: группу акающих говоров намско-усть-алданского типа; группу окающих говоров кан-галасско-вилюйского типа и группу окающих говоров мегино-таттинского типа [Там же, с. 153]. В свою очередь в статье «Якутский язык» профессора Е.И. Убрятовой, опубликованной в «Лингвистическом энциклопедическом словаре», приведена классификация якутской диалектной системы, в которой выделены четыре группы говоров: центральная; вилюй-ская; северо-западная и таймырская. Разделение на так называемые «акающие» (центральные, северо-восточные) и «окающие» (вилюй-ские, северо-западные) группы говоров, представленное М.С. Воронкиным, предполагает также выделение отдельного долганского диалекта и есейского говора в составе северо-западной группы говоров [Там же, с. 154-155]. Такая группировка говоров якутского языка, согласно практике классификации говоров и в других тюркских языках, основана на территориально-лингвистическом принципе.

Рассмотрим наиболее характерные в семантическом отношении примеры из лексики диалектов якутского, башкирского, казахского, татарского и чувашского языков в рамках указанных выше четырех когнитивных сфер.

В.Н. Асмондьяров, З. Ф. Шайхисламова, А.Г. Шайхулов

I. Природа

1.1. Неживая природа:

1.1.1. Земля, виды земного рельефа: арал (як. Булунский р-н) - 'долина реки' [ДСЯЯ, с. 49]. Количество лексических соответствий данной диалектной единице достаточно велико, рассмотрим наиболее показательные: ARAL 'остров', ARALA 'между, среди' [ДТС, с. 50]; арал (башк. вост. диалект) 'междуречье'; аральж (башк. средний и среднеуральск. говоры) 'междуречье'; кулара (башк. гайнинский говор) 'долина между горами'; аралы (тат. тоболо-иртышский диалект) 'на расстоянии друг от друга'; арацы (тат. тоболо-иртышский диалект) 'посредник'; арал (каз.) 'остров';

1.2. Живая природа:

1.2.2.1. Животные, звери: адьыр^а (як. Ам-гинский, Вилюйский, Ленский, Сунтарский р-ны) 'старый самец медведя' [ДСЯЯ, с. 41]. В древнетюркском словаре зафиксирована лексема adi^ в общем значении 'медведь' [ДТС, с. 10]. В башкирском, татарском и казахском языках сходное значение передают айыу (башк. лит.) и аю (тат. лит.), аю (каз.); упа (чув.).

II. Человек

2.1. Человек как физико-биологическое существо

2.1.4. Физиология и потребности: силэгэй (як. Среднеколымский р-н) 'слюна' [ДСЯЯ, с. 206]. В этимологическом словаре алтайских языков представлены следующие тюркские, монгольские и тунгусские соответствия: sil- (PTurk) 'слюна', 'слизь' [ЭСАЯ, р. 1248); sil- (PMong) 'слюна', 'слизь' [ЭСАЯ, с. 1248]; tumin 'плевок', 'слюна' [ЭСАЯ, 1248). В башкирском, казахском, чувашском и татарском языках также в обиходе лексемы hелэгэй, селэгэй в значении 'слюна'; стекей (каз.) 'слюна'; сёлеке (чув.) 'слюна';

2.2. Человек как чувствующее, желающее, мыслящее и говорящее существо:

2.2.5. Особенности характера человека: албын (як., Верхоянский р-н) 'лгун, враль' [ДСЯЯ, с. 43]. Среди древнетюркских соответствий авторы отмечают следующие лексические единицы: AL 'обман, уловка' [ДТС, с. 31]; ALDA 'обманывать' [Там же, с. 34]; ALCI 'обманчивый, хитрый' [Там же]. В литературном и разговорном стилях башкирского и татарского языков отмечаются такие параллели, как: алдаксы (башк. лит.) 'обманщик, лгун', алдалау (башк. гайнинский говор)

'обманывать', алдар (башк. сакмарский говор) 'обманщик', алдакчы (тат. лит.) 'обманщик', йал-ганчы (тат. средн. диалект); алдамшы (казахск.) 'обманчивый';ултав (чув.) 'обман';ултала (чув.) 'обмануть'.

III. Общество (человек как общественное существо)

3.7.9. Инфраструктура сельской жизни: алаhа (як. Колымский район) «дом, домашний очаг» [ДСЯЯ, с. 43]. В диалектологическом словаре якутского языка также оно упоминается в значении «берлога». В башкирском и татарском языках наблюдаются следующие параллели: аласьт (башк. южный диалект) 'летняя кухня'; алачык (башк. гайнинский говор) 'летняя кухня'; алачыц (параньгинский, заказанский говор) 'предбанник'; алачыц (хвалынский, мензелинский говоры) 'дворовая постройка', 'летняя кухня, в которой зимой живет молодняк'; алышыц (каз. Оренбургская область) 'летний домик'.

IV. Познание (априори)

Кут (як. Саккырырский р-н) 'внутреннее чувство, душа' [ДСЯЯ, с. 128]. Слово обозначает в целом одно из ключевых понятий тюркской мифологии и тенгрианства - 'вера в жизненную силу'. Имеет массу соответствий и семантических модификаций: kut «the favor of heaven, fortune» 'удача, успех' [EDT, р. 594]; кот (башк. лит) 'душа', 'изобилие', 'удача'; кот (башк. сред-неур., сакмарский говоры) 'символ счастья и благополучия'; кот йырау (башк. сальзигутский говор) 'перепугать' - ср.: котом китте 'испугался' (букв. 'душа улетела'); кот (тат. лит) 'душа', 'счастье', 'благодать'; цут (каз.) 'богатство', 'достояние', 'благо', 'благодать'.

Представленный материал подтверждает мысль о том, что восприятие окружающей действительности и мироощущение у разных народов имеют свои характерные особенности, которые отражаются в диалектных лексико-семанти-ческих системах. Кроме того, анализ служит подтверждением методологической концепции, утверждающей, что абсолют единой «картины мира» существует в рамках следующих когнитивных сфер: I. «Природа (неживая и живая)»; II. «Человек (как живое существо)»; III. «Общество (человек как общественное существо)»; IV. «Познание (априори)». Косвенной поддержкой этой точки зрения может служить также «идея

региональной онтологии», выдвинутая в свое время Э. Гуссерелем, позволяющая «дробно описывать структуру бытия».

Сокращения

ДСЯЯ - Диалектологический словарь якутского языка / сост. П.С. Афанасьев, М.С. Воронкин, М.П. Алексеев. - М.: Наука, 1976. - 392 с.

ДТС - Древнетюркский словарь. - Л.: Наука, 1969. -678 с.

ЭСАЯ - An Etymological dictionary of the Altaic languages / Старостин совм. с А.В. Дыбо и О.А. Му-драком. - Leiden, 2003. - Vol. 1-3. - 2096 p.

EDT - An Etymological Dictionary of pre-thirteenth-

century Turkish. - Oxford: Clarendon Press, 1972.

***

башк. - башкирский вост. - восточный каз. - казахский лит. - литературное

письм.-монг. - письменно-монгольский

р-ны - районы тат. - татарский чув. - чувашский РТигк - прототюркское РМо^ - протомонгольское як. - якутский

Литература

Баскаков Н.А. Задачи составления тюркских аре-альных исторических диалектологических атласов // Сов. тюркология. - 1982. - Вып. 3. - С. 3-9.

Воронкин М. С. Диалектная система языка саха: Образование, взаимодействие с литературным языком и характеристика. - Новосибирск: Наука. 1999. - 197 с.

Убрятова Е.И. Якутский язык // Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В.Н. Ярцевой. — М.: Сов. энцикл., 1990. - С. 623-624.

Хисамитдинова Ф.Г., Псянчин Ю.В. IX региональная конференция по диалектологии тюркских языков (Уфа, 1983): большой шаг в XXI век // Актуальные проблемы диалектологии языков народов России: матер. XII регион. конф. (Уфа, 27-28 ноября 2012 г.). -Уфа, 2012. - С. 4-5.

V.N. Asmandiyarov, Z.F. Shaikhislamova, A.G. Shaikhulov

Dialect words of Turkic languages in the cognitive - ideographic aspect (on the material of dialectological atlases)

In article on the basis of the analysis of dialects of the Yakut language in comparison with the dialects of a number of Turkic languages, and affirms the idea that the features of cognition of the real world and culture of the people reflected when viewed through the prism of the cognitive spheres of "Nature", "Man", "Society", "Knowledge". These features reflect the sequential development of various tribal associations, of which the greatest influence on the formation of the modern Turkic languages and dialects had Bulgar, Oghuz, Kipchak, Karluk and Uighur tribes. But the Yakut language researchers refer to languages, not a single retained traces of tribal enterprises. Nevertheless, the modern dialects of the Yakut language in comparison with other Turkic languages shows the lexical-semantic matching in all these cognitive areas.

Keywords: Turkic languages, Yakut language, dialect, Atlas, the cognitive area, ideograph, vocabulary, semantics.

УДК 811.512.167'28

С.А. Иванов

Названия атмосферных явлений в якутском языке и его говорах

Рассматриваются якутские названия некоторых атмосферных явлений, предпринимается попытка показать, когда, где и каким образом они создавались и как сегодня употребляются. Как известно, для скотоводческой, промыслово-охотничьей и другой хозяйственной деятельности якутов исключительно важное значение имеют благоприятные природно-климатические условия. Поэтому саха круглый год следили за состоянием земной атмосферы и происходящими в ней природными процессами и явлениями. В результате многовековых наблю-

© С.А. Иванов, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.