Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МАЛОЙ РОДИНЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА'

ДИАГНОСТИКА ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МАЛОЙ РОДИНЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малая родина / ценностное отношение / патриотические чувства / диагностика / изобразительное искусство / small homeland / value attitude / patriotic feelings / diagnostics / fine art

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овсянникова Оксана Александровна, Ветошкина Полина Олеговна

Статья посвящена разработке диагностики исследования уровня развития ценностного отношения к малой родине у младших школьников на уроках изобразительного искусства, проведению начальной диагностики изучаемого качества школьников и ее анализу. В статье обосновывается актуальность проблемы на основе федеральных государственных документов. Рассмотрена эффективность изобразительного искусства как средства развития ценностного отношения к малой родине и любви к родному краю у младших школьников. В статье были сформулированы и раскрыты основные понятия по теме исследования. Выявлены показатели для проведения и анализа начальной диагностики, такие как «знание и уважение особенностей и традиций малой родины» и «умение выражать значимость к своей малой родине». Для каждого показателя были разработаны диагностические задания, оцениваемые в баллах. В заключении статьи сформулированы задачи для дальнейшей работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Овсянникова Оксана Александровна, Ветошкина Полина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the development of diagnostic tools for the study of the level of development of the value attitude to the small homeland among younger schoolchildren in the lessons of fine arts, the initial diagnosis of the studied quality of schoolchildren and its analysis. The article substantiates the relevance of the problem on the basis of federal government documents. The effectiveness of fine art as a means of developing a value attitude to a small homeland and love for the native land among younger schoolchildren is considered. The article formulated and disclosed the basic concepts of the research topic. Indicators for conducting and analyzing initial diagnostics, such as "knowledge and respect for the characteristics and traditions of a small homeland" and "the ability to express importance to one's small homeland", have been identified. Diagnostic tasks were developed for each indicator, evaluated in points. In conclusion, the tasks for further work are formulated.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МАЛОЙ РОДИНЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

4. Skyeng. Курсы английского языка онлайн под ваши цели. - URL: https://www.edx.org/search?tab=course (дата обращения: 11.03.2024)

5. Корякова, К.А. Нейросети как новые инструменты в образовании / К.А. Корякова, О.В. Судакова // Информационные технологии в образовании. - 2023. - № 6. - С. 180-186

6. Курбанова, З.С. Нейросети в контексте цифровизации образования и науки / З.С. Курбанова, Н.П. Исмаилова // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 3(100). - С. 309-311

7. Павельева, Т.Ю. Методический потенциал нейросетей в образовании / Т.Ю. Павельева // Филология: от теории к практике: Материалы II Международной научно-практической конференции, Каракалпакстан, Нукус, 12-13 мая 2023 года / Министерство высшего образования, науки и инновации Республики Узбекистан, Нукусский государственный педагогический институт имени Ажинияза. - Каракалпакстан, Нукус: Издательство «ILIMPAZ», 2023. - С. 136-138

8. Петров, В.В. Нейросети в образовании: шаг в будущее / В.В. Петров // Естественные, математические и технические науки. Образование. Технологии. Инновации: Материалы Межрегиональной научно-практической студенческой конференции, Липецк, 07-28 апреля 2023 года. - Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2023. - С. 264-267

УДК 372.874

ДИАГНОСТИКА ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МАЛОЙ РОДИНЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА

УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Овсянникова Оксана Александровна кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой искусств Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственныйуниверситет» (г. Тюмень);

Ветошкина Полина Олеговна студентка

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

Постановка проблемы. Одной из важных целей образовательной политики является формирование у подрастающего поколения ценностного отношения к своей родине, так как это всецело влияет на патриотическое воспитание школьников и формирование духовно-нравственной среды общества. Актуальность проблемы подтверждает Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» [7].

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования также указано, что «общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян», при этом «опираясь на национальные традиции» [3, С. 7].

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, в части дисциплины «Изобразительное искусство» указывается на необходимость формирования художественной культуры, в том числе на материале родного края, патриотического отношения к своей малой родине и ее культуре [9, С. 17].

Идеи и проблемы патриотического воспитания в своих трудах раскрывали многие отечественные ученые и педагоги, такие как Лихачев Д.С. [4], Макаренко A.C. [6], Стоюнин В.Я. [11], Сухомлинский В.А. [12], Ушинский К.Д. [13]. Тем не менее данная проблема остается актуальной и в современном мире.

Изложение основного материала исследования. Воспитание ценностного отношения к Родине - одна из не менее главных задач на уроках изобразительного искусства, которая должна прививаться обучающимся с начальной школы. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения. Младшие школьники лучше чувствуют красоту окружающего мира, нашей природы и страны.

В некоторых программах по изобразительному искусству применяется тема, связанная с малой родиной [8]. Для младших школьников по программе Б.М. Йеменского предложено большое количество тем, освещающих быт, убранство, особенности и традиции, история и культура русского народа. Все темы направлены на эффективное освоение знаний о Родине, а также воспитание любви и гордости к ней. К сожалению, по теме формирования ценностного отношения к малой родине у младших школьников на уроках изобразительного искусства, практически нет исследований, касающихся разработки диагностики для исследования данного качества обучающихся.

Изобразительное искусство является эффективным средством для пробуждения ценностного отношения и любви к родному краю у детей, поскольку именно оно в большей мере помогает выразить свои эмоции, чувства и ощущения с помощью рисунка. На уроках изобразительного искусства изучение Родины интереснее, ведь в начале урока просмотр и анализ творческих работ великих живописцев, которые изображали Россию и ее просторы, а после изображение обучающимися своих родных пейзажей по памяти, всецело повлияет на закрепление чувства причастности и ценностного отношения к нашей стране на эмоциональном уровне.

Академик Д.С. Лихачев писал, что патриотическое воспитание на уроках включает не только ценностное отношение к родным местам, но и включает знания о них, «приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень» [5, С. 12].

Обратимся к рассмотрению понятий. В энциклопедическом словаре определение «ценностный», рассматривается как «...основанный на оценке значимости кого-, чего-либо» [1, С. 1461].

«Отношение» определяется как «...причастность к чему-либо, связь с кем, чем-либо; касательство человека» [10, С. 572].

Таким образом, ценностное отношение - это отношение значимости какого-либо объекта, основанного на личностном опыте, сформированное в процессе деятельности и общения, отражающее собственный выбор личности.

Рассмотрим понятие «малая родина». Малая родина - совокупность образов определенного места, где жизнь человека только началась. Такие образы формируются при непосредственном восприятии и хранятся в памяти продолжительное

Д.С. Лихачев связывает «ценностное отношение к малой родине с уважением и любви к ней, ее традициям и нормам...» [4,С.249].

Проанализировав всё вышеперечисленное, было уточнено понятие «ценностное отношение к малой родине» относительно проявления его на уроках изобразительного искусства. Ценностное отношение обучающихся к малой родине на уроках изобразительного искусства - это значимость малой родины для обучающихся, проявляющаяся в знании

особенностей и традиций малой родины, их уважение, а также умение выражать значимость к малой родине в творческих работах различными художественными средствами.

Изучение истории малой родины включает в себя изучение исторических событий, культуры, традиций и достижений малых территорий, таких как города, села, районы или регионы. Это важная часть образования, которая помогает лучше понять наше прошлое и связь между нами и нашими предками. К сожалению, сегодня большинство людей знают свою малую родину хуже, чем зарубежные страны и континенты.

На основании сформулированного определения понятия, в соответствии с целью исследования, была проведена начальная диагностика по определению уровня развития ценностного отношения к малой родине на уроках изобразительного искусства у младших школьников. Исследование осуществлялось в общеобразовательной школе №70 города Тюмени. Участниками исследования стали 30 учеников 4 класса.

На основе уточнённого нами понятия были выделены следующие показатели: «знание и уважение особенностей и традиций малой родины»; «умение выражать значимость к своей малой родине в творческих работах различными художественными средствами».

Для каждого из показателей были определены диагностические методы: тестирование; творческое задание, определены уровни (высокий, средний, низкий). Опишем сущность диагностических заданий по показателям.

Первое задание было направлено на установление уровня показателя «знание и уважение особенностей и традиций малой родины»: ученикам было предложено пройти следующее тестирование:

1. Что такое «малая родина», по вашему мнению?

2. Знаете ли Вы, в каком городе/поселке/деревне Вы родились? Если да, то напишите название.

3. Знаете ли Вы знаменитых земляков? о Не знаю

о Знаю (укажите)

4. Знаете ли Вы историю своего края (области)? Опишите, о Особенности речи

о Традиции праздников о Особенности местного костюма о Легенды, сказки, предания о Другое

5. Какие традиции Вы применяете в своей жизни? (особенности проведения праздников и так далее). Опишите.

6. Знаете ли Вы, как выглядит Герб вашего родного края? Что изображено на нем, и почему? о Да (укажите)

о Нет

0 Затрудняюсь ответить

7. Насколько сильно Вы цените и гордитесь своей малой родиной, ее историей и обычаями? (Закрась нужную цифру, где 1 - совсем не ценю/мне безразлично, а 5 - очень горжусь и уважаю)

1 234 5

8. Знаете ли Вы каких-либо художников своего родного края? о Да (укажите)

о Нет

9. Хотели бы Вы узнать больше интересной информации о художниках вашей малой родины? о Да

о Нет

При прохождении тестирования все в достаточной мере справились с первым заданием, в котором нужно было дать понятие «малая родина». Во втором задании справились все, но как выяснилось, трое учеников, указавших город Тюмень, не знают, что на самом деле они родились в другом месте. Это значит, у обучающихся нет знаний и представлений о своей малой родине. Анализ третьего задания показал, что дети не знают своих знаменитых земляков. Четвертое задание дало нам понять, что некоторые обучающиеся имеют представление об истории своего родного края, но часть все же затрудняется ответить на данный вопрос. С ответом на пятый вопрос справились почти все обучающиеся, но дали почти одинаковые ответы, например, празднование масленицы. Более глубоких знаний об особенностях традиций своего родного края, малой родины у обучающихся не имеется. С шестым заданием многие ребята справились и описали герб своей малой родины верно. В седьмом вопросе ответы обучающихся начинались с третьего показателя, это говорит о том, что младшие школьники ценят и гордятся своей родиной, но пока еще не в полной мере. Восьмое задание вызвало затруднения, ребята почти не знают о художниках-земляках и почти все дали отрицательный ответ. Анализ девятого вопроса показал, что многие обучающиеся хотели бы узнать больше интересной информации о художниках свое малой родины, что показывает заинтересованность учащихся.

Обратимся к описанию уровней по первому показателю.

«Знание и уважение особенностей и традиций малой родины на высоком уровне» (3 балла) - обучающийся знает и уважает особенности и традиции своего родного края, способен выражать значимость к своей малой родине, а также ответил на все вопросы.

«Знание и уважение особенностей и традиций малой родины» на среднем уровне (2 балла) - обучающийся знает и уважает особенности и традиции своей малой родины, но ответил не на все вопросы.

«Знание и уважение особенностей и традиций малой родины» на низком уровне (1 балл) - обучающийся затрудняется в знании особенностей и традиций своей малой родины, большее количество вопросов оставил без ответа.

Второе диагностическое задание направлено на выявление уровня показателя: «Умение выражать значимость к своей малой родине в творческих работах различными художественными средствами». Применяемый диагностический метод -творческое задание. За основу разработки задания взят раздел «Рисование на темы, по памяти и представлению» по программе В. С. Кузина «Изобразительное искусство. 1-4 классы» [2].

Формулировка к заданию звучит следующим образом: «Изобразите образ своей малой родины. Постарайтесь передать все чувства и эмоции, отношение к своей малой родине, а также объяснить, почему вы нарисовали именно это, и что оно для вас значит. Работа выполняется любыми цветными материалами».

По данному показателю также были определены уровни, которые оценивались в баллах.

«Умение выражать значимость к своей малой родине» в творческих работах различными художественными средствами» (3 балла) - обучающийся выражает особую значимость к своей малой родине в творческой работе. В работе хорошо читается идея в художественном образе, правильная композиция, цвет, колорит, личное отношение и эмоции обучающего.

«Умение выражать значимость к своей малой родине в творческих работах различными художественными средствами» (2 балла) - обучающийся затрудняется выражать особую значимость к своей малой родине в творческой работе, художественный образ отражается только посредством цвета и композиции.

«Умение выражать значимость к своей малой родине в творческих работах различными художественными средствами» (1 балл) - обучающийся не может выразить особую значимость к своей малой родине в творческой работе, идея отображается только посредством цвета.

Результаты диагностики уровня развития второго показателя - «Умение выражать значимость к своей малой родине в творческих работах различными художественными средствами» показали, что многие обучающиеся испытывают определенные трудности в описании идеи своей творческой работы и личной причастности к ней. Небольшая часть класса знает свой родной край, предается теплым воспоминаниям и выражает свою значимость к нему различными художественными средствами.

На основании проведенного анализа начальной диагностики можно выделить следующие результаты.

Показатель «Знание и уважение особенностей и традиций малой родины» составил: высокий уровень - 5%, средний уровень - 55%, низкий уровень - 40%;

Показатель «Умение выражать значимость к своей малой родине в творческих работах различными художественными средствами» составил: высокий уровень - 10%, средний уровень - 50%, низкий уровень - 40%.

Исходя из данных результатов, можно сделать вывод, что превалирует низкий и средний уровень показателей, что говорит о недостаточно развитом качестве школьников, о необходимости его развития.

Приведем примеры некоторых заданий для обучающихся, направленных на развитие исследуемого качества.

Для развития ценностного отношения к своему родному краю, обучающимся могут быть предложены следующие задания на уроках изобразительного искусства.

Урок «Пейзаж родного края в технике монотипия».

Методы обучения: наглядный, творческое задание.

Ход работы: учащиеся знакомятся с такой нетрадиционной техникой, как монотипия, или «отпечатывание». Детям представляются примеры выполнения работ в данной технике, особенности исполнения творческой работы, для этого используется наглядный метод. Опираясь на тему исследования, в качестве создания работы выбран жанр «пейзаж родного края». Практическая работа начинается с поэтапного объяснения хода работы учителем.

1. На верхнюю часть листа нанесите силуэтные пятна краски в форме деревьев, кустов, неба, воды.

2. Накройте лист второй частью и хорошо прижмите ладонью, чтобы краска отпечаталась. Будьте аккуратны, не трите лист, иначе краска может сильно размазаться и смешаться.

3. Приподнимите лист аккуратно за уголки, разверните и внимательно рассмотрите, что у вас получилось.

4. Можете дорисовать получившийся образ - пейзаж родного края.

Урок «Декоративное рисование. Искусство городца».

Методы обучения: творческое задание.

Ход работы: обучающиеся знакомятся с народными промыслами и росписями разных городов нашей Родины. Демонстрируются разнообразные техники и методы исполнения узоров, животных и растений в Городецкой росписи. Далее обучающиеся, как настоящие городецкие мастера, с помощью раздаточного материала в виде вариантов узоров, выполняют собственную творческую работу, расписывая шаблон посуды по своему желанию.

1. Подумайте, как вы расположите все узоры на вашем шаблоне, что будет являться центром композиции.

2. Выполняйте работу аккуратно и не спеша, следуя подсказкам в раздаточный материале.

Выводы. В связи с полученными данными диагностики, можно сформулировать следующие задачи:

- необходимо развивать у обучающихся способность ценить и уважать свой родной край, дать обучающимся больше информации о малой родине, интересных фактах и художниках-земляках;

- необходимо развивать у обучающихся способность понимать и анализировать художественный образ.

Поставленные задачи будут осуществляться в ходе проведения развивающих занятий по изобразительному искусству в

четвёртом классе МАОУ Средняя общеобразовательная школа № 70, корпус № 1 города Тюмени. Также необходимо, с учетом возрастных особенностей обучающихся, верно подобрать развивающие методы и формы работы на уроке.

Аннотация. Статья посвящена разработке диагностики исследования уровня развития ценностного отношения к малой родине у младших школьников на уроках изобразительного искусства, проведению начальной диагностики изучаемого качества школьников и ее анализу. В статье обосновывается актуальность проблемы на основе федеральных государственных документов. Рассмотрена эффективность изобразительного искусства как средства развития ценностного отношения к малой родине и любви к родному краю у младших школьников. В статье были сформулированы и раскрыты основные понятия по теме исследования. Выявлены показатели для проведения и анализа начальной диагностики, такие как «знание и уважение особенностей и традиций малой родины» и «умение выражать значимость к своей малой родине». Для каждого показателя были разработаны диагностические задания, оцениваемые в баллах. В заключении статьи сформулированы задачи для дальнейшей работы.

Ключевые слова: малая родина, ценностное отношение, патриотические чувства, диагностика, изобразительное искусство.

Annotation. The article is devoted to the development of diagnostic tools for the study of the level of development of the value attitude to the small homeland among younger schoolchildren in the lessons of fine arts, the initial diagnosis of the studied quality of schoolchildren and its analysis. The article substantiates the relevance of the problem on the basis of federal government documents. The effectiveness of fine art as a means of developing a value attitude to a small homeland and love for the native land among younger schoolchildren is considered. The article formulated and disclosed the basic concepts of the research topic. Indicators for conducting and analyzing initial diagnostics, such as "knowledge and respect for the characteristics and traditions of a small homeland" and "the ability to express importance to one's small homeland", have been identified. Diagnostic tasks were developed for each indicator, evaluated in points. In conclusion, the tasks for further work are formulated.

Keywords: small homeland, value attitude, patriotic feelings, diagnostics, fine art.

Литература:

1. Большой толковый словарь русского языка / под ред. С.А. Кузнецова. - Санкт-Петербург изд. «Норинт», 1998.- 1536 с.

2. Изобразительное искусство: 1-4 классы: рабочая программа / B.C. Кузин, С.П. Ломов, Н.В. Долгоаршинных, С.Е. Игнатьев и др. - М.: Дрофа, 2017. - 156 с.

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я. Данилюк, A.M. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. - М.: Просвещении, 2009. - 29 с.

4. Лихачев, Д.С. Земля родная / Д.С. Лихачев. -М.: Просвещение, 1983. -256 с.

5. Лихачев, Д.С. Школа на Васильевском: Кн. для учителя / Д.С. Лихачев. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.

6. Макаренко, A.C. Педагогические сочинения: в восьми томах. Т. 4. Педагогические работы 1936-1939 / A.C. Макаренко. - Москва: Педагогика, 1984. -412 с.

7. Национальные проекты России. Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование», реализация - 2021-2024 гг. - URL: М1рз://национальныепроекты.рф/рго]ес1з/оЬга20Уате/ра1гюйсЬезкое-уозрйате (дата обращения: 22.03.2024)

8. Неменский, Б.М. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Йеменского. 1-4 классы; 5-е изд. -М.: Просвещение, 2015. -241 с.

9. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (дата обращения: 21.03.2024)

10. Словарь русского языка: в 4 т. Т 2./ Под ред. А.П. Евгеньевой. -М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. - 736 с.

11. Стоюнин, В.Я. О преподавании русской литературы / В.Я. Стоюнин // Избр. пед. соч. / Сост. Г.Г. Савенок; Акад. пед. наук СССР. -М.: Педагогика, 1991. -460 с.

12. Сухомлинский, В.А. Родина в сердце [вступит, статья Л. Голованова]. 2-е изд. / В.А. Сухомлинский. - Москва: Молодая гвардия, 1980. - 192 с.

13. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений в 11 т. / К.Д. Ушинский // Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, Т. 2. -1948.-655 с.

УДК 371

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ

ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Ольхина Елена Александровна кандидат психологических наук, доцент Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

Хохлова Ольга Сергеевна бакалавр

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

Постановка проблемы. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) являются неотъемлемой частью уроков в современной школе. Их использование позволяет систематизировать и совершенствовать учебный процесс, делая его более результативным. Внедрение ЭОР относится к важнейшему направлению развития образовательной среды в школе. Новиков М.А. в понятие "электронные образовательные ресурсы" вкладывает формы представления образовательной информации посредством информационно-коммуникативных технологий [3, С. 270].

Проблема применения ЭОР в обучающих и коррекционных целях исследована отечественной дефектологической наукой относительно недавно [2, 4, 5, 6, 7]. Однако до сих пор единично представлены научные и методические разработки, обеспечивающие учителей специальных (коррекционных) учреждений эффективными методиками их реализации.

В связи с этим использование ЭОР в обучении умственно отсталых школьников еще не носит систематического характера. Практический опыт показывает, что многие учителя, реализующие обучение умственно отсталых школьников, пользуются поисковыми системами сети Интернет. Находя там практически любой материал для занятий, вынуждены его компилировать, адаптировать, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Изложение основного материала исследования. В процессе обучения умственно отсталых обучающихся необходимо правильно подобрать и адаптировать электронные образовательные ресурсы, что связано с большими временными и ресурсными потерями. Этот процесс связан с большим количеством трудностей практического и методического характера. К ним следует отнести отсутствие определенных критериев, по которым учитель мог бы правильно и органично подобрать материал для проведения урока. В настоящей статье мы будем рассматривать электронные образовательные ресурсы, как электронные средства, которые используются педагогами для достижения целей обучения и формирования интереса к учебному процессу у умственно отсталых школьников. Для построения логики экспериментального исследования мы определили функции электронных образовательных ресурсов для педагогов опираясь на исследования Бакаевой O.A. [1, С. 38]. Демонстрация цифровых объектов.

- Компьютерное тестирование, использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей учебного комплекта.

-Возможность оперативного получения дополнительной информации.

- Развитие творческого потенциала обучающихся.

Функции актуальные для обучающихся:

- Организация и проведение индивидуальной исследовательской, творческой работы обучающихся на уроке.

- Помощь в организации обучения в удобном темпе и на выбранном учеником уровне освоения материала.

- Автоматизированный самоконтроль.

- Повышение учебных интересов.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу было выявлено, что вопрос использования электронных образовательных ресурсов в практике обучения умственно отсталых обучающихся на уроках истории недостаточно изучен. В связи с этим была определена цель констатирующего эксперимента - анализ трудностей и частоты использования электронных образовательных ресурсов на уроках истории в практике обучения умственно отсталых обучающихся.

В эксперименте приняли участие учителя истории коррекционных школ Нижегородской области и обучающиеся 6-9 классов с умственной отсталостью в количестве 24 человек. Диагностический комплекс исследования составили: структурированное наблюдение направленное на выявление частоты использования различных электронных образовательных ресурсов на этапах урока, опрос учителей и обучающихся.

Нами было разработано авторское онлайн анкетирование, вопросы подбирались исходя из интересующих нас вопросов. Анкетирование разделено на два этапа, на первом этапе исследовалась компетентность учителей в применении электронных образовательных ресурсов, Вторая часть анкеты включала в себя вопросы, связанные непосредственно с частотой использования электронных образовательных ресурсов в процессе обучения умственно отсталых детей. В исследовании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.