Педагогика
УДК 37.01
кандидат педагогических наук, доцент Кожурова Алина Алексеевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студент Халикова Валерия Олеговна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье рассмотрена проблема процесса формирования основ здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности во 2 классе. Цель статьи: разработка занятий по формированию основ здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности. Дается описание наблюдения актуального состояния здоровья и уровня сформированности основ здорового образа жизни младших школьников. В связи с фрагментарным использованием возможностей внеурочной деятельности, т.е. частичным использованием, как средства формирования здоровья и здорового образа жизни детей, было видно, что не все учащиеся имеют представление о своем здоровье как о ценности, которую необходимо оберегать, и предпринимать активные действия, чтобы его сохранить и укрепить. Данные диагностики являются основанием для разработки серии внеурочных занятий.
Ключевые слова: младший школьник, диагностика, здоровье, здоровый образ жизни, внеурочная деятельность.
Annotation. The article considers the problem of the process of forming the foundations of a healthy lifestyle of younger schoolchildren in extracurricular activities in the 2nd grade. The purpose of the article: the development of classes on the formation of the foundations of a healthy lifestyle for younger schoolchildren in extracurricular activities. The description of the observation of the current state of health and the level of formation of the foundations of a healthy lifestyle of younger schoolchildren is given. In connection with the fragmentary use of extracurricular activities, i.e. partial use, as a means of shaping the health and healthy lifestyle of children, it was clear that not all students have an idea of their health as a value that needs to be protected, and take active actions to preserve and strengthen it. These diagnostics are the basis for the development of a series of extracurricular activities.
Key words: younger schoolchildren, diagnostics, health, healthy lifestyle, extracurricular activities.
Введение. Ключевыми характеристиками здорового образа жизни являются сбалансированное питание, физическая активность, достаточный отдых и сон, отсутствие вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотиков), а также ментальное здоровье, включающее в себя эмоциональную стабильность, социальную поддержку и жизненную целеустремленность.
Кроме того, уровень здоровья человека зависит от окружающей среды и наличия доступа к медицинской помощи. Поэтому для создания условий для здоровой жизни необходима работа на уровне государственной политики: создание зеленых зон, улучшение экологии, развитие медицинской инфраструктуры и доступности медицинских услуг, поддержка и развитие спортивной инфраструктуры и пр.
Все эти аспекты образа жизни должны быть включены в образ жизни каждого человека, чтобы сохранять и улучшать свое здоровье, повышать качество жизни и увеличивать продолжительность жизни.
По мнению профессора, члена-корреспондента Международной академии педагогических наук Э.Н. Вайнера, «понятие «Образ жизни» нужно определять как «способ жизнедеятельности человека, которого он придерживается в повседневной жизни благодаря социальным, культурным, материальным и профессиональным обстоятельствам», и что «человек благодаря полученным им знаниям и жизненных установок самостоятельно выбирает себе образ жизни с учетом всех условий» [1].
Советский и российский специалист в области социальной гигиены Ю.П. Лисицын делит здоровый образ жизни на четыре категории: «экономическая - уровень жизни, социологическая - качество жизни, социально-экономическая - уклад жизни и социально-психологическая - стиль жизни. Если первые две категории равны, то здоровье людей в большой степени зависит от уклада и стиля жизни, который в большой степени обусловлены историческими традициями, которые закрепились в сознании людей» [3].
Методологической основой исследования являются труды в сфере изучения основ здорового образа жизни: Богданова О.С., Греева Л.П., Зайцева Г.К., Матвеева А.П., Сердюковской Г.Н. и др., а во внеурочной деятельности: Т.Е. Виленской, Д.В. Григорьева, П.В. Степанова, И.Е. Фроловой и др. [2, 5].
Цель исследования: разработка занятий по формированию основ здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности.
Изложение основного материала статьи. Работа проводилась на базе МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №31 (с углубленным изучением отдельных предметов)» г. Якутска. В исследовании участвовали обучающиеся 2 класса в количестве 28 детей.
Первая часть исследования включало проведение диагностики уровня сформированности общей осведомленности культуры здорового и безопасного образа жизни:
1. Тест «Что я знаю о здоровом образе жизни?»;
2. Тест на выявление знаний о безопасном поведении «Что я знаю о правилах безопасности?»;
3. Методика М. Рокича «Иерархия ценностей» [4]. Цель: определить место здоровья в ценностях младших школьников;
4. Беседа «Почему нужно быть здоровым? Как сохранить и укрепить наше здоровье? Зачем нам знания о правилах безопасности?».
Проанализируем результаты. В ходе использования теста «Что я знаю о здоровом образе жизни?» были зафиксированы следующие данные (табл. 1).
Таблица 1
Распределение уровней знаний и представлений младших школьников о здоровом образе жизни
Высокий Средний Низкий
18% (8) 53% (15) 29% (5)
5 детей (29%) имели низкий уровень знаний о здоровом образе жизни и нуждаются в дополнительном обучении и разъяснениях на данную тему. В целом, результаты показывают, что профилактическая работа в области здорового образа жизни необходима и должна быть более систематической и целенаправленной.
Таблица 2
Распределение уровней знаний детей о безопасном поведении в различных условиях жизнедеятельности
Высокий Средний Низкий
18% (5) 57% (16) 25% (7)
В целом, ученики имеют базовые знания по безопасности, но нуждаются в более детальном и систематическом изучении этой важной темы. Однако, высокий уровень знаний у 18% учеников говорит о том, что профилактическая работа и обучение в данной области имеет положительные результаты и следует продолжать с целью повышения уровня безопасности в жизни учащихся.
Результаты определения места здоровья в ценностях младших школьников (М. Рокич «Иерархия ценностей») представлены в таблице 3.
Таблица 3
Распределение уровней по результатам определения места здоровья в ценностях младших школьников
Высокий Средний Низкий
86% (24) 7% (2) 7% (2)
Результаты оказались следующие: 24 учащихся (86%) показали высокий уровень, то есть в иерархии ценностей здоровье стоит на главном месте. У 2 учащихся (7%) здоровье стоит на втором месте, и у 2 учащихся (7%) здоровье оказалось на последнем месте.
В ходе беседы «Почему нужно быть здоровым?» учащиеся сделали вывод, что здоровье влияет на продолжительность жизни человека «если человек здоровый, он долго живет, а кто болеет - рано умирает».
Исходя из ответов учеников, можно сделать вывод, что спорт является наиболее распространенным способом сохранения здоровья у детей данной возрастной группы. Однако, низкий процент учащихся, которые заявили о том, что их родители обсуждают с ними темы здорового образа жизни, указывает на то, что родители могут быть не достаточно вовлечены в процесс формирования здорового образа жизни своих детей. Кроме того, некоторые ученики отметили, что занимаются спортом вместе с родителями, что указывает на значительную роль семьи в формировании привычек, связанных с здоровым образом жизни. Поэтому важно внимательнее изучить взаимодействие родителей и детей на эту тему, а также организовать более активные мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни, с целью повышения эффективности профилактической работы в школе и формирования у детей ценностей, связанных со здоровьем.
Вместе с тем, чтобы более подробно узнать о состоянии здоровья учащихся 2 класса, провели анализ паспорта здоровья класса, наблюдали в течении исследования, провели исследование о числе болеющих и сделали следующие выводы:
- из 28 учащихся с плохим зрением 13 учащихся, т.е. 46% всего класса;
-у 8 учащихся выявлен сколиоз позвоночника;
-у 11 учащихся присутствует плоскостопие;
- у одного учащегося первая стадия ожирения, наблюдается вес на 20% выше нормы и так далее.
Таблица 4
Анализ числа болеющих учащихся за определенный период
Период исследования Количество учащихся 2 кл. Число болеющих детей за весь период Число не болеющих детей
01.04.202303.05.2023 28 1-2 раза за период 3-4 раза за период 5 раз за период 16 (57%)
6 4 2
Можно сделать вывод, что за период с 01.04.23 по 03.05.23 из 28 учащихся, 12 учащихся пропустили обучение в связи с заболеванием, а это 36% от всего класса.
Резюмируя вышеуказанное, в связи с фрагментарным использованием возможностей внеурочной деятельности, т.е. частичным использованием или вовсе ее отсутствие, как средства формирования здоровья и здорового образа жизни детей, мы видим, что не все учащиеся имеют представление о своем здоровье как о ценности, которую необходимо оберегать, и предпринимать активные действия, чтобы его сохранить и укрепить.
Исходя из этой проблемы мы решили сделать серию внеурочных занятий и показать их разнообразие. Примерный план работы представлен в таблице 5.
Таблица 5
Примерный план работы
Дата проведения Тема занятия Вид деятельности Задачи
1 10.01.2023 «Что значит здоровый образ жизни?» Беседа, просмотр кинофильма Познакомить с предметом, дать понятие «здоровый образ жизни».
2 24.01.2023 «Разговоры о правильном питании?» Дискуссия Обсуждение с учащимися правильного питания для поддержания здоровья и повышения работоспособности организма. Можно описать, какие продукты содержат необходимые элементы для улучшения физической формы и силы.
3 26.02.2023 «Аккуратность и опрятность» Презентация Как вести себя в столовой, кафе, ресторане.
4 31.02.2023 «Движение - жизнь!» Соревнования «Игры Боотуров» (с учителем физкультуры) Укреплять физическое состояние детей. Осуществлять пропаганду физической культуры и спорта.
5 02.02.2023 «Гимнастика для мозга» Пальчиковая гимнастика Познакомить с новым видом деятельности, рассказать о пользе и внедрить в повседневную жизнь.
6 07.02.2023 «Дорога, ее элементы и правила поведения на ней» Беседа, игра Ознакомить с правилами поведения на дороге, дать понять значимость данных знаний.
7 09.02.2023 «Рецепты здорового образа жизни» Викторина Формировать представления и навыки о личной гигиене, правилах питания, спорте, правилах дорожного движения, правила безопасности.
8 28.03.2023 «Правила пассажира в автобусе» Беседа Ознакомить с правилами пассажиров автобуса.
9 02.03.2023 «Светофор» Игра, беседа Познакомить с сигналами светофора. Действия движения по сигналам.
10 07.03.2023 «Один дома» Беседа, презентация. Стихи, загадки, кроссворд Игры «Инопланетянин», «Знайка». Инсценировки, разыгрывание ситуаций.
11 09.03.2023 Осанка - стройная спина! Презентация, Элементы ритмики, подвижные игры, упражнения.
12 14.03.2023 «Культура поведения. Этика. Этикет» Беседа Познакомить с навыками правильного поведения.
13 23.03.2023 «Опасные незнакомцы» Приемы, презентация Формирование знаний и умений о правилах безопасного поведения с незнакомцами.
14 28.03.2023 «А у нас дома газ. Правила пользования газом в быту» Беседа. Презентация Научить учащихся правильно и безопасно пользоваться газом в быту.
15 30.03.2023 «Бытовые приборы в квартире» Беседа. Презентация Представление понятий «бытовые предметы в квартире», «безопасность бытовых приборов», «причины опасных ситуаций в доме».
16 04.04.2023 «Безопасность на природе и в парке» Беседа. Презентация Формирование знаний у учащихся о правилах безопасного поведение на природе (в лесу, парке).
17 06.04.2023 «Музей физической культуры и спорта Якутии» Посещение музея Формирование у учащихся представлений, о роли спорта в укреплении собственного здоровья, и чувства гордости за своих земляков-спортсменов, желание брать с них пример.
18 11.04.2023 «Наши глаза» Беседа Познакомить с органами зрения, провести гимнастика для глаз. Формировать бережное отношение к зрению.
19 13.04.2023 «Чтобы зубы были здоровыми» Беседа, упражнения Формировать бережное отношение к зубам. Гигиена и уход полости рта.
20 20.04.2023 «Польза прогулок на свежем воздухе» Прогулка во дворе школы Формировать представления о пользе прогулок для организма, их важной ролью в режиме дня.
21 25.04.2023 «Проектная работа» «Мой любимый вид спорта» Формировать представление о различных видах спорта, их пользе.
Таким образом, сформировались знания о человеческом организме, о функциях его частей; о болезнях, их вреде, о необходимости их профилактики; знания о зависимости здоровья и здорового образа жизни от состояния окружающей
среды. Также важно организовывать мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни и состояния окружающей среды, такие как экскурсии в парки и на природу, конкурсы и соревнования по спортивным играм и эстафетам, мастер-классы по здоровому питанию, общение с врачами и другими специалистами в области здоровья. Также важно привлечь родителей к таким мероприятиям, чтобы они были вовлечены в процесс формирования основ здорового образа жизни своих детей.
Выводы. В целом, формирование здорового образа жизни у младших школьников является одним из важных задач, стоящих перед современной школой. Результативное воздействие достигается при вовлечении учащихся в различные формы работы, а также при активном взаимодействии учителя, родителей и специалистов в области здоровья. Родители могут стать полезными помощниками педагогов в реализации занятий и мероприятий, посвященным здоровью и здоровому образу жизни.
Литература:
1. Вайнер, Э.Н. Валеология: Учебник для вузов / Э.Н. Вайнер. - Москва: Наука, 2001. -416 с.
2. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - Москва: Просвещение, 2010. -223 с.
3. Лисицын, Ю.П. Образ жизни и здоровье населения / Ю.П. Лисицин. - Москва: Просвещение, 2003. - 139 с.
4. Психологические тесты для профессионалов / [Н.Ф. Гребень]; по ред. Н.Ф. Гребень. - Минск: Соврем. Шк., 2007.-496 с.
5. Фролова, И.Е. Формирование потребности младших школьников в здоровом образе жизни через уроки и внеурочную деятельность: сайт. - URL: http://conseducenter.ru/index.php/pedagogchtenya/lll-2mos/292-frolova-levina (дата обращения: 28.04.2023)
Педагогика
УДК 78:373.3(045)
кандидат исторических наук, доцент Козлова Тамара Алексеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); доктор педагогических наук, профессор Карпушина Лариса Павловна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПЕСЕННОГО НАРОДНОГО МНОГОГОЛОСИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Аннотация. В статье актуализируется проблема формирования навыков песенного народного многоголосия у младших школьников в поликультурной образовательной среде. На основании анализа научной, научно-методической литературы рассматриваются методы и этапы обучения детей народному многоголосному пению.
Ключевые слова: поликультурная образовательная среда, навыки, песенное народное многоголосие, младшие школьники.
Annotation. The article actualizes the problem of forming the skills of folk song polyphony among younger schoolchildren in a multicultural educational environment. Based on the analysis of scientific, scientific and methodological literature, the methods and stages of teaching children folk polyphonic singing are considered.
Key words: multicultural educational environment, skills, folk song polyphony,junior schoolchildren.
Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным
направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет имениМ. Акмулы» и «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева») по теме: «Формирование вокально-хоровых навыков у обучающихся в поликультурной образовательной среде»
Введение. В настоящее время приобщение подрастающего поколения «к культурам народов региона, России и мира будет способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма, исторической памяти, толерантности, формированию готовности к межкультурному и межэтническому взаимодействию и сотрудничеству» [4, С. 6]. Большую роль в этом процессе играет организация поликультурой образовательной среды, которая представляет собой «совокупность условий, возможностей обучения, воспитания, развития и социализации личности, специально организованное социально-культурное окружение образовательного учреждения, в котором происходит становление детей и подростков как граждан России, представителей определенного этноса и членов мирового сообщества» [3, С. 173]. Одним из условий организации поликультурной образовательной среды является включение в образовательный процесс песенного народного искусства. Приобщение детей к песенному народному искусству является серьезным вкладом в дело эстетического воспитания [11, способствует формированию гражданственности, патриотизма, творческой активности и духовной зрелости подрастающего поколения.
Проблемой формирования навыков песенного народного многоголосия занимались Н.В. Калугина [2], Л.Л. Куприянова [8], Г.М. Науменко [7], Л.В. Шамина [9] и др.
Изложение основного материала статьи. Развитая хоровая традиция - отличительная черта народного песенного многоголосия. Нельзя допускать, чтобы уникальное многоголосье, известное в пределах России, навсегда исчезло с последними носителями аутентичной музыкальной культуры, сельскими певцами. Связующую роль в этом играет общеобразовательная школа. Среди причин, тормозящих процесс воспитания школьников средствами народного музыкального искусства, следует назвать практически полное отсутствие учительских кадров, имеющих специальное образование в области народной музыкальной культуры. Заметны недостатки в профессиональной подготовке некоторых руководителей фольклорных ансамблей, представляющих на ежегодные смотры художественной самодеятельности произведения, позднего стиля народного песенного творчества, сложившиеся под влиянием русской песенной культуры. Между тем в задачи фольклорных коллективов входит выявление специфики народного творчества, приобщение слушателей и исполнителей к народной музыке, отмеченной своеобразием и национальным оттенком. В связи с этим формирование навыков многоголосного народного пения является важнейшей задачей школьного образования.