УДК/UDC 378.096 EDN ATGZXI
Закирьянов Артур Галимьянович
начальник учебной части - заместитель начальника военного учебного центра, ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий», г. Уфа
НЖН
Zakiryanov Artur G.
Head of the training unit - Deputy Head of the Military Training Center, Ufa University of Science and Technology, Ufa
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА
DIAGNOSTICS OF THE PROFESSIONAL MOTIVATION LEVEL OF FUTURE RESERVE OFFICERS
Аннотация. В статье представлены результаты констатирующего эксперимента, проведенного в рамках опытно-экспериментальной работы по формированию учебно-профессиональной мотивации будущих офицеров запаса в системе интегрированного образования «гражданский вуз - военный учебный центр». По результатам исследования было выявлено, что исходный уровень сформированности учебно-профессиональной мотивации будущих офицеров запаса при обучении по военно-учетной специальности является низким и не соответствует уровню подготовки военных специалистов мобилизационного ресурса. Автором отмечается, что система военной подготовки мобилизационных ресурсов Вооруженных сил страны на протяжении веков являлась одним из звеньев общей системы военного образования. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости создания новых эффективных образовательных методов и педагогических технологий, повышающих мотивированность обучаемых к познавательному процессу.
Abstract. The article presents the results of an ascertaining experiment conducted within the framework of experimental work on the formation of educational and professional motivation of future reserve officers in the integrated education system "civilian university - military training center". Based on the results of the study, it was revealed that the initial level of formation of educational and professional motivation of future reserve officers when training in a military specialty is low and does not correspond to the level of training of military specialists of the mobilization resource. The author notes that the system of military training of mobilization resources of the country's Armed Forces, for centuries, has been one of the links in the overall system of military education. The results obtained indi-
cate the need to create new effective educational methods and pedagogical technologies that increase students' motivation for the cognitive process.
Ключевые слова: военный учебный центр, будущие офицеры запаса, мотивационный компонент, мотивированность, учебно-профессиональная мотивация.
Keywords: military training center, future reserve officers, motivational component, motivation, educational and professional motivation.
Введение
В настоящее время имеется научная проблема, которая заключается в необходимости создания новых эффективных образовательных методов и педагогических технологий, повышающих мотивированность обучаемых к познавательному процессу.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью рассмотрения проблемы мотивации обучаемых военных учебных центров (далее - ВУЦ) в системе интегрированного образования «гражданский вуз - ВУЦ», которая является малоисследованной и раскрыта лишь с ее субъективно-специфических сторон. В нашем исследовании уделяется внимание понятиям «учебная» и «профессиональная» мотивация. С точки зрения качества подготовки высокопрофессионального кадрового потенциала для Вооруженных Сил страны, мы опираемся на феномен «учебно-профессиональная мотивация» как фактор, обуславливающий успешность военно-профессиональной подготовки будущих офицеров запаса. Функционирующие и вновь создаваемые по всей стране ВУЦ в своей деятельности постоянно сталкиваются с проблемой мотивации обучаемых к освоению военной профессии, поскольку
мотивация является фактором активности будущего специалиста и занимает ведущее место в структуре его поведения.
Целью исследования является выявление исходного уровня сформированности учебно-профессиональной мотивации будущих офицеров запаса и определяющего отношения субъектов обучения к познавательной и будущей военно-профессиональной деятельности.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи: во-первых, определение структуры учебно-профессиональной мотивации с выделением основных ее компонентов; во-вторых, проведение в рамках констатирующего эксперимента первоначальной диагностики, определяющей исходный фактический уровень сформированности учебно-профессиональной мотивации будущих офицеров запаса на основе апробированных и авторской методик.
Научная новизна исследования состоит в построении структуры учебно-профессиональной мотивации обучающихся в ВУЦ и выявлении фактического уровня сформированности мотивационных компонентов.
Практическая значимость исследования состоит в получении и анализе данных об исходном уровне сформированности учебно-профессиональной мотивации будущих офицеров запаса, их мотивированности к освоению военной профессии.
Методология
Методологической основой исследования выступила совокупность системного, личностного и деятель-ностного подходов.
Применение системного подхода в исследовании основано на рассмотрении процесса формирования учебно-профессиональной мотивации будущих офицеров запаса как целостной педагогической системы и позволяет рассмотреть объект исследования с точки зрения взаимодействия интегрированных структурных мотивационных компонентов и процессов. Личностный подход в исследовании был ориентирован на изучение развития мотивационной составляющей в процессе военного обучения и факторов становления офицера запаса как личности. Применение деятельностного подхода в исследовании было обосновано особенностями военной подготовки и рассмотрением организации учебного процесса с точки зрения формирования учебных и профессиональных мотивов в рамках осуществления квазипрофессиональной деятельности.
Для реализации выбранных методологических подходов нами были определены инструменты исследования: методы теоретического исследования - анализ
(теоретических подходов к понятию «мотивация», ее производной «учебно-профессиональная мотивация») и синтез (комбинация наиболее действенных мотивационных компонентов и их взаимная интегрированность), методы эмпирического исследования - констатирующий эксперимент, анкетирование, сравнение.
Объектом исследования в данной статье является процесс формирования учебно-профессиональной мотивации будущих офицеров запаса при гражданских вузах. В роли субъектов педагогического исследования выступают обучающиеся - будущие офицеры запаса.
Теоретической базой исследования послужили научные труды А. В. Батаршева [4], Л. И. Божович [6], А. А. Вербицкого [8], М. В. Воробьева [1], О. А. Грибань-кова [10], Э. Ф. Зеера [9], В. И. Киселева [5], Ю. Ю. Луш-никова [12], А. К. Марковой [7], М. В. Матюхиной [8], И. П. Подласого [2], М. Г. Рогова [10], А. Э. Смирнова [11], О. А. Чаденковой [11], Ю. М. Якимова [13], П. М. Якобсона [9], раскрывающие этимологию и содержательные характеристики феноменов «учебная» и «профессиональная» мотивация.
Мировой геополитический порядок, складывающийся в последние годы, демонстрирует нестабильный характер его развития, дисбаланс и нарушение полицентрической структуры, а также замедление процессов перехода к «многополярной глобализации». Тем самым обостряются политические конфронтации и соперничество между странами-членами НАТО и Россией, разрушаются концепции создания «многополярного» мира. Сегодняшние внешнеполитические отношения России со странами коллективного Запада находятся в фазе острого кризиса, и варианты выхода из этого состояния в ближайшей перспективе не просматриваются.
Стратегическая независимость России, сохранение ее интересов на международной арене и предотвращение реальной военной конфронтации с потенциальными противниками возможны только при наличии силового аргумента: боеспособной и профессиональной армии, остов которой составляют офицеры. Офицерский состав, образуя кадровую основу Вооруженных Сил страны, является ее профессиональной опорой при решении любых задач боевой и повседневной деятельности.
Профессионализм офицера всецело зависит от уровня его подготовленности, что в современных условиях приобретает особую значимость. С учетом возрастающих требований к военно-профессиональной подготовке будущих офицеров, задачей высшей военной школы становится поиск и проектирование наиболее продуктивных методов и технологий повы-
шения качества военной подготовки специалистов, гарантирующих достижение образовательных целей.
Энергично развивающаяся на базе гражданских образовательных организаций система военной подготовки в форме ВУЦ является одним из приоритетных направлений в подготовке высококомпетентных офицерских кадров - мобилизационного ресурса. Специфика военной подготовки будущих офицеров запаса, проводимой в системе непрерывного образования «гражданский вуз - ВУЦ», позволяет интегрировать на научной основе в учебный процесс все перспективные технологии и методы современного образования. Тем самым объединение основ фундаментальной инженерной школы и военно-прикладной направленности ВУЦ позволяет вузу качественно решать вопросы подготовки профессиональных кадров для Вооруженных Сил страны.
Несмотря на актуальность получения военной профессии, которая подтверждается высокими конкурсами при поступлении в военно-образовательные учреждения и ВУЦ, имеется ряд проблем. Обучающиеся зачастую демонстрируют несформированность процесса целеполагания к учебно-профессиональной деятельности. Мотивы поступления в ВУЦ в большей степени образуются под воздействием внешних факторов, которые в основе своей действуют ситуативно, имея эмоциональную окраску, и не имеют выраженной внутренней потребности. Это чревато тем, что по мере обучения индивид теряет интерес к получаемой профессии, прежние мотивы перестают быть актуальными, учеба становится обузой.
Условием, способствующим предотвращению потери интереса и активности в учебно-познавательной деятельности, является развитие и укрепление учебно-профессиональной мотивации, которая также является основой личностного развития будущего офицера запаса. По словам М. В. Воробьевой, в качестве субъективно важного фактора становления и развития качеств личности выступает высокая профессиональная мотивированность, которая является интегра-тивно-базовым основанием, влияющим на консолидацию всех важных характеристик личности [1, с. 23]. Важно знать, какие мотивы лежат в основе побуждения обучающегося, принимающего решение овладеть военной профессией. Мы должны знать, какого офицера мы подготовим.
Под термином «мотивация» И. П. Подласый подразумевает обобщенное явление, которое выступает в роли главного движущего фактора в побудительных действиях субъекта деятельности [2, с. 360]. Мотивация формируется посредством мотивационных
образований: мотивов, потребностей, целей, интересов и т.д. [3, с. 88]. Мотивация является ведущим фактором, регулирующим активность и поведение личности, на котором основана трудовая деятельность человека, в том числе и учебно-профессиональная деятельность [4, с. 3].
Учебная мотивация обосновывается как частный вид мотивации, сопрягаемый с учебной деятельностью и отражающий побудительную направленность личности, его цели, мотивационные установки, эмоции, интересы, стремления и т.д.
Под мотивами учебной деятельности В. И. Киселев понимает внутренние активные силы, побуждающие субъектов учебной деятельности ставить конкретные цели и прилагать все усилия по приобретению военной профессии [5, с. 12]. Исследуя проблемы мотивации учебной деятельности, Л. И. Божович изучила особенности отличия мотивов индивидов по возрасту, влияющих на побудительную силу, специфику соподчинения мотивов и одной из первых провела их деление на две основные группы: познавательные и социальные. Ею определено, что существование обеих групп является необходимым условием реализации учебной деятельности [6, с. 19]. Предложенное А. К. Марковой дополнительное дифференцированное разделение групп мотивов на подгруппы позволило более структурировано выделять уровни проявления мотивов и интерпретировать их реальную силу и устойчивость [7].
П. М. Якобсон, М. В. Матюхина, М. Г. Рогов, О. А. Чаден-кова и В. И. Киселев [5; 8; 9; 10; 11] предлагают свои варианты классификации структуры мотивов учебной деятельности и их содержательную интерпретацию. Все направления теорий имеют основания к существованию и ориентацию на них при исследовании проблем учебной мотивации.
Учебная деятельность в высшем учебном заведении ориентирована на освоение индивидом профессиональных компетенций.В основе эффективности военно-учебной деятельности мы рассматриваем взаимосвязь учебных и профессиональных побудительных мотивов. Именно они, в различных преобладающих для себя ролях, позволяют формировать учебно-профессиональную направленность личности.
Под профессиональной мотивацией зачастую подразумевают конкретные побуждения, которые обосновывают выбор профессии и связанные с ней будущие профессиональные амбиции. Однако понятие профессиональная мотивация гораздо шире и более основательно. Профессиональная мотивация определяет отношение личности к своим потенциальным возмож-
ностям, оценивает роль и производит социальную идентификацию индивида в окружающем мире.
А. К. Маркова истолковывает понятие «профессиональная мотивация» как позитивную составляющую успешной деятельности человека, позволяющую проявить его профессиональные способности и таланты, реализовать профессиональное мышление [7]. Предпосылками для успешного формирования профессиональной мотивации в вузе являются заложенные в юношеском возрасте профессиональные предпочтения, ориентированность на определенный вид деятельности, профессию.
А. А. Вербицкий считает, что процесс формирования учебно-профессиональной мотивации актуализируется при изменении ориентированности личности с сугубо учебной на профессиональную [12]. Через осознание потребности в профессиональном становлении и росте у индивида формируются мотивы учебной и профессиональной деятельности. В процессе профессиональной подготовки усиливается или снижается направленность поведения и военно-профессиональная ориентированность обучаемого в отношении будущей профессии. В этом случае сформированная учебно-профессиональная мотивация выступает необходимым фактором обеспечения высокого уровня профессиональной подготовки будущих офицеров запаса.
Э. Ф. Зеер пишет, что между образованием и деятельностью, нацеленными и обращенными на профессиональную сферу, обязательно присутствует глубокая взаимосвязь [13, с. 14]. Профессиональная направленность курсантов, по мнению О. А. Грибанькова, положительно влияет на их учебную деятельность: чем выше направленность, тем лучше успеваемость [14, с. 63]. Авторы М. А. Иванов, Ю. Ю. Лушников, А. М. Мандранов и А. Э. Смирнов утверждают, что в основе сформированности профессиональной направленности лежит моти-вационный компонент или компоненты, составляющие структуру учебно-профессиональной мотивации обучающихся и отражающие степень развития учебной мотивации, сформированность профессиональных амбиций и готовности к будущей профессиональной деятельности [15; 16]. Принимая во внимание, что будущие офицеры запаса с первых же дней обучения в ВУЦ погружаются в военно-профессиональную среду, целесообразно активизировать процесс формирования мотивационных компонентов начиная с начального этапа обучения. Уже с раннего периода военной подготовки у будущего офицера запаса начинают формироваться элементарные понятия и установки в отношении будущей военной профессии, нормы и правила повседнев-
ной воинской деятельности, развиваются профессиональные мотивы и военно-профессиональная ориентированность.
Таким образом, структура мотивации обучающихся в ВУЦ существенно отличается от структуры мотивов учебной деятельности студентов гражданских вузов. В своей работе И. И. Бринько указывает на различия изменений структуры мотивации курсантов военных вузов в отличии от студентов гражданских вузов. Ввиду особенностей профессиональной деятельности курсанты военных вузов значительнее внутренне ориентированы на результат обучения и сам его процесс, а также усилена мотивационная направленность на избегание неудач [17].
Структура учебно-профессиональной мотивации достаточно многообразна и усложнена так же, как и у мотива. Знание структуры мотивации, составляющих ее компонентов, условий их существования и взаимодействия позволяет предугадывать поведение субъекта учебной деятельности, выявлять наиболее ценностные ориентации индивида к познавательной и профессиональной деятельности, регулировать и изменять отношение к учебе, профессии, к учебным дисциплинам.
Структуру учебной и профессиональной мотивации составляют различное множество мотивов, которые классифицируются по разным признакам. В своей классификации Ю. М. Якимов обосновывает и выделяет пять типов групп мотивов, которые определяют моти-вационную сферу курсантов военных вузов: общественные, познавательные, профессиональные, коллективистские, прагматические. Его исследования показывают, что доминирующими и детерминирующими учебную деятельность курсантов являются прагматические мотивы [18, с. 10-11].
Классификация, приведенная В. А. Баклашовым и В. В. Мелетичевым, включающая профессиональные, познавательные, социальные, прагматические группы мотивов, а также группы мотивов личностного престижа и социальной идентификации, в ходе исследования указала на ее содержательность и обоснованность. Экспериментальная работа показала, что в процессе обучения происходит смещение значения силы воздействия одних групп мотивов на другие [19, с. 16; 20, с. 18].
К компонентам, определяющим сформированность учебно-профессиональной мотивации курсантов, О. А. Грибаньков относит личностный, учебно-познавательный, практический и познавательный. Данная совокупность групп мотивов детерминирует активность субъекта учебной деятельности в учебном
процессе и осуществляет его профессиональное развитие и становление [14, с. 84].
Исходя из специфики военного обучения и проанализировав все факторы, оказывающие влияние на структуру учебно-профессиональной мотивации будущих офицеров запаса, мы классифицировали и выделили в ней пять мотивационных компонентов: личностно значимый, учебно-познавательный, профессионально ориентированный, просоциальный и прагматичный.
На основе выделенных компонентов нами было сформулировано собственное определение, раскрывающее сущность феномена «учебно-профессиональная мотивация» по отношению к обучению будущих офицеров запаса. Учебно-профессиональная мотивация будущих офицеров запаса - это совокупность взаимосвязанных и осознаваемых факторов военно-профессиональной направленности, определяющих побудительную силу будущего офицера запаса к готовности к будущей военно-профессиональной деятельности и степень его отношения к выполнению воинского долга и идентификации с воинским коллективом.
Обладая сложной многокомпонентной структурой, учебно-профессиональная мотивация управляет моти-вационными процессами в сознании индивида, формируя его как профессионально ориентированную развитую личность, и активизирует на разные стороны будущей профессиональной деятельности. Учебно-профессиональная мотивация, являясь значимой составляющей в структуре учебной деятельности, становится интегрирующим элементом психолого-педагогического процесса и содержит мотивационную направленность не только на учебную деятельность будущего офицера, но и его профессионализацию.
Результаты
Для достижения цели экспериментальной работы нами было проведено эмпирическое исследование в форме констатирующего эксперимента среди студентов ВУЦ при ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий» (далее - УУНиТ) и при ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» (далее -УрФУ). Выборку исследования ВУЦ при УУНиТ составили 89 человек, из которых были сформированы экспериментальные группы 1-го ранга (ЭГ1 УУНиТ -24 человека) и 2-го ранга (ЭГ2 УУНиТ - 21 человек); контрольные группы 1-го ранга (КГ1 УУНиТ - 22 человека) и 2-го ранга (КГ2 УУНиТ - 22 человека). Выборку исследования ВУЦ при УрФУ составили 80 человек, из которых были сформированы экспериментальные
группы 1-го ранга (ЭГ УрФУ - 18 человек) и 2-го ранга (ЭГ2 УрФУ - 21 человек); контрольные группы 1-го ранга (КГ1 УрФУ - 20 человек) и 2-го ранга (КГ2 УрФУ -21 человек). Всего в исследовании приняли участие 169 обучающихся. Выборку респондентов 1-го ранга составили обучающиеся первого года военной подготовки, выборку респондентов 2-го ранга составили обучающиеся второго года военной подготовки.
В качестве методического обеспечения исследования нами был применен следующий диагностический инструментарий:
- личностно значимый компонент - методика «Ценностные ориентации» (автор М. Рокич), методика диагностики ценностных ориентаций в карьере «Якоря карьеры» (авторы: Э. Шейн, перевод и адаптация В. А. Чикер, В. Э. Винокурова), авторский опросник-анкета на выявление ценностного отношения к военной профессии;
- учебно-познавательный компонент - методика для диагностики учебной мотивации студентов (авторы: А. А. Реан, В. А. Якунин, модификация Н. Ц. Бадмаевой), методика И. С. Домбровской «Изучение типов и уровней мотивации учебной деятельности»;
- профессионально ориентированный компонент - методика К. Замфир в модификации А. А. Реана «Мотивация профессиональной деятельности», тест-опросник для определения уровня профессиональной направленности студентов (составитель Т. Д. Дубовицкая);
- прагматичный компонент - методика определения основных мотивов выбора профессии (автор Е. М. Павлютенков), методика «Мотивы выбора профессии» (автор Р. В. Овчарова);
- просоциальный компонент - авторский опросник-анкета на выявление общественно значимых мотивов военно-профессиональной деятельности.
Для выявления уровня сформированности учебно-профессиональной мотивации будущих офицеров запаса нами определены три уровня: высокий, средний и низкий. Каждый уровень сформированности определяется по критериям и его оценочным показателям и характеризует предвосхищаемые результаты исследовательской работы. Критерии, оценочные показатели и уровни сформированности компонентов представлены в таблице 1.
Представим полученные результаты нашего исследования по первоначальной диагностике по каждому критерию (показателям сформированности) и уровню сформированности мотивационных компонентов в экспериментальных и контрольных группах. Результаты представлены в таблице 2 и 3.
Таблица 1
Критерии и показатели сформированности компонентов учебно-профессиональной мотивации будущих офицеров запаса
Критерии Показатели сформированности Характеристика уровней выражения показателей
Личностно значимый компонент
Ценностно-смысловое отношение к бытию Значимость терминальных ценностей обучаемых низкий
средний
высокий
Значимость инструментальных ценностей обучаемых низкий
средний
высокий
Ценностно ориентированное отношение к деятельности Ценностное отношение к военной профессии низкий
средний
высокий
Отношение среднего значения карьерных ориентаций, профессиональная компетентность, менеджмент, служение и интеграция стилей жизни к среднему значению остальных карьерных предпочтений низкий
средний
высокий
Учебно-познавательный компонент
Созидательно-творческая деятельность Отношение среднего значения учебно-познавательных, профессиональных и мотивов творческой самореализации к среднему значению остальных мотивов низкий
средний
высокий
Направленность на приобретение компетенций Среднее значение уровня развития познавательной мотивации низкий
средний
высокий
Успеваемость по дисциплинам Готовность и способность к выполнению нормативов (оценка за выполнение комплекса нормативов) низкий
средний
высокий
Профессионально ориентированный компонент
Сформированность мотивационного комплекса личности Тип мотивационного комплекса личности низкий
средний
высокий
Обусловленность профессиональной направленности Готовность к будущей военно-профессиональной деятельности низкий
средний
высокий
Прагматичный компонент
Профессиональная ориентация Степень отношения к военной профессии низкий
средний
высокий
Приоритет ведущих мотивов (соотношение внутренних мотивов к внешним) низкий
средний
высокий
Просоциальный компонент
Профессиональная идентичность Уровень общественно значимых мотивов военно-профессиональной деятельности низкий
средний
высокий
Таблица 2
Результаты констатирующего эксперимента по группам первого порядка
Показатели сформированности критериев Уровень УУНиТ УрФУ
ЭГ1 КГ1 ЭГ1 КГ1
Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %
Личностно значимый компонент
Значимость терминальных ценностей обучаемых низкий 10 42 11 50 7 39 10 50
средний 7 29 4 18 2 11 5 25
высокий 7 29 7 32 9 50 5 25
Значимость инструментальных ценностей обучаемых низкий 8 33 8 36 7 39 6 27
средний 9 38 8 36 5 28 8 36
высокий 7 29 6 27 6 33 8 36
Ценностное отношение к военной профессии низкий 19 79 17 77 14 78 15 75
средний 5 21 5 23 4 22 5 25
высокий 0 0 0 0 0 0 0 0
Отношение среднего значения карьерных ориентаций низкий 18 75 17 77 14 77 16 80
средний 5 21 3 14 3 17 4 20
высокий 1 4 2 9 1 6 0 0
Учебно-познавательный компонент
Отношение среднего значения учебно-познавательных, профессиональных и мотивов творческой самореализации низкий 21 88 19 86 16 89 16 80
средний 2 8 2 9 2 11 4 20
высокий 1 4 1 5 0 0 0 0
Среднее значение уровня развития познавательной мотивации низкий 20 83 18 82 17 94 20 91
средний 4 17 4 18 1 6 0 0
высокий 0 0 0 0 0 0 0 0
Готовность и способность к выполнению нормативов низкий 9 38 11 50 8 44 9 45
средний 10 42 9 41 8 44 8 40
высокий 3 13 2 9 2 12 3 15
Профессионально ориентированный компонент
Тип мотивационного комплекса личности низкий 19 79 17 77 14 78 16 80
средний 3 13 3 14 3 17 3 15
высокий 2 8 2 9 1 6 1 5
Готовность к будущей военно-профессиональной деятельности низкий 18 75 16 73 13 72 15 75
средний 4 17 4 18 3 17 3 15
высокий 2 8 2 9 2 11 2 10
Прагматичный компонент
Степень отношения к военной профессии низкий 15 63 14 64 12 67 13 65
средний 7 29 7 32 5 28 5 25
высокий 2 8 1 5 1 6 2 10
Приоритет ведущих мотивов (соотношение внутренних мотивов к внешним) низкий 20 83 19 86 15 83 16 80
средний 3 13 1 5 3 17 3 15
высокий 1 4 2 9 0 0 1 5
Просоциальный компонент
Уровень общественно значимых мотивов военно-профессиональной деятельности (ср. знач.) низкий 20 83 18 82 15 83 16 80
средний 4 17 4 18 3 17 4 20
высокий 0 0 0 0 0 0 0 0
Таблица 3
Результаты констатирующего эксперимента по группам второго порядка
Показатели сформированности критериев Уровень УУНиТ УрФУ
ЭГ2 КГ2 ЭГ2 КГ2
Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %
Личностно значимый компонент
Значимость терминальных ценностей обучаемых низкий 11 52 11 50 11 52 13 62
средний 3 14 4 18 4 19 7 33
высокий 7 33 7 32 6 29 1 5
Значимость инструментальных ценностей обучаемых низкий 5 24 8 36 6 29 7 33
средний 5 24 6 27 5 24 4 19
высокий 11 52 8 36 10 48 10 48
Ценностное отношение к военной профессии низкий 16 76 17 77 16 76 15 71
средний 5 24 5 23 5 24 6 29
высокий 0 0 0 0 0 0 0 0
Отношение среднего значения карьерных ориентаций низкий 17 81 18 82 17 81 16 76
средний 4 19 4 18 4 19 4 19
высокий 0 0 0 0 0 0 1 5
Учебно-познавательный компонент
Отношение среднего значения учебно-познавательных, профессиональных и мотивов творческой самореализации низкий 19 90 19 86 19 90 17 81
средний 1 5 3 14 2 10 4 19
высокий 1 5 0 0 0 0 0 0
Среднее значение уровня развития познавательной мотивации низкий 19 90 20 91 20 95 20 95
средний 2 10 2 9 1 5 1 5
высокий 0 0 0 0 0 0 0 0
Готовность и способность к выполнению нормативов низкий 10 48 9 41 9 42 9 43
средний 9 42 10 45 10 48 9 43
высокий 2 10 3 14 2 10 3 14
Профессионально ориентированный компонент
Тип мотивационного комплекса личности низкий 16 76 17 77 17 81 17 81
средний 3 14 2 9 3 14 4 19
высокий 2 10 3 14 1 5 0 0
Готовность к будущей военно-профессиональной деятельности низкий 15 71 16 73 14 67 14 67
средний 4 19 5 23 4 19 3 14
высокий 2 10 1 5 3 14 4 19
Прагматичный компонент
Степень отношения к военной профессии низкий 14 67 14 64 14 67 14 67
средний 5 24 5 23 5 24 4 19
высокий 2 10 3 14 2 10 3 14
Приоритет ведущих мотивов (соотношение внутренних мотивов к внешним) низкий 18 86 19 86 18 86 17 81
средний 3 14 3 14 3 14 4 19
высокий 0 0 0 0 0 0 0 0
Просоциальный компонент
Уровень общественно значимых мотивов военно-профессиональной деятельности (ср. знач.) 17 81 18 82 17 81 17 81
средний 4 19 4 18 4 19 4 19
высокий 0 0 0 0 0 0 0 0
Рис. 1. Результаты диагностики личностно значимого компонента учебно-профессиональной мотивации будущих офицеров запаса
Рис. 2. Результаты диагностики учебно-познавательного компонента учебно-профессиональной мотивации будущих офицеров запаса
Диагностика сформированности личностно значимого мотивационного компонента показывает (рис. 1): в ЭГ1 и КГ1 УУНиТ имеют низкий уровень сформированности 57% и 60% респондентов соответственно, средний уровень - 27 % и 23 % респондентов соответственно, высокий уровень - 16% и 17% респондентов соответственно; в ЭГ1 и КГ1 УрФУ имеют низкий уровень сформированности 59% и 58% респондентов соответственно, средний уровень - 19% и 27% респондентов соответственно, высокий уровень - 22 % и 15 % респондентов соответственно; в ЭГ2 и КГ2 УУНиТ имеют низкий уровень сформированности 58 % и 61 % респондентов соответственно, средний уровень -21 % и 22% респондентов соответственно, высокий уровень - 21 % и 17% респондентов соответственно; в ЭГ2 и КГ2 УрФУ имеют низкий уровень сформированности - 60 % и 61 % респондентов соответственно, средний уровень - 21 % и 25 % респондентов соответ-
ственно, высокий уровень - 19 % и 14 % респондентов соответственно.
Анализ диагностики личностно значимого мотивационного компонента показывает, что в результатах респондентов всех испытуемых групп (ЭГ1, ЭГ2, КГ1, КГ2 (УУНиТ), ЭГ1, ЭГ2, КГ1, КГ2 (УрФУ) превалирует низкий уровень его сформированности. В качестве преобладающих значимых терминальных и инструментальных ценностей отмечаются значимость личной жизни с незначительными различиями сформированности среди всех испытуемых групп, доминирует негативное ценностное отношении к военной профессии и выраженность приоритета к прагматичным карьерным предпочтениям (стабильность работы, стабильность места жительства, автономия и вызов).
Диагностика сформированности учебно-познавательного мотивационного компонента показывает (рис. 2): в ЭГ1 и КГ1 УУНиТ имеют низкий уро-
Рис. 3. Результаты диагностики профессионально ориентированного компонента учебно-профессиональной мотивации будущих офицеров запаса
вень сформированности 71 % и 72% респондентов соответственно, средний уровень одинаковое количество респондентов - 23 %, высокий уровень - 6 % и 5% респондентов соответственно; в ЭГ1 и КГ1 УрФУ имеют низкий уровень сформированности 76% и 75% респондентов соответственно, средний уровень одинаковое количество респондентов - 20 %, высокий уровень - 4% и 5% респондентов соответственно; в ЭГ2 и КГ2 УУНиТ имеют низкий уровень сформированности 76 % и 73 % респондентов соответственно, средний уровень - 19 % и 22 % респондентов соответственно, высокий уровень - лишь 5% респондентов из каждой группы; в ЭГ2 и КГ2 УрФУ имеют низкий уровень сформированности 76 % и 73 % респондентов соответственно, средний уровень - 21 % и 22 % респондентов соответственно, высокий уровень - 3 % и 5 % респондентов соответственно.
Получив результаты диагностики учебно-познавательного мотивационного компонента нами выявлено, что в результатах респондентов всех испытуемых групп (ЭГ1, ЭГ2, КГ1, КГ2 (УУНиТ), ЭГ1, ЭГ2, КГ1, КГ2 (УрФУ) отмечается низкий уровень его сформированности. Это обуславливается слабой тягой обучающихся к созидательной деятельности, к освоению военной профессии, к стремлению хорошо и мотивированно учиться, получать новые знания, приобретать военно-профессиональные компетенции.
Диагностика сформированности профессионально ориентированного мотивационного компонента показывает (рис. 3): в ЭГ1 и КГ1 УУНиТ имеют низкий уровень сформированности 77 % и 75 % респондентов соответственно, средний уровень - 15% и 16% респондентов соответственно, высокий уровень -8 % и 9 % респондентов соответственно; в ЭГ1 и КГ1 УрФУ имеют низ-
кий уровень сформированности 75% и 77% респондентов соответственно, средний уровень - 17 % и 15 % респондентов соответственно, высокий уровень -лишь 8 % респондентов из каждой группы; в ЭГ2 и КГ2 УУНиТ имеют низкий уровень сформированности 74 % и 75 % респондентов соответственно, средний уровень одинаковое количество респондентов - 16 % в каждой группе, высокий уровень - 10 % и 9 % респондентов соответственно; в ЭГ2 и КГ2 УрФУ имеют низкий уровень сформированности одинаковое количество респондентов - 74 % в каждой группе, средний уровень одинаковое количество респондентов - 16 % в каждой группе, высокий уровень одинаковое количество респондентов - 10 % в каждой группе.
Анализ исследования сформированности профессионально ориентированного мотивационного компонента показывает, что в результатах общей выборки (ЭГ1, ЭГ2, КГ1, КГ2 (УУНиТ), ЭГ1, ЭГ2, КГ1, КГ2 (УрФУ) в большей степени диагностируется низкий уровень. Это обусловлено преобладанием внешней мотивации над внутренней, внешние мотивы более значимы по отношению к содержанию самой деятельности, профессиональная направленность личности неустойчива, вследствие имеющихся психологических проблем профессионального самоопределения или негативного отношения к отдельным сторонам сущности военной профессии.
Диагностика сформированности прагматичного мотивационного компонента показывает (рис. 4): в ЭГ1 и КГ1 УУНиТ имеют низкий уровень сформированности 73 % и 75 % респондентов соответственно, средний уровень - 21 % и 18 % респондентов соответственно, высокий уровень - 6 % и 7 % респондентов соответственно; в ЭГ1 и КГ1 УрФУ имеют низкий уровень сформиро-
Рис. 4. Результаты диагностики прагматичного компонента учебно-профессиональной мотивации будущих офицеров запаса
Рис. 5. Результаты диагностики просоциального компонента учебно-профессиональной мотивации будущих офицеров запаса
ванности 75% и 73% респондентов соответственно, средний уровень - 22 % и 20 % респондентов соответственно, высокий уровень - 3 % и 8 % респондентов соответственно; в ЭГ2 и КГ2 УУНиТ имеют низкий уровень сформированности 76% и 75% респондентов соответственно, средний уровень - 19 % и 18 % респондентов соответственно, высокий уровень - 5 % и 7 % респондентов соответственно; в ЭГ2 и КГ2 УрФУ имеют низкий уровень сформированности 76 % и 74% респондентов соответственно, средний уровень одинаковое количество респондентов - 19 % в каждой группе, высокий уровень - 5 % и 7 % респондентов соответственно.
Согласно данным, полученным в ходе диагностики прагматичного мотивационного компонента, установлено, что в результатах респондентов (ЭГ1, ЭГ2, КГ1, КГ2 (УУНиТ), ЭГ1, ЭГ2, КГ1, КГ2 (УрФУ) отмечается общий низкий уровень его сформированности. В качестве
ведущих мотивов у обучающихся преобладают мотивы, побуждаемые вследствие материальных и престижных потребностей, мотивы выбора профессии имели внешний, неустойчивый и изменчивый характер.
Диагностика сформированности просоциального мотивационного компонента показывает (рис. 5): в ЭГ1 и КГ1 УУНиТ имеют низкий уровень сформированности 83 % и 82 % респондентов соответственно, средний уровень - 17 % и 18 % респондентов соответственно, высоким уровнем не обладает ни один респондент из обеих групп - 0 %; в ЭГ1 и КГ1 УрФУ имеют низкий уровень сформированности 83 % и 80 % респондентов соответственно, средний уровень - 17 % и 20 % респондентов соответственно, высоким уровнем не обладает ни один респондент обеих групп - 0 %; в ЭГ2 и КГ2 УУНиТ имеют низкий уровень сформированности 81 % и 82 % респондентов соответственно, средний уровень - 19 %
Рис. 6. Результаты диагностики сформированности (среднее значение для всех групп по всем компонентам) учебно-профессиональной мотивации будущих офицеров запаса
Рис. 7. Обобщенные средние результаты диагностики уровня сформированности учебно-профессиональной мотивации будущих офицеров запаса
и 18 % респондентов соответственно, высоким уровнем не обладает ни один респондент обеих групп - 0 %; в ЭГ2 и КГ2 УрФУ имеют низкий уровень сформированности одинаковое количество респондентов - 81 % в каждой группе, средний уровень одинаковое количество респондентов - 19 % в каждой группе, высоким уровнем не обладает ни один респондент из обеих групп - 0 %.
Анализ результатов диагностики прагматичного мотивационного компонента показывает, что в результатах испытуемых групп (ЭГ1, ЭГ2, КГ1, КГ2 (УУНиТ), ЭГ1, ЭГ2, КГ1, КГ2 (УрФУ) отмечается общий низкий уровень его сформированности, при полном отсутствии респондентов с высоким уровнем. Это указывает на слабую социальную ответственность каждого обучающегося, на отсутствие коллективистского духа, гармонии личных и коллективных, социально ориентированных целей и задач, наличие нетерпимости к духовно-нравственным ценностям воинского коллектива.
Результаты диагностики сформированности учебно-профессиональной мотивации будущих офицеров запаса (среднее значение для всех групп по всем компонентам) следующие (рис. 6): в ЭГ1 и КГ1 УУНиТ имеют низкий уровень сформированности 73 % и 72 % респондентов соответственно, средний уровень одинаковое количество респондентов - 20 % в каждой группе, высокий уровень - 7 % и 8 % респондентов соответственно; в ЭГ1 и КГ1 УрФУ имеют низкий уровень сформированности 74 % и 72 % респондентов соответственно, средний уровень - 19 % и 21 % респондентов соответственно, высокий уровень - лишь 7 % респондентов из каждой группы; в ЭГ2 и КГ2 УУНиТ имеют низкий уровень сформированности одинаковое количество респондентов - 73 %, средний уровень - 19 % и 20% респондентов соответственно; высокий уровень - 8 % и 7 % респондентов соответственно; в ЭГ2 и КГ2 УрФУ имеют низкий уровень сформированно-
сти респондентов 73% и 72% респондентов соответственно, средний уровень - 21 % и 22 % респондентов соответственно, высокий уровень одинаковое количество респондентов - 6 % в каждойгруппе.
Обобщенные средние результаты диагностики уровня сформированности учебно-профессиональной мотивации обучающихся ВУЦ - будущих офицеров запаса показали (рис. 7), что у 73 % респондентов среди всех групп испытуемых уровень ее сформированности является низким - 73 %, для 20 % всех респондентов уровень является средним и лишь для 7% общей выборки уровень является высоким.
Заключение
Подводя итоги теоретического анализа научно-педагогических подходов к пониманию феноменов «учебная мотивация» и «профессиональная мотивация», выявив наиболее значимые структурные элементы, определяющие сущность и содержание понятия «учебно-профессиональная мотивация», проведя эмпирическое исследование среди обучающихся -будущих офицеров запаса с целью выявления мотивированной направленности к освоению военной профессией, можно сделать следующие выводы.
1. Феномены «учебная мотивация» и «профессиональная мотивация» представляют собой комплексную, динамичную и многомерную форму, отражающую особенности поведения личности и направленности ее деятельности.
2. Структурность является одним из признаков модели формирования учебно-профессиональной мотивации и состоит из определенных взаимосвязанных мотивационных компонентов. В структуре учебно-профессиональной мотивации будущих офицеров запаса мы выделили и исследовали пять типов моти-вационных компонентов: личностно значимый, учебно-познавательный, профессионально ориентированный, прагматичный и просоциальный.
3. Проведенное исследование показало, что значимых различий в исходных фактических уровнях сформированности учебно-профессиональной мотивации будущих офицеров запаса у респондентов всех испытуемых групп не обнаружено. Уровень сформированности учебно-профессиональной мотивации для обучающихся в ВУЦ при Уфимском университете науки и технологий и для обучающихся в ВУЦ при Уральском федеральном университете имени первого Президента России Б. Н. Ельцина на разных годах подготовки является низким и составляет 73 %. Полученные результаты показывают, что большинство обучающихся приняло решение освоить военную профессию под влиянием
внешних мотивов, наиболее решительное воздействие имели социальные мотивы, которые преобладали над познавательными.
4. Обозначенные проблемы в результатах исследования, вызванные низким уровнем сформированности учебно-профессиональной мотивации будущих офицеров запаса, наводят на мысль о необходимости создания новых эффективных образовательных методов и педагогических технологий, повышающих мотивированность обучаемых к познавательному процессу. Процесс формирования учебно-профессиональной мотивации необходимо осуществлять умело, сочетая современные подходы теоретической науки и практической деятельности. Усвоенные знания без умения их правильного применения и развития не в полной мере отражают профессиональную компетентность специалиста и его готовность к осуществлению профессиональной деятельности. Сформированная учебно-профессиональная мотивация является детерминан-той развития профессионализма и самостоятельности будущего офицера запаса.
Литература
1. Воробьева М. В. Развитие профессиональной мотивации студентов в процессе обучения в туристском вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2010. 24 с.
2. Подласый И. П. Педагогика. М., 2003. 576 с.
3. Закирьянов А. Г Влияние учебно-профессиональной мотивации обучающихся военного учебного центра на готовность к будущей деятельности // Теория и практика военного образования в гражданских вузах: педагогический поиск: сб. материалов V Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Екатеринбург, 2022. С. 86-94 с.
4. Батаршев А. В. Учебно-профессиональная мотивация молодежи: учебное пособие. М., 2009. 192 с.
5. Киселев В. И. Педагогическая технология формирования мотивации учебной деятельности курсантов ВВУЗОВ МВД России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 1998. 21 с.
6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Санкт-Петербург, 2008. 400 с.
7. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. 308 с.
8. Матюхина М. В. Мотивы учения учащихся с разным уровнем успеваемости. Волгоград, 1976. С. 5-15.
9. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения. М., 1969. 316 с.
10. Рогов М. Г Ценности и мотивы личности в системе непрерывного профессионального образования: дис. . д-ра. пси-хол. наук. Казань, 1999. 349 с.
11. Чаденкова О. А. Психолого-педагогические особенности мотивов учебной деятельности студентов различных вузов: автореф. дис. . канд. психол. наук. Самара, 2003. 20 с.
12. Вербицкий A. A. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов. М., 1986. 40 с.
13. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования. М., 2021. 395 с.
14. Грибаньков О. А. Педагогическая технология формирования учебно-профессиональной мотивации курсантов военно-морских вузов: дис. ... канд. пед. наук. Калининград, 2016. 163 с.
15. Смирнов А. Э. Военно-профессиональная мотивация. URL: https://moluch.ru/archive/134/37494/ (дата обращения: 21.11.2021).
16. Лушников Ю. Ю., Мандранов А. М., Иванов М. А. Пути повышения учебной мотивации у студентов, обучающихся в учебных военных центрах гражданских вузов // Достижения вузовской науки. 2014. № 12. С. 87-92.
17. Бринько И. И. Особенности формирования мотивации учебной деятельности курсантов военного вуза // Вестник ИВШ МВД России. 1997. № 1. С. 67-73.
18. Якимов Ю. М. Формирование профессиональной мотивации учебной деятельности у будущих офицеров-воспитателей в инженерном вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб, 2005. 22 с.
19. Баклашов В. А. Оценка и формирование профессиональной мотивации учения у курсантов вузов МВД России будущих оперативных работников: автореф. дис. . канд. пед. наук. СПб, 2004. 20 с.
20. Мелетичев В. В. Формирование устойчивой профессиональной мотивации учения у курсантов вузов ПВО: автореф. дис. . канд. пед. наук. СПб, 2000. 22 с.
References
1. Vorobyova M. V. Razvitiye professional'noy motivatsii studentov v protsesse obucheniya v turistskom vuze. Abstract. dis. can. ped. sci. [Development of professional motivation of students in the process of studying at a tourism university. Abstract. dis. can. ped. sci.]. Moscow, 2010, 24 p. (In Russian).
2. Podlasyy I. P. Pedagogika [Pedagogy]. Moscow, 2003, 576 p. (In Russian).
3. Zakir'yanov A. G. Vliyaniye uchebno-professional'noy moti-vatsii obuchayushchikhsya voyennogo uchebnogo tsentra na gotovnost' k budushchey deyatel'nosti [The influence of educational and professional motivation of students of a military training center on readiness for future activities]. Theory and practice of military education in civil universities: pedagogical search: collection. materials V All-Russian. scientific-practical conf. with international participation, Ekaterinburg, 2022, pp. 86-94 p. (In Russian).
4. Batarshev A. V. Uchebno-professional'naya motivatsiya molo-dezhi: uchebnoye posobiye [Educational and professional motivation of youth: a textbook]. Moscow, 2009, 192 p. (In Russian).
5. Kiselev V. I. Pedagogicheskaya tekhnologiya formirovaniya motivatsii uchebnoy deyatel'nosti kursantov VVUZOV MVD Rossii. Abstract. dis. can. ped. sci. [Pedagogical technology of formation of motivation for educational activities of cadets of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Abstract. dis. can. ped. sci.]. Saratov, 1998, 21 p. (In Russian).
6. Bozhovich L. I. Lichnost' i yeye formirovaniye v detskom voz-raste [Personality and its formation in childhood]. St. Petersburg, 2008, 400 p. (In Russian).
7. Markova A. K. Psikhologiya professionalizma [Psychology of professionalism]. Moscow, 1996, 308 p. (In Russian).
8. Matyukhina M. V. Motivy ucheniya uchashchikhsya s raznym urovnem uspevayemosti [Motives for learning of students with different levels of achievement]. Volgograd, 1976, pp. 5-15. (In Russian).
9. Yakobson P. M. Psikhologicheskiye problemy motivatsii pove-deniya [Psychological problems of behavior motivation]. Moscow, 1969, 316 p. (In Russian).
10. Rogov M. G. Tsennosti i motivy lichnosti v sisteme nepreryv-nogo professional'nogo obrazovaniya. Dis. dr. psychol. sci. [Values and motives of the individual in the system of continuous professional education. Dis. dr. psychol. sci.]. Kazan, 1999, 349 p. (In Russian).
11. Chadenkova O. A. Psikhologo-pedagogicheskiye osobennosti motivov uchebnoy deyatel'nosti studentov razlichnykh vuzov. Abstract of thesis. dis. can. psycho. sci. [Psychological and pedagogical features of the motives for educational activities of students at various universities. Abstract of thesis. dis. can. psycho. sci.]. Samara, 2003, 20 p. (In Russian).
12. Verbitskiy A. A. Formirovaniye poznavatel'noy i professional'noy motivatsii studentov [Formation of cognitive and professional motivation of students]. Moscow, 1986, 40 p. (In Russian).
13. Zeyer E. F. Psikhologiya professional'nogo obrazovaniya [Psycho I ogy of vocational education]. Moscow, 2021, 395 p. (In Russian).
14. Griban'kov O. A. Pedagogicheskaya tekhnologiya formirovaniya uchebno-professional'noy motivatsii kursantov voyenno-morskikh vuzov. Dis. can. ped. sci. [Pedagogical technology for the formation of educational and professional motivation of cadets of naval universities. Dis. can. ped. sci.]. Kaliningrad, 2016, 163 p. (In Russian).
15. Smirnov A. E. Voyenno-professional'naya motivatsiya [Military-professional motivation]. URL: https://moluch.ru/ archive/134/37494/ (accessed: 21.11.2021). (In Russian).
16. Lushnikov YU. YU., Mandranov A. M., Ivanov M. A. Puti povy-sheniya uchebnoy motivatsii u studentov, obuchayushchikhsya v uchebnykh voyennykh tsentrakh grazhdanskikh vuzov [Ways to increase educational motivation among students studying in military training centers of civilian universities]. Achievements of university science, 2014, no. 12, pp. 87-92. (In Russian).
17. Brin'ko I. I. Osobennosti formirovaniya motivatsii uchebnoy deyatel'nosti kursantov voyennogo vuza [Features of the formation of motivation for the educational activities of cadets of a military university]. Bulletin of the Military School of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 1997, no. 1, pp. 67-73. (In Russian).
18. Yakimov YU. M. Formirovaniye professional'noy motivatsii uchebnoy deyatel'nosti u budushchikh ofitserov-vospitateley v inzhenernom vuze. Abstract of thesis. dis. can. ped. sci. [Formation of professional motivation for educational activities among future officers-educators at an engineering university. Abstract of thesis. dis. can. ped. sci.]. St. Petersburg, 2005, 22 p. (In Russian).
19. Baklashov V. A. Otsenka i formirovaniye professional'noy moti-vatsii ucheniya u kursantov vuzov MVD Rossii budushchikh operativnykh rabotnikov. Abstract of thesis. dis. can. ped. sci. [Assessment and formation of professional motivation for learning among cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia of future operational workers. Abstract of thesis. dis. can. ped. sci.]. St. Petersburg, 2004, 20 p. (In Russian).
20. Meletichev V. V. Formirovaniye ustoychivoy professional'noy motivatsii ucheniya u kursantov vuzov PVO. Abstract of thesis. dis. can. ped. sci. [Formation of sustainable professional motivation for learning among cadets of air defense universities. Abstract of thesis. dis. can. ped. sci.]. St. Petersburg, 2000, 22 p. (In Russian).