Научная статья на тему 'Современные требования рынка санаторно-курортных услуг'

Современные требования рынка санаторно-курортных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
262
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ / MANAGEMENT OF SANITARY AND TREATMENT RESORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федотченко Александр Александрович, Холмогоров Николай Анатольевич

В условиях рыночной экономики неотложной задачей специалистов курортного дела является разработка новой организационной модели работы санаторно-курортной организации на основе повышения качества медицинской помощи и рационального использования материальных, финансовых и кадровых ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Федотченко Александр Александрович, Холмогоров Николай Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The up to day market demands for spa services

In condition of market economy the urgent problem for the specialists of resort business is the development of new organizational model of the work of sanitary and treatment resort on the base of improvement of medical care quality and rational use of material, financial and human resources.

Текст научной работы на тему «Современные требования рынка санаторно-курортных услуг»

В горизонтальных строках таблицы эксперт ставит оценки, показывающие влияние той или иной проблемы на каждую другую. Результирующая матрица получается на основе данных, полученных от всех экспертов, где рассчитываются средние значения. На основе этих данных можно ответить на вопрос о приоритетности рассматриваемых проблем. Далее с

ЛИТЕРАТУРА

1. Коротков Э.М. Исследование систем управления. - М.: ДЕКА, 2000. - 316 с.

2. Мишин В.М. Исследование систем управления. - М.:

учетом этим выводов можно производить преобразование в системе управления деятельностью медицинской организацией. Представленный инструмент прост в использовании и информативен. Результаты такой диагностики способствуют формировать адекватную стратегию улучшения деятельности медицинской организации и повышения эффективности ее функционирования.

ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 527 с.

3. Юксвяров Р.К. Управленческое консультирование: Теория и практика. - М.: Экономика, 1998. - 410 с.

Информация об авторах: 664079, г.Иркутск, мкр-н Юбилейный, 100, (3952) 464074, zdravirk@mail.ru, Кицул Игорь Сергеевич - д.м.н., проф., профессор; Дудко Андрей Николаевич - заместитель начальника; Сасина Марина Степановна - к.м.н., начальник; Гуршпон Татьяна Владимировна - директор

© ФЕДОТЧЕНКО А.А.. ХОЛМОГОРОВ Н.А. - 2012 УДК 615.8:338.46

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ РЫНКА САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛУГ

Александр Александрович Федотченко1, Николай Анатольевич Холмогоров2 ('Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования, ректор - д.м.н., проф. В.В. Шпрах, кафедра физиотерапии и курортологии, зав. - д.м.н., проф. С.Г. Абрамович; 2Клинический курорт «Ангара», Иркутск, генеральный директор - гл. врач - д.м.н. Н.А. Холмогоров)

Резюме. В условиях рыночной экономики неотложной задачей специалистов курортного дела является разработка новой организационной модели работы санаторно-курортной организации на основе повышения качества медицинской помощи и рационального использования материальных, финансовых и кадровых ресурсов.

Ключевые слова: управление санаторно-курортной организацией.

THE UP TO DAY MARKET DEMANDS FOR SPA SERVICES

A.А. Fedotchenko1, N.A. Holmogorov2 ('Irkutsk State Medical Academy of Continuing Education, 2Clinical Resort «Angara», Irkutsk)

Summary. In condition of market economy the urgent problem for the specialists of resort business is the development of new organizational model of the work of sanitary and treatment resort on the base of improvement of medical care quality and rational use of material, financial and human resources.

Key words: Management of sanitary and treatment resort.

Сохранение и восстановление здоровья граждан страны невозможно без санаторно-курортной отрасли - важнейшей части индустрии здоровья [3,4,5,8,9]. Однако реформы перехода к рыночной экономике привели к утрате прежде действующей системы предоставления санаторно-курортных услуг [7,10,13]. Сможет ли эта система выжить и развиваться в новой экономической ситуации? Существуют ли способы оптимизации санаторно-курортного и восстановительного лечения в условиях рыночных отношений? Это главные вопросы, к необходимости всестороннего анализа и быстрейшего решения которых подводит сложившаяся ситуация в отрасли.

В настоящее время активно формируется конкурентная среда, в которой уже работают такие факторы рынка как спрос, предложение, деньги и цена. Рынок становится ведущим инструментом перераспределения ресурсов, в основе которого должны лежать интересы представителей “спроса” [2].

В связи с этим основная цель разрабатываемых мероприятий должна заключаться в оптимизации управления санаторно-курортной организацией (СКО), в укреплении её материально-технической базы, внедрении новых технологий, в повышении качества медицинской помощи (КМП) и рациональном использовании материальных, финансовых и кадровых ресурсов.

В условиях рыночных отношений нельзя рассматривать экономические вопросы без повышения КМП и, наоборот, нельзя заниматься оптимизацией лечения, не считаясь с управлением СКО как сложной организационноэкономической системой. Экономический анализ результатов работы СКО выступает важным показателем деятель-

ности самостоятельного и полноправного хозяйственного субъекта, что заставляет его разрабатывать собственные (внутренние) нормативы. Грамотная экономическая работа немыслима без сбора первичной информации. Развитие платных услуг диктует необходимость расчета полных затрат, включая амортизацию и прибыль, а тарифы на услуги должны превратиться в коммерческий показатель деятельности СКО, в реальный ориентир экономической стратегии. В этой связи все большее значение приобретает сравнительный анализ различных вариантов деятельности, выгодности видов оказываемых услуг, что сказывается на решении таких вопросов, как вводить те или иные виды лечебных процедур, развивать ли собственную диагностическую базу или приоритет отдать лечебным факторам, пользоваться ли услугами специалистов и каких и т.д.? Не вызывает сомнения, что преуспеет лишь тот производитель, который увеличит объём услуг повышенного спроса, одновременно снизит затраты и цены, внедряя ресурсосберегающие технологии. Важнейшим качеством медицинской услуги должны являться долговечность, надежность, безопасность, доступность по времени и цене. Следовательно, одной из главных задач для руководства СКО должна стать ценовая политика, для чего необходимо разработать методологию адекватного выражения цены медицинских услуг с учетом платежеспособности населения, предприятий и организаций.

Новая социально-экономическая ситуация в деятельности СКО особо актуализирует проблему выработки у медицинских работников экономического мышления. Политика по сдерживанию расходов требует от медицинского персонала рационального подхода к назначению лечебнодиагностических мероприятий, не ущемляя интересы боль-

ного и не снижая КМП. В основе расходов финансовых средств должны быть четко обозначенные цели и количественно измеряемые результаты.

Оптимальное использование финансовых средств можно достичь только при условии наличия стандартов санаторнокурортной помощи. Стандарты должны представлять собой формализованное описание необходимого объёма лечебнодиагностических услуг, оказание которых должно быть обеспечено пациенту с конкретной нозологической формой и стоимостью санаторно-курортной путёвки [12].

Владение способами оптимизации ресурсов, концентрация их на приоритетных направлениях - один из важнейших критериев подготовленности администрации СКО к работе в рыночных условиях. Очевидно, что все ресурсы СКО оказывают друг на друга взаимное влияние, но при этом роль медицинских кадров представляется многим автором ведущей [6,10]. В связи с этим возникает необходимость подготовки менеджеров курортного дела. Их политика должна обеспечивать высокое качество работы персонала СКО на рынке медицинских услуг. Надо помнить, что медицинский продукт в рыночных отношениях проходит проверку на степень удовлетворенности потребителей [1,10,11,14]. В современных условиях без знания основ социальной и когнитивной психологии администрации и медицинскому персоналу будет трудно эффективно выполнять свои должностные обязанности. Новые организационно-правовые формы в сфере курортного дела, изменения форм собственности СКО, пре-

кращение финансового вклада государства в санаторнокурортное лечение, безусловно, отрицательно сказались и продолжают сказываться на морально-психологическом состоянии и трудовой деятельности медицинского персонала. Это требует внедрения рациональных мотивационных механизмов в сферу кадровой политики. Они должны создавать серьезные стимулы для повышения качества и объёма труда. Компетентный руководитель должен обладать достаточной квалификацией, чтобы поставить диагноз состоянию «здоровья» своего коллектива. Развитие новых социальноэкономических отношений в коллективе определяет необходимость пересмотра системы оплаты труда работников. Стратегическая её ориентация должна заключаться в разработке мер по повышению заинтересованности персонала своей работой на основе стимулирующей функции заработной платы.

Сегодня еще нельзя говорить о полном становлении рынка санаторно-курортных услуг. Он по-прежнему хаотичен. Однако у многих руководителей СКО появился ценный опыт работы в новых экономических условиях. Уже совершенно ясно, что главным моментом привлечения пациентов является высокое качество и эффективность санаторно-курортной помощи, которые зависят от совокупности процессов организационного, медицинского, экономического и ресурсного характера. Только процессный подход должен стать основой концепции стратегического управления работой СКО на современном рынке санаторно-курортных услуг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Батретдинов Р.Р., Фомин А.А. К вопросу оценки эффективности санаторно-курортного лечения // Вопр. курор-тол. - 2007. - №1. - С.38-39.

2. Ветитнев А.М., Гузева А.В. Внутренний маркетинг в обеспечении качества санаторно-курортной помощи // Экономика здравоохранения. - 2004. - №9. - С.26-30.

3. Ирисова Г.А., Колосова Е.В. Проблемы развития санаторно-курортного комплекса России на современном этапе // Курортные ведомости. - 2005. - №4. - С.20-23.

4. Комаров Н.В., Кислицин В.М., Терентьев В.А. Экономические методы управления деятельностью медицинского персонала // Здравоохранение. - 2003. - №9. - С.47-51.

5. Левицкий Е.Ф., Гриднева Г.Д. Вопросы оптимизации в физиотерапии и курортологии // В сб. Проблемы оптимизации санаторно-курортной помощи. - Томск. - 1998. - С.1-7.

6. Лимонов В.И. Проблемы развития санаторнокурортного комплекса Российской Федерации в период рыночных преобразований // Экономика здравоохранения -2006. - №3-4. - С.47-51.

7. Пиддэ А.Л. Социально-экономические преобразования здравоохранения: оценки медицинского персонала // Экономика здравоохранения. - 2003. - №5-6. - С.21-36.

8. Разумов А.Н., Бобровницкий И.П., Адилов В.Б. О кон-

цепции развития курортного дела в Российской Федерации // Здравоохранение. - 2004. - №5. - С.21-27.

9. Разумов А.Н. Укрепление здоровья здоровых - стратегия медицины XXI века // Курортные ведомости. - 2007. - №3. - С.4-7.

10. Холмогоров Н.А., Федотченко А.А. Вопросы совершенствования механизма управления санаторно-курортной организацией // Вопросы курортол. - 2009. - №1. С.45-46.

11. Холмогоров Н.А., Федотченко А.А. Управление качеством санаторно-курортной помощи в условиях современного хозяйственного механизма: Методические рекомендации. - Иркутск: РИО ИГИУВа, 2011. - 48 с.

12. Холмогоров Н.А., Федотченко А.А. Стандартизация лечебно-диагностического процесса как целевой метод повышения качества медицинской помощи в санаторнокурортном учреждении: Методич. рекомендации. - Иркутск: РИО ИГИУВа, 2012. - 49 с.

13. Федотченко А.А., Холмогоров Н.А. Актуальные вопросы и пути совершенствования санаторно-курортной деятельности // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). -2009. - №9. - С.143-145.

14. Чернова Т.В., Махинова Н.В., Кочубей Г.Н. Мотивация персонала как одна из функций внутрибольничного управления // Главврач. - 2007. - №2. - СЛ01-103.

Информация об авторах: 664GGS, Иркутск, ул. 2-ая Железнодорожная, 4, ЗАО курорт «Ангара», т. (39S2) 39SG2G, e-mail: kurortangara@mail.ru, Федотченко Александр Александрович - профессор, д.м.н.;

Холмогоров Николай Анатольевич - генеральный директор - главный врач, заслуженный врач РФ, д.м.н.

© КНЯЗЮК Р.Ю., КНЯЗЮК Н.Ф., КИЦУЛ И.С. - 2012 УДК 61 (094)

ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТА ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Роман Юрьевич Князюк1,Надежда Феофановна Князюк1, Игорь Сергеевич Кицул2 (‘Иркутский государственный университет, ректор - д.х.н., проф. А.И. Смирнов, Байкальская международная бизнес-школа, директор - к.и.н., доц. В.Н. Саунин, кафедра менеджмента, зав. - к.м.н., доц. Н.Ф. Князюк; 2Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования, ректор -д.м.н., проф. В.В. Шпрах, кафедра общественного здоровья и здравоохранения, зав. - д.м.н., проф. Д.В. Пивень)

Резюме. В данной статье представлены, разработаны, обоснованы и внедрены основные принципы и положения по созданию методики оценки экономической эффективности системы менеджмента качества (СМК) как инвестиционного проекта, на основе которых можно сделать вывод о рентабельности и окупаемости проекта в долгосрочном периоде, что позволяет рассматривать внедрение СМК и поддержание качества как долгосрочный стратегический проект, приносящий как реальную прибыль, так и повышение нематериальных показателей меди-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.