Научная статья на тему 'Диалект как форма крестьянской духовности'

Диалект как форма крестьянской духовности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
607
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕСТЬЯНСКАЯ ДУХОВНОСТЬ / ДИАЛЕКТ / ЛОКАЛЬНЫЙ / ДЕРЕВНЯ / SPIRITUALITY OF PEASANTRY / DIALECT / LOCAL / VILLAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Михайлова Рената Васильевна, Семёнова Галина Николаевна

Формой крестьянской духовности является диалект. Он представляет собой территориальную разновидность языка, связанную с локальными процессами, протекающими в условиях деревенской жизни. Диалектный язык это порождение народного духа. Исследованы его структурные элементы как сложной системы в контексте детерминированности природно-географическими, социокультурными факторами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIALECT AS A FORM OF PEASANT SPIRITUALITY

Dialect is a form of peasant spirituality. It is a local variety of a language, which is connected with local processes taking place in conditions of village life. A dialect is generated by a national spirit. The structural elements of a dialect as a complex system, determined by natural, geographical, social and cultural aspects, are investigated in this work.

Текст научной работы на тему «Диалект как форма крестьянской духовности»

УДК 1:316

Р.В. МИХАЙЛОВА, Г.Н. СЕМЁНОВА ДИАЛЕКТ КАК ФОРМА КРЕСТЬЯНСКОЙ ДУХОВНОСТИ

Ключевые слова: крестьянская духовность, диалект, локальный, деревня.

Формой крестьянской духовности является диалект. Он представляет собой территориальную разновидность языка, связанную с локальными процессами, протекающими в условиях деревенской жизни. Диалектный язык - это порождение народного духа. Исследованы его структурные элементы как сложной системы в контексте детерминированности природно-географическими, социокультурными факторами.

R.V. MIKHAYLOVA, G.N. SEMENOVA DIALECT AS A FORM OF PEASANT SPIRITUALITY

Key words: spirituality of peasantry, dialect, local, village.

Dialect is a form of peasant spirituality. It is a local variety of a language, which is connected with local processes taking place in conditions of village life. A dialect is generated by a national spirit. The structural elements of a dialect as a complex system, determined by natural, geographical, social and cultural aspects, are investigated in this work.

Крестьянин обретает определенность собственного духовного мира из своего способа бытия, своего самоопределения во всех ситуациях жизненного процесса. Он, как и любой человек, не может существовать в своем собственном бытии без того, чтобы постоянно не выражать его в различных формах не только материальной культуры, но и в процессе формообразования социокультурных явлений (языка, фольклора, искусства, моды и т.д.).

В связи с этим одной из форм крестьянской духовности выступает специфический язык - диалект. Ему свойственна устная форма существования. Он является местным говором, наречием, самой маленькой территориальной разновидностью языка, поскольку на нем говорят крестьяне лишь одной или несколько деревень. В деревне как локальной социальной системе в действительности протекают локальные процессы: особые координаты крестьянской вселенной, в основе которых пребывают связь с землей, мера ее доступности, возможность ее обрабатывать, локальность крестьянского сознания. Связь с землей порождает консерватизм в социокультурной сфере. Деревня как закрытое общество связана с замкнутым образом жизни, который способствует развитию культурных, языковых различий (диалекта) от деревни к деревне. Другими словами, любой диалект всегда присущ определенной территории, определенному социуму - деревне.

В каждом диалекте множество выразительных, ярких словесных образов, фразеологизмов. Они передают своеобразные восприятия и разговорное представление крестьянами разных деревень о мире. В диалектных словах, особенностях интонации нашли выражение определенные способы ведения хозяйства, особенности семейного уклада, деревенского быта, обряды, обычаи, нравы, народный календарь, специфика местной природы. Таким образом, местный говор является средоточием опыта членения пространства на основе языка [3. С. 14]. Сказанное свидетельствует о том, что диалектный язык - это порождение народного духа.

На духовность крестьян влияют факторы (понимаемые как активно действующая сила) - природно-географические, социальные, культурные. Здесь мы рассматриваем духовность крестьянства, сложившуюся прежде всего под воздействием природно-географических условий, особенно закона климатической зональности. С этим связаны «аканье» и «оканье». Так, с условиями теплого климата связана южная диалектная зона. Южному наречию присуще произношение, характеризующееся «аканьем» (неразличение о и а в безударном положении, совпадение их в одном звуке). В лексике крестьян юго-запада России дом называется «хатой». В диалектах данное слово имеет различные значения:

хата - добротная кирпичная постройка, изба - плохая, но бывает и наоборот: хата - плохая, а изба - хорошая [3. С. 23]. В деревнях особенно специфична речь людей старшего поколения, в основном женщин. Они реже покидали свои деревни для зарабатывания денег в городе, не служили в армии. Для крестьян было характерно противопоставление «свое» (внутреннее) - «чужое» (внешнее). «Свое» («свой говор») осознается как правильное, чистое. «Чужое» часто осознается не только как иной говор, но и нечто плохое, нелепое, над чем можно посмеяться. Об этом свидетельствует следующая «дразнилка», приведенная вологодским писателем А.Яшиным в рассказе «Вологодская свадьба»: «Не обошлось и без охотничьих бухтин (рассказы, побасенки. - Р.М., Г.С.) - Иду это я раз вдоль осеков, гляжу - что-то шевеличча. Вдруг, думаю, заяч? Дай, думаю, стрелюю! Стрелил, прихожу - и верно, заяч (курсив авт. - Р.М., Г.С.).

Добычливого охотника тут же поднимают на смех:

- Бежала овча мимо нашего крыльча да как стукнечча да перевернечча. «Овча, овча возьми сенча!» А овча и не шевеличча. С той поры овча (курсив авт. - Р.М., Г.С.) и не ягичча (рожать ягнят. - Р.М., Г.С.) [3. С. 96].

Для районов с северным климатом характерна северная диалектная зона. Северному наречию присущи произношения, связанные с оканьем (различение о и а в безударных словах: на месте о в безударном слоге произносят звук, близкий к ударному о, а на месте а в безударном слоге произносят звук, близкий к ударному а). В лексике крестьян дома принято называть хоромы. Так именуют все строение целиком: жилые комнаты и помещение для скота - двор. Это связано с тем, что жилье вплотную примыкает к хозяйственным постройкам, чтобы человек не успел промокнуть осенью или замерзать зимой, переходя из избы к скоту.

Исследователи признают, что диалект является сложной системой, существующей на всех уровнях языка. Речь идет не только об «аканье» и «оканье», а о множестве признаков (их насчитали до 294) диалектной речи. Этими признаками являются: особая лексика; наличие синонимов в лексике, грамматике, фонетике); специфическое произношение звуков; употребление падежей. В диалекте как живой речевой практике имеет значение также темп речи. Приведем пример лексических отличий, нашедших отражение в употреблении терминов родства чувашами «верховыми» («тури» или «вирьял») и «низовыми» («анатри» или «хирти») соответственно: «дедушка» - манади, мадак и аслатте, асатте; «мать» - апи, апай и анне. Другой пример свидетельствует о разнице в специфике приветствия людей друг друга посредством вопроса-приветствия: у «верховых» чувашей - «ларатан-и»? (сидишь ли»?), у «низовых» - «ларатан»? («сидишь»?). В первом случае мы обращаем внимание на форму вопросительного предложения с вопросительной частицей -и («ли»), во втором - без вопросительной частицы -и («ли») [2. С. 38, 39].

Следует отметить, что диалектный язык складывался на протяжении веков и оставался неизменным при всех изменениях. Исследователи указывают на то, что и в нынешнее время в деревнях говорят так же, как и раньше. «В вологодских деревнях говорят так же, как при Иване Грозном, а в костромских -как при Иване Сусанине» [1. С. 55]. Такую же тенденцию можно отслеживать в языковом опыте Украины (здесь восточные украинцы «западынцев» понимали плохо и с нежеланием), Германии (там южане до сих пор не очень понимают северян). Трудности в понимании друг друга продолжают испытывать горно-марийцы и луговые марийцы и др.

Таким образом, диалект является выражением объективно существующей реальности локального мира, он возник и развивался независимо от целей, воли, сознания человека. Он выступает воплощением отраженного образа действительности крестьянского мира. Выделение диалекта по критерию природно-географических факторов в функционировании духовности крестьянства свидетель-

ствует также о специфике экологического опыта, где нашли отражение неодинаковые условия и возможности восприятия в пространстве природно-географических процессов и явлений. Вполне естественно, что разные природно-географические, а также исторические условия определяют разный духовный опыт крестьян. В поликультурности опыта крестьянства разных этносов и регионов заключено разнообразие человечества. Многообразию природы (территории) соответствует разнообразно сформированный мир (диалекты), понятый как картина.

Литература

1. Андреева О. Посидим, поокаем. Что такое диалекты и почему они должны быть всегда // Русский репортер. 2011. № 36. С. 54-59.

2. Кузнецов А.В. Вербальные средства этикетного общения в чувашском языке (к вопросу о лингвогеографической и диалектологической характеристике // Диалекты и история тюркских языков во взаимодействии с другими языками: сб. науч. ст. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т; ЧГИГН, 2004. С. 38-43.

3. Язык русской деревни. М.: Аспект-Пресс, 1994. 160 с.

МИХАЙЛОВА РЕНАТА ВАСИЛЬЕВНА. См. с. 171.

СЕМЁНОВА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА - доктор филологических наук, профессор кафедры чувашского языкознания и востоковедения им. М.Р. Федотова, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

SEMENOVA GALINA NICKOLAEVNA - doctor of philological sciences, professor of Chuvash Linguistics and Oriental Studies Chair named after M.R. Fedotov, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

УДК 1:316.323] :681.513.8

Н.Е. ОСИПОВ СИНЕРГЕТИКА И ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Ключевые слова: общество, самоорганизация, самовоспроизводство, неравновес-ность, бифуркация, флуктуация, хаос, порядок, устойчивость, социальная технология, формация, цивилизация.

Статья посвящена одной из наиболее важных проблем современной социальной философии - проблеме применения синергетической методологии к социальному познанию. Принципы синергетики, первоначально разработанные для естествознания, начинают использоваться в обществознании. Предпринята попытка осмысления событий всемирной истории, а также процессов трансформации в российском обществе через призму синергетической методологии. Такой подход позволяет лучше понять сущность социально-исторических процессов.

N.E. OSIPOV SINERGETICS AND THE HISTORICAL PROCESS

Key words: society, self organization, self reproduction, equilibrium, bifurcation, fluctuation, chaos, order, stability, social technology, formation, civilization.

This paper is devoted to the one of the most important problems of modern social philosophy - the problem of the application of a synergetic methodology to social cognition. The principles of synergetics were created originally in the natural sciences, and then began to be used in the social sciences. In this paper, an attempt is made to comprehend the events of the world history, as well as the recent transformation of Russian society through a prism of synergetic methodology. Such an approach allows for a better understanding of the essence of socio-historical processes.

Идея связи явлений микромира и социальной реальности не нова. Так, еще Эпикур высказал предположение о самопроизвольном отклонении атомов от прямолинейного движения, что перекликается с принципом неопределенности в квантовой механике. Данное предложение стало для Эпикура натурфилософским обоснованием объяснения многих социальных явлений, например, свободы человеческих поступков и роли случайности в общественной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.