Научная статья на тему 'Диалектика развития образовательной инноватики в условиях глобализации'

Диалектика развития образовательной инноватики в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИННОВАТИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Химиченко Андрей Андреевич

В статье анализируются тенденции развития образовательной инноватики в условиях глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Химиченко Андрей Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диалектика развития образовательной инноватики в условиях глобализации»

Диалектика развития образовательной инноватики в условиях глобализации Химиченко А. А.

Химиченко Андрей Андреевич /Khimichenko Andrey Andreevich - кандидат экономических наук, директор, муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 44, муниципальное образование Люберецкий муниципальный район Московской области,

г. Люберцы

Аннотация: в статье анализируются тенденции развития образовательной инноватики в условиях глобализации.

Ключевые слова: образовательная инноватика, образовательная система, педагогические

образовательные инновации.

В настоящее время во всем мире активизируются глобализационные процессы. В большинстве стран они уже определяют развитие экономики, промышленности, сельского хозяйства, предпринимательства и иных сфер деятельности человека. Одной из значимых сфер, на которую влияет глобализация, является система образования. Образовательная система любого масштаба как система интеллектуально-психологического и культурного развития личности предполагает использование максимального числа доступных по экономическим и техническим показателям образовательных методов и технологий. Являясь открытой системой, образовательная система постоянно находится в состоянии неравновесности, эволюционного развития [4, с. 31]. Старые методы обучения, техники и приемы постепенно уступают место более новым и совершенным. Эта эволюционная компонента - залог соответствия текущих образовательных стандартов тем задачам и вызовом данного периода времени, в котором функционирует образовательная система. Невозможно подготовить интеллектуально развитые кадры для экономики и промышленности, пользуясь устаревшими и низкоэффективными образовательными технологиями. Глобализация в этом контексте выступает тем интегратором, который способствует объединению усилий специалистов в сфере образовательных технологий по всему миру с последующей выработкой единых стандартов эффективности и качества национальных систем образования. С позиции практики глобализация способствует выработке высокого уровня стандартов образования, что способствует интенсификации усилий ученых и исследователей в плоскости формирования и реализации образовательных инноваций.

Далее следует сформировать определение образовательной инноватики и образовательной инновации. Под образовательной инноватикой понимается междисциплинарное научное направление, включающее в себя инноватику, педагогику, психологию, теорию систем, экономику и ряд других наук. В качестве образовательной инновации автор считает целесообразным рассматривать новую образовательную технологию, метод или инструмент, включая различные технологические программно-аппаратные комплексы, направленные на повышение интеллектуальной и социально-экономической эффективности образовательных систем. Образовательная инновация как элемент реальности не всегда нуждается в коммерциализации в силу социального статуса большинства образовательных систем [1, с. 201]. Так, в ряде случаев образовательная инновация может быть внедрена на инициативной основе одним или несколькими специалистами данной системы (школы, вуза, учебного округа, государственного ведомства) с целью достижения альтруистических целей, не связанных напрямую с извлечением финансовой прибыли или иной подобной выгоды. По мнению автора, образовательная инноватика содержит в себе четыре основные ветви развития:

• педагогические образовательные инновации, направленные на совершенствование и инновационное развитие педагогических методов, приемов и инструментов преподавания, обучения учащихся;

• организационные образовательные инновации, связанные с проведением целенаправленных организационных изменений в структуре отдельных учебных заведений и образовательных систем различного уровня с целью повышения их инновационного потенциала;

• технологические и технические образовательные инновации, основанные на повышении технологического и технического потенциала учебного заведения или образовательной системы с целью создания необходимого технического оснащения для совершенствования существующих образовательных процессов и внедрения инновационных образовательных процессов в рамках создаваемых технических систем;

• экономические образовательные инновации, нацеленные на внедрение в экономическую систему учебного заведения новых экономических процессов, направленных на повышение его инвестиционного потенциала с целью повышения объемов инвестиционных ресурсов, вкладываемых в инновационное развитие.

Представленные определения содержат в себе ряд особых признаков, позволяющих в совокупности сформировать целостное представление об истоках, диалектике и динамике развития образовательной инноватики. Системы образования как организованные социальные построения берут начало еще с древних времен, когда учителя сами выбирали себе учеников. К первым образовательным системам можно отнести группы обучавшихся у древних философов, которые стремились познать мудрость своего наставника и

проходили постепенную интеллектуальную инициацию в его систему ценностей и представлений об окружающем мире. Подобные методы обучения использовали Сократ, Платон, Аристотель и другие представители древнего мира. Попасть в число их учеников считалось в тот период времени привилегией, а ученики были кастой избранных, которые выбирались из большого числа молодежи и людей более старшего возраста после тщательного отбора и отсева из большинства последователей самим философом. Подобные системы отбора в качестве обоснования предполагали весьма высокую ценность того знания, которым владел такой учитель. Многие философы древности практически всю жизнь выкристаллизовывали свои идеи и представления об окружающем мире, их система ценностей была построена на личном опыте и богатых познаниях в истории страны и мира. Фактически, они были носителями уникальной для тех времен информации, умея при этом преломлять сложные идеи и концепции через призму собственного интеллекта.

Само слово «философия» переводится как «любовь к мудрости». Мудрость в разрезе непрерывного развития личности позволяла им видеть различные стороны одних и тех же явлений, определять глубинные причинно-следственные связи в событиях различного масштаба, будь то спор двух людей или крупные войны. Уникальность их знания делала его особенно ценным для не владевшего им большинства окружающих людей, а сами философы выступали своего рода избранными, посвященными в тайны познания окружающего мира. Философия, по своей сущности, стала тем корнем, из которого впоследствии выросли многие науки. На заре развития человечества она вместила в себя различные по сущности знания, став для людей интеллектуальным Ковчегом, пронесшим эту информацию сквозь тысячелетия и образовавшим фундамент культурно-исторического развития человеческой цивилизации.

Философские группы, по мнению автора, стали первыми в истории образовательными системами, в которых были заложены базовые принципы передачи Знания между людьми:

• тщательный отбор людей, достойных этого знания;

• испытания учеников в период обучения и по его окончании;

• уважение и почитание Учителя;

• уважение к Знанию как к уникальному интеллектуальному сокровищу, которое было создано предыдущими поколениями;

• преемственность поколений, каждое последующее из которых стремится продолжать исследования и совершенствовать имеющийся в его распоряжении научный потенциал;

• формирование в обществе интеллектуальных и культурных критериев личной ценности его членов.

Данные принципы стали основополагающими в будущем развитии образовательных систем. Фактически,

эти первые группы стали микрокосмом, в котором зародились базовые принципы, ставшие каноничными для образовательных систем последующих эпох, выросших до макрокосмов: крупных коллективов учеников и значительного числа учителей. В древние времена философами уже вводились первые образовательные инновации, направленные на совершенствование процесса познания учениками новой информации.

Так, к примеру, можно вспомнить метод обучения, введенный Сократом, основанный на применении в процессе обучения наводящих вопросов. Благодаря наводящим вопросам, ученик сам стремился искать ответы на сложные задачи. Если ранее человечество не в полной мере оценивало подобный метод, то, с развитием психологии и нейробиологии, ученые выяснили, что такой метод обучения задействует эвристические механизмы мышления личности, которые используются при решении задачи с изначальным ограничением информации о ней самой и путях ее решения. Подобные механизмы тесно связаны с креативным (творческим) потенциалом личности и систематически использовались многими великими учеными при решении ими сложных научных проблем, ставших впоследствии источниками значительных открытий. Впоследствии данный метод получил название «майевтика» (буквально «повивальное искусство») и использовался многими учителями вплоть до нынешнего времени.

С точки зрения педагогики его можно назвать инновационным для своего времени, когда сама парадигма образовательных систем только зарождалась и кристаллизовалась в первых опытах создания философских школ. Если анализировать хронологию развития систем образования, то до ХХ в. основная масса нововведений в образовании носила больше методический и организационный характер [3, с. 34]. Их сложно было назвать инновационными, скорее это были эволюционные изменения, производимые руководителями и участниками систем образования в ответ на новые вызовы времени и изменение социально-политического и культурного контекста. Основным вектором развития образовательных систем на протяжении двух тысячелетий была постепенная демократизация образования, в ходе которой обучение наукам и искусству постепенно стало доступно не только привилегированным слоям общества, но и детям простых граждан, не обладающих значимым материальным достатком.

В то же время, с позиции комплексного подхода, образовательная инноватика, по мнению автора - это нечто большее, нежели совершенствование методов преподавания и изменение статуса организационных особенностей учебных заведений. Сама обучающая среда включает в себя не только методы обучения, но также и техническое, и информационное обеспечение, организационную инфраструктуру. Все эти элементы оказывают существенное влияние на эффективность образовательного процесса и не могут быть недооценены со стороны образовательного учреждения. Инновационная среда обучения, по мнению автора, это всегда сплав разнородных материальных и информационных факторов, заключенных в ее базовых системообразующих компонентах: материальном, техническом и методическом обеспечении

образовательного процесса. В силу исторической динамики научно-технического развития следует признать, что инновационные технологии и технические открытия, определившие начало технологической эпохи, в основной своей массе пришлись на ХХ век, ставший временем качественного перехода человечества из эпохи механических технологий в эру электронной, автоматизированной и вычислительной техники.

Учитывая время развития технологической эпохи, пришедшееся преимущественно на ХХ в., к периоду реального становления образовательной инноватики многие специалисты относят последние десятилетия, с конца 80-х гг. ХХ в. по нынешнее время. Именно данный период времени стал моментом наиболее активного развития информационных технологий, вычислительной техники, сети Интернет и подобных атрибутов информационной эры. Образовательный процесс в основе своей заключается в передаче информации между учителем и учениками, что предопределило судьбоносную роль средств вычислительной техники и сетей передачи данных в процессе обучения в системах среднего и высшего образования. С точки зрения развития методологии передачи информации следует отметить важность для построения методологии образовательной инноватики появления и развития таких наук, как кибернетика, теория информации, синергетика, ставших в совокупности теми научными столпами, на которых были основаны наиболее прогрессивные междисциплинарные научные направления, связанные с управлением информацией. Кибернетика (от др.-греч. коРерурпкр - «искусство управления») - наука об существующих закономерностях формирования и развития процессов управления и передачи информации в системах различной природы, включая технические, биологические и социальные системы [2, с. 78]. Основателем кибернетики стал выдающийся ученый Норберт Винер, чьи научные разработки сделали возможным создание компьютеров и стали базовыми для развития впоследствии ряда ключевых научных направлений в сферах математики, информационных технологий и теорий управления социальными системами.

Для образовательной инноватики кибернетика стала той методологической средой, которая позволила объединить в единой плоскости обучение от человека к человеку и обучение при помощи использования технических средств - компьютеров, виртуальных программных систем, специализированных тренажеров и т. д. Важность подобного перехода заключается в весьма высоком росте эффективности обучения путем использования современных технических средств. Благодаря внедрению этих средств, в значительной степени были трансформированы сами условия и среда обучения. Появление в образовательной практике виртуальных учебных систем и классов позволило интегрировать в учебный процесс учеников вне зависимости от их физического месторасположения. Стало возможным эффективное инклюзивное обучение, когда учащийся с ограниченными возможностями может наблюдать и участвовать в процессе обучения через видеосвязь, обеспечиваемую благодаря использованию веб-камер, компьютеров и подключения к сети Интернет. Виртуализация обучения сделала возможным наглядное визуальное отображение в едином виртуальном учебном пространстве значительного числа уникальных физических, химических реакций, моделирование различных термодинамических и ядерных процессов, визуализацию природных явлений и т. д. Фактически, с развитием вычислительной техники у образовательной инноватики сформировалось качественно новое измерение развития, использование которого позволило учащимся получить инновационный образовательный опыт, повысив качественные и количественные характеристики эффективности учебного процесса.

Также к инновационным техническим средствам обучения могут быть отнесены специализированные средства, используемые в рамках изучения отдельных дисциплин. Так, в химии и биологии к таким средствам можно отнести электронные микроскопы, новые типы лабораторного оборудования, автоматизированные системы научных исследований (АСНИ) и т. д. Подобные средства, будучи разработанными в последние десятилетия, позволили существенно углубить уровень исследования классических дисциплин, благодаря наличию у них превосходных технических показателей с позиции использования учащимися и преподавателями в процессе проведения лабораторных работ, экспериментов, контрольных работ и т. д. Техническая вооруженности, формируемая за счет оснащения современным оборудованием, стала одним из ключевых показателей инновационной привлекательности учебного заведения с точки зрения учащихся и их родителей.

Рассмотрев некоторые аспекты развития технологических инноваций, следует также отметить важность остальных направлений: педагогического, организационного и экономического. Педагогика лежит в основе всей системы образования, именно данная наука содержит в себе совокупность методов, методик и инструментов эффективной передачи знаний между учителем и учащимися, приводящей к интеллектуальному росту последних. В то же время, организация педагогических процессов немыслима вне четкой иерархии полномочий участников данных процессов и конкретной организационной структуры, которую и представляет собой образовательная система. Здесь можно проследить взаимосвязь между организационным и педагогическим направлением образовательной инноватики. Сам процесс организации требует определенного экономического обеспечения деятельности его участников: выплаты зарплат педагогам, руководству учреждения, осуществления коммунальных платежей, закупки различных материалов и техники для обеспечения процесса обучения и т. д. В качестве рабочего направления, реализующего данный спектр задач, выступает экономическое направление образовательной инноватики. По мнению автора, одной из его ключевых задач является привлечение и максимально эффективное

использование государственных частных инвестиционных ресурсов, используемых для построения и развития образовательной инновационной системы.

Таким образом, можно сделать вывод о тесном переплетении всех четырех направлений образовательной инноватики в реальной практике построения образовательных систем. В совокупности они составляют комплексную модель инновационно-инвестиционного развития современной образовательной системы. Кроме того, развитие в рамках одного территориального образования всех указанных выше направлений способно привести к формированию единой интегрированной образовательной среды, в которой отдельные учебные заведения постепенно формируются сначала в образовательные кластера, а потом - в инновационные образовательные сети. По мнению автора, будущее развитие локальных образовательных систем будет заключаться в подобной сетевой интеграции, которая позволит значительно легче распространять между отдельными учебными заведениями образовательные инновации и ценный опыт, в итоге повышая качество услуг во всей образовательной системе. Подобное повышение качества - своего рода синергетический эффект, который является следствием органичной интеграции отдельных учреждений в единой районной, городской, региональной или национальной модели инновационного образовательного развития. Одним из опорных векторов в этих интеграционных процессах выступает рассмотренный выше фактор глобализации.

Литература

1. Лапин Н. И. Теория и практика инноватики. М.: Логос, 2010. 201 с.

2. Педагогическая инноватика. Инновационное образование, инновационное мышление, инновации // Под ред. Делии В. П. М.: Де-По, 2011. 78 с.

3. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика. М.: Академия, 2010. 34 с.

4. Шамова Т. И., Давыденко Т. М., Шибанова Г. Н. Управление образовательными системами. М.: Академия, 2008. 31 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.