Научная статья на тему 'Диагностика сформированности управленческих умений будущих руководителей образовательных организаций в процессе подготовки в вузе'

Диагностика сформированности управленческих умений будущих руководителей образовательных организаций в процессе подготовки в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЙ / СРЕДСТВА ОЦЕНИВАНИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ПОДГОТОВКА РУКОВОДИТЕЛЕЙ / РУКОВОДИТЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS / PROFESSIONALLY ORIENTED EDUCATION / MANAGEMENT SKILLS / SKILLS DEVELOPMENT INDICATORS / ASSESSMENT TOOLS / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS / LEADERSHIP TRAINING / HEADS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Москвин Сергей Николаевич

Актуальность исследования обусловлена поиском оптимальных инструментов оценки сформированности профессиональноориентированных управленческих умений будущих руководителей образовательных организаций. Модернизация образования в новых условиях требует от руководителей образовательных организаций разных уровней соответствующих управленческих умений. Проблема исследования: каковы критерии, показатели и оценочные средства для диагностики сформированности управленческих умений будущих руководителей образовательных организаций, формируемые в условиях вузовской подготовки? Исследование нацелено на решение данной научной проблемы. Анализируя требования к современному руководителю образования, передовые практики управления образовательными организациями и процесс подготовки будущих руководителей образования в вузе, автор выделяет ряд противоречий (дефицитов) и на их основе формулирует управленческие умения, формирование которых необходимо для повышения эффективности подготовки будущих руководителей образовательных организаций. В статье проанализирован и уточнен терминологический аппарат педагогической диагностики, определены задачи, на решение которых направлена диагностика, сформированы основные этапы проведения диагностики. Кроме того, выявлены основания для определения критериев и показателей. Для формирования управленческих умений определены организационно-педагогические условия. Далее были выделены критерии оценивания: личностно-мотивационный, когнитивный, деятельностный. Для каждого критерия определены показатели, через которые они раскрываются. Для оценки каждого показателя определены три уровня сформированности: репродуктивный, продуктивный, инновационный. Разработаны средства оценивания показателей, используемые на этапах входящей и итоговой диагностики. Средствами оценивания являются опросники, психолого-педагогические методики оценивания управленческих умений, кейсы, наблюдение с подробным перечнем наблюдаемых индикаторов и карт наблюдений. Определены основные результаты научного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Москвин Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF FORMULATED MANAGEMENT THE SKILLS OF FUTURE EDUCATIONAL LEADERS ORGANIZATIONS IN THE PROCESS OF TRAINING IN THE UNIVERSITY

The relevance of the study is due to the search for optimal tools to assess the formation of professionally-oriented management skills of future leaders of educational organizations. Modernization of education in the new environment requires the heads of educational organizations of different levels of appropriate management skills. The problem of research: what are the criteria, indicators and evaluation tools for the diagnosis of the formation of management skills of future leaders of educational organizations, formed in terms of University training? The research is aimed at solving this scientific problem. Analyzing the requirements to the modern head of education, best practices of management of educational organizations and training of future leaders of education at the University, the author identifies a number of Pro-tivorechiy (deficits) and on their basis formulates management skills, the formation of which is necessary to improve the efficiency of training of future leaders of educational organizations. The article analyzes and clarifies the term-nological apparatus of pedagogical diagnostics, defines the tasks for which the diagnosis is directed, and forms the main stages of the diagnosis. In addition, the grounds for the definition of criteria and indicators were identified. Organizational and pedagogical conditions are determined for the formation of managerial skills. Further, the evaluation criteria were identified: personal-motivational, cognitive, activity. For each criterion, indicators are defined, through which they are disclosed. To assess each indicator, three levels of formation were determined: reproductive, productive, innovative. The means of evaluation of indicators used at the stages of incoming and final diagnostics are developed. The means of evaluation are questionnaires, psychological and pedagogical methods of assessing managerial skills, cases, observation with a detailed list of observed indicators and observation maps. The main results of scientific research are defined.

Текст научной работы на тему «Диагностика сформированности управленческих умений будущих руководителей образовательных организаций в процессе подготовки в вузе»

УПРАВЛЕНИЕ И ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.147 DOI 10.26170/po19-06-05

ББК Ч448.024 ГРНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.08

Москвин Сергей Николаевич,

доцент кафедры экономики и менеджмента, Красноярский государственный педагогический университет

им. В. П. Астафьева; 660017, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89; e-mail: smoskvin@list.ru

ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: педагогическая диагностика; профессионально ориентированное образование; управленческие умения; показатели сформированности умений; средства оценивания; организационно-педагогические условия; высшие учебные заведения; подготовка руководителей; руководители образовательных организаций.

АННОТАЦИЯ. Актуальность исследования обусловлена поиском оптимальных инструментов оценки сформированности профессионально ориентированных управленческих умений будущих руководителей образовательных организаций. Модернизация образования в новых условиях требует от руководителей образовательных организаций разных уровней соответствующих управленческих умений. Проблема исследования: каковы критерии, показатели и оценочные средства для диагностики сформированности управленческих умений будущих руководителей образовательных организаций, формируемые в условиях вузовской подготовки? Исследование нацелено на решение данной научной проблемы. Анализируя требования к современному руководителю образования, передовые практики управления образовательными организациями и процесс подготовки будущих руководителей образования в вузе, автор выделяет ряд противоречий (дефицитов) и на их основе формулирует управленческие умения, формирование которых необходимо для повышения эффективности подготовки будущих руководителей образовательных организаций. В статье проанализирован и уточнен терминологический аппарат педагогической диагностики, определены задачи, на решение которых направлена диагностика, сформированы основные этапы проведения диагностики. Кроме того, выявлены основания для определения критериев и показателей. Для формирования управленческих умений определены организационно-педагогические условия. Далее были выделены критерии оценивания: личностно-мотивационный, когнитивный, деятельностный. Для каждого критерия определены показатели, через которые они раскрываются. Для оценки каждого показателя определены три уровня сформированности: репродуктивный, продуктивный, инновационный. Разработаны средства оценивания показателей, используемые на этапах входящей и итоговой диагностики. Средствами оценивания являются опросники, психолого-педагогические методики оценивания управленческих умений, кейсы, наблюдение с подробным перечнем наблюдаемых индикаторов и карт наблюдений. Определены основные результаты научного исследования.

Moskvin Sergey Nikolaevich

Associate Professor of the Department of Economics and Management, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after

V. P. Astafiev, Krasnoyarsk, Russia

DIAGNOSTICS OF FORMULATED MANAGEMENT THE SKILLS OF FUTURE EDUCATIONAL LEADERS ORGANIZATIONS IN THE PROCESS OF TRAINING IN THE UNIVERSITY

KEYWORDS: pedagogical diagnostics; professionally oriented education; management skills; skills development indicators; assessment tools; organizational and pedagogical conditions; higher education institutions; leadership training; heads of educational organizations.

ABSTRACT. The relevance of the study is due to the search for optimal tools to assess the formation of professionally-oriented management skills of future leaders of educational organizations. Modernization of education in the new environment requires the heads of educational organizations of different levels of appropriate management skills. The problem of research: what are the criteria, indicators and evaluation tools for the diagnosis of the formation of management skills of future leaders of educational organizations, formed in terms of University training? The research is aimed at solving this scientific problem. Analyzing the requirements to the modern head of education, best practices of management of educational organizations and training of future leaders of education at the University, the author identifies a number of Pro-tivorechiy (deficits) and on their basis formulates management skills, the formation of which is necessary to improve the efficiency of training of future leaders of educational organizations. The article analyzes and clarifies the term-nological apparatus of pedagogical diagnostics, defines the tasks for which the diagnosis is directed, and forms the main stages of the diagnosis. In addition, the grounds for the definition of criteria and indicators were identified. Organizational and pedagogical conditions are determined for the formation of managerial skills. Further, the evaluation criteria were identified: personal-motivational, cognitive, activity. For each criterion, indicators are defined, through which they are disclosed. To assess each indicator, three levels of formation were determined: reproductive, productive, innovative. The means of

evaluation of indicators used at the stages of incoming and final diagnostics are developed. The means of evaluation are questionnaires, psychological and pedagogical methods of assessing managerial skills, cases, observation with a detailed list of observed indicators and observation maps. The main results of scientific research are defined.

Процессы модернизации системы образования в современных социально-экономических реалиях находят свое выражение в самых различных сферах. Особое место в развитии образования занимает поиск механизмов совершенствования подготовки педагогов и руководителей образовательных организаций. Качественная профессиональная подготовка руководителей является краеугольным камнем повышения эффективности управления образовательными организациями различных уровней. Подготовка будущих руководителей проводится в магистратуре по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование» по направленности (профилю) программы «Управление образованием» в соответствие с требованиями ФГОС ВО. Изучение положительного опыта управления образовательными организациями общего и среднего профессионального образования, учет требований современных условий в данной сфере, а также анализ процесса вузовской подготовки свидетельствуют, что далеко не всегда вузовское образование дает ожидаемые результаты подготовки руководителей нужного уровня. Одной из причин этого является отсутствие эффективных диагностических инструментариев для оценки результатов образования будущих руководителей образовательных организаций. Поиск оптимальных механизмов оценки сформированности профессионально ориентированных управленческих умений будущих руководителей образовательных организации обусловил актуальность данной проблемы исследования.

Целью статьи является разработка предложения по проведению диагностических процедур для повышения эффективности подготовки будущих руководителей образовательных организаций в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Сущность педагогической диагностики с позиции А. И. Кочетова состоит в изучении и обеспечении качества образовательного процесса посредством повышения обучаемости субъектов [7, с. 21].

Педагогическая диагностика направлена на решение следующих задач:

— получение полной и достоверной информации о состоянии объекта на различных стадиях педагогического воздействия на него;

— принятие научно обоснованных педагогических решений на основе полученной и проанализированной информации по

педагогическому воздействию на объект;

— оценка результатов воздействия и осуществление коррекции, направленной на обеспечение качества образовательных результатов;

— установление обратной связи о результатах воздействий на обучающегося, в целях активизации его личностно-мотива-ционных рычагов для достижения образовательных целей высокого качества.

Мониторинг качества образования должен быть цикличным и включать входящую, промежуточную и итоговую диагностику. Изучение работ Н. М. Борытко, О. Ю. Ефремова позволило выделить следующие принципы диагностики образования: системности, целесообразности, процессуального характера, детерминированности, объективности, интегрированного характера, эффективности, компетентности [2; 6].

Основные этапы проведения диагностической деятельности выглядят следующим образом:

1. Выделение объекта и постановка цели диагностирования.

2. Выбор средств диагностирования. К ним относятся критерии, показатели, уровни, инструментарий оценивания.

3. Сбор и анализ информации об объекте, его сущности, подсистемах, внутренних связях, условиях, влияющих на его становление.

4. Синтез средств объекта диагностирования и их обоснование.

5. Прогнозирование перспектив становления объекта, обоснование и оценка педагогической диагностики.

6. Использование педагогического диагноза в экспериментальном исследовании для проверки научной гипотезы исследования.

Операционными единицами в диагностике образовательного процесса являются критерии, показатели, уровни их сформи-рованности, а также средства оценивания. Разберемся в этих терминах.

В педагогической науке, определяя понятие «критерий», большинство авторов сходится во мнении. Критерии служат для измерения эффективности человеческой деятельности в целом, и педагогического процесса или явления в частности. По мнению Г. А. Шабанова, критерий выражает наиболее общий сущностный признак, по которому оцениваются педагогические явления [15, с. 92]. Г. И. Гапончук называет

© Москвин С. Н., 2019

критерием признак, на основе которого производится оценка, сравнение реального педагогического явления, качества и процесса с эталоном [4]. В. Н. Фомин под критерием понимает качественную характеристику объекта исследования, на основе которого производится его оценка, определение или классификация [14]. Таким образом, совокупность педагогических критериев — это комплекс сущностных признаков, необходимых и достаточных условий, на основе которых производится оценка изучаемого педагогического процесса, предмета или явления.

Важно определить соотношение понятий «критерий» и «показатель». На наш взгляд, «показатель» — это более частная характеристика, чем «критерий». Показатель отражает степень проявления и качественную сформированность критерия. По мнению О. Ю. Макаровой, главной характеристикой понятия «показатель» является его конкретность и диагностичность [8, с. 349]. В сложных объектах исследования критерии раскрываются через показатели, а те, в свою очередь, через индикаторы (признаки).

Критерии оценки одного объекта взаимосвязаны между собой и могут быть определены на различных уровнях. Под уровнем понимается определенная степень сформи-рованности управленческих умений.

В данной статье мы рассмотрим диагностический аппарат оценки сформиро-ванности управленческих умений будущих руководителей образовательных организаций. Он разрабатывался на кафедре экономики и менеджмента Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева.

Проанализировав содержание и технологии подготовки руководителей образования, современные требования к их деятельности, мы выявили основные разрывы между ними и на их основе определили управленческие умения, формирование которых отсутствует или осуществляется в недостаточной степени. Такими управленческими умениями являются:

• умение системного стратегического моделирования деятельности образовательной организации;

• проектно-командное умение;

• креативно-инновационное умение;

• рефлексивно-аналитическое умение.

Формирование данных управленческих

умений позволяет существенно повысить уровень готовности управления будущих руководителей в современных условиях.

Формирование данных управленческих умений возможно при реализации ряда организационно-управленческих условий.

Выявление и обоснование критериев и

показателей сформированности управленческих умений должно исходить из следующих моментов:

— сущности и содержания профессиональной подготовки в вузе;

— сущности управленческих умений будущих руководителей;

— содержания организационно-педагогических условий, направленных на формирование управленческих умений будущих руководителей образования;

— этапы формирования умений у будущих руководителей.

Основанием для выделения критериев являются личностно ориентированный и деятельностный подходы. Анализируя исследования В. А. Беликова, Э. Ф. Зеера, Ф. Д. Рассказова, В. А. Усовой, мы выделили три основных критерия для диагностики управленческих умений. Каждый критерий в соответствии с представленной выше логикой исследования конкретизируется с помощью показателей, которые раскрывают их сущность и позволяют применить диагностический инструментарий. Личност-но-мотивационный критерий отражает степень индивидуальной готовности к владению управленческими умениями, заинтересованность обучающегося и стремление профессиональной компетентности. Когнитивный критерий позволяет определить степень осознанности и сформированности знаний в профессиональной деятельности. Деятельностный критерий подразумевает наличие сформированных умений на уровне профессионального поведения.

Критерии должны показывать, что сформированные умения отличаются полнотой, осознанностью, автоматизмом выполнения операций, лежащих в основе умений, прочностью, способностью переноса на новые объекты деятельности.

Представленные критерии взаимосвязаны между собой и могут быть определены на различных уровнях. В научных исследованиях уровневая шкала управленческих компетенций и умений имеет различное название, при этом большинство авторов выделяют три уровня. О. И. Сторожева для оценки управленческих компетенций руководителей общеобразовательных учреждений использует репродуктивный, адаптивный и инновационный уровни [12]. И. В. Суркина для оценки организационно-управленческих умений будущих педагогов профессионального обучения в технических вузах выделяет критический, нормативный и высокий уровни [13]. В работе М. В. Селиверстовой с целью измерения сформирован-ности управленческих компетенций учителя в условиях развития современного образования предлагается использовать недопу-

стимый, допустимый и оптимальный уровни [11]. На основе анализа материалов данных исследований и работ других авторов мы определили три уровня сформированности профессионально ориентированных управленческих умений будущих руководителей образовательных организаций: репродуктивный, продуктивный и инновационный.

Репродуктивный уровень отражает наличие управленческих умений в базовом, не вполне осознанном состоянии. Обучающийся имеет низкий объем профессиональных управленческих знаний и умений, у него не сформирована личностно-мотивационная готовность к управлению образовательной организацией. Он готов к принятию только типовых простейших управленческих решений, на основе известных шаблонов и алгоритмов. Рефлексивные навыки отсутствуют. В практической работе руководитель, находящийся на репродуктивном уровне, нуждается в патерналистской модели поведения со стороны руководителя или учредителя, постоянной опеке и не способен в полной мере выполнять свои профессиональные обязанности.

Продуктивный уровень предполагает сформированность управленческих умений в полном объеме достаточного качества. Готов к самостоятельной работе с применением известных подходов, моделей и систем управления образовательной организацией. Обучающийся имеет достаточно высокий уровень знаний в профессиональной области и сформированное личностно-мотива-ционное отношение к управленческой дея-

тельности. Обладает рефлексивно-аналитическими навыками для руководства образовательной организацией. Обучающийся способен организовать продуктивную работу педагогического коллектива.

Инновационный уровень сформированности управленческих умений свидетельствует о наличии их в полном объеме. Обучающийся готов к активному и самостоятельному поиску инновационных методов управления образовательной организацией. Он инициативен, обладает нестандартным мышлением. В высокой степени развиты рефлексивно-аналитические навыки, позволяющие ему видеть и преодолевать проблемы как индивидуального профессионального характера, так и образовательной организации в целом. В работе демонстрирует лидерские качества, ответственность, готов к управлению педагогическим коллективом на основе творческого подхода.

На основании выявленных нами критериев, показателей и уровней сформирован-ности управленческих умений была разработана карта оценивания сформированно-сти этих умений у будущих руководителей образовательных организаций, которая используется при проведении диагностики.

Диагностика проводилась в образовательном процессе подготовки магистров в соответствии с реализацией организационно-педагогических условий по формированию умений. Критерии, показатели, методы и средства представлены в таблице 1.

Показательности сформированности управленческих умений Методы и средства оценивания

Личностно-мотивационный критерий

Осознает личную значимость и проявляет устойчивый интерес к профессиональной деятельности в сфере управления образовательной организацией Анкета для оценки личной значимости и устойчивого интереса к профессиональной деятельности. Шкала оценки потребностей в достижении успеха Ю. М. Орлова

Владеет способностями к самоопределению, самоорганизации, саморазвитию Методика оценки уровня самоактуализации личности Э. Шострем

Когнитивный критерий

Владеет в полном объеме на качественном осмысленном уровне знаниями и умениями в сфере стратегического развития образовательной организации Метод конкретных ситуаций: Кейс «Стратегия Центра ДПО «ТЕРРА- ПРОФИ»

Имеет аналитический склад ума, инновационное мышление и владеет приемами нестандартного решения управленческих задач Опросник «Цель - Средство — Результат» (ЦСР) А. А. Карманова. Метод конкретных ситуаций: Кейс «Нестандартный подход»

Владеет знаниями и умениями в сфере организации командной работы, социальной динамики и эффективной творческой деятельности Наблюдение в ходе выполнения учебного проекта: карта наблюдения

Таблица 1

Методы и средства оценивания сформированности управленческих умений у будущих руководителей образовательных организаций

Деятельностный критерий

Умеет выявлять потенциал развития образовательной организации и создавать условия для его раскрытия Метод конкретных ситуаций: Кейс «Приоритетные направления развития школы»

Владеет технологиями организации проектной и исследовательской деятельности педагогического коллектива, создает творческую среду Методика диагностики коммуникативной толерантности В. В. Бойко Методика оценки межличностных отношений Т. Лири Взаимооценка студентов

Умеет находить и организовывает реализацию с участием управленческой команды инновационных идей и решений для совершенствования системы управления образовательной организации Тест М. Киртона для определения типа инновационного мышления Мозговой штурм

Умеет оценивать собственную деятельность как руководителя, восполнять имеющиеся дефициты Индивидуальная работа над вопросами рефлексивного листа

Предложенные в качестве методов оценивания опросные листы и психолого-педагогические методики, а также кейсы, карты наблюдения со множеством оценочных индикаторов позволили получить достаточно точную картину сформированности управленческих умений.

Результатами исследования стали:

— разработанные критерии и показатели, позволяющие оценить уровень сформи-рованности управленческих умений будущих руководителей образовательных организаций;

— созданная уровневая структура показателей, благодаря которой на основе карты уровня можно определить, насколько сформированы те или иные умения;

— определены методы и средства оценивания, которые позволяют экспертам точно определить каждый из показателей диагностики.

Предложенная методика диагностирования может быть полезной для других вузов, готовящих будущих руководителей образовательных организаций.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что в данной статье представлены теоретический анализ и опыт педагогической диагностики для оценки сформиро-ванности профессионально-ориентированных управленческих умений будущих руководителей образовательных организаций, который будет способствовать повышению качества их подготовки в вузе.

ЛИТЕРАТУРА

I. Беликова В. В. Педагогическая диагностика формирования межличностных отношений в учебной группе // Известия Российского государственного университета им. А. И. Герцена. — 2008. — № 10 (64). — С. 50-532. Борытко Н. М. Диагностическая деятельность педагога : учеб. пособие для вузов. — М. : Академия,

2006. — 284 с.

3. Габдрахманова К. Ф. Методика разработки диагностических средств оценки уровня сформиро-ванности профессиональных компетенций студентов технических вузов [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. — 2015. — № 2 (15). — С. 3361-3364. — Режим доступа: Ы^р:/Дип((атеП:а1-research.ru/ru/ аг11с1е?К=37786.

4. Гапончук Г. И. Формирование военно-педагогической направленности курсантов : дис. ... канд. пед. наук. — М.: ВПА — Москва, 1990. — 196 с.

5. Диагностика сформированности компетенций / Т. Л. Шапошникова, В. Г. Миненко, К. В. Хорошун, Д. А. Романов // Ученые записки университета им. П. Г. Лесгафта. — 2015. — № 3 (121). — С. 180-184.

6. Ефремов О. Ю. Педагогическая диагностика в современном образовании: системный подход к познавательно-преобразовательной деятельности педагога / / Педагогическая диагностика. — 2017. — № 5. — С. 3-7.

7. Кочетов А. И. Педагогическая диагностика в школе. — Славянск-на-Кубани : Славянский филиал АГПУ, 1998. — 233 с.

8. Макарова О. Ю. Критерии и показатели оценки эффективности функционирования воспитательной системы вуза / / Фундаментальные исследования. — 2013. — № 1 (часть 2). — С. 348-351.

9. Преображенская И. В. Педагогические условия оценки сформированности компетенций // Образование и образованный человек в XXI веке. — 2013. — № 4. — С. 15-21.

10. Психологическая диагностика : учеб. для вузов / под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. — СПб. : Питер, 2005. — 652 с.

II. Селиверстова М. В. Формирование управленческих компетенций учителя в условиях развития современного образования : автореф. дис. . канд. пед. наук. — Ижевск, 2011. — 22 с.

12. Сторожева О. И. Развитие управленческих компетенций руководителей общеобразовательных учреждений : монография. — Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2011. — 128 с.

13. Суркина И. В. Формирование управленческих умений будущих педагогов профессионального обучения в техническом вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Челябинск, 2001. — 23 с.

14. Фомин В. Н. Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация : учеб. пособие. — М. : Ось-89, 2008. — 384 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Шабанов Г. А. Развитие педагогического творчества преподавателей военно-учебных заведений : дис. ... канд. пед. наук. — М. : ВПА — Москва, 1991. — 205 с.

REFERENCES

1. Belikova V. V. Pedagogicheskaya diagnostika formirovaniya mezhlichnostnykh otnosheniy v uchebnoy gruppe / / Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. I. Gertsena. — 2008. — № 10 (64). — S. 50-53.

2. Borytko N. M. Diagnosticheskaya deyatel'nost' pedagoga : ucheb. posobie dlya vuzov. — M. : Akademiya, 2006. — 284 s.

3. Gabdrakhmanova K. F. Metodika razrabotki diagnosticheskikh sredstv otsenki urovnya sformirovannosti professional'nykh kompetentsiy studentov tekhnicheskikh vuzov [Elektronnyy resurs] // Fundamental'nye issledovaniya. — 2015. — № 2 (15). — S. 3361-3364. — Rezhim dostupa: http://fundamental-research.ru/ ru/ article?id=37786.

4. Gaponchuk G. I. Formirovanie voenno-pedagogicheskoy napravlennosti kursantov : dis. ... kand. ped. nauk. — M.: VPA — Moskva, 1990. — 196 s.

5. Diagnostika sformirovannosti kompetentsiy / T. L. Shaposhnikova, V. G. Minenko, K. V. Khoroshun, D. A. Romanov // Uchenye zapiski universiteta im. P. G. Lesgafta. — 2015. — № 3 (121). — S. 180-184.

6. Efremov O. Yu. Pedagogicheskaya diagnostika v sovremennom obrazovanii: sistemnyy podkhod k poznavatel'no-preobrazovatel'noy deyatel'nosti pedagoga / / Pedagogicheskaya diagnostika. — 2017. — № 5. — S. 3-7.

7. Kochetov A. I. Pedagogicheskaya diagnostika v shkole. — Slavyansk-na-Kubani : Slavyanskiy filial AGPU, 1998. — 233 s.

8. Makarova O. Yu. Kriterii i pokazateli otsenki effektivnosti funktsionirovaniya vospitatel'noy sistemy vuza // Fundamental'nye issledovaniya. — 2013. — № 1 (chast' 2). — S. 348-351.

9. Preobrazhenskaya I. V. Pedagogicheskie usloviya otsenki sformirovannosti kompetentsiy // Obrazovanie i obrazovannyy chelovek v XXI veke. — 2013. — № 4. — S. 15-21.

10. Psikhologicheskaya diagnostika : ucheb. dlya vuzov / pod red. M. K. Akimovoy, K. M. Gurevicha. — SPb. : Piter, 2005. — 652 s.

11. Seliverstova M. V. Formirovanie upravlencheskikh kompetentsiy uchitelya v usloviyakh razvitiya sovremennogo obrazovaniya : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. — Izhevsk, 2011. — 22 s.

12. Storozheva O. I. Razvitie upravlencheskikh kompetentsiy rukovoditeley obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy : monografiya. — Ekaterinburg : Ural. gos. ped. un-t, 2011. — 128 s.

13. Surkina I. V. Formirovanie upravlencheskikh umeniy budushchikh pedagogov professional'nogo obucheniya v tekhnicheskom vuze : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. — Chelyabinsk, 2001. — 23 s.

14. Fomin V. N. Kvalimetriya. Upravlenie kachestvom. Sertifikatsiya : ucheb. posobie. — M. : Os-89, 2008. — 384 s.

15. Shabanov G. A. Razvitie pedagogicheskogo tvorchestva prepodavateley voenno-uchebnykh zavedeniy : dis. ... kand. ped. nauk. — M. : VPA — Moskva, 1991. — 205 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.