Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА СРЕДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ'

ДИАГНОСТИКА СРЕДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВУЗА / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА / ЭКОСИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Алена Николаевна, Геращенко Ирина Петровна, Гешко Олеся Александровна

Предпринимателями в РФ планируют стать от 2 до 4% выпускников ВУЗов. Этого недостаточно для устойчивого экономического роста. Предприниматели создают новые рынки, новую продукцию, новые комбинации факторов производства. Благодаря им растет ВВП, снижается безработица, улучшается качество жизни населения. Для этого в вузе должна быть собственная развитая предпринимательская образовательная среда, необходимая ресурсная база. В 1993 г. в научный оборот было введено понятие «предпринимательская экосистема университета». С 2010 г. этот термин активно распространяется в научных кругах и методических рекомендациях, касающихся предпринимательского образования. Для ее диагностики было проведено анкетирование 21 вуза. Результаты показали, что главной проблемой предпринимательской экосистемы вуза является страх студентов перед организацией собственного бизнеса и неуверенность в собственных силах. Наиболее развиты в предпринимательской экосистеме вузов институциональная среда и система популяризации предпринимательства, вовлечение студентов в профессию. Редкий вуз получает обратную связь от студентов и контролирует состояние среды формирования предпринимательских компетенций у студентов. На среднем уровне находятся все остальные элементы: инфраструктура поддержки и сопровождения бизнес-проектов, развитие профессионального сообщества, содержание курсов и квалификация преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романова Алена Николаевна, Геращенко Ирина Петровна, Гешко Олеся Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF THE ENVIRONMENT OF FORMATION OF ENTREPRENEURIAL COMPETENCIES OF STUDENTS

From 2 to 4% of university graduates plan to become entrepreneurs in the Russian Federation. This is not enough for sustainable economic growth. Entrepreneurs create new markets, new products, new combinations of factors of production. Thanks to them, GDP is growing, unemployment is decreasing, and the quality of life of the population is improving. To do this, the university must have its own developed entrepreneurial educational environment, the necessary resource base. In 1993, the concept of "the university's entrepreneurial ecosystem" was introduced into scientific circulation. Since 2010 this term is actively used in scientific circles and methodological recommendations concerning entrepreneurial education. For her diagnosis, a survey of 21 universities was conducted. The results showed that the main problem of the university's entrepreneurial ecosystem is students' fear of organizing their own business and self-doubt. The institutional environment and the system of popularization of entrepreneurship, the involvement of students in the profession are the most developed in the entrepreneurial ecosystem of universities. A rare university receives feedback from students and monitors the state of the environment for the formation of students' entrepreneurial competencies. All other elements are at the average level: the infrastructure of support and support of business projects, the development of the professional community, the content of courses and the qualifications of teachers.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА СРЕДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ»

На вопрос «Считаете ли Вы, что данный метод помог Вам расширить словарный запас?» 100% респондентов дали положительный ответ. Все опрошенные посчитали, что метод сторителлинга помог им в формировании коммуникативных навыков. Улучшение аналитических навыков отметили 90%. 80% респондентов почувствовали, что изучение грамматики стало более легким процессом. Увереннее владеть языком стали 18 человек, что соответствует 90% опрошенных. Это связано с тем, что каждый студент имеет разный потенциал и уровень подготовки. Студентам с более слабой базой требуется больше времени для освоения лингвистического материала.

Выводы. Метод сторителлинга в обучении студентов университета китайскому языку является отличным способом модификации учебных занятий, он позволяет найти подход к аудитории и вызывать интерес у обучающихся. Данный метод может применяться в работе как с группами, так и в индивидуальном формате. Новеллы способствуют развитию воображения, логики и повышению общего культурного образования, а также заставляют студентов думать и говорить на изучаемом языке. Педагогический сторителлинг направлен на улучшение умственного восприятия и переработки внешней информации. Помимо этого, подготовка интерактивных, игровых новелл помогает педагогу в освоении полезных информационно-коммуникационных сервисов и инструментов.

Литература:

1. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / [сост. М.Ю. Бабанский; авт. вступ. ст. Г.Н. Филонов, Г.А. Победоносцев, А.М. Моисеев; авт. коммент. А.М. Моисеев]; Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1989

2. Базыма, Б.А. Психология цвета. Теория и практика / Б.А. Базыма. - Санкт-Петербург.: Речь, 2007

3. Валеева, Е.В. Образовательный сторителлинг на уроках литературы и русского языка / Е.В. Валеева // Школьные технологии. - 2020. - № 4. - С. 94-98.

4. Ермолаева, Ж.Е. Сторителлинг как педагогическая техника конструирования учебных задач в вузе / Ж.Е. Ермолаева, Лапухова О.В. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 6.

5. Кондрашевский, А.Ф. Практический курс китайского языка: в 2 т. Т 1. - 11-е изд., испр. / А.Ф. Кондрашевский. -М.: Восточная книга, 2010

6. Савотина, Н.А. Проблемы применения игровых технологий при обучении китайскому языку / Н.А. Савотина, М.В. Реймер, Д.А. Хохлова // Вестник Калужского университета. Серия 1. Психологические науки. Педагогические науки. -2021. - Т. 4. - № 2(11). - С. 101-107

7. Фрумкин, К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста / К.Г. Фрумкин // Топос: литературно-философский ж-л. - 2010. - №9

Педагогика

УДК 378.147.091.313

кандидат экономических наук, доцент Романова Алена Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск); доктор экономических наук, профессор Геращенко Ирина Петровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск); кандидат экономических наук, доцент Гешко Олеся Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

ДИАГНОСТИКА СРЕДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

Аннотация. Предпринимателями в РФ планируют стать от 2 до 4% выпускников ВУЗов. Этого недостаточно для устойчивого экономического роста. Предприниматели создают новые рынки, новую продукцию, новые комбинации факторов производства. Благодаря им растет ВВП, снижается безработица, улучшается качество жизни населения. Для этого в вузе должна быть собственная развитая предпринимательская образовательная среда, необходимая ресурсная база. В 1993 г. в научный оборот было введено понятие «предпринимательская экосистема университета». С 2010 г. этот термин активно распространяется в научных кругах и методических рекомендациях, касающихся предпринимательского образования. Для ее диагностики было проведено анкетирование 21 вуза. Результаты показали, что главной проблемой предпринимательской экосистемы вуза является страх студентов перед организацией собственного бизнеса и неуверенность в собственных силах. Наиболее развиты в предпринимательской экосистеме вузов институциональная среда и система популяризации предпринимательства, вовлечение студентов в профессию. Редкий вуз получает обратную связь от студентов и контролирует состояние среды формирования предпринимательских компетенций у студентов. На среднем уровне находятся все остальные элементы: инфраструктура поддержки и сопровождения бизнес-проектов, развитие профессионального сообщества, содержание курсов и квалификация преподавателей.

Ключевые слова: образовательное предпринимательство, образовательная среда, инновационный потенциал вуза, инновационная деятельность вуза, экосистема.

Annotation. From 2 to 4% of university graduates plan to become entrepreneurs in the Russian Federation. This is not enough for sustainable economic growth. Entrepreneurs create new markets, new products, new combinations of factors of production. Thanks to them, GDP is growing, unemployment is decreasing, and the quality of life of the population is improving. To do this, the university must have its own developed entrepreneurial educational environment, the necessary resource base. In 1993, the concept of "the university's entrepreneurial ecosystem" was introduced into scientific circulation. Since 2010 this term is actively used in scientific circles and methodological recommendations concerning entrepreneurial education. For her diagnosis, a survey of 21 universities was conducted. The results showed that the main problem of the university's entrepreneurial ecosystem is students' fear of organizing their own business and self-doubt. The institutional environment and the system of popularization of entrepreneurship, the involvement of students in the profession are the most developed in the entrepreneurial ecosystem of universities. A rare university receives feedback from students and monitors the state of the environment for the formation of students' entrepreneurial competencies. All other elements are at the average level: the infrastructure of support and support of business projects, the development of the professional community, the content of courses and the qualifications of teachers.

Key words: educational entrepreneurship, educational environment, innovative potential of the university, innovative activity of the university, ecosystem.

Введение. Предпринимателями в РФ планируют стать от 2 до 4% выпускников ВУЗов. Этого недостаточно для устойчивого экономического роста. Предприниматели создают новые рынки, новую продукцию, новые комбинации факторов производства. Благодаря им растет ВВП, снижается безработица, улучшается качество жизни населения, меняется место страны в мировом разделении труда.

Одной из целей национального проекта «Малое и среднее предпринимательство, и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» - повышение количества предпринимателей в стране, создание условий для их развития, повышение уровня вовлеченности населения в предпринимательскую активность. Один из инструментов реализации данного национального проекта - обучение студентов компетенциям, необходимым для успешного развития в качестве предпринимателей. В связи с этим увеличивается социально-экономическая роль вузов в развитии страны.

Изложение основного материала статьи. Ключевым фактором успешного обучения будущих предпринимателей является образовательная среда (данный термин используется реже, на смену ему приходит образовательная экосистема). Под образовательной средой понимается система специально созданных условий, в которых осуществляется образовательный процесс (целенаправленный и специально организованный) [3, С. 54]. Основной ее задачей является воспитание студента, который обладает навыками самостоятельного обучения, получения необходимых для решения актуальной задачи компетенций и адаптации к постоянно меняющимся условиям внешней среды.

Результатом предпринимательского образования в соответствующей экосистеме является сформированные у выпускника предпринимательские компетенции, которые могут быть продемонстрированы в процессе организации и развития собственного бизнеса [1, 9].

Для диагностики среды формирования предпринимательских компетенций студентов использовались метод анкетирования, сравнительного анализа, системный подход, экспертный и математико-статистические методы. Автор также использовал результаты исследований, представленные в работах ведущих ученых в области оценки образовательной экосистемы предпринимательства. Информационной базой исследования является статистическая информация о вузах, содержащаяся в статистических формах ВПО-1 и ВПО-2 и на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики, в базах данных мониторинга деятельности образовательных организаций, на портале Фонда содействия инновациям, на официальных сайтах и отчетах по самообследованию вузов.

В качестве показателей для диагностики среды формирования предпринимательских компетенций студентов использовались 8 факторов, отражающих институциональную среду образовательных организаций, вовлечение студентов в предпринимательскую деятельность, инфраструктуру поддержки стартапов, включенность вуза в предпринимательские сообщества региона. Проведено анкетирование представителей 21 вуза РФ.

В современных вузах происходят трансформационные процессы. Меняются цели, функции и миссии университетов, обучающих предпринимателей. Происходит усиление роли вузов в региональном социально-экономическом развитии. Университет при обучении предпринимателей определяет направления развития экономики региона, формирует новые ниши для бизнеса, определяет кадровую политику [5, С. 14].

Для этого в вузе должна быть собственная развитая предпринимательская образовательная среда, необходимая ресурсная база. В 1993 г. в научный оборот было введено понятие «предпринимательская экосистема университета». С 2010 г. этот термин активно распространяется в научных кругах и методических рекомендациях, касающихся предпринимательского образования [8].

Анализ научной литературы и накопленного эмпирического опыта позволяет определить экосистему предпринимательского образования как «...целостную совокупность структурно-функциональных компонентов, взаимосвязь между которыми определяется целями формирования и непрерывного обновления компетенций субъектов предпринимательства на основе ценностей их горизонтально-сетевого взаимодействия в открытой образовательной среде в контексте опережающего социально-инновационного развития локального и глобального сообщества» [2].

В среду формирования предпринимательских компетенций студентов (предпринимательскую экосистему вуза) входит [4, С. 42]:

• Институциональная среда;

• Профессиональное сообщество;

• Коммуникационные и проектные площадки;

• Содержание курсов;

• Кадровый потенциал, квалификация преподавателей;

• Система популяризации предпринимательства, вовлечение студентов в профессию;

• Инфраструктура поддержки и сопровождения бизнес-проектов;

• Система мониторинга предпринимательской экосистемы вуза.

Помимо указанных содержательных элементов, экосистема базируется на определенной философии и этических принципах. В процессе диагностики среды формирования предпринимательских компетенций студентов, использовалась шкала, представленная в таблице 1.

Таблица 1

Шкала диагностики предпринимательской экосистемы вуза

Показатель 2 балла 1 балл 0 баллов

Институциональная среда Поддержка предпринимательского образования на уровне университета Поддержка предпринимательского образования на уровне факультета Поддержка предпринимательского образования отсутствует

Развитие профессионального сообщества Наличие регулярных мероприятий с предпринимателями Предприниматели периодически проводят мастер-классы для студентов Мероприятия с предпринимателями отсутствуют

Коммуникационные и проектные площадки Есть специализированные онлайн и оффлайн площадки по предпринимательству Есть общевузовские онлайн и оффлайн площадки Онлайн и оффлайн площадки для студентов отсутствуют

Содержание курсов Общевузовский курс Курс читается в рамках некоторых специальностей Курс отсутствует

Квалификация преподавателей Прохождение профессиональной переподготовки, работа в бизнес-инкубаторе или акселераторе Прохождение профессиональной переподготовки Квалифицированные преподаватели по предпринимательству отсутствуют

Система популяризации предпринимательства, вовлечение студентов в профессию Наличие мероприятий по вовлечению в профессию внутри и вне вуза Наличие мероприятий по вовлечению в профессию внутри вуза Отсутствие мероприятий

Инфраструктура поддержки и сопровождения бизнес-проектов Менторская поддержка наставника, наличие в вузе бизнес-инкубатора или акселератора, сотрудничество с внешней инфраструктурой поддержки проектов Менторская поддержка наставника, наличие в вузе бизнес-инкубатора или акселератора Отсутствие инфраструктуры поддержки и сопровождения бизнес-проектов

Система мониторинга предпринимательской экосистемы вуза Регулярный мониторинг, получение обратной связи от студентов, сопровождение проектов выпускников Регулярный мониторинг, получение обратной связи от студентов Мониторинг отсутствует

В рамках диагностики среды формирования предпринимательских компетенций студентов было проведено анкетирование представителей 21 вуза. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты диагностики предпринимательской экосистемы вузов

Показатель Итог

Институциональная среда 37

Развитие профессионального сообщества 27

Коммуникационные и проектные площадки 24

Содержание курсов 25

Квалификация преподавателей 25

Система популяризации предпринимательства, вовлечение студентов в профессию 35

Инфраструктура поддержки и сопровождения бизнес-проектов 28

Система мониторинга предпринимательской экосистемы вуза 18

Из таблицы можно сделать вывод, что наиболее развиты в предпринимательской экосистеме вузов институциональная среда и система популяризации предпринимательства, вовлечение студентов в профессию. Редкий вуз получает обратную связь от студентов и контролирует состояние среды формирования предпринимательских компетенций у студентов. На среднем уровне находятся все остальные элементы: инфраструктура поддержки и сопровождения бизнес-проектов, развитие профессионального сообщества, содержание курсов и квалификация преподавателей.

В части институциональной среды основной проблемой является несогласованность действий на разных уровнях управлений. Идею предпринимательского образования может поддержать ректор, но деканы и заведующие кафедрами относятся к этому формально, не учитывая специфики предпринимательского образования. Сложность возникает в специфике государственных стандартов. Специальность «предприниматель» в классификаторе отсутствует.

Проблемой является и стимулирование студентов обучаться предпринимательству, вовлечение их в профессию. Существующие технологии и инструменты профориентации, специфический имидж предпринимателя не стимулируют студента обучаться предпринимательство. Обучающиеся больше ориентированы на карьеру, а не на организацию собственного дела.

Решить проблему страха предпринимательства мог бы преподаватель. Однако успешные предприниматели редко являются качественными преподавателями и наоборот. Поэтому критически важным является повышение квалификации преподавателей, обучение их предпринимательскому мышлению. Кроме того, необходимо использовать современные образовательные технологии, чтение лекций по предпринимательству не позволяет дать студентам качественное образование.

Есть проблема и в квалификации преподавателей, которые не имеют собственного предпринимательского опыта. Компенсируется это обычно приглашением действующих бизнесменов, наставников. Некоторые преподаватели пытаются самостоятельно организовать свой бизнес, чтобы более эффективно обучать студентов.

Еще одним способом преодоления страха студентов начать и сохранить свой бизнес, а значит, повысить эффективность предпринимательского образования является инфраструктура сопровождения и поддержки студенческих бизнес-проектов. Отсутствие или формальный характер такой поддержки приводит к тому, что выпускники отказываются от реализации проекта. Работа над бизнесом ведется, пока есть активное взаимодействие с ментором или наставником, членами предпринимательской команды. Как только взаимодействие прекращается, риск отказаться от реализации проекта становится высоким. Одним из способов решения проблемы - плавный перевод выпускника в бизнес-инкубатор.

В вузах, где бизнес-инкубатор и акселератор, предпринимательское образование происходит гораздо эффективнее. Акселератор помогает доработать проект, взглянуть на него с разных сторон. Задача бизнес-инкубатора - сопроводить проект, помочь с бухгалтерским учетом, организацией сбыта, привлечением финансирования и т.д. Бизнес-инкубатор должен быть реально работающим центром поддержки предпринимательства. В ряде опрошенных вузов реальной деятельности бизнес-инкубатор не осуществляет. В таком случае, сопровождением и поддержкой бизнес-проектов занимается инициативный сотрудник.

Редкий вуз в рамках предпринимательской экосистемы обучения выстраивает устойчивую коммуникацию с предпринимательским сообществом. В некоторых регионах это объясняется разобщенностью действующих бизнесменов, отсутствием организованных предпринимательских объединений. В регионах, где активно работает общероссийская организация «ОПОРА», предпринимательское образование развивается активнее.

Пассивны и сами студенты. Действующие предприниматели часто высказываются о готовности финансировать интересные и перспективные бизнес-проекты, но студенты редко предлагают свои идеи. Это объясняется страхом и неуверенностью в собственных силах. Студенты к предпринимательскому образованию относятся как к стандартному обучению, просто выполняя определенные задания. Они не ориентируются на организацию собственного бизнеса, рассчитывая выстроить карьеру, поскольку это обеспечивает надежный доход.

Наименее развитым элементом предпринимательской экосистемы обучения является ее мониторинг. Редкий вуз контролирует и анализирует результаты предпринимательского обучения - сколько студентов прошло курс, сколько из них реализовало свой проект, причины таких результатов. По итогам мониторинга можно внести корректировки в процесс предпринимательского образования.

Причины такого отношения к отчетности - ее формальный характер. Во-первых, мониторинг предпринимательской экосистемы вуза не входит в перечень образовательных мероприятий, следовательно, никто из руководства не замотивирован на выполнение каких-либо показателей. Предпринимательское образование функционирует и развивается за счет личной инициативы преподавателей или предпринимателей. Если преподаватель покидает вуз, возникают и проблемы с обучением предпринимательству.

Во-вторых, четкий перечень показателей, который нужно контролировать, отсутствует. Представители многих вузов не владеют методикой оценки и диагностики предпринимательской экосистемы. Более того, оценка и диагностика не решат проблем предпринимательского образования, а, наоборот, укажут проблемные места, покажут направления дальнейшей работы.

Выводы. Итак, предпринимательское образование - катализатор изменений в обществе и экономике. Предприниматели - наиболее активные и инициативные члены общества, создают новые рынки, предприятия, продукты, снижают безработицу, увеличивают темпы экономического роста. Успешные бизнесмены обладают специфическим мышлением и компетенциями. Для их развития нужно предпринимательское образование, которое в РФ находится на начальном этапе развития.

Основой обучения предпринимательству является специальная среда - предпринимательская экосистема вуза. В нее входит:

• Институциональная среда;

• Профессиональное сообщество;

• Коммуникационные и проектные площадки;

• Содержание курсов;

• Кадровый потенциал, квалификация преподавателей;

• Система популяризации предпринимательства, вовлечение студентов в профессию;

• Инфраструктура поддержки и сопровождения бизнес-проектов;

• Система мониторинга предпринимательской экосистемы вуза.

Для ее диагностики было проведено анкетирование 21 вуза. Результаты показали, что главной проблемой предпринимательской экосистемы вуза является страх студентов перед организацией собственного бизнеса и неуверенность в собственных силах. Вторая по значимости трудность - подготовка квалифицированных кадров. Предприниматели редко становятся хорошими преподавателями, и наоборот. Следует отметить положительную тенденцию организации преподавателями собственного бизнеса для повышения качества образовательного процесса.

Многие выпускники после защиты выпускной квалификационной работы бросают свой проект. Помимо пассивности это объясняется слабой инфраструктурой поддержки и сопровождения бизнес-проектов. Бизнес-инкубаторы в большинстве случаев действуют формально. Сопровождением и поддержкой занимаются инициативные преподаватели.

Есть и системные трудности. Во-первых, отсутствует стандарт профессии, следовательно, отсутствует типовая образовательная программа. Во-вторых, имидж предпринимателя не однозначен, студенты более увлечены возможностью построить карьеру и получать стабильный доход. В результате предпринимательская экосистема в полном объеме работает в редком вузе. Очень редко проводят ее диагностику и контролируют основные показатели. Все это снижает эффективность образовательного процесса. Обучение предпринимательству перестает быть катализатором изменений в обществе. Оно больше становится проблемой для вуза.

Литература:

1. Геращенко, И.П. Методика оценки эффективности системы образовательного предпринимательства в вузах / И.П. Геращенко, Е.В. Алексеенко, А.Н. Романова // Современные проблемы науки и образования. - 2022. - № 4. - URL: https://science-education.ru/article/view?id=31994 (дата обращения: 03.09.2022).

2. Игропуло, И.Ф. Педагогические характеристики экосистемы социально-предпринимательского образования / И.Ф. Игропуло, В.К. Шаповалов, М.М. Арутюнян, О.В. Минкина. - Текст: непосредственный // Вестник СевероКавказского федерального университета. - 2019. - № 3(72). - С. 140-149.

3. Индекс образовательной инфраструктуры российских регионов 2018-2019 / С.И. Заир-Бек, М.Б. Лозовский, Т.А. Мерцалова [и др.]. - М., 2019. - 275 с.

4. Коротков, А.В. Стандарты предпринимательской экосистемы университета: рекомендации по развитию предпринимательской экосистемы / А.В. Коротков, М.Р. Зобнина. - М., 2019. - 96 с.

5. Обучение предпринимательству в вузах России и мира: зачем, как и с какими результатами? / П.С. Сорокин, А.Б. Повалко [и др.]. - М., 2020. - 48 с.

6. Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [Электронный ресурс]: утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 дек. 2018 г. № 16. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Паспорт национального проекта «Наука» [Электронный ресурс]: утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 дек. 2018 г. № 16. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Рубин, Ю.Б. Высшее предпринимательское образование в России: диагностика проблемы / Ю.Б. Рубин // Высшее образование в России. 2020. - № 11. - С. 5-17.

9. Pittaway, L. Entrepreneurship Education: A Systematic Review of the Evidence / L. Pittaway, J. Cope // International Small Business Journal. - 2019. - № 25. - Р. 479-510.

10. Tittel, A. Entrepreneurial Competences Revised: Developing a Consolidated and Categorized List of Entrepreneurial Competences / A. Tittel, O. Terzidis // Entrepreneurship Education. - 2020. - Vol. 3, № 1. - P. 1-35. -https://doi.org/10.1007/s41959-019-00021-4.

Педагогика

УДК 371.13

методист Рословцева Марина Юрьевна

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Санкт-Петербургский кадетский военный корпус имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации» (г. Санкт-Петербург)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

КАДЕТ В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация. Воспитание патриотов, будущих защитников Отечества, является особенно значимым направлением деятельности довузовских образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации. Эффективность процесса патриотического воспитания в условиях цифрового мира зависит от своевременной трансформации деятельности педагогов в соответствии с актуальными требованиями. Важным компонентом готовности педагогического коллектива к патриотическому воспитанию в цифровой среде выступает мотивационная составляющая. Целью статьи является изучение влияния мотивации на готовность педагогов к использованию цифровых возможностей в патриотическом воспитании кадет. В статье обосновывается, что степень заинтересованности и готовности педагогов к внедрению цифровых средств в деятельность патриотической направленности зависит не только от их профессионального уровня. Немаловажным факторов является и эффективно выстроенная в образовательной организации система мотивации. В работе изучен опыт педагогических коллективов довузовских образовательных организаций Минобороны России в патриотическом воспитании с опорой на цифровые ресурсы. Проведенный анализ позволил предположить, что с целью активизации использования цифровых возможностей в патриотическом воспитании, необходимо в некоторых из них выстроить более эффективную систему мотивации и стимулирования педагогических работников. Формирование мотивирующей профессиональной среды включает целый комплекс мероприятий. При этом личностные цели и желания должны совпадать с целями образовательной организации.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, педагогическая деятельность, цифровая среда, мотивационный компонент, готовность педагогов.

Annotation. Education of patriots, future defenders of the Fatherland, is a particularly significant area of activity of pre-university educational organizations of the Ministry of Defense of the Russian Federation. The effectiveness of the process of patriotic education in the digital world depends on the timely transformation of teachers' activities in accordance with current requirements. An important component of the readiness of the teaching staff for patriotic education in the digital environment is the motivational component. The purpose of the article is to study the influence of motivation on the readiness of teachers to use digital opportunities in the patriotic education of cadets. The article substantiates that the degree of interest and readiness of teachers to introduce digital tools into patriotic activities depends not only on their professional level. An important factor is the motivation system effectively built in the educational organization. The paper examines the experience of pedagogical collectives of pre-university educational organizations of the Ministry of Defense of Russia in patriotic education based on digital resources. The analysis made it possible to assume that in order to activate the use of digital opportunities in patriotic education, it is necessary to build a more effective system of motivation and stimulation of teaching staff in some of them. The formation of a motivating professional environment includes a whole range of activities. At the same time, personal goals and desires should coincide with the goals of the educational organization.

Key words: patriotic education, pedagogical activity, digital environment, motivational component, readiness of teachers.

Введение. Одной из ключевых целей модернизации образования является повышение его качества в соответствии с требованиями современного цифрового общества. Сегодня система образования рассматривает педагогов не просто как человеческий ресурс, а как квалифицированных специалистов, обеспечивающих эффективность деятельности образовательной организации и способных не только воспринимать нововведения, но и делать их главным механизмом в образовательном процессе [7]. Развитие цифровой образовательной среды зависит от профессионального уровня каждого педагога, от степени его заинтересованности и готовности к внедрению цифровых средств в педагогическую деятельность. Профессиональный опыт, мотивация, личностные качества, как составляющие профессиональной квалификации педагога, обеспечивают готовность и способность выполнения им различных профессиональных задач.

Изложение основного материала статьи. Важным компонентом готовности педагогов к деятельности патриотической направленности в цифровой среде является мотивационная составляющая. Значительные цели, грамотная организация, многообещающие планы будут малоэффективны, если у их исполнителей не будет мотивации, т.е. заинтересованности в их реализации [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.