Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ-ВОКАЛИСТОВ В ВУЗЕ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К КОНЦЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ-ВОКАЛИСТОВ В ВУЗЕ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К КОНЦЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / СТУДЕНТЫ-ВОКАЛИСТА ВОКАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / СИСТЕМНОСТЬ / ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ / ЭТАПЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сюй Вэньхуэй

Цель исследования - обоснование организации этапов педагогической технологии развития творческого потенциала студентов-вокалистов в вузе. В статье особое внимание уделяется вопросам последовательности и преемственности в реализации педагогической технологии, способствующей достижению профессиональных качеств будущих музыкантов-исполнителей. Научная новизна заключается во вкладе автора в обоснование взаимодействия между этапами педагогической технологии в подготовке китайских студентов, направленными на развитие их творческого потенциала. В результате обоснованы содержательные аспекты этапов педагогической технологии, определены художественные и вокально-исполнительские основы развития творческого потенциала студентов-вокалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF DEVELOPING THE CREATIVE POTENTIAL OF CHINESE VOCAL STUDENTS AT THE UNIVERSITY IN PREPARATION FOR CONCERT ACTIVITIES

The purpose of the study is to substantiate the organization of the stages of pedagogical technology for the development of the creative potential of student vocalists at the university. The article pays special attention to the issues of consistency and continuity in the implementation of pedagogical technology, which contributes to the achievement of the professional qualities of future musicians-performers. Scientific novelty lies in the author's contribution to the substantiation of the interaction between the stages of pedagogical technology in the preparation of Chinese students, aimed at developing their creative potential. As a result, the substantive aspects of the stages of pedagogical technology are substantiated, the artistic and vocal-performing foundations for the development of the creative potential of vocal students are determined.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ-ВОКАЛИСТОВ В ВУЗЕ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К КОНЦЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

тие позитивного личностного отношения к себе, другим и закону.

Теоретики "Франкфуртской школы" уделяли особое внимание процессу организации и осуществления первичной социализации ребенка, которая происходит по нескольким направлениям: в семье, в школе, общественных организациях и во всей системе образования. Одним из основных принципов формирования социальных установок человека является уважение прав, свобод и основных человеческих ценностей. Для того чтобы разрешать конфликты, общество должно развиваться с помощью образования, в индивид должен иметь программу развития и роста, чтобы достичь этого статуса.

Литература:

1. Бронзино Л. Ю. Критическая социология "Фрак! к фу рте к ой школы" // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. -2007.-Ш,-С 52-67.

2. Давыдов Ю.Н. Критика социально-философс-ких воззрений "Франкфуртской школы". - М,; Наука, 1977. - С. 399.

3. Марку» Г. Одномерный человек. - М. : Hefl book, 1994. - С.367.

4. Олешкоеа A.M. Критическая теория "Франкфуртской школы". // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2020. №ЗА. С.125-1 34.

5. Солонин Ю.Н., Каган М,С Культурология: учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. - М.: высшее образование, 2005. - С. 559.

6. Хоронько Л.Я., Цурцилииа А.Ю. Особенности формирования педагогических воззрений представителей "Франкфуртской школь»" а контексте гражданского воспитания. // Мир науки. Педагогика и психологии. - 2018. - №3, - С, 1-8.

/. Шаминская Е.А. Массовая культура: очерк теорий. У истоков. // Культура культуры. - 2016. ■ Электронный режим: https://cyberleninka.nj/ article/n/massovaya-kultura-ocherk-teoriy-n-istokov (дата обращения 20.02.2022)

8. Шумаков 8. И. Теория массовой культуры "Франкфуртской школы" в контексте культур-философской рефлексии начала 1930-х годов // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2014. - №4 1.-С 68-76.

9. Янцен И.Д. Концепция "Одномерного челове ка" Герберта Маркузе. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. -№1(43).-С 119-121.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ-ВОКАЛИСТОВ В ВУЗЕ В ПРОЦЕССЕ ПОД ГО TOBК И К КОНЦЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель исследования - обоснование организации этапов педагогической тех иологии развития творческою потенциала студентов-вокалистов в вузе. В статье особое внимание уделяется вопросам последовательности и преемственности в реализации педагогической технологии, способствующей достижению профессиональных качеств будущих музыкантов-исполнителей. Научная новизна заключается во вкладе автора в обоснование взаимодействия между этапами педагогической технологии в подготовке китайских студентов, направленными на развитие их творческого потенциала. В результате обоснованы содержательные аспекты этапов педагогической технологии, определены художественные и вокально-исполнительские основы развития творческого потенциала студентов-вокалистов.

Ключевые слова: педагогическая технология; студенты-вокалиста вокальные традиции; системность; последовательность; этапы.

УДК 378

ВАК РФ 5.8.2/13.00.02

»Сюй Вэньхуэй, 2022

CU CXJ О си

-0 9

s: со

CU

■Ol

s

331

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF DEVELOPING THE CREATIVE POTENTIAL OF CHINESE VOCAL STUDENTS AT THE UNIVERSITY IN PREPARATION FOR CONCERT ACTIVITIES

Xu Wenhui, Postgraduate student, Moscow Pedagogical Stale University, Moscow

The purpose of the study is to substantiate the organization of the stages of pedagogical technology for the development of the creative potential of student vocalists at the university The article pays special attention to the issues of consistency and continuity in the implementation of pedagogical technology, which contributes to the achievement of the professional qualities of future musicians-pe/for/ne/s. Scientific novelty lies In the author's contribution to the substantiation of the interaction between the stages of pedagogical technology in the preparation of Chinese students, aimed at developing their creative potential As a result, the substantive aspects of the stages of pedagogical technology are substantiated, the artistic and vocal-performing foundations for the development of the creative potential of vocal students are determined.

Keywords: pedagogical technology; vocal students; vocal traditions; consistency; sequence; stages. DOI 10.24923/2222-243X.2022-43.59

СЮЙ Вэньхуэй, аспирантка, Московский педагогический государственный университет, Москва

> <

X ш

О ш

3-

<

С1 ш

с

332

Введение

Музыкальное образование Китая ориентировано на выбор направлений максимального развития творческого потенциала студентов-вокалистов, что обеспечивает развитие творческой индивидуальности обучаемых в процессе обучения в вузе, чему в немалой степени способствует признанная педагогическая технология, обеспечивающая достижение готовности к педагогической и концертной деятельности. В процессе подготовки студентов большое значение приобретает русская национальная певческая школа, которая ориентирована на развитие вокально-исполнительского потенциала китайских студентов и обогащает национальную вокальную педагогику. Традиции русской певческой школы транслируют, в том числе, и особенности итальянского пения и постановки голосового аппарата. Обучение студентов пению - длительный и системный процесс. Педагогическая технология приобретает важнейшее значение, предполагая поэтапный, системный и целостный процесс обучения студентов,

В этой связи актуальность реализации педагогической технологии в профессиональной подготовке студентов-вокалистов в Китае предполагает направленность на интеграцию обучения студентов на основе европейских традиций, что значительно углубляет и расширяет представления о возможностях развития творческого потенциала обучаемых, способствует обогащению вокальной педагогики новыми идеями и технологиями. Цель исследования - анализ этапов педагогической технологии развития творческого потенциала студентов-вокалистов в вузе - определила задачи, которые заключаются в: 1) необходимости разработки этапов педагогической технологии; 2) определении их содержания; 3) обосновании эффективных форм и методов развития творческого потенциала обучаемых. Для осмысления направлений разработки педагогической технологии и обосновании их содержания использовались историко-культу-рологический, сравнительно-сопоставительный и эмпирический методы исследования.

Изучение вопросов подготовки студентов-вокалистов привлекают внимание ученых как в России, так и в Китае. Особое внимание уделяется структуре и содержанию обучения вокалистов в диссертации Цзян Шанжун "Педагогический потенциал взаимодействия систем вокального воспитания студентов в музыкаль-но-педагогических вузах России и Китая" [2019], Яо Вэй "Подготовка специалистов вокального

искусства в системах высшего музыкального образования Китая и России [2015], Цзян Вэй-цян "Перспективы педагогики сотворчества в музыкально-педагогических вузах России и Китая на современном этапе социокультурного развития [20171, В ряде работ изучаются проблемы формирования личностных качеств китайских студентов средствами музыкального искусства {Чжао Цзинь "Духовно-нравственное воспитание будущих вокалистов в Китае" [2016]).

Понятие "педагогическая технология" имеет ряд толкований, таких как;

- "совокупность методов..." [8, с 1329];

- "совокупность производственных процессов..." [7, с. 692];

- последовательность в осуществлении педагогической деятельности, ориентированной на заданный результат [2].

Использование педагогической технологии в музыкальном образовании связано с возможностью воспроизведения последовательности действий, направленных на образовательный результат обучения вокалу ¡1; 4 и др.]

Для реализации педагогической технологии развития творческого потенциала китайских студентов-вокалистов в вузе была принята за основу концепция Г.К. Селевко, Значимость системности авторской теории, определившей взаимосвязь и структурированность элементов учебно-воспитательного процесса, заключается в ее управляемости, в возможности проектирования образовательного процесса, направленного на достижение планируемого результата. Эффективность результата обучения на основе результативности методов обучения и воспроизводимости позволяют распространять полученный опыт на всех уровнях музыкального образования.

Практическая значимость разработанной педагогической технологии, способностей системной, преемственной и целостной подготовки студентов-вокалистов, может использоваться при подготовке музыкантов-исполнителей различных специальностей в вузах.

Основная часть

Педагогическая технология в процессе развития творческого потенциала китайских сту-дентов-в окал истов в вузе направлена на адаптацию к условиям обучения в вузе, на профессионализацию, учитывающую условия деятельности, а также на: а) учет индивидуальных способностей студентов; б) развитие креативных качеств, способствующих творческому решению исполнительских задач; в) индивидуализацию траектории развития студентов-во-

калистов; г) мобилизацию индивидуально-творческих качеств студентов, способных к творческому осмыслению исполнительских задач.

Данная технология основана на системности в организации теоретической и методической подготовки, направленной на концертно-исполнительскую деятельность с учетом приобретенного опыта, полученных вокальных навыков, имеющегося эмоционального ресурса и потенциала. Логико-смысловая горизонтальная последовательность этапов педагогической технологии развития творческого потенциала студентов-вокалистов предполагает следующие смысловые направления деятельности:

- научное осмысление развития творческого потенциала с учетом физиологических, пси-холого-педагогических теорий вокально-твор-ческого становления студентов;

- освоение содержания, технологий, форм и методов вокально-сценической подготовки, способствующих достижению планируемых результатов;

- мотивацию студентов на основе непрерывной, последовательной системы взаимосвязи и преемственности этапов, способствующих реализации развития творческого потенциала студентов.

Структура педагогической технологии развития творческого потенциала студентов в процессе вокально-сценической подготовки включает ряд компонентов (Е. Н. Беспалько).

На первом этапе педагогической технологии развития творческого потенциала студентов в процессе вокально-сценической является выстраивание учебно-воспитательного процесса в соответствии с профессиональной направленностью, что должно происходить с самых первыхдней обучения: обязательно присутствие четкого представления о направлении развития необходимых личностных качествах и формирования основных компетенций. Обучение в классе вокала должно соответствовать задаткам и способностям студентов, учитывать их познавательные потребности, прогнозировать темп освоения знаний, умений и навыков на весь период обучения, прогнозировать темп освоения вокального репертуара. Задача преподавателя определить способности студента к певческому искусству, способствовать освоению основных теоретических знаний и практических навыков, добиваться чистоты интонации, развития музыкального слуха и памяти, расширения диапазона, артистических качеств, эмоциональности. Диагностика на

данном этапе педагогической технологии позволяет получить объективные данные по наличию у студентов природных задатках, имеющейся начальной профессиональной подготовки, свидетельствовать об успешности приобретения компетенций, к которым следует отнести:

- умение читать "с листа", осуществлять предварительный анализ музыкального произведения;

- навыки применения полученных на занятиях по сольфеджио, гармонии, полифонии и др. теоретических знаний и практических навыков;

- стремление расширить репертуар.

Второй этап педагогической технологии в

процессе развития творческого потенциала китайских студентов-вокалистов в вузе связан с определением содержания, которое ориентировано на освоение музыки разных стилей. Стилевой подход направлен на изучение музыкальных произведений как традиционного музыкального искусства, так и сочинений мировой вокальной классики, что предполагает осмысление особенностей музы кал ьно-поэти-ческого языка, использования средств музыкальной выразительности, характерных для определенной эпохи, национальной принадлежности, так как каждое из стилевых направлений требует своей вокальной техники, интонации, манеры исполнения.

Важнейшим профессиональным качеством начинающего вокалиста является владение певческим голосом, что составляет суть обучения в вузе (Л. Б. Дмитриев}. Певческий голос студента представляет биофизиологическую систему. Обучающиеся под руководством преподавателя, работают над певческим аппаратом по классической методике, насчитывающей уже не одно столетие. Здесь важна четкая дикция, быстрая смена дыхания, достижение широкого диапазона, владение приемами зву-коизвлечения, развитие внутреннего слуха, которые формируются в процессе освоения дисциплин, таких как сольфеджио, вокальный ансамбль, роль и значение которых велика в подготовке вокалиста.

Третий этап педагогической технологии предполагает методы обучения, направленные на интенсификацию подготовки студентов-вокалистов, что направлено на активность обучаемых на основе индивидуального подхода. Интенсификация подготовки студентов предполагает: увеличение объема учебно-пе-дагогического и методического материала, предоставляемого обучаемым; профессио-

СУ

си

О СУ

9

со

3-

лз

•21

Ё

333

> <

X ш

О ш

3-

<

С1 ш

с

334

нальная направленность на освоение многообразных задач студентов-вокалистов; ускорение темпов освоения репертуара; освоение методики организации самостоятельной работы и контроль преподавателя за ее интенсивностью, то есть- педагогическое сопровождение указанного процесса, предполагающее: диагностику интенсивности и глубины освоения учебного материала; контроль состояния развития творческого потенциала в процессе вокальной подготовки на основе индивидуальных особенностей; изучение объектных и субъективных трудностей процесса освоения необходимого учебного материала; корректировка направлений профессионального развития студентов-вокалистов.

Четвертый этап педагогической технологии развития творческого потенциала студентов-вокалистов предполагает освоение студентами методических приемов вокальной подготовки с опорой на опыт известных педагогов-практиков [5; 6]. Особое значение в вокальном обучении имеет русская вокальная школа и опыт М.И. Глинки, вобравших стиль итальянского бельканто, русские национальные традиции вокала. Опыт китайских певцов и преподавателей вокала совмещает технику бельканто и практику китайской вокальной музыки [3; 9], Вокальное искусство и педагогика Китая являются частью мировой музыкальной культуры. Изучение методики преподавания вокала актуально не только для китайского, но и для европейского музыкознания, поскольку эстетические особенности национальной вокальной манеры, взаимодействие с техникой западноевропейского вокального интонирования бельканто представляет большой интерес в изучении национальной вокальной школы.

Интегрированный подход в развитии творческого потенциала студентов-во кал ист о в в вузе предполагает изучение дисциплин, необходимых для успешной подготовки студентов. Особенно важно рассмотрение вокальных стилевых особенностей в контексте истории музыки, культурологии, методики и др., позволяющих учитывать целостность восприятия, осмысления ряда положений, позволяющих на основе историко-стилевого подхода осуществлять целостное представление о развитии вокальной педагогики.

Пятыйэтап ледэгогическойтехнологии развития творческого потенциала у студентое-во-калистов связан с приобретением навыков преодоления сценического волнения. Проблема сценического волнения постоянно находится в центре внимание исполнителей, препо-

давателей вокала, так как готовность к концер-тно-сценической деятельности является важнейшей профессиональной компетенцией му-зыканта-исполнителя. В ряде работ зарубежных и отечественных ученых [10; 11] представлены рекомендации преодоления сценического волнения, создания максимально комфортного состояния студентов. Методики преодоления сценического волнения влияют на эмоциональное состояние студентов-вокалистов, помогают осмыслить свой творческий потенциал при самореализации.

Заключение

Таким образом, по результатам исследования сформулированы следующие выводы.

1. На основе педагогической технологии разработаны этапы развития творческого потенциала студентов-вокалистов: а) организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с профессиональной направленностью, формирование основных компетенций; б) исто ри ко-стиле вой подход, направленный на изучение музыкальных произведений как традиционного музыкального искусства, так и сочинений мировой вокальной классики, освоение средств музыкальной выразительности, характерных для определенной эпохи, национальной принадлежности; в) интенсификация подготовки студентов-вокалистов (увеличение объема учебно-педагогического и методического материала, ускорение темпов освоения репертуара; освоение методики организации самостоятельной работы и контроль преподавателя за ее интенсивностью); г) освоение приемов вокальной подготовки на основе стиля итальянского бельканто, русских национальных традиций, опыта китайских певцов и преподавателей вокала; д) приобретение навыков преодоления сценического волнения; формирование готовности к концертно-сце-нической деятельности.

2. Определено содержание каждого этапа педагогической технологии направленной на развитие творческого потенциала.

3. Обоснованы эффективные формы и методы развития творческого потенциала обучаемых (диагностика творческих возможностей, интенсивность развития творческих способностей, развитие вокально-сценичес-ких навыков, преодоление сценического волнения).

Следовательно, педагогическая технология развития творческого потенциала студентов-вокалистов позволяет организовать процесс обучения в соответствии с пониманием множественности задач, решение которых на прав-

лечо на формирование профессиональных компетенций. В качестве основополагающих направлений педагогической технологии становится создание условий овладения музыкально-теоретическими знаниями и практическими навыками в вокальной подготовке; развитие творческого потенциала на основе особого внимания к совершенствованию способностей, формированию активизация познавательной деятельности. Целостная, непрерывная система вокального обучения способствует усвоению учебного материала, установлению междисциплинарных связей с гуманитарными дисциплинами, накоплению знаний по постановке голоса, знакомству с жанрами и стилями вокального музыкального искусства.

Литература:

1.Жумаев С.С, Интерактивные технологии обучения музыке // Academy. - 2021. - № 4 (67). - С. 66-68.

2. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: учеб. пособие для студ. высш. Нед. учеб. заведений / М.М. Левина. -Мл Академия, 2001. - 272 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Люй Цзяин. Элементы преемственности в педа гогическом наследии Шэнь Сяна / Цзяин Люй // Музыкальное образование в современном мире:

сборник научных трудов.-СПб,: РГПУ им. А.И.Герцена, 2018. - Выпуск 9. - С. 28-33. 4. Медведева Т.Ю., Сизова О.А. Инновационные технологии в формировании интереса у подростков к классической музыке // Глобальный научный потенциал. - 2021. - № 4 (121). - С. 177-179. 3. Морозов В.П. Вокальный слух и голос. - М.: Музыка, 1965. - 88 с.

6. Огородное Д, Е. Музыкально певческое воспитание детей в общеобразовательной школе / Д. Е. Огородное. Изд. 3-е. -■ Киев: Музичнз Украйина, 1989,-164 с.

7. Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений: 4~е изд.,доп./ СИ. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: А ТЕМП, 2006. - 944 с.

8. Советский энциклопедический словарь / под ред. A.M. Прохорова. - 2-е издание. - М., 1983, -1600 с,

9. Чзнь Цяоюй. Об искусстве преподавания вокала профессора Цзинь Телиня / Цяоюй Чэнь // Художественное образование и наука. - М.: Россий' екая государственная специализированная академия искусств, 2001. - № 3 (28). - С, 35-39.

10. Folkman S., Lazarus R.S. Coping and Emotion // Stress and Coping: an anthology. - N.Y., 1991. - P. 207-227.

11. Hasse, J.E. Jazz: the first century / John Edward Hasse. - New York: William Morrow, Harper Collins Publishers, Inc. - 1999. - 246 p.

CU CXJ О CXJ

-0 9

s:

CO CU

■Ol

s

335

FORMA TtON OF THE CONCEPT OFEDUCA TSON FOR PERSONS WITH DISABILITIES IN INTERNA TIONAL DOCUMENTS Wu Rongwei, Postgraduate, Peoples' Friendship University of Russia, Moscow

The purpose of the study was to identify the stages of the history of the development of ideas about education for people with disabilities in international documents. Scientific novelty - the conclusion is formulated that the dynamics of goal-setting and the content of international documents reflect the trend towards the human ization of modem society, at this stage of development of which the inclusion of disabledpeople in the general educational space is understood as necessary not only for people with disabilities themselves, but also for all other members of society. The results revealed that the development of such documents was carried out during the second half of the twentieth century - the beginning of the XXI century in three stages. First, in 1949-19/1, there was the formation of the concept of the right of persons with disabilities to education; then, in 197! -7993, there was the promotion and popularization of the concept of special education (carried out in specialized educational institutions); finally, from 7994 to our time, there is the promotion and popularization of the idea of inclusive education (carried out in ordinary educational organizations where disabled people they study together with other people).

Keywords: pedagogy; inclusive education; special education; international law; limited health opportunities.

DOI 10.24923/2222-243X.2022-43.60

СТАНОВЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ОБ ОБРАЗОВАНИИ ДЛЯ ЛИЦ удк 376 С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ВАК РФ 5.8.1/13.00.01 В МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОКУМЕНТАХ

Цель исследования - выявление этапов истории развития представлений об ФУЖунвэй, 2022 образовании для лиц с ОВЗ в международных документах. Научная новизна -сформулирован вывод о том, что динамика целеполагания и содержания международных документов отражает тенденцию к гуманизации современного общества, на данном этапе развития которого инклюзия инвалидов в общее образовательное пространство понимается как необходимая не только самим людям с ограниченными возможностями здоровья, но и всем остальным членам общества. По результатам выявлено, что разработка таких документов велась в течение второй половины XX века - начала XXI века в три этапа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.