Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
608
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / HEALTHY LIFESTYLE / PRIMARY SCHOOL AGE / MENTAL RETARDATION / FORMATION / ACTIVITY / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гамаюнова Антонина Николаевна, Маркова Татьяна Павловна

В данной статье рассматривается актуальная проблема формирования основ здорового образа жизни младших школьников с задержкой психического развития в аспекте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Разработана экспериментальная программа внеурочной деятельности по формированию основ здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, отражены позитивные результаты ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гамаюнова Антонина Николаевна, Маркова Татьяна Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE BASIS OF A HEALTHY LIFESTYLE AT YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH A DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT

This article discusses the urgent problem of forming the foundations of a healthy lifestyle for primary schoolchildren with mental retardation in the aspect of the requirements of the Federal State Educational Standard of Primary General Education for students with disabilities. An experimental program of extracurricular activities has been developed to form the foundations of a healthy lifestyle in primary school children with mental retardation, and the positive results of its implementation are reflected.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Педагогика

УДК 376

кандидат педагогических наук, доцент Гамаюнова Антонина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); магистрант факультета психологии и дефектологии Маркова Татьяна Павловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. В данной статье рассматривается актуальная проблема формирования основ здорового образа жизни младших школьников с задержкой психического развития в аспекте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Разработана экспериментальная программа внеурочной деятельности по формированию основ здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, отражены позитивные результаты ее реализации.

Ключевые слова: здоровый образ жизни; младший школьный возраст; задержка психического развития; формирование; деятельность; программа внеурочной деятельности.

Annotation. This article discusses the urgent problem of forming the foundations of a healthy lifestyle for primary schoolchildren with mental retardation in the aspect of the requirements of the Federal State Educational Standard of Primary General Education for students with disabilities. An experimental program of extracurricular activities has been developed to form the foundations of a healthy lifestyle in primary school children with mental retardation, and the positive results of its implementation are reflected.

Keywords: healthy lifestyle; primary school age; mental retardation; formation; activity; extracurricular activities program.

Введение. Одной из категорий детей с ограниченными возможностями здоровья являются дети с задержкой психического развития (ЗПР). Задержка обусловлена очагово-органическим поражением или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, следствием которых является отставание в развитии детей во всех сферах психической деятельности (познавательной, эмоционально-волевой, речевой) к началу школьного возраста (Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, В.И. Лубовский, К.С. Лебединская и др.).

Задачи сохранения здоровья детей и формирование у обучающихся здорового образа жизни (ЗОЖ) рассматриваются в современных условиях как она из приоритетных составляющих стратегии развития образования.

Актуальность проблем формирования основ ЗОЖ младших школьников с ЗПР в условиях интеграции образования обусловлена: а) положениями отечественной валеологии о здоровье как необходимом условии полноценной жизни отдельной личности и общества в целом, и здоровом образе жизни как стиле жизнедеятельности, ориентированном на сохранение, укрепление и восстановление здоровья, необходимого для выполнения человеком личностно и общественно значимых функций (Н.А. Агаджанян, В.П. Казначеев, И.Н. Смирнов, Г.И. Царегородцев, М.А. Якунчев и др.); б) сензитивностью данного возрастного этапа. Заложенные на начальной ступени обучения знания о здоровье, умения и навыки приобщения к компонентам ЗОЖ превращаются в привычку и становятся основой его жизнедеятельности (М.А. Карасева, И.В. Павлов); в) противоречием в необходимости научно-обоснованного содержания и методического обеспечения формирования основ ЗОЖ младших школьников с ЗПР в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и недостаточностью разработанности данной проблемы.

Формами организации здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности обучающихся являются уроки и внеурочные занятия. Нами выбрана форма внеурочной деятельности, т. к. она в большей степени учитывает индивидуальные и возрастные особенности обучающихся, способствует достижению личностных результатов, дает возможность выбора видов деятельности, исходя из интересов и мотивов.

Изложение основного материала статьи. Сущность понятия «здоровье» многогранна и универсальна. Результатом работ многих отечественных и зарубежных ученых разных научных направлений - физиологов, медиков, биологов, психологов, экологов (Н.М. Амосов, Ю.П. Лисицын, И.И. Брехман, Р.И. Айзман, В.Р. Кучма, В.П. Казначеев, B.T. Johnson и др.) - в едином понятии индивидуального здоровья выделены компоненты физического, психического, психологического, духовного здоровья в зависимости от критериев, составляющих основу для его выражения. На состояние здоровья оказывают влияние многие факторы -биологические, природные, экономические, медицинские и др. Здоровье обладает высокой и разносторонней ценностью - биологической, социальной, экономической, эстетической и др., имеющей значение для самого человека и общества в целом. Выделение отдельных компонентов здоровья, его факторов важно при формировании основ ЗОЖ у обучающихся. М.А. Якунчев на основании работ Э.Н. Вайнера, В.П. Казначеева, В.Р. Кучмы дает обобщенное определение понятия «здоровый образ жизни» [14]. Это стиль жизнедеятельности, который соответствует наследственно обусловленным особенностям организма человека, условиям его существования и ориентирован на культуру сохранения, укрепления, восстановления здоровья, необходимого для выполнения человеком личностно и общественно значимых функций. Компонентами ЗОЖ являются: знания об организме человека, его функциях, оптимальный соответствующий возрасту режим двигательной активности; правильно организованное питание, соблюдение требований психогигиены, соблюдение правил личной гигиены, отсутствие вредных привычек и пристрастий, наличие культуры сексуальных отношений, сформированности культуры межличностных отношений, межличностного общения, наличие психологических свойств, позволяющих осознавать свой личностный и социальный статус.

Н.В. Бредихина считает показателем сформированности представлений о ЗОЖ у нормально развивающихся детей самостоятельную деятельность ребенка, направленную на сохранение здоровья,

которая определяется как комплекс самостоятельных, осознанных действий, обеспечивающих сохранное взаимодействие ребенка с миром [2]. Исследования Д.В. Зайцева Г.Л. Слобожаниновой, О.В. Фоминой показали, что у детей с ЗПР трудно формировался взаимосвязанный комплекс знаний о здоровье и здоровом образе жизни, заинтересованность в занятиях оздоровительного характера, но главным у детей является недостаточно осознанное отношение к своему здоровью.

В контексте нашего исследования подробнее остановимся на проблеме формирования основ ЗОЖ младших школьников с ЗПР. В направлениях деятельности по формированию ЗОЖ младших школьников с ЗПР Н.В. Бабкина считает приоритетным психологическое сопровождение детей в условиях образовательной интеграции [1].

В процессе деятельности по формированию ЗОЖ у учащихся начальной школы А.А. Ганичев, Л.Г. Касьянова, И.М. Новикова указывают на необходимость опоры на представления, сформированные у детей в дошкольном возрасте [4, 7, 9]. Педагогическая работа по формированию основ ЗОЖ младших школьников должна быть представлена совокупностью последовательных операций обучения в урочное и внеурочное время, началом которых является предварительная оценка исходных данных об уровне сформированности представлений обучающихся - ориентировочный этап (Е.А. Гончарова [5], Н.Д. Жаринова [6]).

А.Н. Гамаюнова [3], Т.П. Колбасова [8] определяют основы ЗОЖ как совокупность ряда компонентов:

1) когнитивный - набор знаний, осведомленность о здоровье и ЗОЖ, факторах, влияющих на здоровье;

2) мотивационный - стремление личности к сохранению своего здоровья и следованию здорового образа жизни; 3) оценочный - характерное эмоционально-ценностное отношение к здоровью, а также тем факторам, которые способствуют и препятствуют его поддержанию; 4) поведенческий - совокупность поведенческих стереотипов, основывающихся на научно-обоснованных оздоровительных нормах. Все выделенные компоненты образуют общую систему представлений о здоровье и взаимозависимы друг от друга (содержательный этап).

Процессуальный этап работы, направленной на формирование основ ЗОЖ у младших школьников с ЗПР, в литературе представлен исследованиями по алгоритму проведения занятий (Г.Л. Слобожанинова [10]), использованию образовательных технологий (Н.В. Бабкина [1], А.А. Ганичев [4]), принципов обучения (Л.Ф. Тихомирова, Н.М. Бурыкина [11]), обозначением педагогических условий обучения (Т.П. Колбасова [8]) и др.

Анализ требований ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [12] указывает, что в современных условиях необходима существенная перестройка образовательной модели формирования ЗОЖ, в которой акцент должен быть сделан на воспитании ответственности за собственное здоровье и здоровье близких людей, выработке новых осознанных форм поведения, развитии готовности поддерживать свое здоровье. На наш взгляд, практико-ориентированные программы валеологической направленности, реализованные в форме внеклассных занятий, в значительной степени способствуют решению вышеназванных требований.

Экспериментальное исследование формирования основ ЗОЖ младших школьников с ЗПР осуществлялось на базе МКОУ Починковская школа-интернат. В нем приняли участие 15 обучающихся 3 «А» класса с задержкой психического развития. На диагностическом уровне выявлялись особенности исходного уровня сформированности представлений о здоровье и ЗОЖ указанной группы учащихся. В ходе исследования использовался ряд стандартизированных диагностических методик: беседа «Поговорим о здоровье», методика «Незаконченные предложения о здоровье (В.А. Деркунская); рисуночный тест «Здоровье» (Л.Г. Касьянова); методика «Схема наблюдения» (Е.А. Терпугова).

На основе анализа полученных результатов можно сделать вывод, что большинство испытуемых младших школьников с ЗПР (60 %) имеют низкий уровень представлений о ЗОЖ, факторах, влияющих на него, низкую установку на ведение ЗОЖ, либо ее отсутствие, трудности адекватного реагирования на возможные проявления «нездоровых» действий со стороны окружающих, завышенную самооценку собственного здоровья, проявляют неосведомленность в вопросах возможности укрепления здоровья, даже на бытовом уровне. Обучающиеся отождествляют понятие «здоровье» и «здоровый образ жизни» («здоровый образ жизни - это когда у тебя ничего не болит», «здоровый образ жизни - это нужно быть здоровым»). Свое здоровье они считают хорошим и отличным. Дети отмечают, что школьный врач, учитель, родители (у имеющих родителей) заботятся об их здоровье (лечат, когда заболеют, проводят уроки физкультуры, прогулки), но собственного интереса к укреплению и сохранению индивидуального здоровья не проявляют.

У 40 % обучающихся уровень представлений о здоровье и ЗОЖ мы оценили как средний. Они имеют некоторые представления о его компонентах («здоровый образ жизни - это нужно заниматься спортом, правильно питаться, не курить, не употреблять алкоголь»), но свои действия по укреплению и сохранению здоровья не обозначают. Эта группа детей более адекватно оценивает свое здоровье («мое здоровье удовлетворительно, иногда болею, тогда обращаюсь к врачу, родителям).

Режимные моменты в стенах школы регламентированы, ученик привыкает следовать им, но в домашних условиях, как следует из бесед и анкет, дети часто его нарушают.

С учетом полученных диагностических данных нами была разработана и реализована экспериментальная программа внеурочной деятельности «Учусь быть здоровым». Программа в целом была направлена на формирование основ ЗОЖ у младших школьников с ЗПР, а в частности на расширение элементарных представлений о здоровье (когнитивный компонент), повышение мотивированности детей на сохранение и укрепление здоровья (мотивационный компонент), воспитание ценностного отношения к здоровью (оценочный компонент), развитие поведенческих здоровьесберегающих навыков (поведенческий компонент).

Программа реализовалась в течение шести недель. Было проведено 12 занятий, длительностью 30 минут. Они проводились 2 раза в неделю во второй половине дня. Форма организации занятий: подгрупповая (по 6 человек). Структура развивающих занятий включала в себя: организационный момент, приветствие, разминка, основное содержание, прощание. Методической основой развивающего обучения и воспитания являлся личностно-центрированный подход к организации деятельности ребенка со взрослым и со сверстниками.

При проведении развивающей работы по формированию основ ЗОЖ у младших школьников с ЗПР было предусмотрено соблюдение следующих принципов: развивающего образования; сочетание принципа

научной обоснованности и практической применимости; комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; принцип гуманности; принцип индивидуального подхода; принцип системности проводимых мероприятий; принцип доступности и последовательности предлагаемого материала; принцип опоры на наглядность; принцип партнерства; принцип поощрения любых достижений ребенка; принцип положительной оценки деятельности детей.

Содержание программы соответствовало компонентному наполнению понятия «основы здорового образа жизни» и было представлено несколькими модулями: «Мои представления о здоровье и здоровом образе жизни», «Мое стремление к соблюдению здорового образа жизни», «Мое отношение к соблюдению здорового образа жизни», «Мое здоровое поведение».

Учащиеся третьих классов имеют элементарные представления об организме человека, основных органах и системах, их связи с внешней средой. Поэтому смысл понятий «здоровье», «ценность здоровья» целесообразнее связывать с понятиями, знакомыми им.

Так, смысл понятия «здоровье» целесообразно связать с состоянием организма человека, когда у него отсутствуют болезни. В процессе беседы выясняется, что здоровый человек - крепкий физически, бодрый, жизнерадостный, у него хорошее настроение, он успешно учится, хорошо работает и дольше живет. В противопоставление здоровому больной человек - вялый, хмурый, невеселый, ему плохо работается, у него мало друзей и т.д. В процессе диалога учащиеся подводятся к суждению, что здоровье - это не только физическая крепость, внешняя красота, но и внутреннее, душевное, психическое состояние - бодрость, радость, хорошее настроение, т. е. вводятся начала понятия о компонентах здоровья.

Обсуждая народную мудрость, высказанную в пословицах и поговорках, например, как понять пословицу «здоровье дороже богатства», важно подвести учащихся к суждению, что здоровье дороже богатства, потому что оно связано с полноправной жизнью самого человека, его семьи, наконец, государства (если человек здоров - он долго живет, если человек здоров - он хорошо учится и во взрослой жизни будет достаточно зарабатывать; у здоровых родителей - здоровые дети; если в семье все здоровы, то семья дружно живет и т.д.). Государство будет сильнее, если в нем люди заботятся о своем здоровье и ведут здоровый образ жизни). В подтверждении суждений приводились примеры известных долгожителей, успешно занимающихся любимым делом и в пожилом возрасте, причем учащиеся и сами могли назвать таких жителей. Большое значение имеет включение в процессе обучения «идеальных» образов в искусстве - богатырей, героев рассказов, сказок, мультфильмов, картин и т.д.

Уроки здоровья, проводимые в школе известными спортсменами региона, встречи с интересными людьми являются одним из способов формирования сознания при опоре на реально существующие «живые» и конкретные образы людей, олицетворяющих идеал здоровья. Не следует забывать, что познавательный интерес связан со стимулированием эмоций учащихся - удивлением, переживанием, волнением, которые, имея педагогическое значение, помогут формированию ценностного отношения к здоровью.

Психологи предлагают такие методы стимулирования, как создание ситуаций для эмоционально-эстетических и этических переживаний, личностной значимости содержания изучаемого, рефлексии результатов разных видов деятельности здоровьесберегающей направленности. В нашем случае учащиеся с интересом рассматривали изображения разных состояний человека (радость, испуг, печаль, улыбка и др.) из пособия по психологии, интернет-ресурсов и пытались оценить состояние человека по внешнему виду, признаки физического здоровья, внутренние качества. Учащимся давались учебные задания: привести примеры пословиц, поговорок, народных высказываний о здоровье человека и связанных с ним внутренних качествах. Ответить на вопрос, почему песни воспевают красоту, ум, физическую силу человека и др.

В рамках проектной деятельности особое внимание обращалось на предметно-практическую деятельность детей: изготовление книжек-самоделок по темам: «Спорт - здоровый образ жизни», «Уроки Чистомоя», «Таблицы для проверки зрения» и т. п.; рисование знаков безопасности, информационных и других знаков по здоровьесберегающей тематике, рисунков, отражающих правила здорового образа жизни. В ходе выполнения некоторых заданий учащиеся использовали помощь родителей.

В рамках деятельностного подхода при работе с модулем «Мое стремление к соблюдению здорового образа жизни» учащимся давалось задание: изучить режим своей двигательной активности за день (включая утреннюю гимнастику, уроки физического воспитания, физкультминутки, занятия спортом, подвижные игры и т.д.). При необходимости разрабатывались индивидуальные программы повышения двигательной активности.

Применялись игры, содержащие представления о здоровье и ЗОЖ и игровые обучающие ситуации, рассказы и беседы на обучающую тему. Детская литература способствовала развитию познавательного интереса к человеку, его здоровью и ЗОЖ. В качестве иллюстративного материала использовались видеоролики и изображения с тематических сайтов («Здоровая Россия», «Норма жизни», «Здоровый образ жизни. Сайт о Здоровье и долголетии», «Витапортал» и др.), мультипликационные фильмы («Королева зубная щетка», «Мойдодыр» и др.).

В программе были отражены организационно-педагогические условия ее реализации, а именно требования к характеру взаимодействия педагога и воспитанников, формированию в образовательном учреждении здоровьесберегающего пространства, просветительской работе по пропаганде ЗОЖ с детьми и их родителями. Были оформлены информационные уголки для родителей.

В ходе реализации программы ожидалось повышение уровня сформированности компонентного состава основ ЗОЖ у младших школьников с ЗПР.

На завершающем этапе выполнения программы была проверена эффективность ее реализации по итогам наблюдения, бесед с учащимися, письменных ответов на задания: завершить начатое предложение, ответить на вопрос, сообщений родителей и учителей о поведении детей и т. д. Кратко представим полученные результаты. Все учащиеся (15 человек) стали дифференцировать понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» в пределах освоенных ими суждений.

Большинство учащихся заканчивали начатое предложение следующим образом: здоровье - это отсутствие болезней; когда у человека ничего не болит; состояние организма человека, при котором у него нет болезней. Три человека ответили более объемно: это такое состояние организма человека, когда у него отсутствуют болезни, он отличается физической силой, бодростью и красотой.

Здоровый образ жизни, по ответам учащихся, - это соблюдение многих правил (называя при этом от 4-х до 6 компонентов здорового образа жизни). Учащиеся имеют представления о полезных и вредных

привычках, объясняют их влияние на состояние здоровья; понимают значение гигиенических процедур и закаливания для здоровья, знают некоторые способы закаливания; проявляют устойчивый интерес к способам сохранения своего здоровья.

В стремлении соблюдения правил (компонентов) здорового образа жизни дети отмечают отдельные аспекты: буду больше двигаться, меньше играть в телефоне; буду посещать школьную секцию футбола; попрошусь в танцевальную группу; летом в деревне буду больше закаляться на воздухе, купаться, ходить в лес, помогать бабушке и т.д.

Родители отмечали, что дети стали соблюдать правила личной гигиены без особых напоминаний, рассказывать об интересных занятиях, которые были после уроков. Они повторяли понравившиеся упражнения и выполняли домашние задания с интересом, вовлекая членов семьи.

Дальнейшая работа - закрепить приобретенные знания и сформированные умения учащихся, продолжить внеурочную работу по формированию основ ЗОЖ на новой ступени.

Выводы. На основе изучения научно-методической литературы по проблеме исследования, требований ФГОС НОО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по формированию основ ЗОЖ в современных условиях, с опорой на экспериментальные диагностические данные была разработана программа внеурочной деятельности по формированию основ ЗОЖ младших школьников с ЗПР «Учусь быть здоровым». Реализация программы осуществлена на базе МКОУ Починковская школа-интернат в 3 «А» классе, где обучаются дети данной категории.

Целенаправленная коррекционно-развивающая работа с акцентом на личностные установки и мотивы здоровьесберегающей деятельности по укреплению, сохранению и развитию своего здоровья и здоровья близких людей, показали эффективность взятого направления и необходимость внеурочной работы по формированию основ ЗОЖ на начальном уровне общего образования школьников с ЗПР. Мы считаем, что главное педагогическое условие эффективности внеурочной деятельности заключается в характере взаимоотношений педагогов и воспитанников. Это отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной, творческой деятельности педагогов и детей, создающие атмосферу доверия, раскованности, коммуникабельности.

Целесообразна дальнейшая внеурочная работа по формированию основ здорового образа жизни учащихся на последующих образовательных уровнях.

Литература:

1. Бабкина, Н.В. Психологическое сопровождение детей с задержкой психического развития в условиях образовательной интеграции / Н.В. Бабкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. -2012. - № 1. - С. 56-59.

2. Бредихина, Н.В. Ориентации населения на здоровый образ жизни: региональный аспект: автореф. дис. ... канд. соц. наук / Бредихина Наталья Васильевна; Ур. гос. ун-т им. А.М. Горького. - Челябинск, 2006. - 22 с.

3. Гамаюнова, А.Н. Формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни у учащихся с нарушением интеллекта / А.Н. Гамаюнова // Фундаментальные исследования. - 2005. - № 6. - С. 34-35.

4. Ганичев, А.А. Учет представления школьников о здоровом образе жизни в планировании внеклассной работы / А.А. Ганичев // Ярославский педагогический вестник - 2013. - № 1. - Т. II (Психолого-педагогические науки). - С. 27-31.

5. Гончарова, Е.А. Основные методы диагностики физического состояния здоровья школьников / Е.А. Гончарова // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. - 24-1. - С. 92-96.

6. Жаринова, Н.Д. Дети с задержкой психического развития в общеобразовательном классе: монография / Н.Д. Жаринова. - Тюмень: ТОГИРРО, 2011. - 132 с.

7. Касьянова, Л.Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста: дис. ... канд. пед. наук / Касьянова Людмила Геннадьевна; ШГУ. - Шадринск, 2004. - 219 c.

8. Колбасова, Т.П. Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната [Электронный ресурс] / Т.П. Колбасова // Инфоурок. - URL: https://infourok.ru/material.html?mid=81162.

9. Новикова, И.М. Формирование элементарных представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития: монография / И.М. Новикова. - М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. - 167 с.

10. Слобожанинова, Г.Л. Формирование у детей 3-7 лет с задержкой психического развития элементарных представлений о здоровом образе жизни через совместную деятельность / Г.Л. Слобожанинова // Методист. - 2012. - № 9. - С. 34-40.

11. Тихомирова, Л.Ф. Социальное взаимодействие родителей и педагогов в процессе формирования отношения к здоровью и навыков здорового образа жизни у школьников с интеллектуальной недостаточностью / Л.Ф. Тихомирова, Н.М. Бурыкина // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - № 2. - Т. II (Психолого-педагогические науки). - С. 152-158.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М., 2014. - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=175495&fld=134&dst=100001,0&rnd=0.345 26316308602456#0059799206035717534

13. Фомина, О.В. Сформированность представлений по компонентам здорового образа жизни у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью [Электронный ресурс] / О.В. Фомина // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - № 5. - URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/34259.

14. Якунчев, М.А. Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» в контексте культурологического подхода к образованию / М.А. Якунчев, С.П. Голышенков // Здоровьесберегающее образование. - 2013. - № 2(30). - С. 21-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.