Педагогика
УДК 786.2.071.5-057.874
кандидат педагогических наук, доцент Фурсенко Татьяна Фёдоровна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ
ФОРТЕПИАНО
Аннотация. В статье рассматриваются методы, приёмы и формы формирования творческой активности старших школьников на уроках фортепиано в детской музыкальной школе. Подчёркивается, что творческий процесс обучения игре на инструменте осуществляется с учётом познавательных интересов и потребностей обучающихся, моделируется в зависимости от индивидуальности личности, её творческих способностей, уровня развития технических навыков игры, накопленного исполнительского опыта, тезауруса.
Ключевые слова: формирование, творческая активность, старшие школьники, уроки фортепиано, детская музыкальная школа.
Annotation. The article discusses the methods, techniques and forms of the formation of creative activity in older schoolchildren in piano lessons at a children's music school. It is emphasized that the creative process of learning to play the instrument is carried out taking into account the cognitive interests and needs of students, is modeled depending on the personality of the person, her creative abilities, level of development of technical skills of the game, accumulated performing experience, thesaurus.
Keywords: formation, creative activity, older schoolchildren, piano lessons, children's music school.
Введение. Модернизация системы дополнительного образования требует нового подхода к организации музыкального образования в детских музыкальных школах и школах искусств. В связи с этим возрастает необходимость внедрения в музыкальную практику эффективных методов, приёмов и форм формирования творческой активности старших школьников на уроках фортепиано в ДМШ. Рассмотрим методические основы формирования творческой активности старших школьников на уроках фортепиано в ДМШ.
Изложение основного материала статьи. В работах Л. Выготского, А. Леонтьева, С. Рубинштейна, Б. Теплова освещаются психологические познавательные процессы и качества личности, необходимые для эффективного развития творческой деятельности. С педагогической точки зрения творчество рассматривается в трудах В. Андреева, М. Скребцовой, Л. Столяренко, В. Сухомлинского. Музыкальное творчество как теоретическая проблема и её решение на практике нашло отражение в работах Л. Баренбойма, Б. Брылина, З. Кодая, К. Орфа. Музыкальные концепции учёных направлены на развитие творческой деятельности детей, стимулирование их мышления, художественно-познавательной деятельности.
Музыкантами-педагогами А. Гольденвейзером, К. Игумновым, Г. Коганом, В. Лензиным, Е. Либерманом, Б. Миличем, В. Михелисом, Г. Нейгаузом разработаны теоретические и практические аспекты проблемы обучения игре на фортепиано старших школьников в ДМШ. Осуществлённый нами анализ свидетельствует о том, что недостаточно разработанной остаётся проблема формирования творческой активности старших школьников на уроках фортепиано в ДМШ.
В научной литературе подчёркивается своеобразие творческой деятельности на уроках фортепиано, которое зависит от многих факторов: психологических, личностных качеств, возрастных особенностей школьника, жизненного опыта, умения сосредотачиваться на задании, планировать свою работу, а также от характера взаимоотношений с педагогом. Важно на уроках фортепиано создавать каждому обучающемуся условия для активного самовыражения в творчестве, независимо от его индивидуальных способностей и возможностей.
Эффективность обучения обеспечивается системой методов и средств педагогического воздействия, которые способствуют раскрытию творческого потенциала старших школьников на уроках фортепиано. На каждом занятии моделируется творческий процесс в зависимости от индивидуальности обучающегося, его творческих способностей, уровня развития технических навыков игры на фортепиано, накопленного исполнительского опыта, тезауруса, а также настроения и физического состояния. Огромную роль в формировании творческой активности обучающихся имеют накопленные знания о музыкальном искусстве, жанрах, стилях, о жизни и творчестве различных композиторов, пианистов-исполнителей, полученные в младших и средних классах ДМШ. При использовании учителем на уроках фортепиано разнообразных форм, методов и приёмов обучения музыкальное творчество для старших школьников приобретает личностный характер.
Творческая работа на уроках фортепиано строится с учётом таких видов музыкальной деятельности, как восприятие, исполнительство, сочинение. Задания на свободное оперирование музыкально-слуховыми представлениями в ладу, на осуществление анализа музыкальной формы, средств музыкальной выразительности изучаемого произведения, на развитие навыков самостоятельного переноса знаний из музыкальной области в другой вид искусства позволяют активизировать творческие способности школьников. Важно стимулировать художественно-познавательную активность обучающихся к восприятию и исполнительству, обеспечивать творческую атмосферу на уроках фортепиано для дальнейшего приобретения знаний.
Наряду с творческим методом, целесообразно применять и методы объяснения, рассказа, иллюстрирования музыкального произведения, что позволит помочь обучающимся свободно оперировать теми представлениями, которые они получают на уроках фортепиано. На наш взгляд, чтобы у школьников не исчез интерес к музыке и желание музицировать, необходимо выбрать такой художественный репертуар и приёмы обучения, которые максимально пробудили бы познавательные потребности у старших школьников и вызвали бы у них желание результативной деятельности.
Развитие творческой активности старших школьников тесно связано с раскрепощением их от обязательного заучивания, запоминания, от того, что они должны всегда помнить об определенных правилах игры на фортепиано, которые надо знать и соблюдать. Важно предоставить большую свободу обучающимся
для проявления своего «Я», осуществления пусть небольших, но своих замыслов [1].
Так, например, перед разучиванием аллеманды и менуэта из «Французской сюиты» си минор И. Баха учитель исполняет произведения на фортепиано, а затем предлагает обучающемуся охарактеризовать музыку и рассказать, с какими образами она ассоциируется. Для характеристики музыки можно воспользоваться словарём В. Ражникова. После этого необходимо рассмотреть репродукцию картины Дж. Тьеполо «Менуэт» и поделиться впечатлениями о том, чем созвучна она одному из музыкальных произведений, а затем словесно нарисовать свою картину к музыкальным пьесам «Менуэт» и «Аллеманда». Далее проанализировать темп, динамику, регистры, количество частей произведений, фразировку, познакомить обучающихся с музыкальной темой и с формой. В ходе разбора текста аллеманды и менуэта следует сделать сравнительный анализ особенностей их исполнения, учить текст в медленном темпе, просмотреть видеозапись исполнения этих танцев и проанализировать интонационную природу произведений в соответствии с танцевальными движениями.
Использование на уроке фортепиано приёма «если бы» К. Станиславского [2] позволит расширить ассоциативный фонд у обучающихся, их музыкальный опыт. Особенно велика роль этого приёма при установлении ассоциаций с тембральными красками музыкальных произведений разных жанров, он порождает в творческом воображении образные представления и вызывает поиск новых звуковых исполнительских решений. Например, ученику можно предложить представить звучание клавесина, струнного квартета, симфонического оркестра при игре аллеманды и менуэта из «Французской сюиты» си минор И. Баха и попытаться найти необходимое звучание на фортепиано.
На наш взгляд, для развития мотивационной направленности обучающихся на музыкально-творческую деятельность в ходе работы над произведениями сонатной формы наиболее эффективно проводить разбор и подробный анализ, составить схему частей, проанализировать средства музыкальной выразительности, приёмы звукоизвлечения той или иной фразы, использовать метод показа, попросить обучающихся исполнить свою интерпретацию и выразить собственное отношение к созданному ими художественному образу.
Для формирования эмоционально-ценностного отношения к музыкально-творческой деятельности обучающимся можно предложить выбрать одну из трёх прослушанных пьес («Элегия» С. Рахманинова, «Песнь жаворонка» П. Чайковского, «Юмореска» И. Шамо), которую они хотели бы исполнить, а затем обосновать свой выбор.
В качестве домашнего задания школьники должны самостоятельно ознакомиться с творчеством тех композиторов, чьи произведения они изучали, и подготовить презентацию из репродукций картин, фотографий скульптур и архитектурных сооружений, созвучных пьесе. На уроке обучающиеся демонстрируют собранный материал, сопровождая его исполнением музыкального произведения. В ходе проведения такого рода работы у старших школьников накапливается музыкальный опыт, расширяется музыкальный кругозор.
Для освоения выразительно-смысловых значений музыкальной информации при освоении учебного репертуара следует проводить работу над звуком, интонированием мотивов, фразировкой и динамикой. Только после этого приступать к формированию технических навыков.
Для развития способности накапливать идеи в сфере музыкального творчества, анализировать, сравнивать, обосновывать свои действия в инструментально-исполнительской деятельности необходимо учителю продемонстрировать обучающимся правильный способ исполнения музыкального произведения на инструменте, а затем предоставить школьникам возможность воспроизвести его самостоятельно и прокомментировать получившуюся версию. Интерпретатор должен проникнуться авторским замыслом и чувством, внутренне согласиться с композитором. В процессе освоения идеи произведения музыкант-исполнитель создаёт в воображении свой образ.
На одном из занятий проводилась работа над «Романсом» Р. Глиэра, кантиленного по характеру. После прослушивания произведения обучающаяся определила, что это медленная пьеса, певучего характера, её мелодия развивается свободно и плавно, а отличает её от музыки других жанров колорит мелодии и её гармоническое сопровождение. По сути, сама мелодия - это широко льющаяся лирическая песня, пронизанная ярким жанровым колоритом. При сохранении волнообразной динамики внутри коротких фраз необходимо добиться общего разворота динамической напряжённости к предрепризным тактам. Важно пояснить, что простой ритмический рисунок пьесы не может быть передан лишь элементарной точностью воспроизведения длительностей, а эмоциональное восприятие мелодии должно сосредоточиться на её декламационном образном строе. При работе над второй частью произведения показываем применение педализации в пьесе. В качестве домашнего задания предлагаем продолжить работу над разбором этого произведения.
Творчество школьников связано с самостоятельными действиями, с умением оперировать знаниями, навыками, применять их в ранее неизвестных условиях, в новых видах практики. Оно предполагает непременное условие - отказ от стереотипных представлений.
На уроках фортепиано широко используются такие творческие задания, как чтение с листа, транспонирование, импровизация, подбор по слуху, сочинение.
Для чтения с листа лучше предложить обучающимся несложные небольшие пьесы из репертуара младших классов ДМШ, такие задания активизируют внимание, развивают музыкальный слух, открывают путь к творчеству и самовыражению.
Одним из эффективных приёмов формирования творческой активности школьников является транспонирование. Для транспонирования на м.2. и б.2 мы использовали Этюды К. Черни [4].
Следующее задание направлено на развитие способности выполнять разные виды импровизации в сфере музыки. Обучающимся предлагается сыграть тему главной партии из произведения крупной формы и создать свою ритмическую импровизацию главной партии [5].
Большую помощь в формировании творческой активности у старших школьников оказывает подбор по слуху. Это помогает обучающимся наладить связь между слухом и ориентировкой на клавиатуре. При подборе мелодии по слуху на инструменте желательно, чтобы педагог поддерживал игру обучающегося аккомпанементом. Полезно играть предложенные мелодии в разных регистрах, от любых белых и чёрных клавиш. Это способствует более свободному «общению с клавиатурой», развивает музыкальный слух, образное мышление, превращает занятия на инструменте в увлекательную игру.
Подбор по слуху использовали как один из видов работы для более углубленного изучения музыкальных жанров. Из учебного пособия для музыкальной школы А. Маклыгина «Импровизируем на фортепиано. Фактурные рисунки» [3] на уроке использовались фактурные клише танцевальных жанров. Изучив различные виды ритма и особенности танцевальных жанров (менуэта, вальса, мазурки, польки), обучающиеся сочиняли восьмитактовые мелодии.
Для развития способности создавать музыку, творчески применять теоретические знания даём задание самостоятельно подобрать на фортепиано любимые эстрадные мелодии с гармоническим сопровождением. Такого рода деятельность всегда приносит обучающемуся огромную радость, поэтому преподаватель должен относиться к ней особенно бережно и заботиться о том, чтобы и в дальнейшем сохранять и постоянно включать её элементы в учебный процесс. Кроме того, обучающимся необходимо было исполнить главную партию сонаты (сонатины) из своего учебного репертуара и подобрать к ней аккомпанемент. Для подбора аккомпанемента школьниками использовались различные ладовые аккорды, функциональные обороты, гармонические фигурации.
Следующее творческое задание - сочинение музыкальных образов на поэтические тексты. Его цель -развивать умение у обучающихся сочинять музыкальные образы на сюжеты поэтических текстов. Предлагается два поэтических текста (фрагменты стихотворений А. Пушкина) - «Цветок», «Зимняя дорога». На один из них по выбору обучающийся должен сочинить небольшое музыкальное произведение (пьесу), оформить своё сочинение в нотной записи, а затем исполнить его. В результате выполнения данного задания мы выявили у большинства обучающихся высокий уровень восприятия поэтических образов и умения воплощать их в звучании музыкального инструмента.
К конкурсу на лучшее музыкальное сочинение в качестве домашнего задания обучающимся было предложено сочинить пьесу к картине С. Шишко «Поздняя осень», на выполнение задания было дано три недели, а затем провели конкурс собственных произведений в виде небольшого классного концерта. Школьники продемонстрировали умение художественно-коммуникативного общения, исполнили свои музыкальные произведения эмоционально, проникновенно. По мере накопления музыкального опыта у старших школьников развиваются навыки самостоятельной работы над художественным репертуаром.
Для успешного формирования творческой активности старших школьников на уроках фортепиано, по нашему мнению, необходимо использовать целый комплекс педагогических воздействий, среди них такие как:
1. Отбор художественного репертуара должен быть нацелен на развитие конкретных творческих навыков у того или иного старшего школьника в зависимости от его индивидуальности.
2. Использовать активные формы работы, способствующие созданию на уроке атмосферы творческой активности (импровизация, подбор по слуху, сочинение, читка с листа, транспонирование).
3. В зависимости от видов музыкальной деятельности следует выбирать наиболее эффективные приёмы демонстрации образцов творчества.
4. Каждый урок фортепиано должен быть насыщен творчеством, с постепенным усложнением творческих заданий.
5. Исходя из основной темы занятия, определить рациональные пути внутреннего взаимодействия различных видов музыкальной деятельности на каждом уроке.
Особенно важно в старших классах ДМШ сформировать у школьников умение самостоятельно работать над музыкальным произведением. Осознание рекомендаций педагога при работе над аппликатурой, динамикой, фразировкой, формой, характером звуковедения на уроках фортепиано способствует более продуктивному развитию навыков самостоятельной работы в домашних условиях. Тщательная подготовка домашнего задания, дисциплинированность, усидчивость, многократное повторение «сложных мест», бережное отношение к композиторскому тексту позволят быстрее освоить текст музыкального произведения и проникнуть в художественный образ, тогда и возникнет необходимость передать этот образ собственными силами. В ходе самостоятельных занятий постепенно вырабатывается способность к самоконтролю, который в дальнейшем даст возможность самостоятельно достигать поставленных художественных задач.
Необходимо приучать обучающегося слушать себя во время игры, самостоятельно без помощи педагога разучить несложное произведение и показать свою работу на уроке. Это способствует улучшению качества самостоятельной работы обучающегося.
Важно, чтобы старший школьник накапливал исполнительский опыт перед публикой в любой форме, какая ему доступна: играть знакомым, родным, а также на публичных прослушиваниях и концертах. При этом должна сформироваться ответственность за качество исполнения.
Выводы. Итак, творческая работа на уроках фортепиано в ДМШ должна происходить с учетом всех видов музыкальной деятельности, а также свободного оперирования музыкально-слуховыми представлениями в ладу; владения знаниями об основных принципах музыкальной формы; развития навыка самостоятельного переноса знаний из одной области искусства в другую; прочного усвоения сведений об эмоционально-образной стороне средств музыкальной изобразительности.
Формирование творческой активности старших школьников на уроках фортепиано в ДМШ становится эффективнее с использованием активных методов, приёмов и форм обучения. Начиная творчески работать с музыкальным произведением, обучающийся должен быть подготовлен к самостоятельному практическому его освоению: уметь прочитать нотный текст с листа, овладеть техническими и исполнительскими навыками игры на фортепиано, импровизировать, сочинять.
Литература:
1. Воспитание пианиста в детской музыкальной школе / под ред. Б.Е. Милича. - К.: Мистецтво, 1964. - 220 с.
2. Кристи Г.В. Работа Станиславского в оперном театре / Г.В. Кристи. - М.: Просвещение, 1952. - 250 с.
3. Маклыгин А.Л. Импровизируем на фортепиано. Фактурные рисунки: учеб. пособие для музыкальной школы / А.Л. Маклыгин. - М.: Престо, 1999. Вып. 2. - 32 с.
4. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста в 5-7 классах ДМШ / Б. Милич. - К.: Музична Укра'ша, 1982. - 86 с.
5. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище / А.П. Щапов. - М.: Классика -XXI, 2001. - 176 с.
Педагогика
УДК 371
кандидат педагогических наук Харабаджах Мелия Наримановна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы формирования культуры поведения детей дошкольного возраста. В статье анализируется сущность феномена культуры поведения, обосновывается необходимость формирования основ культуры поведения у детей в период дошкольного детства. В статье рассматриваются основные методы развития морально-нравственных навыков и морального поведения дошкольников как основного фактора формирования их культуры поведения в условиях учреждения дошкольного образования.
Ключевые слова: культура поведения дошкольников, формирование культуры поведения дошкольников, моральное поведение, морально-нравственные качества, поступки, оценка, методы.
Annotation. The article is devoted to the study of the problem of formation of culture of behavior of preschool children. The article analyzes the essence of the phenomenon of culture of behavior, substantiates the need for the formation of the foundations of culture of behavior in children during preschool childhood. The article deals with the main methods of development of moral skills and moral behavior of preschool children as the main factor in the formation of their culture of behavior in the conditions of preschool education.
Keywords: culture of behavior of preschool children, formation of culture of behavior of preschool children, moral behavior, moral qualities, actions, assessment, methods.
Введение. Современные условия развития отечественного социума выдвигают новые требования к организации процесса развития подрастающей личности с самых ранних периодов, которая должна стать самостоятельной, проявлять общественную активность, склонность к саморазвитию, обладать свойствами сознательно относится к себе, стремиться к признанию своей ценности другими, проявлять уважение к окружающим и заслужить его к себе со стороны других. В этой связи перед педагогами и родителями дошкольников возникает потребность в овладении формами, методами и средствами воспитанию культуры поведения детей как базового ценностного качества личности.
Изложение основного материала статьи. Согласно многочисленным психолого-педагогическим исследованиям, дошкольный возраст является наиболее сенситивным для формирования в раннем онтогенезе основ культуры личности и ее ключевых составляющих, таких как культура общения, гигиены, поведения и т.д. Данный период является наиболее благоприятным для решения указанной выше педагогической цели потому, что в его рамках начинают формироваться важные личностные образования, а именно:
- закладываются основы ценностных ориентаций личности;
- возникают первые мировоззренческие представления;
- наблюдается чрезвычайная пластичность психики;
- отмечается высокая эмоциональная восприимчивость;
- появляются такие личностные новообразования, как внутренние этические инстанции;
- формируется самооценка;
- появляется желание быть признанным в кругу сверстников и взрослых.
Вышеназванные характеристики являются определенными базисами, на которых формируются задатки характера и социализации личности маленького представителя общества, его отношение к окружающей действительности, к себе саму, к другим людям. Иными словами, в дошкольный период происходит усвоение ребенком нравственных норм поведения, формирование качеств, которые делают его полноценным человеком.
Детальный анализ психолого-педагогической литературы и реального практического опыта педагогической деятельности учреждений дошкольного образования позволяет утверждать, что формирование культуры поведения у дошкольников в условиях ДОО требует особого подхода педагогов к организации воспитательной работы. Ведь воспитание является одним из главных факторов формирования личности ребенка, благодаря которому реализуется программа его социализации, развиваются естественные индивидуальные задатки и способности.
Говоря о проблеме формирования культуры поведения детей дошкольного возраста, подчеркнем, что культура поведения - это составная часть культуры личности, выступающая внешним проявлением ее духовного богатства и внутреннего мира [2].
По нашему мнению, говоря о феномене культуры личности, невозможно обойти понятие ценностей. На основе теоретического анализа научной литературы можно заключить, что «ценности - это важнейшие компоненты человеческой культуры наряду с нормами и идеалами» [4, с. 294]. В свою очередь, моральные ценности представляю собой определенные идеи и явления, имеющие значимость для человека и общества [3, с. 382].
Морально-нравственная сторона культуры поведения предполагает способность человека при построении взаимоотношений с другими проявлять свои чувства социально допустимыми средствами, иными словами, проявлять навыки морального поведения личности.
По мнению В.С. Малахова, моральное поведение в науке рассматривается в широком и узком пониманиях. В широком смысле, поведение является моральным, если согласуется с требованиями морали, ее нормами и ценностями. В узком смысле, собственно моральным является только то поведение, которое основывается на осознанном выборе его субъектом и нацелено на активное утверждение определенных моральных ценностей [6].
Обобщая сказанное, уточним, что моральное поведение необходимо рассматривать как компонент общей культуры поведения личности. В таком случае способность личности в ситуации выбора соблюдать