ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ЗДОРОВЬЯ
З. М. Мухамедова
д.ф.н., профессор кафедры социогуманитарных наук с курсом биоэтики, ТГСИ
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается одна из статей Всеобщей Декларации о биоэтике и правах человека - социальная ответственность и здоровье, за защиту своих граждан от социальных угроз, главным образом бедности, неграмотности, болезней, ухудшения состояния окружающей среды, насилия. С точки зрения социальной ответственности необходимо получить качественное образование, что обеспечит важный аспект укрепления здоровья и доступа к качественной медицинской помощи.
Ключевые слова: социальная ответственность и здоровье, биоэтика, социобиоэтика, образование и здоровье.
ABSTRACT
The article deals with one of the articles of the Universal Declaration on Bioethics and Human Rights - social responsibility and health, for the protection of its citizens from social threats, mainly poverty, illiteracy, disease, environmental degradation, violence. From the point of view of social responsibility, it is necessary to receive a quality education, which will provide an important aspect of health promotion and access to quality medical care.
Keywords: social responsibility and health, bioethics, sociobioethics, education and health.
ВВЕДЕНИЕ
Биоэтика как своеобразный синтез науки, философии и общечеловеческой мудрости призвана объединить прогресс биологической науки и вечных моральных ценностей. Это сложный культурный феномен, возникший в ответ на угрозы моральному и физическому благополучию человека. Защита фундаментальных моральных ценностей, определяющих человеческое существование, является условием выживания человечества в современной ситуации. Социальная, общественная ответственность в отношении здоровья находит свое выражение в действиях и мерах лиц, принимающих ответственные решения, как в государственном/общественном, так и частном секторах,
December, 2022
99
направленных на проведение в жизнь такой политики/стратегии и практики, которые способствуют укреплению и охране здоровья. [1]. Ряд социально-биоэтических проблем нашли свое отражение и подтверждение во Всеобщей Декларации о биоэтике и правах человека (ЮНЕСКО, 2005). Кроме принципов защиты индивидуальных прав человека в биомедицине, она включает в себя и глобальные социально коллективистские принципы (такие как cолидарность и сотрудничество, швместное использование медицинских благ, защита будущих поколений, окружающей среды, биосферы и биоразнообразия). Эти проблемы и основополагающие принципы определяют основные направления глобальной и социальной биоэтики в контексте общественного здоровья. Социальная биоэтика - это методологический шаг к пониманию многих специфических моральных проблем в стратегии укрепления и поддержания общественного здоровья.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Социобиоэтика - это не только социальная сторона биомедицинской этики; это воплощение постоянного воздействия биоэтики на общество и наоборот, их взаимодействие и глубинные сущностные модификации. Разворачивается это взаимодействие в рамках двух противоположно направленных процессов. Во-первых, происходит биоэтизация социума -необходимое и последовательное становление общественной морали по отношению ко всем уровням живой материи, в том числе Жизни, Смерти и Здоровью человека - в настоящем и будущем. Во-вторых, происходит адаптация биоэтики - ее культурное приспособление к нуждам социума и здоровья общества, несущее в себе новую мудрость и систему ценностей, особый образ жизни и новый менталитет, особую биоэтическую политику в отношении к проблемам биомедицины и общественного здоровья. [2]
Международные стандарты ISO (на русском - ИСО) - основа для разработки отечественных стандартов (ГОСТ), причем с максимально возможной степенью соответствия. Разрабатывают международные стандарты в Технических комитетах Международной организации по стандартизации (International Organization for Standartization, ISO), в которые входят специалисты и эксперты из разных стран. Принят международный стандарт по социальной ответственности [3].
Социальная ответственность (social responsibility) - это ответственность организации за влияние ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через
December, 2022
100
прозрачное и этичное поведение, которое содействует устойчивому развитию, включая здоровье и благосостояние общества; учитывает ожидания заинтересованных сторон; соответствует применяемому законодательству и согласуется с международными нормами поведения; интегрировано в деятельность всей организации и применяется в ее взаимоотношениях [4].
Осуществляемые государственными и частными секторами политика/стратегия и практика должны избегать причинения ущерба здоровью людей; способствовать охране окружающей среды и обеспечивать рациональное и обоснованное использование ресурсов; ограничивать производство и торговлю заведомо вредными или причиняющими ущерб товарами и веществами; не допускать антисанитарную или вредную для здоровья практику; обеспечивать и защищать интересы граждан в условиях рынка и трудящихся в местах работы, производства; а также обеспечивать проведение ориентированных или нацеленных на обеспечение справедливости и равноправия оценок воздействия на здоровье в качестве неотъемлемой составной части разработки и развития соответствующей политики или стратегии.
Социальная ответственность как концепция впервые появилась в контексте этики, а затем была расширена от отдельных лиц до интересов групп, сообществ и общественности в целом. Соответственно, государства стали нести ответственность не только за защиту своих граждан от социальных угроз, главным образом бедности, неграмотности, болезней, ухудшения состояния окружающей среды, насилия и т. д., но и за то, чтобы внести значительный вклад в их благополучие и удовлетворенность людей. В свете такого понимания образование и здоровье стали
классифицироваться как базовые потребности, охраняющие человеческое достоинство, защищающие права человека и обеспечивающие социальную стабильность. Но в основном они считаются не потребительским товаром только для тех, кто может себе это позволить. Ввиду такой коннотации, придаваемой социальной ответственности, стало широко признано, что акт улучшения образовательных возможностей сам по себе является приоритетом и лучшим способом борьбы с неравенством в отношении здоровья или доходов. В отчете ЮНЕСКО о социальной ответственности и здоровье выделяет пять приоритетных областей в качестве перевод социальной ответственности в политические приложения; сокращение бедности и неграмотности; доступ к качественному медицинскому обслуживанию, особенно здоровью женщин и
December, 2022
101
ISSN: 2181-1385
Cite-Factor: 0,89 | SIS: 1,12 | ASI-Factor: 1,3 | SJIF: 5,7 | UIF: 6,1
детей; доступ к питанию и чистой воде; устранение маргинализации и исключения и улучшение условий жизни и окружающей среды. С точки зрения социальной ответственности необходимо получить качественное образование, которое ожидается должны учитываться, а не зависеть от того, рождены ли они мужчиной или женщиной, заниматься не только многокультурностью, но и межкультурностью, что влечет за собой междисциплинарность, мультиперспективность и взаимное уважение культурного разнообразия. Кроме того, ожидается, что качественное образование приведет к глубокому пониманию прав человека, что способствует общему развитию личности и знанию того, как взаимодействовать в справедливом и инклюзивном обществе.
Права человека рассматриваются в этом контексте как поддержка целей гражданственности, безопасности и мира, а также передача глобальных ценностей, включая духовность, мировоззрение и различные образы жизни. Важным аспектом укрепления здоровья и доступа к качественной медицинской помощи является то, как мы обучаем и готовим наших будущих врачей (и общественность в целом). Это делается в высших учебных заведениях. В этом смысле образование следует рассматривать как динамическую концепцию, которая развивается со временем и учитывает социальный, экономический и экологический аспекты. Образование должно работать над освобождением учащихся от стереотипов, предубеждений и дискриминации в пользу уважения, интеграции, чувства ответственности, целеустремленности и терпимости, зная, что терпимости какотношения самого по себе недостаточно, его необходимо сочетать с участием в диалоге на основе равного достоинства и общей судьбы.Образование стало в большей степени ответственным за формирование мышления учащихся и внесение последовательных изменений в социальную структуру групп и сообществ, образование является долгосрочным процессом, который должен учитывать крупные и быстрые преобразования, происходящие вокруг нас почти во всех аспектах жизни, в частности те, которые вызваны глобализацией и передовой наукой и технологиями. Соответственно, к образованию следует подходить как к катализатору интерактивности, устойчивого развития и социального строительства. Но для того, чтобы взять на себя аналогичную функцию, образование должно вооружить учащихся многочисленными навыками, ориентировать их судьбу, освещать их выбор в пользу лучшей жизни и направлять их активное и значимоеучастие в жизни общества Кроме того, образование, являющееся результатом сложного взаимодействующего влияния,
должно научить учащихся справляться с изменяющимися
December, 2022
временами и приобрести навыки установления мостов между фактами и ценностями, принятия взвешенных решений, уравновешивания выгод и рисков, критическому мышлению и способности предвидеть, риски.
Первейшим долгом правительства или государства является поддержка и защита прав своих граждан, на государство также возлагается ответственность за создание таких условий, которые позволили бы улучшить вклад других сфер общества в содействие осуществлению фундаментальных прав. Этому важнейшему вопросу посвящены работа руководства Узбекистана в сфере управления внешней и внутренней политики и организационные меры, ряд документов. [8 ]
Республика Узбекистан переживает значительный рост с момента обретения независимости в 1991 году и в 2011 году перешла из категории стран с низким уровнем дохода (СНУД) в категорию стран с уровнем дохода ниже среднего (СУДНС). С избранием Шавката Мирзиёева президентом страны в 2016 году эти преобразования ускорились в связи с широкомасштабными структурными реформами, которые затронули все аспекты социальной, политической и экономической жизни. Теперь Узбекистан ставит перед собой целью к 2030 году стать страной со средним уровнем дохода (ССУД). [5,6,7 ]
Узбекистан также нарастил свои инвестиции в расширение доступа и повышение качества дошкольного и высшего образования, а также провел реформы, направленные на повышение качества других услуг, такие как введение обязательного медицинского страхования.
Общественность, а также международное сообщество приветствовали эти реформы, а еженедельник «The Economist» назвал Узбекистан страной, добившейся наибольших успехов в 2019 году (Вскоре после этого в отчете Всемирного банка
«Ведение бизнеса-2020» страна вошла в топ-20 стран, показавших наибольший прогресс в улучшении делового климата[9]
Согласно Докладу об устойчивом развитии за 2019 год, Узбекистан занял 52 место из 162 стран. Было отмечено, что страна находится на пути к сокращению бедности (ЦУР 1), обеспечению качественного образования (ЦУР 4), обеспечению доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии (ЦУР 7) и борьбы с изменением климата (ЦУР 13).
В октябре 2018 года правительство приняло постановление о Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, которое укрепило обязательство по интеграции и реализации ЦУР в рамках национальных программ и стратегий.
December, 2022
10З
Основными задачами Министерства здравоохранения РУ являются: осуществление единой государственной политики в области охраны здоровья граждан, направленной на повышение роли и ответственности руководителей органов и организаций Министерства в обеспечении полного и своевременного оказания населению медицинских услуг, в том числе в гарантированных государством объемах; обеспечение приоритета сохранения общественного здоровья, мотивирование населения к ведению здорового образа жизни, повышение культуры и медицинской грамотности населения, прежде всего, в воспитании чувства ответственности за свое здоровье и за здоровье окружающих [10 ]
Создание в стране качественной системы здравоохранения, обеспечивающей сохранение и улучшение здоровья населения, формирование условий для воспитания здорового поколения, является приоритетным направлением государственной политики.
Благодаря принимаемым мерам в стране обеспечено повышение эффективности, качества и доступности медицинского обслуживания населения, достигнуты основные параметры Целей развития тысячелетия ООН.
За годы независимости международным сообществом была дана положительная оценка достижениям страны в сфере здравоохранения. Так, продолжительность жизни населения увеличилась на 4,6 лет - с 69,1 лет в 1995 году до 73,7 лет в 2017 году.
Показатель материнской смертности уменьшился в 3,1 раза и составил 21 случай на 100 тысяч живорожденных, а младенческой смертности - в 3,1 раза и составил 11,5 случаев на 1000 живорожденных. Степень охвата вакцинацией и профилактическими мероприятиями против наиболее часто встречающихся заболеваний у детей уверенно поддерживается на уровне 96-98 процентов.
Внедрение комплекса профилактических, противоэпидемических и санитарно- гигиенических мероприятий по борьбе с инфекционными заболеваниями позволило обеспечить полную защиту от случаев возникновения особо опасных инфекций (чума, холера), полиомиелита, дифтерии, столбняка новорожденных, местных случаев малярии, кори и краснухи. Получены сертификаты Всемирной организации здравоохранения об элиминации дикого штамма полиомиелита (2002 г.), кори и краснухи (2017 г.), малярии (2018 г.)
Положения стандарта ИСО 26000 о социальной ответственности имеют в охране здоровья населения и в здравоохранении универсальную применимость. Без этого
December, 2022
104
невозможно обеспечить над-лежащее качество профилактики заболеваний, медицинской помощи, сократить нетрудоспособность и инвалидность, увеличить среднюю продолжительность жизни и сократить смертность, т. е. повысить качественный состав населения и уменьшить прямые и обусловленные заболеваниями социальные потери и государственные затраты. (Проблема устранения коррупции в ЛПУ без устранения ее на государственном уровне управления и в других сопряженных со здравоохранением сферах и отраслях чрезвычайно сложна. Будет весьма сложно обеспечить) соответствие международному стандарту ИСО 26000 по этому показателю.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мировым сообществом признано, что накопление профессиональных знаний должно носить непрерывный характер. Следовательно, возникло понимание того, что невозможно иным способом как без отрыва от работы систематически и целенаправленно повышать уровень профессиональных знаний. А это требует не только совершенствования педагогических технологий и форм обучения, но и заинтересованного, активного участия самих работников в получении и накоплении профессиональных знаний. Это индикатор их социальной ответственности перед обществом, а в медицине и здравоохранении - и перед пациентами.
Статья 14- социальная ответственность и здоровье в Декларации о биоэтике и правах человека, стала одним из отправных пунктов, который способствовал новому осмыслению и пониманию роли биоэтических исследований в социуме, формированию нового взгляда на основные направления глобальной и социальной биоэтики в контексте общественного здоровья. Формирующаяся социальная биоэтика - это методологический шаг к пониманию многих специфических моральных проблем в стратегии укрепления и поддержания общественного здоровья.
REFERENCES
1. Mukhamedzhanovna, M. Z., Akmalovna, U. N., Abdusamatovich, K. S., Gapparovna, S. D., Arifovna, U. D., & Tashpulatovna, K. P. (2021). Bioethics-Paradigm of Humanization of Medical Education. Annals of the Romanian Society for Cell Biology, 125-133.
2. Мухамедова, З. М. (2019). Умирзакова Н. А. Феномен медицинских гуманитарных наук и международный опыт интеграции гуманитарных наук в медицинском образовании. Философские проблемы биологии и медицины: феномен биораг^ионалъности, (13), 304.
December, 2022
3. Мухамедова, З. М. (2019). Интеграция гуманитарных наук в медицинское образование: проблемы и перспективы. Journal of Health Development, (1 (30)), 37-45.
4. Мухамедова, З. М. (2009). Биоэтика. Учебное пособие. Ташкент.
5. Мухамедова, З. М., & Умирзакова, Н. А. (2021). АКТУАЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНТЕКСТА БИОЭТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В УЗБЕКИСТАНЕ. Гуманитарный трактат, (99), 7-15.
6. Mukhamedova, Z. M., & Umirzakova, N. A. (2019). The phenomenon of medical humanities and the international experience of integrating the humanities in medical education. Philosophical problems of biology and medicine: the phenomenon of biorationality, (13).
7. Мухамедова, З. М., & Умирзакова, Н. А. (2018). Паллиативная помощь: современость и традиции мусульманской биомедицинской этики. Гуманитарный трактат, (21), 38-40.
8. Mukhamedova, Z. M. (2006, October). Issues and contradictions in bioethics of 21st century: Islamic prospects. In Abstract book, First sub-regional expert meeting on ethics education in science and technology, Iran, Tehran (pp. 28-29).
9. Мухамедова, З. М. (2005). Исламская биоэтика в историческом аспекте. Сайт Ташкентской Медицинской Академии: www. rpam. uzsci. net.
10. Мухамедова, З. М. (2004). Введение в биоэтику. Т., Уч. пособие-2004.-120с.; Мухамедова ЗМБиоэтика. Т. УзМУ Ресурс маркази. Укув кулланма-2006. 144б; Мухамедова ЗМ и др. Биоэтика. Т. Уч. пособие-2009.163 с.
11. Сатарова, Д. Г., & Умирзакова, Н. А. (2016). РАЗВИТИЕ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭТИКИ И ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ О БИОЭТИКЕ И ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА. In Этика и история философии (pp. 202-207).
12. Саттарова, Д. Г. (2015). СТРАТЕГИЯ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ И ПРОБЛЕМА ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ. гааеёегёааО ieANanaa а ёе^еОаОддеёш, 116.
13. Сатарова, Д. Г. (2014). Социальный идеал и постколониальные исследования центральной азии для" понимающего контроля". Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов, (1), 106-108.
14. Sadullaevna, Y. L., & Baratovna, A. G. (2021). LOGICAL PRINCIPLES IN THE DOCTRINE OF IBN SINA AND THEIR FORMATION CHARACTERISTICS.
15. Юлдашева, Л. С., & Абдурахимова, Д. М. (2021). Жамиятда одоб-ахло; меъёрларини бузилишининг ижтимоий омиллари. Журнал Социальных Исследований, 4(4).
December, 2022
106
ISSN: 2181-1385
Cite-Factor: 0,89 | SIS: 1,12 | ASI-Factor: 1,3 | SJIF: 5,7 | UIF: 6,1
16. Yuldasheva, L. S., Khashimova, G. F., & Khosilova, A. A. (2020). THE CONCEPT OF TRUTH IN KANT AND HEGEL. Theoretical & Applied Science, (2), 451-454.
17. Il'ina, G. V., Berezhnaya, I. A., & Yuldasheva, L. S. (2019). Formirovanie gotovnosti pedagogov k realizatsii so-vremennykh zdorov'esberegayushchikh tekhnologii s det'mi doshkol'nogo vozrasta: monografiya, Magnitogorsk, Izd-vo Magnitogorsk. gos. tekhn. un-ta im. GI Nosova.
18. Obol'nikova, E. A., & Yuldasheva, L. S. (1973). Isolation and identification of the ubiquinone synthesized by the fungus Blakeslea trispora. Applied Biochemistry and Microbiology, 7(1), 38-40.
19. Akkazieva, B., Tello, J., Smith, B., Jakab, M., Krasovsky, K., Sautenkova, N., ... & Shoismatuloeva, M. (2015). Better noncommunicable disease outcomes: challenges and opportunities for health systems. Tajikistan country assessment. Geneva: WHO.
20. Умирзакова, Н. А. (2019). Репродуктивные технологии в системе здравоохранения Узбекистана в качестве социальной инновации. In Наука, образование, инновации: апробация результатов исследований (pp. 884-888).
21. Умирзакова, Н. А. (2022). СТОМАТОЛОГИК ТАЪЛИМДА БИОЭТИКАВИЙ МУАММОЛАРНИ УРГАНИШ ДОЛЗАРБЛИГИ. Academic research in educational sciences, (2), 69-72.
22. Умирзакова, Н. А. Востребованность биоэтики для гуманизации медицинского образования в Узбекистане. IX М1ЖНАРОДНОГО СИМПОЗ1 УМУ З БЮЕТИКИ ЗДОРОВ'Я, МЕДИЦИНА ТА ФШОСОФШ: СТРАТЕГИ ВИЖИВАННЯ, 15-16.
23. Умирзакова, Н. А. (2020). Значение изучения биоэтики в формировании профессиональной компетентности у студентов медицинских ВУЗов. Научные исследования XXI века.-Нефтекамск, (5), 7.
24. Умирзакова, Н. А. (2020). БИОЭТИКА КАК ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВРАЧЕЙ. Гуманитарный трактат, (77), 4-7.
25. Мухамедова, З. М., Умирзакова, Н. А., & Бабаджанов, Ж. (2017). Проблема смерти мозга в исламской биоэтике. Гуманитарный трактат, (17),
15-18.
December, 2022