Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ТВОРЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ ОСВОЕНИЯ НАРОДНОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ'

ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ТВОРЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ ОСВОЕНИЯ НАРОДНОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творчество / творческие навыки / младший школьник / народные инструменты / диагностический инструментарий / creativity / creative skills / junior schoolchildren / folk instruments / diagnostic tools

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова Юлия Николаевна

В статье актуализируется проблема формирования творческих навыков в ходе освоения народного инструментария. Целью исследования является выявление сформированное™ творческих навыков младших школьников в процессе использования народных музыкальных инструментов. Для достижения поставленной цели были разработаны критерии, показатели и уровни сформированное™ у младших школьников представленной дефиниции. Подобранный диагностический инструментарий отражает специфику изучения уровня сформированное™ творческих навыков младших школьников в ходе освоения народного инструментария. Основными методами исследования выступили изучение и анализ литературы по теории и методике использования народных музыкальных инструментов в практике школы; анализ результатов творческой деятельности детей; педагогический эксперимент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article updates the problem of developing creative skills in the course of mastering folk instruments. The purpose of the study is to identify the development of creative skills of junior schoolchildren in the process of using folk musical instruments. To achieve this goal, criteria, indicators and levels of development of the presented definition among junior schoolchildren were developed. The selected diagnostic tools reflect the specifics of studying the level of formation of creative skills of junior schoolchildren in the course of mastering folk instruments. The main research methods were the study and analysis of literature on the theory and methodology of using folk musical instruments in school practice; analysis of the results of children's creative activity; pedagogical experiment.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ТВОРЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ ОСВОЕНИЯ НАРОДНОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ»

деятельности обучающихся. В уровиевых показателях зафиксированы следующие изменения: высокий уровень повысился на 9%; средний - на 15,5%; низкий уровень улучшился на 24,5%.

Несмотря на довольно скромные по времени и содержанию задания, наблюдается устойчивая динамика в совершенствовании у младших школьников ряда навыков творческой деятельности в области песенного и танцевального искусства, приобретение ими соответствующего творческого опыта. Мелодия в напевах стала отличаться оригинальностью, ритмический рисунок разнообразием; в движениях появилась пластика, осмысленность образа, соответствие характеру звучащей музыки.

Мы пришли к выводу, что включение в содержание уроков музыки и кружковую работу такого вида деятельности как постановка музыкальной сказки, оказывает значительное влияние на активизацию самостоятельной творческой деятельности младших школьников, накопление ими творческого опыта.

Литература:

1. Асатрян, О.Ф. Организация развития творческого воображения у старших дошкольников средствами театрального искусства в условиях дополнительного образования // О.Ф. Асатрян, С.И. Васенина, К.В. Кокорева // Проблемы современного педагогического образования. -2020. -№ 66-2. - С. 76-79

2. Величко, Ю.В. Формирование гибких компетенций у обучающихся в процессе художественно-эстетического образования / С.В.Шишкина, Т.А.Шутова// Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №75-3. -С. 95-98

3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л.С.Выготский - Москва: Просвещение, 1987.-93 с.

4. Карпушина, Л.П. Педагогические аспекты освоения опыта социально-творческой деятельности обучающихся в дополнительном образовании / Л.П. Карпушина, Ю.Н. Соколова, Ю.В. Варданян, C.B. Баранова // Социальное воспитание детей и подростков в дополнительном образовании: монография / под ред. Л.П. Карпушиной, Т.А. Козловой. Саранск, 2021. -С. 47-57

5. Неясова, И.А. Особенности формирования опыта творческой деятельности у младших школьников в условиях дополнительного образования / И.А. Неясова, Ю.Н. Соколова// Гуманитарные науки и образование. - 2017. - №4 (32). -С. 45-51

6. Соколова, Ю.Н. Использование продуктивных методов в формировании опыта творческой деятельности у младших школьников во внеурочной работе / Ю.Н.Соколова, Л.П.Карпушина// Гуманитарные науки и образование. -2022. - Т.13. - № 2 (50). - С. 75-80

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 400807193/ (дата обращения: 15.08.2023).

Педагогика

УДК 37.013(045)

кандидат педагогических наук, доцент Соколова Юлия Николаевна

Мордовский государственный педагогический университет имени М.Б. Бвсевьева (г. Саранск)

ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ТВОРЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ

ОСВОЕНИЯ НАРОДНОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ

Аннотация. В статье актуализируется проблема формирования творческих навыков в ходе освоения народного инструментария. Целью исследования является выявление сформированности творческих навыков младших школьников в процессе использования народных музыкальных инструментов. Для достижения поставленной цели были разработаны критерии, показатели и уровни сформированности у младших школьников представленной дефиниции. Подобранный диагностический инструментарий отражает специфику изучения уровня сформированности творческих навыков младших школьников в ходе освоения народного инструментария. Основными методами исследования выступили изучение и анализ литературы по теории и методике использования народных музыкальных инструментов в практике школы; анализ результатов творческой деятельности детей; педагогический эксперимент.

Ключевые слова: творчество, творческие навыки, младший школьник, народные инструменты, диагностический инструментарий.

Annotation. The article updates the problem of developing creative skills in the course of mastering folk instruments. The purpose of the study is to identify the development of creative skills of junior schoolchildren in the process of using folk musical instruments. To achieve this goal, criteria, indicators and levels of development of the presented definition among junior schoolchildren were developed. The selected diagnostic tools reflect the specifics of studying the level of formation of creative skills of junior schoolchildren in the course of mastering folk instruments. The main research methods were the study and analysis of literature on the theory and methodology of using folk musical instruments in school practice; analysis of the results of children's creative activity; pedagogical experiment.

Key words: creativity, creative skills,junior schoolchildren, folk instruments, diagnostic tools.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным

направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Ульяновский государственный педагогический -университет имени И.Н. Ульянова и Мордовский государственный педагогический -университет имени М.Е. Евсевьева) по теме: «Диагностика сформированности опыта творческой деятельности младших школьников»

Введение. Современному обществу необходимы люди, обладающие независимостью и пластичностью мышления, способные творчески подходить к решению возникающих проблем. В связи с этим одной из важнейших задач российского образования, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, является обеспечение роста творческого потенциала обучающихся уже на начальной ступени его получения [9].

Большими возможностями в данном направлении обладает детское музыкальное творчество с использованием народных музыкальных инструментов [5]. Недостаточное внимание к рассматриваемой проблеме побуждает к поиску эффективных средств диагностики сформированности творческих навыков младших школьников средствами игры на народных музыкальных инструментах [6].

Изложение основного материала статьи. Обзор и анализ научных работ Ю.В. Варданян [1], Л.С. Выготского [2], Л.П. Дормидонтовой [3], М.Г. Заббаровой [4], Л.П. Карпушиной [5], П.С. Кобозевой [6], В.Г. Рындак [7] и других позволил

выявить сущность понятия «творчество» относительно младшего школьного возраста. С позиции ученых, творчество - это продуктивная деятельность, ориентированная на самостоятельное приобретение обучающимися новых знаний, способов действий, навыков и их практическое применение в ситуациях неопределенности, проявляющаяся в получении опыта, располагающая объективной или субъективной новизной [1,8].

Целью исследования явилось определение уровня сформированности творческих навыков младших школьников в процессе использования народных музыкальных инструментов; экспериментальная проверка предложенного музыкального материала, методов и приемов, творческих заданий, способствующих активизации детского музыкального творчества.

Задачи изыскания: 1) выявить степень творческих проявлений при использовании народных музыкальных инструментов; 2) установить методическую значимость, цель и задачи предложенных творческих заданий; 3) провести экспериментальное исследование с целью проверки педагогической целенаправленности и эффективности предложенных творческих заданий с использованием инструментального музицирования на уроке музыки.

Основной путь решения поставленных задач - создание поисковых ситуаций и выполнение творческих заданий, последовательно усложняющихся.

В соответствии с поставленными задачами применялись такие методы исследования, как изучение и анализ литературы по теории и методике использования народных музыкальных инструментов в практике школы; анализ результатов творческой деятельности детей; педагогический эксперимент на базе средней общеобразовательной школы - комплекса № 8 г.о. Саранск Республики Мордовия. В экспериментальной работе приняли участие 63 обучающихся начальной школы (третий класс). Период проведения - с сентября 2022 года по март 2023 года.

В процессе педагогического эксперимента за детьми было организовано длительное наблюдение. Выяснялись уровень развития навыков творческой деятельности, общее музыкальное развитие, активность, оригинальность продуктов творческой деятельности.

Проверка предложенной системы творческих заданий с использованием инструментального музицирования проходила в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Первый этап (констатирующий) предполагал осуществление наблюдения за действиями младших школьников и анализ результатов проявления творчества.

Второй этап (формирующий) был ориентирован на определение эффективности творческих заданий с использованием народных музыкальных инструментов с целью дальнейшего совершенствования детского творчества.

Третий этап (контрольный) направлен на выявление степени сформированности и развития навыков творческой деятельности с использованием народных музыкальных инструментов.

Представим подробнее описание констатирующего этапа проведенного педагогического эксперимента, который включал три творческих задания.

1 задание. Простучать на ложках ритмический рисунок зайки из сказки «Теремок».

2 задание. Сочинить ритмический аккомпанемент к песне «Во поле береза стояла».

3 задание. Придумать и исполнить звукоподражания с трещоткой.

Перед выполнением представленных заданий учитель познакомил детей с инструментами. Во время проведения предварительной беседы, педагог определил уровень знаний обучающихся о таких инструментах, как ложки, коробочка, трещотка и показал простейшие приемы игры на них. Далее самим детям предлагалось выполнить задания.

Задание 1.

Цель: выявить уровень сформированности навыка импровизации на народном музыкальном инструменте.

Содержание.

Детям было предложено вспомнить начало сказки «Теремок»:

Стоит в поле теремок, теремок.

Он ни низок, ни высок.

Бежал зайка-побегайка:

«Кто-кто в теремочке живет,

Кто-кто в невысоком живет?».

Обучающиеся, получив ложки, по очереди простукивают ритм зайки.

Критериями оценки результатов творческого навыка выступили: три балла - дети с большим желанием и интересом выполняют задание, ритмический рисунок разнообразный, оригинальный, легкий, целиком соответствует характеру и образу; два балла - ритмический рисунок простой, не всегда соответствует характеру, ритму или музыкальному образу; один балл - обучающиеся выполняют задание без особого энтузиазма, не обращают внимание на музыкальный образ и характер произведения, исполнение монотонное и однообразное.

По результатам проведения задания мы пришли к следующим выводам. Учитывая тот факт, что все третьеклассники хорошо знакомы со сказкой «Теремок», трудностей при выполнении первого задания у ребят не возникло. Однако высокий уровень сформированности творческого навыка игры на музыкальном инструменте показали только 22 % испытуемых. Их ритмический рисунок был более оригинальным, соответствовал характеру и образу главного героя; исполнение выразительное. 29 % обучающихся создали более или менее ясный образ. Ритмический рисунок был построен в основном на повторении одних и тех же длительностей. Таким образом, эта импровизация была менее привлекательной для слушателей. Самая многочисленная группа ребят (49 %) проявила низкий уровень творчества. Они не смогли передать образ; исполнение монотонное, не в характере, а ритмический рисунок примитивный. При этом стоит отметить, что многие обучающиеся этой группы музицировали с огромным интересом, даже, несмотря на то, что у них не всегда хорошо получалось.

Задание 2.

Цель: выявить уровень сформированности навыка творческого инструментального музицирования; степень развития ритмического чувства.

Содержание.

Дети исполняют уже знакомую им русскую народную песню «Во поле береза стояла». Сначала все исполняют первый куплет и припев:

Во поле береза стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Лю-ли, лю-ли, стояла,

Лю-ли, лю-ли, стояла.

Ученик подыгрывает хору, импровизируя на коробочке. Затем исполняется второй куплет и припев, под ритмический аккомпанемент другого ребенка. И так до тех пор, пока все обучающиеся не попробуют создать свой аккомпанемент к

Критерии оценки результатов: три балла - младшие школьники с большим желанием и интересом выполняют задание, умеют подчиняться темпу и ритму, их аккомпанемент разнообразный, интересный, исполнение в характере; два балла -ребята умеют подчиняться темпу и ритму, но их аккомпанемент однотипный, неоригинальный; один балл - дети выполняют задание без энтузиазма, не умеют подчиняться темпу и ритму, аккомпанемент примитивный, характер в исполнении отсутствует.

При выполнении второго задания удалось установить, что достаточное количество респондентов (53%) создали отчасти колоритные образы. Однако аккомпанемент припева песни был у всех в основном однотипным. Использовались варианты, наиболее удавшиеся другим одноклассникам. При этом общий темп, ритм и динамика песни были соблюдены. Лишь у 19% младших школьников аккомпанемент получился разнообразным. Каждый ребенок стремился быть оригинальным, не подражал известному и услышанному образцу, копирование игры одноклассников отсутствовало. Дети пытались создать свое - не похожее на предыдущее исполнение произведения. Не смогли сочинить и подчинить свой аккомпанемент мелодии готовой песни 28 % третьеклассников. Они часто сбивались и ошибались в процессе музицирования. Их творческие попытки были менее удачными.

Задание 3.

Цель: выявить уровень сформированности навыка импровизации на простейшем народном музыкальном инструменте.

Содержание.

Младшие школьники придумывают и демонстрируют звукоподражания с трещоткой.

Критериями оценки результатов явились следующие. Три балла: дети с интересом выполняют задание, демонстрируют по 5-7 звукоподражаний разнообразного характера и ритма. Придуманные звукоподражания полностью соответствуют импровизации на музыкальном инструменте. Два балла: продемонстрировано 3-4 звукоподражания, которые не полностью соответствуют импровизации на музыкальном инструменте. Один балл: обучающиеся без особого интереса выполняют задание, ярко выражено несоответствие характера и образа звукоподражания с импровизацией на музыкальном инструменте.

При выполнении последнего задания высокий уровень сформированности навыка передачи музыкального образа при импровизации на музыкальном инструменте был выявлен у 58% респондентов. Эти дети легко придумывали и демонстрировали более пяти звукоподражаний, которые имели разнообразный характер, ритм и четкий образ. Например, такие, как цокот копыт лошади, стук дятла по дереву, скрип двери, треск льда, стрекот кузнечика и т.д. Средний уровень наблюдался у 31% детей. При выполнении задания не все проявили заинтересованность, продемонстрировав только по три или четыре звукоподражания. 11% обучающихся показали низкий уровень. У таких ребят ярко выражено несоответствие характера и образа звукоподражания с импровизацией на музыкальном инструменте. Интерес при выполнении задания отсутствует.

Итак, анализируя полученные результаты, можно отметить, что все младшие школьники достаточно активны и заинтересованы, даже независимо от того, насколько точно и правильно они справляются с предложенными заданиями. Такое проявление энтузиазма связано, вероятно, с тем, что данным видом творчества обучающиеся занимались впервые, хотя с предложенными им народными инструментами (ложки, коробочка, трещотка) хорошо знакомы. Но навыки игры на них развиты пока еще слабо.

Есть несколько ребят, которые в ходе выполнения заданий проявили небольшую заинтересованность. Однако в глазах таких детей было заметно стремление к изучению инструментов, желание импровизировать. В процессе музицирования каждый старался показать результаты как можно лучше. Не проявили особого рвения игры на инструментах в большинстве случаев из-за неуверенности в своих силах, робости, боязни публики, а вовсе не из-за отсутствия интереса и желания.

Негативного отношения к предложенным заданиям у третьеклассников не возникло вообще. Детей удалось заинтересовать. Они достаточно ярко выражали настроение радости в творческом общении с инструментами. Многие ребята воспринимали происходящее как игру, поэтому соответственно, как в любой игре, дети были и серьезными, и деловыми, и увлеченными, что, в свою очередь, отразилось на результатах творческих заданий. Так, максимально высокий уровень творчества младшие школьники проявили в последнем задании (58% испытуемых). Данный факт подтверждает, что детям больше нравится придумывать, создавать, творить и демонстрировать что-то свое, индивидуальное, чем работать с готовым произведением или создавать ритмический рисунок какого-либо заданного образца. В нашем случае - образ зайки из сказки «Теремок».

Выводы. Обзор литературы показал, что проблема развития детского творчества в ходе использования народных музыкальных инструментов до конца не разработана. Особенно ярко выявляется неудовлетворительное состояние данного аспекта в методике музыкального воспитания в начальных классах общеобразовательной школы. Народные музыкальные инструменты помогают ребенку в развитии слуха, чувства ритма, актуализируют восприятие, придают свободу творческим действиям и облегчают музыкальную деятельность. Однако импровизация на народных инструментах достаточно редко включается в музыкальную творческую деятельность в рамках урока.

Проанализировав полученные диагностические результаты, можно отметить, что основная часть младших школьников имеет средний уровень сформированности творческого навыка игры на музыкальных инструментах и степень развития ритмического чувства - 37,7%. Высокий уровень наличествует у 33,0% респондентов. Низкий уровень характерен для 29,3% детей.

Данные исследования показали, что обучающиеся с высоким уровнем сформированности творческого навыка игры на музыкальных инструментах с большим желанием и интересом выполняют задания. Ритмический рисунок отличается необычностью и оригинальностью. При этом он полностью соответствует характеру и образу музыкального произведения. Младшие школьники легко умеют подчиняться темпу и ритму, их аккомпанемент разнообразный, интересный. Дети способны демонстрировать по 5-7 звукоподражаний, соответствующих импровизации на музыкальном инструменте.

Обучающиеся начальных классов с преобладанием среднего уровня сформированности исследуемого творческого навыка, с интересом подходят к выполнению заданий. Их ритмический рисунок простой, не всегда соответствует характеру или музыкальному образу произведения. Несмотря на то, что ребята умеют подчиняться темпу и ритму, их аккомпанемент чаще всего однотипный, неоригинальный. Школьники придумывают по 3-4 звукоподражания, которые иногда не полностью соответствуют импровизации на музыкальном инструменте.

Респонденты с низким уровнем сформированности творческого навыка игры на детских музыкальных инструментах выполняют задания без особого энтузиазма. Они практически не обращают внимание на музыкальный образ произведения. Аккомпанементу свойственен примитивный характер звукоизвлечения. Их исполнение монотонное и однообразное, в котором ярко выражено несоответствие звукоподражания с инструментальной импровизацией. Частота звукоподражаний при этом составляет не более 1-2.

Литература:

1. Варданян, Ю.В. Психология творчества: учебное пособие/ Ю.В.Варданян; Мордовский государственный педагогический институт. - Саранск: РИЦ МГПИ, 2013. - 172 с. - 1 CD-ROM

2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский - Москва: Просвещение, 1987.-93 с.

3. Дидактические средства преодоления неудач в формировании мотивации обучающихся к креативной деятельности / В.Г. Рындак, Г.С. Сайфутдинова, М.В. Козяр // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. - 2022. - Т. 19. - № 2. -С. 169-180

4. Дормидонтова, Л.П. Творческое развитие младших школьников во внеурочной деятельности / Л.П. Дормидонтова, М.Г. Заббарова // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2019. - № 5. - С. 52-57

5. Заббарова, М.Г. Методы формирования творческих способностей младших школьников на уроках технологии / М.Г. Заббарова, Б.С.Лушина // Эпоха науки. - 2022. - № 30. - С. 267-271

6. Карпушина, Л.П. Педагогические аспекты освоения опыта социально-творческой деятельности обучающихся в дополнительном образовании / Л.П. Карпушина, Ю.Н. Соколова, Ю.В. Варданян, C.B. Баранова // Социальное воспитание детей и подростков в дополнительном образовании: монография / под ред. Л.П. Карпушиной, Т.А. Козловой. Саранск, 2021. -С. 47-57

7. Кобозева, И.С. Формирование навыков игры на детских шумовых инструментах у старших дошкольников в ходе кружковой работы / И.С. Кобозева, C.B. Куприянова // Дошкольная педагогика. - 2022. - № 5 (180). - С. 17-18

8. Соколова, Ю.Н. Использование продуктивных методов в формировании опыта творческой деятельности у младших школьников во внеурочной работе / Ю.Н. Соколова, Л.П. Карпушина// Гуманитарные науки и образование. - 2022. - Т. 13. -№2(50).-С. 75-80

9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 400807193/ (дата обращения: 15.08.2023)

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры физической подготовки Старостин Вадим Геннадьевич

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования

«Казанский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Казань);

доцент кафедры физической подготовки, кандидат психологических наук Халилуллин Фаиль Фаргатович

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Казанский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Казань)

МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗАХ СИЛОВЫХ

ВЕДОМСТВ

Аннотация. В статье обозначена проблема профессионально-прикладной физической подготовки курсантов вузов МВД России, актуальность которой не снижается в связи с перманентным возрастанием требований к физической форме сотрудника полиции. В научно-теоретическом ракурсе раскрыто понятийно-терминологическое поле профессионально-прикладной физической подготовки будущих полицейских, раскрыты его основные категории. Охарактеризован результативно-целевой компонент профессионально-прикладной физической подготовки курсантов вузов МВД России, обусловленный особенностями предстоящей правоохранительной деятельности. Приводится описание четырёхкомпонентной специальной методики профессионально-прикладной физической подготовки курсантов, получившей наибольшее распространение в вузах МВД России. Обозначена важность применения приемов моделирования правоохранительной деятельности в ходе профессионально-прикладной физической подготовки. Предложена авторская методика самостоятельной профессионально-прикладной физической подготовки курсантов вузов МВД Росси состоящая из подготовительного, рабочего и контрольного этапов.

Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, методика, курсанты вузов МВД России.

Annotation. The article indicates the problem of professional and applied physical training of cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the relevance of which does not decrease due to the permanent increase in the requirements for the physical form of a police officer. In the scientific and theoretical perspective, the topographic and terminological field of professional and applied physical training of future police officers is revealed, its main categories are disclosed. The effective and targeted component of professional and applied physical training of cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs ofRussia was characterized, due to the peculiarities of the upcoming law enforcement activities. A description is given of a four-component special methodology for professional and applied physical training of cadets, which has become most widespread in universities of the Ministry of Internal Affairs ofRussia. The importance of using methods of modeling law enforcement activities in the course of professional and applied physical training is outlined. The author's methodology of independent professional-applied physical training of cadets of universities of the Ministry oflnternal Affairs ofRussia consisting of preparatory, working and control stages is proposed.

Key words: professional and applied physical training, methodology, cadets of universities of the Ministry oflnternal Affairs of Russia.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Введение. Результаты недавних педагогических исследований убедительно подтверждают значение физической подготовки для повышения профессиональной эффективности и боевой готовности сотрудников силовых ведомств, что особенно важно в современных социально-политических условиях [7]. Вместе с тем, обеспечение надлежащей физической подготовки курсантов, обладающих необходимыми знаниями и навыками, в силу различных обстоятельств, представляет важную для вузов МВД России педагогическую задачу, решение которой детерминирует работоспособность и стрессоустойчивость сотрудников полиции, способных к более продолжительному осуществлению оперативных заданий.

Уже давно состоявшаяся органическая интеграция «физической подготовки» в качестве академической дисциплины в учебные программы университета позволяет будущим полицейским приобретать практические навыки и знания, соответствующие их будущей профессиональной деятельности. Однако в связи с перманентными реформами в МВД России реализация процесса общей и прикладной физической подготовки курсантов в вузах постоянно усложняется, предполагая разрешение все новых проблем и противоречий, основными среди которых можно назвать существенный разрыв между низким уровнем довузовской подготовки среди абитуриентов и высокими требованиями к профессионально-прикладной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.