Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ОПЫТА ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПОСТАНОВКИ МУЗЫКАЛЬНОЙ СКАЗКИ'

ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ОПЫТА ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПОСТАНОВКИ МУЗЫКАЛЬНОЙ СКАЗКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творчество / опыт творческой деятельности / младший школьник / музыкальные сказки / диагностический инструментарий / creativity / creative skills / junior schoolchildren / folk instruments / diagnostic tools

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова Юлия Николаевна, Мамонова Вероника Витальевна

В статье рассматривается проблема формирования опыта творческой деятельности младших школьников, которая на сегодняшний день остается весьма актуальной. Целью данного исследования явилось установление сформированное™ у обучающихся творческого опыта в ходе постановки музыкальной сказки. Авторами предложен соответствующий диагностический инструментарий, включающий критерии, их показатели и уровни, отражающий наличие изучаемой категории у детей и динамику указанного процесса. Проверка целесообразности организации театрально-музыкального представления как особого фактора приобретения ребенком творческого опыта проводились на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 38» г. Саранска и включала три этапа: констатирующий, поисковый (формирующий), контрольный. По итогам диагностики на выявление уровня сформированное™ опыта творческой деятельности у младших школьников были определены три группы испытуемых с высоким, среднем и низким уровнем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соколова Юлия Николаевна, Мамонова Вероника Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the problem of forming the experience of creative activity of younger schoolchildren, which remains very relevant today. The purpose of this study was to establish the students’ level of creative experience during the production of a musical fairy tale. The authors proposed appropriate diagnostic tools, including criteria, their indicators and levels, reflecting the presence of the studied category in children and the dynamics of this process. Testing the feasibility of organizing a theatrical and musical performance as a special factor in a child’s acquisition of creative experience was carried out on the basis of the Municipal Educational Institution «Secondary School no. 38» in Saransk and included three stages: ascertaining, searching (formative), and control. Based on the results of diagnostics to identify the level of development of creative activity experience among junior schoolchildren, three groups of subjects with a high, medium and low level were identified.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ОПЫТА ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПОСТАНОВКИ МУЗЫКАЛЬНОЙ СКАЗКИ»

Педагогика

УДК 37.013(045)

кандидат педагогических наук, доцент Соколова Юлия Николаевна

Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева (г. Саранск); бакалавр Мамонова Вероника Витальевна

Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева (г. Саранск)

ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ОПЫТА ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПОСТАНОВКИ МУЗЫКАЛЬНОЙ СКАЗКИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования опыта творческой деятельности младших школьников, которая на сегодняшний день остается весьма актуальной. Целью данного исследования явилось установление сформированности у обучающихся творческого опыта в ходе постановки музыкальной сказки. Авторами предложен соответствующий диагностический инструментарий, включающий критерии, их показатели и уровни, отражающий наличие изучаемой категории у детей и динамику указанного процесса. Проверка целесообразности организации театрально-музыкального представления как особого фактора приобретения ребенком творческого опыта проводились на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 38» г. Саранска и включала три этапа: констатирующий, поисковый (формирующий), контрольный. По итогам диагностики на выявление уровня сформированности опыта творческой деятельности у младших школьников были определены три группы испытуемых с высоким, среднем и низким уровнем.

Ключевые слова: творчество, опыт творческой деятельности, младший школьник, музыкальные сказки, диагностический инструментарий.

Annotation. The article examines the problem of forming the experience of creative activity of younger schoolchildren, which remains very relevant today. The purpose of this study was to establish the students' level of creative experience during the production of a musical fairy tale. The authors proposed appropriate diagnostic tools, including criteria, their indicators and levels, reflecting the presence of the studied category in children and the dynamics of this process. Testing the feasibility of organizing a theatrical and musical performance as a special factor in a child's acquisition of creative experience was carried out on the basis of the Municipal Educational Institution «Secondary School no. 38» in Saransk and included three stages: ascertaining, searching (formative), and control. Based on the results of diagnostics to identify the level of development of creative activity experience among junior schoolchildren, three groups of subjects with a high, medium and low level were identified.

Key words: creativity, creative skills,junior schoolchildren, folk instruments, diagnostic tools.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным

направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Ульяновский государственный педагогический -университет имени И.Н. Ульянова и Мордовский государственный педагогический -университет имени М.Е. Евсевьева) по теме: «Диагностика сформированности опыта творческой деятельности младших школьников»

Введение. Сегодня потребность российского государства и общества в личности, умеющей максимально адаптироваться в динамично изменяющемся мире благодаря эффективному преобразованию собственной деятельности, становится все острее и рассматривается как социальный заказ на создание условий для накопления подрастающим поколением наряду с определенным объемом знаний опыта творческой деятельности [7].

Целенаправленный процесс формирования опыта творческой деятельности важен в младшем школьном возрасте [5]. Как отмечают ведущие психологи (Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.), в данный период у ребенка начинают проявляться умения планировать, подвергать анализу и оценки свои действия. Стремясь к новым «открытиям», дети ориентированы на преодоление возникающих перед ними трудностей. Личностно-активное отношение к действительности обеспечивает наличие инициативности и произвольности творческой деятельности [3; 5].

Постановка музыкальных сказок, как один из видов музыкально-театрализованных представлений, близка возрастным и психологическим особенностям младших школьников [1]. В связи с чем, их использование в рамках начальной школы имеет особое значение в формировании у обучающихся опыта творческой деятельности.

Изложение основного материала статьи. Пониманию категории «опыт творческой деятельности» отведено особое место благодаря работам педагогов прошлого (В.В. Краевкий И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.) и настоящего (Е.А. Кротова, И.А. Неясова, Т.Е. Тлегенова, О.Ю. Ужан и др.).

Анализ научных трудов ученых позволил представить данную дефиницию как новообразование личности, приобретаемое в процессе самостоятельной деятельности, характеризующееся с учетом возрастных возможностей способностью нестереотипного решения поставленных задач путем перекомбинирования имеющихся знаний и способов действий в неопределенной ситуации» [2; 4; 6].

Целью изыскания явилось выявление уровня сформированности у младших школьников опыта творческой деятельности; проведение экспериментальной проверки предложенной методики, направленной на активизацию творческой деятельности детей и приобретение опыта в ходе постановок музыкальных сказок.

Основными методами исследования выступили такие, как рассмотрение литературы по проблеме исследования и методике организации музыкально-театрализованной деятельности обучающихся; анализ уровня сформированности навыков творческой деятельности обучающихся; изучение опыта организации театрально-музыкальных представлений учителей начальных классов; педагогический эксперимент; беседы с педагогами и родителями.

В экспериментальной работе приняли участие 81 обучающийся начальных классов (7 лет) на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 38» г. Саранска. Период проведения - с сентября 2022 года по март 2023 года.

Проверка целесообразности организации театрально-музыкального представления как особого фактора приобретения ребенком творческого опыта проводились в три этапа: констатирующий, поисковый (формирующий), контрольный.

Констатирующий этап эксперимента был ориентирован на выявление уровня сформированности опыта творческой деятельности младших школьников в области песенного и танцевального искусства. Методика исследования соединила наблюдения за детьми, беседы с учителями и анализ результатов предлагаемых заданий.

Этап предполагал проведение двух заданий: 1) сочинение и исполнение песенки мамы-козы; 2) придумывание и пластическое воплощение танца цветка - Розы.

Для установления уровня сформированности навыка песенно-творческой деятельности и навыка драматизации обучающимся было предложено сочинить и исполнить песенку мамы-козы из сказки «Волк и семеро козлят» на соответствующий поэтический текст:

Козлятушки, ребятушки,

Отомкнитеся, отворитеся,

Ваша мама пришла,

Молочка принесла...

Оценка результатов проведенного задания происходила по трем основным критериям: соответствие эмоционально-образному содержанию; оригинальность мелодии и ритмического рисунка; соотношение движений с образной характеристикой персонажа.

Высокий уровень получили 27% младших школьников. Дети с большим желанием и интересом принимали участие в сочинении мелодии. Воспроизводимый напев имеет развитый мелодический и ритмический рисунок, соответствует характеру мамы-козы и интонационно верно окрашен. Движения хорошо соответствуют выбранному образу. Средний уровень наблюдался у 38% испытуемых. Они с интересом восприняли предложение сочинить песенку. Однако их мелодия мало выразительна, движения бедны по отношению к образу. Низкий уровень обнаружен у 35% обучающихся. Такие дети не увлечены процессом сочинительства. Представленная мелодия отличается однообразностью, исполняется в основном на одном звуке, движения скованны и не характеризуют образ героини.

Чтобы определить уровень творческого воображения детей, развития у них навыков танцевального движения, умения чувствовать музыку и двигаться под нее, детям было предложено исполнить танец прекрасного цветка - Розы, самим придумать и с помощью пластики воплотить данный образ. Для музыкального сопровождения была использована пьеса «К дикой розе» из цикла «Американские лесные идиллии» Э.Мак-Доуэла. В середине пьесы остановка (музыка прекращает звучание), это порыв северного ветра «заморозил прекрасную розу». Ребенок застывает в любом придуманном им движении.

Критерии оценки задания: 1) соответствие характеру музыки; 2) оригинальность движений.

По итогам выполнения задания у 18% респондентов прослеживался высокий уровень сформированности изучаемого опыта. Пластические движения детей оригинальны, интересны, разнообразны. Они целиком соответствуют характеру и образу музыки. Средний уровень свойственен 42% обучающихся младших классов. Пластика у них не всегда соответствует характеру и образу музыки, движения однообразны, не отличаются оригинальностью. У 40% детей зафиксирован низкий уровень. Их движения скованны, не соответствуют характеру и образному содержанию музыкального произведения.

Обобщая результаты констатирующего этапа эксперимента, мы пришли к выводу, что 22,5 % испытуемых имеют средний уровень сформированности опыта творческой деятельности, 40,0% - средний уровень, 37,5% - низкий. Не все обучающиеся готовы к импровизации в музыкально-песенном и музыкально-танцевальном творчестве. Им сложно перекомбинировать свои действия, фантазировать, нестандартно подходить к решению поставленных задач.

Проведение формирующего эксперимента было направлено на определение эффективности включения в уроки и кружковую работу театрализованного представления, возможность активизации творческой деятельности младших школьников, приобретение ими соответствующего опыта.

Так, в ходе основного этапа опытно-экспериментальной работы обучающимся была предложена постановка музыкальной сказки «Заюшкина избушка» (составители Е.В. Горбина, М.В. Михайлова).

Методика работы включала в себя:

1. Проведение беседы с целью расширения кругозора детей на тему «Что такое театр?».

2. Чтение музыкальной сказки, проведение «сценических проб актеров», выбор главных героев (солисты).

3. Разучивание музыкального материала.

4. Воплощение образов, постановка сцен, выстраивание линии драматургии представления. Параллельно велась работа с родителями (костюмы, бутафория).

По результатам наблюдения за детьми во время формирующего этапа исследования можно сделать вывод о том, что активность детей, увлеченность, творческие проявления повышались, хотя у всех ребят по-разному. Это наводило на мысль о том, что опыт творческой деятельности у них развиваются достаточно неравномерно и, в основном, индивидуально. Поэтому необходимо усилить индивидуальный подход к каждому ребенку. Однако определенный прогресс наблюдался: пение детей стало более выразительным, соответствовало эмоционально-образному содержанию; движения стали более разнообразными, пластичными, отражающими не только образ, но и характер музыки; чаще стала использоваться мимика.

Контрольный этап опытно-экспериментальной работы заключался в оценки результативности проделанной работы.

Респондентам были предложены для выполнения два задания, которые содержательно были идентичны заданиям, проводимым на констатирующем этапе, и имели схожие критерии оценки полученных результатов. Младшие школьники сочиняли и исполняли песенку Колобка из одноименной сказки и придумывали пластическое воплощение танца Бабочки под музыкальное сопровождение К.Черни «Этюд» № 47 Ор. 599.

Повторная оценка сформированности у обучающихся навыка песенно-творческой деятельности и навыка драматизации позволила установить следующие уровни: высокий - у 35% испытуемых, средний - у 54% детей, низкий - у 11% школьников.

Обобщая результаты, полученные в рамках первого задания, отметим, что все дети были увлечены процессом сочинительства. Ни один ребенок не отказался выполнить задание. Песенная мелодия у большинства младших школьников приобрела соответствующий характер сказочного персонажа, напев стал более выразительным и динамичным в мелодическом плане, ритмический рисунок интересным и разнообразным, движения в основном соответствовали исполняемому образу. Интонации, построенные на одном звуке, у ребят практически отсутствовали. Распространение в песенной импровизации получил мелизматический распев мелодической линии, что не являлось характерным для первоначального этапа эксперимента.

Выполнение второго задания в рамках проведения контрольного этапа эксперимента констатировало три уровня сформированности творческого опыта у младших школьников. Наличие высокого уровня творческого воображения, развития навыков движения в танцевальном творчестве и умения чувствовать музыку наблюдалось у 28% детей, среднего -у 57% первоклассников, низкий - у 15% обучающихся.

По итогам второго задания, можно сказать, что жесты и движения детей стали более выразительны, разнообразны и оригинальны. Пластическое интонирование, как один из способов «проживания» образа Бабочки, соответствовало характеру звучащей музыки. Движения были понятными и осмысленными, они буквально «заражали» эмоциями остальных ребят. Следует подчеркнуть, что обучающиеся не ждали демонстрации готового варианта пластического выражения образа. Они с воодушевлением и энтузиазмом придумывали необычные образы, создавали собственные хореографические композиции.

Таким образом, контрольный диагностический срез показал, что высокий уровень сформированности опыта творческой деятельности свойственен 31,5% младших школьников, средний - 55,5% испытуемых, низкий - 13% детей.

Выводы. Полученные в ходе проведения опытно-экспериментальной работы результаты дают основание заключить, что предлагаемая система занятий дает определенные положительные результаты в формировании опыта творческой

деятельности обучающихся. В уровневых показателях зафиксированы следующие изменения: высокий уровень повысился на 9%; средний - на 15,5%; низкий уровень улучшился на 24,5%.

Несмотря на довольно скромные по времени и содержанию задания, наблюдается устойчивая динамика в совершенствовании у младших школьников ряда навыков творческой деятельности в области песенного и танцевального искусства, приобретение ими соответствующего творческого опыта. Мелодия в напевах стала отличаться оригинальностью, ритмический рисунок разнообразием; в движениях появилась пластика, осмысленность образа, соответствие характеру звучащей музыки.

Мы пришли к выводу, что включение в содержание уроков музыки и кружковую работу такого вида деятельности как постановка музыкальной сказки, оказывает значительное влияние на активизацию самостоятельной творческой деятельности младших школьников, накопление ими творческого опыта.

Литература:

1. Асатрян, О.Ф. Организация развития творческого воображения у старших дошкольников средствами театрального искусства в условиях дополнительного образования // О.Ф. Асатрян, С.И. Васенина, К.В. Кокорева // Проблемы современного педагогического образования. -2020. -№ 66-2. - С. 76-79

2. Величко, Ю.В. Формирование гибких компетенций у обучающихся в процессе художественно-эстетического образования / С.В.Шишкина, Т.А.Шутова// Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №75-3. -С. 95-98

3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л.С.Выготский - Москва: Просвещение, 1987.-93 с.

4. Карпушина, Л.П. Педагогические аспекты освоения опыта социально-творческой деятельности обучающихся в дополнительном образовании / Л.П. Карпушина, Ю.Н. Соколова, Ю.В. Варданян, C.B. Баранова // Социальное воспитание детей и подростков в дополнительном образовании: монография / под ред. Л.П. Карпушиной, Т.А. Козловой. Саранск, 2021. -С. 47-57

5. Неясова, И.А. Особенности формирования опыта творческой деятельности у младших школьников в условиях дополнительного образования / И.А. Неясова, Ю.Н. Соколова// Гуманитарные науки и образование. - 2017. - №4 (32). -С. 45-51

6. Соколова, Ю.Н. Использование продуктивных методов в формировании опыта творческой деятельности у младших школьников во внеурочной работе / Ю.Н.Соколова, Л.П.Карпушина// Гуманитарные науки и образование. -2022. - Т.13. - № 2 (50). - С. 75-80

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 400807193/ (дата обращения: 15.08.2023).

Педагогика

УДК 37.013(045)

кандидат педагогических наук, доцент Соколова Юлия Николаевна

Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева (г. Саранск)

ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ТВОРЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ

ОСВОЕНИЯ НАРОДНОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ

Аннотация. В статье актуализируется проблема формирования творческих навыков в ходе освоения народного инструментария. Целью исследования является выявление сформированности творческих навыков младших школьников в процессе использования народных музыкальных инструментов. Для достижения поставленной цели были разработаны критерии, показатели и уровни сформированности у младших школьников представленной дефиниции. Подобранный диагностический инструментарий отражает специфику изучения уровня сформированности творческих навыков младших школьников в ходе освоения народного инструментария. Основными методами исследования выступили изучение и анализ литературы по теории и методике использования народных музыкальных инструментов в практике школы; анализ результатов творческой деятельности детей; педагогический эксперимент.

Ключевые слова: творчество, творческие навыки, младший школьник, народные инструменты, диагностический инструментарий.

Annotation. The article updates the problem of developing creative skills in the course of mastering folk instruments. The purpose of the study is to identify the development of creative skills of junior schoolchildren in the process of using folk musical instruments. To achieve this goal, criteria, indicators and levels of development of the presented definition among junior schoolchildren were developed. The selected diagnostic tools reflect the specifics of studying the level of formation of creative skills of junior schoolchildren in the course of mastering folk instruments. The main research methods were the study and analysis of literature on the theory and methodology of using folk musical instruments in school practice; analysis of the results of children's creative activity; pedagogical experiment.

Key words: creativity, creative skills,junior schoolchildren, folk instruments, diagnostic tools.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным

направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Ульяновский государственный педагогический -университет имени И.Н. Ульянова и Мордовский государственный педагогический -университет имени М.Е. Евсевьева) по теме: «Диагностика сформированности опыта творческой деятельности младших школьников»

Введение. Современному обществу необходимы люди, обладающие независимостью и пластичностью мышления, способные творчески подходить к решению возникающих проблем. В связи с этим одной из важнейших задач российского образования, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, является обеспечение роста творческого потенциала обучающихся уже на начальной ступени его получения [9].

Большими возможностями в данном направлении обладает детское музыкальное творчество с использованием народных музыкальных инструментов [5]. Недостаточное внимание к рассматриваемой проблеме побуждает к поиску эффективных средств диагностики сформированности творческих навыков младших школьников средствами игры на народных музыкальных инструментах [6].

Изложение основного материала статьи. Обзор и анализ научных работ Ю.В. Варданян [1], Л.С. Выготского [2], Л.П. Дормидонтовой [3], М.Г. Заббаровой [4], Л.П. Карпушиной [5], П.С. Кобозевой [6], В.Г. Рындак [7] и других позволил

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.