Научная статья на тему 'Оценка рискообразующих факторов налоговой безопасности региона'

Оценка рискообразующих факторов налоговой безопасности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
222
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
TAX / TAX REVENUES / FINANCIAL AND ECONOMIC SECURITY / THREAT / RISK FACTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грунюшкин С. В.

В статье проведен анализ динамики объема и структуры налоговых доходов Республики Мордовия. Выявлены рискообразующие факторы, оказывающие на них негативное влияние, с использованием индикативного метода, «зонной» теории и корреляционного анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF RISK FACTORS AND TAX SECURITY OF THE REGION

The article analyzes the dynamics of the volume and structure of tax revenues of the Republic of Mordovia. Risk factors that have a negative impact on them are identified using

Текст научной работы на тему «Оценка рискообразующих факторов налоговой безопасности региона»

УДК 336.225

С. В. Грунюшкин, студент экономического факультета

ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет

им. Н. П. Огарёва», г. Саранск

ОЦЕНКА РИСКООБРАЗУЮЩИХ ФАКТОРОВ НАЛОГОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

РЕГИОНА

Аннотация. В статье проведен анализ динамики объема и структуры налоговых доходов Республики Мордовия. Выявлены рискообразующие факторы, оказывающие на них негативное влияние, с использованием индикативного метода, «зонной» теории и корреляционного анализа.

Ключевые слова: налог, налоговые доходы бюджета, финансово-экономическая безопасность, угроза, рискообразующий фактор.

S. V. Grunyushkin, student of the faculty of Economics of the National research Mordovian state

University by N. P. Ogarev", Saransk

ASSESSMENT OF RISK FACTORS AND TAX SECURITY OF THE REGION

Annotation. The article analyzes the dynamics of the volume and structure of tax revenues of the Republic of Mordovia. Risk factors that have a negative impact on them are identified using the indicative method, the "zone" theory and correlation analysis.

Keyword: tax, tax revenues, financial and economic security, threat, risk factor.

Налоги являются одним из ключевых факторов устойчивого развития региональной экономики, так как обеспечивают финансовые ресурсы для развития экономического потенциала и реализации социальных функций государства. В Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента РФ 13.05.2017 г. № 208 в перечень угроз экономической безопасности включена несбалансированность национальной бюджетной системы, одним из рискообразующих факторов по которой является нестабильность поступления налоговых доходов, активизация налоговых преступлений. Существенные угрозы присутствуют и в налоговой сфере России [1].

Следовательно, проблема обеспечения финансово-экономической безопасности в налоговой сфере и определение факторов ее обеспечения является актуальной с позиции не только науки, но и хозяйственной практики.

С точки зрения обеспечения финансово-экономической безопасности налоговый контроль реализует свою ключевую функцию - фискальную, выражающуюся в обеспечении полноты уплаты налоговых обязательств в бюджеты всех уровней и в государственные внебюджетные фонды. Налоги, в современных условиях, выступая средством регулирования экономики, представляют собой обязательные и безвозмездные платежи, устанавливаемые и санкционированные государством, взимаемые с физических и юридических лиц (налогоплательщиков) для зачисления в доходную часть бюджета. В последние годы Республика Мордовия испытывает серьезные трудности с доходной составляющей бюджета, о чем свидетельствует полученный в 2018 г. дефицит бюджета в размере 6,6 млрд. р. При этом на налоги и сборы приходится всего 65,66 % всех доходов регионального бюджета при пороговом значении не менее 75 %. Несмотря на тенденцию роста в долгосрочном периоде доходов, в том числе налоговых, администрируемых УФНС России по РМ, их абсолютная величина остается недостаточной для обспечения финансовой безопасности региона (табл. 1).

Таблица 1 - Динамика показателей собранных налогов и сборов УФНС по Республике Мордовия,

млн. р.

Наименование показателя Год

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Доходы, администрируемые налоговыми органами 21366,5 23048,0 36003,9 32546,0 36564,4 40218,6 36115,3

Налоговые и неналоговые доходы 21361,6 23047,1 36002,2 32544,9 36562,7 40218,0 36114,2

Налоговые доходы 21361,4 23039,7 35995,1 32536,1 36538,5 40165,5 36054,9

Налоги на прибыль, доходы 9401,0 9960,5 16619,0 11894,2 12425,4 12914,9 13538,0

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ 8715,1 9589,5 15035,9 15737,9 18985,3 21985,0 16330,9

Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ 199,1 107,4 70,8 96,5 77,4 41,7 257,6

Налоги на имущество 1812,6 2112,6 2886,1 3368,3 3649,0 3666,7 4349,6

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 56,3 53,1 55,2 43,4 38,6 48,6 52,1

Налоги на совокупный доход 1095,4 1117,7 1208,2 1257,3 1228,8 1375,3 1380,3

Государственная пошлина 76,6 98,6 119,7 138,2 133,7 132,9 146,5

Неналоговые доходы 7,9 7,5 7,1 8,8 24,1 52,5 59,2

Источник данных: Отчет по форме № 1-НМ - Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn13

Как видно из данных табл. 1 в период с 2012 по 2014 гг. наблюдается рост налоговых доходов на 68,51%, но уже по итогам 2015 г. - снижение на 9,61%. В 2018 году также отмечается снижение доходов на -4063,3 млн. р., что обусловлено сокращением собранных налогов на товары, реализуемые на территории РФ, которые составили 74,28 % от уровня 2017 г.

Структура собираемых налоговых доходов в РМ является довольно типичной для дотационного региона (табл. 2).

Таблица 2 - Структура показателей собранных налогов и сборов УФНС по Республике _Мордовия, %_

Наименование показателя Год

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Налоговые доходы 100 100 100 100 100 100 100

Налоги на прибыль, доходы 61,88 57,58 61,95 53,37 51,18 48,37 53,50

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ 18,06 22,89 21,64 24,96 28,03 31,85 22,67

Налоги на имущество 12,18 12,47 11,30 15,43 15,28 14,14 17,80

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 0,22 0,18 0,13 0,12 0,08 0,10 0,11

Государственная пошлина 0,25 0,29 0,25 0,36 0,28 0,25 0,27

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам 0,04 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00

Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения 4,13 3,80 2,77 3,41 3,11 3,43 3,96

Единый налог на вмененный доход 3,11 2,68 1,89 2,25 1,94 1,72 1,51

Единый сельскохозяйственный налог 0,13 0,08 0,05 0,07 0,07 0,10 0,12

Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения - 0,04 0,02 0,03 0,03 0,04 0,06

Налог, взимаемый в виде стоимости патента - 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00

Источник: расчеты автора по данным Отчета по форме № 1-НМ. - Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn13

Из таблицы 2 можно сделать вывод, что наибольший удельный вес среди налогов, поступивших в консолидированный бюджет Республики Мордовия, занимают налоги на прибыль, доходы - 53,50 %, при этом их удельный вес относительно 2012 г. снизился на 8,38 %. В структуре самих налогов на прибыль и доходы 73,03 % приходится на налог на доходы физических лиц, и, соответственно, 26,97 % на налог на прибыль организаций. Среди налогов на товары, реализуемых на территории Российской Федерации, в республиканский бюджет поступают лишь акцизы на подакцизные товары - их удельный вес в 2018 г. составил 22,67 %, при этом стоит отметить его снижение на 9,18 % относительно 2017 г. после непрерывного роста в течение 3 лет. Налоги на имущество составляют 17,8 % от всех налоговых доходов

УФНС, при этом в их структуре 67,27 % приходится на налог на имущество организаций, 16,02 % - на транспортный налог, 13,66 % на земельный налог и 3,05 % на прочие виды налогов (налог на имущество физических лиц и налог на игорный бизнес). Остальные налоги составляют 6,02 % от всех собранных налогов.

Для оценки произошедших изменений необходимо провести диагностику рискообразующих факторов, оказывающих влияния на формирование налоговой базы. Представим в табл. 3 исходные данные для анализа рискообращующих факторов в налоговой сфере Республики Мордовия.

Таблица 3 - Динамика показателей для оценки рискообразующих факторов в отношении

налоговых баз по ключевым налогам

Наименование индикатора Пороговое значение 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Оборот, приходящийся на одну организацию, не мене 29,37 11,31 12,83 13,59 15,13 17,22

млн. р.

Среднедушевые денежные доходы не менее 14433 16134 17855 17698 18065

населения, р. в месяц 31422

Потребительские расходы населения, р. в не менее 8888 10140 10881 11471 12221

месяц 23806

Число собственных легковых автомобилей на не менее 305 234,3 253,9 260,1 261,0 273,7

1000 населения, шт.

Инвестиции в основной капитал, в % к ВРП не менее 30 36,12 27,31 29,25 26,09 27,44

Износ основных фондов, % не более 40 56,4 56,9 56,4 59,8 63,4

Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru/

Из таблицы 3 можно сделать вывод, что все рассмотренные индикаторы отклоняются от пороговых значений: так, оборот, приходящийся на одну организацию 12,15 млн. р., инвестиции в основной капитал - на 2,56 %, износ основных фондов - на 23,4 %.

Для оценки влияния данных показателей на налоговые доходы, поступившие в консолидированный бюджет Республики Мордовия, был проведен корреляционный анализ, результаты которого представлены в таблице 4.

Таблица 4 - Результаты корреляционного анализа влияния факторов на налоговые доходы, _администрируемые УФНС по Республике Мордовия_

Фактор Y Х1 Х2 Х3 Х4 Х5

Налоговые доходы 1

Оборот организаций (Х1) 0,96 1

Среднедушевые денежные доходы (Х2) 0,89 0,86 1

Инвестиции в основной капитал (Х3) 0,95 0,95 0,90 1

Количество автомобилей на 1000 чел. (Х4) 0,96 0,97 0,92 0,99 1

Потребительские расходы в среднем на душу населения (Х5) 0,97 0,96 0,92 0,99 1,00 1

Источник: расчеты автора в программном продукте Microsoft Office Excel

Из таблицы 4 можно сделать вывод, что налоговые доходы, поступившие в консолидированный бюджет Республики Мордовия сильно коррелируют со всеми рассматриваемыми показателями. Так, от оборота организаций зависит сумма акцизов и сумма налога на прибыль организации. Среднедушевые денежные доходы формируют платежеспособность населения, находящую свое отражение в уровне потребительских расходов и возможности населения приобретать не только необходимые продукты и услуги, но и имущество, формирующее налоговую базу налога на имущество. От инвестиций в основной капитал зависит стоимость имущества организаций, развитие и реализация производственного потенциала, рост которых положительно сказывается на налоговых доходах населения.

Оценка остроты кризисной ситуации в экономике Республики Мордовия в 2017 г. с позиции рискообразующих факторов в налоговой сфере на основе применения зонной теории и лепесткой диаграммы представлена на рисунке 1.

Инвестиции в основной пс капитал

73

( Среднедушевые денежные доходы

74

Оборот на одну организацию

Рисунок 1 - Оценка остроты кризисной ситуации в экономике Республики Мордовия с позиции

рискообразующих факторов налоговой сферы

Из рисунка 1 можно сделать вывод, что к зонам «катастрофического и критического» рисков не относится ни один из рассмотренных нами индикаторов, что, несомненно, является положительным моментом. В зоне «значительного риска» расположились сразу несколько индикаторов: потребительские расходы на душу населения, среднедушевые денежных доходы, оборот на одну организацию. Нахождение индикаторов в данной зоне является нежелательным и влечет в себе

угрозы налоговой безопасности Республики Мордовия посредством низкого уровня жизни и потребления основной группы налогоплательщиков (физических лиц).

В зоне «умеренного риска» лежат все остальные рассмотренные индикаторы. Особенно стоит обратить внимание на износ основных фондов, который подрывает производственный потенциал региона, в то время как обеспеченность легковыми автомобилями, инвестиции в основной капитал не несут значительных угроз налоговой безопасности региона и данная ситуация является типичной для большинства регионов РФ.

Таким образом, можно сделать вывод, что для обеспечения финансово-экономической безопасности Республики Мордовия в налоговой сфере в первую очередь необходимо выработать мероприятия, направленные на улучшения уровня жизни населения региона, посредством чего будет увеличена база налогов, уплачиваемых физическими лицами. Также необходимо поддерживать развитие предпринимательской деятельности, от эффективности которых зависят налоговые поступления, и сокращать ее теневую составляющую [4]. Ключевой потенциал в части наращивания налоговых доходов консолидированного бюджета РМ, по нашему мнению, имеют налог на доходы физических лиц [5] и имущественные налоги [6].

Библиографический список

1 Сенчагов В. К. Экономическая безопасность России. Общий курс : учебник / В. К. Сенчагов., - 5-е изд. - М. : БИНОМ. ЛЗ, 2015. - 818 с.

2 Финансовая безопасность: учебник / Л.А. Кормишкина, Л.П. Королева. -Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2016 - 200 с.

3 Королева Л.П., Танякина О.А. Оценка угроз налоговой безопасности РФ по индикаторам налоговых доходов консолидированного бюджета // Национальная безопасность / nota bene. 2016. № 2 (43). С. 266-275.

4 Лизина О.М. Масштабы теневой экономики в промышленном производстве республики мордовия // Экономика и управление: проблемы, решения. 2018. Т. 5. № 10. С. 179-186.

5 Королева Л.П., Ермошина Т.В. Анализ влияния норматива отчислений от налога на доходы физических лиц в бюджеты городских округов на уровень их

бюджетообеспеченности и привлекательности (на примере городских округов субъектов ПФО РФ) // Налоги и налогообложение. 2014. № 1. С. 7-22.

6 Королева Л.П. Налогообложение доходов от недвижимости как источник пополнения территориальных бюджетов / Региональные и муниципальные финансы: приоритетные направления развития Сборник научных трудов. Саратов, 2018. С. 68-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.