Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПАРАДИГМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗАХ: КАЗАХСТАНСКИЙ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ'

ОСНОВНЫЕ ПАРАДИГМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗАХ: КАЗАХСТАНСКИЙ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
228
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗЫ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПАРАДИГМА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕЛЬ ТРОЙНОЙ СПИРАЛИ ИННОВАЦИЙ / ЧЕТВЕРНАЯ СПИРАЛЬ / ПЯТИЗВЕННАЯ СПИРАЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маралбаева Ш. М., Никифорова Н. В., Хан И. Г.

В статье говорится о роли вузов в формировании предпринимательских навыков студентов для их активного участия в инновационном развитии общества. Актуализированы вопросы поиска оптимальной модели предпринимательского образования в связи с изменением парадигмы высшего образования. Новая парадигма высшего образования предполагает существование грамотной предпринимательской экосистемы, которая формирует соответствующую предпринимательскую культуру. Правильно артикулируемая инновационная культура является ключом для продвижения и развития экономик знаний. Значение предпринимательского образования и повышение уровня знаний рассмотрены на примере эволюции тройной спирали инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маралбаева Ш. М., Никифорова Н. В., Хан И. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN PARADIGMS OF ENTREPRENEURIAL EDUCATION: KAZAKHSTAN AND INTERNATIONAL EXPERIENCE

The article discusses the role of universities in the formation of entrepreneurial skills of students for their active participation in the innovative development of society. Due to the changing paradigm of higher education, the search for an optimal model of entrepreneurial education is relevant. The new paradigm of higher education presupposes the existence of a competent entrepreneurial ecosystem that shapes an appropriate entrepreneurial culture. Properly formulated culture of innovation is a key to promoting and developing knowledge economies. The importance of entrepreneurial education and raising the level of knowledge are considered on the example of the evolution of the triple helix model of innovation.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПАРАДИГМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗАХ: КАЗАХСТАНСКИЙ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ»

МРНТИ 06.71.45, 14.01.75, 14.15.07, 14.15.15

ОСНОВНЫЕ ПАРАДИГМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗАХ: КАЗАХСТАНСКИЙ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

Ш.М. Маралбаева, Н.В. Никифорова, И.Г. Хан

Алматы Менеджмент Университет, г. Алматы, Казахстан [email protected], [email protected], [email protected]

В статье говорится о роли вузов в формировании предпринимательских навыков студентов для их активного участия в инновационном развитии общества. Актуализированы вопросы поиска оптимальной модели предпринимательского образования в связи с изменением парадигмы высшего образования. Новая парадигма высшего образования предполагает существование грамотной предпринимательской экосистемы, которая формирует соответствующую предпринимательскую культуру. Правильно артикулируемая инновационная культура является ключом для продвижения и развития экономик знаний. Значение предпринимательского образования и повышение уровня знаний рассмотрены на примере эволюции тройной спирали инноваций.

Ключевые слова: вузы, высшее образование, парадигма, предпринимательский университет, предпринимательское образование, модель тройной спирали инноваций, четверная спираль, пятизвенная спираль.

Введение

С точки зрения культурно-мировоззренческого континуума важнейшей задачей высшего образования является формирование творческих, инициативных людей, у которых есть понимание того, что их будущее зависит только от них самих. Генезис развития личности, трансформация системы потребностей, артикуляция растущих интересов свидетельствуют, что основные черты характера человека, помогающие ему найти свое место в жизни, формируются в ранней молодости.

Большая роль в этом процессе отводится вузам, которые должны четко понимать, выпускников с какими компетенциями они готовят. Это обусловлено не только такими объективными факторами как развитие рыночных отношений, изменение в системе социальных отношений, построение гражданского общества в республике, но и влиянием новых массовидных форм социального общежития - видеоканалы, интернет, социальные чаты, личные блоги, «живые журналы» и др.

Описание проблемы

Мировой тренд состоит в том, что университеты в настоящее время становятся драйверами развития национальных экономик. В связи с этим, образование как социальный институт должно обеспечить повышение предпринимательской активности граждан.

Р.Ферейра, В.Лизунков и Е.Полицинская считают, что «в условиях рыночной экономики у каждого гражданина и, тем более, у специалиста с высшим образованием должны быть сформированы устойчивые компетенции в области предпринимательства» [1; 197].

Предпринимательское образование (ПО) наиболее полно отвечает потребностям инновационной экономики и бизнеса. Современные вузы должны быть конкурентоспособными на рынке образования и соответствовать мировым трендам. Помимо этого, от вузов ждут конкурентоспособных выпускников, обладающих предпринимательским мышлением, владеющих инновационными технологиями организации бизнеса и востребованных на рынке. Все это возможно только при наличии хорошо отлаженной системы предпринимательского образования, которая поможет студентам развивать свои таланты, лучше адаптироваться и стать более устойчивыми к изменениям. Более того, как отмечалось в докладе, подготовленным Высшей школой бизнеса Назарбаев Университета совместно с Национальной палатой предпринимателей «Атамекен», «предпринимательское образование должно стать приоритетом государства» [2; 5].

Наш концепт относительно детерминированности предпринимательского образования миссиями университета, особенно третьей, основывается на понимании, что она должна быть опережающей, не только увеличивать масштабы общественного участия, но и ускорять процессы вовлечения талантливой молодежи в жизнедеятельность общества, не просто соответствовать его текущим запросам и нуждам, а инициировать новые формы, виды и параметры взаимодействия с обществом [3].

Обзор литературы

Исследования в области обучения предпринимательству проводятся во многих странах. Как отмечают Ф.Ротермел и др. [4], в последние годы в предпринимательском образовании возникли «четыре основных направления исследований:

(i) создание университета предпринимательских исследований (entrepreneurial research university),

(ii) эффективность офисов по трансферу технологий (productivity of technology transfer

offices),

(iii) создание новых фирм (new firm creation),

(iv) контекст окружающей среды, включая создание инновационных сетей (environmental context including networks of innovation)» [4; 691].

В то же время российскими учеными, занимающимися проблемами высшего образования, отмечаются три направления в исследованиях:

- изучение предмета ПО и его составных частей;

- рассмотрение компетенций ПО не только на уровне высшей школы, но и среднего профессионального образования;

- роль высшей школы в формировании инновационной среды предпринимательства [5; 9091].

В Казахстане также проводятся исследования ситуации с развитием предпринимательского образования. В отчете, подготовленном Назарбаев Университетом, отмечается, что при развитой коммерческой и правовой инфраструктуре, а также солидной государственной поддержке, предпринимательское образование в вузах является той отраслью предпринимательской экосистемы, которая «требует усовершенствования» [6; 72]. Даже, несмотря на то, что в докладе 2018/2019 года данный показатель вырос с 3.6 до 4.1 пункта из девяти возможных, при сравнении показателей, отражающих структурные условия предпринимательской экосистемы, Казахстан отстает от стран БРИКС и региона Азии и Океании, опережая только Бразилию [2; 51]. Высшие учебные заведения играют главную роль в развитии предпринимательского образования, поскольку здесь существует возможность проводить исследовательскую работу и создавать условия для стартапов и создания новых компаний [7].

Вопросам формирования концепции предпринимательского университета уделено внимание в работах таких авторов как Г.Омарова [8], У.Хасенова [9], А.Уалжанова [10]. Трансформация университетов дает возможность университетам коммерциализировать результаты своей деятельности [11], влечет за собой изменения в культуре [12] и формирует новую систему управления человеческими ресурсами [13]. Вопросы создания и функционирования экосистемы предпринимательского университета рассматривались в трудах А.Кожахметова, Н.Никифоровой, Ш.Маралбаевой [14], Г. Омаровой [15], а также других авторов.

Цель исследования

Целью данного исследования является определение стратегических приоритетов в направлении формирования национальной модели предпринимательского образования в Казахстане, нацеленной на получение студентом знаний и необходимых компетенций в области предпринимательства.

Методология исследования

Данное исследование базируется на теоретическом исследовании концепций предпринимательского университета и эмпирическом - определении предпринимательского образования. Для более полной картины исследуемой проблемы был проведен анализ отечественного и зарубежного опыта становления и развития предпринимательского образования.

Основными источниками информации для написания статьи послужили: на теоретическом уровне - научные статьи, монографии, периодические издания и др. работы, посвященные проблеме исследования; на эмпирическом уровне - данные официальных источников, результаты полевых исследований (опрос экспертов в сфере высшего образования). В исследовании применялись такие методы, как обобщение, сравнительный метод, метод аналогий и систематизации информации, графический метод, методы экспертных оценок и др.

Результаты исследования

Несмотря на актуальность данной проблемы, единого подхода к определению понятия «предпринимательское образование» как в англоязычной, так и русскоязычной литературе нет. Поэтому критический анализ существующих точек зрения к определению данного понятия позволит выявить подходы к содержанию предпринимательского образования в виде соответствующих образовательных программ и отношению к нему государственной политики. Предпринимательское образование является составной частью учебной программы, позволяющей привить студентам навыки креативного и критического мышления на основе использования практических элементов необходимых ему для создания и развития успешного бизнеса.

Ряд ученых понимает под предпринимательским образованием специальное обучение основам предпринимательства и бизнес планирования в форме учебных предпринимательских проектов, деловых игр, а также внедрение элементов, формирующих предпринимательскую культуру, в общеобразовательные дисциплины социально-экономического цикла, во внеаудиторную работу и факультативы учебных заведений всех уровней [16].

Другие ученые рассматривают предпринимательское образование как процесс организации деятельности группы людей, нацеленный на развитие их способности самостоятельно воплощать идеи в действия, в том числе действия, направленные на создание и развитие нового бизнеса, а также формирование у них необходимых для создания и развития нового бизнеса интересов, знаний, навыков, компетенций, личных качеств и склада ума [17].

На наш взгляд, существует два подхода к определению предпринимательского образования: широкий и узкий. Широкий подход к определению предпринимательского образования исходит из учета уровня развития предпринимательского духа и мышления, а также развития предпринимательских качеств и способности человека превращать идеи в конкретные действия при достижении коммерческих целей. Узкий подход понимает под предпринимательским образованием поиск и выявление возможностей по созданию и развитию бизнеса.

Большая часть встречающихся определений рассматривает предпринимательское образование как способность превращать идеи в конкретные действия, что отражает различия между предпринимательской (личная инициатива предпринимателя) и профессиональной деятельностью (работа по найму). Ряд определений отражают развитие предпринимательского склада ума (предпринимательское мышление, предпринимательский дух), знания, навыки, компетенции и способности.

Мы придерживаемся точки зрения, согласно которой предпринимательское образование представляет собой приобщение обучающегося к соответствующим знаниям о предпринимательстве, создаваемым ценностям и накопленному опыту в области практической деятельности в условиях неопределенности и риска. При этом основной целью предпринимательского образования является формирование у студентов качеств современного лидера, обладающего умением организовать созидательную и социально полезную деятельность, способного достичь жизненного успеха.

Учитывая опыт Финляндии, считаем, что императивами предпринимательского образования должны быть следующие постулаты:

- знать и понимать предпринимательство;

- быть приверженцем ценностей предпринимательской культуры;

- иметь предпринимательское и критическое мышление;

- быть предприимчивым и творческим человеком;

- быть предпринимателем.

Важным моментом в предпринимательском образовании становится насыщенность учебных программ курсами, развивающими предпринимательские способности обучающихся. В Европе в последние годы в области предпринимательского образования произошла смена парадигмы - переход от факультативного курса «предпринимательство», как отдельной дисциплины в программе, нацеленной на открытие бизнеса, к важнейшему элементу учебного процесса, направленного на формирование предпринимательского мышления и навыков, в рамках учебной программы.

Российские исследователи В.Седов и Г.Широкова [18; 34] на основе изучения учебных программ российских вузов, выделили четыре подхода исследованных университетов к обучению предпринимательству и обретению предпринимательских навыков и знаний:

1) полное отсутствие курсов по предпринимательству (60% университетов);

2) существование отдельных курсов по инновационному менеджменту и предпринимательству (17%);

3) существование кафедр или центров предпринимательства (23%);

4) существование бизнес-инкубаторов либо технопарков, поддерживающих стратегию предпринимательского образования (7,6%).

Современное состояние предпринимательского образования в Казахстане свидетельствует о том, что действующая система образования не вполне удовлетворяет потребностям общества. Это обусловлено серьезным отрывом организации образования и его содержания от требований к навыкам деловой предприимчивости обучающихся. Как указывают казахстанские исследователи, «образовательные программы по предпринимательству преподаются фрагментарно», и только 45 процентов респондентов проведенного исследования положительно ответили на вопрос об использовании знаний, полученных в высшем учебном заведении, в то время как 69 процентов анкетируемых ответили о большом желании стать предпринимателями. [7; 98-104] В настоящее время у выпускников вузов практически не сформированы навыки эффективного поведения на рынке, которые были бы направлены на самостоятельный поиск работы по специальности. Предприимчивый выпускник будет способен создать свой бизнес и участвовать в инновационных процессах экономики страны. В Казахстане доля МСБ в ВВП составляет от 18 до 26%, в то время, как эта цифра в развитых странах достигает 70% [19; 35]. С развитием предпринимательского образования в стране увеличится потенциал предпринимателей в производстве инновационных продуктов и, соответственно, вклад малого и среднего бизнеса в экономику страны возрастет.

Бытует мнение, что только 5% населения земного шара обладает предпринимательским потенциалом и, соответственно, научить предпринимательству невозможно. Однако, как показывают данные Глобального мониторинга предпринимательства [20; 56], существует тесная связь между предпринимательским образованием и уровнем предпринимательской активности и возможностью человека реализовать свой предпринимательский потенциал. Соответственно, стоит задача перед всеми образовательными институтами - развивать навыки предпринимательства, прежде всего, у молодого поколения, через совершенствование подходов к предпринимательскому образованию.

Закономерный интерес вызывает феномен «современный университет» в контексте его третьей миссии, поскольку являясь социальным институтом, он должен отвечать сущностным характеристикам новой парадигмы экономического развития (знания и инновации), обусловленной глобальными социокультурными трансформациями и экономическим кризисом, сопровождающими переход от постиндустриальной к информационной эпохе. Все это актуализирует задачи трансформации системы высшего образования, ибо только она способна обеспечить воспроизводство «человеческого капитала», который будет подготовлен к технологическим, организационным, институциональным и другим изменениям [21].

Наше видение необходимости трансформации классического образования в предпринимательское и формирования национальной модели обусловлено следующими факторами:

1. переходом экономики республики к инновационной модели развития;

2. сокращением источников финансирования в сфере образования;

3. ростом конкуренции на внутреннем и международном рынках образовательных услуг;

4. необходимостью определения баланса ответственности между участниками цепочки «университеты - бизнес - государство - гражданское общество» в подготовке конкурентоспособных выпускников;

5. повышением требований бизнес-сообщества к подготовке специалистов, готовых конкурировать на мировом рынке труда;

6. переосмыслением роли и природы полученных знаний, которые современный университет может и должен коммерциализировать;

7. развитием предпринимательского мышления и предпринимательского духа у преподавателей и студентов;

8. развитием цифровых технологий и телекоммуникационных систем, способных фиксировать, передавать, создавать знания и формировать практические навыки;

9. превращением образования в нематериальный инвестиционный актив, которым необходимо управлять;

10. изменением в обществе ценностей, которые предъявляет образовательной системе новый тип обучающегося, мотивированного на саморазвитие, постановку амбициозных целей и готового нести ответственность за реализацию принятых решений;

11. спецификой сложившейся в республике ситуации, которая требует от выпускников новые типы компетенций, а от вузов - новые формы подготовки специалистов.

Следует отметить, что, несмотря на актуальность вопросов трансформации классического образования в предпринимательское и формирования национальной модели, существует ряд проблем, сдерживающих данные процессы:

- в вузах не сформирована необходимая инновационная инфраструктура;

- недостаточно квалифицированных специалистов в области трансфера технологий;

- низкий уровень компетенций в области коммерциализации научных разработок;

- отсутствие единого методологического подхода к определению понятия «предпринимательское образование» и к построению инновационной национальной модели;

- дефицит преподавателей-практиков, имеющих хорошую теоретическую подготовку;

- отсутствие запросов со стороны бизнеса на подготовку специалистов.

Очевидно, что характер указанных проблем связан с административно-историческими особенностями подходов к системе образования в целом, подготовке специалистов, в частности, в недалеком прошлом.

Развитие высшего образования в республике характеризуется активным поиском его оптимальной модели. Основами модели должны стать два фактора: (1) контекст предпринимательского образования и (2) методы передачи знаний или знаниевые технологии. Контекст предполагает, что учащиеся должны быть выведены из традиционной академической среды с целью более близкого знакомства с проблемами и потребностями реального бизнеса и гражданского сообщества. Методы преподавания предполагают использование подходов, отличающихся от традиционно иерархических отношений между учителем и обучающимся. Таким является экспериментальное обучение, когда учитель принимает роль коуча и модератора образовательного процесса, а студент ощущает большую независимость и может проявить инициативу в процессе получения знаний.

На сегодняшний день в Казахстане можно выделить три направления в области исследования предпринимательского образования:

- первое представлено изучением составных частей предпринимательского образования в общей системе образования, анализом проблем и вызовов, с которыми сталкиваются отечественные вузы, заинтересованные в реализации образовательных программ в области предпринимательства, изучением существующих подходов к обучению предпринимательству в европейских, американских и других университетах;

- второе направление характеризуется обсуждением основных компетенций и технологий предпринимательского образования, применяемых на разных уровнях образования;

- третье направление сконцентрировано на исследованиях, посвященных проблемам: формирования нового статуса казахстанских вузов как предпринимательских; создания университетской предпринимательской среды; разработки моделей предпринимательского образования и поиска эффективного баланса между «мягкими» и «жесткими» навыками в программах предпринимательского образования и определения соотношения между soft skills и hard skills в зависимости от специфики.

В континууме новых технологий и инновационных практик процессы трансформации в сфере образования дополняются следующими составляющими:

- информационно-коммуникационные технологии, оказывающие непосредственное воздействие на процессы накопления и трансляции информации и знаний;

- финансово-инвестиционная система, определяющая общие принципы взаимодействия в образовательной и экономической сферах;

- сфера медицины, работающая с рефлексией и телами людей.

Таким образом, важным источником трансформаций должны стать система образования и такие смежные с ней отрасли, как информационные технологии, финансы и медицина.

Предпринимательское образование в вузе должно осуществляться на трех уровнях:

1 уровень: ВУЗ. На данном уровне программы обучения нацелены на практическое обучение студентов в рамках работы в структурных элементах предпринимательской инфраструктуры самого вуза (стартапы, лаборатории и др.);

2 уровень: Центр предпринимательства преподавателей-предпринимателей. Образовательные программы направлены на обучение студентов на рабочих местах у преподавателей-предпринимателей;

3 уровень: Центр предпринимательства - где студент является действующим или начинающим предпринимателем. Образовательные программы направлены на приобретение студентами дополнительных предпринимательских компетенций.

Исходя из целей и задач дальнейшего развития предпринимательского образования в республике, Алматы Менеджмент Университет в 2016 году выступил инициатором создания Ассоциации предпринимательских университетов РК. Особый акцент университет делает на вовлеченное обучение. Мы считаем, что морально-правовой и духовно-нравственный климат в обществе невозможен без формирования культуры сопричастности к служению обществу.

Решению проблем, сдерживающих развитие предпринимательского образования, будет способствовать разработка целостной, понятной, логически оформленной концепции. В свою очередь, процесс построения концепции предпринимательского образования связан с уровнем экономического развития конкретной страны, должен соответствовать культурным и национальным традициям, и на него оказывают влияние подходы к обучению, применяемые в той или иной стране. В Концепции должны быть определены основные элементы и принципы формирования модели предпринимательского образования. В основе модели предпринимательского образования, на наш взгляд, должны лежать следующие принципы:

- сбалансированная ответственность в системе взаимоотношений «вуз - бизнес -государство - гражданское общество»;

- предпринимательское мышление;

- финансовая и академическая самостоятельность вуза;

- междисциплинарный подход к обучению предпринимательству;

- компетентностный подход к обучению предпринимательству;

- внедрение инновационных образовательных продуктов, стимулирующих предпринимательскую активность обучающихся;

- доступность для студентов и ППС информационных и консультационных услуг по коммерциализации и трансфера;

- эффективность механизмов финансовой поддержки предпринимательских вузов;

- формирование и развитие предпринимательской культуры в вузе.

Для формирования адекватного мировоззренческого и культурного подхода к развитию университетов как социальных институтов, формирующих субъектов гражданской активности, предлагаем возобновить общественный договор, а именно разработать «Манифест социальной ответственности университетов», который станет морально-нравственным вызовом обществу.

В структуре предпринимательского образования следует выделять следующие блоки рассматриваемой модели:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- мотивационный блок - сформированность ценностно-смысловых установок, мотива и интереса к предпринимательской деятельности;

- когнитивный блок - освоение студентами основ предпринимательства и базового профессионального образования на основе применения активных и интерактивных форм и методов обучения;

- деятельностный блок - выработка у студентов характерных для предпринимательства способов деятельности, посредством практического применения приобретённых знаний и навыков;

- рефлексивный - способность студентов определять собственную образовательную и профессиональную траекторию;

- результативный блок - наличие оценочного и корректирующего компонентов, позволяющих осуществлять уточнение и корректировку элементов модели предпринимательского образования и её адаптацию к изменяющейся ситуации.

Сама модель не может игнорировать существование определенных факторов, с которыми предпринимательское образование должно сосуществовать и взаимоинтегрироваться. Эти факторы отражены в модели тройной спирали Г.Ицковица и Л.Лейдесдорфа, впервые озвученной в 2000 году [22], эволюционировавшей далее в модели, включающие больше факторов внешней среды предпринимательского образования.

Модель тройной спирали инноваций, согласно теории Ицковица и Лейдесдорфа, основана на взаимодействии трех элементов: университетов, занимающихся фундаментальными исследованиями, отрасли, производящей коммерческие товары, и правительства, регулирующего рынки. Если растет взаимодействие между элементами структуры, каждый элемент эволюционирует, что может привести к возникновению гибридных институтов.

Развитие технологических факторов, таких как появление микропроцессоров, прогресс нанотехнологий и, как результат, увеличившийся предпринимательский потенциал по созданию новых видов организаций - инкубаторов, стартапов, университетских спин-аутов и других -привело к превращению традиционных университетов в предпринимательские [23], целью которых стало привитие предпринимательских навыков обучающимся.

Ицковиц и Лейдесдорф указывают на то, что изначальная роль университетов заключалась в предоставлении образовательных услуг населению и проведении фундаментальных исследований. Соответственно, взаимодействие между университетом и бизнесом происходило вокруг этих двух сфер, что вело к производству коммерческих товаров по результатам проведенных университетом исследований. По мнению Ицковица, перемещение людей между университетом и промышленностью представляет собой очень важную передачу знаний [22; 109]. Однако это только один вид взаимодействия между университетом и бизнесом. Другими видами является консультационная деятельность преподавателей и неформальное общение во время конференций, например. Также высока роль университетов в разработке курсов в соответствии с запросами бизнеса.

Взаимодействие между вузами и правительством в большей степени зависит от общего отношения правительства к образованию, от разработанных и реализуемых программ. А

взаимодействие между правительством и бизнесом всегда будет зависеть от общего состояния дел на рынке.

Модель четверной/четырехзвенной спирали была разработана на основе модели Ицковица и впервые предложена Элиасом Караяннисом и Дэвидом Кэмпбеллом в 2009 году. Модель добавила четвертый компонент к структуре взаимодействия между университетом, бизнесом и правительством - общественность, состоящую из гражданского общества и т.н. «творческого класса» [24; 6]. Новая модель была призвана сократить разрыв между инновациями и гражданским обществом, и утверждала, что эмерджентные технологии не всегда отвечают запросам бизнеса и общества в модели тройной спирали, а также подчеркивала социальную ответственность университетов в дополнение к их роли в обучении и проведении исследований.

Последующая модель - модель пятой спирали - была разработана также Э. Караяннисом и Д. Кэмпбеллом в 2010 году и имела под собой основу из элементов тройной и четверной спиралей, добавив естественную среду в качестве пятого элемента. Пятизвенную модель авторы интерпретировали как «подход, соответствующий устойчивому развитию и социальной экологии» [25; 41], так как она рассматривает естественную среду общества и экономики в качестве драйверов для производства знаний и инноваций. Модель также выявляет социально-экологические возможности для общества знания и экономики знания, включая такие параметры, как изменение климата. Модель пятой спирали можно описать как модель расширяющихся знаний за счет пяти спиралей, которые она объединяет и как действия этих спиралей, вовлеченные в циркуляцию знаний. Эволюция спиральных моделей инновационности показывает развитость как самих инноваций, так и знаний. Это отражено в рисунке 1.

Рисунок 1 - Эволюция спиральной модели как развитие инновационности знаний.

Источник: Carayannis, E.G. and Campbell, D.F.J. (2012). Mode 3 Knowledge Production in Quadruple Helix Innovation Systems: 21st Century Democracy, Innovation, and Entrepreneurship for Development. New York, NY: Springer Briefs in Business, Springer. p.20

На данном рисунке авторы четырехзвенной и пятизвенной моделей проследили эволюцию через добавление еще одного фактора в каждом случае. Тройная модель представляет спиральное развитие отношений между университетами, государством и бизнесом. Четырехзвенная модель добавила фактор гражданского общества в качестве части населения, ориентируемой на СМИ и культуру. Этот фактор важен с точки зрения развития культуры предпринимательства. Пятизвенная спираль рассматривает воздействие природы и природных факторов на инновационное развитие не только университетской среды, но и всего общества. Таким образом, к существующим элементам тройной спирали Ицковица (академия-государство-бизнес) добавилось гражданское общество (четверная/четырехзвенная спираль) и окружающая среда (пятизвенная спираль).

Предпринимательское образование фокусируется на развитии навыков или атрибутов, которые позволяют реализовать возможности и заинтересованность в достижении «прибыли» в той или иной форме. Оно может ориентироваться на основные направления:

- создание собственного бизнеса. Здесь университет может стимулировать формирование бизнес-инкубаторов через программы содействия по созданию бизнеса;

- реализация внутреннего предпринимательства может осуществляться через продвижение инноваций или создание новых продуктов для существующих компаний;

- создание некоммерческих организаций (социальное предпринимательство) внесет свой вклад в развитие гражданского общества.

В то же время существуют данные исследования, проведенного в Великобритании, что только четыре процента выпускников вузов стали самозанятыми (предпринимателями), хотя такое намерение было высказано 61 процентом опрошенных студентов [цит. по: 27, с.112]. Это говорит о том, что модель обретения навыков предпринимательства не работает в полную силу. Как утверждает Коротков, предпринимательское образование не является обучением «в привычном смысле слова», а существует для того, чтобы помочь человеку стать предпринимателем [28].

Обучение предпринимательству можно рассматривать как экспериментальный процесс, в котором предприниматели развивают знания с помощью четырех различных способностей к обучению: переживания, рефлексии, мышления и действия [29; 481]. Такого же мнения придерживаются Седов и Широкова [18; 34].

При наличии дискуссионной площадки для всех трех элементов структуры (государство, академия и бизнес) модель тройной спирали может реализоваться во всех университетах [30]. Результатом применения модели предпринимательского образования должно стать сформированное у студентов предпринимательское мышление и приобретенные навыки. При этом под предпринимательским мышлением следует понимать вид мышления, которое представляет собой «опосредованное и обобщенное отражение экономической действительности..., усвоение полученных знаний, превращение их в убеждения, умения, навыки и мотивы» экономического поведения [31; 7].

Эффективность предпринимательского образования во многом зависит от экосистемы, без которой невозможно зарождение будущих проектов. При этом под предпринимательской экосистемой, на наш взгляд, следует понимать совокупность взаимосвязанных между собой предпринимательских организаций (фирмы, венчурные компании, бизнес-ангелы, банки), учреждений (университеты, финансовые органы, государственные органы), предпринимательских процессов, которые формально и неформально объединяются для осуществления посредничества и управления в рамках предпринимательской среды.

В Алматы Менеджмент Университете была инициирована и начала функционировать экосистема студенческого предпринимательства. С марта 2017 года был обозначен пилотный проект, проводимый по инициативе Евразийской Группы (Eurasion Resource Group) на базе нашего университета и при участии Ассоциации друзей Тель-Авивского университета в Казахстане, направленный на развитие трех составляющих: предпринимательских навыков у молодежи, предпринимательского мышления и экономики регионов страны. В проекте участвуют восемь образовательных заведений, такие как Актюбинский региональный государственный университет им. Жубанова, Актюбинский высший политехнический колледж, Хромтауский горно-технический колледж, Медицинский университет Караганды, Костанайский инженерно-экономический университет им. М.Дулатова, Рудненский индустриальный институт, Павлодарский государственный педагогический университет и Инновационный Евразийский университет из четырех регионов Казахстана [32]. В текущем, 2020 году, к проекту присоединились еще два учебных заведения - Торайгыров Университет и Хромтауский горно-технический высший колледж [33]. В рамках проекта проведены такие мероприятия как предпринимательская школа «BigldeasCamp», предпринимательские уикенды - Regional Entrepreneurial Weekend (REW), выборы послов предпринимательской экосистемы (EcoSystemERG Ambassador) из среды студенчества и предпринимательские ежегодные встречи (Entrepreneurial MeetUp), на которых студенты и преподаватели обсуждают тенденции в развитии креативной экономики и совершенствуют свои предпринимательские навыки. Спикерами и менторами мероприятий

выступают руководители крупных компаний, представители ведущих университетов страны и предприниматели - основатели казахстанских стартапов. В апреле 2020 года молодыми тренерами из Алматы Менеджмента Университета были проведены креативные онлайн-курсы для студентов - участников сообщества [34]. Также ежегодно проводится летний лагерь «YbyraiCamp» для преподавателей и представителей образовательных заведений. В 2020 году лагерь был проведен в онлайн формате и объединил более 300 человек [35].

Целью данного проекта является развитие предпринимательского образования, улучшение предпринимательского климата и развитие экономики в регионах. За время проведения проекта во всех вузах-участниках была проведена диагностика их предпринимательского потенциала, определены сильные и слабые стороны каждого частника. Проводилось обучение и профессорско-преподавательского состава новым методикам обучения, что позволило улучшить, а также создать новые учебные программы по предпринимательству. Вовлечение студентов в предпринимательскую деятельность позволило повысить их мотивацию и улучшить результаты обучения. Реализация проекта позволила выработать навыки командной работы студентов и педагога в создании и развитии предпринимательского проекта. Студенты изучают данную область знаний глубже, чем это предусмотрено программой. Опыт коммуникаций, формирование позитивного психологического климата, эффективная практика решения проблем и ситуаций, культура межличностного общения - все это служит рефлексией значимости себя и других для общества. Как результат участия в проекте, во многих вузах запущены курсы, такие как «Ведение бизнеса» или «Генерация бизнес идей» (ИнЕУ). Помимо этого высшие учебные заведения создали такие структуры, как Startup Академия (Актюбинский региональный государственный университет им. К.Жубанова), Startup-centre (Павлодарский государственный педагогический университет), Центр предпринимательства и инноваций (ИнЕУ), а также студенческие бизнес-инкубаторы (Toraighyrov University и ИнЕУ), которые призваны развивать предпринимательство на системном уровне. Участие в проекте дало возможность более 5000 студентам из десяти университетов и колледжей пройти курсы по предпринимательству и тренинги по открытию стартапов, а также, по словам руководителя Евразийской Группы А.Машкевича [36], реализовать сотни бизнес-идей и открыть десятки компаний, среди которых такие, как открытие студенческого буфета, вышедшего через год на окупаемость, умная трость для незрячих ZRENIE и многие другие.

Республика Казахстан находится на стадии формирования предпринимательской экосистемы, включающей научно-исследовательские офисы, бизнес-инкубаторы, международные центры трансфера технологий, технологические парки, региональные офисы коммерциализации. В Казахстане вопросами формирования предпринимательского образования активно занимаются и разрабатывают собственные подходы такие вузы, как Назарбаев университет, Университет Туран, Павлодарский государственный университет имени С.Торайгырова, Таразский инновационный гуманитарный университет, Южно-Казахстанский государственный университет, Карагандинский государственный технический университет, Инновационный Евразийский университет (г.Павлодар), Карагандинский государственный университет им. Букетова, Карагандинский государственный медицинский университет и др.

Предпринимательская экосистема в процессе своего становления и развития проходит три основные фазы:

- первая фаза - формируются начальные условия функционирования (реорганизация организационной структуры для выявления и закрепления у студентов предпринимательских способностей);

- вторая фаза - создаются элементы предпринимательской среды внутри вуза, такие как -центр трансфера технологий, бизнес-акселераторы и коворкинг-центры;

- третья фаза - слаженное функционирование всех элементов сформированной экосистемы предпринимательского вуза.

В предпринимательской экосистеме различают три основных фактора, влияющих на развитие предпринимательства в вузе:

- развитие инноваций, без которых невозможен долгосрочный успех в предпринимательской деятельности;

- создание интегративной предпринимательской культуры, формирующей слой цивилизованных предпринимателей, которые решают не только задачи повышения своего благосостояния, но и задачи эффективного развития экономики города, региона и страны;

- обеспечение устойчивого финансирования за счет создания собственных инвестиционных фондов для поддержки предпринимательства.

При этом предпринимательство не рассматривается вузами как краткосрочная возможность получения прибыли, а как долгосрочные инвестиции в студентов, преподавателей и выпускников.

Культура предпринимательства предполагает, что человек готов не только взять на себя риски ведения бизнеса, но и способность воспринимать потенциальные неудачи.

Предпринимательское образование способствует формированию соответствующей предпринимательской культуры. Предпринимательская культура также включена в миссии современных университетов [37] для продвижения предпринимательского мышления. Система института предпринимательства представляет собой комбинацию социальных, экономических, политических и культурных факторов, которые поддерживают создание и внедрение инноваций. Шпигель разделил факторы среды на три категории: материальные (университеты, которые производят знания), социальные (человеческие ресурсы) и культурные (культура поддержки предпринимателей обществом и продвижение успешных бизнесов) [38].

Нельзя рассматривать категории в отдельности, однако мы считаем, что культурные характеристики, возможно, имеют большее значение для формирования предпринимательского образования. Это своего рода гудвилл как самого предпринимательского образования, так и университета, вовлеченного в развитие предпринимательского образования и его параметров. По определению Всемирного экономического форума [39], основным столпом предпринимательства является человек, но, с нашей точки зрения, чтобы человек стал предпринимателем, он должен иметь, по крайней мере, представление о классических характеристиках предпринимателя -умении рисковать, способности выявлять тренды и производить инновации, посвящать большую часть своего времени развитию бизнеса (особенно в самом начале), умении «возрождаться» после неудач и др. Соответственно, представители предпринимательского образования должны иметь ресурсы и возможности передавать знания и выступать в качестве проводников для предпринимателей и помогать развивать определенные навыки или знания, такие, как умение работать в команде и лидерские способности. Для этого они сами должны быть не только грамотными специалистами, но и иметь предпринимательские склонности.

Караяннис и Кэмпбелл [26] также отразили в своих работах значение культуры для формирования так называемого «самородка знаний» для «Третьего Уклада» производственной системы знаний или цепи инновационной экосистемы предпринимательского образования, элементами которого являются «люди, культура и технологии». «Люди, культура и технологии служат институциональным, рыночным и социально-экономическим «клеем», который связывает, катализирует и ускоряет взаимодействия и проявления между творчеством и инновациями» [26;4]. И знания в этом случае выступают в качестве основы для такого «клея». Правильно артикулируемая инновационная культура является ключом для продвижения и развития экономик знаний, поскольку «разнообразные и неоднородные условия» [26;15] культуры должны способствовать развитию творчества, которое так необходимо и важно для создания и производства новых знаний и инноваций.

Участие университета в устранении разрыва между академическими исследованиями и капитализацией знаний становится актуальным, если он участвует в трансфере технологий в одном качестве из трех: как сторонний наблюдатель, знающий участник, либо представитель развитой сети специалистов [4;713].

Предпринимательское образование предполагает формирование соответствующей предпринимательской культуры.

Академическое предпринимательство представляет собой как эндогенный феномен, поскольку исследовательские группы являются частью университета, так и экзогенный, так как зачастую инновации, разрабатываемые в стенах вузовских структур, подвержены влиянию внешних факторов.

Культура предпринимательского вуза должна поддерживать миссию, ценности, стратегию и принципы, которыми руководствуется образовательное учреждение. Культура предпринимательства может быть сформирована только при наличии таких условий, как:

а) создание умной системы, в которой увязаны цели и результаты образовательного процесса с условиями по трансферу знаний;

б) усиление связи академической среды с представителями реального сектора для обоюдной возможности делиться знаниями и навыками;

в) налаживание связей университетов с представителями власти, гражданского общества, работодателями и всех заинтересованных в результатах предпринимательского образования.

Особая организационная культура предпринимательского университета может служить базой экосистемы, элементами которой могут стать ответственность будущего успешного предпринимателя, его отношение к риску и толерантность к неудаче. Открытая организационная культура предпринимательского университета скрепляет все его элементы, поощряет не только студентов, но и всех участников системы, включая преподавательский и административный составы, к проявлению предпринимательских способностей.

Заключение

Высшей целью предпринимательского образования должна стать возможность университетов коммерциализировать свой продукт и, что более важно, умение выпускников университета коммерциализировать свои инновационные идеи через участие в создании и деятельности студенческих стартапов как базе будущих бизнесов.

В связи с этим современный этап развития высшего образования в Казахстане характеризуется поиском инновационной модели предпринимательского образования. Важнейшим субъектом предпринимательского образования должны стать высшие учебные заведения, которые являются не только инструментом подготовки конкурентоспособных кадров, но и центрами инновационного развития экономики республики.

При создании модели предпринимательского образования необходимо учитывать рекомендации эволюционированной модели тройной спирали Ицковица. С учетом всех пяти звеньев инновационного развития общества модель будет инновационной и будет основываться на взаимной интеграции всех элементов среды.

Для реализации модели предпринимательского образования в вузах должно быть сформировано сообщество администраторов новой формации, способных не только к повседневному менеджменту, но и ориентированных на реализацию новой миссии вуза, его стратегических целей и корпоративных задач.

Для успешного развития предпринимательского образования необходимо существование грамотной предпринимательской экосистемы. Подобающая среда для такого успешного развития предполагает обучение не только теории, но и применение т.н. экспериментальных методов, с помощью которых обучающиеся обретают знания и навыки - проведение деловых игр, изучение ситуаций и практики, знакомство с опытом успешных предпринимателей и возможность практического применения навыков предпринимательства в жизни.

Список литературы

1. Ферейра Р., Лизунков В.Г., Полицинская Е.В. (2017) Формирование предпринимательских компетенций выпускника вуза в условиях перехода к университетам третьего поколения // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. Т. 7. № 6. С. 195-211. DOI: 10.15293/22263365.1706.12.

2. Глобальный мониторинг предпринимательства (2019) Национальный доклад: Казахстан 2018/2019. Назарбаев Университет, Нур-Султан.

3. Балмасова Т.А. (2016) Третья миссия университета - новый вектор развития? // Высшее образование в России. № 8-9. С. 48-55.

4. Rothaermel F.T., Agung S.D., Jiang L. (2007) University entrepreneurship: a taxonomy of the literature.

Industrial and Corporate Change, 16(4), 691-791. doi:10.1093/icc/dtm023

5. Клюев А.К., Багирова А.П., Яшин А.А., Забокрицкая Л.Д. (2017) Предпринимательское образование в университетах страны: масштабы, виды программ, баланс компетенций // Современная конкуренция. Т.11. № 1(61). С. 88-102.

6. Глобальный мониторинг предпринимательства (2018) Национальный доклад: Казахстан 2017/2018. Назарбаев Университет, Нур-Султан.

7. Monobayeva A., Hájek P. (2018) Development of entrepreneurship education in Kazakhstan: the need for government regulation. Studies of Socio-Economics & Humanities/ Socioekonomické a Humanitní Studie, 8(1), 89-122.

8. Омарова Г.Т. (2018) Концептуальные подходы к формированию предпринимательских университетов. В сборнике: Теория и практика развития предпринимательства: современные концепции, цифровые технологии и эффективная система. Материалы VI Международного научного конгресса. Под научной редакцией А.В. Шарковой, О.Н. Васильевой, Б. Оторовой. С. 52-55.

9. Khassenova U. (2018) The concept of "entrepreneurial university" and the model of development. Bulletin of National academy of sciences of Republic of Kazakhstan, 374(4), 199-204.

10. Уалжанова А.К. (2017) Кэсшкерлж университет: алгышарты, казiрri жагдайы жэне келешеп. Т^ран университеттщ хабаршысы. № 1(73). C.270-274.

11. Омарова Г.Т. (2019) Предпосылки и тенденции развития предпринимательских университетов в Республике Казахстан. Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. Т.2. № 3. С. 112-119.

12. Ильяс А., Дадабаева Д.М., Изеев С.Н. (2019) Инновациялы-кэсшкерлж типтеп университеттщ корпоративп мэдениетш калыптастыру. Т^ран университетшт хабаршысы. № 4(84). С. 284-288.

13. Гельманова З.С., Бутрин А.Г., Гарт Н.А. (2016) Предпринимательский университет в контексте взаимодействия «Тройной Спирали». International journal of applied and fundamental research. №7. С. 444-449.

14. Kozhakhmetov A., Nikiforova N., Maralbayeva Sh. (2016). Entrepreneurial ecosystem at universities: formation and development. In: Sagintayeva, A. & Kurakbayev, K. (Eds.) Higher Education and Modernisation of the Economy: Innovative and Entrepreneurial Universities. Proceedings of the 5th Eurasian Higher Education Leaders' Forum. Astana: Indigo Print. 16-23.

15. Омарова Г.Т. (2019) Предпринимательская экосистема. Вестник СамГУПС. № 4(46). С.17-23.

16. Савзиханов С.Э., Гасанова З.А. (2015) Зависимость между уровнем предпринимательской активности и предпринимательским образованием // Креативная экономика. 9(12). С. 1591-1600. - doi: 10.18334/ce.9.12.

17. Коротков А.В. (2017) Про предпринимательское образование (часть 2) https://www.facebook.com/notes/анатолий-коротков/про-предпринимательское-образование-часть-2-определение/1401537923239829/

18. Седов В., Широкова Г. (2014) Предпринимательское образование: миф или реальность // Финансовая жизнь. №2. С. 33-34.

19. Сабден О.С. (2018) Сетевое управление: государство, наука, общество и их взаимодействие // Век глобализации. №4 (28). С. 30-38.

20. Bosma N., Kelley D. (2018) Global Entrepreneurship Monitor, 2018/2019 Global Report. UK: Global Entrepreneurship Research Association (GERA). URL: http://www.gemconsortium.org/report.

21. Кусарашева Л.В., Муромцева А.К., Сабитова Д.Н. (2013) Российская высшая школа на пути формирования экономики знания: глобальный аспект // Региональная экономика: теория и практика. №39 (318). С. 51-58.

22. Etzkowitz H., Leydesdorff L. (2000) The dynamics of innovation: from National Systems and "Mode 2" to a Triple Helix of university-industry-government relations. Research Policy, 29, 109-123.

23. Chesbrough, H. W. (2003), Open Innovation. The New Imperative for Creating and Profiting from Technology. Harvard Business School Press: Boston, MA.

24. Carayannis, E.G. and Campbell, D.F.J. (2009) "Mode 3" and "Quadruple Helix": toward a 21st century fractal innovation ecosystem. International Journal of Technology Management, 46, 201-234.

25. Carayannis E.G., Campbell D.F.J. (2010) Triple helix, Quadruple helix and Quintuple helix and how do Knowledge, Innovation and the Environment relate To Each other? A Proposed Framework for a Trans-disciplinary analysis of Sustainable development and Social Ecology. International Journal of Social Ecology and Sustainable Development, 7(1), 41-69.

26. Carayannis E.G., Campbell D.F.J. (2012) Mode 3 Knowledge Production in Quadruple Helix Innovation Systems: 21st Century Democracy, Innovation, and Entrepreneurship for Development. New York, NY: Springer Briefs in Business, Springer.

27. Lourengo F. and Jones O. (2006). Developing Entrepreneurship Education: Comparing Traditional and Alternative Teaching Approaches. International Journal of Entrepreneurship Education, 4, 111-140. Senate Hall Academic Publishing. URL: https://www.researchgate.net/publication/265820943

28. Коротков А.В. (2017) Про предпринимательское образование (часть 1) https://www.facebook.com/notes/анатолий-коротков/про-предпринимательское-образование-часть-1/1398084026918552/

29. Johannisson B., Landstrom H., Rosenberg J. (1998) University training for entrepreneurship: An action frame of reference. European Journal of Engineering Education 23(4): 477-96.

30. Бугубаева Р.О., Беспаева Р.С., Козлова Н.Г., Турсунбеков Э.Т., Нукешева А.Ж., Куттыбаева Н.Б. (2020) Предпринимательские университеты как результат сотрудничества государства, образования и бизнеса. Вестник Российского университета кооперации. № 3(41). С.22-29

31. Михайленко Т.В. (2008) Развитие предпринимательского мышления будущих менеджеров в образовательном процессе вузов: автореф. дис. ... канд. педагог. наук. Урал. гос. университет физ.культуры, Челябинск. Электронный ресурс: http://www.dslib.net/prof-obrazovanie/razvitie-predprinimatelskogo-myshlenij a-buduwih-menedzherov-v-obrazovatelnom. html

32. Южанинова-Караденизли К. (2019) Кто и как помогает казахстанской молодежи становиться предпринимателями. 27.08.2019. Электронный ресурс: https://www.erg.kz/ru/news/1238

33. Бексултан, Д. (2020) TOU и ХГТВК стали резидентами проекта «Экосистема студенческого предпринимательства». 25.07.2020. Электронный ресурс: https://ecosystemerg.kz/news/41

34. Kabulova A. (2020) 76 резидентов проекта «Экосистема студенческого предпринимательства» успешно завершили онлайн-обучение. 20.05.2020. Электронный ресурс: https://ecosystemerg.kz/news/38

35. Бексултан Д. (2020) Более 300 преподавателей и сотрудников прошли обучение в YbyraiCamp. 19.08.2020. Электронный ресурс: https://ecosystemerg.kz/news/42

36. Eurasian Resources Group presents the results of its Student Entrepreneurship Ecosystem programme. 22.05.2019. URL:

https://www.eurasianresources.lu/en/news/Eurasian%20Resources%20Group%20presents%20the%20results%20of %20its%20Studen

37. Ierapetritis D.G. (2019) Discussing the Role of Universities in Fostering Regional Entrepreneurial Ecosystems. Economies, 7(4), 119; doi:10.3390/economies7040119. URL: https://www.mdpi.com/2227-7099/7/4/119/htm

38. Spigel B. (2017) The relational organization of entrepreneurial ecosystems. Entrepreneurship Theory and Practice, 4, 49-72.

39. World Economic Forum (2014) Entrepreneurial Ecosystems around the Globe and Company Growth Dynamics. Davos: World Economic Forum. URL:

http://www3.weforum.org/docs/WEF_H_EntrepreneurialEcosystemsEarlyStageCompany_Report_2014.pdf

Кэсшкерлш бШм берудщ Herari парадигмалары: Казахстан жэме халыкаралык тэжiрибe

Ш.М. Маралбаева, Н.В. Никифорова, И.Г. Хан Алматы Менеджмент Университет^ Алматы, Казакстан

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Макалада университеттердщ когам инновацияльщ дамуына белсендi катысканы Yшiн студенттердщ кэсшкерлж дагдыларын калыптастырудагы рeлi туралы айтылады. Жогары бшм беру парадигмасынын езгеруше байланысты кэсiпкерлiк бiлiм берудщ онтайлы моделiн iздеу с^рактары езекп болып табылады. Жогары бiлiм берудщ жана парадигмасы тиiстi кэсiпкерлiк мэдениетп калыптастыратын к¥зыретп кэсiпкерлiк экожYЙенiн болуын болжайды. Д^рыс т^жырымдалган инновация мэдениеп бiлiм экономикасын алга жылжыту мен дамытудын кiлтi болып табылады. Инновация Yштiк спиралi эволюциясынын мысалында кэсшкерлж бiлiм беру мен бiлiм дещешн кeтерудiн маныздылыгы карастырылады.

Tyüíh свздер: университеттер, жогары бiлiм, парадигма, кэсiпкерлiк университет, кэсшкерлж бiлiм, инновациянын Yш б^рандалы моделi, терт б^рандалы спираль, бес сштеме спираль.

Main paradigms of entrepreneurial education: Kazakhstan and international experience

Sh.M. Maralbayeva, N.V. Nikiforova, I.G. Khan Almaty Management University, Almaty, Kazakhstan

The article discusses the role of universities in the formation of entrepreneurial skills of students for their active participation in the innovative development of society. Due to the changing paradigm of higher education, the search for an optimal model of entrepreneurial education is relevant. The new paradigm of higher education presupposes the existence of a competent entrepreneurial ecosystem that shapes an appropriate entrepreneurial

139

culture. Properly formulated culture of innovation is a key to promoting and developing knowledge economies. The importance of entrepreneurial education and raising the level of knowledge are considered on the example of the evolution of the triple helix model of innovation.

Keywords: universities, higher education, paradigm, entrepreneurial university, entrepreneurial education, triple helix model of innovation, quadruple helix, quintuple helix.

Поступила в редакцию 12.11.20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.