Научная статья на тему 'ВОКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ШИ ГУАННАНЯ КАК ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ'

ВОКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ШИ ГУАННАНЯ КАК ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
80
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ КИТАЙСКАЯ МУЗЫКА / КИТАЙСКАЯ ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА / ТЕХНИКА ПЕНИЯ / ТВОРЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чжан Чжитан, Самсонова Татьяна Петровна

В статье поднимается вопрос об эффективности использования музыкального наследия композитора Нового Китая Ши Гуаннаня в процессе обучения будущих вокалистов. В работе кратко очерчивается история становления названного композитора в качестве профессионала, определяются черты его вокального искусства, которые могут оказаться востребованными в практике работы со студенческой аудиторией, осваивающей программы образовательных организаций музыкального профиля. В силу того, что произведения Ши Гуаннаня оказали большое влияние на развитие поколения музыкантов и оставили серьезный след в мировой истории развития вокального искусства, его талант оказывается, черты созданных и исполненным им произведений могут послужить источником формирования профессиональных компетенций студентов, развития их исполнительских навыков. Автор работы обращает особое внимание на глубокий психологизм творческого наследия рассматриваемого музыканта, раскрытие которого оказывает влияние на интерпретационные умения будущих профессионалов в сфере музыкального искусства. Этнокультурная составляющая, воплотившаяся в творчестве исследуемого автора оказывается эффективным средством развития национального самосознания обучающихся, приобщения их к традиционным жанрам китайской музыки, фольклорным и этническим музыкальным элементам, а следовательно, актуализирует культурное наследие народа Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOCAL WORKS OF SHI GUANNAN AS A SOURCE OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF FUTURE PERFORMERS

The article raises the question of the effectiveness of using the musical heritage of the New China composer Shi Guannan in the process of training future vocalists. The work briefly recreates the history of the formation of the named composer as a professional, defines the features of his vocal art, which may be in demand in the practice of working with a student audience mastering the programs of educational organizations of a musical profile. Due to the fact that the works of Shi Guannan had a great influence on the development of a generation of musicians and left a serious mark on the world history of the development of vocal art, his talent turns out that the features of the works created and performed by him can serve as a source of formation of professional competencies students, development of their performing skills. The author of the work pays special attention to the deep psychologism of the creative heritage of the musician in question, the disclosure of which has an impact on the interpretive skills of future professionals in the field of musical art. The ethno-cultural component, embodied in the work of the researched author, turns out to be an effective means of developing the national self-awareness of students, introducing them to the traditional genres of Chinese music, folklore, and ethnic musical elements, and therefore actualizes the cultural heritage of the people of China.

Текст научной работы на тему «ВОКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ШИ ГУАННАНЯ КАК ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ»

Вокальные произведения Ши Гуаннаня как источник развития профессиональных компетенций будущих исполнителей

Чжан Чжитан,

аспирант кафедры музыкального воспитания и образования

Института музыки, театра и хореографии РГПУ

им. А.И. Герцена

E-mail: candyzhitang@foxmail.com

Самсонова Татьяна Петровна,

доктор философских наук, кафедра музыкальных дисциплин факультета философии, культурологии и искусства, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина E-mail: tat4279@yandex.ru

В статье поднимается вопрос об эффективности использования музыкального наследия композитора Нового Китая Ши Гуаннаня в процессе обучения будущих вокалистов. В работе кратко очерчивается история становления названного композитора в качестве профессионала, определяются черты его вокального искусства, которые могут оказаться востребованными в практике работы со студенческой аудиторией, осваивающей программы образовательных организаций музыкального профиля. В силу того, что произведения Ши Гуаннаня оказали большое влияние на развитие поколения музыкантов и оставили серьезный след в мировой истории развития вокального искусства, его талант оказывается, черты созданных и исполненным им произведений могут послужить источником формирования профессиональных компетенций студентов, развития их исполнительских навыков. Автор работы обращает особое внимание на глубокий психологизм творческого наследия рассматриваемого музыканта, раскрытие которого оказывает влияние на интерпретационные умения будущих профессионалов в сфере музыкального искусства. Этнокультурная составляющая, воплотившаяся в творчестве исследуемого автора оказывается эффективным средством развития национального самосознания обучающихся, приобщения их к традиционным жанрам китайской музыки, фольклорным и этническим музыкальным элементам, а следовательно, актуализирует культурное наследие народа Китая.

Ключевые слова: современная китайская музыка, китайская вокальная музыка, техника пения, творческий стиль.

о с

CJ

Ши Гуаннань (1940-1990), уроженец деревни Е, поселок Юаньдун, город Цзиньхуа, провинция Чжэцзян, переехал в Пекин со своими родителями после освобождения. Под влиянием своего отца он начал изучать композицию. После окончания средней школы в 1957 году Ши Гуаннань был принят в Центральную консерваторию музыки. В 1959 году он перевелся на факультет композиции и окончил Тяньцзиньскую консерваторию музыки в 1964 году.

Музыкальное творчество Ши Гуаннаня охватывает множество различных жанров, таких как песни, вокальные сюиты, оперная музыка, музыка к фильмам, музыка Пекинской оперы и т.д. Этот великий «народный музыкант» также известен как «певец времени», поскольку созданные им произведения насквозь пронизываются духом современной ему эпохи [4, с. 34]. Мы предлагаем рассмотреть особенности его авторского стиля на примере наиболее показательного, на наш взгляд, произведения, а также определить образовательные и развивающие потенции творчества Ши Гуаннаня.

Он является выдающимся композитором в истории китайской музыки, им создано большое количество музыкальных произведений, которые всегда были объектами исследования китайских ученых в области искусствоведения. В базе данных китайской литературы имеется масса соответствующих научных трудов, в том числе по изучению творческой эстетики Ши Гуаннаня, его музыкального стиля (на примере одной или нескольких песен) и особенностей композиции в определённый период. Взяв в качестве примера «Песнь тостов» Ши Гуаннаня, в настоящей работе обобщаются творческие характеристики композитора, художественное самовыражение и исторический вклад. Основное внимание уделяется анализу национальных элементов и сочетании с западной музыкой в его творчестве, что служит основанием для использования образцов творчества рассматриваемого автора в качестве источников обучения будущих профессионалов музыкальной сферы.

В основу данной работы положен комплексный, системный подход, основывающийся на индуктивном, историко-искусствоведческом, типологическом, и биографическом анализе.

В работе предпринята попытка выявления не только связи между стилем музыки Ши Гу-аннаня и историческим фоном, но и эстетико-философских принципов музыкальной композиции.

Помимо исторических аспектов в работе затрагиваются особенности авторского стиля композиции. Комплексному анализу подвергаются наиболее показательные произведения Ши Гуан-наня, оказывающие воздействие на слушателя. При этом обращалось внимание на структуру и тональность музыки, эстетические характеристики музыки, идею Ши Гуаннаня о написании песен. Все обозначенные факторы оказываются эффек-

тивным инструментом развития профессиональных компетенций будущих музыкантов.

Итак, композиция «Песня о тостах» является наиболее репрезентативной из музыкальных произведений Ши Гуаннаня, на материале которой можно осознать особенности творческого стиля автора и эстетические характеристики композитора. Нотный стан указанного произведения представлен на рисунке 1.

сэ о га -о

]= А

сз

о ет

О

о га А

Рис. 1. Нотный стан «Песни о тостах» Ши Гуаннаня

о с

и

«Песня о тостах» была создана в конце 1970-х гг. В то время, сразу после реализации политики реформ и открытия Китая, поэтому представляется возможным сказать о том, что она ознаменовала наступление новой эры в истории Поднебесной. 6 октября 1976 года вся страна ликовала, когда услышала, что «Банда четырех» разгромлена (с юга на север, сверху донизу). Люди из всех сло-ёв общества звонили в гонги и барабаны и не могли не пойти на парад. Столовые всех подразделений неизменно готовили банкеты, образуя трогательную сцену «800 миллионов Шэньчжоу, держащих золотой кубок».

В то время Хань Вэй написал текст «Песня о тостах» за одну ночь. Ши Гуаннань отправился в Пекин, чтобы повидаться со своей матерью. Хань Вэй не мог дождаться возвращения композитора, и отправил текст песни в Пекин. В ночь карнавала Ши Гуаннань был еще более одержимым творческими идеями. Получив текст песни, Ши Гуаннань сразу же вошёл в своего рода завораживающую творческую ситуацию, и всего за несколько дней он передал настроение людей, поднимающих бокалы и поющих. Ши Гуаннань, передал это настроение через свою прекрасную, трогательную и гордую мелодию. Эта песня распространилась по всей стране, вызвала резонанс у сотен милли-

онов китайцев и стала близкой по духу целому поколению.

Ши Гуаннань - интеллектуал, вышедший из эпохи культурной революции. Жизнь музыканта была полна трудностей, однако его можно назвать патриотом, а его композиции оказываются наполненными стремлением к жизни и надеждой на будущее родины. Патриотизм становится вечной темой музыки Ши Гуаннаня. Другие его песни, помимо рассматриваемого произведения, которое выражает его любовь к Родине и родному городу, преисполнены патриотических чувств. Следует обозначить «На поле надежды», «Страстная земля», «Моя Родина-мать» и т.д. В связи с глубокой привязанностью к премьер-министру Чжоу Эньлаю, Ши Гуаннань сочинил «Премьер Чжоу, где ты», выражающую скорбные чувства. В её уникальной и красивой мелодии выражается горе и тоска, которые десятки миллионов людей накопили за долгое время, что не может не затронуть сердце каждого гражданина. Песни, связанные с духом эпохи, которые он сочинил, включают «Балладу о тайваньской Анжелике», патриотическую оперу «Цюй Юань», лирическую психологическую оперу «Травма и смерть» и т.д. Когда бы ни выходили его работы, они всегда становились популярными хитами, превращали музыку в силу

и поднимали настроение и дух большинства населения страны.

Следует сказать и то, что музыка рассматриваемого нами автора находится в тесной связи с психологией. В свою очередь создание музыки тесно связано с музыкальной практикой. Композиторы вступают в контакт с большим количеством объективных закономерностей реальной жизни. Эти закономерности часто являются красотой и уродством в необработанном состоянии. Благодаря эмоциональным и рациональным действиям композитора отражаются глубокие эстетические чувства и переживания, которые вызывают желание творить дальше. Существует три основных аспекта музыкальной практики: создание, исполнение и оценка. Как промежуточное звено трех основных звеньев музыкальной практики, музыкальное исполнение играет очень важную роль. Музыкальное исполнение - это художественная деятельность творческого характера [1 ]. Это определяется особенностями музыки и самого искусства. Эти три основных звена музыкальной практики не только не могут не затрагивать психологическую деятельность людей, занимающихся этим видом деятельности, но даже вся эта деятельность основана на психологии. Функция музыки в основном реализуется путём незаметного воздействия на психологию ценителя. Нам представляется довольно затруднительным, и выходящим за рамки данной работы, изучение психологической деятельности Ши Гуаннаня, во время написания «Песня о тостах». Однако мы можем сказать о том, что творение остается в спектре внимания общества, которое можно объяснить красотой гармонии, созданной с помощью различных музыкальных символов. Постижение психологизма музыки названного композитора, её связи с национальным духом китайского народа, ознакомление с историческими событиями, давшими почву для создания произведений, - всё это способствует формированию необходимой компетентности будущих музыкантов в области интерпретативного анализа.

Мелодия произведения выражает искренние эмоции, которые автор стремится выразить с помощью музыкальных нот. Однако исполнение также оказывает влияние на передаваемый смысл. Музыка на самом деле является искусством исполнения. Исполнители выполняют свою часть творческой работы, исходя из предпосылки овладения и понимания самого замысла автора. Благодаря творчеству исполнителей, эмоции, которые должны быть выражены в произведении, часто могут быть более точно переданы аудитории. Исполнители вокальной партии должны обладать энтузиазмом к творчеству, а также иметь свое собственное отношение к музыкальным произведениям. Полнота индивидуальности является признаком творческой зрелости создателя музыкального исполнения, что также связано с импровизированным характером исполнения [5].

Каждое исполнение - это творческий процесс. Точно так же, как оригинальным исполнителем «Песня о тостах» является г-н Ли Гуанси, и после того, как эта песня вышла в свет, её полюбили многие певцы и слушатели. Она до сих пор исполняется такими деятелями искусств, как Гуань Му-цунь, Инь Сюмэй, Ляо Чаньюн и т.д.

Данная композиция вошла в основной репертуар многих исполнителей. Несомненно, мы можем заключить, что стиль пения каждого певца отличается, что указывает на то, что психическое состояние вокалиста при воспроизведении этой песни также отличается. Например, некоторые версии исполняются в медленном темпе, в отличии от требований оригинальной партитуры. Эта вариативность основана на различных способах, которыми каждый певец постигает смысл песни и обрабатывает исполнение. Музыка может показать свою ценность, только полагаясь на оценку реципиента. Для зрителей исполнение - это не только необходимое средство рефлексии содержания и формы музыки, но и возможность оценить, идентифицировать и распознать определенные аспекты музыки, которые подчеркиваются в различных её интерпретациях исполнителями при сравнении разных выступлений; в то же время различные стили исполнения, жанры исполнения и совершенствование исполнительских навыков способствовали признательности аудитории и понимание музыки. С точки зрения эстетических чувств, различный личный опыт и знания, а также разные интересы, внимание, потребности и ценностные тенденции так же влияют на восприятие произведения. Это вполне объясняет причины множества решений и неопределенностей в понимании музыки. Психологическое состояние аудитории, оценивающей музыку, так же является фактором. С изменением психологического состояния у слушателей также появляется своё собственное эмоциональное понимание звучащей музыки, но в любом случае эмоциональное содержание, выраженное в самой песне, остается тем же самым. Здесь отметим, что при работе со студенческой аудиторией важно использовать различные версии исполнения с целью их сравнения, что также оказывает воздействие на интерпретационные навыки обучающихся.

Таким образом резюмируем, что Ши Гуаннань действительно считается одним из «народных композиторов» Нового Китая. Он написал достаточно много композиций, которые широко распространены среди населения страны. Эти песни выражают радость и стремление сотен миллионов людей к достижению единой цели. Его песни стали координатами эпохи. Их содержание часто заключается в том, чтобы уловить пульс времени, отразить голос народа и главную тему времени, а также использовать многоугольные эмоциональные выражения. Именно поэтому рассматриваемый в работе материал может оказать эффективным средством для наблюдения студентами над структурой звука и музыкальным

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

U

исполнением, интенсивностью, тембром, длинной, ритмом и тембром, мелодией и тональностью; над особенностями построения произведений. Например, «Песня о тостах» представляет собой полифоническую структуру из двух частей. На нее влияет предметное образование. Песни, написанные Ши Гуаннаном, созданы под влиянием европейских методов сочинения с точки зрения структуры и тональности. Тематическая фраза песни также является «цельной», ритм 2/4, структура из 8 тактов, квадратные и аккуратные фразы. Первая часть - среднескорост-ная, тонкая, эвфемистичная и нежная. Каждое предложение в основном исполняется в области средних басов, а мелодические линии изогнуты и изящны; вторая часть немного быстрее, ритм живой и эластичный, а мелодические линии начинают расширяться вверх, придавая ощущение «высокого духа»; третья часть - это развитие первой части, и мелодические линии переходят в кульминацию музыки, которая имеет тенденцию к нарастанию в продолжении песни.

В своих сочинениях Ши Гуаннань уделяет внимание написанию в соответствии с диапазоном и тембром каждой части, а также делает акцент на мелодических линиях, соответствующих навыкам пения, на взаимосвязь между интонацией текста и мелодическим тоном и может не только следовать линейному закону развития музыки, но также выражать эмоции, заставляя тексты песен звучать свободно и плавно.

Все эти характеристики, выявленные в работе над композициями рассматриваемого автора, повлияют на формирование навыков студентов к анализу музыкальных произведений не только Ши Гуаннаня, но и других музыкантов различных эпох.

Эффективен материал его песен и с точки зрения обучения дифференции стилевых направлений в музыке, поскольку тон «Песни о тостах» представляет собой органичное сочетание различных музыкальных стилей. В нём наблюдаются традиции народной песенности Синьцзяна и Тибета, а также колорит народных песен Цзяннани. В нем есть стиль лирических произведений и танцевальной музыки, а также маршевость. Сильное чувство ритма напоминает оживленное звучание гонгов и барабанов, которые слушны во всех направлениях [3]. Она обладает богатыми этническими характеристиками, что делает её актальной в качестве материала для патриотического воспитания студентов, приобщения их к национальной аксиологии.

Анализируя музыкальное творчество Ши Гуаннаня, обнаруживаем, что даже в затруднительных условиях жизни, он всегда стремился к чистой и простой красоте, к сильной и глубокой коннотации, формируя таким образом уникальный художественный стиль, который может оказать влияние на стилевые предпочтения будущих музыкантов-профессионалов, а также вокалистов.

Ещё одной ценностью песен Ши Гуаннаня оказываются элементы традиционной китайской музыки. Следовательно, на материале его песен возможно организовать работу над изучением данного музыкального направления, что является особенно актуальным для музыкальных вузов Китая в условиях распространения европеизации. Содержание песен рассматриваемого автора выражает уклад, быт и культуру народа, затрагивает темы этики взаимоотношений между людьми, темы семьи, дружбы, любви, патриотизма - всего того, что является базовыми установками для существования китайского народа [2]. Таким образом, песни Ши Гуаннаня предоставили будущим поколениям композиторов и вокалистов богатый материал для теоретического осмысления и получения практического опыта. Это ценный актив, который заслуживает внимания музыковедов, преподавателей образовательных организаций и всех, интересующихся музыкальным искусством.

Литература

1. Бернис Паско. Секреты красивого пения. -Шанхай: Шанхайское издательство литературы и искусств, 1979.

2. Ли Цзити. Введение в анализ структуры китайской музыки: монография. - Пекин: Изд-во Центр. муз. школы, 2004. - 122 с.

3. Лю Цинь. Характеристика творчества современного композитора Ши Гуання // Журнал Сяннинского университета. - 2011. - № 7.

4. Чжэн Чанлин. Эстетика Китайской музыки XX века: монография. - Пекин: Китайское лит. изд-во, 2004. - 134 с.

VOCAL WORKS OF SHI GUANNAN AS A SOURCE OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF FUTURE PERFORMERS

Zhang Zhitang, Samsonova T.P.

Herzen State Pedagogical University of Russia; Pushkin Leningrad State University

The article raises the question of the effectiveness of using the musical heritage of the New China composer Shi Guannan in the process of training future vocalists. The work briefly recreates the history of the formation of the named composer as a professional, defines the features of his vocal art, which may be in demand in the practice of working with a student audience mastering the programs of educational organizations of a musical profile. Due to the fact that the works of Shi Guannan had a great influence on the development of a generation of musicians and left a serious mark on the world history of the development of vocal art, his talent turns out that the features of the works created and performed by him can serve as a source of formation of professional competencies students, development of their performing skills. The author of the work pays special attention to the deep psychologism of the creative heritage of the musician in question, the disclosure of which has an impact on the interpretive skills of future professionals in the field of musical art. The ethno-cultural component, embodied in the work of the researched author, turns out to be an effective means of developing the national self-awareness of students, introducing them to the traditional genres of Chinese music, folklore, and ethnic musical elements, and therefore actualizes the cultural heritage of the people of China.

Keywords: modern Chinese music, Chinese vocal music, singing technique, creative style.

References

1. Bernice Pascoe. The secret of beautiful singing. - Shanghai: Shanghai Literature and Art Publishing House, 1979.

2. Li Tsziti. Introduction to the analysis of the structure of Chinese music: a monograph. - Beijing: Publishing House of the Central Musical School, 2004. - 122 p.

3. Lu Qin. Research on the aesthetic Characteristics of the song-writing of Chinese contemporary composer Shi Guangnan // Journal of Xianning University № 7. - 2011.

4. Zheng Changlin. Aesthetics of 20th century Chinese music: a monograph. - Beijing: Chinese Literature Publishing House, 2004. -134 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.