Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ НАЛОГОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ'

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ НАЛОГОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
222
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
TAX SECURITY / LEVEL OF BUDGET SECURITY / INDICATORS OF THE TAX SPHERE / BUDGET DEFICIT / PUBLIC DEBT / НАЛОГОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УРОВЕНЬ БЮДЖЕТНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ / ПОКАЗАТЕЛИ НАЛОГОВОЙ СФЕРЫ / ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белаш Ксения Владимировна, Белова Ксения Андреевна

В статье рассматриваются состояние налоговой безопасности Республики Мордовия. Проанализированы показатели налоговой сферы за 2016-2018 гг. Выявлены рискообразующие факторы и угрозы, возникающие в налоговой сфере Республики Мордовия. Представлена оценка остроты кризисной ситуации в налоговой сфере Республики Мордовия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ НАЛОГОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ»

УДК 351.863

Экономические науки

Белаш Ксения Владимировна, студентка 5 курса специальности «Экономическая безопасность» экономического факультета НИ МГУ им. Н.П. Огарёва, г. Саранск e - mail: ks.belash2018@gmail.com Белова Ксения Андреевна, студентка 5 курса специальности «Экономическая безопасность» экономического факультета НИ МГУ им. Н.П. Огарёва, г. Саранск e - mail: ksenya.belova.99@bk.ru

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ НАЛОГОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Аннотация: в статье рассматриваются состояние налоговой безопасности Республики Мордовия. Проанализированы показатели налоговой сферы за 2016-2018 гг. Выявлены рискообразующие факторы и угрозы, возникающие в налоговой сфере Республики Мордовия. Представлена оценка остроты кризисной ситуации в налоговой сфере Республики Мордовия.

Ключевые слова: налоговая безопасность, уровень бюджетной обеспеченности, показатели налоговой сферы, дефицит бюджета, государственный долг.

Abstract: the article discusses the state of tax security in the Republic of Mordovia. The indicators of the tax sphere for 2016-2018 are analyzed. Risk-forming factors and threats arising in the tax sphere of the Republic of Mordovia are identified. An assessment of the severity of the crisis situation in the tax sphere of the Republic of Moldova is presented.

Keywords: tax security, level of budget security, indicators of the tax sphere, budget deficit, public debt.

Республика Мордовия входит в состав Российской Федерации и находится в центре Европейской части России, включена в состав Приволжского федерального округа. В состав Республики Мордовия входит 22 района и 3 города республиканского подчинения — Саранск, Рузаевка и Ковылкино. Согласно оценке Министерства экономики Республики Мордовия, в регионе сформирован благоприятный климат для повышения инвестиционного климата и развития бизнеса: полный охват территории всеми видами связи, развитая социальная и транспортная инфраструктура, активная государственная поддержка инвестиционной деятельности, предоставление максимально возможных льгот инвесторам.

В настоящее время Республика Мордовия является регионом-реципиентом, что говорит о высоком уровне зависимости региона от помощи федерального бюджета. По показателю, отражающему уровень дотационности субъектов РФ, Республика Мордовия на 2017 г. относится к субъектам Российской Федерации, в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет была в промежутке от 10 до 40 % объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ. Отметим, что в дотационных регионах преобладает сельское хозяйство, строительство, общественный сектор, пищевая промышленность. Дотационные начисления представляют собой материальную поддержку, которую государство направляет в региональные бюджеты с целью покрытия их дефицита и выравнивания бюджетного наполнения. Эти дотации выдаются государством на безвозмездной основе. Рассматривая степень дотационности регионов-реципиентов по доле безвозмездных поступлений в доходах консолидированного бюджета, Республика Мордовия относится к среднему уровню (25-40%), как регион с растущими налоговыми поступлениями.

Рассматривая уровень бюджетной обеспеченности субъектов РФ, по Республике Мордовия данный показатель <100% (76,8%), что говорит о

высоких расходах (больше среднего значения по стране) субъекта РФ на оказание гос. услуг. Уровень бюджетной обеспеченности после предоставления дотаций на выравнивание (в % к среднероссийскому уровню) показывает, сколько будет тратить бюджетных средств субъект Российской Федерации на оказание условного стандартного набора государственных услуг по сравнению со среднестатистическим субъектом Российской Федерации после предоставления ему дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Для того, чтобы определить состояние налоговой безопасности в Республике Мордовия, необходимо провести анализ факторов, негативно влияющих на налоговый потенциал региона, используя данные, представленные в таблице 1 [2].

Таблица 1- Показатели налоговой сферы Республики Мордовия

Показатель 2016 2017 2018

Совокупные доходы консолидированного бюджета РМ ,руб. 42063000296,74 39853417707,84 49728998378,40

Собственные доходы бюджета РМ (налоговые и неналоговые доходы),руб 27930552555,70 27216182118,20 28748878435,54

Налоговые доходы консолидированного бюджета РМ,руб 26376640996,14 25755279390,10 27541174027,80

СНД - собственные налоговые доходы консолидированного бюджета РМ,руб. 4877754190,99 5042006704,63 5729958437,23

Численность населения РМ, тыс.чел. 808000,00 806800,00 800318,00

Расходы бюджета РМ, руб. 46445768525,18 49915428392,47 56775035683,73

Дефицит бюджета, руб. -4382768228,44 -10062010684,63 -7046037305,60

Валовый региональный продукт 69237704,40 74926791,60 238000000,00

Государственный долг, тыс. руб. 40222873586,19 49990019586,19 56216996886,19

Анализируя таблицу 1, необходимо отметить, что совокупные доходы консолидированного бюджета РМ снизились в 2017 г. на 5,25% по сравнению с 2016 г., что в первую очередь обусловлено падением налоговых поступлений в консолидированный бюджет РМ на 2,36%, а также увеличения расходной части бюджета РМ в 2017 г. на 7,47%. Изменение структуры консолидирован-ного

бюджета РМ привело к наращиванию государственного долга, который в 2018 г. увеличился на 39,76% по сравнению с 2016 г., несмотря на то, что в 2018 г. СД консолидированного бюджета РМ возросли на 24,78% в сравнении с 2017 г.

Исходя из вышесказанного, к рискообразующим факторам, возникающим в налоговой сфере Республики Мордовия, можно отнести:

- превышение расходной части консолидированного бюджета РМ над доходной частью за рассматриваемые 2016-2018 гг.;

- высокий уровень дефицитности консолидированного бюджета РМ;

- высокая доля налоговых поступлений в структуре доходов консолидированного бюджета РМ [3].

Проведём анализ бюджетно-финансовой системы Республики Мордовия на основании индикаторов, представленных в таблице 2.

Таблица 2 - Индикаторы бюджетно-финансовой безопасности Республики Мордовия

Индикаторы бюджетно-финансовой безопасности Пороговые значения Фактические значения, 2016 Фактические значения, 2017 Фактические значения, 2018

Доля собственных средств

(СС) в доходах консолидированного 75% 66 68 58

бюджета, %

Дефицит

консолидированного 4% 6,3 13,4 3,1

бюджета, в процентах к ВРП

Отношение

государственного долга к 20% 144,01 183,68 195,55

собственным доходам, %

Опираясь на данные, представленные в таблице 2, видно, что к 2018 гг. произошло сокращение доли собственных средств в доходах консолидированного бюджета, при этом фактическое значение данного индикатора не соответствует пороговому значению, что указывает на нехватку

собственных де-нежных средств в консолидированном бюджете РМ, а также на зависимость анализируемого региона от безвозмездных поступлений. Необходимо также отметить, что в Республике Мордовия с 2016-2018 гг. наблюдается дефицит бюджета, однако в 2018 г. фактические значения не превышают пороговое значение 3-4%, следовательно, данный фактор не представляет значимой угрозы для региона. При этом, одним из явных негативных проявлений является повышение государственного долга к собственным доходам бюджета, поскольку данный индикатор в период с 20162018 гг. значительно превышает величину порогового значения.

Анализируя индикаторы бюджетно-финансовой системы Республики Мордовия, в первую очередь, рассмотрим совокупные доходы консолидированного бюджета РМ за 2016-2018 гг. (рисунок 1).

60000000000.00 50000000000.00 40000000000.00 30000000000.00 20000000000.00 10000000000.00 0.00

27541174027.80

42063000296.74 39853417707.84 49728998378.40

28000000000.00 27500000000.00 27000000000.00 26500000000.00 26000000000.00 25500000000.00 25000000000.00 24500000000.00

2016 2017 2018

' Совокупные доходы консолидированного бюджета Республики Мордовия,руб. ■Налоговые доходы консолидированного бюджета РМ,руб

Рисунок 1 - Динамика совокупных доходов консолидированного бюджета Республики

Мордовия за 2016-2018 гг.

Рассматривая доходы консолидированного бюджета Республики Мордовия, необходимо отметить, что значительную часть совокупных доходов составляют налоговые доходы. По рисунку 1 видно снижение совокупных доходов в 2017 году на 5,5% по сравнению с 2016 г. (темп роста составляет 105,5%). Однако к 2018 г. ситуация складывается иным образом. Совокупные доходы консолидированного бюджета РМ заметно увеличиваются в 1,2 раза по

сравнению с 2017 г. Что касается налоговых доходов в структуре совокупных доходов, здесь прослеживается значительный прирост. По сравнению с 2016 г. доля налоговых доходов увеличилась в 2018 г. на 4,4% (темп роста составляет 104,4%).

Рассматривая бюджет Республики Мордовия нельзя не обратить внимание на проблему его дефицитности, связанной с наращением долговых обязательств субъекта перед федеральным бюджетом Российской Федерации. На рисунке 2 представлена динамика дефицита бюджета РМ за 2016-2017 гг.

Необходимо отметить, что за рассматриваемый период наибольший дефицит бюджета РМ зафиксирован в 2017 г., при этом к 2018 году дефицит бюджета РМ сократился в 0,7 раза.

2016

2017

2018

0.00 -2000000000.00 -4000000000.00 -6000000000.00 -8000000000.00 -10000000000.00 -12000000000.00

-4382768228.44

Рисунок 2 - Динамика дефицита бюджета Республики Мордовия за 2016-2018 гг.

Одной из острых проблем для Республики Мордовия на сегодняшний день является высокий уровень государственного долга. Проанализируем динамику государственного долга РМ с 2014-2018 гг. и составим прогноз изменения размеров государственного долга РМ до 2021 года.

Рисунок 3 - Динамика государственного долга Республики Мордовия за 2014-2018 гг.

На основании данных, представленных на рисунке 3, можно сделать вывод, что в Республике Мордовия наблюдается тенденция увеличения государственного долга за период с 2014-2018 гг., при этом темп роста данного показателя составляет 192,37%, что указывает на наличие угрозы в области финансовой безопасности региона. На рисунке 3 также отражена линия тренда, указывающая на увеличение объема государственных заимствований республики Мордовия в перспективном периоде, то есть государственный долг в последующие года может превышать 56 миллиардов рублей, поскольку значение линейной аппроксимации отражает высокую достоверность.

Для того, чтобы определить налоговый потенциал Республики Мордовия проведем диагностику индикаторов, характеризующих состояние налоговой сферы региона, в целях выявления рискообразующих факторов и угроз [4].

На основании данных, представленных в таблице 3, можно сделать вывод, что коэффициент налоговой автономии и коэффициент собственной налоговой автономии отражают нисходящие тенденции к 2018 г. и не достигают пороговых значений, что говорит о недостаточных налоговых поступлениях в консолидированный бюджет Республики Мордовия, то есть данные показатели отражают рискообразующие факторы в налоговой сфере. При этом коэффициент налоговой независимости Мордовии отражает тенденцию повышения и к 2018 году достигает пороговых значений, что свидетельствует о снижении налоговая зависимость региона от центра.

Таблица 3 - Индикаторы налоговой безопасности Республики Мордовия

Индикаторы налоговой безопасности Пороговые значения(2018 г.) Фактические значения, 2016 Фактические значения, 2017 Фактические значения, 2018

Коэффициент налоговой автономии (КНА) 0,657 0,63 0,646 0,554

Коэффициент собственной налоговой автономии (КСНА) 0,134 0,12 0,127 0,115

Коэффициент налоговой независимости (КНН) 0,203 0,18 0,196 0,208

Показатель налоговой обеспеченности (КНО) 13058,645 6036,824 6249,389 7159,602

Коэффициент чистой налоговой устойчивости (КЧНУ) 0,139 0,105 0,101 0,101

Коэффициент общей налоговой устойчивости (КОНУ) или 0,681 0,568 0,516 0,485

коэффициент покрытия

Наблюдается рост показателя налоговой обеспеченности РМ в период с 2016-2018 г., но всё же не достигает необходимых значений и уменьшает налоговый потенциал региона, поскольку погашение обязательств РМ выполняется в большей степени за счёт неналоговых доходов и безвозмездных поступлений. Коэффициент чистой налоговой устойчивости имеет тенденцию к увеличению к 2018 г., но пороговые значения всё же не достигаются, что свидетельствует о недостаточном объеме налоговых доходов РМ в целях погашения расходных обязательств региона. При этом, коэффициент общей налоговой устойчивости также не достигает пороговых значений за рассматриваемый период, в связи с чем происходит ухудшение состояния налогового потенциала РМ.

Необходимо также акцентировать внимание на изменении темпов прироста индикаторов налоговой безопасности РМ (таблица 4).

Таблица 4 - Индикаторы налоговой безопасности Республики Мордовия

Индикатор налоговой безопасности Пороговые значения, 2016 Фактические значения, 2016 Пороговые значения, 2017 Фактические значения, 2017 Пороговые значения, 2018 Фактические значения, 2018

Темп прироста доходов КБ РМ(ТПд) 6,62 10,51 8,407 -5,253 3,381 2,478

Темп прироста расходов КБ РМ (ТПр) 4,82 -0,98 8,792 7,47 7,996 1,374

Темп прироста собственных налоговых доходов РМ 6,30 5,45 12,740 3,367 12,966 1,364

(ТПснд)

Анализируя изменение темпов прироста индикаторов, представленных в таблице 4, необходимо сделать вывод, что за период с 2010-2018 гг. Темпы прироста доходов и расходов консолидированного бюджета РМ имеют нестабильный характер, так как именно в 2017 году наблюдается ощутимое снижение доходной части бюджета, в том числе на данный фактор оказывает снижение и налоговых доходов бюджета анализируемого региона, в связи с сокращением объема дотаций в регион. При этом, происходит снижение темпа прироста расходов консолидированного бюджета РМ, в первую очередь, в связи с высокими показателями объема государственного долга анализируемого региона. Также замечена тенденция снижения темпов прироста собственных налоговых доходов РМ с 2016 - 2018 гг., где основной причиной является неэффективность проведения налоговой политики в рассматриваемом субъекте РФ, оказывающая деструктивное влияние на состояние налоговой потенциала и в целом налоговой безопасности анализируемого региона.

Для того, чтобы оценить остроту кризисной ситуации в налоговой сфере, воспользуемся методом «зонной теории» (рисунок 4), путем нормирования индикаторов для дальнейшего выявления наиболее крупных угроз, оказывающих деструктивное влияние на состояние налоговой безопасности Республики Мордовия.

В зоне «критического риска» находятся следующие индикаторы: «темп прироста собственных налоговых доходов за 3-5 лет» и «отношение государственного долга к собственным доходам».

«Коэффициент налоговой обеспеченности» относится к зоне «значительного риска», где пороговое значение превышает фактического в 1,8 раза. Такое положение нежелательно и для того, чтобы его исправить необходим мониторинг рассматриваемого показателя. Индикатор «доля СС в

доходах консолидированного бюджета» попал в зону «умеренного риска». ПЗ превышает фактическое в 1,3 раза. Отметим, что такая ситуация типична для ряда индикаторов.

Доля собственных средств (СС) в доходах консолидированного бюджета, % 86

Темп прироста собственных налоговых доходов за 3-5 лет (ТПСНД)

125 10

Отношение государственного долга к собственным доходам, %

71

Показатель налоговой обеспеченности(КНО)

Рисунок 4 - Оценка остроты кризисной ситуации в налоговой сфере по Республике

Мордовия

На основании выше проведенного анализа, можно сделать вывод, что в настоящее время в Республике Мордовия существуют угрозы, оказывающие деструктивное влияние на состояние экономической безопасности региона в целом. К числу таких угроз относятся: низкий уровень налоговой обеспеченности, недостаточный уровень собственных налоговых доходов региона, что способствует ухудшению налогового потенциала анализируемого региона; угроза неспособности Республики Мордовия погашать свои долговые обязательства перед федеральным центром, в связи с чем происходит снижение бюджетно-финансовой устойчивости региона, а также в целом ухудшение финансовой безопасности Республики Мордовия [1]. Следовательно, для того чтобы нейтрализовать выявленные нами угрозы, возникает необходимость в разработке и реализации мероприятий органами власти, в целях повышения как налогового потенциала региона, так и в достижении финансовой устойчивости Республики Мордовия.

Библиографический список:

1. Кормишкина Л.А. Налогообложение богатства: взгляд в контексте обеспечения неоиндустриального развития и инклюзивного экономического роста / Л.А. Кормишкина, Л.П. Королева // Налоги и налогообложение. - 2016. - № 1. - С. 28-43.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Кормишкина Л.А., Королева Л.П. Финансовая безопасность: учебник. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2016. - 200 с.

3. Королева Л.П. Оценка угроз налоговой безопасности РФ по индикаторам налоговых доходов консолидированного бюджета / Л.П. Королева, О.А. Танякина // Национальная безопасность / NOTA BENE. -2016. - № 2(43). - С. 266-275.

4. Королева Л.П. Развитие индикативной системы финансовой безопасности неоиндустриальной экономики / Разработка стратегии социальной и экономической безопасности государства - Материалы IV Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. - 2018. - С. 450-453.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.