Научная статья на тему 'Налоговый потенциал региона и факторы его роста в Южном Федеральном округе'

Налоговый потенциал региона и факторы его роста в Южном Федеральном округе Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
498
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОН / ИНДЕКС / ФАКТОР / TAX POTENTIAL / TAX POLICY / REGION / INDEX / FACTOR

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Зотова А. И., Александрук К. В.

В данной статье проанализирована роль оценки налогового потенциала региона для совершенствования налоговой политики региона. Проведен анализ и дана характеристика налогового потенциала регионов Южного федерального округа за период 2015-2018 гг. Отмечается, что налоговый потенциал регионов, входящих в состав Южного федерального округа, распределен достаточно непропорционально внутри округа в силу разного уровня социально-экономического развития регионов, что находит отражение в величине совокупного налогового потенциала Южного федерального округа. Осуществлен анализ налоговой политики регионов, входящих в состав Южного федерального округа, на основании которого было выявлено место каждого из регионов, входящих в состав Южного федерального округа, в общероссийском рейтинге регионов по эффективности налоговой политики в 2017 году. Были выявлены основные факторы, влияющие на рост налогового потенциала регионов, и указаны пути повышения его величины

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX POTENTIAL OF THE REGION AND FACTORS OF ITS GROWTH IN THE SOUTH FEDERAL DISTRICT

Thе article analyzes the role of assessing the tax access of a region to improve the tax policy of a region. The analysis carried out and the characteristic of the tax range of the regions of the Southern Federal District for the period 2015-2018. It is noted that the tax potential of the regions that are part of the Southern Federal District is distributed disproportionately enough within the environment in the form of a different level of regional socio-economic development, which is reflected in the total tax potential of the Southern Federal District. The analysis of the tax policy of the regions that are part of the Southern Federal District was carried out, on the basis of which the place of each of the regions that are part of the Southern Federal District was identified in the nationwide ranking of regions on the effectiveness of tax policy in 2017. The main factors affecting the growth of tax access and the marked ways to increase its value were identified

Текст научной работы на тему «Налоговый потенциал региона и факторы его роста в Южном Федеральном округе»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

УДК 336.027

НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА И ФАКТОРЫ ЕГО РОСТА В ЮЖНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ А.И. Зотова, доцент e-mail: [email protected] К.В. Александрук, магистрант

e-mail: [email protected] Южный федеральный университет

В данной статье проанализирована роль оценки налогового потенциала региона для совершенствования налоговой политики региона. Проведен анализ и дана характеристика налогового потенциала регионов Южного федерального округа за период 2015-2018 гг. Отмечается, что налоговый потенциал регионов, входящих в состав Южного федерального округа, распределен достаточно непропорционально внутри округа в силу разного уровня социально-экономического развития регионов, что находит отражение в величине совокупного налогового потенциала Южного федерального округа. Осуществлен анализ налоговой политики регионов, входящих в состав Южного федерального округа, на основании которого было выявлено место каждого из регионов, входящих в состав Южного федерального округа, в общероссийском рейтинге регионов по эффективности налоговой политики в 2017 году. Были выявлены основные факторы, влияющие на рост налогового потенциала регионов, и указаны пути повышения его величины

Ключевые слова: налоговый потенциал, налоговая политика, регион, индекс, фактор

TAX POTENTIAL OF THE REGION AND FACTORS OF ITS GROWTH IN THE SOUTH FEDERAL DISTRICT A.I. Zotova, Assistant Professor

e-mail: [email protected] C.V. Alexandruk, Undergraduate e-mail: [email protected] Southern Federal University

1Ъе article analyzes the role of assessing the tax access of a region to improve the tax policy of a region. The analysis carried out and the characteristic of the tax range of the regions of the Southern Federal District for the period 2015-2018. It is noted that the tax potential of the regions that are part of the Southern Federal District is distributed disproportionately enough within the environment in the form of a different level of regional socio-economic development, which is reflected in the total tax potential of the Southern Federal District. The analysis of the tax policy of the regions that are part of the Southern Federal District was carried out, on the basis of which the place of each of the regions that are part of the Southern Federal District was identified in the nationwide ranking of regions on the effectiveness of tax policy in 2017. The main factors affecting the growth of tax access and the marked ways to increase its value were identified

Key words: tax potential, tax policy, region, index, factor

Неотъемлемым условием полноценного и эффективного осуществления государством своих непосредственных функций является наличие достаточного объема денежных средств. Аккумулируются эти средства разными способами, основным из которых выступает налогообложение. 1 Согласно данным Министерства финансов Российской Федерации, доля налоговых доходов и платежей в структуре доходов бюджета расширенного правительства Российской Федерации за период 2011-2017 гг. оставалась при-

© Зотова А.И., Александрук К.В., 2018

мерно на одном уровне и по состоянию на 2017 год составила 30,29% [1].

Под налоговым потенциалом в данной работе будет подразумеваться часть финансовых ресурсов, которая, согласно налоговому законодательству, представляет собой потенциально возможную сумму налоговых баз, которые являются основой для начисления всей совокупности налогов и обязательных платежей на определенной территории.

Оценка налогового потенциала региона РФ имеет немаловажное значение для разработки аргументированных подходов к решению научно-практических проблем следующей ориентации:

- управление воспроизводством хозяйственного комплекса региона Российской Федерации. Показатель налогового потенциала является дополнительным инструментарием, служащим для исследования характера, факторов, закономерностей, обстоятельств функционирования и развития региональных хозяйственных комплексов;

- модернизация бюджетно-финансовой системы субъекта Российской Федерации. Уровень налогового потенциала может служить основой для анализа возможной величины доходов бюджета региона, и, соответственно, способности местных администраций к исполнению собственных функций, выработки решений в сфере региональной налоговой политики, организации классификационной систематизации субъектов РФ по показателю бюджетных доходов;

- регулирование связей между бюджетами, где показатель налогового потенциала представляет собой базисным индикатором для установления подлинной потребности субъектов РФ в экономической помощи за счет средств направленных из федерального бюджета.

В данной работе будет рассматриваться налоговый потенциал Южного Федерального округа. Южный Федеральный округ состоит из 3 республик (Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Республика Крым), 3 областей (Ростовская, Волгоградская, Астраханская), 1 края (Краснодарский Край) и 1 города федерального значения (г. Севастополь). Проанализируем налоговый потенциал регионов Южного Федерального округа за период 2015-2018 гг. (табл. 1).

Таблица 1

Прогнозное значение индекса налогового потенциала регионов Южного Федерального округа на период

2015-2018 гг. (согласно данным Министерства финансов Российской Федерации) [2]

Субъект Южного Федерального округа 2015 2016 2017 2018

Республика Адыгея 0,401 0,424 0,415 0,457

Республика Калмыкия 0,361 0,337 0,333 0,357

Республика Крым - - 0,200* 0,362

Краснодарский край 0,676 0,733 0,729 0,729

Астраханская область 0,636 0,690 0,690 0,630

Волгоградская область 0,584 0,579 0,575 0,594

Ростовская область 0,581 0,586 0,582 0,598

г. Севастополь - - 0,383* 0,424

Значение индекса налогового потенциала ЮФО 0,539 0,558 0,488 0,519

^согласно прогнозным данным Министерства финансов Российской Федерации, предшествующим вхождению Республики Крым и г. Севастополь в состав Южного Федерального округа

Исходя из прогнозов, разрабатываемым Министерством финансов Российской Федерации, можно наблюдать следующую картину ожиданий развития налогового потенциала регионов Южного Федерального округа за период 2015-2018 гг.:

- оптимистичные прогнозы, в основном, Министерство Финансов Российской Федерации на период 2015-2018 гг. давало развитию налогового потенциала Краснодарского края (среднее значение индекса налогового потенциала за указанный период составило 0,717; однако в прогнозных значениях на 2017 и 2018 годы наметилась некоторая стабилизация значения данного показателя, что в долгосрочной перспективе может перейти в состояние застоя и стагнации), Астраханской области (среднее значение индекса за указанный период составило 0,662) и Ростовской области (среднее значение индекса налогового потенциала за

указанный период составило 0,587). Однако наибольший «прирост ожиданий» за указанный период достался Республике Крым (прогнозируемое значение индекса налогового потенциала в 2018 году, по сравнению с 2017 годом, выросло в 1,81 раз; однако можно говорить о изначально заниженном прогнозном значении индекса налогового потенциала региона, что и привело к быстрому росту последующего прогнозного значения в 2018 году) и Республике Адыгее (прогнозируемое значение индекса налогового потенциала в 2018 году выросло в 1,14 раза по сравнению с 2015 годом). Среднее прогнозное значение индекса налогового потенциала Южного Федерального округа за исследуемы период составило 0,526.

Далее рассмотрим фактическое значение индекса налогового потенциала регионов Южного Федерального округа за период 2015-2018 гг. (табл.2).

Таблица 2

Фактическое значение индекса налогового потенциала регионов Южного Федерального округа

за период 2015-2018 гг. [2]

Субъект Южного Федерального округа 2015 2016 2017 2018

Республика Адыгея 0,412 0,442 0,462 0,443

Республика Калмыкия 0,334 0,362 0,358 0,381

Республика Крым - - 0,365 0,403

Краснодарский край 0,726 0,727 0,731 0,723

Астраханская область 0,688 0,684 0,630 0,614

Волгоградская область 0,578 0,603 0,597 0,577

Ростовская область 0,582 0,597 0,602 0,610

г. Севастополь - - 0,426 0,397

Значение индекса налогового потенциала ЮФО 0,553 0,569 0,521 0,519

Глядя на фактические значения индекса налогового потенциала, представляется примерно та же картина: уверенное превосходство Краснодарского края, далее располагаются Астраханская область и Ростовская область. Среднее значение индекса фактического

налогового потенциала Южного Федерального округа за исследуемый период составило 0,541.

Теперь логичным шагом будет сопоставление прогнозных и фактических показателей индекса налогового потенциала регионов Южного Федерального округа за указанный период (табл. 3).

Таблица 3

Степень выполнения прогнозных значений индекса налогового потенциала регионами Южного Федераль-_ного округа за период 2015-2018 гг. [2]_

Субъект Южного Федерального 2015 2016 2017 2018

округа Степень соот- Степень соот- Степень соот- Степень соот-

ветствия про- ветствия про- ветствия про- ветствия про-

гноза, % гноза, % гноза, % гноза, %

Республика Адыгея 102,7 104,2 111,3 96,9

Республика Калмыкия 92,5 107,4 107,5 106,7

Республика Крым - - 182,5 111,3

Краснодарский край 107,4 99,2 100,3 99,2

Астраханская область 108,2 99,1 91,3 97,5

Волгоградская область 99,0 104,1 103,8 97,1

Ростовская область 100,2 101,9 103,4 102,0

г. Севастополь - - 111,2 93,6

Южный Федеральный округ 102,6 101,9 106,7 100,0

Исходя из данных таблицы, можно говорить о том, что за период 2015-2017 гг. наблюдалась неоднозначная картина: фактическое значение налогового потенциала в каждом отчетном году превышало прогнозное его значение, что говорит как об относительно эффективной налоговой политике большинства регионов Южного Федерального округа, так и о недостаточно высоком уровне качества прогнозирования индекса налогового потенциала Министерством финансов Российской Федерации. Также следует отметить неравномерность достижения прогнозируемых значений среди регионов Южного Федерального округа: такие регионы, как Республика Крым, Республика Калмыкия и Ростовская область играли роль «тягача» для среднего значения данного показателя по Южному Федеральному округу в целом. Среди причин такого разрыва между регионами можно выделить старение основных фондов предприятий, применение недобросовестными налогоплательщиками

схем уклонения от уплаты налога, разница реальных доходов населения регионов и т.д. Стоит выделить успешное достижение прогнозного значения на протяжении всего рассматриваемого периода Ростовской областью. Наименее эффективными регионами за рассматриваемый период оказались Астраханская область и Волгоградская область.

Основа налогового потенциала региона - это его налоговые доходы. Исходя из данных ежегодных отчетов, публикуемых на официальном сайте Федеральной налоговой службы, можно говорить о том, что за период 2015-2017 гг. наблюдалась тенденция к снижению эффективности взимания налогов в Южном Федеральном округе: коэффициент поступления налоговых доходов составил 95,2% в 2015 году, 73,3% в 2016 году, 64,1% в 2017 году. Среди причин можно выделить старение основных фондов предприятий, применение недобросовестными налогоплательщиками схем уклонения от уплаты налога, снижение ре-

альных доходов населения и т.д. В 2017 году ближе всех к выполнению поставленной задачи был г. Севастополь (получено 80,8% налоговых доходов по факту из начисленных всего), Республика Крым (получено 79,7% налоговых доходов по факту из начисленных всего), Республика Калмыкия (получено 76,1% налоговых доходов по факту из начисленных всего). Лидеры по объему налоговых доходов в Южном Федеральном округе - Краснодарский край и Ростовская область - фактически получили всего 67,3% и 73,8% из запланированных налоговых доходов соответственно. Наименее эффективным регионом за рассматриваемый период с точки зрения выполнения плана поступлений налоговых доходов оказалась Волгоградская область, где ни разу за рассматриваемый период (2015-2017 гг.) не был выполнен данный план. Основными причинами этого являются:

• введение с 2012 года института консолидированных групп налогоплательщиков, в результате которого прибыль организаций, полученная на территории Волгоградской области, перераспределяется вместе с прибылью и убытками других организаций, входящих в консолидированные группы налогоплательщиков и находящихся на территории других субъектов Российской Федерации;

• предоставление налоговых льгот и преференций с целью оказания мер социальной поддержки гражданам и организациям, стимулирования развития инвестиционной деятельности, а также льготы, предоставленные организациям на определенный срок на основе оценки бюджетной и экономической эффективности [3].

Рассматривая структуру налоговых доходов ЮФО за 2017 год в общем, то преобладает доля федеральных налогов и сборов (73,5% от общих поступлений) и региональных налогов (13,8% от общего объема поступлений), доля налогов, относящихся к специальным налоговым режимам, составила 8,5%. Местные налоги составили всего 4,2% от общего объема поступлений. Абсолютным лидером по объемам налоговых доходов в 2017 году стал Краснодарский край (от общего объема налоговых доходов ЮФО по категориям: 35,5% федеральных налогов и сборов, 51% региональных доходов, 40,8% местных налогов, 44,4% налогов, относящихся к специальным налоговым режимам). По структуре налоговых доходов каждого региона Южного Федерального округа практически идентичны друг другу: основную долю занимают федеральные налоги и сборы, далее идут региональные налоги, далее - налоги, относящиеся к специальным налоговым режимам. Исключением является структура налоговых доходов Республики Крым и г. Севастополь - там доля налогов, относящихся к специальным налоговым режимам, преобладает над долей региональных налогов. Очевидно, что это связано с относительно недавним вхождением данных

субъектов Федерации в состав Российской Федерации и Южного Федерального округа и продолжающимся формированием их налоговой системы. Наименьшую долю в налоговых доходах регионов Южного Федерального округа занимают местные налоги (в среднем - 3,7%) [4].

Рассмотрим причины сложившейся ситуации в Южном Федеральном округе. Важным условием выполнения прогнозируемых показателей по значению индекса налогового потенциала является эффективная налоговая политика региона. По итогам 2017 года регионы Южного Федерального округа занимали следующие места в рейтинге эффективности региональной налоговой политики:

— Республика Адыгея заняла 49 место, наивысшее среди регионов Южного Федерального округа;

— Ростовская область разделила 58-59 места с Саратовской областью;

— Краснодарский край занял 61 место;

— г. Севастополь занял 66 место;

— Республика Калмыкия заняла 69 место;

— Волгоградская область заняла 77 место;

— Республика Крым заняла 78 место;

— Астраханская область заняла 81 место [5].

Характеризуя положение регионов Южного Федерального округа в области системности реализации налоговой политики, можно отметить следующие особенности:

— большинство регионов еще либо не ввели расчет НИО (налог на имущество организаций) от кадастра ни по одному виду недвижимости, либо в год применения расчета НИО от кадастра не утвердили перечень (Ростовская область, г. Севастополь, Волгоградская область, Республика Крым, Астраханская область);

— все регионы Южного Федерального округа ввели в 2017 году значение коэффициента для расчета стоимости патента для мигрантов на уровне от 1 до 2. Можно это объяснить сравнительно низким уровнем среднемесячной заработной платы в регионах;

— практически во всех регионах установлена довольно высокая налоговая ставка по транспортному налогу на легковые автомобили с мощностью двигателя более 250 лошадиных сил (кроме Республики Крым - налоговая ставка в 2017 году колебалась от 25 руб/л.с. до 50 руб/л.с.);

— говоря о политике предоставления регионами налоговых льгот, регионы Южного Федерального округа можно условно разделить на две группы:

• недотационные регионы с высоким уровнем госдолга или дотационные регионы с низким уровнем госдолга, которые предоставляют незначительный объем льгот (Республика Адыгея, Ростовская область, г. Севастополь, Республика Крым);

• дотационные регионы с высоким уровнем госдолга, которые предоставляют значительный объем льгот (Краснодарский край, Республика Калмыкия, Волгоградская область, Астраханская область);

— развитие патентной системы налогообложения в Южном Федеральном округе имеет достаточно средний уровень. Наиболее привлекательным регионом в Южном Федеральном округе благодаря дифференциации размера потенциального годового дохода индивидуального предпринимателя по всем возможным параметрам стала Волгоградская область, а регионом с самой высокой долей индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, стала Республика Адыгея;

— практически у всех регионов Южного Федерального округа наблюдается низкая эффективность работы с налоговой задолженностью. Исключениями стали Республика Крым и г. Севастополь, где за 2017 год наблюдался достаточно низкий уровень налоговой задолженности к налоговым доходам региона.

Таким образом, из числа существующих факторов роста налогового потенциала Южного Федерального округа следует отметить следующие:

• нормативно-законодательный фактор. Регионы, входящие в состав Южного Федерального округа, имеют относительно развитое налоговое и бюджетное законодательство, соблюдение которого необходимо контролировать с помощью непрерывного мониторинга;

• ресурсно-сырьевой фактор в регионах Южного Федерального округа имеют основополагающее значение, так как регионы Южного Федерального округа (в особенности, Краснодарский край и Ростовская область) имеют огромный природно-ресурсный потенциал. Рациональное использование ресурсно -сырьевой базы регионов даст возможность увеличить налоговую базу региона без увеличения налоговой нагрузки. ;

• производственный фактор. В регионах наблюдается стремительный рост субъектов малого и среднего предпринимательства, деятельность которых признана прибыльной, на что и направлена политика региональных властей;

• инфраструктурный фактор. Достаточно высокая инфраструктурная обеспеченность регионов про-

являет воздействие на экономическую активность хозяйствующих субъектов, их налоговую активность;

• социальный фактор. Население Южного Федерального округа обладает высоким уровнем финансовой грамотности населения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из числа основных путей повышения налогового потенциала Южного Федерального округа можно определить следующие шаги:

• постепенная ликвидация дисбаланса уровня социально-экономического развития регионов ЮФО не только за счет перераспределения нормативов отчислений в пользу менее развитых регионов, но и предоставить им больше автономии для наращивания собственного доходного и налогового потенциалов. Дотационные регионы нередко мало мотивированы в наращивании собственного налогового потенциала;

• внедрение механизма дифференцированных ставок и нормативов отчислений общих налогов, с применением единых критериев дифференциации;

• повышение качества налогового администрирования и налогового контроля;

• повышение налоговой культуры в регионах.

Литература

1. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (принят Министерством финансов Российской Федерации 02.10.2018);

2. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/document;

3. Постановление Администрации Волгоградской области от 31 января 2017 года «Об утверждении бюджетного прогноза Волгоградской области на период 2017-2034 годов;

4. Сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn61/related_activities/statistics_and _analytics/forms/;

5. Исследование PwC «Рейтинг эффективности региональной налоговой политики (по итогам 2017 года)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.pwc.ru/ru/publications/effektivnost-nalogovoy-politiki-2017.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.