Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТУДЕНТАМИ-ВОКАЛИСТАМИ КИТАЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКИ'

СОДЕРЖАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТУДЕНТАМИ-ВОКАЛИСТАМИ КИТАЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЯ / ПОДГОТОВКА ВОКАЛИСТОВ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туравец Наталья Романовна, Сюй Вэньхуэй

Цель исследования - определить перспективы изучения китайской традиционной музыкальной культуры в контексте подготовки студентов-вокалистов. В данном контексте большое внимание уделено современным проблемам изучения музыкального фольклора в учебных заведениях Китая. Научная новизна обусловлена недостаточной разработанностью теоретических подходов и практических рекомендаций основных направлений изучения традиционного музыкального искусства в учебно-воспитательном процессе вуза. В результате обозначены направления разработки курса "Изучение традиционного музыкального искусства Китая", способствующего преодолению трудностей, связанных с практическим освоение исполнительских навыков в определенном стиле; проектированию образовательного процесса, направленного на позитивное решение формирования музыкально-эстетических качеств личности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Туравец Наталья Романовна, Сюй Вэньхуэй

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OF STUDYING CHINESE NATIONAL TRADITIONAL MUSIC BY VOCALIST STUDENTS

The purpose of the study is to determine the prospects for studying Chinese traditional musical culture in the context of training student vocalists. In this context, much attention is paid to modern problems of studying musical folklore in educational institutions in China. The scientific novelty is due to the insufficient development of theoretical approaches and practical recommendations of the main directions of the study of traditional musical art in the educational process of the university. As a result, the directions for the development of the course "Studying the Traditional Musical Art of China" are outlined, which helps to overcome the difficulties associated with the practical development of performing skills in a certain style; designing an educational process aimed at a positive solution to the formation of musical and aesthetic qualities of the personality of students.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТУДЕНТАМИ-ВОКАЛИСТАМИ КИТАЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКИ»

5. Развитие технологий дистанционного обучения является одним из путей развития системы образования в целом, поскольку является конструктивным решением актуальной задачи по расширению многообразия форм образовательного процесса. В условиях сложной эпидемиологической обстановки, когда реализация образовательного процесса становится возможной только в формате дистанционного обучения, работа с обучающимися должна строиться по принципу максимального вовлечения каждого учащегося в учебную деятельность. Стоит отметить, что в настоящее время потенциал дистанционной формы обучения только начинает раскрываться. В будущем, на наш взгляд, ее значение будет повышаться. По мнению ряда авторов, технология электронного обучения может быть использована для повышения качества традиционного образования, а не для изменения методов обучения.

Литература:

1. Аналитический обзор. Выпускники школ и студенты высказали мнение о дистанционном образовании [Электронный ресурс] // Всероссийский центр изучения общественного мнения URb https://wdom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/vypuskniki-shkol-i-studenty-vyskazaii-mnenie-o-distanczionnom-obrazovanii

2. Габриель Н.Л., Формирование компетенций дисциплины "История" в рамках деятельности ой парадигмы // Вестник Пермского государственного гуманитарно педагогического университета. - 2016. - №2. - С. 66-73.

3. Давлетова A.A., Алексеев O.A. Дистанционное обучение // Достижения науки и образования. -2021. - №1. - С 35-38.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования //Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34.

5. Кузьмина Л.6. Преимущества и недостатки дистанционного обучения // Вестник Московско-

го университета МВД России. - 2012. -■ №1. -С. 8-Ю.

6. Леонова F..B. Формирование обще культурных компетенций у студентов технического вуза //Выс шее образование в России. - 2010. - № 2. - С. 126.

7. Наумова H.Ö., Окоютова М.Г., Еаишева H.A. Возможности и проблемы дистанционного обучения в системе среднего профессионального образования // Научные междисциплинарные исследования, - 2020,

8. Новоселов Д.В., Новоселова Д.0. Дистанцион ное обучение в условиях пандемии // Теория и практика научных исследований. - 2020. - N®3. -С. 35-39.

9. Петрова Е.В. Информационное общество: проблемы экологии человека / Е.В. Петрова // Философия науки и техники в России: вызовы информационных технологий: сб. науч. ст. - Вологда: Волг/, 2017.-4оо с.

10. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14.03.2020 № 397 "Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения ко-ронавирусной инфекции на территории Российской Федерации" [Электронный ресурс] // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 73645128/

11 Смогоржевский Д.А. Основные проблемы дистанционного обучения // STUDNIT. - 2020, - Том 3,-N812.-347-358.

12. Шатуновский В.Л., Шатуновская Е.А. Ещё раз о дистанционном обучении (организация и обеспечение дистанционного обучения) // Вестник науки и образования. - 2020. - №9-1. - С. 53-56.

13. Шафеева Э.И. Сущность и значение инновационных образовательных технологий в профессиональном образовании // Инновационная наука, - 2022. - №1. - С 23-25,

14. Habermas, J. Nachmetaphysisches Denken. Philosophische Aufsaetze. FaM. / J. Habermas. -Handlungen Sprechakte, sprachlichvermitteite Interaktionen und Lebenswelt, 1988. - 335 p.

rv Cv

о rv л

Cl

\o fü

о <

о

s

315

OF STUDYING CHINESE NATIONAL TRADITIONAL MUSIC BY VOCALIST STUDENTS

Tufa vets Natalia Romanovna, DSc of Pedagogical sciences, Professor, member of the Union of Composers of Russia

Xu Wenhui, Postgraduate student

Moscow Pedagogical State University, Moscow

The purpose of the study is to determine the prospects for studying Chinese traditional musical culture in the context of training student vocalists. In this context, much attention is paid to modern problems of studying musical folklore in educational institutions in China, The scientific novelty is due to the insufficient development of theoretical approaches and practical recommendations of the main directions of the study of traditional musical art in the educational process of the university As a result, the directions for the development of the course "Studying the Traditional Musical Art of China" are outlined, which helps to overcome the difficulties associated with the practical development of performing skills in a certain style; designing an educational process aimed at a positive solution to the formation of musical and aesthetic qualities of the personality of students.

Keywords; China's education system; vocalist training; musical folklore.

DO I 10.24923/2222-243X.2022-45.55

УДК 378 СОДЕРЖАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТУДЕНТАМИ-

ВАК РФ 5.8.2

ВОКАЛИСТАМИ КИТАЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКИ

»Туравец Н.Р., 2022 Цель исследования ■ определить перспективы изучения китайской традици-

> СюйВ., 2022 онной музыкальной культуры в контексте подготовки студентов-вокалистов.

В данном контексте большое внимание уделено современным проблемам изучения музыкального фольклора в учебных заведениях Китая, Научная новизна обусловлена недостаточной разработанностью теоретических подходов и практических рекомендаций основных направлений изучения традиционного музыкального искусства в учебно-воспитательном процессе вуза. В результате обозначены направления разработки курса "Изучение традиционного музыкального искусства Китая", способствующего преодолению трудностей, связанных с практическим освоение исполнительских навыков в определенном стиле; проектированию образовательного процесса, направленного на позитивное решение формирования музыкально-эстетических качеств личности обучающихся,

Ключевые слова: система образования Китая; подготовка вокалистов; музыкальный фольклор.

<

0

1_

<

Ш 1=

316

ТУРАВЕЦ Наталья Романовна, доктор педагогических наук, профессор, член Союза композиторов России

СЮЙ Вэньхуэй, аспирантка

Московского педагогического государственного университета, Москва

Введение

Совершенствование музыкального образования в Китае ориентировано на профессиональную подготовку студентов-вокалистов, обладающих способностью к творческому развитию. 8 процессе подготовки обучающихся большое значение приобретает изучение национальных певческих традиций Китая. На современном этапе в вузах уделяется недостаточное внимание этническому музыкальному образованию. Национальные особенности наиболее ярко проявляются в народном музыкальном художественном творчестве, через систему мышления, мелос, жанровую специфику, манеру исполнения. Все эти характерные особенности, концентрируют черты этноса, ценности духовной культуры, которые должны изучаться студентами в вузе.

Значимыми представляются идеи философов Китая об особенностях содержания традиционного искусства, о культурных и художественных ценностях, заложенных, как в произведениях древних времен, Средневековья и, наконец, в творчестве современных композиторов, ориентированных на сохранение национальных традиций. Подготовка китайских студентов-вокалистов должна проходить на основе освоения видов традиционной музыки, таких как песни, танцевальная музыка, музыка песенных сказов, музыка местных опер и инструментальная музыка, которые являются основой нравственного воспитания обучающихся, развития творческого потенциала будущих педагогов и исполнителей. Традиционное музыкальное искусство позволяет создавать благоприятные условия для самосознания и саморазвития студентов.

Вопросы вокального обучения студентов рассматриваются в исследованиях китайских ученых. Так, например, особенности подготовки педагогических кадров в Китае обоснованы в ряде работ [8; 11] и др. Вместе с тем, недостаточное внимание уделено изучению традиционного музыкального искусства Китая в процессе обучения студентов-вокалистов. Этническое музыкальное образование еще не стало важнейшим в подготовке будущих вокалистов-педаго-гов и исполнителей.

Основная часть

Китай имеет многовековую национальную культуру, в которой музыка (юэ) является одной из высших форм художественной и ду-

ховной деятельности человека и синтезирует все самое прекрасное, гармоничное, изящное. Китайский философ Конфуций считал, что музыка является важнейшим фактором в воспитании личности. Были сформулированы нравственные основы образования. Это: человеколюбие (жэнь), ответственность (и), уважение кстаршим (сяо), преданность (чжун). Указанные качества направлены на совершенствование человека, которые должны быть выработаны в процессе образования человека через приобретение знаний и навыков, на основе достижения гармонии между его разумом и чувством. Подчеркивалось, что самосовершенствование достигается посредством обучения и воспитания, формирования духовной культуры [5]. На современном этапе развития музыкального образования идеи Конфуция жизнедеятельны, имеют нравственную основу и направлены на образование и воспитание личности.

В философских трактатах выделяются основные идеи китайской культуры, заключающихся в наличия феномена традиционных ценностей: гармонии - "хэ"; передачи духовных традиций - "даодун"; образования и воспитания человека - "цзяо, сюэ". Особое значение для процесса обучения студентов-в окал истов Китая национальной традиционной музыки имеет концепция и общекультурный символ "дэ", который характеризуется активностью, самосовершенствованием души. Моральная составляющая "де" заключается в поисках добра (шань), в достижении гармонии. Китайские ученые на современном этапе трактуют понятие "де" как всеобщий характер развития человека. Так, суждение о "де" представлено в работе "История китайской мысли" под редакцией известного ученого Хоу Вайлу, утверждающего, что "де" - это "нравственная программа", "ядро моральной жизни" [7].

Подготовка студентов-вокалистов в вузах Китая связана с ориентацией на формирование внутренней гармонии, которую связывают с философско-антропологи ческой идеей -даотун, предполагающей передачу духовного наследия к последующим поколениям на основе преемственности существующих образовательных практик, так как "понимание собственных национальных традиций есть дело исключительной важности" [5].

В музыкальном вокальном образовании Китая большое внимание уделяется: вокаль-но-исполнительской деятельности будущего учителя музыки, что предполагает ознакомление с теоретическими и методическими

основами искусства пения, изучение традиционных жанров народной музыки, формирование нравственных качеств личности [3]. Искусство пения в Китае рассматривается "как разносторонность, всеохватность знаний, умений и навыков, так и "полифункциональность" личности в какой-либо сфере" [29, с. 23]. Являясь интегративным видом искусства, вокальное обучение предполагает решение множества задач: овладение музыкальной культурой, основанной на знаниях традиций китайского искусства; воспитание качеств личности, ориентированных на уважение к традиционной культуре и др. Обучение пению должно учитывать индивидуальные способности обучающихся, формировать компетентность будущего педагога-исполнителя, который в своей практической деятельности может воспроизвести музыкальный образ, владеет своими вокальными данными, готов выразить эмоциональное содержание произведения. Происходит осознание необходимости исгори-ко-культурологического подхода в обучении, что обосновывает преемственность исторического прошлого и современных потребностей в подготовке кадров.

Ряд авторов [2; 3; 4] и др. считают, что процесс подготовки вокалистов должен учитывать традиции и опыт народного пения, имеющего свои особенности, связанные с пением на слабой динамике, наличия широкого диапазона голоса и певческого дыхания, артистических способностей и качеств сценического воплощения художественного образа. Педагоги-практики считают, что важнейшим в подготовке студентов-вокал истов является стремление к сохранению традиций. Исследователи указывают на необходимость учета европейского опыта [10], считая, что народное музыкальное искусство способно передавать традиционный опыт, формировать качества национальной идентичности на основе изучения репертуара народно-песенного творчества, музыкально-фольклорных обрядовых праздников и т.д. [б].

Вокальная методика обучения студентов в Китае учитывает опыт России, который проявляется в необходимости освоения теоретических положений в обучении пению, синтезе рационального и эмоционального компонентов в вокальной деятельности, учета индивидуальных способностей, особого внимания к стилевым особенностям вокального исполнительства. Европейский опыт способствует тому, что студенты-вокалисты успешно осваивают мировую музыкальную культуру, традиции италь-

янкой и русской вокальных школ, играющих большое значение в становлении вокальной культуры обучающихся.

Мировые вокальные школы особое внимание уделяют работе над музыкальным образом, влияющим наличностныеи профессиональные качества студентов. В Китае вокальное обучение понимают, как синтетический вид искусства, объединяющего пение, танцевальные движения и музыкальное сопровождение, что предполагает освоение навыков сценического воплощения музыкального образа. Следовательно, в подготовке студентов-вокалистов существует необходимость учета социокультурной среды, влияющей на исполнительскую деятельность. Так, широко используются сценарии фольклорных обрядовых праздников, народных песен, пекинской оперы.

Большое значение для методики вокального обучения в вузе на основе опоры на традиции китайского искусства, имеет концептуальная теория К. Леонгарда, учитывающей необходимость развития артистической натуры. Это: эмоциональная возбудимость, демонстративные черты характера, интровертность, которые присутствуют в музыкальном театре, объединяющем сольное пение, речитативы, пластическое интонирование, акробатику и т.д. [М 8 процессе вокального обучения учитывается также необходимость осмысления национального мелоса, разнообразие интонаций, характерных для традиционного искусства, единство художественного образа. Освоение китайской песни предполагает изучение характерного метроритма, вариантивности мелодий, частую смену регистров, переход на фальцет. Единство поэтического текста и музыки, связь музыки с текстом и танцем, создают неповторимое жанровое и стилевое многообразие народной песни.

Следовательно, обращение к музыкальному фольклору присуще многочисленным му-зыкально-педагогическим концепциям в системе музыкального образования с опорой на ряд принципов:

- подготовка студентов-вокалистов осуществляется с опорой на культурные национальные ценности;

- вокальное исполнительское мастерство включает освоение современных педагогических методов и технологий;

- необходимость приобщения к музыкальному фольклору и национальной песне;

- понимание необходимости изучения европейской певческой культуры;

- многоаспектность музыкального обучения, выражающемся в единстве пения, актерского мастерства, связи музыки и поэзии, сценического мастерства.

В учебно-воспитательном процессе должны учитываться национальные особенности музыкальной культуры, осмысленные с позиции современных педагогических задач, Содер-жание обучения этнической традиционной музыке едино: традиционная музыкальная культура и музыкальное образование в колледжах и вузах должно пропагандировать китайскую традиционную музыку, помогать сту-дентам-вокалистам всесторонне изучать процесс развития китайской традиционной культуры. На данном этапе развития музыкального образования в Китае необходима разработка планов, ориентированных на подготовку одаренной личности. Сегодня все еще недостаточное внимание уделяется изучению традиционного музыкального искусства: не все преподаватели владеют методами изучения традиционного музыкального искусства. Необходимы программы и методические рекомендации для приобретения этнокультурной грамотности, совершенствования профессиональных навыков по передаче полученных знаний.

Самобытная национальная культура является основным источником традиционной музыки, имеет теснейшую связь с общественной жизнью и в полной мере обладает социальной функцией наследования этнической культуры. При повышении социально-экономического уровня страны значительно повышается качество жизни людей всех этносов, но недостатком является то, что традиционная музыка, изначально тесно связанная с общественной ЖИЗНЬЮ этноса, недостаточно изучается в учебных за ведениях, не а ктивизи рует поз на ват ел ь-ную деятельность студентов.

Многочисленные китайские музыкально-педагогические концепции и системы рассматривают музыкальный фольклор как мощное средство воспитания студентов, влияния на развитие духовности и нравственности личности. Сформулированы основы изучения традиционной музыки в практике подготовки студентов в вузе:

- вокально-педагогическая подготовка представляет процесс приобщения обучаемых к культурным национальным ценностям;

- значима художественно-эстетическая направленность развития личности студентов-вокалистов;

- вокальное и педагогическое мастерство будущего учителя музыки синтезирует музы-

кально-исполнительские умения, владение современными методами и технологиями обучения;

- музыкальный фольклор является важнейшей составляющей вокального и музыкально-педагогического образования в Китае;

- интегрирующая направленность музыкального обучения студентов-вокалистов заключается в единстве вокального искусства, актерского и сценического мастерства, хореографической составляющей.

Указанные положения находят отражение в программе подготовки студенте в-вокал истов на основе традиционного музыкального искусства. Целесообразно интеграционные процессы, характерные для музыкального фольклора, использовать при изучении курса "Изучение традиционного музыкального искусства Китая", целью которого является развитие художественно-нравственный качеств студентов-вокалистов. Достижение указанной цели осуществляется на основе решения следующих задач:

- сформировать у обучаемых базовых представлений о культурно-исторической основе традиционного музыкального искусства;

- освоить студентами-вокалистами основных этапов периодизации развития музыкального фольклора в Китае;

- осознать интегративные принципы музыкального фольклора Китая;

- выявить жанрово-стилевые особенности традиционного музыкального искусства Китая;

- освоить основные принципы анализа фольклорного материала;

-сформировать устойчивый познавательный интерес у студентов-вокал истов к восприятию китайской музыкальной культуры.

Указанный курс включает ряд разделов: ис-торико-теоретический (история китайской народной музыки; особенности китайской народной музыки) и практический (восприятие китайской народной музыки; освоение жанро-вого-стилевых особенностей пения втрадици-ях китайской народной музыки). Историко-те-оретический раздел содержит: материал по истории китайской народной музыки; музыкальную литературу, посвященную различным историческим эпохам; характеристику ладовых особенностей китайской народной музыки (пентатоника, особенности голосоведения, тембр, звукоизвлечение, дыхание, особенности создания художественных музыкальных образов, средств музыкальной выразительности и т.д.). Практический раздел ориентирован на формирование навыков анализа и осмысления

особенностей народного музыкального искусства Китая, изучение системы средств музыкальной выразительности, характерной для фольклора, форм китайской народной музыки. В разработке курса необходимо уделить особое внимание изучению ладовой структуры китайской народной музыки (пентатоника - гун, шан, тюэ, чжи, юн); функции ладового устоя выполняет тиао (лад, тональность).

Заключение

Таким образом, особое внимание в изучении традиционной музыки следует уделять методам обучения, направленным на раскрытие художественного замысла музыкального материала; анализу музыкального фольклора; осмыслению музыкального языка жанров народной музыки. Студенты-вокалисты осваивают пение под собственный аккомпанемент, особенности воспроизведения вокально-ис-полнительских традиций китайской народной музыки, репертуара и др.

По окончанию освоения курса "Изучение традиционного музыкального искусства Китая", обучающиеся узнают об художественных особенностях китайской народной музыки, об историческихэпохахи направлениях развития музыкального фольклора, формируют навыки анализа музыкальной формы произведения, стиля исполнения. Изучение народного искусства открывает возможности самореализации и саморазвития студентов-вокальности в процессе обучения.

Литература:

1. Karl Leonhard - Das wissenschaftliche Werk in Zeitschriften unci Sammelwerken, Band 1-3 der Schriftenreihe der Wernicke-Kleist-Leonhard-Gesellschaft. Berlin 1992, Hrsg. Helmut Beckmann, Klaus-Jurgen Neumarker, Mario Horst Lanczik, Thomas San und Bertaian Petho.

2. Ван Лей. Формирование вокально-сценичес-кого мастерства будущего учителя музыки: авто-реф. дне.... канд. пед. наук. - Киев, 2010. - 20 с.

3. Ван Цзяныиу. Вокальное исполнительство как специфическая творческой деятельности // Вестник Л НУ им. Т. Шеечен ко: педагогические науки -№ 20 (231). - Луганск: ЛНУ, 2011. Част. 1 -С. 215-219.

4. Ван Яньлии. Формирование вокальной культуры школьников подросткового возраста / Вам Яньпин П Теория и мелодика художественного образования. - Вып. 16- К., 2014, - С.142 -146,

5. Лю Шусянь. О новых горизонтах современной неоконфуцианской философии // Китайская философия и современная цивилизация: сб. ст. - М.: Восточная литература РАН, 1997. - 95 с.

6. У Ифан. Этнокультурный компонент в профессиональной подготовке учителей музыки в Китае / У Ифан // Теория и методика художественного образования. - Киев: НПУ, 2009. - Вып.7 (12) -С 122-128.

rv

f\J

о rv

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Si

Cl

\o fü v

О <

о 21

i

319

7. Хоу Вайлу. Чжуиго сысян шиЦн- История китайской мысли. Т. Т. - Пекин, 1980. - 26 с.

8. Цзян Шанжун. Педагогический потенциал взаимодействия систем вокального воспитания студентов в музыкально-педагогических вузах России и Китая. - М., 2019. - 195 с.

9. Цинь Цинь. Лю Шикуй ь, Чжоу Гуанжзнь и У Цзуц-ЗЯН: три лика современного музыкального искус-

ства Китая: а вторе ф. дис. ... канд. искусствоведения,- СПб., 2013,- 24с.

10. Чен Дин. Формирование вокальных навыков будущего учителя музыки на традициях Китая и Рос-сии:автореф. ..дис. канд, пед. наук, -■ М, 2013.- 20с.

11. Чжао Цэинь Духовно-нравственное воспитание студентов в системах музыкального образования Китая И России. - М„ 2017. - 199 с.

DEVELOPMENT OF SPEECH COMPETENCE OF CHINESE PHILOLOGICAL STUDENTS BASED ON RUSSIAN WORD EQUIVALENTS

Zhuo Lei, Postgraduate student. Peoples' Friendship University of Russia; Lecturer, Institute of Foreign Languages, Kashi University, Kashi, China

Baryshnikova Elena Nikolaevna, PhD of Philological sciences, Associate Professor, Peoples' Friendship University of Russia, Moscow

The article deals with the problem of developing the speech competence of Chinese philology students. Due to several factors, the ability to generate speech in Chinese language Students is much lower than the ability to understand speech, which makes this study relevant. The purpose of our study is to present ways of developing the speech competence of Chinese philology students based on Russian word equivalents. As a result of the study, it is stated that, as a ready-made multicomponent whole and a unit of linguistic expression, Russian word equivalents play an important role in promoting the development of the speech competence of Chinese philology students. Learning strategies can be optimized by teaching the Russian language systematically using corpus learning. This article can open new research perspectives for the development of the speech competence of Chinese philology students, as well as provide some methodological approaches to the practice of teaching speech to this category of students.

Keywords: speech competence; word equivalents; fragments of speech; text corpus; Chinese students; philology students; language training; methodology of teaching Russian as a foreign language.

DO! 10.24923/2222-243X.2022-45.56

УДК 372.881.161.1 ВАК РФ 5.8.2

' ЧжоЛэй, 2022 > Барышникова Е.Н., 2022

ЧЖОЯэй, аспирант. Российский университет Дружбы народов; старший преподаватель, Институт иностранных языков, Кашиский университет, Каши; Китай

БАРЫШНИКОВА Елена Николаевна, кандидат филологических наук, доцент, Российский университет дружбы народов, Москва

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ НА ОСНОВЕ РУССКИХ ЭКВИВАЛЕНТОВ СЛОВА

В статье рассматривается проблема развития речевой компетенции китайских студентов-филологов. Из-за ряда факторов способность к генерации речи у китайских студентов-филологов намного ниже, чем способность к пониманию речи, которая делает актуальным данное исследование. Цель исследования -представить способы развития речевой компетенции китайских студентов-фи-лологов на основе русских эквивалентов слова. В результате исследования утверждается, что как готовое многокомпонентное целое и единица языкового выражения, русские эквиваленты слова играют важную роль в содействии развитию речевой компетенции китайских студентов-филологов. Стратегии обучения могут бы ть оп тимизированы с помощью преподавания русского языка системно с применением корпусного обучения. Данная статья может открыть новые перспективы исследований для развития речевой компетенции китайских студентов-филологов, а также предоставить некоторые методологические подходы о практике преподавания речи названной категории обучающихся.

Ключевые слова: речевая компетенция; эквиваленты слова; фрагменты речи; текстовый корпус; китайские студенты; студенты-филологи; обучение языку; методика преподавания русского языка как иностранного.

Введение

В связи с реализацией и строительством инициативы "Один пояс, один путь", сотрудничество между Китаем и странами вдоль маршрута (особенно с Россией и другими странами Центральной Азии) становится все более тесным е области экономики, торговли и культурного обмена. Новая ситуация межъязыкового и межкультурного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.