УДК 37.08
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ УМЕНИЙ
БУДУЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
С.Н. Москвин
Аннотация. В статье рассматривается проблема подготовки студентов магистратуры - будущих руководителей образовательных организаций. Предложено решение противоречия между традиционной подготовкой и современными требованиями к уровню готовности руководителя. Определены сущность понятия, состав и содержание профессионально-ориентированных управленческих умений будущих руководителей образовательных организаций. Выявлены организационно-педагогические условия формирования профессионально-ориентированных управленческих умений и предложены рекомендации по их реализации.
Ключевые слова: профессионально-ориентированные управленческие умения, организационно -педагогические условия, метод проектов в обучении будущих руководителей образовательных организаций, самопроектирование, мотивационная среда, педагогическое сопровождение.
ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION
OF PROFESSIONALLY-ORIENTED MANAGERIAL SKILLS
OF FUTURE LEADERS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
S. Moskvin
Abstract. The article considers the problem of preparation of students - future leaders of educational organizations. The proposed solution of contradiction between traditional training and modern requirements to the level of readiness of the head. The essence of the composition and content of professionally-oriented managerial skills of future leaders of educational organizations. Identified organizational and pedagogical conditions of formation of professionally-oriented managerial skills and offered recommendations for their implementation.
Keywords: professionally-oriented management skills, organizational and pedagogical conditions, project method in training future leaders of educational organizations, motivational environment, pedagogical support.
Модернизация системы образования в современных социально-экономических
условиях в качестве одного из ключевых компонентов определяет совершенствование подготовки педагогического персонала, в том числе, руководителей образовательных организаций. Подготовка будущих
руководителей образовательных организаций осуществляется в магистратуре по направлению 44.04.01 направленности (профиля) программы «Управление образованием» на основе компетентностного подхода в соответствие с ФГОС ВО. Проанализированный нами положительный опыт работы руководителей образовательных организаций общего и среднего профессионального образования, а также научные исследования в этой области позволили сделать вывод о существовании противоречия между практикой традиционной вузовской подготовки руководителей образования на основе образовательного стандарта и требуемым уровнем готовности к управлению образовательной организацией в современных условиях. Необходимость поиска
решения данного противоречия обусловила актуальность статьи и основную проблему исследования.
В области исследуемой проблемы необходимо выделить следующие
теоретические основания: теория
формирования профессиональной «я-концепции» (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов и др.); исследование проблем профессионального образования
(Н.А. Абрамов, А.П. Беляев, С.Я. Батышев и др.); исследование проблем педагогического управления (А.М. Баскаков,
Ю.А. Конаржевский, Т.И. Шамова и др.); исследование вопросов обучения
руководителей образовательных организаций (В.И. Зверева, А.К. Маркова, В.А. Сластенин и др.).
Целью данной статьи является выявление организационно-педагогических условий
формирования профессионально-
ориентированных управленческих умений будущих руководителей образовательных организаций в процессе профессиональной подготовки в вузе.
В ходе проведенного нами анализа на основе трудов Ю.И. Антонова,
Ю.А. Конаржевского, Н.Ф. Талызиной,
П.И. Третьякова и других отечественных исследователей была сформулирована сущность понятия «профессионально-ориентированные управленческие умения руководителя образовательной организации». Под ним мы понимаем интегративное осознанное и устойчивое качество личности руководителя, проявляющееся в способности эффективно управлять функционированием и развитием образовательной организации, обеспечиваемое совокупностью
приобретенных знаний, профессионального опыта, навыков и рефлексивного анализа собственной деятельности.
Анализируя содержательные и
технологические аспекты подготовки будущих руководителей образования, процесс формирования их профессиональных компетенций, а также современные требования к профессиональной управленческой деятельности руководителей образовательных организаций, мы выделили основные разрывы (дефициты) между ними.
Прежде чем рассмотреть выявленные нами организационно-педагогические условия как средства формирования профессионально-ориентированных управленческих умений, рассмотрим содержание самого понятия «организационно-педагогические условия».
К этим разрывам относятся:
- отсутствие умения стратегического управления образовательной организацией в динамично изменяющихся условиях;
- отсутствие умения инновационно-креативной деятельности руководителя образовательной организации, связанной с порождением и реализацией новых смыслов, содержания и технологий управления в сфере образования;
- недостаточно сформированное коммуникативно-лидерское умение руководителя образовательной организации в традиционной и, особенно, проектной и исследовательской деятельности;
- недостаточно сформированное рефлексивно-аналитическое умение в деятельности руководителя образовательной организации.
Для устранения этих дефицитов нами были определены профессионально-
ориентированные управленческие умения руководителей образовательных организаций, формирование которых позволит разрешить обозначенное в данной работе методологическое противоречие (табл. 1).
По мнению В.М. Полонского, под условием следует понимать совокупность переменных, внешних и внутренних воздействий, влияющих на физическое, нравственное, психическое развитие человека, его поведение, воспитание, обучение, формирование личности [3, с.36]. На
Таблица 1. - Профессионально-ориентированные управленческие умения будущих руководителей образовательных организаций_
Умение Характеристика умения
Умение системного моделирования деятельности образовательной организации Выявлять потенциал развития образовательной системы (организации), видеть и использовать новые возможности в динамически-изменяющемся мире, формировать стратегические альтернативы, оценивать их, создавать ключевые условия успеха образовательной организации в долгосрочной перспективе
Проектно-командное умение Активно привлекать к проектной и исследовательской деятельности педагогический коллектив образовательной организации, с формированием временных команд и творческих групп, использовать эффективные методы коммуникации, создавать среду для творчества
Креативно-инновационное умение Проявлять лидерскую позицию, осуществлять поиск и реализацию инновационных идей, креативных моделей в образовании и решений с привлечением управленческой команды, демонстрировать творческий подход и инициативу
Рефлексивно-аналитическое умение Проводить рефлексию и давать оценку собственной деятельности как руководителя, деятельности педагогического коллектива образовательной организации с целью их совершенствования.
вопрос о сущности понятия «организационно-педагогические условия» как одной из разновидностей педагогических условий в современной педагогической науке единого ответа не выработано, поскольку мнение исследователей разделилось. Анализируя трактовки разных авторов (Г.А. Демидова, Е.И. Козырева, Н. Ипполитова и Н. Стерхова, С.А. Дынина и др.), мы основываемся на позиции Н. Ипполитовой и Н. Стерховой, которые понимают организационно-
педагогические условия как совокупность целенаправленно сконструированных
возможностей содержания, форм, методов целостного педагогического процесса (мер воздействия), лежащих в основе управления функционированием и развитием
педагогического процесса [5, с.13]. Выявленные нами организационно-педагогические условия формирования профессионально-
ориентированных управленческих умений будущих руководителей образовательных организаций в полной степени отвечают признакам, которые сформулировали эти исследователи [5, с.14]. Для проектирования данных организационно-педагогических
условий мы опирались на сущность профессионально-ориентированных умений и на факторы, определяющие их формирование. В процессе исследования выявлены следующие организационно-педагогические условия:
- создание положительной мотивационной среды для формирования профессионально-ориентированных управленческих умений будущих руководителей образовательных организаций;
- обогащение содержания образования проектной деятельностью, формирующей требуемые профессионально-ориентированные управленческие умения;
- педагогическое сопровождение студентов магистратуры для повышения эффективности их проектной деятельности и реализации индивидуальных образовательных траекторий.
Рассмотрим способы реализации установленных организационно-педагогических условий.
Первым организационно-педагогическим условием является создание положительной мотивационной среды для формирования профессионально-ориентированных управленческих умений будущих руководителей образовательных организаций. Под
мотивационной средой будем понимать комплекс стимулирующих методов,
определяющий устойчивую положительную
мотивацию студентов магистратуры, будущих руководителей образования, обеспечивающий качество образовательного процесса. Основными методами стимулирования являются:
- использование интерактивных методов обучения, стимулирующих коллективное творчество, сотрудничество в малых группах, ориентацию на достижение результата, здоровую конкуренцию;
- использование проблематизирующих ситуаций, кажущихся на первый взгляд ресурсно-дефицитными, требующих мобилизации разнообразных ресурсов;
- формирование важности признания, авторитета в среде обучающихся;
- предоставление свободы выбора в заданных рамках.
Работа по созданию положительной мотивационной среды включает несколько этапов: адаптация, актуализация мотивов, развитие мотивации, итогово-обобщающий.
Второе организационно-педагогическое условие - обогащение содержания образования проектной деятельности формирующей требуемые профессионально-ориентированные управленческие умения. Его реализация состоит в организации проектной деятельности. Для этого мы предлагаем собрать в единый модуль несколько дисциплин по проектному менеджменту. Самостоятельную работу в рамках проектного модуля мы предлагаем использовать для организации проектных сессий и сетевой работы студентов. Учебная работа, основанная на методе проекта, позволяет решать множество профессионально-практических задач. Выделим основные из этих задач:
- формировать видение будущего результата, ставить цели, выявлять условия достижения целей;
- структурировать деятельность, определять технологическую последовательность и приоритетность решаемых задач;
- синтезировать и использовать имеющиеся и приобретать новые знания;
- организовывать работу временных коллективов, использовать эффективные способы коммуникации и командной работы, проявлять лидерство, брать на себя ответственность;
- реализовывать субъектную позицию;
- порождать новые идеи и оценивать альтернативы, реализовывать системные изменения.
Используя идеи А.Т. Галиахметовой и Е.А. Андреевой о построении многоуровневой модели проектно-исследовательской учебной деятельности студентов [6, с.24] и других авторов [7, 8], в качестве ключевой идеи мы ориентируемся на формирование навыков самопроектирования. Самопроектирование формирует у студентов навык предварительного анализа образовательной системы, выявления существующих тенденций, проблем и противоречий, самостоятельного выбора стратегической альтернативы, превращение проблемы или возможности в проектную цель, и
структурирование под нее необходимых ресурсов, в том числе, проектной команды с требуемой функциональной и ролевой структурой.
Структурно-функциональная модель
учебного проектирования будущих
руководителей образовательных организаций представлена на рис. 1. Она включает целевой, диагностический, структурно-содержательный, технологический и оценивающе-результативный компоненты. Учебное проектирование представлено пятью целостными модулями, по одному модулю на семестр.
Целевой компонент
Цель образовательной деятельности: формирование профессионально-ориентированных управленческих умений будущих руководителей образовательных организаций_
Диагностический компонент Входная диагностика -выявление личностной и социальной
структуры группы обучающихся, уровня их мотивации
Промежуточная диагностика, и
рефлексия в конце каждого модуля
Итоговая диагностика и рефлексия
о
Структурно-содержательный компонент Модуль 1. Освоение методологии и инструментов проектирования Знакомство с содержанием и инструментами проектного подхода Выполнение двух мини-проектов (формирование участников в группы по желанию)
Модуль 2. Проектирование. Выполнение проекта при формировании проектных команд на основе входной диагностики. Лидеры команд выявляются в процессе работы над проектом
Модуль 3. Самопроектирование с педагогическим сопровождением Выполнение проекта по теме «Концепция стратегического управления в образовании». Ротация лидера, отработка ролевой и коммуникативной структуры проектной команды Модуль 4. Самостоятельное самопроектирование. Использование эвристических способов управления. Индивидуальный анализ и разработка концепции проектов, аукцион проектных концепций, вербовка команд, отработка функциональных ролей и оценка вклада участников в проект
Модуль 5. Завершающий. Анализ и итоги проектного обучения
Технологический компонент
Формы: Очная, дистанционная, заочная Методы: Установочный семинар, метод case-study, дискуссия, деловая игра, метод экспертных оценок, тестирование, рефлексивное эссе
Е
Оценочно-резулътатнвный компонент
Критерии сформированности умений Инструментарий оценивания Уровни сформированности умений
Рисунок 1. - Структурно-функциональная модель учебного проектирования будущих руководителей
образовательных организаций
Третье организационно-педагогическое условие - педагогическое сопровождение студентов магистратуры для повышения эффективности их проектной деятельности и
реализации индивидуальных образовательных траекторий.
Проанализированные нами научные исследования в области теории становления личности профессионала и феномена
педагогического сопровождения (Е.А. Климов, В.Д. Шадриков, Э.Ф. Зеер, О.В. Калмыкова, А.П. Тряпицина и др.) позволяют сделать ввод, о сущности данного понятия. Под педагогическим сопровождением будем понимать особый тип педагогического содействия между субъектами
образовательного процесса, направленный на активизацию собственных ресурсов обучающихся и создания благоприятных условий их формирования для достижения определенных педагогических целей. В работе М.И. Рожкова выделены следующие компоненты педагогического сопровождения: пропедевтический, направленный на
актуальный (содействие обучающихся в возникающих проблемных ситуациях); рефлексивный (осмысление происходящего и определение задач на следующий период) [9, с.102].
Разработка педагогического
сопровождения как условия формирования профессионально-ориентированных управленческих умений будущих
руководителей образовательных организаций реализуется на тех же этапах и модулях, что и учебное проектирование. Содержание и методы педагогического сопровождения студентов
магистратуры представлены в
табл. 2.
подготовку обучающихся к деятельности;
Таблица 2. - Содержание и методы педагогического сопровождения в процессе формирования профессионально-ориентированных управленческих умений будущих руководителей образовательных организаций
Этап и содержание Методы Средства
Этап 1. Диагностический
Проведение вводной диагностики Установление отношений с обучаемыми и между ними Совместная постановка цели проектной деятельности и установление внутренних правил Диагностика, диалог, заражение, дискуссия Пакет диагностических процедур, оценочные листы, управленческие кейсы
Этап 2. Структурно-содержательный
Модуль 1. Организация проектных групп Индивидуальное педагогическое консультирование по выполнению мини-проектов Инструктаж, мониторинг, консультирование, стимулирование
Модуль 2. Организация проектных групп Содействие появлению лидеров проектных команд Помощь в написании структурированного эссе. Инструктаж, стимулирование, дискуссия, рефлексия корректировка, контроль, консультирование, Структура эссе Дневник проектной деятельности обучающегося
Модуль 3. Отслеживание и корректировка приема ротации лидера команды Помощь в формировании ролевой структуры проектной команды Тестирование Заражение, стимулирование, активное слушание, диалог, корректировка, убеждение Дневник проектной деятельности обучающегося, организационно- психологические тесты
Модуль 4. Содействие проведению анализа и формированию концепции проекта. Помощь в проведении аукциона идей и формировании групп Педагогическое консультирование Помощь в организации оценки вклада участников Внушение, заражение, убеждение, диалог, корректировка, мониторинг, рефлексия Дневник проектной деятельности обучающегося, оценочные листы
Этап 3. Итогово-рефлексивный
Открытая рефлексия и подведение итогов работы. Анкетирование по совершенствованию проектной деятельности на следующий период Полилог, анкетирование, самоконтроль Список ключевых вопросов, анкета
Формирование индивидуальных
траекторий развития студентов строится гибко на основе входной и текущей диагностики, рефлексии обучаемого и его реального поведения. Оно заключается в постановке индивидуальных задач обучающимся, направленных на их индивидуальное развитие, содействие в выборе собственных средств и стратегий поведения.
Таким образом, реализация
взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга организационно-педагогических условий позволит сформировать профессионально-ориентированные управленческие умения будущих руководителей образовательной организации.
Литература:
1. Конаржевский, Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. / Ю.А. Конаржевский. - М.: Педагогический поиск, 2000. - 222 с.
2. Третьяков, П.И. Адаптивное управление педагогическими системами: Учебное пособие / П.И. Третьяков. - М.: Academia, 2003. - 368 с.
3. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. - М.: Высш. Шк., 2004. - 512 с.
4. Демидова Г.Н. Организационно-педагогические условия формирования лидерского потенциала менеджера социально-трудовой сферы в рефлективной среде дополнительного профессионального образования: [Электронный ресурс] // Педагогические и психологические науки: актуальные вопросы: материалы международной заочной научно-практической конференции. Часть II. - Новосибирск: Сибирская ассоциация консультантов, 2012. - С.32-38. Режим доступа: http: sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16
5. Ипполитова Н. Анализ понятия педагогические условия: сущность, классификация
/ Н. Ипполитова, Н. Стерхова // General and Professional Education, 2012. - №1. - С. 8-14.
6. Галиахметова А.Т. Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности студентов вуза / А.Т. Галиахметова, Е.А. Андреева // Казанский педагогический журнал, 2017. - №4. -С. 23-25.
7. Метод проектов - технология компетентностно-ориентированного образования: учебное пособие / Г.Б. Голуб [и др.]; под ред. Е.Я. Когана - Самара: Изд-во «Учебная литература», Изд. Дом «Федоров», 2006. - 176 с.
8. Технология проектов в профессиональной деятельности педагога: монография / автор-сост. Н.П. Несговорова. - Курган: РИО КГУ, 2013. -316 с.
9. Рожков, М.И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика / учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Организация работы с молодежью» / М.И. Рожков. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 264 с.
Сведения об авторе:
Москвин Сергей Николаевич (г. Красноярск, Россия), доцент кафедры менеджмента организации ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева», e-mail: [email protected]
Data about the author:
S. Moskvin (Krasnoyarsk, Russia), assistant professor of Department of corporate management Krasnoyarsk state pedagogical University named after V.P. Astafiev, e-mail: [email protected]