ДИАГНОСТИКА СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ССУЗа И ВОЗРАСТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ
Гвоздецкая Е.А., Фешина Г.А., Бажанкин В.И., Савельева А.В.
ГОУ СПО «Арзамасский медицинский колледж», г. Арзамас
Цель работы: на основе комплексного медико-социально-психологического анализа и соответствующей коррекционной деятельности способствовать подготовке будущих специалистов, способных быстро адаптироваться к ситуации, справляться с эмоциональным напряжением, подготовленных к творческому решению задач и умению общаться и взаимодействовать с людьми.
Обследовано 65 студентов первого курса отделения «Сестринское дело», и 100 человек - отделения «Лечебное дело». Использовались: тест-опросник Г. Айзенка для изучения темперамента и характера; тест оценки уровня общительности (В.Ф. Ряховского) и определение индекса групповой сплоченности Сишора.
В результате исследований по тест-опроснику Г. Айзенка установлено, что на отделении «Лечебное дело» по 40% экстравертыи амброверты, 20% - интраверты. Из всей совокупности 30% эмоционально неустойчивы, 30% эмоционально стабильны, 40% имеют средний показатель нейротизма. Данные показатели зависят от примерно равного соотношения четырех типов темперамента (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик) с преобладанием смешанного типа и эмоциональной стабильности, так как процесс формирования личности в этой возрастной группе уже завершен.
Иные показатели у отмечены студентов отделения «Сестринское дело», из которых 15,3% интраверты, 46,1% экстраверты, 38,6% амброверты. Из всех обследованных 18,4% эмоционально стабильны, 23% имеют средний показатель нейротизма, 58,6% эмоционально неустойчивы. Преобладание эмоциональной неустойчивости и экстраверсии свидетельствует о развитии акцентуации характера, свойственной данному возрасту.
Результаты теста оценки уровня общительности. Большинство студентов отделения «Лечебное дело» (40%) имеют нормальную коммуникабельность, 10% - замкнутые, предпочитающие одиночество, 10% -некоммуникабельны, 20% весьма общительны, 20% сверхобщительны, говорливы, многословны. Среди студентов отделения «Сестринское дело» выявлено иное распределение: 15,3% - замкнутые, предпочитающие одиночество, 23% имеют нормальную коммуникабельность, 30,7% сверхобщительны, говорливы, многословны, а 31% весьма общительны. Видно, что искусство общения у студентов нового набора развито слабо, особенно у студентов отделения «Сестринское дело», возможно, это связано с завершением пубертатного периода и незавершенным развитием личности. Им недостает усидчивости, терпения, тактичности, этичности.
Согласно индексу групповой сплоченности Сишора студенты обоих отделений набрали минимальные значения (8 баллов), так как процесс адаптации студентов к обучению, к преподавателям и друг к другу находится в стадии формирования.
Результаты проведенной диагностики побуждают к проведению коррекционных мероприятий, после которых повторная диагностика, проведенная, на втором и третьем курсах, показала большую сплоченность студентов обоих отделений (15-16 баллов), возросшую общительность и эмоциональную устойчивость обследованных.
При обследовании 100 студентов отделения «Лечебное дело» и 40 студентов отделения «Сестринское дело» 4 и 5 курсов использовались: тест оценки уровня общительности (В.Ф. Ряховского); опросник Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи»; тест «Самооценка стрессоустойчивости личности».
Результаты теста на уровень общительности следующие: студенты отделения «Лечебное дело» в 70% имеют нормальную коммуникабельность, 10% - замкнутые, предпочитающие одиночество, 20% - весьма общительны. На отделении «Сестринское дело» 15,3% студентов замкнутые, предпочитающие одиночество, 53,7% - имеют нормальную коммуникабельность, 31% - весьма общительны. Видно, что в процессе обучения большая доля студентов освоила искусство правильного общения, что важно для их будущей профессиональной деятельности.
Согласно опроснику Реана на отделении «Лечебное дело» в 40% диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи), в 40% - мотивация на успех (надежда на успех) и в 20% мотивационный полюс ярко не выражен. На отделении «Сестринское дело» у 50% респондентов мотивационный полюс ярко не выражен, в 25% определена мотивация на успехи и в 25% - мотивация на неудачу. Полученные сходные данные показателей позитивной и негативной мотивации на обоих отделениях, по-видимому, объясняются недостаточной уверенностью студентов в будущем социальном статусе. Возможно, это связано с экономическим кризисом в стране, предстоящими экзамена в форме ЕГЭ, ростом безработицы и недостаточно высокой заработной платой.
Уровень стрессоустойчивости у студентов отделения «Лечебное дело» составил 34-37 баллов, что соответствуют чуть выше среднего уровня. Данный показатель у студентов отделения «Сестринское дело» составил 38-41 баллов, что также соответствует среднему уровню стрессоустойчивости. Это свидетельствует, что студенты обоих отделений в результате учебно-воспитательной деятельности педагогического коллектива колледжа могут контролировать свое поведение и преодолевать стрессогенные воздействия, связанные с будущей профессиональной деятельностью.
Таким образом, проведенная работа позволяет готовить конкурентноспособных выпускников, влиять на окружающих, понимать людей, адекватно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию и при этом обладающих необходимыми профессиональными компетенциями.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011. Т.13.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010. Т.12.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009. Т.11.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008. Т.10.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007. Т.9.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006. Т.8.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005. Т.7.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004. Т.6.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003. Т.5.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г. . Т.4.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г. . Т.3.
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г. . Т.2.
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011. Т.13.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010. Т.12.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т.11.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т.10.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т.9.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т.8.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т.7.
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т.6.
21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т.5.
22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т.4.
23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т.3.
24. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т.2.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва