СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ
Ж. А. Ризаев
профессор, д.м.н. СамГМУ З. М. Мухамедова
д.ф.н., профессор кафедры социогуманитарных наук с курсом биоэтики ТГСИ
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается одна из статей Всеобщей Декларации о биоэтике и правах человека - социальная ответственность и здоровье, за защиту своих граждан от социальных угроз, главным образом бедности, неграмотности, болезней, ухудшения состояния окружающей среды, насилия. С точки зрения социальной ответственности необходимо получить качественное образование, что обеспечит важный аспект укрепления здоровья и доступа к качественной медицинской помощи.
Ключевые слова: социальная ответственность и здоровье, биоэтика, социобиоэтика, образование и здоровье.
Биоэтика как своеобразный синтез науки, философии и общечеловеческой мудрости призвана объединить прогресс биологической науки и вечных моральных ценностей. Это сложный культурный феномен, возникший в ответ на угрозы моральному и физическому благополучию человека. Защита фундаментальных моральных ценностей, определяющих
человеческое существование, является условием выживания человечества в современной ситуации. Социальная, общественная ответственность в отношении здоровья находит свое выражение в действиях и мерах лиц, принимающих ответственные решения, как в государственном/общественном, так и частном секторах, направленных на проведение в жизнь такой политики/стратегии и практики, которые способствуют укреплению и охране здоровья. [1]. Ряд социально-биоэтических проблем нашли свое отражение и подтверждение во Всеобщей Декларации о биоэтике и правах человека (ЮНЕСКО, 2005). Кроме принципов защиты индивидуальных прав человека в биомедицине, она включает в себя и глобальные социально коллективистские принципы (такие как солидарность и сотрудничество, совместное использование медицинских благ, защита будущих поколений, окружающей среды, биосферы и биоразнообразия). Эти проблемы и основополагающие принципы определяют основные направления глобальной и социальной биоэтики в контексте общественного здоровья. Социальная биоэтика - это методологический шаг к пониманию многих специфических моральных проблем в стратегии укрепления и поддержания общественного здоровья.
Социобиоэтика - это не только социальная сторона биомедицинской этики; это воплощение постоянного воздействия биоэтики на общество и наоборот, их взаимодействие и глубинные сущностные модификации. Разворачивается это взаимодействие в рамках двух
7
противоположно направленных процессов. Во-первых, происходит биоэтизация социума - необходимое и последовательное становление общественной морали по отношению ко всем уровням живой материи, в том числе Жизни, Смерти и Здоровью человека - в настоящем и будущем. Во-вторых, происходит адаптация биоэтики - ее культурное приспособление к нуждам социума и здоровья общества, несущее в себе новую мудрость и систему ценностей, особый образ жизни и новый менталитет, особую биоэтическую политику в отношении к проблемам биомедицины и общественного здоровья. [2]
Принят международный стандарт по социальной ответственности [3] Осуществляемые государственными и частными секторами политика/стратегия и практика должны избегать причинения ущерба здоровью людей; способствовать охране окружающей среды и обеспечивать рациональное и обоснованное использование ресурсов; ограничивать производство и торговлю заведомо вредными или причиняющими ущерб товарами и веществами; не допускать антисанитарную или вредную для здоровья практику; обеспечивать и защищать интересы граждан в условиях рынка и трудящихся в местах работы, производства; а также обеспечивать проведение ориентированных или нацеленных на обеспечение справедливости и равноправия оценок воздействия на здоровье в качестве неотъемлемой составной части разработки и развития соответствующей политики или стратегии.
Социальная ответственность как концепция впервые появилась в контексте этики, а затем была расширена от отдельных лиц до интересов групп, сообществ и общественности в целом. Соответственно, государства стали нести ответственность не только за защиту своих граждан от социальных угроз, главным образом бедности, неграмотности, болезней, ухудшения состояния окружающей среды, насилия и т. д., но и за то, чтобы внести значительный вклад в их благополучие и удовлетворенность людей. В свете такого понимания образование и здоровье стали классифицироваться как базовые потребности, охраняющие человеческое достоинство, защищающие права человека и обеспечивающие социальную стабильность. Но в основном они считаются не потребительским товаром только для тех, кто может себе это позволить. Ввиду такой коннотации, придаваемой
социальной ответственности, стало широко признано, что акт улучшения образовательных возможностей сам по себе является приоритетом и лучшим способом борьбы с неравенством в отношении здоровья или доходов. В отчете ЮНЕСКО о социальной ответственности и здоровье выделяет пять приоритетных областей в качестве перевод социальной ответственности в политические приложения; сокращение бедности и неграмотности; доступ к качественному медицинскому обслуживанию, особенно здоровью женщин и детей; доступ к питанию и чистой воде; устранение маргинализации и исключения и улучшение условий жизни и окружающей среды.
С точки зрения социальной ответственности необходимо получить качественное образование, которое ожидается должны учитываться, а не зависеть от того, рождены ли они мужчиной или женщиной, заниматься не только многокультурностью, но и межкультурностью, что влечет за
собой междисциплинарность, мультиперспективность и взаимное уважение культурного разнообразия. Кроме того, ожидается, что качественное образование приведет к глубокому пониманию прав человека, что способствует общему развитию личности и знанию того, как взаимодействовать в справедливом и инклюзивном обществе.
Права человека рассматриваются в этом контексте как поддержка целей гражданственности, безопасности и мира, а также передача глобальных ценностей, включая духовность, мировоззрение и различные образы жизни.
Важным аспектом укрепления здоровья и доступа к качественной медицинской помощи является то, как мы обучаем и готовим наших будущих врачей (и общественность в целом). Это делается в высших учебных заведениях. В этом смысле образование следует рассматривать как динамическую концепцию, которая развивается со временем и учитывает социальный, экономический и экологический аспекты. Образование должно работать над освобождением учащихся от стереотипов, предубеждений и дискриминации в пользу уважения, интеграции, чувства ответственности, целеустремленности и терпимости, зная, что терпимости как отношения самого по себе недостаточно, его необходимо сочетать с участием в диалоге на основе равного достоинства и общей судьбы.
Образование стало в большей степени ответственным за формирование мышления учащихся и внесение последовательных изменений в социальную структуру групп и сообществ, образование является долгосрочным процессом, который должен учитывать крупные и быстрые преобразования, происходящие вокруг нас почти во всех аспектах жизни, в частности те, которые вызваны глобализацией и передовой наукой и технологиями. Соответственно, к образованию следует подходить как к катализатору интерактивности, устойчивого развития и
социального строительства. Но для того, чтобы взять на себя аналогичную функцию, образование должно вооружить учащихся многочисленными навыками, ориентировать их судьбу, освещать их выбор в пользу лучшей жизни направлять их активное и значимое участие в жизни общества. Кроме того, образование, являющееся результатом сложного взаимодействующего влияния, должно научить учащихся справляться с изменяющимися временами и приобрести навыки установления мостов между фактами и ценностями, принятия взвешенных решений, уравновешивания выгод и рисков и уклонение, благодаря критическому мышлению и способности предвидеть,
риски, все еще оптимизирующие выгоды.
Первейшим долгом правительства или государства является поддержка и защита прав своих граждан, на государство также возлагается ответственность за создание таких условий, которые позволили бы улучшить вклад других сфер общества в содействие осуществлению фундаментальных прав. Этому важнейшему вопросу посвящены работа руководства Узбекистана в сфере управления внешней и внутренней политики и организационные меры, ряд документов. [4,5,6,7 ]
9
Республика Узбекистан переживает значительный рост с момента обретения независимости в 1991 году, и в 2011 году перешла из категории стран с низким уровнем дохода (СНУД) в категорию стран с уровнем дохода ниже среднего (СУДНС). С избранием Шавката Мирзиёева президентом страны в 2016 году эти преобразования ускорились в связи с широкомасштабными структурными реформами, которые затронули все аспекты социальной, политической и экономической жизни. Теперь Узбекистан ставит перед собой целью к 2030 году стать страной со средним уровнем дохода (ССУД). [4,5,6 ]
Узбекистан также нарастил свои инвестиции в расширение доступа и повышение качества дошкольного и высшего образования,
а также провел реформы, направленные на повышение качества других услуг, такие как введение обязательного медицинского страхования.
Общественность, а также международное сообщество приветствовали эти реформы, а еженедельник «The Economist» назвал Узбекистан страной, добившейся наибольших успехов в 2019 году ( Вскоре после этого в отчете Всемирного банка «Ведение бизнеса-2020» страна вошла в топ-20 стран, показавших наибольший прогресс в улучшении делового климата[8]
Согласно Докладу об устойчивом развитии за 2019 год, Узбекистан занял 52 место из 162 стран8. Было отмечено, что страна находится на пути к сокращению бедности (ЦУР 1), обеспечению качественного образования (ЦУР 4), обеспечению доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии (ЦУР 7) и борьбы с изменением климата (ЦУР 13).
В октябре 2018 года правительство приняло постановление о Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, которое укрепило обязательство по интеграции и реализации ЦУР в рамках национальных программ и стратегий.
Основными задачами Министерства здравоохранения РУ являются: осуществление единой государственной политики в области охраны здоровья граждан, направленной на повышение роли и ответственности руководителей органов и организаций Министерства в обеспечении полного и своевременного оказания населению медицинских услуг, в том числе в гарантированных государством объемах; обеспечение приоритета сохранения общественного здоровья, мотивирование населения к ведению здорового образа жизни, повышение культуры и медицинской грамотности населения, прежде всего, в воспитании чувства ответственности за свое здоровье и за здоровье окружающих [9]
Создание в стране качественной системы здравоохранения, обеспечивающей сохранение и улучшение здоровья населения, формирование условий для воспитания здорового поколения, является приоритетным направлением государственной политики.
Благодаря принимаемым мерам в стране обеспечено повышение эффективности, качества и доступности медицинского обслуживания населения, достигнуты основные параметры Целей развития тысячелетия ООН.
За годы независимости международным сообществом была дана положительная оценка достижениям страны в сфере
здравоохранения. Так, продолжительность жизни населения увеличилась на 4,6 лет - с 69,1 лет в 1995 году до 73,7 лет в 2017 году.
Показатель материнской смертности уменьшился в 3,1 раза и составил 21 случай на 100 тысяч живорожденных, а младенческой смертности - в 3,1 раза и составил 11,5 случаев на 1000 живорожденных. Степень охвата вакцинацией и профилактическими мероприятиями против наиболее часто встречающихся заболеваний у детей уверенно поддерживается на уровне 96-98 процентов.
Внедрение комплекса профилактических, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий по борьбе с инфекционными заболеваниями позволило обеспечить полную защиту от случаев возникновения особо опасных инфекций (чума, холера), полиомиелита, дифтерии, столбняка новорожденных, местных случаев малярии, кори и краснухи. Получены сертификаты Всемирной организации здравоохранения об элиминации дикого штамма полиомиелита (2002 г.), кори и краснухи (2017 г.), малярии (2018 г.)
REFERENCES
1. Источник: Джакартская декларация о продолжении деятельности по укреплению здоровья в 21-ом столетии. ВОЗ, Женева, 1997 г
2. Мишаткина Т.В, Богдан Е.Л. Феномен общественного здоровья в контексте глобальной и социальной биоэтики https://www.vsmu.by/downloads/confs/Bioetika_i_sovremennyye_problemy_meditsinskoy_etiki_i
deontologii.pdf
3. Руководство по социальной ответственности. ИСО 26000:2010 ISO Social Responsability Website; Международный стандарт ИСО 26000: проблемы, связанные с потребителем: 6.7.4 Проблема 2: защита здоровья и безопасности потребителей https://ria-stk.ru/stq/adetail.php?ID=49172
4. An assessment of the social protection system in Uzbekistan, Based on the Core Diagnostic Instrument (CODI). ILO ISBN 9789220321263 (print), 9789220321270 (web PDF); UNICEF ISBN: 978-92-806-5176-8. Moscow, Russia: International Labour Organization, 2020
5. Оценка системы социальной защиты в Узбекистане на базе основного диагностического инструмента(CODI)совместный отчет МОТ, ЮНИСЕФ и Всемирного банка. 2020
6. Общий страновой анализ ООН: Узбекистан.2020.
7. Закон "Об охране здоровья граждан"; Приложение n 1 к Указу Президента РУз от 07.12.2018 г. N УП-5590 Концепция развития системы здравоохранения Республики Узбекистан на 2019-2025 годы; Постановление Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по всесторонней поддержке лиц с инвалидностью, оказанию содействия их занятости и дальнейшему повышению социальной активности» от 21.12.2021 г. № ПП-57 и другие.
8. https://www.economist.com/leaders/2019/12/21 / which-nation-improved-the-most-in-2019)https://www.worldbank.org/en/news/press-release/2019/10/24/ doing-business-2020-reforms-propel-uzbekistan-to-place-among- worlds-top-20-business-climate-improvers
9. Положение о Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан (приложение № 1 к постановлению Кабинета Министров от 12 сентября 2017 года № 714.
11