Научная статья на тему 'Изучение отношения современной молодежи к проблемам качества жизни и здоровья пожилых людей'

Изучение отношения современной молодежи к проблемам качества жизни и здоровья пожилых людей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
429
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ГЕРОНТОЛОГИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ МОЛОДЁЖИ / КУЛЬТУРА МЕЖПОКОЛЕННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ / ETHICS / SOCIAL GERONTOLOGY / THE COMMUNICATIVE ATTITUDES OF YOUNG PEOPLE / CULTURE OF INTERGENERATIONAL RELATIONSHIPS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сивакова С.П., Смирнова Г.Д., Богдевич Д.В.

В данной статье рассматриваются межпоколенные взаимоотношения и их динамика в современном белорусском обществе. На основании анализа результатов коммуникабельности медицинских работников и пациентов, а также их коммуникативных установок определяется наличие в молодежной среде, в частности среди медицинского персонала, негативное отношение к старшему поколению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сивакова С.П., Смирнова Г.Д., Богдевич Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A STUDY OF THE ATTITUDE OF TODAY''S YOUTH TOWAR THE QUALITY OF LIFE AND HEALTH OF THE ELDERLY

This article discusses intergenerational relationships and their dynamics in modern Belarusian society. Based on the analysis of the results of communication skills of medical workers and patients, as well as their communicative units we revealed negative attitude towards the older generation in the youth, particularly among medical personnel.

Текст научной работы на тему «Изучение отношения современной молодежи к проблемам качества жизни и здоровья пожилых людей»

УДК 614.253:616-053.9+378.180.6:612.87

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ К ПРОБЛЕМАМ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

Сивакова С.П., Смирнова Г.Д., Богдевич Д.В.

Учреждение образования «Гродненский государственный медицинский университет»

230009, Беларусь, Гродненская обл., г. Гродно, ул. Горького, 80

Резюме: В данной статье рассматриваются межпоколенные взаимоотношения и их динамика в современном белорусском обществе. На основании анализа результатов коммуникабельности медицинских работников и пациентов, а также их коммуникативных установок определяется наличие в молодежной среде, в частности среди медицинского персонала, негативное отношение к старшему поколению.

Ключевые слова: этика, социальная геронтология, коммуникативные установки молодёжи, культура межпоколенных взаимоотношений.

A STUDY OF THE ATTITUDE OF TODAY'S YOUTH TOWAR THE QUALITY OF

LIFE AND HEALTH OF THE ELDERLY

Sivakova S.P., Smirnova G.D., Bogdevich D.V.

EE «Grodno State Medical University" 230009, Belarus, Grodno region., Grodno, Gorky st., 80

Abstract: This article discusses intergenerational relationships and their dynamics in modern Belarusian society. Based on the analysis of the results of communication skills of medical workers and patients, as well as their communicative units we revealed negative attitude towards the older generation in the youth, particularly among medical personnel.

Keywords: ethics, social gerontology, the communicative attitudes of young people, culture of intergenerational relationships.

Актуальность. Проблема взаимоотношений между молодежью и старшим поколением всегда была очень важна. Однако в каждый период времени содержание данной проблемы имело конкретно-исторический характер и формировало свои социальные нормы отношений между поколениями.

На современном этапе время требует от молодого поколения формирования другого типа личности, соответствующего условиям окружающей среды, общества и переходным состояниям при формировании рыночных стандартов поведения: экономическая свобода действий, предприимчивость, гибкость, способность к риску.

Проблема взаимопонимания старшего поколения и молодежи никогда себя не изживет, поскольку та культура, на которой воспитано одно поколение, будет пусть и не диаметрально противоположной, но покажется иной и отчасти непонятной другому поколению. Новые поколения действуют, исходя из результатов, доставшихся в наследство от всех предшествующих поколений, однако отношение к этому наследству весьма избирательно. Они принимают и развивают в нем только то, без чего невозможны дальнейшее их собственное существование и развитие, и отрицают то, что, с их точки зрения, уже устарело и утратило всякий смысл. А потому следует говорить не только о конфликте, но и о преемственности поколений. В 2000 г. количество пожилых людей планеты достигло 590 млн. человек. По прогнозам, к 2025 г. их число приблизится к 1 млрд. [1].

В Республике Беларусь, как и во всем мире, наблюдается процесс постарения населения. В настоящее время в нашей стране проживает около 2 млн. человек в возрасте старше 60 лет. Каждый четвертый пожилой в нашей стране уже перешагнул 75-летний

рубеж. Каждый седьмой белорус подпадает под категорию «пожилого человека» (старше 60 лет) [2]. На учете в организациях здравоохранения республики состоят более 1 млн. 800 тыс. пожилых людей. Более 20 тысяч из них являются долгожителями (старше 90 лет). Большинство пожилых граждан Республики Беларусь - женщины. Поэтому очень важно, с одной стороны, чтобы знания и опыт тех, кто достиг пенсионного возраста, были востребованы обществом, а с другой - оценка качества жизни пожилого человека необходима для разработки мер профилактики [1].

Цель. Изучение межпоколенных взаимоотношений и их динамики в современном белорусском обществе.

Материалы и методы исследования. Обследование проводилось с 2010 по 2015 г. Респондентами являлись студенты 2-3 курсов Гродненского государственного медицинского университета, учащиеся Гродненского государственного медицинского колледжа и различные группы средних медработников, всего - 371 респондент, а также 139 пожилых пациентов лечебно-профилактических учреждений г. Гродно.

Результаты исследования. При изучении, с какого возраста пациенты считаются пожилыми, выяснилось, что для каждого десятого молодого человека - это 50-летний пациент, но только лишь каждому четвертому пенсионеру хотелось бы, чтобы его считали пожилым в возрасте 60 лет и более. Хотя образ старости в представлении молодёжи ассоциируется у 68% с опытом и мудростью, для 32% - это потеря здоровья и возрастная немощность. Поэтому положительными качествами пожилых людей для молодежи, с одной стороны, являются:

•для 76% - возможность получить мудрый совет; для 24% - возможность пожертвовать собой ради молодых;

•для 6% - снисходительность к молодому поколению; •для 2% - возможность оказать материальную помощь.

С другой стороны, 56% молодежи считают, что с возрастом меняется характер пожилых людей, 48% студентов отмечают противоположность взглядов; 12% -излишнюю навязчивость.

Под проявлением уважения к пожилым людям, 64% молодежи отмечают свою готовность в любое время оказать необходимую помощь; 6% - вежливое общение. При этом 36% респондентов отметили, что в нашем обществе существует тенденция негативного отношения к пожилым людям.

Для изучения использовали комбинации тестов, включающих традиционные психодиагностические методики оценки коммуникабельности (тест Ряховского) и эмпатических способностей, а также личностных коммуникативных негативных установок. Среднестатистические результаты по анализируемым баллам, а в процентном отношении группы распределились следующим образом:

•большинство учащихся (78,9%) оказались в группе с нормальной коммуникабельностью - что вполне естественно для молодежи - они достаточно любознательны, готовы охотно слушать собеседника, еще достаточно терпеливы в общении и отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости, а также без неприятных переживаний идут на встречу с новыми людьми. Среди медработников со стажем в этой группе оказалась лишь половина респондентов (соответственно 56,6% медицинских сестер стационаров лечебно-профилактических учреждений и 49,4% персонала отделения сестринского ухода), у пожилых пациентов - всего 34,5% (табл.1):

•следующая группа, которая встречалась у всех респондентов - это направленная коммуникабельность. Заинтересованность собственным здоровьем с возрастом повышается - пациенты становятся в известной степени общительны и в обстановке больницы чувствуют себя вполне уверенно, хотя в их высказываниях порой бывает сарказм. Процентное соотношение у пожилых пациентов составило 32,7%, у пациентов отделений сестринского ухода - 37,9%, у ветеранов Великой Отечественной войны -

38,1%. Среди всех работающих медсестер в этой группе оказалось - 39,1%, а у учащихся -7,3%;

•высокая коммуникабельность, характеризующаяся общительностью, любопытностью, разговорчивостью, способностью высказываться по разным вопросам, что может даже вызывать раздражение окружающих. Желание быть в центре внимания и, как недостаток, снижение усидчивости, терпения при столкновении с серьезными проблемами оказались только у 7,1% учащихся, 27,9% - у всех работающих медсестер, 30,1% - у ветеранов Великой Отечественной войны;

•повышенная разносторонняя коммуникабельность: общительность бьет ключом, люди всегда в курсе всех дел, любят принимать участие во всех дискуссиях и охотно берут слово по любому вопросу, даже если имеют о нем поверхностное представление, встретилась только в 2 группах - наверное, в силу юношеского максимализма у учащихся и возрастной разносторонней активности у ветеранов Великой Отечественной войны; •сниженная коммуникабельность - иначе определенная замкнутость, неразговорчивость -присутствовала во всех группах пожилых пациентов и у 4,9% медсестер отделения сестринского ухода;

•явная некоммуникабельность, доставляющая проблемы как самому человеку, так и окружающим, наблюдалась у пациентов отделения сестринского ухода и у отдельных пожилых пациентов.

Необходимость проявления милосердия по отношению к пожилым отметило только 52% студентов. Под проявлением милосердия при уходе за пожилыми людьми 44% респондентов отметили оказание моральной и действенной помощи тем, кто в этом действительно нуждается, 28% - активную доброту и поддержку, 28% - постоянную заботу, помощь, сострадание, 26% - чуткость и сочувствие. Мотивом проявления милосердия для большинства является критерий нравственного потенциала сближения.

Среднестатистический анализ коммуникативных установок показал, что как среди медперсонала (35,6%), так и у пожилых пациентов (29,7%) открытая жестокость в отношениях присутствует - это происходит, когда не скрывается негативная оценка по поводу большинства окружающих: выводы о них резкие, однозначные. Чаще всего это было присуще у работающих медсестер, пациентов отделения сестринского ухода и вообще у пожилых пациентов.

Завуалированная жестокость в отношениях к людям, в суждениях о них, настороженность присущи 1/5 работающих медработников и пожилым пациентам (особенно пациентам отделения сестринского ухода). Это свидетельствует о том, что мелкие проблемы других их не интересуют, что им просто не хочется замечать их. Максимальные значения обоснованного негативизма в суждениях о людях оказались у 1/3 всех медработников (34,9%). Основной способ его выражения - это объективно обусловленные отрицательные выводы о некоторых типах людей и отдельных сторонах взаимодействия: ведь в жизни имеют место огорчительные явления, не замечать которые было бы наивно. Обычно такие люди являются источником повышенной отрицательной энергии. Склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с пациентами и в наблюдении за социальной действительностью оказалась высокой в группах учащихся колледжа (23,7%) и участников Великой Отечественной войны (38,5%).

Негативный личный опыт общения с окружающими прослеживался в группах учащихся (недостаток коммуникативных умений в общении с пациентами или боязнь последних - это явление преходящее с опытом) и медсестер отделения сестринского ухода (здесь он играет роль конденсатора, который удерживает постоянное высокое напряжение отрицательной энергии эмоций - порой достаточно небольшого провоцирующего обстоятельства, чтобы такой опыт воспроизвелся в сознании и поведении личности и отразился на отношениях с людьми).

Анализ общего среднестатистического балла свидетельствует о наличии выраженной негативной коммуникативной установки в группах всех медсестер, пожилых пациентов и пациентов отделения сестринского ухода. Энергетика негативной коммуникативной установки остается даже в том случае, если человек старается тщательно маскировать свой негативный настрой по отношению к окружающим, например на работе. Дело в том, в этом случае возникает постоянное напряжение. С точки зрения этики, возможно, все обстоит безукоризненно, однако расплачиваться за это приходится высокой психологической ценой, рано или поздно состояние напряжения приведет к стрессу, нервному срыву, не исключено, что разрядка время от времени, возможно, происходит за пределами работы - в семье, в общении с приятелями или в общественных местах, что тоже малоприятно (табл. 2).

Считают, что пожилые люди не влияют на качество их жизни, 86% респондентов. Тем не менее только 6% будущих врачей отметило, что они хотели бы в будущем работать с пациентами в возрастной категории 50-70 лет, для 32% студентов предпочтительным оказался возраст 18-30 лет. К сожалению, респонденты не имеют четкой жизненной позиции по отношению к пожилым людям.

Выводы. Исходя из всех полученных результатов исследования можно сделать главный вывод, что в тех или иных масштабах ситуация негативного отношения к старшему поколению является реальностью. Нам всем следует задуматься над этим явлением, ведь когда-то, мы тоже станем пожилыми. Именно поэтому данная проблема нуждается в дальнейшем осмыслении.

Таблица 1. Анализ результатов коммуникабельности

Характеристика степеней коммуникабельности Студенты университета и учащиеся медколледжа Работающи е медсестры Медсестр ы ОСУ Пациент ы ОСУ Пожилые пациент ы Ветеран ы ВОВ

Явная некоммуникабельность, 30-31 балл - - - 30,8±0,1 30,6±0,1 -

Сниженная коммуникабельность, 2529 балл - - 25,6±0,03 27,8±0,09 28,3±0,01 26,5±0,03

Направленная коммуникабельность, 1924 балла 19,1±0,04 21,3±0,02 23,1±0,03 23,4±0,03 23,8±0,03 23,9±0,03

Нормальная коммуникабельность, 1418 баллов 17,8±0,05 17,3±0,04 15,0±0,07 14,9±0,1 15,4±0,1 16,9±0,01

Высокая коммуникабельность, 913 баллов 12,3±0,03 11,3±0,09 10,2±0,05 - - 10,9±0,06

Повышенная разносторонняя коммуникабельность, 4-8 баллов 7,5±0,1 - - - - 7,9±0,05

Сверхкоммуникабельнос ть, <3 баллов - - - - - -

Таблица 2. Анализ результатов исследования коммуникативных установок

Характеристика опыта общения Студенты университета и учащиеся медколледжа Работающие медсестры Медсестры ОСУ Пациенты ОСУ Пожилые пациенты Ветераны ВОВ

Завуалированная жестокость в отношениях к людям, максимально 20 баллов 3,3±0,04- 11,2±0,04 7,3±0,04 13,8±0,01 11,4±0,1 4,2±0,02

Открытая жестокость в отношениях к людям, максимально 45 баллов 4,8±0,05 14,1±0,02 15,6±0,05 17,8±0,09 16,8±0,01 15,5±0,03

Обоснованный негативизм в суждениях о людях, максимально 5 баллов 4,1±0,04 4,3±0,02 3,1±0,05 3,4±0,03 3,3±0,03 1,9±0,03

Необоснованные обобщения негативных фактов, максимально 10 баллов 8,2±0,06 5,2±0,02 5,0±0,01 4,9±0,01 3,3±0,1 5,9±0,01

Негативный личный опыт общения с окружающими, максимально 20 баллов 12,3±0,03 6,1±0,01 10,2±0,05 1,9±0,03 3,3±0,03 1,9±0,06

Среднее, не более 33 баллов 32,7±0,04 40,9±0,03 41,2±0,03 41,8±0,09 38,1±0,04 29,4±0,09

Литература

1. Проблемы повышения уровня и качества жизни населения Республики Беларусь: Сб. науч. тр. - Мн.: НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь, 2009.

2. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2010. Statistical Yearbook of the Republic of Belarus, 2010: [статистический сборник: на рус. и англ. яз.] / М-во статистики и анализа РБ; [редкол.: В.И. Зиновский (пред.) и др.]. - М., 2005. 582.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.