Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
младший школьник / диагностика / здоровье / здоровый образ жизни / внеурочная деятельность / younger schoolchildren / diagnostics / health / healthy lifestyle / extracurricular activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожурова Алина Алексеевна, Халикова Валерия Олеговна

В статье рассмотрена проблема процесса формирования основ здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности во 2 классе. Цель статьи: разработка занятий по формированию основ здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности. Дается описание наблюдения актуального состояния здоровья и уровня сформированное™ основ здорового образа жизни младших школьников. В связи с фрагментарным использованием возможностей внеурочной деятельности, т.е. частичным использованием, как средства формирования здоровья и здорового образа жизни детей, было видно, что не все учащиеся имеют представление о своем здоровье как о ценности, которую необходимо оберегать, и предпринимать активные действия, чтобы его сохранить и укрепить. Данные диагностики являются основанием для разработки серии внеурочных занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the problem of the process of forming the foundations of a healthy lifestyle of younger schoolchildren in extracurricular activities in the 2nd grade. The purpose of the article: the development of classes on the formation of the foundations of a healthy lifestyle for younger schoolchildren in extracurricular activities. The description of the observation of the current state of health and the level of formation of the foundations of a healthy lifestyle of younger schoolchildren is given. In connection with the fragmentary use of extracurricular activities, i.e. partial use, as a means of shaping the health and healthy lifestyle of children, it was clear that not all students have an idea of their health as a value that needs to be protected, and take active actions to preserve and strengthen it. These diagnostics are the basis for the development of a series of extracurricular activities.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Педагогика

УДК 37.01

кандидат педагогических наук, доцент Кожурова Алина Алексеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студент Халикова Валерия Олеговна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассмотрена проблема процесса формирования основ здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности во 2 классе. Цель статьи: разработка занятий по формированию основ здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности. Дается описание наблюдения актуального состояния здоровья и уровня сформированности основ здорового образа жизни младших школьников. В связи с фрагментарным использованием возможностей внеурочной деятельности, т.е. частичным использованием, как средства формирования здоровья и здорового образа жизни детей, было видно, что не все учащиеся имеют представление о своем здоровье как о ценности, которую необходимо оберегать, и предпринимать активные действия, чтобы его сохранить и укрепить. Данные диагностики являются основанием для разработки серии внеурочных занятий.

Ключевые слова: младший школьник, диагностика, здоровье, здоровый образ жизни, внеурочная деятельность.

Annotation. The article considers the problem of the process of forming the foundations of a healthy lifestyle of younger schoolchildren in extracurricular activities in the 2nd grade. The purpose of the article: the development of classes on the formation of the foundations of a healthy lifestyle for younger schoolchildren in extracurricular activities. The description of the observation of the current state of health and the level of formation of the foundations of a healthy lifestyle of younger schoolchildren is given. In connection with the fragmentary use of extracurricular activities, i.e. partial use, as a means of shaping the health and healthy lifestyle of children, it was clear that not all students have an idea of their health as a value that needs to be protected, and take active actions to preserve and strengthen it. These diagnostics are the basis for the development of a series of extracurricular activities.

Key words: younger schoolchildren, diagnostics, health, healthy lifestyle, extracurricular activities.

Введение. Ключевыми характеристиками здорового образа жизни являются сбалансированное питание, физическая активность, достаточный отдых и сон, отсутствие вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотиков), а также ментальное здоровье, включающее в себя эмоциональную стабильность, социальную поддержку и жизненную целеустремленность.

Кроме того, уровень здоровья человека зависит от окружающей среды и наличия доступа к медицинской помощи. Поэтому для создания условий для здоровой жизни необходима работа на уровне государственной политики: создание зеленых зон, улучшение экологии, развитие медицинской инфраструктуры и доступности медицинских услуг, поддержка и развитие спортивной инфраструктуры и пр.

Все эти аспекты образа жизни должны быть включены в образ жизни каждого человека, чтобы сохранять и улучшать свое здоровье, повышать качество жизни и увеличивать продолжительность жизни.

По мнению профессора, члена-корреспондента Международной академии педагогических наук Э.Н. Вайнера, «понятие «Образ жизни» нужно определять как «способ жизнедеятельности человека, которого он придерживается в повседневной жизни благодаря социальным, культурным, материальным и профессиональным обстоятельствам», и что «человек благодаря полученным им знаниям и жизненных установок самостоятельно выбирает себе образ жизни с учетом всех условий» [1].

Советский и российский специалист в области социальной гигиены Ю.П. Лисицын делит здоровый образ жизни на четыре категории: «экономическая - уровень жизни, социологическая - качество жизни, социально-экономическая - уклад жизни и социально-психологическая - стиль жизни. Если первые две категории равны, то здоровье людей в большой степени зависит от уклада и стиля жизни, который в большой степени обусловлены историческими традициями, которые закрепились в сознании людей» [3].

Методологической основой исследования являются труды в сфере изучения основ здорового образа жизни: Богданова О.С., Греева Л.П., Зайцева Г.К., Матвеева А.П., Сердюковской Г.Н. и др., а во внеурочной деятельности: Т.Е. Виленской, Д.В. Григорьева, П.В. Степанова, И.Е. Фроловой и др. [2, 5].

Цель исследования: разработка занятий по формированию основ здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Работа проводилась на базе МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №31 (с углубленным изучением отдельных предметов)» г. Якутска. В исследовании участвовали обучающиеся 2 класса в количестве 28 детей.

Первая часть исследования включало проведение диагностики уровня сформированности общей осведомленности культуры здорового и безопасного образа жизни:

1. Тест «Что я знаю о здоровом образе жизни?»;

2. Тест на выявление знаний о безопасном поведении «Что я знаю о правилах безопасности?»;

3. Методика М. Рокича «Иерархия ценностей» [4]. Цель: определить место здоровья в ценностях младших школьников;

4. Беседа «Почему нужно быть здоровым? Как сохранить и укрепить наше здоровье? Зачем нам знания о правилах безопасности?».

Проанализируем результаты. В ходе использования теста «Что я знаю о здоровом образе жизни?» были зафиксированы следующие данные (табл. 1).

Таблица 1

Распределение уровней знаний и представлений младших школьников о здоровом образе жизни

Высокий Средний Низкий

18% (8) 53% (15) 29% (5)

5 детей (29%) имели низкий уровень знаний о здоровом образе жизни и нуждаются в дополнительном обучении и разъяснениях на данную тему. В целом, результаты показывают, что профилактическая работа в области здорового образа жизни необходима и должна быть более систематической и целенаправленной.

Таблица 2

Распределение уровней знаний детей о безопасном поведении в различных условиях жизнедеятельности

Высокий Средний Низкий

18% (5) 57% (16) 25% (7)

В целом, ученики имеют базовые знания по безопасности, но нуждаются в более детальном и систематическом изучении этой важной темы. Однако, высокий уровень знаний у 18% учеников говорит о том, что профилактическая работа и обучение в данной области имеет положительные результаты и следует продолжать с целью повышения уровня безопасности в жизни учащихся.

Результаты определения места здоровья в ценностях младших школьников (М. Рокич «Иерархия ценностей») представлены в таблице 3.

Таблица 3

Распределение уровней по результатам определения места здоровья в ценностях младших школьников

Высокий Средний Низкий

86% (24) 7% (2) 7% (2)

Результаты оказались следующие: 24 учащихся (86%) показали высокий уровень, то есть в иерархии ценностей здоровье стоит на главном месте. У 2 учащихся (7%) здоровье стоит на втором месте, и у 2 учащихся (7%) здоровье оказалось на последнем месте.

В ходе беседы «Почему нужно быть здоровым?» учащиеся сделали вывод, что здоровье влияет на продолжительность жизни человека «если человек здоровый, он долго живет, а кто болеет - рано умирает».

Исходя из ответов учеников, можно сделать вывод, что спорт является наиболее распространенным способом сохранения здоровья у детей данной возрастной группы. Однако, низкий процент учащихся, которые заявили о том, что их родители обсуждают с ними темы здорового образа жизни, указывает на то, что родители могут быть не достаточно вовлечены в процесс формирования здорового образа жизни своих детей. Кроме того, некоторые ученики отметили, что занимаются спортом вместе с родителями, что указывает на значительную роль семьи в формировании привычек, связанных с здоровым образом жизни. Поэтому важно внимательнее изучить взаимодействие родителей и детей на эту тему, а также организовать более активные мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни, с целью повышения эффективности профилактической работы в школе и формирования у детей ценностей, связанных со здоровьем.

Вместе с тем, чтобы более подробно узнать о состоянии здоровья учащихся 2 класса, провели анализ паспорта здоровья класса, наблюдали в течении исследования, провели исследование о числе болеющих и сделали следующие выводы:

- из 28 учащихся с плохим зрением 13 учащихся, т.е. 46% всего класса;

-у 8 учащихся выявлен сколиоз позвоночника;

-у 11 учащихся присутствует плоскостопие;

- у одного учащегося первая стадия ожирения, наблюдается вес на 20% выше нормы и так далее.

Таблица 4

Анализ числа болеющих учащихся за определенный период

Период исследования Количество учащихся 2 кл. Число болеющих детей за весь период Число не болеющих детей

01.04.202303.05.2023 28 1-2 раза за период 3-4 раза за период 5 раз за период 16 (57%)

6 4 2

Можно сделать вывод, что за период с 01.04.23 по 03.05.23 из 28 учащихся, 12 учащихся пропустили обучение в связи с заболеванием, а это 36% от всего класса.

Резюмируя вышеуказанное, в связи с фрагментарным использованием возможностей внеурочной деятельности, т.е. частичным использованием или вовсе ее отсутствие, как средства формирования здоровья и здорового образа жизни детей, мы видим, что не все учащиеся имеют представление о своем здоровье как о ценности, которую необходимо оберегать, и предпринимать активные действия, чтобы его сохранить и укрепить.

Исходя из этой проблемы мы решили сделать серию внеурочных занятий и показать их разнообразие. Примерный план работы представлен в таблице 5.

Таблица 5

Примерный план работы

Дата проведения Тема занятия Вид деятельности Задачи

1 10.01.2023 «Что значит здоровый образ жизни?» Беседа, просмотр кинофильма Познакомить с предметом, дать понятие «здоровый образ жизни».

2 24.01.2023 «Разговоры о правильном питании?» Дискуссия Обсуждение с учащимися правильного питания для поддержания здоровья и повышения работоспособности организма. Можно описать, какие продукты содержат необходимые элементы для улучшения физической формы и силы.

3 26.02.2023 «Аккуратность и опрятность» Презентация Как вести себя в столовой, кафе, ресторане.

4 31.02.2023 «Движение - жизнь!» Соревнования «Игры Боотуров» (с учителем физкультуры) Укреплять физическое состояние детей. Осуществлять пропаганду физической культуры и спорта.

5 02.02.2023 «Гимнастика для мозга» Пальчиковая гимнастика Познакомить с новым видом деятельности, рассказать о пользе и внедрить в повседневную жизнь.

6 07.02.2023 «Дорога, ее элементы и правила поведения на ней» Беседа, игра Ознакомить с правилами поведения на дороге, дать понять значимость данных знаний.

7 09.02.2023 «Рецепты здорового образа жизни» Викторина Формировать представления и навыки о личной гигиене, правилах питания, спорте, правилах дорожного движения, правила безопасности.

8 28.03.2023 «Правила пассажира в автобусе» Беседа Ознакомить с правилами пассажиров автобуса.

9 02.03.2023 «Светофор» Игра, беседа Познакомить с сигналами светофора. Действия движения по сигналам.

10 07.03.2023 «Один дома» Беседа, презентация. Стихи, загадки, кроссворд Игры «Инопланетянин», «Знайка». Инсценировки, разыгрывание ситуаций.

11 09.03.2023 Осанка - стройная спина! Презентация, Элементы ритмики, подвижные игры, упражнения.

12 14.03.2023 «Культура поведения. Этика. Этикет» Беседа Познакомить с навыками правильного поведения.

13 23.03.2023 «Опасные незнакомцы» Приемы, презентация Формирование знаний и умений о правилах безопасного поведения с незнакомцами.

14 28.03.2023 «А у нас дома газ. Правила пользования газом в быту» Беседа. Презентация Научить учащихся правильно и безопасно пользоваться газом в быту.

15 30.03.2023 «Бытовые приборы в квартире» Беседа. Презентация Представление понятий «бытовые предметы в квартире», «безопасность бытовых приборов», «причины опасных ситуаций в доме».

16 04.04.2023 «Безопасность на природе и в парке» Беседа. Презентация Формирование знаний у учащихся о правилах безопасного поведение на природе (в лесу, парке).

17 06.04.2023 «Музей физической культуры и спорта Якутии» Посещение музея Формирование у учащихся представлений, о роли спорта в укреплении собственного здоровья, и чувства гордости за своих земляков-спортсменов, желание брать с них пример.

18 11.04.2023 «Наши глаза» Беседа Познакомить с органами зрения, провести гимнастика для глаз. Формировать бережное отношение к зрению.

19 13.04.2023 «Чтобы зубы были здоровыми» Беседа, упражнения Формировать бережное отношение к зубам. Гигиена и уход полости рта.

20 20.04.2023 «Польза прогулок на свежем воздухе» Прогулка во дворе школы Формировать представления о пользе прогулок для организма, их важной ролью в режиме дня.

21 25.04.2023 «Проектная работа» «Мой любимый вид спорта» Формировать представление о различных видах спорта, их пользе.

Таким образом, сформировались знания о человеческом организме, о функциях его частей; о болезнях, их вреде, о необходимости их профилактики; знания о зависимости здоровья и здорового образа жизни от состояния окружающей

среды. Также важно организовывать мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни и состояния окружающей среды, такие как экскурсии в парки и на природу, конкурсы и соревнования по спортивным играм и эстафетам, мастер-классы по здоровому питанию, общение с врачами и другими специалистами в области здоровья. Также важно привлечь родителей к таким мероприятиям, чтобы они были вовлечены в процесс формирования основ здорового образа жизни своих детей.

Выводы. В целом, формирование здорового образа жизни у младших школьников является одним из важных задач, стоящих перед современной школой. Результативное воздействие достигается при вовлечении учащихся в различные формы работы, а также при активном взаимодействии учителя, родителей и специалистов в области здоровья. Родители могут стать полезными помощниками педагогов в реализации занятий и мероприятий, посвященным здоровью и здоровому образу жизни.

Литература:

1. Вайнер, Э.Н. Валеология: Учебник для вузов / Э.Н. Вайнер. - Москва: Наука, 2001. -416 с.

2. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - Москва: Просвещение, 2010. -223 с.

3. Лисицын, Ю.П. Образ жизни и здоровье населения / Ю.П. Лисицин. - Москва: Просвещение, 2003. - 139 с.

4. Психологические тесты для профессионалов / [Н.Ф. Гребень]; по ред. Н.Ф. Гребень. - Минск: Соврем. Шк., 2007.-496 с.

5. Фролова, И.Е. Формирование потребности младших школьников в здоровом образе жизни через уроки и внеурочную деятельность: сайт. - URL: http://conseducenter.ru/index.php/pedagogchtenya/lll-2mos/292-frolova-levina (дата обращения: 28.04.2023)

Педагогика

УДК 78:373.3(045)

кандидат исторических наук, доцент Козлова Тамара Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); доктор педагогических наук, профессор Карпушина Лариса Павловна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПЕСЕННОГО НАРОДНОГО МНОГОГОЛОСИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Аннотация. В статье актуализируется проблема формирования навыков песенного народного многоголосия у младших школьников в поликультурной образовательной среде. На основании анализа научной, научно-методической литературы рассматриваются методы и этапы обучения детей народному многоголосному пению.

Ключевые слова: поликультурная образовательная среда, навыки, песенное народное многоголосие, младшие школьники.

Annotation. The article actualizes the problem of forming the skills of folk song polyphony among younger schoolchildren in a multicultural educational environment. Based on the analysis of scientific, scientific and methodological literature, the methods and stages of teaching children folk polyphonic singing are considered.

Key words: multicultural educational environment, skills, folk song polyphony,junior schoolchildren.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным

направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет имениМ. Акмулы» и «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева») по теме: «Формирование вокально-хоровых навыков у обучающихся в поликультурной образовательной среде»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Введение. В настоящее время приобщение подрастающего поколения «к культурам народов региона, России и мира будет способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма, исторической памяти, толерантности, формированию готовности к межкультурному и межэтническому взаимодействию и сотрудничеству» [4, С. 6]. Большую роль в этом процессе играет организация поликультурой образовательной среды, которая представляет собой «совокупность условий, возможностей обучения, воспитания, развития и социализации личности, специально организованное социально-культурное окружение образовательного учреждения, в котором происходит становление детей и подростков как граждан России, представителей определенного этноса и членов мирового сообщества» [3, С. 173]. Одним из условий организации поликультурной образовательной среды является включение в образовательный процесс песенного народного искусства. Приобщение детей к песенному народному искусству является серьезным вкладом в дело эстетического воспитания [11, способствует формированию гражданственности, патриотизма, творческой активности и духовной зрелости подрастающего поколения.

Проблемой формирования навыков песенного народного многоголосия занимались Н.В. Калугина [2], Л.Л. Куприянова [8], Г.М. Науменко [7], Л.В. Шамина [9] и др.

Изложение основного материала статьи. Развитая хоровая традиция - отличительная черта народного песенного многоголосия. Нельзя допускать, чтобы уникальное многоголосье, известное в пределах России, навсегда исчезло с последними носителями аутентичной музыкальной культуры, сельскими певцами. Связующую роль в этом играет общеобразовательная школа. Среди причин, тормозящих процесс воспитания школьников средствами народного музыкального искусства, следует назвать практически полное отсутствие учительских кадров, имеющих специальное образование в области народной музыкальной культуры. Заметны недостатки в профессиональной подготовке некоторых руководителей фольклорных ансамблей, представляющих на ежегодные смотры художественной самодеятельности произведения, позднего стиля народного песенного творчества, сложившиеся под влиянием русской песенной культуры. Между тем в задачи фольклорных коллективов входит выявление специфики народного творчества, приобщение слушателей и исполнителей к народной музыке, отмеченной своеобразием и национальным оттенком. В связи с этим формирование навыков многоголосного народного пения является важнейшей задачей школьного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.