SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(2), Feb., 2023
УДК 241.1
ДИАЛЕКТИКА НАЦИОНАЛЬНЫХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ПРОЯВЛЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ БИОЭТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В УЗБЕКИСТАНЕ
Умирзакова Наргиза Акмаловна, PhD.,
доцент кафедры Общественных наук с курсом биоэтики кафедры «Общественных наук с курсом биоэтики, Ташкентский Государственный стоматологический институт
Ташкент, Узбекистан.
АННОТАЦИЯ
В статье освещён предмет биоэтики как новой, отдельной, эффективно развивающейся дисциплины на территории Узбекистана. Автор подчеркивает исторические, национальные и религиозные особенности биоэтики, действующей в Республике. Актуальность и востребованность биоэтики в том, что современные биотехнологии, проникая в жизнь общества, создают новые вопросы у населения, связанные с религиозными убеждениями и требуют научных ответов, которыми занимается биоэтика.
Ключевые слова: религия, ислам, биоэтика,Узбекистан, религия, нация, культура.
DIALECTICS OF NATIONAL AND RELIGIOUS PECULIARITIES IN THE MANIFESTATION OF MODERN BIOETHIC PROBLEMS IN
UZBEKISTAN
Umirzakova Nargiza Akmalovna,
Doctor of Philosophy (PhD) in Philosophical sciences associate professor of the Department of Social sciences with the course of bioethics, Tashkent State Dental Institute, Tashkent, Uzbekistan.
ABSTRACT
The article highlights the subject of bioethics as a separate, effectively developing discipline on the territory of Uzbekistan. The author emphasizes the historical, national and religious features of bioethics in force in the Republic. The relevance and relevance of bioethics is that modern biotechnologies, penetrating into the life of society, create new questions among the population related to religious beliefs and require scientific answers that bioethics deals with.
Keywords: religion, Islam, bioethics,Uzbekistan, religion, nation, culture.
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(2), Feb., 2023
ВВЕДЕНИЕ
Инвариантность основ и систем морали позволяет представителям абсолютно различных систем здравоохранения в разных странах мира понимать друг друга и сосуществовать вместе. Но несмотря на это, они отличаются ярко выраженными национальными и религиозными особенностями. Иногда, без знания специфики национальных и религионых особеностей просто невозможно объяснить, почему в той или иной стране не действуют принятые мировым сообществом протоколы и документы, несмотря на то, что они должны ратифицироваться. В формировании восточной, а так же мировой биоэтической культуры большую роль сыграли всемирно известные мыслители, представители исламской философии Абу Али Ибн Сина (Авиценна), Абу Бакр Ар-Рази, Имам аль Бухари, Исхак ал Рухавий и другие великие мыслители. Их духовное наследие до наших дней вдохновляет философов современности. Заметный след в истории медицинской этики оставили труды арабских ученых -медиков эпохи мусульманского Ренессанса на Ближнем Востоке и в Центральной Азии: «Практическая этика врача» Исхака Аль-Рухави, «Приказ медицины» Ибн-Абу Усейби, «Канон медицины» и «Фируз нома» Ибн Сины, которые содержат этические рекомендации относительно взаимоотношений между врачом и пациентом, имеют немало этических принципов, например, требование к врачу, больному и здоровому сосредоточить усилия на предупреждении болезней, учитывать индивидуальные особенности и уникальность каждого человека. Они так же призывали врача к ответственности за здоровье и жизнь пациента и напоминали о моральном долге людей этой профессии. К древним источникам биоэтики ислама могут быть отнесены: «Канон врачебной науки» Авиценны, «Adab Al-Tabib»-практическая этика врача Ал-Рухави (Ishaq ibn Ali Al-Ruhawi), «Духовная медицина» Абу Бакр Ар-Рази и многие другие, которые до сегодняшнего дня продолжают составлять духовный фундамент в исламском медицинском кодексе. Многие выдержки из названных трудов стали афоризмами, переводились на латынь и европейские языки.
Узбекистан - является родиной таких великих мыслителей, внесших огромный вклад в развитии науки, этики и медицины. «Впервые об этических нормах в исследованиях биомедицины говорится в книгах Авиценны. Раньше, общей этической дисциплиной в Узбекистане была «Адабнама» (Правила приличия), а в настоящее время внимание узбекских философов, по мере достижений медицины, обращено к историческим и национально-культурным аспектам биомедицинской этики»[1]. Также, традиции, обычаи и ценности
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(2), Feb., 2023
Ислама повлияли на содержание профессиональной этики отношений между врачом и пациентом. Но стоит отметить, что в Узбекистане биоэтика опирается не только на исламскую религию, так как по своему смыслу биоэтика является международной дисциплиной. На данный момент в Узбекистане проживают более чем 100 национальностей и вместе с тем действуют организации, представляющие более 15 религиозных конфессий. Так же, закон о свободе совести и свободе вероисповедания в Конституции Узбекистана является доказательством уважения ко всем религиям и представителям разных религиозных верований. «Именно поэтому в решении ключевых проблем биоэтики, в связи с нашими историческими и национально-культурными традициями, важна точка зрения как Ислама, так и других религий» [2]. А уважение к разным культурам, религиям и нациям, тем самым развитие международной этики, является важным принципом для сохранения толерантности и стабильности международных отношений.
В Узбекистане действует многоуровневая система биоэтической экспертизы, созданная в соответствии с рекомендациями ВОЗ, состоящий из ведущих ученых Республики Узбекистан не только в области медицины. По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения, из стран Центральной Азии биоэтика Узбекистана соответствует основным четырем показателям развитости этой науки. В стране функционирует Национальный комитет по биоэтике, имеется информационный центр, проводятся этические экспертизы, в образовательные программы учебных заведений введен специальный курс. Многолетними усилиями профессорско-преподавательского состава кафедры «Общественных наук» Ташкентского Государственного стоматологического института «биоэтика» из элективного курса обрела статус обязательного курса и данная кафедра стала называться кафедрой «Общественных наук с курсом биоэтики». Таким образом биоэтика была введена в программы высших медицинских заведений. Ежегодно кафедрой акивно проводятся международные и Республиканские конференции по биоэтике, на которых обсуждаются актуальные вопросы применения современных медицинских биотехнологий, медицинской этики. и проблемы современных наук. Среди этих вопросов и проблем активно обсуждаются вопросы, касающиеся медицинских технологий,, применение которых влияет на национальную и религиозную культуры. Например, не будет ли грехом для спасения семьи разрешить проблему бесплодия с помощью применения новых репродуктивных технологий? Не претендуют ли медицина или врачи на роль Творца в создании жизни в пробирке? Кто может стать донором яйцеклетки,
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(2), Feb., 2023
если нарушен гормональный фон у женщины?[3] Можно ли изъять органы или ткани у трупа? Можно ли совершать аутопсию и т.д. Как на эти вопросы отвечают религии ислам, христианство, иудаизм, буддизм и т.д.?
Цель исследования: Выявить исторические, национальные и религиозные особенности биоэтики, действующей в Узбекистане.
Материалы и методы: В исследовании на принципах историзма были использованы методы сравнительного анализа, подборки и изучения литературы, индукции и дедукции, анализа и синтеза.
Результаты и их обсуждение: В странах Средней Азии ключевую роль в решении вопросов и проблем в биоэтике играет религия. Основываясь на религии Ислам, в Узбекистане, как и в других государствах Средней Азии, негативно и неприемлемо относятся к искусственным манипуляциям на продуктах с помощью научных технологий. В свою очередь, из истории можно сделать вывод, что религиозный фанатизм тормозит научный прогресс и развитие общества. Фанатизм возникает, когда люди не размышляют, рассуждают живя в иллюзии своей реальности или в той, которую они создали. Если думать и вникать в смысл священных писаний, будь это Коран, Библия или Тора, то человек выйдет на новый уровень духовного и морального развития. А так как мораль является основой биоэтики, она приобретает новые очертания.
Несмотря на существующие проблемы культурного разнообразия, философии, религиозные традиции, можно говорить о возможностях связующей роли исламской биоэтики между Востоком и Западом в решении сложных проблем биоэтики. Здесь важна степень религиозной образованности. Актуальность положения о культурном разнообразии нашла свое отражение в преамбуле и ст.12, принятой на 33 сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО Всеобщей Декларации о биоэтике и правах человека. В ней говорится, что «культурное разнообразие, являющееся источником обменов, инноваций и творчества, необходимо человечеству и в этом смысле представляет собой общее наследие человечества, но при этом оно не может использоваться в качестве предлога для ущемления прав и основных свобод человека».
За последние десятилетия на повестку дня были поставлены и рассмотрены такие вопросы биоэтики в исламе как: пересадка органов и/ или тканей, критерии смерти мозга, принципы помощи и технологии в отделении интенсивной терапии, проблемы репродуктивных технологий, клонирования, генно-инженерных биотехнологий, СПИДа, оказания психиатрической помощи
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
(E)ISSN:2181-1784 www.oriens.uz 3(2), Feb., 2023
и т.д. Были проведены международные конференции исламской организацией медицины (ЮМБ) в Кувейте, Стамбуле, Карачи, Каире и т.д. Рассмотрены различные ключевые проблемы биоэтики, права ребенка, уделено внимание духовному развитию, нравственному компоненту медицинских образовательных программ, чтобы с их помощью подготовить мусульманского врача.
К примеру, в исламе запрещено изменение врожденных качеств и формы человека, так как это считается искажением человеческого естества. Но пластические операции разрешены по канонам ислама только в том случае, если у человека есть те или иные уродства, мешающие его полноценной жизни как члена общества, семьи. Приукрашивание, изменение обычных форм тела или лица на более привлекательные недопустимо, так как относится к разряду «изменение творения Создателя», о чем сказано в Священном Коране как одном из происков и козней Сатаны: «(Иблис сказал) Я непременно введу их в заблуждение, возбужу в них надежды, прикажу им обрезать уши у скотины и прикажу им искажать творение Аллаха» (ан-Ниса 4/119).[4]
Один из современных богословов пишет следующее: «В вопросе пластических операций каноническое заключение следует из заключения медицинского. Если у человека есть какая-то уродливость, характеризуемая так именно врачом, или то, что не соответствует обычным формам человеческого тела, тогда операция канонически допустима. В том случае, если импульсом к совершению операции является просто желание чего-то нового и более привлекательного, то такого рода действие будет расцениваться как «изменение Божьего творения», что является запретным (харам).
Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Аллах проклял женщин, которые делают татуировки и которым делают татуировки; которые выщипывают брови и которым выщипывают брови; которые распиливают зубы для красоты и изменяют творение Всевышнего Аллаха!» (Бухари, Либас, 83-87; Муслим, Либас, 33). [5]
Однако если тело человека имеет какие-либо дефекты, которые могут стать причиной насмешек или психологической травмы, то в этом случае их исправление посредством хирургического вмешательства расценивается как лечение, а не как изменение естества. Наша религия разрешает пластические операции, проводимые с целью лечения. Так, например, сообщается, что сподвижник по имени Арфаджа (разийаллаху анху) в одной из битв лишился своего носа, и посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) разрешил ему изготовить нос из золота (Абу Давуд, Хатем, 7; Тирмизи, Либас, 31).
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(2), Feb., 2023
Мусульманские улемы и шейхи, глубже изучая Коран и Сунну, издают фетву о дозволенности данной процедуры: итак, Пластические операции разрешены в следующих случаях:
1) Если отсутствует намерение изменять врожденное естество;
2) Если польза от такой операции превосходит возможный вред;
3) Если такая операция выполняться не с целью обмана кого-то, или же с целью изменения пола;
4) Если такая операция не становится причиной правовой путаницы.
Сегодня все более актуален диалог цивилизаций, речь идет о физическом
выживании человечества, о предотвращении нравственной деградации, поэтому мировую политику начинают определять гуманитарные традиции диалога культур, духовно-религиозных взаимодействий. Диалог между Востоком и Западом должен быть реализован не в направлении ксенофобии, этноцентризма или претензиях на ложную универсальность исламской или европейской культуры и образования, а в уважении к «истинной универсальности», которая генерирует «интеркультуральное сближение», поскольку это «объединяет, допускает принятие существования мирной конкуренции, основанной на идеях общечеловеческих ценностей», против «ложной универсальности». [6]
С целью решений ключевых проблем биоэтики и поиска ответов в 2000 году при Министерстве здравоохранения республики Узбекистан был основан НЭКУ (Национальный Этический Комитет Узбекистана). «В 2003 году Медицинская ассоциация Узбекистана (МАУ), принимая во внимание новые вызовы нынешних вопросов о новых биомедицинских технологиях, решила изменить состав и деятельность комитета по этике, переименовав на комитет по биоэтике». [7]. Цель комитета по биоэтике - контролировать и поддерживать биоэтические принципы, чтобы предотвратить небрежность, нарушающую права человека и социальное обеспечение, поддержание социальных моральных ценностей, обеспечение этической практики в исследованиях медицины, неразглашение медицинской информации и личной жизни медицинским персоналом [8]. Описание полномочий комитета МАУ по биоэтике иллюстрирует развитие конструктивного сотрудничества врачей и общества, политиков и здравоохранения, органов власти, использующих биоэтические идеи для решения многих сложных и деликатных проблем, с которыми сталкивается современное общество.
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(2), Feb., 2023
ВЫВОДЫ:
Религия порождает культуру, культура в свою очередь объединяет людей и формирует нацию. Нация способствует закреплению в обществе наиболее ценных культурных ориентиров, образцов поведения и передаче их последующим поколениям, в том числе этики и биоэтики. Следовательно, биоэтика в странах и регионах с различным менталитетом отличается культурными традициями и религиозными устоями, порождающих строгость и дозволенность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (REFERENCES)
1. Мухамедова З.М., Умирзакова Н.А. Актуальность формирования социального контекста биоэтическтих проблем в Узбекистане. // «Гуманитарный трактат». - Кемерово, 2021. - № 99 . - С.7-15.
2. Мухамедова З.М., Умирзакова Н.А.Бабаджанов Ж. Проблема смерти мозга в исламской биоэтике. // Гуманитарный трактат. - Кемерово. 2017. -№ 17. -
3. Умирзакова Н.А. Репродуктивные технологии в системе здравоохранения Узбекистана в качестве социальной инновации. // Наука, образование, инновации: апробации результатов исследований. - Нефтекамск. НИЦ. «Мир науки». - 2019. - С.884-889.
4. Коран. (ан-Ниса 4/119).
5. Хадисы. Бухари, Либас, 83-87; Муслим, Либас, 33. Издание в 2-х томах. Ташкент. -2011. - С.284.
6. Aziz Hasbi. Technical education in an Arab-European dialogue Prospects, vol. XXXIII, no. 4, December 2003, - p. 376.
7. Умирзакова Н.А. Bioethic culture in Uzbekistan: national and religious aspects of. International engineering journal for research & development. Vol.6. Issue 2. SJIF: 7.169. E-ISSN No:2349-0721. India.
8. Umirzakova N. A. The Roles of Bioethics in the Formation of Professional Competence of Students of Medical Universities in Uzbekistan. Eubios Journal of Asian and International EJAIB Vol. 31 (5) July 2021 Bioethicshttps://www.eubios.info/ej aib_j ournal. P.258-260.
С.15-19.