ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДИАТРИИ И ДЕТСКОЙ ХИРУРГИИ
Введение. Аскорбиновая кислота (витамин С) относится к безрецептурным препаратам, часто приобретаемым в аптеках, особенно в период повышения частоты острых респираторных заболеваний. Как любое лекарственное средство она может приносить как пользу, так и вред, особенно при неконтролируемом ее приеме. Витамин С избирательно накапливается в поджелудочной железе. При сахарном диабете обычно обнаруживают высокий уровень дегидроаскорбиновой кислоты (ДГАК), особенно у детей с нормальным до употребления аскорбиновой кислоты уровнем. Между нею и глюкозой обнаруживают конкуренцию за транспортный механизм, обеспечивающий их поступление в клетку. Определение уровня диастазы мочи является стандартным анализом для выявления патологии поджелудочной железы.
Цель исследования — выявить особенности изменения уровня диастазы мочи после приема аскорбиновой кислоты для установления признаков безопасности ее приема у детей с сахарным диабетом 1 типа (СД1). Материалы и методы. Обследовано 38 детей (20 девочек и 18 мальчиков) с СД 1 в возрасте 3-17 лет. Средняя длительность заболевания 5,2±0,9 лет. Проводилась комплексная оценка метаболических нарушений. Средний уровень НЬАс1 составил 8,9±0,7%. На время проведения обследования ни у одного из детей не было кетоацидотических и гипогликемический состояний.
В качестве неинвазивного теста было апробировано исследование уровня диастазы мочи. Исходный уровень данного фермента у всех пациентов был в пределах референтных значений.
После приема аскорбиновой кислоты в дозе 3 мг на кг массы тела натощак перед обедом повторное определение диастазы проводилось назавтра утром. До проведения повторного анализа из рациона пациентов исключались фрукты и овощи как источник витамина С. Результаты. Сопоставление содержания диастазы в моче больных детей с СД1до и после приема аскорбиновой кислоты выявило повышение ее более чем на 50% по сравнению с исходным уровнем у 18 детей (47%). У 12 пациентов (31,5%) содержание диастазы в моче превысило нормальный уровень. Заключение. Доза аскорбиновой кислоты 3 мг на кг массы тела у детей с СД1не является абсолютно безопасной. Для корректного назначения витамина С у данного контингента больных в качестве неинвазивного метода косвенно подтверждающего безопасность назначения препарата может быть использовано определение уровня диастазы мочи до и после назначения аскорбиновой кислоты.
ПАТОЛОГИЯ ПОЛОВОГО РАЗВИТИЯ У МАЛЬЧИКОВ С ОЖИРЕНИЕМ
Лабузов Д.С., Лабузова Ю.В.
ГОУ ВПО СГМУ Минздрава России, г. Смоленск
Введение. Ожирение — одно из самых распространенных заболеваний подростков, у пациентов мужского
пола зачастую сочетается с жалобами на неблагополучие со стороны наружных половых органов. Цель исследования — выявление структуры патологии развития половых органов в пубертатном возрасте у мальчиков с ожирением.
Материалы и методы. В исследование включено 22 мальчика с ожирением в возрасте 10-14 лет, обратившихся к детскому хирургу и/или эндокринологу с указанными жалобами. Были оценены выраженность ожирения с расчетом SDS ИМТ (WHO AnthroPlus, 2009), вторичные половые признаки по Таннер, размеры тестикул и пениса, УЗИ мошонки с орхидометрией и оценкой кровотока.
Результаты. Поводом для обращения пациентов к детскому хирургу чаще были 1)недостаточные размеры половых органов по мнению пациентов и/или их родителей — в 12 (54,5%) случаев; 2) невыведение головки — 5(23%); 3) отсутствие яичек в мошонке 4 (18%) мальчика. Пациенты имели преимущественно I и II степень ожирения, SDS ИМТ 2,47±0,21. Стадия полового развития (по Tanner) была несколько меньшей ожидаемой по возрасту (р>0,05), как и объем яичек по архидометру 6 ±2,5 мл, и результатам сонографической орхидометрии 6,4±1,7 мл, однако к 14 годам все мальчики имели инициацию пубертата. Осмотр половых органов был затруднен избыточностью подкожно-жировой клетчатки на лобке и бедрах. Длина полового члена, измеренная от его основания, с отодвинутой жировой складкой над лобком, без эрекции, составила 5,3 ± 1,2 см. Истинной микропении выявлено не было. Гипертрофический (хоботковый) фимоз выявлен в 7(32%) случаев. Ложный крипторхизм имели 4 (18%) мальчика, причем 3 из них соответствующих жалоб не предъявляли. Истинный паховый крипторхизм -1 (4,5%) пациент. В дифференциальной диагностике крип-торхизма наиболее информативно было ультразвуковое исследование с орхидометрией и доплерографией. Заключение. У мальчиков подросткового возраста с ожирением вероятно некоторое замедление темпов полового развития (планируется увеличение выборки). Особенность строения промежности и окружающих частей тела с избытком кожных складок и подкожной жировой клетчатки обуславливают ложную тревогу пациентов о наличии проблем в полового развития, но также и затрудняют диагностику имеющейся патологии. Ложный и истинный крипторхизм выявленный в 23% случаев, косвенно свидетельствует о неблагополучии в гормональной регуляции формирования и развития половых признаков, требует более раннего выявления, наблюдения и коррекции.
ДИАГНОСТИКА ТРАНЗИТОРНОГО НЕОНАТАЛЬ-НОГО ГИПОТИРЕОЗА У НЕДОНОШЕННЫХ НОВОРОЖДЕННЫХ
Миронова Ю.Г., Цой Е.Г., Бибик А.С., Гуменная Е.Ю. ГБОУ ВПО Кемеровская государственная медицинская академия Минздрава России, г. Кемерово,
МБУЗ Детская городская клиническая больница №5 г. Кемерово
Введение. В литературе имеются данные о негативном
РОССИЙСКИЙ ВЕСТНИКПЕРИНАТОЛОГИИ И ПЕДИАТРИИ, 4, 2015
Раздел 2 Педиатрия
влиянии транзиторного неонатальног гипотиреоза (ТНГ) на постнатальную адаптацию новорожденных, на физическое и нервно-психическое развитие детей первого года жизни. Отмечено, что дети, перенесшие ТНГ имеют снижение общего, вербального, невербального коэффициента интеллекта. У детей, перенесших ТНГ, в 3 раза чаще, чем в популяции встречаются врожденные пороки сердца. Цель исследования — изучение ранних клинико-ла-бораторные проявлений ТНГ у недоношенных новорожденных детей.
Материалы и методы. Под наблюдением находились 23 недоношенных ребенка на базе неонатальных отделений МБУЗ ДГКБ № 5 г. Кемерово. Основываясь на исследовании тиреоидного гормонального статуса (тиреотропный гормон (ТТГ), тироксин (Т4)) выделены 2 группы: основная группа с гормональными маркерами ТНГ (12 детей, 52,2%) и группа сравнения с нормальным гормональным профилем (11 детей, 47,8%). Проанализированы анамнестические, клинические и лабораторно-инструментальные данные. Результаты. Для детей с ТНГ характерна низкая оценка по Апгар на 5 минуте (5,37±0,97, р=0,034). Дети с ТНГ дольше находились на ИВЛ (10,25±1,97 дней), чем дети без ТНГ (2,85±1,97 дней, р=0,042). Группе детей с ТНГ были характерны некоторые клинические признаки гипотиреоза в соответствии с оценкой по шкале Апгар для диагностики врожденного гипотиреоза (ВГ) (в основной группе 5,00 баллов, в группе сравнения 3 балла). В группе детей с ТНГ значения общего билирубина на 3-й неделе жизни ниже (42,3±1,22 мкмоль/л), чем в группе сравнения (70,65±2,07 мкмоль/л, р=0,049). Однако группе ТНГ доля прямого билирубина (ПБ) (37,9±6,05%, р=0,039) всегда выше, чем в группе сравнения (17,01±2,34%). Кроме того доля ПБ коррелирует с уровнем ТТГ (т=0,32). Возможно, изменение тиреоидного гормонального статуса при ТГ не оказывает значимого влияния на глюкоронидазную систему печени, но способствует холестазу. Среднее артериальное давление (АД) 3-й неделе жизни в группе детей с ТГ ниже (44,7 ±1,63 мм рт ст), чем в группе сравнения (56,8 ± 1,9 мм рт ст, p=0,041). Заключение. Клинические проявления ТНГ у недоношенных детей в неонатальном периоде маломанифестны. Низкая оценка по шкале Апгар на 5 минуте жизни (менее 5,4 баллов), необходимость в ИВЛ более 10,2 дней, оценка по шкале Апгар для диагностики ВГ выше 3 баллов в возрасте 1 месяца, повышение уровня прямого билирубина более 37,9% на 3-й неделе жизни, а также снижение среднего АД ниже 44,7 мм рт. ст. может свидетельствовать о нарушении тиреоидно-го статуса у недоношенных детей и необходимости его исследования для последующей коррекции.
НЕЙРОГОРМОНАЛЬНЫЕ И ГЕНЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕТЕЙ С ОЖИРЕНИЕМ
Солнцева А.В.1, Сукало А.В.2, Загребаева О.Ю.1, Михно А.Г.3, Дашкевич Е.И.4, Аксенова Е.А.5, Шатарнова Т. М.5
'Белорусский Государственный Медицинский Университет, г. Минск, Беларусь 2НАН Беларуси,
3УЗ «2-я городская детская клиническая больница», 4УЗ «10-я городская клиническая больница», 5Институт генетики и цитологии НАН Беларуси
Цель: изучить состояние нейроэндокринного статуса и определить наличие полиморфизма A1 аллеля TaqI (rs1800497) гена рецептора дофамина 2 (DRD2), гена моноаминоксидазы A (MAOA), кодирующего фермент, который участвует в метаболизме биогенных аминов, включая дофамин, норэпинефрин и серото-нин.
Материалы и методы: проведено обследование 315 детей, наблюдавшихся в УЗ «2ГДКБ» г. Минска в 20132014 годах. Группа 1 — 236 пациентов с ожирением (индекс массы тела (ИМТ)>95-й перцентили), возраст 14,56±2 лет, ИМТ 32,86±5,1 кг/м2; группа 2 — 79 детей с нормальной массой тела ((ИМТ<85-й перцентили)
— контроль (к)), возраст 14,51±2,2 лет (p=0,95), ИМТ 19,9±2,5 кг/м2 (p=0,0001)). Пациенты с ожирением были разделены на подгруппы. Подгруппа 1 — дети с алиментарным (а) (ИМТ до 35 кг/м2), подгруппа 2
— морбидным (м) ожирением (ИМТ более 35 кг/м2). Определены плазменные уровни допамина и серото-нина. У детей с морбидным ожирением и контролем проведены исследования гена моноаминоксидазы A (MAOA). Статистическая обработка данных проведена с использованием пакета прикладной программы SPSS 18.0. Различия считали достоверными при p<0,05.
Результаты: У детей с ожирением выявлено стати -стически значимое увеличение значений допамина, возрастающее с повышением ИМТ, по сравнению с контролем (ра-к=0,012 и рм-к=0,0001). В группе мор-бидного ожирения отмечены более высокие уровни допамина по сравнению с подгруппой с алиментарной формой заболевания (ра-м=0,009). Статистически значимой разницы уровней серотонина между подгруппами обследованных детей с ожирением не выявлено ((ра-к=0,0001), (рм"к=0,0001), (ра-м=0,5)). Достоверной разницы частоты встречаемости аллелей А1 в группах пациентов с ожирением и сверстников с нормальной массой тела обнаружено не было. Установлено более частая встречаемость A1 аллеля TaqI (rs1800497) гена рецептора допамина 2 (DRD2), ассоциированного с низкой плотностью D2 рецепторов (A1A1 и A1A2) у пациентов с морбидной формой ожирения (17,9%) в сравнении с алиментарной (4,8%), (х2=9,7, p=0,008). Достоверных различий по частоте генотипов MAOA у детей и подростков с морбидным ожирением и в контрольной выборке детей и подростков с нормальным весом не обнаружено (значение Хи-квадрат=5.04 для частоты генотипов и 0,85 для частоты аллелей). Следует отметить тенденцию более высокой частоты 3/3 генотипа и 3 аллеля у пациентов с морбидным ожирением, рассматриваемым как генотип риска ожирения Выводы: Выявлено достоверное увеличение значе-
РОССИЙСКИЙ ВЕСТНИКПЕРИНАТОЛОГИИ И ПЕДИАТРИИ, 4, 2015