Научная статья на тему 'Диахронический аспект изучения концептуальных метафор'

Диахронический аспект изучения концептуальных метафор Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
394
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МЕТАФОРА / ФРЕЙМ / КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ / КОНЦЕПТ / ЛИНГВОКУЛЬТУРА / ДИАХРОНИЯ / ДУША / ДОМ / LINGUA-CULTURЕ / CONCEPTUAL METAPHOR / FRAME / CONCEPTUALIZATION / CONCEPT / DIACHRONY / SOUL / HOUSE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кондратьева Ольга Николаевна

В данной статье рассматривается история метафоры «душа это дом» в русской лингвокультуре. Последовательно описываются фреймы, структурирующие данную метафору, устанавливаются лексические единицы, включенные в процесс метафоризации, определяются основания метафорического переноса и их специфика для разных временных этапов. Материалом исследования являются древнерусские тексты и тексты классической литературы нового времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIACHRONIC ASPECT OF STUDYING CONCEPTUAL METAPHORS

In the article, the history of a metaphor «soul is a house» in Russian lingua-culture is considered. The frames structuring the given metaphor are consistently described, the lexical units included in metaphoric representation are established, the bases of metaphorical carry and their specific character for different temporary stages are defined. Material of research are Old East Slavic texts and texts of the classical literature of the early modern period.

Текст научной работы на тему «Диахронический аспект изучения концептуальных метафор»

УДК 801.3(=82)

Кондратьева Ольга Николаевна

кандидат филологических наук Кемеровский государственный университет kondr25@rambler.ru

ДИАХРОНИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ МЕТАФОР

В данной статье рассматривается история метафоры «душа — это дом» в русской лингвокультуре. Последовательно описываются фреймы, структурирующие данную метафору, устанавливаются лексические единицы, включенные в процесс метафоризации, определяются основания метафорического переноса и их специфика для разных временных этапов. Материалом исследования являются древнерусские тексты и тексты классической литературы нового времени.

Ключевые слова: концептуальная метафора, фрейм, концептуализация, концепт, лингвокультура, диахрония, душа, дом.

Изучение системности метафорических переносов в рамках различных сфер . опыта позволяет проникнуть в структуры человеческого мышления и понять, каким образом человек представляет окружающий мир и свое место в нем. Таким образом, один из инструментов исследования картины мира - это изучение концептуальной метафоры. Когнитивная лингвистика отказалась от традиционного взгляда на метафору как на «сокращенное сравнение», метафора рассматривается как как способ познания, структурирования и объяснения мира. Метафора - это «основная ментальная операция, которая объединяет две понятийные сферы и создает возможности использовать потенциал сферы-источника при концептуализации новой сферы» [4, с. 36].

Метафоры, являющиеся одним из основных инструментов познания мира, не были статичными и единообразными на протяжении существования русской лингвокультуры, их набор и специфика зависели от конкретного временного периода, кроме того, изменения происходили и в рамках отдельных метафорических моделей. В данный момент появились работы, посвященные исследованию лексической [1] и словообразовательной [2] метафор в диахронии. В изучении концептульных метафор диахронический аспект еще не получил широкого распространения.

Задача настоящего исследования - выполнить диахронический анализ концептуальной метафоры «душа - это дом» в русской лингвокультуре. Как отметила Э. Лассан, не только антропоцентрическая метафора правит миром, но и «экологическая», «домовая» - дом с входящими в его состав частями, как матрица, накладывается на наш образ мира и структурирует нашу жизнь в этом

мире согласно своему устройству» [3, с. 103]. В полном объеме это можно отнести и к концепту «душа». Нематериальная душа, не обладающая в силу своей специфической сущности четкой формой и границами, приобретает их в человеческих представлениях и мыслится как вместилище, а именно дом, скрытый от внешнего взгляда и являющийся средоточием духовной жизни.

В процессе анализа языкового материала было установлено, что концептуальная метафора «душа - это дом» является достаточно структурированной, в ее состав входят несколько фреймов, каждый из которых вносит свои оттенки в создание образа души в русской лингвокультуре.

1. Фрейм «Дом (Строение) и его виды». Концепт душа может быть метафорически представлен как разные типы строений. Метафоризации подвергаются слова дом, здание, церковь, храм, святилище, палата, дворец, тюрьма, усыпальница и другие.

В древнерусский период преобладает именование души жилым домом в традиционном понимании данного слова: «длжь сплсение душевному ми дому, злне оскверних телесную сию Хрлмину и несмь достоин прияти пречистое Ти тело!» (Кирилл Туровский. Молитвы на всю седмицу); «истлевши мои дшевиыи домъ» (Житие Василия Нового); «дл симъ оуко рлзоум^емъ. яко прлвою в^рою и докрыими д^лы. зиждеть ся душьвный домъ. ти тлко живеть въ нлс когъ» (Изборник 1076 г.); «ти тлко оуже лкы тлть въл^зъ ЛОуКАБЫИ оук-радеть ти душьвныи домъ и коудуть ти посл^дьняя горьшл пьрвыихъ» (Изборник 1076 г.).

В литературе ХУШ-ХХ вв. также сохраняется метафора душевного дома: Тяжко, смутно и в то

же время просторно, оглядно было на душе у Настены - как в доме, из которого вынесли вещи (В. Распутин. Живи и помни). Помимо этого при обозначении души начинает активно использоваться лексема здание: От долговременного борения расшаталось здание души его; поломались тонкие связи, которыми соединены таинственные стихии мыслей и чувствований (В.Ф. Одоевский. Импровизатор).

Второй по частотности является метафора душевной ‘церкви’, т.е. душа предстает как культовое строение: «теке в душевней «и церкви в словеснои хрлмине телл моего» (К. Туровский. Молитвы на всю седмицу); «дл елмл же оуко челов^къ церкы душевьиля и когомь сътворенл коудеть когоу. ти отець и сынъ и святыи Духъ живеть и ходить въ неи» (Изборник 1076 г.). С помощью подобных метафор создается образ души как особого сокровенного пространства, центра религиозной жизни, являющегося обиталищем божественного начала.

Сопоставление души и культового строения продолжается и в литературе нового времени. Однако вместо лексемы церковь при метафори-зации используется уже лексема храм. В древнерусском языке слово хрлмъ обозначало ‘дом’, современное значение - ‘собор, церковь’ - данная лексема приобретает позже. Именно храм становится основным образом, репрезентирующим душу как особое культовое строение в литературе ХУШ-ХХ вв. Душеный храм по-прежнему является обиталищем Бога: Душа, что с кротостью сияешь, Ты храм, Христос в тебе живет (Ф.П. Ключарев. Воплощение Мессии). Однако чаще душа предстает как храм, в котором живет новое божество - любимая женщина: Как дух отчаянья и зла, Мою ты душу обняла; О! для чего тебе нельзя Ее совсем взять у меня? Моя душа твой вечный храм: Как божество, твой образ там; Не от небес, лишь от него. Я жду спасенья своего (М.Ю. Лермонтов. Как дух отчаянья и зла); Без нежных женственных касаний Душа - как бессвятынный храм: О горничной, блондинке Сане, Мечтаю я по вечерам (И. Северянин. Без нежных женственных касаний).

Особый сакральный характер душевного ‘строения’ передается также посредством метафоры «душа-святилище». Лексема святилище обозначает не только храм, но и священное место, посвященное божеству, нередко служившее местом убежища для преследуемых. Именно зна-

чение закрытости, прибежища от нескромных взглядов, реализуется с помощью данной метафоры. Показательно, что в большинстве контекстов, где упоминается святилище души, есть и упоминание о толпе, от нескромных взглядов и любопытства которых оберегается сокровенный мир души, ставший прибежищем для самых потаенных мыслей и чувств: К чему и выносить на рынок всенародный Плод сокровенных дум, и настежь растворять Святилище души очам толпы холодной... (А.Н. Майков. Моему издателю); Когда, святилище души Замкнув пред суетной толпою, Поэт молчит - его покою Не верь: он бодрствует в тиши (А.А. Голенищев-Кутузов. Когда, святилище души...).

Проникновение в это душевное святилище посторонних происходит всегда помимо воли человека и воспринимается как катастрофа, поругание, осквернение: Я умереть хочу,ревниво охраняя Святилище души от чуждых, дерзких глаз, И ненавистно мне страданье напоказ, Как после оргии развратница нагая! (С.Я. Надсон. Последнее письмо); Толпа вошла, толпа вломилась В святилище души твоей, И ты невольно устыдилась И тайн и жертв, доступных ей (Ф.Тютчев. Чему молилась ты с любовью...).

Метафора «душа - палаты» фиксируется в летописях и поэтических текстах XVII века (палата -богатое, красивое строение, принадлежащее социально значимому лицу): «Елгов^рныи и ХСълюеивыи кназь Аньдр^и. WT мллды верь-сты оумъ яко поллту крлсну дшю оукрлси всеми доЕрыми нрлвы» (Ипатьевская летопись), «но и рлЕы мои Еышд сопостлты, разрушили души моей полаты» (И. Хворостинин. Изложение на еретики-злохульники). Сходная по типу метафора «души-дворца» отмечена и в современных текстах: В дворцах души цветёт Вишневый сад (К. Бальмонт. К.С. Станиславскому).

Метафора «душа-тюрьма» является, видимо, достаточно поздней, ранее были отмечена только метафора «душа-узница» в «теле-темнице»: Я знаю все выходы и входы В тюремной крепости души (М. Цветаева. Яда, друг невиданный...). Последним видом душевного строения являются метафоры «душа-гробница» и «душа-усыпальница». Эти ритуальные строения предстают как дом для погибших (ср. гроб называют новым домом умершего, домовиной): Моя душа безмолвна, как гробница, В ней отзыва на их призывы нет (К. Бальмонт. Зарница); душа моя, печаль-

ница О всех в кругу моем, Ты стала усыпальницей Замученных живьем (Б. Пастернак. Душа моя, печальница).

Таким образом, метафоры души как особого строения могут быть представлены четырьмя типами репрезентантов: 1) жилое строение (дом, здание, дворец, палаты); 2) культовое строение (церковь, храм, святилище); 3) строение для лишения свободы (темница, тюрьма); 4) строение для мёртвых (гробница, усыпальница).

2. Фрейм «Конструкция дома». Данный фрейм представляет душу как некое сооружение, в котором просматриваются его структурные элементы - порог, двери, окна. В древнерусских текстах у концепта душа отмечена только такая характеристика, как ‘порог’: «но быша ми з^лныя срази и осквернили душевный прлзи (=по-роги)» (Кн. И. Хворостинин. Изложение на ерети-ки-злохульники). В литературе нового времени появляется упоминание о ‘дверях’ и ‘воротах’ души: Прохор вновь узнал эту назойливую гостью; она резко постучала в дверь его души, она замутила его сердце каким-то гнетущим предчувствием (В.Я. Шишков. Угрюм-река). Постом, молитвами, бессонным бденьем Я похоть чувств попрал и укротил, Врата души раскрыл святым виденьям (Д.Л. Андреев. Голоса веков).

‘Двери’ души, как правило, закрыты от посторонних: Над свежей могилой любови Душа словно дверь на засове. Чужой, не стучи щеколдой! (Н. Клюев. Стихи к Яр-Кравченко). Подобные метафоры акцентируют внимание на границах душевного мира, а также на такой значимой характеристике души, как ее закрытость от постороннего взгляда.

3. Фрейм «Дом и его внутреннее устройство». Дом души может быть метафорически представлен как отдельные части строения -клеть, комната, чулан, мансарда и даже санузел. Подобные метафоры создают образ души как небольшого, домашнего компактного пространства. В древнерусских текстах душа сопоставляется с клетью, подобная тенденция сохраняется в анонимной религиозной поэзии: Войди же в клеть своей души, Святое Имя призывая И звуку каждому внимая, Со Мною слиться поспеши (Разговор Бога с человеком). Частью культового строения является и келья: В моей душе, как келья, душной Все эти песни родились. Я их любил. И равнодушно Их отпустил. И понеслись (А. Блок. Две надписи на сборнике «Седое утро»).

В литературе нового времени происходит расширение класса слов, обозначающих помещения, с которыми может быть сопоставлена душа: ... все обычное отошло, душа словно пустая квартира - все выбросила и ждет новых жильцов... (С. Черный. Проза поэта); с душой такой же шумной, как мансарда, где голуби, гитара и холсты (Е. Евтушенко. Три минуты правды); Кроме явных и просторных этажей, имелся в этом человеке какой-то душевный подвальчик (Л. Леонов); Душа - совмещенный санузел, где прах и озноб душевой (А. Вознесенский. Песня Шута). Следует отметить, что метафоры, входящие в состав данного фрейма, достаточно немногочисленны и, как правило, являются индивидуально-авторскими.

4. Фрейм «Строительство и разрушение дома». Душевный дом возникает в процессе особых строительных работ, постепенно он может ветшать и разрушаться. ‘Дом’ душевный создается самим человеком правою верой и добрыми делами: «яко прлвою в^рою и докрыими д^лы. знждеть с< душьвный домъ. ти такс жнветь въ нлс вогъ» (Изборник 1076 г.). Либо в качестве строителя предстает Бог: «дл елмл же оуко челов^къ церкы душекьнля Н БОГОМЬ сътворенл» (Изборник 1076 г.).

В современных текстах метафоры ‘строительства’ души присутствуют преимущественно в религиозных текстах, где подобным образом представлена духовная работа: здесь речь идет не о том, как духовник ведет свою работу, а о том, как он строит или разрушает чужие души (митрополит Антоний (Блум). Берегитесь, братья мои, священники!). В светском дискурсе подобные метафоры встречаются крайне редко: Да, любовь у юноши душу строит, а у старика душу мутит (Б.В. Шергин. У Архангельского города).

Разрушение душевного дома связывается с нарушением христианских и общечеловеческих норм, с душевной деградацией: Обстановка вражды, недоверия друг другу, в которой мы живем, деструктивна, она разрушает страну, разрушает людские души (Н. Панченко. Недоверие разрушает страну и душу).

5. Фрейм «Жильцы и гости дома». Данный фрейм представляет душу как обжитое пространство, в котором постоянно живут или периодически появляются некие существа и качества человека. В состав метафорических конструкций входят субстантивы жилец, гость, а также глаго-

лы жить, гостить, обитать, поселяться и их производными.

В древнерусских текстах в душу входят и обитают в ней категории интеллектуального и морально-нравственного порядка: премудрость, благодать, закон: «нь якоже реме притомник: к злохытрую душу иє вниде премудрость» (Новгородская 1 летопись); «тлко духе святый творить знлмения, Елдгоддти си КЪ душлхъ вселения» (С. Медведев. Стихотворения); «егдл уЕО ТОЙ ВЪ душу СЯ вселяете, три БЛАГОДАТИ действоме исполняете» (С. Медведев. Стихотворения).

Однако основным жильцом, обитающим в душе человека, является Бог в его трех ипостасях: «прлвою в^рою и доврыими д^лы. зиждеть с< душьвный ДОМЪ. ТИ ТАКО живеть въ нас вогь» (Изборник 1076 г.); «дл елмл же оуво человеке церкы душевьнАЯ и вогомь сетво-ренл воудеть вогоу. ти отець и сынъ и СВЯТЫИ Духъ ЖИВЄТЬ И ХОДИТЬ въ нем» (Изборник 1076 г.).

Подобная традиция сохраняется и в литературе нового времени: Душа, что с кротостью сияешь, Ты храм, Христос в тебе живет (Ф.П. Ключарев. Воплощение Мессии); назван ли бог человеком или нет, - он все равно непрерывно живет в душе человека (В. В. Вересаев. Аполлон и Дионис). Однако чаще в качестве божества, живущего в душе человека, начинает восприниматься любимый человек, его образ: Как неразлучное навеки сновиденье, Твой образ сладостный живет в душе моей (Эллис (Л.Л. Ко-былинский). Задушевная мечта); Но образ милый Еще живет в душе моей, И буду помнить до могилы Я кроткий свет ее очей... (А.Н. Плещеев. Слова для музыки).

Кроме того, в качестве постоянных ‘жильцов’ души воспринимаются персонажи мифологии и религии: ангелы и бесы, черти: Но коль черти в душе гнездились - значит, ангелы жили в ней. (С. Есенин. Мне осталась одна забава.) Эх-ма... В душе моей гульливой Живет веселый бес -Разрушь. Эй, бес души, гуляй, найди-ка, Найди-ка выход для проказ! (И. Северянин. Посв. К.Ф. и И. Д.).

Характерной особенностью литературы ХУШ-ХХ вв. является концептуализация в качестве жильцов, поселившихся в душе человека, разнообразных эмоций. Это могут быть такие эмоции, как уныние, горесть, тоска, печаль, страх

и любовь: Желчию облито было Всё для меня; Скука, уныние, горесть жили в душе (Н.М. Карамзин. Выздоровление); Скучны люди, жизнь узка, И живет в душе усталой Беспокойная тоска (Н.П. Огарев. «Длинный день проходит вяло...»); Страх уже поселился в душе и мешал смотреть на вещи очами разума (Л. Юзефович. Дом свиданий); А тайный ужас, немой, молчаливый вой, не проходил, жил в душе (В. Гроссман. Жизнь и судьба); И любовь эта жила в душе, но как бы не имела никакого отношения к... Полин (Б. Васильев. Картежник и бретер, игрок и дуэлянт). Как видно из приведенных примеров, с течением времени расширяется круг субъектов, осмысляемых как ‘жильцы’, населяющие душу. От того, кто ‘обитает’ в душе человека, зависит его самочувствие и мироощущение.

В результате исследования было установлено, что концептуальные метафоры, имеющие своим источником понятийную сферу «дом», являются одними из наиболее древних, активно развиваются и продолжают активно функционировать в рамках концептосферы «внутренний мир человека», при этом происходит вовлечение новых языковых единиц в процесс метафоризации.

Также отмечено, что с течением времени меняется ситуация использования данных метафор: в Древней Руси метафоры, уподобляющие душу дому, использовались исключительно для описания духовной жизни, представляя душу как область обитания божественного в человеке. Начиная с ХУШ века подобные метафоры представляют душу как пространство личной жизни, самых сокровенных переживаний, мыслей и чувств. Таким образом, изучение метафоры в диахронии позволяет установить, как одна и та же метафорическая модель функционирует в разные эпохи, как меняется ее смысловой и оценочный потенциал.

Библиографический список

1. Балашова Л.В. Метафора в диахронии: на материале русского языка Х1-ХХ вв. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1998. - 217 с.

2. Козинец. С.Б. Словообразовательная метафора в истории русского языка // Известия Саратовского университета. -2009. - Т. 9. Сер. Социология. Политология. - Вып. 2. - С. 39-45.

3. Лассан Э. О соотношении концепта «дом» с другими концептами в текстах русской культуры // Текст: Узоры ковра. - Ставрополь, 1999. -Вып. 4. - Ч. 1. - С. 103-105.

4. ЧудиновА.П. Россия в метафорическом зер- метафоры (1991-2000). - Екатеринбург: Урал. гос.

кале: Когнитивное исследование политической пед. ун-т, 2001. - 238 с.

УДК 81

Кучмезова Людмила Олеговна

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова (г. Нальчик)

Cusmezova.liuda@yandex.ru

ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ В АСПЕКТЕ ГЕНДЕРНОЙ ЛИНГВИСТИКИ

В настоящей статье предпринята попытка анализа вставных конструкций по четырем аспектам: «функциональной активности», структуре, «частеречной принадлежности» и семантике. Основной целью данного исследования является описание и объяснение того, как проявляется пол в языке, какие оценки приписываются в языке мужчине и женщине и в каких семантических областях они наиболее распространены.

Ключевые слова: вставная конструкция, аспект, гендерная лингвистика, семантика, структура.

Г:ндерная лингвистика - сравнительно молодая и стремительно развивающаяся область науки. Это связано с тем, что субъективный фактор все больше и больше становится центром современных лингвистических исследований. Лингвистов интересует не только проявление авторского в тексте, но и способы, и мотивы отбора языковых средств мужчинами и женщинами. Поэтому в современных лингвистических исследованиях все чаще применяется гендерный подход, согласно которому важны не биологические и физические различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое придает общество этим различиям.

Следует особо подчеркнуть, что объектом исследования в гендерологии становится взаимоотношение языка и пола, то есть вопрос о том,

каким именно образом пол манифестируется в языке - номинативная система, лексика, синтаксис, категория рода и прочее. Основной целью таких исследований является описание и объяснение того, как проявляется пол в языке, какие оценки приписываются в языке мужчине и женщине и в каких семантических областях они наиболее распространены.

Наше внимание привлекла современная актуализирующая проза, в которой мы попытались выявить особенности мужского и женского письма на примере использования вставных конструкций (ВК). ВК мало изучены в современной научной литературе, а в гендерном аспекте они практически не рассматривались. В настоящей статье предпринята попытка анализа ВК по функциональной активности, структуре, «частеречной принадлежности» и семантике.

Рис. 1. Функциональная активность ВК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.