Научная статья на тему 'Теория и практика формирования налогового потенциала субъекта Российской Федерации'

Теория и практика формирования налогового потенциала субъекта Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
TAX POTENTIAL / REGION / TAX PASSPORT / TAX SERVICE / TAX RECEIPT / ARREARS / НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕГИОН / НАЛОГОВЫЙ ПАСПОРТ / НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА / НАЛОГОВОЕ ПОСТУПЛЕНИЕ / НЕДОИМКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абрамова Екатерина Петровна

В статье рассматриваются экономическая сущность и методы оценки налогового потенциала субъекта Российской Федерации. В качестве основного подхода была использована методика С. Н. Алехина, которая строится на суммировании поступивших налоговых доходов и налоговой задолженности по региону за год, и вычитании отсроченных или приостановленных к взысканию обязательных платежей. По данной методике был рассчитан налоговый потенциал Республики Мордовия, дана оценка изменения ее динамики за период с 2014 по 2018 годы. На основе проведенного исследования автором сделан вывод о нестабильной социально-экономической ситуации в регионе, недостаточно эффективном использовании инфраструктуры, построенной к Чемпионату мира по футболу 2018 года, и, как следствие, снижении налогового потенциала республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORY AND PRACTICE OF FORMATION OF TAX POTENTIAL OF THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article deals with the economic essence and methods of assessing the tax potential of the subject of the Russian Federation. As the main approach, S. N. Alekhine's method was used, which is based on summing up the received tax revenues and tax debts in the region for the year, and subtracting the deferred or suspended mandatory payments for collection. According to this method, the tax potential of the Republic of Mordovia was calculated, the changes in its dynamics for the period from 2014 to 2018 were estimated. Based on the study, the author concludes about the unstable socio-economic situation in the region, insufficient use of the infrastructure built for the 2018 world Cup, and, as a consequence, the reduction of the tax potential of the Republic.

Текст научной работы на тему «Теория и практика формирования налогового потенциала субъекта Российской Федерации»

Секция. ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

УДК 336.025

Абрамова Екатерина Петровна, магистрант Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, г. Саранск

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: в статье рассматриваются экономическая сущность и методы оценки налогового потенциала субъекта Российской Федерации. В качестве основного подхода была использована методика С. Н. Алехина, которая строится на суммировании поступивших налоговых доходов и налоговой задолженности по региону за год, и вычитании отсроченных или приостановленных к взысканию обязательных платежей. По данной методике был рассчитан налоговый потенциал Республики Мордовия, дана оценка изменения ее динамики за период с 2014 по 2018 годы. На основе проведенного исследования автором сделан вывод о нестабильной социально-экономической ситуации в регионе, недостаточно эффективном использовании инфраструктуры, построенной к Чемпионату мира по футболу 2018 года, и, как следствие, снижении налогового потенциала республики.

Ключевые слова: налоговый потенциал, регион, налоговый паспорт, налоговая служба, налоговое поступление, недоимка.

Abramova Ekaterina P., master degree student, National Research Mordovia State University, Saransk

THEORY AND PRACTICE OF FORMATION OF TAX POTENTIAL OF THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract: the article deals with the economic essence and methods of assessing the tax potential of the subject of the Russian Federation. As the main approach, S. N. Alekhine's method was used, which is based on summing up the received tax revenues and

tax debts in the region for the year, and subtracting the deferred or suspended mandatory payments for collection. According to this method, the tax potential of the Republic of Mordovia was calculated, the changes in its dynamics for the period from 2014 to 2018 were estimated. Based on the study, the author concludes about the unstable socioeconomic situation in the region, insufficient use of the infrastructure built for the 2018 world Cup, and, as a consequence, the reduction of the tax potential of the Republic.

Keywords: tax potential, region, tax passport, tax service, tax receipt, arrears.

Проблемы увеличения налоговой базы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в настоящее время приобрели особую остроту и актуальность. Особенно данная проблема обострилась в последние годы, так как из-за введенных странами Запада экономических санкций несколько замедлились темпы экономического роста, снизилась предпринимательская активность, сузились источники пополнения доходов бюджетов многих субъектов федерации. Из-за проводимой Правительством Российской Федерации бюджетной политики по уменьшению межбюджетных трансфертов на федеральном уровне де-факто сокращается и финансовая поддержка отдельных регионов из федерального центра.

В этой связи со всей остротой стоит задача обеспечения сбалансированности территориальных бюджетов, поиска дополнительных способов мобилизации налоговых и неналоговых доходов, более полного использования имеющихся ресурсов, стимулирования предпринимательской активности на региональном уровне [3, c. 190]. Решению данной проблемы во многом будет способствовать исследование налогового потенциала регионов и поиск возможных вариантов его более полного использования.

Для раскрытие экономического содержания категории «налоговый потенциал» нами были изучены позиции наиболее известных ученых и практиков, занимающихся исследованием данной проблемы. Одним из основоположников внедрения в практику данной категории в России выступали А. Б. Паскачев, Ф. К. Садыгов, В. И. Мишин, Р. А. Саакян. Они под налоговым потенциалом понимают максимально возможную сумму начисленных налогов и сборов в условиях

действующего налогового законодательства [2, а 71]. Таким образом, чем больше возможный объем собранных на той или иной территории налогов и обязательных платежей, тем выше и налоговый потенциал данного региона.

Термин «налоговый потенциал» многогранен и многоаспектен. Поэтому учеными-теоретиками и экономистами-практиками предлагаются самые разные методические подходы к его оценке. Если сгруппировать основные подходы к методам оценки налогового потенциала региона, то получится следующая классификация (рисунок 1).

Рисунок 1 - Классификация методов оценки налогового потенциала региона Как видно из рисунка 1, в настоящее время применяется несколько методов оценки налогового потенциала территорий, причем данная оценка может проводиться как по фактическим, так и по прогнозным значениям соответствующих показателей. Методы оценки налогового потенциала региона, основанные на показателях формирования налоговых доходов, являются прямыми, так как предполагают включение в расчет налогового потенциала показателей, характеризующих его реализацию. Методы, основанные на показателях экономической активности региона, являются косвенными, так как они предполагают определение величины налогового потенциала как производной от какого-либо показателя, во многом определяющего совокупную налоговую базу региона.

Нам представляется, что весьма привлекательным для практического применения является методика, предлагаемая С. Н. Алехиным [1, с. 68]. Он видит решение задачи оценки налогового потенциала субъекта Федерации на основе налогового паспорта региона, который ежегодно составляется территориальными Управлениями Федеральной налоговой службы России. В разделе 5 данного документа «Поступления основных администрируемых доходов в структуре консолидированного бюджета Российской Федерации» отражается общий объем налоговых поступлений по региону за отчетный год, а также приводится разбивка по уровням бюджетной системы РФ. Эти данные выступают в качестве основы, базового значения налогового потенциала территории, в большей мере определяющего ее налоговые возможности (назовем его НД).

Однако, этот показатель не учитывает сведения о начисленных в субъекте Федерации суммах всех налогов и сборов, подлежащих мобилизации в бюджетную систему страны. В современном налоговом паспорте региона отсутствует информация о начисленных обязательных платежах по той или иной территории в расчете на год. Там отражается информация только о фактически поступивших с налогоплательщиков налогах и сборах, то есть информация только о фактически мобилизованных территориальными подразделениями Федеральной налоговой службы (ФНС) доходах в бюджет.

Как известно, на практике, не вся начисленная сумма налогов поступает в бюджеты разных уровней. У налогоплательщиков постоянно образуется задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему. А значит, только общую сумму поступивших налогов и сборов нельзя признать эквивалентом налоговому потенциалу региона. Надо обязательно учитывать начисленные по территории за отчетный год, но своевременно не уплаченные суммы налогов и сборов в консолидированный бюджет Российской Федерации. Или, иными словами, недоимка также является составной частью налогового потенциала территории. Эту часть налогового потенциала можно назвать нереализованным, но в перспективе можно рассчитывать на дополнительные поступления по задолженности в

бюджетную систему. Эту часть налогового потенциала можно обозначить как НЗ -налоговая задолженность по территории.

В показателе налогового потенциала также необходимо учесть часть начисленных налогов (ПС), которая не может быть привлечена в бюджет. Это отсроченные платежи и реструктурированная задолженность, а также приостановленные к взысканию платежи, по которым судебные инстанции выносят определения о приостановке взыскания до завершения рассмотрения налогового спора между налогоплательщиком и налоговым органом.

С учетом выше изложенного, налоговый потенциал (НП) может быть оценен по формуле 1:

НП = НД + НЗ - ПС, (1)

Именно по методике С. Н. Алехина нами и был определен налоговый потенциал Республики Мордовия (РМ). Чем больше величина налоговых поступлений в бюджеты разных уровней, тем выше налоговый потенциал территории, тем лучше он используется. Налоговые поступления в бюджетную систему характеризуют и эффективность работы территориальных налоговых органов. Проведем анализ динамики фактического сбора налоговых доходов, администрируемых Управлением Федеральной налоговой службы России по Республике Мордовия, за период с 2014 по 2018 годы (таблица 1).

Таблица 1 - Динамика общего объема налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ по РМ (составлено автором на основе налогового паспорта РМ)_

Наименование показателя 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2018 г. в % к 2014 г.

Объемы налоговых поступлений - всего, млн. руб. 36004 32546 36564 40219 36115 100,3

Процент к предыдущему году 156,2 90,4 112,3 110,0 89,8 х

Данные таблицы 1 демонстрируют скачкообразную динамику общего объема налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации по УФНС России по РМ за анализируемый период. Три года в анализируемом периоде объемы налоговых поступлений увеличивались, а два года, наоборот, сокращались. В целом за 2014-2018 годы наблюдается топтание на месте. Так, в 2014 году было

мобилизовано 36 млрд. руб. налогов и сборов Управлением ФНС России по РМ, практически столько же и в 2018 году. Наиболее высокие темпы роста по сравнению с предыдущим годом были зафиксированы в 2014 году - 56,2 %. Существенно увеличились налоговые поступления и в 2016 году, когда прирост по сравнению с предыдущим годом составил 12,3 %. В 2015 году произошло снижение налоговых поступлений по Республике Мордовия на 9,6 % по сравнению с 2014 годом, а в 2018 году - на 10,2 %. Эти года были самыми неблагоприятными в деятельности Управления Федеральной налоговой службы России по РМ.

В общей сумме за период с 2014 по 2018 гг. УФНС России по РМ мобилизовано в бюджетную систему 181448 млн. руб., что в среднем за год составляет 36290 млн. руб. Следовательно, до среднегодового объема поступлений не дотягивают 2014, 2015 и 2018 года, а превышают данный уровень 2016 и 2017 года. Приведенные цифровые данные в таблице 1 свидетельствуют о том, что налоговый потенциал Республики Мордовия оставался практически на одном уровне за последние 5 лет. Недостаточно эффективно работали и территориальные налоговые органы.

Для наглядного представления динамики налоговых поступлений по всем уровням бюджетной системы составим график (рисунок 2).

Рисунок 2 - Динамика всех налогов и сборов, собранных на территории РМ, млн. руб.

Данные рисунка 2 свидетельствуют об отсутствии четко прослеживаемой динамики роста налоговых поступлений в бюджетную систему РФ на протяжении

всего анализируемого периода, причем всплеск мобилизованных налоговых доходов приходится на 2017 год.

Нужно иметь в виду, что Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Мордовия осуществляет мобилизацию налоговых доходов по отдельным уровням бюджетной системы страны. Рассмотрим динамику данных поступлений по федеральному, республиканскому и местным бюджетам за анализируемый период (таблица 2).

Таблица 2 - Налоговые поступления в отдельные уровни бюджетной системы по Республике Мордовия (составлено по налоговому паспорту РМ)_

Уровень бюджетной системы 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 201 8 г.

млн. руб. % млн. руб. % млн. руб. % млн. руб. % млн. руб. %

Федеральный бюджет 10472 29,1 10713 32,9 12686 34,7 14275 35,5 11677 32,3

Консолидированн ый бюджет РМ 25532 70,9 21833 67,1 23878 65,3 25944 64,5 24438 67,7

Республиканский бюджет 22085 61,3 17795 54,7 19838 54,3 21943 54,6 20376 56,4

Местные бюджеты 3 448 9,6 4038 12,4 4040 11,0 4001 9,9 4062 11,3

Консолидированн ый бюджет РФ 36004 100,0 32546 100,0 36564 100,0 40219 100,0 36115 100,0

Как видно из таблицы 2, в абсолютных значениях по Республике Мордовия наблюдается увеличение поступлений налоговых доходов, администрируемых УФНС России по РМ, практически по всем уровням бюджетной системы. В то же время, темпы роста достаточно сильно разнятся по отдельным бюджетам. Так, за пять исследуемых лет, доля федерального бюджета увеличилась на 3,2 процентных пункта, доля местных бюджетов - на 1,7 процентных пункта, а доля республиканского бюджета РМ, наоборот, сократилась весьма существенно, на 4,9 процентных пункта. Так, если в 2014 году республиканский бюджет РМ получал 61,3 % от всех мобилизуемых налоговых доходов, то в 2018 году уже только 56,4 %, что негативно отражается на достижении им финансовой независимости от вышестоящих бюджетов. Данное обстоятельство также может свидетельствовать о том, что налоговая база по региональным налогам в исследуемом периоде росла менее высокими темпами, чем по другим налогам и сборам.

Из представленного в таблице 3 цифрового материала видно, что наблюдается отчетливая тенденция увеличения удельного веса налоговых поступлений в федеральный бюджет с 29,1 % в 2014 году до 32,3 % в 2018 году. Вследствие этого произошло и увеличение абсолютного объема налоговых поступлений в федеральный бюджет. По налогам и сборам, мобилизованным в консолидированный бюджет Республики Мордовия, наблюдается обратная тенденция, а именно сокращение налоговых поступлений. Так, если в 2014 году было мобилизовано 25532 млн. руб., то в 2018 году только 24438 млн. руб. Все это негативно отражается на налоговом потенциале региона.

Структуру налоговых поступлений по уровням бюджетной системы на территории Республики Мордовия, по данным Управления Федеральной налоговой службы России по РМ за 2014-2018 годы, рассмотрим на рисунке 3.

0% 20% 40% 60% 80% 100%

□ Федеральный бюджет □ Республиканский бюджет РМ □ Местные бюджеты

Рисунок 3 - Структура налогов по уровням бюджетной системы, мобилизованных УФНС России

по РМ

Из рисунка 3 отчетливо видно, что пропорции между отдельными бюджетами постоянно изменялись. Наибольший удельный вес на долю федерального бюджета приходился в 2017 году - 35,5 %, республиканского в 2014 году - 61,3 %, а местных бюджетов в 2015 году - 12,4 %. При этом, 2017 год является одним из самых нехарактерных, так как существенные изменения произошли практически по всем

бюджетам, в то время как в предыдущие периоды происходили незначительные изменения в ту или иную сторону. Удельный вес налогов и сборов, мобилизованных в республиканский бюджет РМ, постоянно сокращался вплоть до 2018 года, что сужает налоговый потенциал исследуемого нами региона. Нет отчетливой тенденции и по изменениям удельного веса налоговых поступлений в местные бюджеты

Последний год анализируемого периода более детально рассмотрим с помощью круговой диаграммы (рисунок 4).

,3

□ Федеральный бюджет

□ Республиканский бюджет

□ Местные бюджеты

56,4

Рисунок 4 - Структура налогов по Республике Мордовия, поступающих в бюджеты разных

уровней, в 2018 году, процент

В структуре аккумулируемых налогов Управлением Федеральной налоговой службы России по Республике Мордовия значительно преобладают налоги, поступающие в республиканский бюджет РМ. Если же рассматривать консолидированный бюджет Мордовии, то на его долю в 2018 году приходилось 67,7 %, что говорит о том, что более чем 2/3 собранных налогов и сборов УФНС России по РМ, остается на территории республики. Именно от динамики данных поступлений во многом зависит налоговый потенциал региона. Но, к сожалению, как уже отмечалось выше, доля поступлений в консолидированный бюджет Республики Мордовия имеет тенденцию к сокращению, что не может не тревожить, так как финансовое положение региона является довольно сложным.

Нам представляется весьма важной информация по динамике поступления всех основных видов налогов и сборов по Управлению ФНС России по РМ за весь исследуемый период, так как она позволяет более точно определить состояние налогового потенциала региона. Такая информация представлена в таблице 3.

Таблица 3 - Состав и структура налоговых поступлений по Республике Мордовия

Налоговые поступления 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 201 8 г.

млн. руб. % млн. руб. % млн. руб. % млн. руб. % млн. руб. %

Налог на прибыль организаций 8848 24,6 2415 7,4 3119 8,5 3716 9,2 3991 11,06

Налог на доходы физических лиц 7771 21,6 9479 29,1 9307 25,5 9199 22,9 9547 26,4

НДС 5446 15,1 6746 20,7 6836 18,7 8511 21,2 7856 21,7

Акцизы 9660 26,8 9088 27,9 12227 33,4 13515 33,6 8733 24,2

Налог на имущество организаций 1835 5,1 2195 6,7 2307 6,3 2282 5,7 2926 8,1

Налог на имущество ф/л 45 0,1 46 0,1 57 0,2 101 0,3 129 0,4

Транспортный налог 496 1,4 565 1,7 639 1,7 682 1,7 697 1,9

Земельный налог 507 1,4 560 1,7 644 1,8 600 1,5 594 1,6

Платежи за пользование природными ресурсами 55 0,2 43 0,1 38 0,1 48 0,1 35 0,1

Налог по УСНО 396 2,5 744 2,3 741 2,0 890 2,2 968 2,7

ЕНВД 363 2,3 491 1,5 462 1,3 447 1,1 368 1,0

ЕСХН 20 0,1 16 0,1 18 0,1 27 0,1 30 0,1

Остальные налоги и сборы 215 1,4 157 0,5 170 0,4 200 0,5 225 0,6

Всего поступило налогов и сборов 36004 100,0 32546 100,0 36564 100,0 40219 100,0 36115 100,0

Данные таблицы 3 свидетельствует о резком снижении налоговых поступлений по налогу на прибыль организаций. Так, если в 2014 году посредством данного налога было мобилизовано 8848 млн. руб., то в 2018 году всего лишь 3991 млн. руб. Уменьшились в абсолютных значениях и акцизы с 9660 до 8733 млн. руб. Практически по всем остальным налогам и сборам за период с 2014 по 2018 гг. увеличились объемы поступлений в

Республике Мордовия. Причем по многим налогам поступившие суммы значительно превышали базовые значения, т.е. данные 2014 года.

Нам представляется, что налоговый потенциал региона состоит из фактически собранных налоговыми органами налогов, сборов и других обязательных платежей за определенный период времени (обычно за год), а также общую сумму налоговой задолженности экономических субъектов на конец соответствующего периода. Данный показатель можно рассматривать как нереализованную часть налогового потенциала, или как общую сумму налоговых поступлений, которую еще предстоит собрать у налогоплательщиков.

Таким образом, налоговый потенциал территории состоит из двух частей:

- реализованной части, то есть уже собранных налогов и сборов региона;

- нереализованной части, включающей в себя начисленные региональными налоговыми органами налоги и сборы, но еще не поступившие в соответствующие бюджеты, и числящиеся как задолженность (недоимка) отдельных налогоплательщиков.

Теперь проанализируем динамику изменения нереализованного налогового потенциала, а именно задолженности по налогам, сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации. Информация была получена с налогового паспорта Республики Мордовия. Следует отметить, что невыполнение плановых заданий по мобилизации налогов, наблюдаемое в последние годы, во многом обусловлено несвоевременной уплатой налогов и сборов в бюджет отдельными юридическими и физическими лицами. В результате этого образуется недоимка по налогам. Динамика ее изменения в Республике Мордовия представлена в таблице 4.

Таблица 4 - Состав и структура задолженности по налогам, сборам, пеням и санкциям в Республике Мордовия_

Налоговые поступления 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

млн. руб. % млн. руб. % млн. руб. % млн. руб. % млн. руб. %

Задолженность

по налогам и сборам, всего, в 3148,2 73,8 3552,0 78,6 3272,3 80,2 3308,1 82,2 2727,1 78,5

том числе

по федеральным налогам и 2653,6 62,2 2982,3 66,0 2615,4 64,1 2546,6 63,3 1941,8 55,9

сборам

по региональным налогам и 325,0 7,6 376,5 8,3 413,4 10,1 495,7 12,3 540,7 15,6

сборам

по местным

налогам и 56,4 1,3 73,6 1,6 88,4 2,2 119,3 3,1 119,7 3,4

сборам

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

по налогам со

специальным налоговым 113,2 2,7 119,6 2,7 155,1 3,8 141,6 3,5 124,9 3,6

режимом

Задолженность

по пеням и налоговым 1116,6 26,2 965,5 21,4 808,7 19,8 716,8 17,8 745,0 21,5

санкциям, всего

Совокупная задолженность по 4264,8 100,0 4517,4 100,0 4081,0 100,0 4024,9 100,0 3472,1 100,0

Мордовии

Налоговая задолженность по налогам и сборам, администрируемым Управлением ФНС России по РМ, имеет тенденцию к сокращению. Так, если в 2014 году общий объем налоговой задолженности составлял 3148,2 млн. руб., то в 2018 году уже составляла 1941,8 млн. руб. Снижение произошло на 38,3 %.

По Республике Мордовия снижается и задолженность по пеням и налоговым санкциям. В 2014 году задолженность по ним составляла 1116,6 млн. руб., то в 2018 году только 745,0 млн. руб. Снижение за пять лет составило 32,3 %. В результате совокупная задолженность также существенно снизилась (на 18,6 %). Данное явление можно оценивать как позитивное, так как высокие объемы налоговой задолженности могут свидетельствовать о невысокой платежеспособности экономических субъектов региона. Наиболее высокий объем задолженности приходится на федеральные налоги и сборы, их доля в 2018 году составляла 78,5 % от всей задолженности. На долю региональных налогов приходится 15,6 %, на

местные налоги - 3,4 %, и налоги, уплачиваемые в рамках специальных налоговых режимов, - 3,6 %.

Для наглядного рассмотрения структуры совокупной налоговой задолженности в консолидированный бюджет Республики Мордовия составим диаграмму по последнему отчетному периоду (рисунок 5).

Рисунок 5 - Структура задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям за 2018

год, процент

Большая часть задолженности в Республике Мордовия приходится на федеральные налоги и сборы - 55,9 %. На долю задолженности по региональным налогам приходится 15,6 %, а по местным - меньше всего, только 3,4 % от всей задолженности. Довольно значителен удельный вес задолженности по пеням и налоговым санкциям, на долю которых приходится 21,5 %. На специальные налоговые режимы приходится 3,6 %.

Динамику изменения общей совокупной задолженности в консолидированный бюджет Российской Федерации продемонстрируем в виде графика (рисунок 6).

Рисунок 6 - Динамика изменения совокупной налоговой задолженности по Республике Мордовия, млн. руб.

Максимальный объем совокупной налоговой задолженности приходится на 2015 год, когда из-за введенных экономических санкций против России многие отечественные предприятия еще не адаптировались к работе в новых экономических условиях, в стране наблюдалась экономическая рецессия и возникли проблемы со своевременной уплатой налогов и сборов в бюджетную систему. Постепенно налоговая задолженность стала снижаться, и в 2018 году она достигла уровня в 3472,1 млн. руб.

В заключении, на основе общего объема собранных территориальными подразделениями Управления ФНС России по РМ собранных налоговых и неналоговых доходов, информации по налоговой задолженности за период с 2014 по 2018 годы, а также цифровых данных по отсроченным (рассроченным) платежам и реструктурированной задолженности, приостановленных к взысканию платежей и мировых соглашений, невозможных к взысканию налоговыми органами сумм (это информация содержится в Разделе 8 Налогового паспорта региона), рассчитаем совокупный объем налогового потенциала Республики Мордовия (таблица 5).

Таблица 5 - Совокупный налоговый потенциал Республики Мордовия (составлено автором на основе налогового паспорта РМ)_

Наименование показателя 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2018 г. в % к 2014 г.

1. Объемы налоговых поступлений 36004 32546 36564 40219 36115 100,3

по РМ - всего, млн. руб.

2. Совокупная задолженность по 4264,8 4517,4 4081,0 4024,9 3472,1 81,4

налогам, сборам, пеням и санкциям

в РМ, млн. руб.

3. Отсроченная, приостановленная 1844,1 1825,6 1348,0 1272,5 1420,1 77,0

и невозможная к взысканию

налоговая задолженность, млн.

руб.

4. Совокупный налоговый 38424,7 35237,8 39297,0 42971,4 38167,0 99,3

потенциал Республики Мордовия, млн. руб. (п.1+п.2-п.3)

За анализируемый период совокупный налоговый потенциал Республики Мордовия ведет себя нестабильно, во многом скачкообразно, то снижаясь, то снова повышаясь. В целом, за последние 5 лет, произошло снижение потенциала на 0,7 %. Наиболее высоким налоговый потенциал был в 2017 году, когда он составлял 42971,4 млн. руб., а наименьшим - в 2015 году (35237,8 млн. руб.). Основу совокупного налогового потенциала составляют налоговые поступления по региону, на которые в 2018 году приходилось 94,6 % всего объема потенциала.

Для наглядного представления динамики совокупного налогового потенциала Республики Мордовия за период с 2014 по 2018 годы составим гистограмму (рисунок 7).

45000

42500

40000

37500

35000

32500 30000

Рисунок 7 - Динамика изменения совокупного налогового потенциала Республики Мордовия,

млн. руб.

-38424,7

2014г.

35237,8

2015г.

39297

А.

2016г.

42971,4

ш

2017г.

38167

V7

2018г.

За исследуемый период налоговый потенциал Республики Мордовия имеет разнонаправленную динамику, характеризуется нестабильностью и неустойчивостью. После резкого снижения в 2015 году, совокупный налоговый потенциал республики рос три года подряд, а потом снова в 2018 году снизился.

Итак, проведенный анализ показал, что на совокупный налоговый потенциал Республики Мордовии оказывает влияние целый ряд факторов, и он не демонстрирует устойчивой динамики. В зависимости от социально-экономического положения страны и региона постоянно происходят изменения в его объемах. Одним из самых неблагоприятных годов и по объемам налоговых поступлений, и по налоговому потенциалу в целом выступает последний отчетный 2018 год, что объясняется ухудшением экономической конъюнктуры в РМ после проведения Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018, так как вложения федеральных и республиканских властей в создание соответствующей инфраструктуры пока не дали желаемого результата, а содержание спортивных и иных объектов все в большей степени перекладывается на плечи региональных властей.

Библиографический список

1. Алехин С. Н. Методика оценки налогового потенциала территорий // Российский налоговый курьер. - 2005. - №2 6. - С. 68-70.

2. Анализ и планирование налоговых поступлений: теория и практика / А. Б. Паскачев, Ф. К. Садыгов, В. И. Мишин, Р. А. Саакян и др. - М.: Издательство экономико-правовой литературы, 2009. - 232 с.

3. Чугунов В. И., Семенова А. Ю. Проблемы формирования налогового потенциала муниципальных образований / Современные социально-экономические процессы: проблемы, закономерности, перспективы: Сборник статей III Международной научно-практической конференции (г. Пенза, 20 ноября 2017 г.): в 2 частях. - Пенза, 2017. - С. 190-192.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.