Научная статья на тему 'Диагностика систем управления деятельностью медицинских организаций'

Диагностика систем управления деятельностью медицинских организаций Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
250
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ДИАГНОСТИКА / ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ / MEDICAL ORGANIZATION / MANAGEMENT SYSTEM / DIAGNOSTICS / EXPERT ESTIMATES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кицул Игорь Сергеевич, Дудко Андрей Николаевич, Сасина Марина Степановна, Гуршпон Татьяна Владимировна

В статье представлены методические подходы к диагностике систем управления деятельностью медицинских организаций. Авторами приводится методика, которая может быть применена с целью повышения качества управления и эффективности деятельности медицинской организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кицул Игорь Сергеевич, Дудко Андрей Николаевич, Сасина Марина Степановна, Гуршпон Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnostics of control systems by activity of the medical organizations

The methodical approaches to diagnostics of management systems by activity of the medical organizations are presented in the paper. The authors methods, which can be applied for the purpose of the management quality improvement and efficiency of activity of the medical organization have been given.

Текст научной работы на тему «Диагностика систем управления деятельностью медицинских организаций»

селения со стороны территориальных властей и администрации медицинских учреждений.

Полагаем, что оценка деятельности центров здоровья должна рассматриваться органами управления исключительно в контексте персональной ответственности главного врача медицинского учреждения, на базе которого функционирует центры здоровья. Расходы на рекламно-информационное обеспечение центров здоровья и в целом расходы на информационное продвижение здоровьесберегающих технологий должны в обязательном порядке планироваться при формировании государственных (муниципальных) заданий для бюджетных и автономных и медицинских учреждений, имеющих в своей структуре центров здоровья.

В целом крайне низкая повторная обращаемость населения в центры здоровья имела несколько объективных причин. Прежде всего, руководителям центов здоровья изначально было известно лишь о годичной периодичности оплачиваемых повторных посещений. Это сыграло свою негативную роль на старте работы многих центров здоровья и сформировало устойчивый негативный стереотип поведения специалистов центров здоровья в оценке перспектив длительных отношений с посетителями центров здоровья и низкой их мотивации к повторному обращению. К данной причине добавилось формирующееся отношение самих посетителей к результатам обследований и, особенно, к итоговому консультированию. Так, хорошо известно, что полученная субъектом обследования негативная информация об особенностях физиологии его организма и причинах различных расстройств весьма тревожит человека, требует тщательного разъяснения в беседе с врачом. Это происходит исключительно в формате кропотливого индивидуального консультирования, когда врач выступает на «стороне интересов» посетителя центра здоровья как индивида. В этом случае посетитель центра здоровья чувствует, что с ним обращаются не так как со всеми, а как с личностью. Более того, само индивидуальное консультирование посетителя центра здоровья просто обязано «снять негативный флёр» с результатов обследования и способствовать формированию позитивного настроя посетителя центра здоровья на устойчивую приверженность рекомендациям врача и здоровьесбереже-ния. Как правило, это означает, что посетитель вернётся при соответствующей первичной рекомендации для оценки совместно с врачом эффективности проводимых корригирующих мероприятий в отношении факторов риска основных неинфекционных заболеваний и определения дальнейшего характера и образа жизни.

Становится очевидным, что качество индивидуального консультирования населения - важный фактор последующего формирования приверженности посетителей центров здоровья к здоровьесбережению и понимания значения и роли повторного консультирования и динамического наблюдения в центрах здоровья. Поэтому финансирование программ первичного и повторного индивидуального, а также группо-

вого консультирования требует соответствующего заинтересованного подхода при их тарификации и финансовом стимулировании специалистов центра здоровья. Тарификация первичного и особенно повторного консультирования посетителя центра здоровья важный фактор повышения мотивации для его повторной обращаемости и оценки работы центра здоровья в целом.

Следует особо отметить, что в рамках развития системы взаимодействия центров здоровья и первичного звена здравоохранения и в целях совершенствования деятельности службы профилактической медицины Иркутской области, разработки её технологий, структурных и функциональных элементов в последнее время внедряется ряд новых проектов. Одним из таких проектов является разработка и проведение комплексного Мониторинга доклинических показателей и характеристик функций основных органов и систем детей начальных классов средних школ города Иркутск и ряда других населенных пунктов Иркутской области (далее - мониторинг).

Цели мониторинга - формирование основ методологии профилактической медицины региона в части создания системы донозологической диспансеризации детского населения и разработки функциональных элементов электронного паспорта здоровья населения.

В задачи мониторинга наряду с ранней доклинической диагностикой дисфункциональных состояний было включено: изучение некоторых нозогенных факторов риска основных неинфекционных заболеваний (ОНЗ) биологической и социальной природы. Также были запланированы к изучению показатели иммунитета и нутриентного статуса обследуемых детей с применением инновационных тест-диагностических технологий. Понятно, что поставленные цели и задачи призваны существенно повысить возможности центров здоровья в будущем, при внедрении технологий Мониторинга в практику первичного звена. Прежде всего, это связано с тем, что реализация задач Мониторинга предполагает консультативную работу с педагогами и родителями, последующее активное участие родителей и школы в вопросах доклинической реабилитации, коррекции выявленных факторов риска ОНЗ и в реализации рекомендованных персональных программ и мер первичной медицинской профилактики основных неинфекционных заболеваний.

Проведённый анализ результатов работы центров здоровья на этапе их отраслевого становления приводит нас к выводу о необходимости в позитивном варианте пересмотреть вопрос о значении качества современного технологического и методического обеспечения консультирования населения, выводя его на уровень ведущего инструмента и фактора эффективности работы ЦЗ, формирования элементов превен-тологического мониторинга и превентологической диспансеризации населения. Совершенствования консультационных технологий - перспектива развития первичной медицинской профилактики и социальной медицины.

Информация об авторах: 664049, Иркутск, м/он Юбилейный 100, ГБОУ ДПО ИГМАПО, кафедра общественного здоровья и здравоохранения, тел. (3952) 467099, (3952) 464024, e-mail: agapitpm@yandex.ru, Агапитов Александр Евгеньевич -ассистент кафедры, к.м.н.; Пивень Дмитрий Валентинович - заведующий кафедрой, д.м.н., профессор; Максикова Татьяна Михайловна - заместитель главного врача, ассистент кафедры, к.м.н.

© КИЦУЛ И.С., ДУДКО А.Н., САСИНА М.С., ГУРШПОН Т.В. - 2012 УДК 65.01.005

ДИАГНОСТИКА СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Игорь Сергеевич Кицул1, Андрей Николаевич Дудко2, Марина Степановна Сасина3,

Татьяна Владимировна Гуршпон4 ('Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования, ректор - д.м.н., проф. В.В. Шпрах, кафедра общественного здоровья и здравоохранения, зав. - д.м.н., проф. Д.В. Пивень; 2Департамент здравоохранения и социальной помощи населения г.Иркутска, начальник - Н.В. Тарабан; 3Управление здравоохранения Ангарского муниципального образования, начальник - к.м.н. М.С. Сасина; 4Ангарский лечебно-диагностический центр, директор - Т.В. Гуршпон)

Резюме. В статье представлены методические подходы к диагностике систем управления деятельностью медицинских организаций. Авторами приводится методика, которая может быть применена с целью повышения качества управления и эффективности деятельности медицинской организации.

Ключевые слова: медицинская организация, система управления, диагностика, экспертные оценки.

DIAGNOSTICS OF CONTROL SYSTEMS BY ACTIVITY OF THE MEDICAL ORGANIZATIONS

I.S. Kitsul1, A.N. Dudko2, M.S. Sasina3, T.V. Gurshpon4 ('Irkutsk State Medical Academy of Continuing Education, ^Department of Health and Social Care of Irkutsk, 3Angarsk City Department of Health, 4Angarsk Diagnostic and Treatment Center)

Summary. The methodical approaches to diagnostics of management systems by activity of the medical organizations are presented in the paper. The authors’ methods, which can be applied for the purpose of the management quality improvement and efficiency of activity of the medical organization have been given.

Key words: medical organization, management system, diagnostics, expert estimates.

Значимость систем управления в достижении целей и решении задач, стоящих перед медицинскими организациями, нельзя переоценить. Грамотно осуществляемое управление является ключевым моментом в достижении главной цели - оказание медицинской помощи высокого качества и удовлетворенности пациентов результатами лечения и процессом взаимодействия с медицинской организацией. Кроме этого, эффективное управление обеспечивает баланс между рациональным использованием имеющихся ресурсов и результативностью деятельности по всем направлениям.

В последние десятилетия проведено значительное число исследований, нацеленных на решение тех или иных проблем управления в отрасли. Многие из них посвящены выявлению проблемных зон и формированию способ улучшения управления. Однако, практически нет исследований, обосновывающих методологическую базу изучения качества управления медицинскими организациями.

Требуют своей разработки такие диагностические системы, которые позволяли проводить подобный анализ для улучшения деятельности в здравоохранении.

Под диагностикой системы управления в данном случае следует понимать установление и изучение признаков, характеристик, факторов, характеризующих систему управления с целью выяснения возможных отклонений, причин их появления и предотвращения основных нарушений в ее нормальном функционировании [1,3].

Мы рассматриваем диагностику системы управления медицинской организации как комплекс взаимосвязанных исследовательских работ аналитического характера. Объектом диагностики могут быть не только системы управления, но и ее подсистемы, элементы. Результаты диагностики служат основой для поиска резервов в системе управления.

Среди всего разнообразия методов диагностики систем управления, которым располагает современный менеджмент, наиболее часто применяется группа методов, связанная с определением приоритетности проблем [2]. Для медицинских организаций наиболее приемлемым методом из этой группы является экспертный. Исходная информация о деятельности медицинской организации может формироваться разными способами: изучение документации, анкетирование, беседа, активное наблюдение, моментное наблюдение, экспертный метод и др. В рамках разработанной нами методики применяется специальный диагностический опросник о деятельности, который заполняется руководителем (или его заместителями).

Определение приоритетности проблем и установление их причин является следующим этапом. Выявленные проблемы по глубине их разрешения подразделяются на несколько групп: требующие только корректировки; требующие коренного совершенствования и развития системы управления; проблемы творческого характера, предусматривающие разрешение противоречий нового типа (например, необходимость разра-

ботки системы управления персоналом, что не свойственно для государственных и муниципальных учреждений здравоохранения; необходимость внедрения технологий управления качеством и др.).

Главное в диагностическом анализе - определение причинно-следственных связей между фактами и событиями. Для этого необходимо произвести ранжирование выявленных проблем по приоритетности. Последняя определяется для того, чтобы выявить взаимовлияние, важность и срочность. Отбор приоритетных проблем для их разрешения в первую очередь не позволяет распылять силы и средства на решение маловажных проблем, тесно не связанных с другими.

После того, как проблемы выявлены, составляется их перечень, который подвергается экспертной оценке. Каждую из проблем в системе управления эксперт оценивает по 10-балльной шкале. Пример экспертных оценок представлен в следующей таблице (табл. 1).

Такую таблицу заполняет каждый эксперт, которых может быть несколько в исследовании. В дальнейшем можно производить расчет коэффициентов конкордации (согласованности мнения), до тех пор, пока эксперты не придут к единому мнению. В последней графе таблицы эксперты дают качественную (словесную), а не балльную оценку.

Далее оценку взаимосвязи одних проблем с другими при проведении диагностики можно осуществлять методом графов проблем. В этом случае строится матрица выявленных экспертным путем проблем, и определяются причинноследственные связи между рассматриваемыми проблемами. Пример матрицы представлен в следующей таблице (табл. 2). В данном случае эксперты оценивают взаимосвязь в баллах в диапазоне от 0 до 5.

Таблица 2

Пример матрицы для выявления причинно-следственных связей между проблемами

Эксперт №____

Номер и название проблемы 1 2 3 Н-1 Н Сумма оценок влияния причин

1.Недостаток знаний у руководителя - 2 4 2 3 17

2.Конфликты в высшем звене управления 3 - 2 4 1 22

З.Недостаток квалифицированных кадров 4 3 - 2 3 34

4.Отсуствие адекватной системы планирования деятельности 3 2 3 - 1 4 30

Н-1.Недостаток информации для принятия решения 3 3 2 - 4 28

Н.Отсутствие стратегии развития организации 2 3 4 4 - 26

Таблица 1

Пример формы экспертной оценки для отбора приоритетных проблем системы управления медицинской организации (0-10 баллов)

Наименование проблемы Важность проблемы Наличие взаимосвязи с другими проблемами Неотложность проблемы Тенденция развития (усиление или ослабевание проблемы)

1...

2...

3.

4.

В горизонтальных строках таблицы эксперт ставит оценки, показывающие влияние той или иной проблемы на каждую другую. Результирующая матрица получается на основе данных, полученных от всех экспертов, где рассчитываются средние значения. На основе этих данных можно ответить на вопрос о приоритетности рассматриваемых проблем. Далее с

ЛИТЕРАТУРА

1. Коротков Э.М. Исследование систем управления. - М.: ДЕКА, 2000. - 316 с.

2. Мишин В.М. Исследование систем управления. - М.:

учетом этим выводов можно производить преобразование в системе управления деятельностью медицинской организацией. Представленный инструмент прост в использовании и информативен. Результаты такой диагностики способствуют формировать адекватную стратегию улучшения деятельности медицинской организации и повышения эффективности ее функционирования.

ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 527 с.

3. Юксвяров Р.К. Управленческое консультирование: Теория и практика. - М.: Экономика, 1998. - 410 с.

Информация об авторах: 664079, г.Иркутск, мкр-н Юбилейный, 100, (3952) 464074, zdravirk@mail.ru, Кицул Игорь Сергеевич - д.м.н., проф., профессор; Дудко Андрей Николаевич - заместитель начальника; Сасина Марина Степановна - к.м.н., начальник; Гуршпон Татьяна Владимировна - директор

© ФЕДОТЧЕНКО А.А.. ХОЛМОГОРОВ Н.А. - 2012 УДК 615.8:338.46

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ РЫНКА САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛУГ

Александр Александрович Федотченко1, Николай Анатольевич Холмогоров2 ('Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования, ректор - д.м.н., проф. В.В. Шпрах, кафедра физиотерапии и курортологии, зав. - д.м.н., проф. С.Г. Абрамович; 2Клинический курорт «Ангара», Иркутск, генеральный директор - гл. врач - д.м.н. Н.А. Холмогоров)

Резюме. В условиях рыночной экономики неотложной задачей специалистов курортного дела является разработка новой организационной модели работы санаторно-курортной организации на основе повышения качества медицинской помощи и рационального использования материальных, финансовых и кадровых ресурсов.

Ключевые слова: управление санаторно-курортной организацией.

THE UP TO DAY MARKET DEMANDS FOR SPA SERVICES

A.А. Fedotchenko1, N.A. Holmogorov2 ('Irkutsk State Medical Academy of Continuing Education, 2Clinical Resort «Angara», Irkutsk)

Summary. In condition of market economy the urgent problem for the specialists of resort business is the development of new organizational model of the work of sanitary and treatment resort on the base of improvement of medical care quality and rational use of material, financial and human resources.

Key words: Management of sanitary and treatment resort.

Сохранение и восстановление здоровья граждан страны невозможно без санаторно-курортной отрасли - важнейшей части индустрии здоровья [3,4,5,8,9]. Однако реформы перехода к рыночной экономике привели к утрате прежде действующей системы предоставления санаторно-курортных услуг [7,10,13]. Сможет ли эта система выжить и развиваться в новой экономической ситуации? Существуют ли способы оптимизации санаторно-курортного и восстановительного лечения в условиях рыночных отношений? Это главные вопросы, к необходимости всестороннего анализа и быстрейшего решения которых подводит сложившаяся ситуация в отрасли.

В настоящее время активно формируется конкурентная среда, в которой уже работают такие факторы рынка как спрос, предложение, деньги и цена. Рынок становится ведущим инструментом перераспределения ресурсов, в основе которого должны лежать интересы представителей “спроса” [2].

В связи с этим основная цель разрабатываемых мероприятий должна заключаться в оптимизации управления санаторно-курортной организацией (СКО), в укреплении её материально-технической базы, внедрении новых технологий, в повышении качества медицинской помощи (КМП) и рациональном использовании материальных, финансовых и кадровых ресурсов.

В условиях рыночных отношений нельзя рассматривать экономические вопросы без повышения КМП и, наоборот, нельзя заниматься оптимизацией лечения, не считаясь с управлением СКО как сложной организационноэкономической системой. Экономический анализ результатов работы СКО выступает важным показателем деятель-

ности самостоятельного и полноправного хозяйственного субъекта, что заставляет его разрабатывать собственные (внутренние) нормативы. Грамотная экономическая работа немыслима без сбора первичной информации. Развитие платных услуг диктует необходимость расчета полных затрат, включая амортизацию и прибыль, а тарифы на услуги должны превратиться в коммерческий показатель деятельности СКО, в реальный ориентир экономической стратегии. В этой связи все большее значение приобретает сравнительный анализ различных вариантов деятельности, выгодности видов оказываемых услуг, что сказывается на решении таких вопросов, как вводить те или иные виды лечебных процедур, развивать ли собственную диагностическую базу или приоритет отдать лечебным факторам, пользоваться ли услугами специалистов и каких и т.д.? Не вызывает сомнения, что преуспеет лишь тот производитель, который увеличит объём услуг повышенного спроса, одновременно снизит затраты и цены, внедряя ресурсосберегающие технологии. Важнейшим качеством медицинской услуги должны являться долговечность, надежность, безопасность, доступность по времени и цене. Следовательно, одной из главных задач для руководства СКО должна стать ценовая политика, для чего необходимо разработать методологию адекватного выражения цены медицинских услуг с учетом платежеспособности населения, предприятий и организаций.

Новая социально-экономическая ситуация в деятельности СКО особо актуализирует проблему выработки у медицинских работников экономического мышления. Политика по сдерживанию расходов требует от медицинского персонала рационального подхода к назначению лечебнодиагностических мероприятий, не ущемляя интересы боль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.