Научная статья на тему 'Диагностика развития творческого потенциала китайских студентов-вокалистов в процессе освоения традиционной музыкальной культуры'

Диагностика развития творческого потенциала китайских студентов-вокалистов в процессе освоения традиционной музыкальной культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
педагогическая диагностика / подготовка вокалистов / традиционная музыкальная культура Китая. / pedagogical diagnostics / training of vocalists / traditional musical culture of China.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сюй Вэньхуэй

В статье рассматриваются проблемы организации проведения педагогической диагностики развития творческого потенциала студентов-вокалистов в вузах Китая. Цель исследования – изложение структуры, содержания, методов проведения педагогической диагностики, направленной на изучение динамики развития творческого потенциала студентов-вокалистов в процессе освоения традиционной китайской музыкальной культуры. Научная новизна обусловлена тем, что впервые определены и реализованы методы диагностики, способствующие развитию творческого потенциала китайских студентов-вокалистов, предусматривающие постоянный контроль, корректировку и моделирование необходимой информации, способствующей осмыслению традиционной музыкальной культуры Китая и ее адаптации в образовательной практике педагогического вуза в подготовке учителя музыки. По результатам предложены методики диагностики, которые могут быть использованы на различных этапах музыкально-педагогического образования в учебных заведениях Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnostics of the development of the creative potential of Chinese vocal students in the process of mastering traditional musical culture

The article deals with the problems of organizing the pedagogical diagnostics of the development of the creative potential of students of vocalists in the universities of China. The purpose of the study is to present the structure, content, methods of conducting pedagogical diagnostics, aimed at studying the dynamics of the development of the creative potential of vocal students in the process of mastering traditional Chinese musical culture. The scientific novelty is due to the fact that for the first time diagnostic methods have been identified and implemented that help guide the process of developing the creative potential of Chinese students of vocalists, providing for constant monitoring, adjustment and modeling of the necessary information that contributes to understanding the traditional musical culture of China and its adaptation in the educational practice of a pedagogical university in teacher training. Based on the results, diagnostic methods are proposed that can be used at various stages of musical and pedagogical education in educational institutions in China.

Текст научной работы на тему «Диагностика развития творческого потенциала китайских студентов-вокалистов в процессе освоения традиционной музыкальной культуры»

Diagnostics of the development of the creative potential of Chinese vocal students in the process of mastering traditional musical culture

Xu Wenhui, Postgraduate student, Moscow Pedagogical State University, Moscow

The article deals with the problems of organizing the pedagogical diagnostics of the development of the creative potential of students of vocalists in the universities of China. The purpose of the study is to present the structure, content, methods of conducting pedagogical diagnostics, aimed at studying the dynamics of the development of the creative potential of vocal students in the process of mastering traditional Chinese musical culture. The scientific novelty is due to the fact that for the first time diagnostic methods have been identified and implemented that help guide the process of developing the creative potential of Chinese students of vocalists, providing for constant monitoring, adjustment and modeling of the necessary information that contributes to understanding the traditional musical culture of China and its adaptation in the educational practice of a pedagogical university in teacher training. music. Based on the results, diagnostic methods are proposed that can be used at various stages of musical and pedagogical education in educational institutions in China.

Keywords: pedagogical diagnostics; training of vocalists; traditional musical culture of China.

Цитировать: Сюй Вэньхуэй. Диагностика развития творческого потенциала китайских студентов-вокалистов в процессе освоения традиционной музыкальной культуры // KANT. – 2023. – №3(48). – С. 251-255. EDN: YFLZMJ . DOI: 10.24923/2222-243X.2023-48.43

Сюй Вэньхуэй, аспирантка, Московский педагогический государственный университет, Москва

В статье рассматриваются проблемы организации проведения педагогической диагностики развития творческого потенциала студентов вокалистов в вузах Китая. Цель исследования - изложение структуры, содержания, методов проведения педагогической диагностики, направленной на изучение динамики развития творческого потенциала студентов вокалистов в процессе освоения традиционной китайской музыкальной культуры. Научная новизна обусловлена тем, что впервые определены и реализованы методы диагностики, способствующие развитию творческого потенциала китайских студентов вокалистов, предусматривающие постоянный контроль, корректировку и моделирование необходимой информации, способствующей осмыслению традиционной музыкальной культуры Китая и ее адаптации в образовательной практике педагогического вуза в подготовке учителя музыки. По результатам предложены методики диагностики, которые могут быть использованы на различных этапах музыкально-педагогического образования в учебных заведениях Китая.

Ключевые слова: педагогическая диагностика; подготовка вокалистов; традиционная музыкальная культура Китая.

5.8.2

Сюй Вэньхуэй

Диагностика развития творческого потенциала китайских студентов вокалистов в процессе освоения традиционной музыкальной культуры

Введение

Стратегия современного образования в Китае ориентирована на предоставление обучающимся возможности проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов. Эти позиции соответствуют современным гуманистическим тенденциям развития китайской образовательной системы, ориентированной на развитие личностных возможностей студентов в музыкальном вузе. На первый план выдвигаются цели развития личности, а предметные знания и умения рассматриваются как средства их достижения [5].

Национальные особенности системы образования связаны с китайскими традиционными ценностями, ориентированными на стремление к процветанию, совершенствованию существующих образовательных стандартов. Высшая школа в Китае готовит выпускников к существенным переменам, направленным на творческое преобразование действительности, на развитие творческого потенциала. Сохраняя свою культурную самобытность в китайских университетах присутствует атмосфера новаций и творчества, что определяет цель статьи, которая заключается в теоретическом обосновании и практической разработке диагностики развития творческого потенциала китайских студентов вокалистов при освоении традиционной музыкальной культуры в образовательном процессе вуза. Задачи работы состоят в уточнении понятия «диагностика развития творческий потенциал», его содержание и структура; в выявлении специфических особенностей освоения навыков овладения традиционной музыкальной культуры в педагогическом вузе; в обосновании значимости проведения диагностики для определения векторов развития творческого потенциала китайских студентов вокалистов.

Инновационные процессы в китайских вузах особенно очевидны в подготовке студентов-музыкантов и, в частности, в вокальном образовании. Известно, что обучение вокалистов осуществляется на индивидуальных занятиях, предполагающих непосредственное воздействия на студентов, на развитие их личностных качеств, креативность. Преподаватель в классе вокала имеет возможность выстраивать индивидуальную траекторию развития творческого потенциала студентов вокалистов. Для процесса развития исполнительских навыков и художественно-творческих качеств студентов вокалистов преподаватель должен уметь определить основные направления деятельности своих воспитанников на основе диагностики, способной выявить индивидуальные особенности, интересы и устремления обучаемых. Педагогическая диагностика позволяет отслеживать результаты развития студентов вокалистов на протяжении всего периода обучения в вузе, объективно оценивать и сравнивать текущие и итоговые результаты. При этом были использованы теоретические и эмпирические методы исследования. Теоретическую основу статьи составили исследования, посвященные потенциальной сфере личности в процессе обучения (Б.Г. Ананьев, Т.И. Артемьев, Л.А. Головей, Шень Сян и др.); труды А.Л. Готсдинер, Лу Цзямэй, Р. Тайлер по музыкальной деятельности; работы, связанные с процедурой диагностики студентов-музыкантов (М.М. Дудина, Ингенкамп Карлхайнц, А.В. Морозов, Д.В. Чернилевский, Е.В. Мухачёва, Е. А. Семенюк, Сяньюй Хуан и др.). Практическая значимость статьи состоит в описании и практических рекомендациях по использованию методов диагностики, способствующих руководству процессом развития творческого потенциала китайских студентов вокалистов, предусматривающих постоянный контроль и корректировку необходимой информации, способствующей осмыслению традиционной музыкальной культуры Китая и ее адаптации в образовательной практике педагогического вуза.

Основная часть

Педагогическая диагностика, как вид деятельности, предполагает установление и изучение признаков, свидетельствующих о результатах процесса обучения. Полученные показатели позволяют определять пути развития студентов, корректировать художественно-творческий процесс, совершенствовать качество подготовки специалистов. Результативность педагогической диагностики с учетом психологических исследований стала признаваться в обучении с 1968 года [3]. Обзор литературы свидетельствует, что педагогическая диагностика предполагает: изучение обучаемого, его способностей, интересов на основе приемов, способствующих о получении представлений о субъекте обучения [4]; изучение осуществляемого дидактического процесса [8]; выявление динамики развития обучаемых [11]; целенаправленный и деятельностный характер обучения на основе диагностических процедур [2].

Авторы отмечают тот факт, что достоверная диагностика достигается на основе уровней:

1 уровень – компонентная диагностика, которая обладает низкой практической отдачей, так как рассматривает только отдельные компоненты, которые не могут дать полного представления об изучаемом субъекте.

2 уровень – структурная диагностика определяет взаимосвязь между компонентами рассматриваемого явления и предопределяет возможность получения таких данных, которые способствуют их практическому применению.

3 уровень – системная диагностика, представляющая возможности получить полную картину связей между отдельными компонентами.

Диагностика развития творческого потенциала китайских студентов вокалистов в вузе направлена на исследование целостного процесса подготовки обучаемых, необходимого для их совершенствования. Принципиально значимым представляется классификация педагогической диагностики, включающей следующие ее направления: стратегическую, тактическую и прогностическую [9].

Стратегическая педагогическая диагностика в процессе развития творческого потенциала студентов вокалистов определяет:

– модернизацию процесса обучения и формирование необходимых знаний, умений и навыков;

– направления разработки векторов движения для достижения необходимого результата;

– формы контроля за процессом развития творческого потенциала студентов вокалистов.

Задачами данного этапа педагогической диагностики является: определение критериальных показателей в достижении качественных и количественных целей подготовки студентов вокалистов; вариативность показателей, направленных на диагностику развития указанного качества личности; выявление имеющихся пробелов в деятельности студентов вокалистов; сопоставление достигнутых результатов с требованиями к уровню развития творческого потенциала студентов вокалистов; анализ показателей и корректировка учебного процесса.

Для реализации стратегической педагогической диагностики необходим анализ внешней (анализ востребованности выпускников данной специальности; ситуация в стране; владение необходимыми технологиями, востребованными в отрасли) и внутренней (имеющиеся способности; активность личности; умение сконцентрироваться на поставленных задачах и др.) среды.

Тактическая педагогическая диагностика развития творческого потенциала студентов вокалистов предполагает постоянное изучение и оценку перспективности совершенствования творческого мастерства и непрерывности данной динамики. Такой этап диагностики предоставляет полные данные для практического решения конкретных вокально-художественных задач. Преподаватель вокала имеет возможность постоянно следить за меняющимися условиями развития творческого потенциала, что является важнейшим компонентом успешного профессионального совершенствования.

Прогностическая педагогическая диагностика - важнейшая составляющая профессиональной деятельности преподавателя, направленной не только на понимание происходящих изменений, но и на определение возможностей развития творческого потенциала в дальнейшем.

Для диагностики развития творческого потенциала студентов вокалистов в процессе освоения традиционной музыкальной культуры были разработаны критерии, свидетельствующие о динамике приобретаемых качеств: мотивационно-творческий, вокально-исполнительский, рефлексивно-оценочный.

Мотивационно-творческий критерий необходим для определения состояния потребности студентов вокалистов в активном овладении знаниями в сфере традиционной музыкальной культуры, в области истории становления и развития китайских национальных вокальных школ, искусства мастеров народного пения. Данный критерий отражает мотивацию в придании личностного смысла учебной деятельности, предполагает стремление к постижению теории и практики певческого образования, значения вокальной деятельности для педагогической и исполнительской деятельности.

Вокально-исполнительский критерий при развитии творческого потенциала студентов вокалистов свидетельствует о достижении уровня овладения вокальным искусством, понимании традиций китайского народного певческого искусства в педагогической и исполнительской деятельности обучаемых. Данный критерий обуславливает развитие когнитивной сферы личности студента,

Рефлексивно-оценочный критерий свидетельствует о сформированности таких качеств личности, как способность к осмыслению уровня своего творческого потенциала, динамики развития своих возможностей, о самостоятельности в поиске оптимальных путей развития, умении критически анализировать свою педагогическую и вокально-исполнительскую деятельность.

Педагогическая диагностика базируется на системе принципов, которые обобщают опыт зарубежных вокальных школ и Китая, что позволяет целенаправленно развиваться и осваивать навыки своей будущей профессиональной деятельности, ибо, как указывает Сяньюй Хуан, «становление системы музыкального образования в Китае осуществляется под влиянием зарубежных методик музыкального образования, и, в частности, российской музыкальной школы, формируя при этом собственную уникальную систему» [10, с. 159].

В практике диагностики развития творческого потенциала студентов вокалистов в Китае отмечается значимость следующих принципов:

– принцип интеграции гуманитарной и специальной вокальной подготовки, основанный на взаимодействии предметов историко-культурологического направления, по традиционной китайской музыкальной культуре, вокальному мастерству. Основу межпредметного взаимодействия составляет продуктивное овладение общегуманитарными и специальными дисциплинами (введение в народную музыку; история китайской музыки; теория и история музыки, методика преподавания музыки, постановка голоса, ансамбль и др.). Знания по физиологии и гигиене голоса, строении музыкального произведения, понимание роли и значения системы музыкально-выразительных средств, природы певческого звукообразования, дыхания, связи музыки и слова, артикуляции, способствуют развитию творческого потенциала;

– принцип системности, целостности и последовательности предполагает постепенное усложнение учебных задач, при этом системность понимается как «четкое определение и единство всех ее структурных компонентов на основе выработанной стратегии; при отборе содержания творческой деятельности будет учитываться ее вариативность, проблемность, личная значимость для учащихся, эмоциональная привлекательность; будет обеспечен динамизм развития творческого потенциала на основе поэтапного усложнения творческой деятельности» [1, с. 14];

– принцип индивидуализации и дифференциации предполагает учет личностных качеств обучающихся, ориентацию на запросы студентов вокалистов, их интересы, музыкальность, интеллект и пр.;

– принцип креативности, способствующей развитию оригинальности мышления, стремления к самосовершенствованию, воображению, творческой активности, так как «критерием творчества является не качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность» [6, с. 60].

В процессе обучения студентов-вокалистов учитываются принципы и методы диагностики, сложившиеся в европейской музыкальной науке, ибо «становление системы музыкального образования в Китае осуществляется под влиянием зарубежных методик музыкального образования, и, в частности, российской музыкальной школы, формируя при этом собственную уникальную систему» [10].

Так, педагогическая диагностика по определению развития мотивационно-творческого критерия развития творческого потенциала студентов-вокалистов основывается на общепринятых методиках, включающих опросник «Измерение художественно-эстетической потребности» В.С. Аванесова, тест на определение творческих способностей Х. Зиверта; диагностику мотивации достижений (Ю.М. Орлов). Развитие творческого потенциала на основе вокальной-исполнительского критерия определялось на основе авторского теста на уровень владения голосовым аппаратом; теста на определение творческих способностей Х. Зиверта. Рефлексивно-оценочный критерий определялся при помощи методики Д. Крамбо и Л. Махолика в модификации Д.А. Леонтьева «Изучение смысложизненных ориентаций личности», наблюдения, беседы, дискуссии и т.д. [7].

В процессе педагогического эксперимента эффективной стала методика диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Сюй Вэньхуэй). Студентам-вокалистам были предположены утверждения, позволяющие определить мотивы учения. Одно из утверждений связано с восприятием процесса обучения и предполагает ответ «да» или «нет». На утверждение об испытании эмоционального подъема перед началом занятия по вокалу положительно ответили 70,5% из общего числа 42 респондентов; следующее утверждение «я заинтересован в изучении новых сочинений» – «да» ответили 57,7% студентов; «при встрече с препятствиями, стараюсь их преодолеть» – 80,5% обучающихся ответили «да»; «при самоанализе как правило переоцениваю свои достижения» - положительно ответили 51,7% опрашиваемых; «постоянно стремлюсь к успеху» - «да» ответили 57,7% студентов вокалистов.

Проведенная педагогическая диагностика свидетельствует о необходимости:

– акцентирования внимания на выполнении музыкально-творческих работ, предполагающих изобретательность и свидетельствующих о развитии творческого потенциала студентов вокалистов;

– создания проблемных ситуации, требующих активизации творческого потенциала в деятельности обучаемых;

– сфокусировать внимание на самоанализе результатов творческой деятельности студентов вокалистов, о сформированности навыков развития творческого потенциала.

Заключение

Личностные качества студентов-вокалистов представляют собой сложный комплекс, среди которых мотивационные, аналитические, креативные, исполнительские, творческие, рефлексивные и др. качества, которые имеют особую профессиональную значимость, поскольку связаны с основными компонентами музыкальной и вокальной одаренности, требующими постоянного мониторинга на основе педагогической диагностики, способствующей получению показателей, позволяющих определять пути развития студентов вокалистов, корректировать художественно-творческий процесс, совершенствовать качество подготовки будущих учителей музыки, специалистов в сфере традиционной китайской музыкальной культуры.

Результативность педагогической диагностики развития творческого потенциала студентов вокалистов в процессе освоения традиционной китайской музыкальной культуры достигается при соблюдении следующих условий: учета специальных способностей и личностных качеств студентов вокалистов, разработки специальных методов, направленных на объективную оценку развития указанных качеств личности.

Литература:

1. Дворцова, Н.Б. Развитие творческого потенциала учащихся в условиях системы дополнительного образования: автореф. дис. … канд. пед. наук / Н.Б. Дворцова. – Саратов, 2000. – 27 с.

2. Дудина М.М., Колотовкина Е.А. Педагогическая диагностика как фактор совершенствования учебно-воспитательного процесса в профессиональном образовании // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2017. – Т. 9. - № 2 (36). – С. 39-45.

3. Ингенкамп Карлхайнц. Педагогическая диагностика: [пер. с нем.] / К. Ингенкамп. – М.: Педагогика, 1991. – 238 с.

4. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.: ЮРАЙТ. – 2001. – 607 c.

5. Машкина О.А. Образование как ресурс развития КНР в XXI в. // История и современность. – 2009. - № 1. - С. 144-158.

6. Морозов, А.В. Креативная педагогика и психология: учеб. пособие / А.В. Морозов, Д.В. Чернилевский. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проект, 2004. – 560 с.

7. Педагогическая диагностика: методы и методики / сост. Е.В. Мухачёва Т.А Наумова, – Ижевск: Удмуртский университет, 2020. – 425 с.

8. Подласый И.П. Педагогика: учебник. – М.: Высшее образование, 2006. – 540 с.

9. Семенюк Е. А. Диагностика достижений студентов - основной элемент учебного процесса в высшей школе // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). - Уфа : Лето, 2011. - С. 117-120. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/18/758/ (дата обращения: 25.02.2023.

10. Сяньюй Хуан. Система музыкального образования в Китае / Сяньюй Хуан // Вестник СПбГУКИ. – 2012. – № 2 (11). – С. 156-159.

11. Хуторский А.В. Педагогический основания диагностики и оценки компетентностных результатов обучения // Институт образования человека. – 2013. - №8 (80). – С.7-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.