6. Атанасян Л.С. и др. Геометрия. 10 - 11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни. Москва: Просвещение, 2020.
7. Василевский А.Б. Параллельные проекции и решение задач по стереометрии. Минск, 2018.
8. Прояева И.В., Сафарова А.Д. Об особенностях преподавания отдельных вопросов стереометрии в школьном курсе геометрии. Мир науки, культуры и образования. 2017; № 2 (63): 53 - 56.
9. Прояева М.В., Колобов А.Н. Об изучении векторной геометрии в современной школе. Мир науки, культуры и образования. 2017; № 4 (65): 199 - 203.
10. Прояева И.В., Колобов А.Н. Применение интерактивных технологий в процессе подготовки к олимпиаде по математике. Мир науки, культуры и образования. 2017; № 6 (67): 78 - 81.
References
1. Kosticyn V.N. Modelirovanie na urokah geometrii. Moskva: Vlados, 2010.
2. Laschenov M.P. Polnye i nepolnye izobrazheniya i ih primenenie v pedagogicheskom processe. Moskva: 2013.
3. Litvinenko V.N. Zadachina razvitieprostranstvennyh predstavlenij: kniga dlya uchitelya. Moskva: Prosveschenie, 2011.
4. Aleksandrov A.D. Geometriya dlya 10 - 11 klassov: uchebnoe posobie dlya uchaschihsya obscheobrazovatel'noj shkoly i klassov s uglublennym izucheniem matematiki. Moskva: Prosveschenie, 2020.
5. Atanasyan L.A. Sbornik zadach po 'elementarnoj geometrii. Moskva: Prosveschenie, 2010.
6. Atanasyan L.S. i dr. Geometriya. 10 - 11 klassy: uchebnik dlya obscheobrazovatel'nyh uchrezhdenij: bazovyj i profil'nyj urovni. Moskva: Prosveschenie, 2020.
7. Vasilevskij A.B. Parallel'nye proekciiireshenie zadach po stereometrii. Minsk, 2018.
8. Proyaeva I.V., Safarova A.D. Ob osobennostyah prepodavaniya otdel'nyh voprosov stereometrii v shkol'nom kurse geometrii. Mirnauki, kul'tury iobrazovaniya. 2017; № 2 (63): 53 - 56.
9. Proyaeva M.V., Kolobov A.N. Ob izuchenii vektornoj geometrii v sovremennoj shkole. Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya. 2017; № 4 (65): 199 - 203.
10. Proyaeva I.V., Kolobov A.N. Primenenie interaktivnyh tehnologij v processe podgotovki k olimpiade po matematike. Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya. 2017; № 6 (67): 78 - 81.
Статья поступила в редакцию 19.04.21
УДК 371.487
Peng Yinlai, postgraduate, Department of Music Education and Training, A.I. Herzen Russian State Pedagogical University (St. Petersburg, Russia),
E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR MASTERING THE METHODOLOGY OF MUSIC-ORIENTED POLYCHARTISTIC ACTIVITY BY CHINESE UNDERGRADUATE STUDENTS. The article is dedicated to a problem of mastering by Chinese undergraduate students of the current methodology of analyzing music with the help of means of expressiveness of other types of arts, which is widespread in Russian education. This technique is usually associated with the music-oriented polyartistic activity of the teacher-musician. The development of the methodology of music-oriented poly-artistic activity by Chinese undergraduate students at the Russian Pedagogical University is due to the need to respond mobile to the needs of the rapidly developing pedagogy of music education based on the perception of the Russian musical and pedagogical experience. The article highlights and analyzes the pedagogical conditions that contribute to the effective development of this technique in the educational process, namely: the study of the elective course "Musically oriented polyartistic activity of a musician-teacher" (group or small group classes); the development of the academic vocal and piano repertoire in performing classes, which contributes to the practical consolidation of the theoretical provisions of the methodology of musically oriented polyartistic activity on specific musical material; the inclusion in the process of special musical training of poly-artistic creative tasks that reflect the theoretical and art history, interdisciplinary pedagogical and musical-analytical components of the analysis of a musical work in the relationship and interaction with other types of arts; the implementation of the methodology of music-oriented poly-artistic activity in the conditions of pedagogical practice; the use of works of classical Chinese art (poetry, painting) in the learning process, which will allow future music teachers from the People's Republic of China to more effectively integrate the main provisions of the studied methodology into the context of the national pedagogy of music education in their future professional activities.
Key words: pedagogy of music education, Russian Pedagogical University, methodology of music-oriented polyartistic activity, educational process, pedagogical conditions, polyartistic creative tasks.
Пэн Иньлай, аспирант, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,
E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОСВОЕНИЯ МЕТОДИКИ МУЗЫКАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КИТАЙСКИМИ СТУДЕНТАМИ-БАКАЛАВРАМИ
Статья посвящена проблеме освоения китайскими студентами-бакалаврами распространенной в педагогическом пространстве России актуальной методики анализа музыки с помощью средств выразительности других видов искусств. Данную методику принято связывать с музыкально ориентированной полихудожественной деятельностью педагога-музыканта. Освоение данной методики китайскими студентами-бакалаврами в российском педагогическом университете обусловлено необходимостью мобильно реагировать на потребности быстро развивающейся педагогики музыкального образования на основе восприятия российского музыкально-педагогического опыта. В статье выделены и проанализированы педагогические условия, способствующие эффективному освоению указанной методики в учебном процессе, а именно: изучение курса по выбору «Музыкально ориентированная полихудожественная деятельность музыканта-педагога» (групповые или мелкогрупповые занятия); освоение в исполнительских классах академического вокала и репертуара для фортопиано, который способствует практическому закреплению теоретических положений методики музыкально ориентированной полихудожественной деятельности на конкретном музыкальном материале; включение в процесс специальной музыкальной подготовки полихудожественных творческих задач, отражающих теоретико-искусствоведческий, междисциплинарный педагогический и музыкально-аналитический компоненты анализа музыкального произведения во взаимосвязи и взаимодействии с другими видами искусств; реализацию методики музыкально ориентированной полихудожественной деятельности в условиях педагогической практики; использование в процессе обучения произведений классического китайского искусства (поэзия, живопись). Это позволит будущим педагогам-музыкантам из Китайской Народной Республики в дальнейшей профессиональной деятельности более эффективно интегрировать основные положения изучаемой методики в контекст национальной педагогики музыкального образования.
Ключевые слова: педагогика музыкального образования, российский педагогический университет, методика музыкально ориентированной полихудожественной деятельности, учебный процесс, педагогические условия, полихудожественные творческие задачи.
Подготовка студентов-музыкантов из Китайской Народной Республики в российских педагогических университетах обусловлена необходимостью мобильно реагировать на потребности быстро развивающейся педагогики музыкального образования как в России, так и в Китае [1]. Сегодня данный контингент китайского студенчества направлен на освоение будущей профессии педагога-музыканта, обладающего универсальными компетенциями. Такие специалисты востребова-
ны в Китае в связи с обновлением системы общего и специального музыкального образования, ориентированного на восприятие лучшего европейского и российского музыкально-педагогического наследия. Поэтому, несмотря на значительные успехи в разработке национальных методик музыкального обучения (например, методики подготовки вокалистов-исполнителей) [2], китайским студентам принципиально важно освоить традиционный классический российский
музыкально-педагогический опыт и, прежде всего, российские методики, которые позволят в дальнейшем адаптировать полученные теоретические знания и технологии в контексте национальных образовательных приоритетов.
В настоящем исследовании мы выделили проблему освоения китайскими студентами-бакалаврами распространенной в педагогическом пространстве России методики анализа музыки с помощью средств выразительности других видов искусств, сформировавшуюся на основе музыкально ориентированной полихудожественной деятельности педагога-музыканта [3, с. 111]. Для исследования методики музыкально ориентированной полихудожественной деятельности и педагогических условий ее освоения китайскими студентами-бакалаврами большое значение имеют фундаментальные научные труды в области педагогики музыкального образования высшей школы (Э.Б. Абдуллин, И.С. Аврамкова, Л.П Арчажникова, Л.С. Майковская, А.И. Николаева, Е.В. Николаева, Т.Г Мариупольская, Л.А. Рапацкая, А.В. Торопова, ПМ. Цыпин, А.И. Щербакова). Методика музыкально ориентированной полихудожественной деятельности полностью или частично отражена в содержании учебной литературы, рожденной под влиянием концепции массового музыкального воспитания композитора и педагога Д.Б. Кабалевского [4]. Можно назвать учебник, посвященный взаимодействию музыки с другими искусствами ПП. Сергеевой и Е.Д. Критской, который широко используется в современной методической подготовке студентов-бакалавров [5]. Интеграция музыки с другими видами искусств и общие художественно-дидактические подходы представлены в трудах Н.Н. Пришанович [б], Е.П. Кабковой и Б.П. Юсова [7] и др. Однако проблема включения указанной методики в процесс профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов из Китайской Народной Республики до настоящего времени не рассматривалась в исследовательской литературе.
Теоретический анализ проблемы и практический опыт работы с китайскими студентами-бакалаврами в Российском государственном педагогическом университете имени А.И. Перцена позволил выявить основные педагогические условия освоения методики музыкально ориентированной полихудожественной деятельности китайскими студентами-бакалаврами. К ним относятся:
а) изучение курса по выбору «Музыкально ориентированная полихудожественная деятельность музыканта-педагога» (групповые или мелкогрупповые занятия);
б) освоение в исполнительских классах (академический вокал, фортепиано и др.) специального репертуара, который способствует практическому закреплению теоретических положений методики музыкально ориентированной полихудожественной деятельности на конкретном музыкальном материале;
в) включение в процесс специальной музыкальной подготовки полихудожественных творческих задач, отражающих теоретико-искусствоведческий, междисциплинарный педагогический и музыкально-аналитический компоненты анализа музыкального произведения во взаимосвязи и взаимодействии с другими видами искусств;
г) реализацию методики музыкально ориентированной полихудожественной деятельности в условиях педагогической практики студентов-бакалавров;
д) использование в процессе обучения произведений классического китайского искусства (поэзия, живопись), что позволит будущим педагогам-музыкантам из Китайской Народной Республики в дальнейшей профессиональной деятельности более эффективно интегрировать основные положения изучаемой методики в контекст китайской педагогики музыкального образования.
Рассмотрим первое педагогическое условие, предполагающее включение в процесс обучения китайских студентов-бакалавров теоретического курса по выбору «Музыкально ориентированная полихудожественная деятельность музыканта-педагога». Цель данного курса - освоение китайскими студентами-бакалаврами концептуально-теоретических представлений об универсальности музыкально ориентированной полихудожественной деятельности музыканта-педагога. Задачи теоретического курса включают формирование у китайских студентов-бакалавров полихудожественных компетенций, позволяющих применять полученные теоретические знания на практике, опыта музыкально-педагогического творчества на основе приобретенных полихудожественных знаний и умений, а также опыта эмоционально-ценностного отношения к методике музыкально ориентированной полихудожественной деятельности с целью ее использования в профессиональной работе педагога-музыканта.
Содержание курса предполагает освоение следующих тем:
1. Музыкально ориентированная полихудожественная деятельность музыканта-педагога: концептуально-теоретические основания актуальной методики музыкального образования.
2. Основные средства художественной выразительности разных видов искусств. Эстетико-искусствоведческие теории классификации искусств, взаимодействия искусств, синтеза искусств.
3. Музыкальное искусство в диалоге с другими видами искусств. Взаимодействие музыки с литературой и изобразительным искусством. Программная музыка. Вокальные жанры в музыке.
4. Педагогические основы музыкально ориентированной полихудожественной деятельности, сопоставление художественных образов музыки с другими искусствами по принципу сходства и различия с целью выявления содержательных смыслов музыкального произведения.
5. Педагогические основы применения компонентов музыкально ориентированной полихудожественной деятельности на уроках вокала и фортепиано.
6. Музыкально ориентированная полихудожественная деятельность в системе музыкального образования Китая. Сразу отметим, что занятие по данной теме готовится совместно с китайскими студентами, которые должны найти опубликованные в Китае педагогические материалы по указанной проблеме. Занятие проводится в форме свободного диалога, что позволяет выявить отношение студентов к методике музыкально ориентируемой полихудожественной деятельности.
Освоение указанного курса формирует у китайских студентов-бакалавров представления о концептуально-теоретических основах музыкально ориентированной полихудожественной деятельности музыканта-педагога. Последующие педагогические условия учебного процесса направлены на практическое освоение полученных компетенций в процессе индивидуальных занятий в исполнительских классах, а также при прохождении педагогической практики.
Второе педагогическое условие предполагает применение методики музыкально ориентированной полихудожественной деятельности в исполнительских классах академического вокала и фортепиано. Реализация данного педагогического условия в учебном процессе может быть представлена в виде отдельной программной составляющей занятий с китайскими студентами-бакалаврами, содержание которой зависит не только от уровня исполнительской подготовки студента, но и от его способности ориентироваться в других видах искусств.
В классе академического вокала освоение методики музыкально ориентированной полихудожественной деятельности предопределено жанровой спецификой вокального искусства, рожденного синтезом литературного слова и музыки. В практике работы преподавателей сольного пения это взаимодействие, как правило, представлено предварительным анализом текста, на основе которого было создано вокальное произведение. Однако методика музыкально ориентированной полихудожественной деятельности позволяет расширить круг искусств, выразительность которых поможет более полно и глубоко проникнуть в образный строй изучаемого вокального сочинения. В числе применимых педагогических средств выделим следующие: обобщение историко-художественных и стилистических закономерностей, в контексте которых было написано изучаемое студентами вокальное произведение; сопоставление образов вокального сочинения с образами изобразительного искусства, скульптуры, архитектуры и др. Приведем примеры использования указанных педагогических средств в классе академического вокала при изучении произведений музыки барокко и классицизма. Предварительно отметим: необходимое вокалисту «чувство стиля» при освоении старинной европейской музыки формируется более эффективно в результате интеллектуальных усилий, эмоционального и психологического настроя китайских студентов-бакалавров на исполнительское прочтение барочного произведения как явления художественной культуры исторической эпохи, получившего отражение в разных искусствах. Полихудожественный анализ помогает полнее раскрыть исполнительский потенциал студента на основе знаний историко-художествен-ных закономерностей барокко и умений соотнести средства выразительности вокального сочинения с другими видами искусств.
Так, при изучении итальянской арии в стиле барокко необходимо познакомить студента с основными характеристиками итальянского барочного стиля. Для этого целесообразно предложить студенту изучить доступные ресурсы Интернета (энциклопедические статьи и др.), освещающие художественное наследие итальянского барокко. Полезно ознакомить студента с творчеством Л. Бернини - одного из основоположников барочного стиля, культивирующего в своем искусстве многоплановое отражение непрерывно изменчивого окружающего мира. Динамичность средств художественной выразительности при строгом отношении к архитектонике формы, характерные для барочной скульптуры или архитектуры, помогут студенту глубже понять образный строй музыки и особенности ее исполнительского воплощения.
Обращение к средствам выразительности разных искусств, созданных в русле классицизма, также способствует эффективному освоению методики музыкально ориентированной полихудожественной деятельности в классе академического вокала. Как известно, в основе эстетики европейского музыкального классицизма лежат представления о логике художественного воплощения композиторского замысла, подчиненного законам строгой и стройной красоты. Поэтому полихудожественный анализ вокального произведения в стиле классицизма предполагает обращение к зримым образам архитектуры, воплотившим нормы формообразования в соотношение частей и целого. Например, изучая арии венских композиторов-классиков, можно обратиться к многочисленным памятникам классической архитектуры Санкт-Петербурга, образы которых демонстрируют ясность формы, строгость сочетания деталей декора, удивительную цельность художественного образа. Эти характеристики полностью совпадают с трактовкой стилистики вокальных произведений классицизма, которые изучаются в классе академического вокала китайскими студентами-бакалаврами.
Выбор занятий по фортепиано с целью практического закрепления компетенций полихудожественной деятельности не случаен. Российские теоретики и методисты называют все сочинения, изучаемые в фортепианном классе в период вузовской подготовки, «школьным репертуаром» [8, с. 262]. В связи с этим в процессе фортепианной подготовки китайских студентов-бакалавров необходимо решить две взаимосвязанные проблемы. Во-первых, качественно преобразовать
отношение студентов к занятиям по фортепиано и к фортепианному исполнительству, включая в репертуар яркие музыкальные произведения. Во-вторых, стимулировать интерес к педагогическому осмыслению изучаемой фортепианной музыки, к накоплению репертуарного багажа для его использования в будущей работе педагога-музыканта. Эти проблемы могут решаться в русле освоения методики музыкально ориентированной полихудожественной деятельности на основе специального фортепианного репертуара, в том числе с помощью изучения программной фортепианной музыки, на значимость которой в процессе обучения китайских студентов указывают многие педагоги-пианисты [9]. Как считает исследователь программного музыкального искусства Ю.Н. Хохлов, именно явление музыкальной программности связано со специфическими особенностями музыки, отличающими ее от других видов искусств [10, с. 442]. Если рассмотреть явление программности в европейской и русской инструментальной музыке, то можно привести несколько примеров, свидетельствующих об ее основных разновидностях. Прежде всего, это программные произведения, написанные под влиянием изобразительных, в частности архитектурных, образов, которые можно описать словами, либо созданных под воздействием реальных явлений окружающей действительности (Ф. Лист «Часовня Вильгельма Телля», П. Чайковский «На тройке»). Другая группа сочинений связана с сюжетным «музыкальным рассказом» литературного произведения (П. Чайковский «Ромео и Джульетта»). Достаточно часто инструментальные, в том числе фортепианные, произведения передают впечатления от природных явлений или настроения, навеянные окружающим пейзажем (Э. Григ «Утро»). Есть сочинения, непосредственно связанные с художественными образами произведений изобразительного искусства (Ф. Лист «Мыслитель», М. Мусоргский «Картинки с выставки»).
Особое внимание необходимо уделять изучению фортепианной музыки, созданной великими европейскими и русскими композиторами специально для детей. Как правило, эти сочинения являются программными и доступны для освоения в русле изучаемой методики музыкально ориентированной полихудожественной деятельности. В числе рекомендуемых авторов Р. Шуман, М.П. Мусоргский, П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Д.Б. Кабалевский и др. Музыкальная образность фортепианных произведений этих композиторов весьма разнообразна. Китайским студентам-бакалаврам полезно подробно проанализировать программу фортепианной пьесы и понять, какими средствами выразительности пользуется композитор для ее музыкального воплощения. Например, студентам можно предложить разработать план рассказа о содержании сочинений «Детского альбома» П.И. Чайковского («Сладкая греза», «Новая кукла» и др.). Программная фортепианная музыка позволяет эффективно осваивать педагогические средства сопоставления музыки с другими видами искусств, и ее изучение расширяет представления китайских студентов-бакалавров о сфере применения методики музыкально ориентированной полихудожественной деятельности.
Третье педагогическое условие предполагает включение в содержание специальной музыкальной подготовки студентов полихудожественных творческих задач, отражающих теоретико-искусствоведческий, междисциплинарный педагогический и музыкально-аналитический компоненты изучения музыкального произведения во взаимосвязи и взаимодействии с другими видами искусств. Для включения творческих задач в учебный процесс необходимо обосновать творческие задачи, содержание которых отражает музыкально ориентированную полихудожественную деятельность.
Содержание творческих задач является составляющей опыта музыкально-педагогического творчества. Здесь необходимо уточнить, что проблема музыкально-педагогического творчества педагога-музыканта неоднократно затрагивалась в исследованиях крупных российских ученых, которые, в свою очередь, опирались на установки общей педагогики и психологии. В психолого-педагогической литературе категория «творчество» понимается в широком и более локальном ее значении. Например, А.Я. Понамарев подчеркивал, что широкое понимание творчества означает процесс, цель которого - создание чего-то нового. Именно так явление творчества реализуется в научных исследованиях (научные открытия, новые теории и др.) или в художественной деятельности. В более локальном значении творчество есть «условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания, в (относительно) новой форме...» [11, с. 16]. К относительно новой форме относится, как правило, любое учебное творчество, в том числе творчество студентов-музыкантов.
Исходя из понимания условной новизны учебного творчества, можно предположить, что содержание творческих задач, направленных на освоение методики музыкально ориентированной полихудожественной деятельности, может быть почерпнуто из апробированных в музыкально-педагогической практике форм анализа музыки во взаимодействии и взаимосвязи с другими искусствами. При этом наиболее простая творческая задача должна включать либо теоретико-искусствоведческий, либо междисциплинарный педагогический, либо музыкально-аналитический компоненты изучения музыкального произведения.
Библиографический список
Обратимся к примерам творческих задач, которые студенты-бакалавры решают в процессе изучения теоретического курса «Музыкально ориентированная полихудожественная деятельность музыканта-педагога». Например, студенты должны подобрать и проанализировать произведения разных видов искусств, принадлежащие одной исторической эпохе или одному стилевому направлению, ориентируясь на свой исполнительский репертуар. Целью сопоставления художественных образов по принципу сходства и различия является выявление содержательных смыслов музыкального произведения. Другая творческая задача предлагает определить, какой конкретный материал (произведения литературы, живописи и др.) можно использовать на уроках музыки в Китае.
Четвертое педагогическое условие ориентировано на реализацию методики музыкально ориентированной полихудожественной деятельности в условиях педагогической практики студентов-бакалавров. Важное место в этой работе занимают творческие задачи, выполнение которых имеет теоретическую и практическую направленность. В качестве источника содержания творческих задач для китайских студентов-бакалавров мы обратились к распространенному в России учебнику «Музыка» для пятого класса ГП. Сергеевой и Е.Д. Критской [5]. Его освоение предполагает знание методики музыкально ориентированной полихудожественной деятельности. Рассмотрим возможные варианты полихудожественных творческих задач, основанных на тематическом материале учебника.
Тема учебника «Что роднит музыку с литературой». Творческая задача для студентов: «Что общего между поэзией и музыкой? Какие жанры музыкального искусства объединили поэтическое слово и его звуковое прочтение?». (Творческая задача составлена для закрепления теоретико-искусствоведческого компонента музыкально ориентированной полихудожественной деятельности педагога-музыканта). Тема учебника «Что роднит музыку с изобразительным искусством?». Творческая задача для студентов: «Какими средствами художественной выразительности пользуется художник для воплощения картин природы? Сопоставьте пейзажи в живописи и в музыке. Подберите конкретные примеры; определите, какие педагогические приемы вы будете использовать на уроке для анализа общности и различия этих произведений?». (Творческая задача составлена для закрепления междисциплинарного педагогического компонента музыкально ориентированной полихудожественной деятельности педагога-музыканта).
Тема учебника «Импрессионизм в музыке и живописи». Творческая задача для студентов: «Какими средствами музыкальной выразительности «нарисовал» К. Дебюсси ночной пейзаж в фортепианном сочинении «Лунный свет»? Дайте характеристику гармоническим и ритмическим особенностям произведения. Какова роль изобразительности в этой музыке?». (Творческая задача составлена для закрепления музыкально-аналитического компонента музыкально ориентированной полихудожественной деятельности педагога-музыканта).
Пятое педагогическое условие освоения методики музыкально ориентированной полихудожественной деятельности китайскими студентами-бакалаврами - использование в процессе обучения произведений классического китайского искусства. Необходимо подчеркнуть, что исследуемая в данной работе российская методика музыкально ориентируемой полихудожественной деятельности основана на анализе произведений европейского и русского искусства. Следовательно, в учебном процессе, направленном на профессиональную подготовку китайских студентов-бакалавров, целесообразно находить содержательное совпадение образного строя изучаемой европейской или русской музыки и произведений китайских авторов - художников, поэтов и др. Думается, что особую роль в выстраивании такого диалога должно играть наследие китайского изобразительного искусства. В их числе - творения великих китайских пейзажистов. Примером являются пейзажи эпохи Сун, в том числе - работы художника Го Си, отдавшего предпочтение жанру «горы - воды». Его картина «Осенний туман рассеялся над горами и равнинами», написанная черной тушью, выразительно передает мир первозданной природы, ее красоту и безмолвие. Аналогичные образы достаточно часто встречаются в европейской и русской музыке, как инструментальной, так и вокальной. Не менее важно уметь сопоставить образы китайской поэзии с музыкальными произведениями европейских и русских композиторов. Китайским студентам-бакалаврам полезно вспомнить национальное классическое поэтическое наследие, в том числе творчество выдающегося художника, теоретика искусства и поэта Ван Вэя, оставившего такие строки: Плывут облака отдыхать после знойного дня, Стремительных птиц улетела последняя стая.
Этот образ китайской поэзии сопоставим с «музыкальными картинами», рожденными в эпоху романтизма как в европейском, так и в русском музыкальном искусстве. Как правило, китайские студенты-бакалавры с большим интересом воспринимают задания, направленные на поиск общности тем, идей, образов национального искусства и искусства других народов мира. Поэтому обращение к классическому китайскому наследию, прежде всего - к живописи и поэзии, позволяет более эффективно осваивать российскую методику музыкально ориентированной полихудожественной деятельности в учебном процессе педагогического университета.
1. Аврамкова И.С., Чжан Ч. Феномен коммуникации в российской общей и музыкальной педагогике: исторический аспект. Научное мнение. 2018; № 2: 63 - 73.
2. Ван С. Подготовка вокалистов-исполнителей. Современное образование. Чанша, 2008; № 8: 76 - 77.
3. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. Москва: Академия, 2004.
4. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа. Составитель Е.О. Яременко. Москва: Просвещение, 2001: 3 - 29.
5. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений. Москва: Просвещение, 2003.
6. Гришанович Н.Н. Современные художественно-дидактические подходы в музыкальном образовании. Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». 2013; № 2: 23 - 42.
7. Юсов Б.П., Кабкова Е.П., Мун Л.Н. и др. Виды искусства и их взаимодействие: пособие для учителя. Москва: ИХО РАО, 2001.
8. Каузова А.Г, Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Исполнительская деятельность учителя музыки. Теория музыкального образования. Москва: Академия, 2004: 261 - 269.
9. Ли Ч., Красовская Е.П. К Проблеме исполнительского освоения европейской программной музыки студентами Китайской Народной Республики на фортепианных занятиях. Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». 2017; № 1 (17): 115 - 125.
10. Хохлов Ю.Н. Программная музыка. Музыкальная энциклопедия. Москва: Советская энциклопедия, 1978; Т. 4: 442 - 450.
11. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. Москва: Педагогика, 1976.
References
1. Avramkova I.S., Chzhan Ch. Fenomen kommunikacii v rossijskoj obschej i muzykal'noj pedagogike: istoricheskij aspekt. Nauchnoe mnenie. 2018; № 2: 63 - 73.
2. Van S. Podgotovka vokalistov-ispolnitelej. Sovremennoe obrazovanie. Chansha, 2008; № 8: 76 - 77.
3. Abdullin 'E.B., Nikolaeva E.V. Teoriyamuzykal'nogoobrazovaniya. Moskva: Akademiya, 2004.
4. Kabalevskij D.B. Osnovnye principy i metody programmy po muzyke dlya obscheobrazovatel'noj shkoly. Programmno-metodicheskie materialy. Muzyka. Nachal'naya shkola. Sostavitel' E.O. Yaremenko. Moskva: Prosveschenie, 2001: 3 - 29.
5. Sergeeva G.P., Kritskaya E.D. Muzyka: uchebnik dlya uchaschihsya 5 klassa obscheobrazovatel'nyh uchrezhdenij. Moskva: Prosveschenie, 2003.
6. Grishanovich N.N. Sovremennye hudozhestvenno-didakticheskie podhody v muzykal'nom obrazovanii. Vestnik kafedry YuNESKO «Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie». 2013; № 2: 23 - 42.
7. Yusov B.P., Kabkova E.P., Mun L.N. i dr. Vidy iskusstva iih vzaimodejstvie: posobie dlya uchitelya. Moskva: IHO RAO, 2001.
8. Kauzova A.G., Abdullin 'E.B., Nikolaeva E.V. Ispolnitel'skaya deyatel'nost' uchitelya muzyki. Teoriya muzykal'nogo obrazovaniya. Moskva: Akademiya, 2004: 261 - 269.
9. Li Ch., Krasovskaya E.P. K Probleme ispolnitel'skogo osvoeniya evropejskoj programmnoj muzyki studentami Kitajskoj Narodnoj Respubliki na fortepiannyh zanyatiyah. Vestnik kafedry YuNESKO «Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie». 2017; № 1 (17): 115 - 125.
10. Hohlov Yu.N. Programmnaya muzyka. Muzykal'naya 'enciklopediya. Moskva: Sovetskaya 'enciklopediya, 1978; T. 4: 442 - 450.
11. Ponomarev Ya.A. Psihologiya tvorchestva ipedagogika. Moskva: Pedagogika, 1976.
Статья поступила в редакцию 22.04.21
УДК 378.035.6
Ryazanov S.S., postgraduate, Kostroma State University (Kostroma, Russia), E-mail: [email protected]
THE POSSIBILITIES OF USING THE TECHNOLOGY OF PEDAGOGICAL SUPPORT FOR THE FORMATION OF CIVIL MATURITY OF CADETS OF A MILITARY UNIVERSITY. The article substantiates the essence and contents of the concept of "civil maturity", defines the specific characteristics of civil education and the conditions for its formation in a military university. The features of the organization of civil education and training of cadets that contribute to the formation of their personal potential and the development of subjectivity in educational and professional activities are determined. The results of an empirical study of the dynamics of civil maturity of cadets are presented. The possibilities of using the technology of pedagogical support, which lies in creating conditions for the development of the civil identity of cadets, their civil qualities and the acquisition of experience of responsible civil behavior in the military educational environment, assistance in the acquisition of the individual position of the subject in the system of social relations of the military educational organization, are justified.
Key words: civil maturity, civil education, military educational environment, pedagogical support.
С.С. Рязанов, аспирант, Костромской государственный университет, г. Кострома, E-mail: [email protected]
ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЗРЕЛОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА
В статье обоснована сущность и содержание понятия «гражданская зрелость», определены специфические характеристики гражданского образования и воспитания, условия её формирования военном вузе. Определены особенности организации гражданского образования и воспитания курсантов, способствующие формированию их личностного потенциала и развитию субъектности в учебной и профессиональной деятельности. Приведены результаты эмпирического исследования динамики гражданской зрелости курсантов. Обоснованы возможности применения технологии педагогического сопровождения, заключающегося в создании условий для развития гражданской идентичности курсантов, их гражданских качеств и приобретения опыта ответственного гражданского поведения в военно-образовательной среде, содействия в обретении личностью позиции субъекта в системе социальных отношений военной образовательной организации.
Ключевые слова: гражданская зрелость, гражданское образование, военная образовательная среда, педагогическое сопровождение.
В современных условиях развития общества на постинформационном этапе становится актуальной проблема создания «социальных якорей», позволяющих взрослеющей личности обрести социальную стабильность и моральную устойчивость в динамично меняющемся и нелинейно развивающемся мире. Одним из таких «якорей» является гражданская зрелость, являющаяся не просто социально значимым образовательным результатом, но и составляющая основу развития личностного потенциала гражданского участия людей в жизни общества и государства. Особую актуальность формирование данного качества имеет в деле образования и воспитания будущих офицеров, для которых гражданская зрелость является одновременно и универсальной, и общепрофессиональной компетенцией.
В Федеральных образовательных стандартах высшего (в том числе военного) образования прямые указания на формирование гражданской зрелости выпускника отсутствуют в описании образовательных результатов, по крайней мере, именно в такой формулировке. Вместе с тем университеты продолжают развитие, начатое в средней школе. Здесь образование - это целенаправленная подготовка, во время которой молодёжь учат с пониманием и достоинством
контактировать со своим окружением, а также адаптироваться к существующим условиям. Поэтому гражданственность продолжает развиваться при обучении в вузе, переходя на новый, качественный уровень гражданской зрелости.
Современное высшее образование представляет собой не только этап подготовки к профессиональной деятельности - это также важный этап личностного развиттия и социального становления человека, интеграции его в систему социальных отношений. Неслучайно в последнее время широко обсуждается вопрос развития универсальных компетенций, или soft skills, имеющих надпредметный и надпрофессиональный характер. Именно к данному виду компетенций относится, на наш взгляд, гражданская компетенция. В числе прочих надпрофессиональ-ных компетенций она определят социальную и цивилизационную значимость военного образования.
Методологическую основу нашего исследования составили идеи экзистенциальной и социальной феноменологии о том, что личность - это сплав социально-общего и индивидуально-неповторимого, коллективное в личности индивидуализируется, превращается в смысложизненное, значит - становится индивидуально-духовным. В основу исследования положен личностно ориенти-