Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ "ПЕРЕВЁРНУТОГО КЛАССА" В ВОКАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ РЕФОРМИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ВОКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ'

РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ "ПЕРЕВЁРНУТОГО КЛАССА" В ВОКАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ РЕФОРМИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ВОКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОКАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / "ПЕРЕВЁРНУТЫЙ КЛАСС" / РЕФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЯ / VOCAL TEACHING / FLIPPED CLASS / EDUCATIONAL REFORM / CHINA'S HIGHER MUSIC EDUCATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яо Вэй

В статье охарактеризованы особенности реализации модели "перевёрнутого класса" в процессе подготовки вокалистов в музыкальных вузах Китайской Народной республики. Целью статьи является определение и характеристика возможностей и перспектив применения модели "перевёрнутого класса" в контексте модернизации системы высшего музыкального образования Китая. Новизна представленных в статье исследовательских результатов состоит в определении общепедагогических и методических особенностей модели ";перевёрнутого класса" при решении наиболее распространённых проблем, возникающих при решении задач подготовки специалистов вокального искусства и преподавателей музыки, выявлении особенностей, возможностей и границ применения модели ";перевёрнутого класса" в процессе изучения вокальных дисциплин в музыкальных вузах Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE "FLIPPED CLASS" MODEL IN VOCAL EDUCATION AS ONE OF THE DIRECTIONS OF REFORMING HIGHER VOCAL EDUCATION IN CHINA

The article describes the peculiarities of the implementation of the "flipped class" model in the process of training vocalists in musical universities of the People's Republic of China. The purpose of the article is to identify and characterize the possibilities and prospects of using the "flipped class" model in the context of modernizing the system of higher musical education in China. The novelty of the research results presented in the article lies in the determination of the general pedagogical and methodological features of the "flipped class" model in solving the most common problems that arise when solving the problems of training vocal art specialists and music teachers, identifying the features, possibilities and boundaries of using the inverted classroom model in the process study of vocal disciplines in music universities in China.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ "ПЕРЕВЁРНУТОГО КЛАССА" В ВОКАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ РЕФОРМИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ВОКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ»

S

LU

S

о

LU

# * *

418

3. Грезнева О. Научные школы (педагогический аспект) / О. Грязнева. - М,, 2003. -69 с.

4. Гусарова М.Н. Личностное информационное пространство педагога как факторего професси опального развития / М.Н. Гусарова Ц Современные проблемы науки и образования. - 2018. - №1. -С1-3.

5. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / ( .М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М. : Ака демия, 2003. - 176 с.

6. Ко шел? в а А.О. Проблемы развития способное тей личности к научному руководству соискате-

лями в высшей школе / А.О. Кошелева, О.И. Шевченко Ц Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета.-.10116. -№ 1 (37).- С, 71-77. 7. Шевченко 0,И. Профессиональное саморазви тае преподавателя вуза в процессе научно-исследовательской деятельности: коллективная монография / О.И. Шевченко, А.О. Кошелева П Профессиональная деятельность педагога: новые подходы и решения: колл. монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова, - Ульяновск: Зебра, 2017. - 287 с. -С 100 111.

< et

LU

IMPLEMENTATION OF THE "FLIPPED CLASS" MODEL IN VOCAL EDUCATION AS ONE OF THE DIRECTIONS OF REFORMING HIGHER IVOCAL EDUCATION IN CHINA *

Yao We!, PhD of Pedagogical sciences. Senior Lecturer of Department of Vocal Art, Taizhou University, Taizhou, Province Jiangsu, China

The article describes the peculiarities of the implementation of the "flipped class" model in the process of training vocalists in musical universities of the People's Republic of China. The purpose of the article is to identify and characterize the possibilities and prospects of using the "flipped class" model in the context of modernizing the system of higher musical education in China, The novelty of the research results presented in the article lies in the determination of the general pedagogical and methodological features of the "dipped class" model in solving the most common problems that arise when solving the problems of training vocal art specialists and music teachers, identifying the features, possibilities and boundaries of using the inverted classroom model in the process study of vocal disciplines in music universities in China.

Keywords: vocal teaching; flipped class; educational reform; China's higher music education system. DOI 10.24923/2222-243X.2020-36.79

УДК 378 ВАК РФ 13.00.02

Вэй, 2020

ЯО ВЭЙ, кандидат педагогических наук. Старший преподаватель, кафедра вокального искусства, Тайчжоуский университет, Тайчжоу, Китай, провинция Цзянсу

РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ "ПЕРЕВЁРНУТОГО КЛАССА " В ВОКАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ РЕФОРМИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ВОКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ **

В статье охарактеризованы особенности реализации модели "перевёрнутого класса" в процессе подготовки вокалистов в музыкальных вузах Китайской Народной республики. Целью статьи являе тся определение и характеристика возможностей и перспектив применения модели "перевёрнутого класса"в контексте модернизации системы высшего музыкальною образования Китая. Новизна представленных в статье исследовательских результатов состоит в определении общепедагогических и методических особенностей модели "перевёрнутого класса" при решении наиболее распространённых проблем, возникающих при решении задач подготовки специалистов вокальною искусства и преподавателей музыки, выявлении особенностей, возможностей и границ применения модели "перевёрнутою класса" в процессе изучения вокальных дисциплин в музыкальных вузах Китая.

Ключевые слова: вокальное обучение; "перевёрнутый класс"; реформирование образования; система высшею музыкальною образования Китая.

2019 год был ознаменован празднованием 70-летия образования КНР. Высшее образование КНР, пройдя огромный путь формирования и развития, имеет определённые ценностные ориентиры и модели развития. С 1952 г. система высшего образования КНР выс-

"The article was carried out in the framework of the research project of Taizhou University No. 2019. J GO 5 "Study of the problem of preparing a music teacher for vocal training in school classrooms".

** Статья выполнена в рамках исследовательского проекта Тайчжоуского университета № 2019JGC15 "Исследование проблемы подготовки учителя музыки для вокального обучения s школьных аудиториях"

траивалась по аналогии с советской. 1966-1976 гг. - это время культурной революции, которое отмечено застоем 8 сфере высшего обра-зования. С 1995 г. реализовывался так называемый "проект 211" {создание сети из ста передовых ключевых вузов), а е 1997 г, было положено начало "проекта 985" (создание вузов, способных лидировать среди лучших вузов мира}. Эти проекты подняли уровень, качество и конкурентоспособность высшего образования КНР. В 1999 г. начался период преобразования высшего образования из элитного в массовое. 8 2018 г. коэффициент продолжающих свое образование после школы был равен 48.1%, а в 2019 г. количество желающих поступить в вузы увеличилось на миллион человек и вступительный коэффициент составил свыше 50% от числа выпускников школ. Высшее образование в КНР стало массовым [5].

Современный этап развития высшего образования в Китае отличается не только изменением количества студентов и масштабов вузов, но и потребностью в соответствующих педагогических идеях. Ранее задачей большинства вузов была подготовка из представителей народа хороших специалистов разных профессий. Разграничение между предметами было нечётким, так же как разграничение учебного и личного времени. Новое время предъявляет свои требования к организации высшего образования, к используемым в учебном процессе технологиям. Меняется характер взаимодействия студентов и преподавателя - в частности, широко используются элементы дистанционного обучения с применением телевизионных, компьютерных и иных технологий, ß новых условиях необходимо серьёзное реформирование высшего образования. "Перевёрнутый класс" является одной из инновационных моделей обучения, которая отвечает задачам модернизации образования в современном Китае,

У истоков "перевёрнутого класса" стоит американец Salman Khan. 8 2006 г. он выпустил первое видео не ресурсе Youtube, а в 2007 г. создал некоммерческий сайт института Khan, В 2007 г. модель "перевёрнутого класса" начали использовать американские школьные учителя Jonathan Bergmann и Aaron Sams; через некоторое время она стала весьма популярной в школьном образовании США. "Перевёрнутый класс" (англ. "Flipped Classroom" или "inverted Classroom") - модель обучения, в основе которой лежит идея оптимального регулирования и оптимального использования времени в классе и за его пределами, чтобы

сформировать у обучающихся способность учиться принимать решения. Однако ещё в 1998 г. в Китае появилась образовательная модель Дуланкоу [2). В школе Дуланкоу организация уроков похожа на организацию занятий в рамках модели "перевёрнутого класса", единственным различием является то, что в модели Дуланкоу не используются видеоматериалы. С 2011 г. в китайском городе Чунцин в Цзюйкуйской школе началась экспериментальная работа по реализации модели "перевёрнутого класса". Затем в провинциях Гуандун, Шань-дун и в Пекине некоторые школы также стали использовать эту модель обучения,

С 2014 г. "перевёрнутый класс" стал в КНР одной из самых актуальных тем в педагогических исследованиях, посвященных образовательному процессу в школах и вузах. Однако в большинстве имеющихся работ рассматриваются общие проблемы "перевёрнутого класса", его плюсы и минусы, возможности и границы применения. Вопросы реализации данной модели при подготовке специалистов в системе высшего образования Китая ещё ждут своих исследователей. Особенно остро проблема стоит в отношении подготовки вокалистов в системе музыкального образования Китая. Традиционно считается, что подготовить хорошего вокалиста можно только в системе обучения "лицом к лицу", при непосредственной передаче исполнительской манеры от преподавателя студенту В силу этого отношение в научной и педагогической среде к применению модели "перевёрнутого класса" в системе высшего вокального образования нельзя назвать положительным. Одной из причин такого отношения является слабая разработанность проблематики, связанной с реализацией модели "перевёрнутого класса" при освоении дисциплин, которые предполагают не только получение теоретических знаний, но также формирование умений и навыков. Имеются исследования, в которых глубоко анализируются особенности применения модели "перевёрнутого класса" в педагогических вузах (Лун Ючен), рассматривается вопрос о возможности адаптации данной модели к особенностям высшего вокального образования (Хоу Исюань, Гуо Миньцзянь). Однако количество подобных исследований и широту охвата проблематики, связанной с применением модели "перевёрнутого класса" в системе высшего вокального образования Китая, нельзя признать достаточными.

Целью настоящего исследования является выявление возможностей и границ примене-

ш S

О ш

<

С[ ш

# * *

420

иия модели "перевёрнутого класса" в профессиональной подготовке вокалистов в системе высшего музыкального образования КНР,

Данная цель достигается благодаря решению следующих задач:

1) определить особенности реализации разных этапов занятий в рамках модели "перевёрнутого класса" при подготовке вокалистов в системе высшего музыкального образования КНР;

2} выявить специфику методического обеспечения и организации педагогического взаимодействия при реализации модели "перевёрнутого класса" на занятиях по вокалу;

3) определить перспективы применения модели "перевёрнутого класса" в условиях реформирования образования в КНР в сфере подготовки вокалистов.

В процессе решения перечисленных задач применялись следующие методы: анализ концептуальных положений и выводов, содержащихся в выполненных китайскими учёными педагогических исследованиях; анализ и обобщение массового и инновационного педагогического опыта; обобщение.

Модель "перевёрнутого класса" подтвердила свою эффективность при теоретическом обучении, но по-прежнему остро стоит вопрос о том, может ли она быть такой же результативной в процессе приобретения практических умений и навыков? Специфика обучения вокалу состоит в том, что формирование исполнительских навыков опирается на теоретические знания, непосредственно связанные с практикой исполнения вокальных произведений и обеспечивающие формирование тех или иных умений (например, необходимы знания об особенностях звукообразования). В процессе обучения вокалу модель "перевёрнутого класса", как и в других сферах обучения, реализуется как последовательность трёх этапов, но на каждом этапе применяются методы и приёмы, обусловленные спецификой предмета.

1. Этап, предшествующий проведению занятия.

Рассматривая этот этап, необходимо говорить отдельно о деятельности преподавателя и о деятельности студентов. Преподаватель должен разработать содержание занятия в соответствии с определённым планом и подготовить необходимые для проведения занятия ресурсы. "Перевёрнутый класс" требует от преподавателя, чтобы он находил или создавал самостоятельно ресурсы для обучения, соответствующие содержанию занятия. Ресурсы

обычно заимствуются из лекций известных певцов и профессоров; также это могут быть личные ресурсы преподавателя, которые соответствует содержанию занятия. Благодаря сочетанию этих двух видов ресурсов можно дать студентам максимально точные и надёжные знания. Ресурсы могут содержать теоретический и практический обучающий материал и включать отдельные звуки, картинки, тексты и их комбинации, аудио- и видеоматериалы, В содержание учебных материалов могут входить распевки, примерный разбор вокального произведения. Преподаватель подбирает ресурсы сообразно индивидуальным особенностям студентов по разным параметрам. Например, должны быть подобраны особые вокализы для высоких, средних и низких голосов. Ресурсы также должны включать вокализы, рассчитанные на разные вокальные умения и на преодоление различных возникающих в процессе исполнения трудностей, с применением разнообразных вокальных технических приёмов: для открытого звука применять прикрытую гласную "у", а для глухого перекрытого звука использовать более светлую открытую фонацию через гласные "и" или "е". Кроме того, преподавателю следует подготовить ответы на возможные вопросы студентов по проблемам в вокализации и по своему предмету в целом, объясняя требования к пению, способы решения возникающих в процессе исполнения вокальных произведений проблем и т.д. Это очень важно для развития абстрактного мышления в вокальном искусстве.

Студенты самостоятельно изучают базовые ресурсы, предоставленные преподавателем. До занятия студенты должны не только проработать все ресурсы, связанные с приобретением знаний, но и поработать над практическими умениями, формирование которых является задачей предстоящего занятия, проверить на практике приобретённые теоретические знания. Студенты самостоятельно выбирают и контролируют темп обучения, а также определяют, нужно ли возвращаться к определённой части занятия и сколько раз или можно идти вперёд. Студенты должны не один раз прослушать представленные в материалах в качестве образцов выступления вокалистов, обращаться к технически непонятным местам и анализировать их, изучать предоставленные преподавателем материалы до уровня полного понимания и осознания всех особенностей исполнения, а также соотносить их с особенностями собственного певческого аппарата.

Преимущество работы с видеоресурсами состоит в том, что студент имеет возможность в любой момент приостановить воспроизведение или многократно повторить конкретную часть выступления вокалиста. Он также может взаимодействовать с однокурсниками и преподавателями через Интернет-сеть, чтобы заранее обозначить вопросы, которые необходимо решить во время занятия. Если у студента возникают вопросы или проблемы, связанные с исполнением того или иного вокального произведения или его фрагмента, которые невозможно решить дистанционно, студент может сделать аудио- или видеозапись своего исполнения и отправить преподавателю, чтобы тот имел возможность заблаговременно подготовить рекомендации для каждого студента и оказать студентам помощь в решении возникших проблем.

Самое главное в занятиях вокалом это глубокое понимание процесса исполнения; важную роль при этом играюттеоретические знания. Этап, предшествующий проведению занятия, позволяет студентам приобрести необходимые теоретические знания по определённой теме, а также выявить и осмыслить процессы, связанные с вокальным исполнительством. Благодаря предварительной самостоятельной работе студентов экономится время для формирования практических исполнительских умений на занятии, у преподавателей появляется больше возможностей для организации обучения "лицом к лицу", которое становится благодаря серьёзной предварительной подготовке преподавателя и студентов более результативным,

2. Этап проведения занятия.

Основное требование к методам обучения, которые применяются на этапе проведения занятия "лицом к лицу", их соответствие гуманистическому принципу "Студенты центр обучения". Этот этап делится на две составляющие: решение вопросов, появившихся в процессе самообучения, и взаимодействие с целью получения знаний и формирования умений. Вопросы, которые студенты отправили преподавателю до начала занятия, рассматриваются в процессе коллективной работы, также, как и в традиционном классе: распевка, выступления студентов, оценки и советы педагога, новые задачи и требования, а также домашнее задание. Преподаватель должен дать ответы с подробными пояснениями на вопросы студентов, помочь студентам повторить и закрепить самостоятельно полученные на предыдущем этапе знания, указать на самые важные и проблем-

ные места в исполнении студентами вокальных произведений и продемонстрировать, как нужно петь, чтобы студенты получили опыт вокального исполнительства в процессе непосредственного взаимодействия с преподавателем. Во время выступлений студентов преподаватель выявляет неправильные приёмы исполнения, препятствующие качественному исполнению привычки и обращает на них внимание студентов. Например, если у студента слишком высокое дыхание, зажатая грудная клетка, то можно сначала объяснить, как необходимо правильно брать дыхание, и показать образец исполнения, а потом можно обсудить способы решения этой проблемы в группе. Студенты, которые приобрели правильные певческие навыки, делятся со всеми своим опытом. Такая деятельность обеспечивает реализацию дидактического принципа формирования в единстве теоретических знаний и практических умений, наглядно демонстрирует роль знаний в становлении исполнительского мастерства, способствует глубокому осмыслению процесса исполнения вокальных произведений.

Наиболее эффективными на этапе проведения занятия "лицом к лицу" являются следующие формы организации деятельности студентов. 1) Студенты делятся на несколько групп, в каждой из которых они сами ищут для себя партнёров и отбирают темы для совместного приобретения знаний и умений. Далее преподаватель может предложить студентам высказать собственное мнение по проблемным вопросам. 2) Студенты ещё до занятия делятся на несколько групп, им предлагаются вопросы для обсуждения, ссылки на Интернет-ресурсы, заранее подготовленные преподавателем материалы, пользуясь которыми студенты должны найти и записать ответы на вопросы в рамках темы. Во время занятия преподаватель организует совместное обсуждение студентами рассмотренных ими вопросов. 3} Один из студентов готовит развёрнутое выступление под руководством преподавателя. Остальных студентов преподаватель делит на несколько групп для обсуждения темы. Во всех трёх случаях вопросы для подготовки ко второму этапу "перевёрнутого класса" могут включать обсуждение техники вокального исполнительства, анализ музыкальных форм и другие проблемы как собственно вокального исполнительства, так и имеющие широкий культурологический характер.

3. Этап после занятия.

При использовании модели "перевёрнутого класса" важно правильно сформировать до-

ш S

О ш

<

С[ ш

# * *

422

машнеезадание,направленное на осмысление полученных знаний и приобретённых исполнительских умений. Поэтому после занятия преподаватель должен подвести итоги по выступлениям студентов, оценить полученные студентами знания и высказать рекомендации по практическому применению их в отношении конкретных музыкальных произведений, указать новую учебную цель, ознакомить студентов с планом следующего занятия. Также преподаватель, используя Интернет-техноло-гии, слушает записи исполнения студентами вокальных произведений и общается со студентами, чтобы стимулировать их к анализу собственного исполнения и исполнения других вокалистов (известных исполнителей, однокурсников) с применением приобретённых знаний и умений. Студенты должны использовать полученные знания при исполнении новых произведений, а также пытаться применять вокальные техники, характерные для различных музыкальных стилей и вокальных школ. Через определённые компьютерные программы и программы для мобильных приложений преподаватель может напрямую участвовать в деятельности студентов на данном этапе, следить за работой студентов и оперативно решать возникающие проблемы. Это помогает студентам объективно оценить уровень собственных знаний и умений, а также создаёт условия для освоения способов самообразования.

В Китае положительные результаты показали исследования о целесообразности применения модели "перевёрнутого класса" в вокальном обучении при подготовке учителей музыки. Так, профессор Лун Ючэн считает, что "перевёрнутый класс" имеет четыре плюса: польза для совершенствования умений самостоятельного приобретения студентами знаний и умений; повышение эффективности вокального обучения; создание условий для реализации гуманистического подход в вокальном обучении; создание условий для эффективного взаимодействия преподавателей разных учебных дисциплин [1].

Наш опыт преподавания вокальных дисциплин свидетельствует о том, что "перевёрнутый класс" обладает огромными преимуществами. Однако эта форма проведения занятий применяется в настоящее время лишь в небольшом количестве китайских вузов. Причины такого положения заключаются, на наш взгляд, в следующем,

1. Неприятие преподавателями новых форм организации обучения.

"Перевёрнутый класс" требует от преподавателя изменения педагогического мышления, открытости применению инновационных моделей, методов, средств, технологий обучения. При реализации модели "перевёрнутого класса" преподаватель вокала обычно подбирает для каждого студента определённое произведение, требует от студентов сделать видеозаписи своих выступлений до занятия, сформулировать и зафиксировать вопросы, возникшие в процессе предварительного изучения темы занятия. Преподаватель должен подготовить научно обоснованные ответы на вопросы студентов, в том числе с привлечением видео- и а уд мо материал о в в качестве примеров и доказательств. Но это требует от преподавателя больших затрат времени и владения современными цифровыми технологиями. Молодые преподаватели обычно справляются с этими задачами, но некоторые представители старшего поколения преподавательского состава испытывают трудности технологического характера и связанный с этим психологический дискомфорт. Ряд преподавателей считает, что использование "перевёрнутого класса" ведёт к существенному увеличению трудозатрат и фактическому увеличению нагрузки. Их оппоненты полагают, что подготовка видеоматериалов и других ресурсов, использование современных цифровых технологий помогают эффективно решать задачи вокального обучения. Таким образом, между преподавателями существуют серьёзные расхождения по вопросу о целесообразности реализации модели "перевёрнутого класса" в процессе вокального обучения,

2. Стереотипные представления об общении в процессе обучения.

Взаимодействие между студентами и преподавателем очень важно для успешности изучения любого предмета. Студенты должны общаться с преподавателем, чтобы пониматьход мыслей своего наставника. На практике студенты редко имеют возможность свободно взаимодействовать со своими преподавателями. Зачастую студенты (это характерно для китайских вузов) бывают излишне скромными и боятся идти на контакт с преподавателем, который уделяет серьёзное внимание обучению, делают акцент на вокальной технике и умениях, но оставляет без внимания человеческие гуманные чувства, которые очень важны для качественного исполнения вокальных произведений, для их интерпретации. Такой подход к обучению, несомненно, позволяет быстро достичь успехов в технике вокального исполнительства, но приводит к тому, что впослед-

ствии студенты поют без чувства, не выражая собственных эмоций и не раскрывая психологических и духовных особенностей лирических героев. Их пение отличается блестящей техникой, но в нём очень мало искренних чувств. Чтобы преодолеть это противоречие, преподавателям, кроме работы надтехникой исполнения, необходимо уделять внимание ещё и общению со студентами. В процессе общения происходит работа над пониманием художественного замысла произведения, затрагивается эмоциональная сфера и соответствующие ей музыкальные краски, происходит разбор средств художественной выразительности в вокальном произведении."Перевёрнутый класс" позволяет расширить возможности общения студентов с преподавателем как во вре-менно?м, так и в качественном плане, снимает барьеры общения, характерные для китайских студентов, поскольку многие вопросы задаются преподавателюдистанционно. Правильный подбор преподавателем ресурсов может обогатить не только исполнительскую технику, но и "эмоциональную копилку" студента. Однако в вузах Китая всё ещё сильно стереотипное представление о том, что только общение "лицом к лицу" позволяет студенту овладеть умениями вокального исполнительства. Этот стереотип имеет более глубокие основания в положении о том, что сущность вокального обучения состоит в передаче опыта исполнения вокальных произведений от преподавателя к студенту, а учебная деятельность студента представляет собой копирование манеры исполнения преподавателя, который, в свою очередь, ориентируется при исполнении вокальных произведений на тот или иной образец.

3, Особенности организации учебного процесса в китайских вузах.

Китайские вузы быстрыми темпами расширяют педагогический состав, но количество преподавателей всё равно остаётся недостаточным. Вокальные занятия в идеале должны быть индивидуальными, но на практике применяются групповые и коллективные формы обучения. По этой причине традиционный класс не может в полной мере обеспечить высокий уровень вокальной подготовки студентов. "Перевёрнутый класс" решает эту проблему на хорошем уровне, хотя и не полностью. Вокал как предмет характеризуется весьма специфическими теоретическими знаниями, предъявляет очень высокие требования к исполнительской технике студента, к его способности передать художественно-образную со-

ставляющую содержания вокального произведения. В традиционном классе нет возможности учесть все эти особенности вокального обучения из-за нехватки времени. При правильном, разумном использовании Интернета, мобильных приложений для смартфонов и других гаджетов в рамках "перевёрнутого класса" студенты могут часть работы выполнять самостоятельно, частично решает эту проблему. Однако многие преподаватели владеют лишь традиционными методами обучения и не доверяют возможностям современных технологий в решении специфических исполнительских проблем.

4, Факт преувеличенных ожиданий.

"Перевёрнутый класс" позволяет решить многие проблемы, возникающие в процессе вокального обучения в китайских вузах. Но некоторые преподаватели возлагают на эту модель обучения слишком большие надежды, которые часто не оправдываются из-за неспособности студентов к самоорганизации, недостаточной подготовленности самих преподавателей и в силу других причин. Подчас высокая успеваемость студента в классе при непосредственном участии педагога тоже не может дать высоких результатов при самостоятельном исполнении студентом вокальных произведений, так как пение требует высокого уровня самоорганизации и концентрации, В Китае есть поговорка: "Десять лет практики ради одной минуты на сцене" Завышенные ожидания от реализации модели "перевёрнутого класса", которые впоследствии не оправдываются, могут привести к отказу от использования этой модели.

На практике "перевёрнутый класс" призван упростить процесс обучения. Каждый преподаватель, который использует эту модель обучения, должен серьёзно и правильно подходить к этому вопросу, выполняя ряд требований,

1. Углубление в специфику предмета,

В "перевёрнутом классе" нельзя в неизменном виде использовать накопленные за время работы по традиционной модели педагогический опыт и материалы. Необходимо объединить предыдущий опыт с новыми знаниями и умениями, переработать и обогатить педагогические ресурсы. Например, за основу можно взять запись известного педагога профессора Чжоу Сяоянь, которая в 2010 г. выпустила Р\Я)-видео под названием "Преподавание пения профессором Чжоу Сяоянь", где подробно объяснены основы пения: как распознать вид голоса, подготовить натуральный регистр, переходный регистр, высокий регистр, микст,

как работать над певческим языком, певческим ритмом, что такое агогика, стили пения, какова роль аккомпанемента в пении, какой должна быть структура вокальных занятий. Но студентам будет трудно без помощи преподавателя понять изложенный Чжоу Сяоянь теоретический материал, овладеть необходимыми умениями и навыками для этого необходимы консультации с преподавателем, В этом случае целесообразно, чтобы студенты формулировали вопросы, касающиеся непонятного им содержания, и возникшие в процессе исполнения вокальных произведений проблемы, а преподаватель, ознакомившись с этими вопросами и проблемами, готовил индивидуальную видеозапись для каждого студента продолжительностью не более трёх минут, В этой видеозаписи необходимо сначала коротко изложить основные постулаты, затем проанализировать непонятные студентам в теории нюансы или конкретные технические приёмы, а в конце дать совет, который поможет студенту решить возникшую у него проблему. Следует отметить, что в Китае есть ещё и профессиональные сайты, которые предоставляют доступ к массовым открытымонлайн-курсам. Среди них самыми популярными считаются "¡Course", "zhihuishu", "erya.mooc" и др. Представленные на этих сайтах материалы преподаватель может использовать для формирования педагогических ресурсов к занятиям. Однако пока на этих сайтах мало занятий по вокалу.

2. Повышение качества самостоятельной работы студентов до занятия.

На первом этапе реализации модели "перевёрнутого класса" основным требованием к деятельности преподавателя является оперативность. Перед каждым занятием преподаватель рассылает студентам план занятия и контролирует процесс изучения студентами материалов, необходимых для успешного усвоения знаний и формирования умений. На этом этапе обязательной является обратная связь: преподаватель с помощью Интернет-технологий незамедлительно отвечает на вопросы студентов, помогает им разрешить проблемы и сомнения. Студенты, со своей стороны, должны найти в предоставленных преподавателем материалах своего рода опорную точку, которая помогает усвоить знания или вокальную технику, и сделать выводы по каждому из заявленных в плане занятия вопросов, а затем связаться с преподавателем через интернет с целью проверки правильности своих выводов. При этом нужно стремиться к

единению при сохранении различий. Так, преподаватель до занятия должен указать на общие проблемы теории и практики вокального исполнительства, но в процессе дистанционного взаимодействия до проведения занятия оказывать помощь студентам исходя из их индивидуальных особенностей.

3. Совершенствование организации занятия.

В традиционном классе центром обучения

является передача студентам знаний непосредственно на занятии, ограниченном времен-ны?ми рамками, а в "перевёрнутом классе" в центре занятия находится сам студент с его индивидуальными особенностями. Поэтому важнейшей задачей преподавателя является стимулирование учебно-познавательной деятельности, развитие творческой активности студентов, которые должны учиться самостоятельно анализировать, размышлять, вести дискуссии между собой. Исходя из особенностей каждого студента, преподаватель должен определить индивидуальные ошибки в пении и вовремя дать рекомендации, объяснив проблему с помощью научных знаний и основ физиологии звукообразования и указав на возможные пути решения возникшей проблемы. Кроме того, на занятиях студенты имеют возможность учиться не только у преподавателя, но и друг у друга. Часто в таких условиях студенты начинают копировать манеру пения друг у друга и у вокалистов, записи выступлений которых представлены на видео. Задача преподавателя - помочь студенту, используя творческие находки других исполнителей, избежать в то же время слепого подражания.

4. Совершенствование процесса оценивания.

Экзамены и оценки являются одним из способов наглядно продемонстрировать уровень знаний и умений студентов, В "перевёрнутом классе" оценка складывается из трёх частей: оценка преподавателя, самооценка и взаимооценка. Преподаватель даёт оценку успешности студента до занятия, во время занятия и после него. Особое внимание уделяется умению логично и грамотно отвечать на вопросы однокурсников, точно и корректно формулировать ответы на вопросы, активности во время дискуссии. Кроме того, студенты должны научиться объективно оценивать собственные знания и умения, разобраться в своих преимуществах и недостатках. Относительно объективная оценка формируется в процессе взаимного оценивания, поскольку широкий спектр высказанных однокурсниками мнений позволяет студенту посмотреть на свои исполнительские умения с разных точек зрения, об-

нарушить преимущества и недостатки, которых он сам, возможно, не замечает.

Вокальное обучение для студентов высокого уровня подготовки часто имеет форму практикума. Как должен выглядеть "перевёрнутый класс" в таком случае? Например, при подготовке арии Калафа из второго акта оперы "Турандот" композитора Дж, Пуччини примерный план занятия может быть следующим.

1. Определение задач занятия: студент должен бегло использовать итальянский язык; иметь представление о композиторском стиле Пуччини и особенностях традиционного исполнения его произведений; дать полную художественную характеристику персонажа Калафа.

2. Выявление трудных и опорных точек: язык произведения итальянский, некоторые тексты поются, а некоторые являются речитативами, обычно на высокой тесситуре сложно чётко выговаривать слова; стиль произведения Пуччини тоже заслуживает отдельного внимания, так как в нем есть традиции романтизма, веризма и гуманистическая основа; в исполнении заложенной композитором агогики присутствуют частые смены "громко тихо, "быстро - медленно", требуется чёткий контроль расходования дыхания, настроение меняется от торжественного до скорбного, от страстного до самоуверенного, для чего требуется хорошее актёрское мастерство.

3. Процесс обучения.

Для сложного произведения запланировано три или четыре занятия.

При обучении по модели "перевёрнутого класса" информация даётся студентам до занятия, и студент самостоятельно начинает работу над произведением. Такая работа включает чтение итальянского текста, разбор вокальной строчки и работа с предпосылками к созданию данного произведения, разбор проблематики. В результате студент должен:

- точно знать сюжет оперы, характер роли, прослушать эталонные записи исполнителей партии Калафа, прочитать рекомендации певцов, работавших ранее с этим произведением, слушать и смотреть оперы, относящиеся к романтизму и веризму (не только 'Турандот", но и другие оперы Пуччини "Тоска", "богема", и, возможно, другие оперы этих музыкальных направлений, такие как "Травиата", "Риголето", "Паяцы", "Сельская честь"). По каждой из этих опер имеются качественные записи исполнения таких мастеров оперного искусства, как Лучиано Паваротти, Пласидо Доминго, Йонас Кауфман и др. В процессе вокального обуче-

ния студент должен прослушать большое количество аудиозаписей, научиться определять физиологические особенности звукообразования исполнителя это необходимое условие приобретения исполнительского опыта. Нужно напоминать студентам, что нельзя слишком явно подражать другим певцам, так как каждый человек имеет свои голосовые, физические и физиологические особенности, но в то же время необходимо пробовать разнообразные технические наработки и способы исполнения, выбирая из них наиболее комфортные для себя;

- отлично знать ноты, в том числе уметь спеть с листа вокальную строчку, внимательно соблюдать ритм и исполнять произведение без фальшивых нот. Ария Калафа сложна в ритмической организации,фразы варьируются от длинной к короткой, что требует дополнительного внимания и тренировки;

- бегло читать итальянский текст это один из важнейших моментов занятий. Умение бегло читать итальянский текст требует от студента затрат огромного количества времени и усилий до занятия, В Интернете много доступных видеоуроков итальянского языка, которые упорядоченно дают фонетические знания, в некоторых вузах есть онлайн-виде о ресурсы по изучению итальянского языка, что снимает значительное количество проблем, связанных с чтением текста на итальянском языке. Также преподаватель самостоятельно может снимать видео медленно, чётко и ритмично читать для студента, повторяясь в особо сложных местах;

- сформулировать вопросы о непонятных моментах в содержании предоставленных преподавателем ресурсах и в самом произведении.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Деятельность преподавателя и студентов на занятии "лицом к лицу" отличается следующими особенностями:

- разбор возникших у студентов в процессе подготовки к занятию вопросов осуществляется после обсуждения вопросов, входящих в план занятия. Обычно затрагиваются темы стиля и особенностей произведения, сюжет оперы и характер роли Калафа, "Турандот" является последней оперой Пуччини, оперу отличает ярко выраженный китайский колорит. В Китае Турандот" очень популярна, поскольку в основе сюжета лежит сказка о китайской принцессе, действие происходит в Пекине, мелодия богата китайскими традиционными национальными музыкальными оборотами -так, лейтмотивом всей оперы является извест-

LH

s ^

о

LH

< et

LH

# * *

426

ная народная песня "Жасмин". Студенты с интересом обсуждают фантастические и драматические элементы сюжета, их привлекает музыка, отражающая широкий спектр чувств и переживаний, характерных для юношеского возраста. Калаф молодой и романтичный герой, которым движет чистая любовь. В партии Калафа отражается сильный характер героя, его уверенность в победе, в том, что он разгадает все загадки и завоюет любовь Турандот, В период романтизма, в отличие от классицизма, уже не существовало четкой границы между речитативом и арией. Плавные и незаметные переходы от мелодического речитатива к арии требуют от студента глубокого проживания своей роли, поскольку все фрагменты произведения должны служить созданию целостного гармоничного образа;

- обычно после самостоятельной работы у студентов остаётся ещё много проблем сдыха-нием и фонетикой. Дыхание в арии периода романтизма часто очень длинное, потому что длинными являются сами музыкальные фразы. Кроме того, нужно петь легато, поэтому студенты должны регулировать вдох и выдох, определиться с конкретными местами в партии, где нужно брать дополнительное дыхание. Итальянский язык является латинской системой, отличающейся определёнными особенностями формирования согласных звуков, на освоение которых студенты часто тратят много времени. Наш опыт преподавания свидетельствует о том, что особенно сложны для произ-ноше двойные согласные "5", "Г и "I" в словах "Ые5-5ип","Рппаре5-5а", "поМе", "5*еЫе", сливающиеся гласные в 'Чи-а" '^и-апсЬ1' и "ОПеди-а", согласный "с"в словах "Ьосса", "!исе" и "У! псе го". Усердные студенты, хорошо подготовленные до занятия, легко справляются с этими трудностями на самом занятии;

- в работе с вокальной техникой необходимо непосредственное участие педагога, так как только опытный преподаватель сможет указать решение множества технических проблем, связанных с дыханием и работой вокальных мышц. Ария Калафа осложнена длинными фразами и высокой тесситурой. Финальный верхний "си" требует от исполнителя предварительной подготовки дыхания и тщательного контроля его расходования. Когда мелодия идёт вверх, рекомендуется петь немного быстрее, а когда спускается вниз, стоит немного замедлиться. Это характерное ритмическое изменение в романтизме особенно свойственно произведениям Пуччини. Хорошая ритмическая подготовка и умение согласовывать

исполнение с аккомпанементом зависят не только от рекомендаций преподавателя, но и от личного опыта студента, в том числе от постоянного прослушивания музыки романтизма, благодаря чему формируется понятие стиля и происходят ежедневная самостоятельная работа по осознанию и осмыслению музыки;

- преподаватель должен контролировать не только вокальную технику, но также мимику и пластику студента и добиваться от него проявления индивидуальности в исполнении. На занятии по вокалу студент приобретает исполнительские умения, но это только половина дела. Остаётся сложнейшая задача создание художественного образа и воплощение его средствами выразительности голоса и актёрской игры. Конечно, преподаватель может показать собственное ви?дение образа, но студент редко сразу может уловить все нюансы, И даже если студенту удастся повторить всё за преподавателем, то всё равно это будет очень зажатое или неестественное исполнение, пока студент самостоятельно не придёт к пониманию образа. Поэтому преподаватель всегда должен давать студенту возможность проявлять самостоятельность, импровизировать, чтобы студент найти собственную манеру исполнения. Эталонным звучанием для теноров принято считать исполнение Паваротти. Видеозаписи его выступлений сначала тщательно изучаются, а затем предпринимаются попытки скопировать его манеру пения с добавлением индивидуальных комфортных голосу приёмов.

В процессе рефлексии собственного опыта мы обратили внимание на ряд особенностей "перевёрнутого класса".

1. "Перевёрнутый класс" это проверка уровня способности студентов к самообучению. Студенты, которые имеют мотивацию к самообучению и владеют способами самообучения, показывают, как правило, лучшие результаты. Наиболее пытливые студенты часто самостоятельно в Интернете находят необходимую для занятий информацию, им нравится самообучение под контролям преподавателя. Студенты, которые имеют слабую учебную мотивацию и не занимаются самообучением и музыкальной подготовкой, проходят при обучении более длительный путь, и результаты их обучения невысоки. Большинству студентов провинциального университета в Китае не хватает самоконтроля. В одном из онлайн-тес-тов 133 студентам был задан вопрос: "Изменилось ли ваше отношение к самостоятельному обучению по сравнению со школой, когда су-

ществовал контроль со стороны родителей?" 21 человек ответил, что учится также, как раньше в школе, до сдачи государственного экзамена; 34 человека отметили, что стали немного лениться; 38 человек заявили, что их жизнь состоит не только из учёбы и у них есть другие важные дела; 40 человек {около 30%) ответили, что просиживают свободное время, играя в компьютерные игры, не участвуют ни в какой деятельности и не заботятся об учёбе [3]. Приведённые данные свидетельствуют о том, что прежде перехода на обучение в рамках модели "перевёрнутого класса" преподавателю необходимо поработать со студентами, чтобы они смогли успешно учиться в "перевёрнутом классе". Положительным моментом является то, что многим студентам нравится самостоятельное обучение, они рассматривают его как быстрый путь к совершенствованию и профессионализму.

2. "Перевёрнутый класс" это серьёзный вызов для преподавателей, поскольку предполагает:

- изменение профессионального мышления. Преподаватель выступает не только как источник знаний, но и как проектировщик и разработчик учебных ресурсов. Преподаватель "смягчает" свою главенствующую роль, чтобы студенты стали более инициативными;

- освоение и развитие новых педагогических умений. Вокальное занятие изобилует специфическими понятиями и абстрактными категориями, и часто это требует от преподавателя поиска универсальных способов объяснения того или иного явления студентам. В "перевёрнутом классе" крайне востребовано умение преподавателя владеть информационными технологиями. До занятия необходимо подготовить различные онлайн-ресурсы, собрать, смонтировать и интегрировать эту информацию. Иначе говоря, преподавателю, кроме хорошего знания содержания предмета, надо уметь гибко и результативно использовать медиапрограммы, Интернет-ресурсы и Интернет-технологии;

- создание сетевой платформы. Реализация модели "перевёрнутого класса" нуждается в больших объёмах вокальных ресурсов. Одному преподавателю не под силу выполнить эту огромную работу, нужна целая команда, чтобы собрать и систематизировать материалы, обеспечить их удобное хранение. В команде необходимо оптимальное распределение ролей. Например, преподаватель итальянского языка готовит аудио или видео для овладения определённым итальянским текстом, препода-

ватель вокала ищет способы решения проблем с интонацией, преподаватель истории музыки даёт консультации по стилю музыкального произведения и т.д.

Нужно отметить, что во время эпидемии ко-ронавируса китайские вузы перешли на дистанционное обучение и онлайн-занятия. Преподаватели вокала уже не могли вести занятия в классе и временно полностью официально перешли на дистанционное обучение. Эти онлайн-занятия очень похожи на начальный этап перевёрнутого класса. Кроме непосредственной подготовки онлайн-занятий, Министерство образования потребовало разработать для каждого предмета новый план с учётом специфики онлайн-занятий. В нём фиксируется разделение на три части: онлайн-видеоза-нятие (для "перевёрнутого класса" это этап до проведения занятия), очные занятия и варианты оценок достижений студентов. Такая система работы очень похожа на "перевёрнутый класс" Хотя в настоящее время в вузах Китая возобновлено очное обучение, обучение в период эпидемии нового коронавируса сделало модель "перевёрнутого класса" чрезвычайно востребованной, ярко и наглядно продемонстрировало её преимущества. Поэтому можно предположить, что в следующем десятилетии в Китае перевёрнутый класс будет достаточно популярен, в том числе в системе музыкального образования в процессе подготовки вокалистов.

Сравнив "перевёрнутый класс" и традиционный класс, можно сделать следующие выводы:

- в "перевёрнутом классе" существуют широкие возможности для индивидуализации обучения, выступающей как один из аспектов гуманизации, что способствует более высокой результативности обучения, чем в традиционном классе;

- в "перевёрнутом классе" процесс обучения делится на три части: самообучение до занятий, усвоение знаний и приобретение умений во время занятий в процессе активного обсуждения проблем и подведение итогов после занятия. В традиционном классе обычно две части: инструктаж на занятии и домашнее задание после занятия;

- в "перевёрнутом классе" содержание включает изучение и обсуждение теории и техники пения, а в традиционном классе передаются основные вокальные теории и технологии;

- в "перевёрнутом классе" большой удельный вес самообучения позволяет использовать больше времени на занятии для практи-

ческой части, обсуждения проблем и более глубокого изучении вокального искусства с помощью активных и интерактивных методов. При этом процессе преподаватель может дистанционно контролировать ситуацию обучения каждого студента;

- в "перевёрнутом классе" компьютерные и Интернет-технологии используется более широко и для решения иных задач, чем в традиционном классе. С использованием этих технологий осуществляется обмен информацией, организуются дискуссии и даются ответы на вопросы. 8 традиционном классе есть возможность только показать обычное содержание певческого процесса;

- в "перевёрнутом классе" процесс оценивания является многосторонним и многогранным. Используется как оценка со стороны преподавателя, так и само- и взаимооценивание. В традиционном классе применяется только оценивание достижений студента преподавателем;

- наиболее важными результатами обучения в рамках модели "перевёрнутого класса" являются следующие: успешные студенты быстрее совершенствуютсвои вокальные навыки, другие студенты учатся тому, как правильно самостоятельно научиться пению и как постепенно развивать свои вокальные данные; повышается интенсивность и качество контактов между студентами и преподавателями, студентов друг сдругом; преподаватель более детально, чем обычно, выявляет характеристики голоса и потенциал каждого студента; студенты могут практиковаться в любое время и в любом месте, и это обучение носит индивидуальный характер; стимулируется активность студентов, повышается результативность самообучения, В традиционном классе господ-

ствует догматическая форма обучения, при которой студенты малоактивны в самостоятельной работе, в силу чего результат не всегда отличается высоким качеством.

Однако и традиционный класс сегодня находится в стадии реформирования, поскольку Интернет становится неотъемлемой частью обучения.

Для преподавателя в "перевёрнутом классе" важно уметь правильно использовать информационные ресурсы для обучения, совершенствовать учебный план, постоянно заниматься самообразованием и развитием своих профессиональных умений. Перед студентами в будущем стоит задача освоить эффективные способы самостоятельной работы, научиться учиться. В практике вокального обучения существует ещё много других проблем, которые мы не затронули, но которые могут послужить опорными точками в разработке дальнейших рекомендаций по усовершенствованию "перевёрнутого класса".

Примечания:

1. Луи Ючен. Внедрение перевёрнутого класса в вокальном обучении в педагогических вузах // СычуаньскаяДрама, - 2014. - №П1.-С.161-164.Яз. китайский.

2. Модель обучения Дуланкоу. [Электронный ресурс]. URL: htips://baike.baidu.com/item/ (дата обращения: 20.04.2020) Яз. китайский.

3. Анализ анкет о самоконтроле студентов. [Элек-гронный ресурс]. URL: http://www.51 diaocha. com/w/1459227/stat.htm (дата обращения: 20.04.2020)Яз, китайский.

4. Хоу Исюань, Гуо Миньцэянь. Совершенствование "перевёрнутого класса" в высшем вокальном образовании // Modern Music. - 2019. - -С. 32-33. Яз. китайский.

5. Чжун Бинлинь, Ван Сииьфэн. Высшее образования КНР вступите период популяризации: шанс, вызов и обзор // Исследование высшего образования Китая. - 2019.- №8. - С. 7-13. Яз, китайский.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.