ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
УДК 3 78.016.811.1
ББК Ш12/18-9 ГРНТИ 14.35.09 Код ВАК 13.00.02
Лаврик Елена Юрьевна,
старший преподаватель кафедры иностранных языков, Уральский государственный лесотехнический университет; соискатель кафедры профессионально-ориентированного языкового образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессиональная компетентность; студенты; туристские специальности; иноязычные компетенции; учебно-познавательные компетенции; самостоятельная деятельность; учебная деятельность; умение учиться; аутометодические задачи.
АННОТАЦИЯ. Результатом подготовки будущего специалиста в российском образовании является его профессиональная компетентность, представляющая собой комплекс компетенций, отражающих потенциал и способность выпускника к устойчивой и эффективной жизнедеятельности в условиях современного социально-политического, рыночно-экономического, информационного и коммуникационного пространства.
Компетентностный подход выдвигает комплекс требований к выпускнику вуза, среди которых важнейшую роль играет готовность к дальнейшей профессиональной деятельности, способность к автономному поиску и переработке информации, качественному усвоению знаний, стремление к самообразованию и саморазвитию.
Одним из основных требований, предъявляемых к работникам отрасли гостеприимства, является владение иностранным языком и умение его совершенствовать. Такие умения, называемые «умениями учиться», являются основным компонентом иноязычной учебно-познавательной компетенции, отражающей готовность и способность к результативному управлению самостоятельной учебной деятельностью по овладению иностранным языком в условиях организованного учебного процесса с постепенно нарастающей способностью к самообразованию.
Статья описывает исследование, посвященное иноязычной учебно-познавательной компетенции в профессиональной подготовке студентов туристских специальностей.
В работе определятся позиция названной компетенции в структуре профессиональной компетентности специалиста сферы туризма, раскрывается ее функционально-содержательная характеристика, результаты анализа методической действительности, излагаются принципы, положенные в основу разработанной комплексной методики ее развития. Представленная методика включает в себя этапы реализации, критерии, показатели, методы диагностики, уровни развития, организационные формы, комплекс упражнений, составленный на основе типологии аутометодических задач, средства учебно-методического обеспечения.
В статье также приводятся сравнительные данные опытно--поисковой работы, итоговые выводы и дальнейшие перспективы исследования.
Lavrik Yelena Yurjevna,
Senior Lecturer, Department of Foreign Languages, Ural State Forestry Engineering University, Ekaterinburg, Russia.
METHODOLOGY OF THE DEVELOPMENT OF FOREIGN-LANGUAGE EDUCATIONAL AND COGNITIVE COMPETENCE OF STUDENTS MAJORING IN TOURISM
KEYWORDS: professional competence; students; tourist specialties; foreign language competence; educational and cognitive competence; independent activity; educational activities; the ability to learn; autho-methodical tasks.
ABSTRACT. The result of the training of a future specialist in Russian education is his professional competence, which is a complex of competences reflecting the graduate's potential and ability to live in a stable and efficient way in the conditions of modern socio-political, market-economical, information and communication space.
A competent approach puts forward a set of requirements for the graduate of the university, among which the most important role is the readiness for further professional activity, the ability to autonomously search and process information, efficient gaining of knowledge, the desire for self-education and self-development.
One of the basic requirements for employees of the hospitality industry is the mastery of a foreign language and the ability to improve it. Such skills, called "learning skills", are the main component of the foreign language educational and cognitive competence reflecting the willingness and ability to manage independent learning activities in learning a foreign language in an organized learning process with a gradually increasing ability to self-education.
The article describes a study on foreign-language educational and cognitive competence in university training of students majoring in tourism.
The role of this competence in the structure of the professional competence of the tourism specialist, its functional-content characteristic, the results of the analysis of methodological reality, and the principles underlying the created methodology for its development are described.
The presented methodology includes the stages of implementation, criteria, indicators, diagnostic methods, levels of development, organizational forms, a set of exercises, based on the typology of autho-methodical tasks, the means of educational and methodological support.
The article also presents the results of the pilot study, the final conclusions and further prospects for the research.
Вт
современной российской образова-) тельной системе в контексте компе-тентностного подхода результатом профессиональной подготовки в вузе, по мнению таких ученых, как А. С. Белкин, Е. П. Бело-зерцев, В. И. Блинов, А. Д. Гонеев, В. А. Демин, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, А. Г. Пашков, И. С. Сергеев, В. А. Сластенин, Г. К. Селевко,
A. В. Хуторской и др., считается профессиональная компетентность специалиста, представляющая собой совокупность компетенций, среди которых учебно-познавательная является ключевой по значимости.
Однако, несмотря на акцентируемую важность учебной и самообразовательной компетенций общих подходов, в исследованиях, посвященных обучению студентов туристического профиля, таких авторов, как
B. А. Алилуйко, М. В. Денисова, Л. П. Ки-станова, О. Ю. Маркова, Н. В. Набатова, О. В. Фомина, Н. П. Шабаева и др., профессиональная компетентность как комплексная категория не рассматривается, черты учебной составляющей представлены лишь фрагментарно, преимущественно в связи с иноязычной коммуникативной компетенцией.
Как показали исследования рынка ре-крутинговых услуг туристской сферы, большинство выпускников вузов соответствующего профиля в части иноязычных коммуникативных умений требованиям работодателей не отвечают. Это объясняется низким формальным статусом предмета «Иностранный язык» в неязыковом вузе, малым количеством выделяемых на его изучение часов, слабым оснащением современными учебными материалами и другими факторами. Решением данной проблемы может стать развитие у студентов «умений учиться» с помощью специально разработанного комплекса упражнений, направленных на развитие иноязычной учебно-познавате-льной компетенции, что позволит существенно повысить качество профессиональной подготовки по иностранному языку.
Все вышесказанное подтверждает актуальность исследования и позволяет сделать вывод о целесообразности создания и внедрения целостной методики развития искомой компетенции.
Цель настоящей статьи состоит в теоретическом обосновании, разработке и опытной проверке методики развития иноязычной учебно-познавательной компетенции студентов туристического профиля.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Первая задача заключается в определении корреляционных связей иноязычной учебно-познавательной компетенции в структуре профессиональной компетентности специалиста туристской сферы.
На основании обзора психолого-педагогической и методической литературы в составе профессиональной компетентности студентов туристического профиля определена ключевая роль и сквозной характер учебно-познавательного компонента, пронизывающего все слои иерархии компетенций. Учебно-познавательная компетенция стоит в одном ряду с самообразовательной и позиционируется как одна из двух составляющих профессиональной познавательной компетенции специалиста.
Ко второй задаче исследования относится раскрытие функционально-содержательной характеристики иноязычной учебно-познавательной компетенции профессионала туриндустрии.
На основе анализа теоретических подходов к понятию учебной компетенции и ее содержательных характеристик в трудах А. Л. Бердичевского, Н. Д. Гальсковой, Н. И. Гез, И. А. Гиниатуллина, Н. Ф. Коря-ковцевой, О. В. Кирюшиной, М. Ф. Кузнецовой, Н. С. Руденко, Л. В. Солониной, О. В. Уфимцевой, А. В. Щепиловой и др. было дано определение и уточнен компонентный состав иноязычной учебно-познавательной компетенции.
Учебно-познавательная компетенция трактуется как комплексная личностно-деятельностная категория, проявляющаяся в образовательной деятельности человека и в целом отражающая способность и готовность результативно и качественно осуществлять самостоятельную учебную деятельность (СУД) в рамках организованного учебного процесса. Внутренняя структура учебно-познавательной компетенции с точки зрения психолого-феноменологических факторов рассматривается как совокупность мотивации, целеполагания, ме-такогнитивных и предметных знаний, умений (овладение действиями СУД), соответствующих качеств личности и опыта осуществления СУД как связующего звена между компонентами.
Принимая во внимание исследования И. Л. Бим, И. А. Гиниатуллина, И. А. Зимней, Т. С. Серовой, В. Д. Шадрикова и др., в
© Лаврик Е. Ю., 2018
качестве средств развития искомой компетенции были выбраны специальные учебные (аутометодические) задачи, направленные на развитие умений самостоятельной учебной деятельности, в форме разработанных учебных заданий или упражнений; создана комплексная типология аутометодических задач на базе выделенных объектов иноязычной деятельности (лексика и говорение) с подразделением каждого из объектов на субобъекты и основных этапов самостоятельной учебной деятельности.
Третьей задачей является описание состояния развития иноязычной учебно-познавательной компетенции студентов туристских специальностей в современных условиях вузовского образования.
Для решения названной задачи был проведен анализ методической действительности, результаты которого позволили сделать вывод об отсутствии целостного выражения изучаемой компетенции в программных документах и учебных пособиях при наличии понимания преподавателями и студентами ее востребованности. Целевые установки и содержание обучения иностранному языку в рассмотренных материалах не отражают явной направленности на самостоятельную учебную деятельность студентов, что доказывает необходимость создания и внедрения целостной методики развития искомой компетенции.
Четвертую задачу исследования составляет обоснование принципов развития учебно-познавательной компетенции в иноязычной подготовке профессионалов индустрии гостеприимства.
Проведенный обзор психолого-педагогических и методических трудов по организации процесса обучения иностранному языку А. Л. Бердичевского, И. Л. Бим, Н. Д. Гальсковой, Н. И. Гез, И. А. Гиниатул-лина, И. А. Зимней, О. В. Кирюшиной, Н. Ф. Коряковцевой, М. Ф. Кузнецовой, Е. Н. Солововой, Л. В. Солониной, Е. В. Ятае-вой и др. позволил выделить следующие принципы развития исследуемой компетенции: общедидактические, в том числе личностно ориентированной направленности обучения, сознательности, самостоятельности учащихся, систематичности; собственно методические, а именно, коммуникативной направленности обучения, взаимосвязанного обучения всем видам речевой деятельности и аспектам иностранного языка, ориентации на родную лингвокультуру; и специальные: адекватности упражнений формируемым умениям, поэтапного формирования умений, нарастания познавательной самостоятельности, учета межаспектных и междисци-
плинарных связей.
Пятая задача отражает разработку методики развития иноязычной учебно-познавательной компетенции будущих специалистов сферы туризма.
Созданная в рамках исследования методика состоит из четырех этапов реализации (вводный, регламентируемой учебной деятельности, ориентируемой учебной деятельности, собственно самостоятельной учебной деятельности) и включает в себя критерии (мотивационный, когнитивный, практический, эмоционально-волевой), показатели, методы диагностики (анкету самооценки, объективный тест, наблюдение), уровни развития (низкий, средний, средний продвинутый, высокий), организационные формы, комплекс аутометодических упражнений, а также средства учебно-методического обеспечения, включающие рабочую учебную программу, учебно-методические пособия, индивидуальные лексические «банки» студентов и т.д.
Шестой задачей настоящего исследования стало проведение опытно-поисковой проверки результативности разработанной методики.
Опытное обучение проводилось на базе гуманитарного факультета Уральского государственного лесотехнического университета в рамках подготовки студентов I и II курсов специальностей «Социально-культурный сервис и туризм» и «Туризм» в 2010/11 - 2014/15 учебных годах в форме интегрированного модуля в практический курс иностранного языка в двух экспериментальных и двух контрольных группах. Всего в опытно-поисковой работе на различных этапах разработки и апробации предложенной методики было задействовано 133 человека, из них 111 студентов и 22 преподавателя кафедры иностранных языков. Опытно-поисковая работа осуществлялась в три этапа: организационный, реализующий, интерпретационный.
На организационном этапе проведен анализ методической действительности, выдвинута гипотеза, поставлены цели и задачи опытного обучения, разработаны критерии (мотивационный, когнитивный, практический, эмоционально-волевой), характеризующиеся показателями, степень выраженности которых отражает уровень сформированности исследуемой компетенции, выбрана экспериментальная база, методы диагностирования, реализована констатирующая часть опытного обучения.
Реализующий этап в соответствии с целевыми установками опытного обучения включил в себя следующие этапы развития иноязычной учебно-познавательной компетенции, выделенные на основании видов
СУД по степени самостоятельности (И. А. Гиниатуллин): вводный, регламентируемой учебной деятельности, ориентируемой учебной деятельности, собственно самостоятельной учебной деятельности.
Организационной формой развития иноязычной учебно-познавательной компетенции на всех этапах стали практические занятия по английскому языку, в рамках которых в работу с основным учебным пособием был введен комплексный модуль «Научись учиться английскому языку» (Е. Ю. Лаврик), представляющий собой свод аутометодических заданий, упражнений, направленных на развитие соответствующих умений для овладения методикой СУД. Аутометодические задачи интегрированны в общую систему типичных упражнений по иностранному языку наряду с языковыми и речевыми задачами заданий.
Согласно названным выше этапам СУД определены четыре уровня развития иноязычной учебно-познавательной компетенции: низкий, средний, средний продвинутый, высокий.
Заключительная стадия данного этапа включала в себя итоговую диагностику уровня сформированности иноязычной учебно-познавательной СУД посредством тестирования, анкетирования, бесед, наблюдения. Результатом этапа собственно самостоятельной учебной деятельности можно считать осознание необходимости систематического осуществления иноязычной СУД как в рамках учебного процесса, так и за его пределами и готовность приме-
нять полученные аутометодические знания и умения иноязычной СУД в будущей профессиональной деятельности.
Диагностический аппарат, используемый в настоящем исследовании, представляет собой комплекс методов диагностики, основанный на исследованиях О. В. Кирю-шиной и успешно апробированный в диссертационных работах Л. В. Солониной, Е. В. Ятаевой, М. Ф. Кузнецовой, Н. С. Ру-денко, О. В. Уфимцевой и др. Диагностика критериев развития иноязычной учебно-познавательной компетенции на реализующем этапе опытно-поисковой работы производилась с использованием тех же тестов и анкет, что и на организационном.
Интерпретационный этап включал в себя анализ и статистическую обработку полученных данных. Обобщающим критерием, позволяющим определить результативность разработанной методики, считается положительная динамика по всем компонентам иноязычной учебно-познавательной компетенции в экспериментальных группах и наличие/степень позитивных изменений в субъективных и объективных показателях уровня развития исследуемой компетенции в экспериментальных группах по сравнению с контрольными.
Соотношение выраженности критериев иноязычной учебно-познавательной компетенции студентов туристического профиля на организационном (констатирующий срез) и реализующем (промежуточный, постэкспериментальный срез) этапах по каждому критерию отражено в таблице 1:
Выраженность компонентов иноязычной учебно-познавательной компетенции (в %)
Таблица 1
Этапы Компоненты4^ Констатирующий Промежуточный Пост-экспериментальный
ЭГ1 ЭГ2 КГ1 КГ2 ЭГ1 ЭГ2 КГ1 КГ2 ЭГ1 ЭГ2 КГ1 КГ2
Мотивационный 64 60 62 67 85 80 77 78 93 89 78 80
Когнитивный 43 40 43 47 67 63 47 50 83 80 47 50
Практический 38 38 39 39 59 56 41 42 76 76 43 44
Эмоционально -волевой 38 34 36 38 55 55 50 51 76 75 59 60
Показатели количества обучающихся, соответствующих уровням сформированно-сти искомой компетенции на разных этапах опытно-поисковой работы, определились следующим образом (таблица 2, 3).
Сравнительный анализ диагностических данных выявил положительную дина-
мику показателей всех компонентов иноязычной учебно-познавательной компетенции у будущих специалистов сферы туризма с очевидным преимуществом на стороне экспериментальных групп, что доказывает результативность и целесообразность предложенной методики.
Перспективные направления дальней- тенции и разработкой универсального ком-
шего исследования рассматриваемой про- плекса упражнений, охватывающего все язы-
блемы могут быть связаны с последующим ковые и речевые аспекты и применимого в
изучением компонентов названной компе- работе со студентами разных специальностей.
Таблица 2
Сравнительное распределение студентов по уровням сформированности иноязычной учебно-познавательной компетенции
Уровень Констатирующий Промежуточный Постэксперимен-
сформированно- срез срез тальный срез
сти ЭГ1 ЭГ2 КГ1 КГ2 ЭГ1 ЭГ2 КГ1 КГ2 ЭГ1 ЭГ2 КГ1 КГ2
1. Низкий 10 11 8 9 5 6 8 8 0 0 7 7
2. Средний 3 4 5 3 5 6 5 5 4 6 6 5
3. Средне- 2 0 1 1 5 3 1 1 8 7 1 1
продвинутый
4. Высокий 0 0 0 1 0 0 0 0 3 2 0 1
Таблица 3
Сравнение уровней сформированности иноязычной учебно-познавательной компетенции на констатирующей, промежуточной и постэкспериментальной ступенях опытно-поисковой работы
(в % обучающихся)
Уровень сформированности Констатирующий срез Промежуточный срез Постэкспериментальный срез
ЭГ1 ЭГ2 КГ1 КГ2 ЭГ1 ЭГ2 КГ1 КГ2 ЭГ1 ЭГ2 КГ1 КГ2
1. Низкий 67 73 57 64 33 40 57 57 0 0 50 50
2. Средний 20 27 35 21 33 40 35 35 27 40 43 35
3. Средне-продвинутый 13 0 7 7 33 20 7 7 53 47 7 7
4. Высокий 0 0 0 7 0 0 0 0 20 13 0 7
ЛИТЕРАТУРА
1. Алилуйко Е. А. Формирование коммуникативной компетентности менеджеров туризма в процессе изучения иностранного языка : дис. ... канд. пед. наук. - М., 2000. - 148 с.
2. Белкин А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. - Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 2004. - 176 с.
3. Бим И. Л. Концепция обучения немецкому языку как второму иностранному (на базе английского). - М. : Титул, 2001. - 45 с.
4. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика : учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2006. - 336 с.
5. Гиниатуллин И. А. Развитие специальной познавательной компетентности на старшем этапе профессионального языкового образования // Лингводидактика, перевод и межкультурная коммуникация : мат-лы IX междунар. науч.-практ. конф. / Институт международных связей. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. ун-та им. М. А. Горького, 2007. - С. 102-104.
6. Гиниатуллин И. А. Самостоятельная учебная деятельность по овладению иностранным языком на специальном факультете : учеб. пособие к спецкурсу. - Свердловск, 1990. - 94 с.
7. Демин В. А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2000.- № 4. - С. 34-42.
8. Денисова М. В. Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов сферы туристического сервиса : дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2006. - 180 с.
9. Зеер Э. Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. - 2005. - № 3 (33). -С. 27-40.
10. Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование. - 2006. - № 8. - С. 20-26.
11. Кирюшина О. В. Основы диагностики специальной познавательной компетентности в профессиональном языковом образовании : дис. . канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2007 - 251 с.
12. Кистанова Л. П. Ситуативно-тезаурусный подход к формированию иноязычной коммуникативной компетентности будущих специалистов туриндустрии : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Сочи, 2006. - 193 с.
13. Коряковцева Н. Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык : пособие для учителей. - М. : АРКТИ, 2002. - 176 с.
14. Кузнецова М. Ф. Формирование практико-языковой самообразовательной компетенции у будущих учителей иностранного языка начальной школы : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. - Екатеринбург, 2011 - 241 с.
15. Лаврик Е. Ю. Научись учиться английскому языку : учеб. пособие для студ. специальностей турист. профиля «Социально-культурный сервис и туризм», «Туризм» и др. очной формы обучения. - Екатеринбург, 2012. - 156 с.
16. Макарова Е. В. Подготовка студентов старших курсов языкового факультета к самостоятельному совершенствованию риторического аспекта иноязычной монологической речи : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Екатеринбург, 2005. - 238 с.
17. Набатова Н. В. Развитие профессиональной компетентности студентов туристского вуза на примере иностранного языка : дис. ... канд. пед. наук. - Сходня, 2000. - 146 с.
18. Педагогика профессионального образования : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков [и др.] ; под ред. В. А. Сластенина. - М. : Академия, 2004. - 368 с.
19. Руденко Н. А. Развитие лингво-нормативной учебной компетенции в профессиональном языковом образовании (на материале грамматики английского зыка) : дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2015. - 300 с.
20. Селевко Г. К. Компетентности и их классификация // Народное образование. - 2004. - № 4. -С. 138-143.
21. Серова Т. С. Обучение решению коммуникативно--познавательных задач в процессе иноязычного информативного чтения / Т. С. Серова, Т. А. Ковалева. - Пермь : Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2006. - 136 с.
22. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс : пособие для студ. пед. вузов и учителей. - М. : АСТ : Астрель, 2008. - 272 с.
23. Солонина Л. В. Развитие иноязычной учебной компетентности на начальном этапе профессионального языкового образования : дис. . канд. пед. наук : 13.00.08. - Екатеринбург, 2007. - 185 с.
24. Уфимцева О. В. Развитие иноязычной лексической компетенции в процессе обучения английскому языку будущих специалистов по связям с общественностью : дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2015. - 241 с.
25. Фомина О. В. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности студентов колледжа гостиничного и ресторанного бизнеса : дис. ... канд. пед. наук. - М., 2005. - 182 с.
26. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] : Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. - Центр «Эй-дос», 2002. - Режим доступа: www.eidos.ru/news/compet.htm (дата обращения: 08.11.2007).
27. Шабаева Н. П. Профессионально ориентированные учебно-речевые ситуации в подготовке специалистов для сферы туризма (на примере обучения англ. яз) : дис. ... канд. пед. наук. - Сходня, 2004. - 195 с.
28. Шадриков В. Д. Интеллектуальные операции. - М. : Университетская книга ; Логос, 2006. - 108 с.
29. Щепилова А. В. Коммуникативно--когнитивный подход к обучению французскому языку как второму иностранному. - М. : Школьная книга, 2003. - 488 с.
30. Ятаева Е. В. Учебный глоссарий как средство развития учебной иноязычно-лексической компетенции в профессиональном языковом образовании : дис. . канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2006. - 297 с.
REFERENCES
1. Aliluyko E. A. Formirovanie kommunikativnoy kompetentnosti menedzherov turizma v protsesse izucheniya inostrannogo yazyka : dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2000. - 148 s.
2. Belkin A. S. Kompetentnost'. Professionalizm. Masterstvo. - Chelyabinsk : Yuzh.-Ural. kn. izd-vo, 2004. - 176 s.
3. Bim I. L. Kontseptsiya obucheniya nemetskomu yazyku kak vtoromu inostrannomu (na baze an-gliyskogo). - M. : Titul, 2001. - 45 s.
4. Gal'skova N. D., Gez N. I. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam. Lingvodidaktika i metodika : ucheb. posobie dlya stud. lingv. un-tov i fak. in. yaz. vyssh. ped. ucheb. zavedeniy. - 3-e izd., ster. - M. : Akademiya, 2006. - 336 s.
5. Giniatullin I. A. Razvitie spetsial'noy poznavatel'noy kompetentnosti na starshem etape profession-al'nogo yazykovogo obrazovaniya // Lingvodidaktika, perevod i mezhkul'turnaya kommunikatsiya : mat-ly IX mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / Institut mezhdunarodnykh svyazey. - Ekaterinburg : Izd-vo Ural. gos. un-ta im. M. A. Gor'kogo, 2007. - S. 102-104.
6. Giniatullin I. A. Samostoyatel'naya uchebnaya deyatel'nost' po ovladeniyu inostrannym yazykom na spetsial'nom fakul'tete : ucheb. posobie k spetskursu. - Sverdlovsk, 1990. - 94 s.
7. Demin V. A. Professional'naya kompetentnost' spetsialista: ponyatie i vidy / / Standarty i monitoring v obrazovanii. - 2000.- № 4. - S. 34-42.
8. Denisova M. V. Formirovanie professional'noy kompetentnosti budushchikh spetsialistov sfery turistich-eskogo servisa : dis. ... kand. ped. nauk. - Chelyabinsk, 2006. - 180 s.
9. Zeer E. F. Kompetentnostnyy podkhod k obrazovaniyu / / Obrazovanie i nauka. - 2005. - № 3 (33). -S. 27-40.
10. Zimnyaya I. A. Kompetentnostnyy podkhod. Kakovo ego mesto v sisteme podkhodov k problemam obra-zovaniya? (teoretiko-metodologicheskiy aspekt) // Vysshee obrazovanie. - 2006. - № 8. - S. 20-26.
11. Kiryushina O. V. Osnovy diagnostiki spetsial'noy poznavatel'noy kompetentnosti v professional'nom yazykovom obrazovanii : dis. ... kand. ped. nauk. - Ekaterinburg, 2007 - 251 s.
12. Kistanova L. P. Situativno-tezaurusnyy podkhod k formirovaniyu inoyazychnoy kommunikativnoy kom-petentnosti budushchikh spetsialistov turindustrii : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.08. - Sochi, 2006. - 193 s.
13. Koryakovtseva N. F. Sovremennaya metodika organizatsii samostoyatel'noy raboty izuchayushchikh in-ostrannyy yazyk : posobie dlya uchiteley. - M. : ARKTI, 2002. - 176 s.
14. Kuznetsova M. F. Formirovanie praktiko-yazykovoy samoobrazovatel'noy kompetentsii u budushchikh uchiteley inostrannogo yazyka nachal'noy shkoly : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.02. - Ekaterinburg, 2011 - 241 s.
15. Lavrik E. Yu. Nauchis' uchit'sya angliyskomu yazyku : ucheb. posobie dlya stud. spetsial'nostey turist. profilya «SotsiaTno-kuTturnyy servis i turizm», «Turizm» i dr. ochnoy formy obucheniya. - Ekaterinburg, 2012. - 156 s.
16. Makarova E. V. Podgotovka studentov starshikh kursov yazykovogo fakul'teta k samostoyatel'nomu sovershenstvovaniyu ritoricheskogo aspekta inoyazychnoy monologicheskoy rechi : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.08. - Ekaterinburg, 2005. - 238 s.
17. Nabatova N. V. Razvitie professional'noy kompetentnosti studentov turistskogo vuza na primere in-ostrannogo yazyka : dis. ... kand. ped. nauk. - Skhodnya, 2000. - 146 s.
18. Pedagogika professional'nogo obrazovaniya : ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedeniy / E. P. Belozertsev, A. D. Goneev, A. G. Pashkov [i dr.] ; pod red. V. A. Slastenina. - M. : Akademiya, 2004. - 368 s.
19. Rudenko N. A. Razvitie lingvo-normativnoy uchebnoy kompetentsii v professional'nom yazykovom obra-zovanii (na materiale grammatiki angliyskogo zyka) : dis. ... kand. ped. nauk. - Ekaterinburg, 2015. - 300 s.
20. Selevko G. K. Kompetentnosti i ikh klassifikatsiya // Narodnoe obrazovanie. - 2004. - № 4. - S. 138-143.
21. Serova T. S. Obuchenie resheniyu kommunikativno-poznavatel'nykh zadach v protsesse inoyazychnogo informativnogo chteniya / T. S. Serova, T. A. Kovaleva. - Perm' : Izd-vo Perm. gos. tekhn. un-ta, 2006. - 136 s.
22. Solovova E. N. Metodika obucheniya inostrannym yazykam: prodvinutyy kurs : posobie dlya stud. ped. vuzov i uchiteley. - M. : AST : Astrel', 2008. - 272 s.
23. Solonina L. V. Razvitie inoyazychnoy uchebnoy kompetentnosti na nachal'nom etape professional'nogo yazykovogo obrazovaniya : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.08. - Ekate-rinburg, 2007. - 185 s.
24. Ufimtseva O. V. Razvitie inoyazychnoy leksicheskoy kompetentsii v protsesse obucheniya angliyskomu yazyku budushchikh spetsialistov po svyazyam s obshchestvennost'yu : dis. ... kand. ped. nauk. - Ekaterinburg, 2015. - 241 s.
25. Fomina O. V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya professional'noy kompetentnosti studentov kolledzha gostinichnogo i restorannogo biznesa : dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2005. - 182 s.
26. Khutorskoy A. V. Klyuchevye kompetentsii i obrazovatel'nye standarty [Elektronnyy resurs] : Doklad na otdelenii filosofii obrazovaniya i teorii pedagogiki RAO 23 aprelya 2002. - Tsentr «Eydos», 2002. - Rezhim dostupa: www.eidos.ru/news/compet.htm (data obrashcheniya: 08.11.2007).
27. Shabaeva N. P. Professional'no orientirovannye uchebno-rechevye situatsii v podgotovke spetsialistov dlya sfery turizma (na primere obucheniya angl. yaz) : dis. ... kand. ped. nauk. - Skhodnya, 2004. - 195 s.
28. Shadrikov V. D. Intellektual'nye operatsii. - M. : Universitetskaya kniga ; Logos, 2006. - 108 s.
29. Shchepilova A. V. Kommunikativno-kognitivnyy podkhod k obucheniyu frantsuzskomu yazyku kak vtoromu inostrannomu. - M. : Shkol'naya kniga, 2003. - 488 s.
30. Yataeva E. V. Uchebnyy glossariy kak sredstvo razvitiya uchebnoy inoyazychno-leksicheskoy kompetentsii v professional'nom yazykovom obrazovanii : dis. ... kand. ped. nauk. - Ekaterinburg, 2006. - 297 s.