Научная статья на тему 'Особенности регионального развития сферы здравоохранения Республики Узбекистан'

Особенности регионального развития сферы здравоохранения Республики Узбекистан Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
247
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развитие системы здравоохранения в регионах Узбекистана / индикаторы в системе здравоохранения / заболеваемость / ожидаемая продолжительность жизни. / development of health care system / major indicators in health care system in regions of Uzbekistan / morbidity / life expectancy.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Набибуллаева Рахшона Зайлиддиновна

В статье рассматривается особенности регионального развития сферы здравоохранения Узбе­ кистана, а также определены основные индикаторы в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL DEVELOPMENT OF HEALTH CARE SYSTEM OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Development aspects of healthcare system in Uzbekistan regions are discussed in the article. The articles also defines major indicators in this field.

Текст научной работы на тему «Особенности регионального развития сферы здравоохранения Республики Узбекистан»

Набибуллаева Рахшона Зайлиддиновна,

старший научный сотрудник, Институт прогнозирования и макроэкономических исследований при Министерстве экономики и промышленности

ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

УДК:332.1

НАБИБУЛЛАЕВА Р.З. УЗБЕКИСТОН РЕСПУБЛИКАСИ ЦУДУДЛАРИ СОТЛИЦНИ САЦЛАШ ТИЗИМИНИНГ РИВОЖЛАНИШ ХУСУСИЯТЛАРИ

Маколада Узбекистан Республикаси худудлари кликни саклаш тизими, унинг узига хос жихатлари, соFликlни саклаш тизимидаги асосий курсаткичлар, сохада мавжуд муаммолар ва истикболдаги йуналишлар акс эттирилган.

Таянч иборалар: соFлик1ни саклаш тизимидаги курсаткичлар, худудлар соFликни саклаш тизими, касалланиш даражаси, уртача умр куриш даражаси.

НАБИБУЛЛАЕВА Р.З. ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

В статье рассматривается особенности регионального развития сферы здравоохранения Узбекистана, а также определены основные индикаторы в этой сфере.

Ключевые слова: развитие системы здравоохранения в регионах Узбекистана, индикаторы в системе здравоохранения, заболеваемость, ожидаемая продолжительность жизни.

NABIBULLAEVA R.Z. REGIONAL DEVELOPMENT OF HEALTH CARE SYSTEM OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Development aspects of healthcare system in Uzbekistan regions are discussed in the article. The articles also defines major indicators in this field.

Keywords: development of health care system, major indicators in health care system in regions of Uzbekistan, morbidity, life expectancy.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2019, 6(126)

Введение. В условиях глобализации и межрегиональной конкуренции Узбекистану необходимо обеспечить интегрирование в мировую экономику, конкурентоспособность на международных рынках, с тем, чтобы обеспечить экономическую основу проведения сильной социальной политики. Для достижения этой цели необходимо пропорциональное развитие каждого региона, в том числе, развития сферы здравоохранения, поскольку экономика страны в целом зависит от отдачи административно-территориальных единиц.

Актуальность. Так как повышение качества здравоохранения в целом и во всех регионах республики рассматривается важным направлением социальной политики в Узбекистане1, учет их особенностей выступают важнейшими функциями республиканских и территориальных органов управления. Более того, здоровья населения являются определяющими компонентами качества трудовых ресурсов и интеллектуального потенциала, что непосредственно влияет на социально-экономическое развитие страны и региона. Поэтому, требуется системный мониторинг соответствующих индикаторов для оценки предпринимаемых мер, реализацию программ совершенствованию системы здравоохранения и их на уровень жизни населения в регионах.

Примечательно, что в рамках дальнейшего социально-экономического развития представлен проект государственной программы в Узбекистане Государственная программа «Год активных инвестиций и социального развития» - третий этап реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы. Проект Госпрограммы на 2019 год состоит из 253 пунктов. В сфере здравоохранения, наиболее важными определены:

- разработка современных клинических руководств и протоколов, стандартов качества диагностики и лечения;

1 Постановлением Президента Республики Узбекистан 16.01.2019 г. №ПП-4119 «О дополнительных мерах по совершенствованию системы контроля за качеством образования», в целях дальнейшего совершенствования системы контроля за качеством образования, а также в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 5 сентября 2018 года № УП-5538 «О дополнительных мерах по совершенствованию системы управления народным образованием» создана Государственная инспекция по надзору за качеством образования при Кабинете Министров РУз.

- цифровизация системы сбора и анализа медицинской статистики;

- внедрение системы регистрации врачей и провизоров;

- создание отвечающей международным стандартам инфраструктуры здравоохранения;

- мониторинг за уровнем профессиональной квалификации медицинских работников, в том числе путем их индивидуального лицензирования;

- внедрение механизмов уменьшения случаев медицинских ошибок;

- медицинского страхования граждан;

- привлечение иностранных инвестиций и ускоренное развития частного здравоохранения с учетом лучших мировых практик.

Следует отметить, ряд из 17 Целей в области устойчивого развития (ЦУР), принятых Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в сентябре 2015 года, имеют цели, связанные со здоровьем. В мировой практике в качестве обобщающего индикатора здоровья населения используется показатель продолжительности жизни. Тем не менее, одна цель - ЦУР 3 - сосредоточена именно на обеспечении здорового образа жизни и обеспечении благополучия для всех в любом возрасте. Задача 3.8 ЦУР 3 заключается в обеспечении всеобщего охвата услугами здравоохранения, включая защиту от финансовых рисков, доступ к качественным основным медицинским услугам и доступ к безопасным, эффективным, качественным и доступным основным лекарственным средствам и вакцинам для всех - является ключом к достижению цели, а также связанные со здоровьем цели других ЦУР.

Как указано выше, по ЦУРу третий субиндекс показывает хорошее здоровье и благополучие, ожидаемую продолжительность жизни, лет. В нашей стране этот показатель равен 69,4 лет, что считается хорошим результатом. Вместе с тем, этот показатель является низким по сравнению с другими странами в регионе (табл. 2.2.1), Болгария лидирует среди этих стран с показателем 74,5 лет. В Узбекистане высокие результаты по здравоохранению достигнуты и по материнской смертности (36 на 100000 родов). Более активные меры требуются по сокращению коэффициентов смертности от хронических (сердечно-сосудистых заболеваний, рака, сахарного диабета и хронических респираторных заболеваний) заболеваний в возрасте от 30-70 лет (26,9 на 100000 чел.), смерт-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2019, 6(126)

Таблица 1. Диаграмма отдельных индикаторов ЦУР по группе пяти стран и Узбекистану1.

X го я и я X X а X а я а ^ с tu т s 5

ЦУР 2018 1— и ^ tu ю т > Россия с с >, о tu LO Болгари а 1— с X а m а ^ 1— с m S г р и ^ с и ^ X а 1— tu X 5 го f -ис S- о tu с X tu р и

ЦУР 3. Хорошее здоровье и благополучие (ожидаемая продолжительность жизни, лет) 69.4 70.5 72.3 74.5 70.2 71.1 69.7 71,38

ЦУР 3. Уровень материнской смертности (на 100 000 живорождений) 36 25 4 11 12 76 32 28

ЦУР 3. Коэффициент неонатальной смертности (на 1000 живорождений) 13,8 3,4 1,5 3,8 5,9 11,6 19,9 8,5

ЦУР 3. Стандартизированный по возрасту коэффициент смертности от сердечнососудистых заболеваний, рака, диабет и хронические респираторные заболевания в популяции возраста 30-70 лет (на 100 000 населения) 26,9 29,3 28,6 23,8 28,6 24,0 25,8 26,7

ЦУР 3. Стандартизированный по возрасту коэффициент смертности, обусловленный загрязнением воздуха в домах и загрязнением атмосферного воздуха (на 100 000 населения) 130,7 69,0 60,6 86,1 110,1 166,5 204,8 118,2

ЦУР 3. Индекс универсального покрытия здоровья (0-100) 60,8 63,1 70,9 63,7 63,8 60,3 56,5 62,72

ности от загрязнений воздуха в домах и загрязнение атмосферного воздуха (130,7 на 100000 чел.), смертности в перинатальном возрасте (13,8 на 1000 родов), а также предотвращению заболеваемости туберкулезом (76 на 100000 чел.).

Так, индекс ЦУР по Узбекистану за 2018 г. составляет 70,3, что на 1,3 выше регионального среднего значения, в глобальном рейтинге наша страна занимает 52 место (табл. 1).

Принимая во внимание, масштабные задачи, по вышеуказанным сферам, данная статья посвящается анализу системы здравоохранения на региональном уровне, а также обозначению наиболее важных проблем и направлений, требующим более глубокого изучения. Ниже более детально рассмотрены тенденции и проблемы

1 Sachs, J., Schmidt-Traub, G., Kroll, C., Durand-Delacre, D. and Teksoz, K. (2017): SDG Index and Dashboards Report 2017. New York: Bertelsmann Stiftung and Sustainable Development Solutions Network (SDSN).

по каждому из данных направлений на региональном уровне.

Оценка текущей ситуации в развитии системы здравоохранения. Создание в стране качественной системы здравоохранения, обеспечивающей сохранение и улучшение здоровья населения, формирование условий для воспитания здорового поколения, является приоритетным направлением государственной политики. Правительством уделяется особое внимание созданию и укреплению правовых основ дальнейшего развития здравоохранения исходя из демографических процессов и приоритетов социально-экономического развития республики. В частности, в рамках Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 гг. определены следующие задачи касательно охраны здоровья населения:

- дальнейшее реформирование сферы здравоохранения, прежде всего первичного звена,

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2019, 6(126)

Таблица 2. Система индикаторов (показателей) мониторинга уровня и качества здравоохранения

в регионах Узбекистана1.

Основные компоненты2

Индикаторы заболеваемости Индикаторы смертности Индикаторы материально-технической базы Индикаторы кадрового потенциала

• Общая заболеваемость • Территориальное распространение наиболее значимых заболеваний: - Болезни органов дыхания - Болезни крови - Болезни органов пищеварения - Травмы и отравления - Болезни мочеполовой системы - Болезни эндокринной системы расстройства питания - Нарушения обмена веществ - Заболеваемость инфекционными и паразитарными болезнями - Болезни нервной системы - Болезни системы кровообращения • Общая смертность • Младенческая смертность • Материнская смертность • Детская смертность • Число больничных коек • Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений • Мощность сельских врачебных пунктов • Обеспеченность врачами всех специальностей • Обеспеченность средним медицинским персоналом

скорой и экстренной медицинской помощи, направленное на повышение доступности и качества медицинского и социально-медицинского обслуживания населению, формирование здорового образа жизни населения, укрепление материально-технической базы медицинских учреждений;

- дальнейшая реализация комплексных мер по укреплению здоровья семьи, охране материнства и детства, расширению доступа матерей и детей к качественным медицинским услугам, оказанию им специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи, снижению младенческой и детской смертности;

- дальнейшее развитие и совершенствование системы медико-социальной помощи пенсионерам, инвалидам, одиноким престарелым и другим уязвимым категориям населения для обеспечения их полноценной жизнедеятельности;

- дальнейшее развитие фармацевтической промышленности и улучшение обеспеченности

1 В качестве регионов выступает Республика Кара-калпакстан, 12 областей и г. Ташкент.

2 Источник: разработки Института прогнозирования и макроэкономических исследований при Министерстве экономики и промышленности.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2019, 6(126)

населения и медицинских учреждений доступными, качественными лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, реализация мер по недопущению необоснованного роста цен на них;

- обеспечение снижения показателей заболеваемости населения и повышения продолжительности жизни населения.

В целях успешной реализации поставленных задач приняты Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП-3894 от 2 августа 2018 года «О мерах по внедрению инновационной модели управления здравоохранением в Республике Узбекистан», Указ Президента Республики Узбекистан от 7 декабря 2018 года №УП-5590 «О комплексных мерах по коренному совершенствованию системы здравоохранения Республики Узбекистан», разработана Концепция развития системы здравоохранения Республики Узбекистан на 2019 — 2025 годы, в соответствии с нормативно-правовыми актами Республики Узбекистан, регулирующими деятельность в сфере здравоохранения, а также международными договорами в области охраны здоровья населения в

Рис. 1. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении регионам (за 2017 год, лет).

Источник: разработки Института прогнозирования и макроэкономических исследований при Министерство экономики и промышленности.

Рис. 2. Заболеваемость по классам болезней по Республике Узбекистан (на 100 000 чел.)2

рамках региональной политики Здоровье-2020 и Целей устойчивого развития 2030.

Состояние и качество здравоохранения в территориальном разрезе может быть оценено на базе системы показателей и индикаторов характеризующих уровень заболеваемости, смертности, распространенности социально значимых заболе-

1 Источник: разработки Института прогнозирования и макроэкономических исследований при Министерстве экономики и промышленности.

2 Источник: разработки Института прогнозирования и макроэкономических исследований при Министерстве экономики и промышленности.

ваний, материально-технической базы. Их можно объединить в четыре компонента, состоящих из следующих блоков: заболеваемость, смертность, материально-техническая база, кадры (табл. 2).

Применительно к региональному мониторингу на различных уровнях, представленная выше система показателей (индикаторов) компонента качества здравоохранения конкретизируется в соответствии с информационными возможностями и практической целесообразностью

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2019, 6(126)

Рис. 3. Число больничных учреждений в разрезе регионов за 2017 год2

Рис. 4. Количество врачей на 10000 чел. в регионах Узбекистан за 2010 г. и 2016 г.2.

расчета и анализа с учетом специфических особенностей территорий.

Так как по данным государственного комитета Республики Узбекистан, средний показатель по ожидаемой продолжительности жизни составляет, 73,6 лет. Среди регионов наиболее высокий пока-

1 Источник: по данным Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике, Статистического сборника «Основные показатели здравоохранения 2017 год».

2 Источник: по данным Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике, Статистического сборника «Основные показатели здравоохранения 2010, 2016 годы».

затель в Джизакском регионе, с показателем 75,7 лет, а самый низкий в Сырдарьинском регионе 70,6. Успех в отношении увеличения продолжительности жизни можно признать полноценным при условии сохранения хорошего состояния здоровья. Отсюда вытекает необходимость развития как профилактической и реабилитационной медицины, так и технологий оздоровления, а эффективность мероприятий должна оцениваться на основании качества прожитых и предстоящих лет жизни (рис. 1).

Следующий показатель в здравоохранение, которому уделяется особое внимание в процессе

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2019, 6(126)

Таблица 3. Уровень дифференциации общей заболеваемости населения (по индексу на 100 тыс.

населения) в разрезе регионов Узбекистана1.

2000г. 2005г. 2009г. 2016г.

Республика Узбекистан 1,00 1,00 1,00 1,00

Республика Каракалпакстан 1,11 0,89 0,85 0,92

Андижанская о. 1,14 1,01 0,98 0,95

Бухарская о. 1,12 1,30 1,05 0,77

Джизакская о. 0,58 0,49 0,80 0,83

Кашкадарьинская о. 0,86 0,93 0,95 0,85

Навоийская о. 1,18 1,57 1,47 1,05

Наманганская о. 1,28 1,12 0,89 1,04

Самаркандская о. 0,63 0,79 0,85 0,84

Сурхандарьинская о. 0,78 0,73 0,76 0,91

Сырдарьинская о. 0,41 0,57 0,64 0,90

Ташкентская о. 0,98 0,88 0,87 0,87

Ферганская о. 1,05 1,08 1,19 1,07

Хорезмская о. 1,28 1,28 1,23 0,99

г. Ташкент 1,34 1,37 1,46 1,87

Межрегиональная дифференциация (раз) 3,3 3,2 2,3 2,4

мониторинга здоровья населения по регионам, основывается на анализе болезней по классам. По республике наиболее распространены болезни органов дыхания (168,00 на 1000 чел.) и пищеварения (75,683 на 1000 чел.), что связано с ухудшением экологической обстановкой, а также нездоровым образом жизни и неправильное питание (рис.2). Далее следуют заболеваемость крови и кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм, органов мочеполовой системы, кровообращения и т.д. В разрезе регионов общие показатели по классам болезней сильно не меняется, однако, прослеживается разрозненность уровня распространенности той или иной болезни в отдельных областях. Так, например, в Бухарской области состояние по болезням органов дыхания (28,7%) является наиболее благоприятным среди всех регионов республики, хотя болезни, связанные с травмами и отравления (19,1%) занимает более значительный удельный вес в сравнении с другими регионами.

Показатель уровня общей заболеваемости, по сути, означает конечный результат проводимых реформ в здравоохранении. Уровень общей заболеваемости в Узбекистане, в целом остается стабильным. В 2003 г. этот показатель составил

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Источник: разработки Института прогнозирования и макроэкономических исследований при Министерстве экономики и промышленности по данным Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике, Статистического сборника «Основные показатели здравоохранения 2000, 2005, 2009, 2016 годы».

675,2 случаев на 1000 населения, а в 2016г. - 417,2 случаев на 1000 населения. Уровень заболеваемости имеет тенденцию снижения, а также относительно не высок по сравнению со странами СНГ, в частности России (1617 случаев на 1000 населения)2, т.е. ниже почти в 3,8 раза.

Другой положительный момент заключаются в том что, за 2000-2016 гг. наблюдается снижение межрегиональной дифференциации по общей заболеваемости с 3,3 раза до 2,4 раза (табл. 3). Причин такой тенденции могут быть несколько. Во первых, это связано, с улучшением условий по охране здоровья населения по всей республике, программами охраны здоровья матерей и детей в течении нескольких лет. Во вторых, люди начали обращать больше внимание на здоровый образ жизни, здоровому питанию и профилактике некоторых заболеваний.

Группировка регионов по индексу показателя общей заболеваемости показала, что в 2000 г. две области, а именно Сырдарьинская и Джизакская составляли группу регионов с низким уровнем заболеваемости. За 2005-2009 гг. оба данных региона ухудшив свои показатели, остались в группе с относительно низкими их значениями, а к 2016 г. они переместились в группу со средним уровнем заболеваемости (табл. 4).

2 Министерство здравоохранения Российской Федерации. Заболеваемость всего населения России в 2016 году. https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/ stranitsa-979/statisticheskie-i-informatsionnye-materialy/ statisticheskiy-sbornik-2016-god.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2019, 6(126)

Таблица 4. Группировка регионов по общей заболеваемости населения1 (по индексу на 100 тыс.

населения).

2000-2004 гг. Среднее значение индекса 2005-2009 гг. Среднее значение индекса 2016 гг. Среднее значение индекса

1. Высокий уровень - свыше 1,000

Наманганская 1,218 Наманганская 1,024 Наманганская 1,04

Ферганская 1,114 Ферганская 1,120 Ферганская 1,07

г. Ташкент 1,321 г. Ташкент 1,412 г. Ташкент 1,87

Навоийская 1,322 Навоийская 1,509 Навоийская 1,05

Хорезмская 1,313 Хорезмская 1,232

Бухарская 1,173 Бухарская 1,236

Республика Каракалпакстан 1,048

Андижанская 1,040

2. Средний уровень - от 0,700 до 1,000

Сурхандарьинская 0,735 Сурхандарьинская 0,747 0,91

Самаркандская 0,743 Самаркандская 0,811 0,84

Ташкентская 0,927 Ташкентская 0,844 0,87

Кашкадарьинская 0,861 Кашкадарьинская 0,945 0,85

Андижанская 0,978 Андижанская 0,95

Республика Каракалпакстан 0,890 Республика Каракалпакстан 0,92

Сырдарьинская 0,91

Хорезмская 0,99

Наманганская 0,89

Джизакская 0,83

Бухарская 0,77

3. Низкий уровень - до 0,700

Сырдарьинская 0,490 Сырдарьинская 0,596

Джизакская 0,487 Джизакская 0,685

В группе регионов со средним уровнем заболеваемости произошли определенные сдвиги в 2005-2009гг. и 2016 г. Республика Каракалпак-стан, Андижанская, Хорезмская, Наманганская и Бухарская область значительно улучшили свои показатели, переместившись в группу регионов со средним уровнем заболеваемости, что показывает позитивную тенденцию в этих регионах, что в свою очередь влияет на сокращение уровня дифференциации между регионами.

В группе регионов с высоким уровнем общей заболеваемости наблюдалось сокращение числа регионов с 8 до 4. Данное обстоятельство также подтверждает положительные результаты реформирования здравоохранения в регионах.

1 Источник: разработки Института прогнозирования и макроэкономических исследований при Министерстве экономики и промышленности по данным Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике, Статистического сборника «Основные показатели здравоохранения 2000, 2005, 2009, 2016 годы»

По состоянию на 1 января 2018 года в Республике Узбекистан действуют 5296 амбулаторно-поликлинических учреждений. Их число, по сравнению с 1991 годом (3027) увеличилось в 1,7 раза. При этом, число больничных учреждений наоборот уменьшилось в 1,2 раза. Если в 1991 году действовали 1388 больничных учреждений, то в 2017 году их число составило 1135 единиц, 43,4% (493) которых представлены учреждениями малого бизнеса.

На начало 2017 года число больничных учреждений в городе Ташкенте составило 144 единиц, а в них коек 19,1 тыс. человек (рис.3) Самые низкие показатели отмечены в Навоийской (29 ед.) и Сырдарьинской (33 ед.) областях.

За последние годы расходы на медицину в нашей стране существенно возросли. Однако значительные различия в получении медицинских услуг обусловлены неразвитостью дорожно-транспортного сообщения и недостаточным осна-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2019, 6(126)

щением современным оборудованием. Рекомендуется повысить эффективность распределения медикаментов и доступность медицинской помощи для социально уязвимых групп населения (люди с хроническими недугами, малообеспеченные, жители села).

Индикаторы кадрового потенциала, несомненно, являются не менее важными в развитии системы здравоохранения. Примечательно, что по числу врачей на 10 тыс. населения Узбекистан (2,70 на 10000 чел.) находится на одном уровне с такими развитыми странами как США (2,57), Великобритания (2,81), Япония (2,37) и другие1. В то же время, учитывая, что расходы на здравоохранение (в % к ВВП) в Узбекистане в 2-3 раза меньше, чем в других странах, такое соотношение говорит о существенном недофинансировании врачей и медсестер Узбекистана. В результате, несмотря на постоянный рост выпускников медицинских вузов, численность работающих врачей продолжает снижаться2. Из-за низкого уровня зарплаты часть подготовленных врачей уезжают в другие страны, что усиливает утечку «мозгов».

Другая проблема - дефицит узких специалистов, особенно на районном уровне, сложившийся из-за выпуска медицинскими вузами врачей общей практики (ВОП) и недостаточного выпуска магистров. В то же время, имеется большой недостаток подготовленных ВОПов, что связано с отсутствием мотивации у молодых специалистов работать на этих должностях в СВП. Также, необ-

ходимо, кардинально пересмотреть программы обучения в медицинских ВУЗах с учетом новых тенденций в мировой системе здравоохранения.

Вывод. В данной статье проанализирована текущая ситуация в области здравоохранения в Республике Узбекистан на региональном уровне. Системы здравоохранения анализировалась при помощи индикаторов заболеваемости, смертности, материально-технической базы и кадрового потенциала. Анализ показал, что в республике превалируют заболевания органов дыхания (168,00 на 1000 чел.) и пищеварения (75,683 на 1000 чел.). Далее следуют заболеваемость крови и кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм, органов мочеполовой системы, кровообращения. В разрезе регионов общая картины по классам болезней сильно не меняется. Положительной тенденцией можно отметить, то, что за 2000-2016 гг. наблюдается снижение межрегиональной дифференциации по общей заболеваемости с 3,3 раза до 2,4 раза. Возможными причинами такой тенденции отмечены улучшение условий по охране здоровья населения по всей республике, успешность программ по охране здоровья матерей и детей в течении нескольких лет, а также усиливающееся внимание на здоровый образ жизни, правильному питанию и профилактике некоторых заболеваний. Далее, приведены задачи и направления реформирования систем здравоохранения.

Список литературы:

1. Указ Президента Республики Узбекистан от 7 декабря 2018 года №УП-5590 «О комплексных мерах по коренному совершенствованию системы здравоохранения Республики Узбекистан».

2. Sachs, J., Schmidt-Traub, G., Kroll, C., Durand-Delacre, D. and Teksoz, K. (2017): SDG Index and Dashboards Report 2017. New York: Bertelsmann Stiftung and Sustainable Development Solutions Network (SDSN).

3. Министерство здравоохранения Российской Федерации. Заболеваемость всего населения России в 2016 году. https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/statisticheskie-i-informatsionnye-materialy/ statisticheskiy-sbornik-2016-god.

4. Центр экономических исследований. Система здравоохранения Республики Узбекистан: основные тенденции и перспективы развития. 2011. г. Ташкент.

1 Данные Мирового Банка по количеству врачей на 10000 чел. за 1960 - 2016 гг. от база данных https://data. worldbank.org/topic/health

2 Центр экономических исследований. Аналитический доклад 2011/11 в электронном виде. Асадов Д.А., Ари-пов Т.Ю., Иргашев Ш.Б., Система здравоохранения Республики Узбекистан: основные тенденции и перспективы развития, 23-24 стр. 2011. г.Ташкент, Центр экономических исследований, 2011, ПРООН, 2011. www.cer.uz

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2019, 6(126)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.