УДК 784.071.2:378.147
Се Тяньпай
Роль сценической практики в обучении студентов-вокалистов
Анализ профессиональной подготовки студентов-вокалистов выявляет роль сценической практики в образовательно-воспитательном процессе вуза искусств как ведущую, определяющую профессиональный портрет выпускника. В исследовании определено, что профессиональная подготовка студентов-вокалистов должна носить характер персонализации, так как исполнитель воплощает в себе комплекс индивидуальных личностных особенностей и творческих способностей. И в решении проблемных вопросов, связанных с этой подготовкой, большую роль играет вокальная сценическая практика, чье художественно-педагогическое пространство способно предоставить особые условия развития творческих и личностных способностей студентов, в которых изменяется задача музыкального образования, а именно - индивид централизуется как соавтор воспроизводимой нотной записи музыкального произведения. Профессиональная подготовка будущих вокалистов - это комплексный процесс, обусловленный многоплановым характером образовательной деятельности, в которой тесным образом переплетаются основы народной музыкальной культуры, литературы, музыкальной грамоты, сольного камерного и оперного исполнительства и сценической практики.
Ключевые слова: профессиональная подготовка вокалиста, высшее музыкальное образование, сценическая практика, модель развития творческих способностей
Xie Tianpai
The role of stage practice in teaching vocal students
The analysis of the professional training of vocal students reveals the role of stage practice in the educational process of the University of Arts as the leading one that determines the professional portrait of a graduate. The study determined that the professional training of vocal students should be personalized, since the performer embodies a set of individual personal characteristics and creative abilities, in solving problematic issues of which vocal stage practice plays a key role. The artistic and pedagogical space of stage practice can provide special conditions for the development of creative and personal abilities of students, in which the task of music education changes, namely, the individual is centralized as a co-author of the reproduced musical notation. The professional education of future vocalists is a complex process due to the multifaceted nature of educational activities, in which the foundations of folk musical culture, literature, musical literacy, solo chamber and opera performance, and stage practice are closely intertwined.
Keywords: professional training, vocals, higher music education, stage practice, a model for the development of creative abilities DOI 10.30725/2619-0303-2024-2-181-186
Процесс профессиональной подготовки студентов-вокалистов на основе сценической практики является актуальным в современном педагогическом сообществе. Музыкальная культура вбирает в себя большое количество жанров, видов, стилей и направлений, в многообразии которых должен разбираться выпускник музыкального факультета. Теоретическая подготовка студентов-музыкантов на сегодняшний день отличается высоким уровнем профессионализма выпускников как в России, так и в Китае. Высшие музыкальные школы, осуществляющие профессиональную подготовку специалистов, соответствуют высокому уровню освоения студентами образовательно-воспитательных программ.
Однако практическая подготовка музыкантов концентрируется на исполнительском мастерстве и развитии технического аппарата выпускника в одном или нескольких музыкальных стилевых направлениях во время всего периода получения студентами высшего музыкального образования. Сложившееся противоречие между социокультурным запросом общества на разнообразие музыкального контента, стилевой направленности музыкального образования и воспитания в профессиональной подготовке специалиста определило проблемное поле настоящего исследования. Сценическая практика в профессиональном обучении музыканта призвана решить проблемные вопросы, связанные с расширением палитры творческих возмож-
ностей выпускников музыкальных факультетов. Именно практическая деятельность студентов может стать фундаментом для пробы сил в разных видах и жанрах музыки, а также условием приобретения общепрофессиональных и специальных компетенций для последующей активной работы [1].
Сценическая практика способна предоставить особые педагогические условия развития творческих и личностных способностей студентов, изменяется задача музыкального образования, а именно - индивид предстает как соавтор воспроизводимой нотной записи. Так как в каждом музыкальном произведении определенной тематики заложен собственный художественный образ, который должен увидеть, услышать и почувствовать зритель, степень вложения личного в нотный материал со стороны музыканта-исполнителя, вокалиста является определяющей. Следовательно, задача исполнителя заключается в том, чтобы максимально точно воссоздать этот образ и показать его слушателям. Для начинающего вокалиста это существенная проблема, обусловленная отсутствием большого сценического опыта. Погружение в художественный образ - это творческий процесс, который формирует у исполнителя артистизм, образное представление, исполнительское мастерство [2].
Цель данного исследования заключается в том, чтобы провести анализ профессиональной подготовки студентов-вокалистов посредством сценической практики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие педагогические задачи:
- определить развивающую функцию вокальной подготовки посредством сценической практики;
- сформулировать педагогические условия сценической практики, при которых обеспечивается интеллектуальное и эмоциональное развитие личности студентов-вокалистов;
- смоделировать условия развития профессиональной подготовки студентов-вокалистов на основе научных подходов и принципов обучения;
- способствовать развитию познавательной активности у студентов;
- развить креативное мышление, творческую инициативу, эмоциональную чувствительность, эмпатию и художественный вкус;
- стимулировать у студентов стремление к самосовершенствованию как основе любого развития.
Профессиональное образование будущих вокалистов - это комплексный процесс, обусловленный многоплановым характером образовательной деятельности, в которой тесным образом переплетаются основы народной музыкальной культуры, литературы, музыкальной грамоты, сольного камерного и оперного исполнительства, сценической практики [3].
Профессиональное вокальное образование в Китайской Народной Республике в настоящее время опирается на различные подходы и принципы, которые обуславливают развитие как национального вокального искусства, народных песен, так и эстрадной культуры (в манере западного европейского исполнения музыкальных произведений и на основе отечественной китайской народной традиции). Модульное обучение студентов-вокалистов в Китае предполагает овладение национальными техниками исполнения и особенностями музыкально-драматического искусства цюй и.
Научная обоснованность темы настоящего исследования представлена в трудах таких ученых, как: Яо Вэй, М. А. Давыдов, Д. Лисун, А. Ю. Пшеницын, О. Е. Реброва, Ян Нин, Г. Саик, О. Ю. Соловьянова, Фанг Ю, Чень Мэнтим, Гуань Юэ, Б. М. Теплов, Чжан Тинтин, Чжу Тяньи, Г. М. Цыпина, Ван Хуайцзян.
Музыкальное образование в Китае в ходе своего развития претерпевало существенные изменения. Традиционная китайская опера и музыкально-фольклорная традиция к концу XX в. привлекли особое внимание государства в силу изменившихся культурных приоритетов страны. Классическое и современное мировое искусство, наряду с китайской музыкальной и вокальной исполнительской школой, направили вектор развития в сторону национального оперного искусства.
Исследование определило наличие в образовательной деятельности национальных музыкальных школ Китая как отечественных, так и европейских методик преподавания художественно-музыкальных дисциплин, в том числе российских и советских.
Необходимо отметить, что в наши дни большое количество студентов, магистров и аспирантов из КНР получает высшее музыкальное образование в высших учебных заведениях Российской Федерации по профилям художественной подготовки в области музыкального образования. Национальная музыкальная и вокальная школы Китая про-
должают развиваться, покоряя вершины исполнительского мастерства, на основе взаимодействия высших образовательных школ в области подготовки профессиональных музыкантов.
Диалог культур и взаимное сотрудничество педагогов-практиков дают синергети-ческий эффект в деле воспитания молодого поколения музыкантов. Творческий рост будущего специалиста находится в прямой зависимости от постоянной выработки у него практических навыков певческой работы, которые основаны на его музыкальных способностях, развивающихся в процессе систематических вокальных занятий. Вокалисту необходимы глубокие знания по вопросам вокального воспитания, сохранения голоса, его звучности звучности, средств вокальной выразительности и др.
Теоретическая база знаний элементов певческой звучности содержит: интонацию, ансамбль, нюансировку, звуковедение, постановку дыхания и вокальное формирования звука, дикцию и артикуляцию, раскрытие идейно-художественного содержания музыкального произведения и др.
Культурологическая направленность отражает гуманистический аспект вокального образования будущих специалистов, высокую степень сформированности общекультурных, общепрофессиональных и специальных компетенций у выпускников, что гарантированно обеспечивает их включение в социокультурную деятельность страны и высокую востребованность на рынке труда. Высокий профессионализм педагогических кадров в области музыкального образования, расширенный межкультурный диалог, взаимопонимание и взаимосотрудничество в реализации и освоении образовательных программ положительно влияют на процесс обмена студентами двух стран в период обучения. Также в этом контексте рассматривается и внедрение дополнительных учебных часов для сценической практики студентов: вокально-музыкальные коллаборации, расширение певческого репертуара, участие в международных профессиональных вокальных конкурсах и многое другое.
Образовательно-воспитательные программы обучения вокальному искусству предполагают два магистральных направления:
- описание направления как технического звукового процесса;
- описание его стилистического наполнения в процессе исполнения.
Процесс погружения в вокальный образ можно разделить на следующие составные части:
1. Студент-вокалист осваивает нотный репертуар;
2. Студент-вокалист изучает вокал с технической (исполнительской) стороны;
3. Студент-вокалист погружается в художественную составляющую вокального образа.
Исполнительская техника любого музыкального произведения потребует от студента выразительности и эмоциональности, которых можно добиться через выражение кульминационных моментов. Также следует придерживаться определенного темпа, потому что он подчеркивает и выделяет эмоциональный характер всего музыкального произведения. Соблюдение ритмического рисунка и интонации также прибавляют выразительности исполнения [4].
Применяя метод погружения в художественно-эстетический мир музыкального произведения, примеряя на себя художественный образ роли, студент в процессе подготовки к сценической практике получает профессиональное компетентностное развитие как артист и вокалист; в процессе выступления перед публикой им выполняется задача привлечения внимания каждого зрителя в зрительном зале. Исполнитель, погруженный в процесс инкультурации, целью которой является привитие гуманитарных ценностей, получает возможность почувствовать себя творцом новой реальности, нового внутреннего мира, строителем собственной духовной жизни [5].
Профессиональная подготовка специалиста опирается на возможности арт-пространства, где студент обучается сценической практике по созданию и передаче музыкального образа. Для этого студенту придется проявить творческое, ассоциативное мышление. В рамках образовательной деятельности будущий вокалист максимально раскрывает свой голос, учится работать с произношением и дикцией, знакомится с основами оперно-драматической мелодекламации, демонстрирует активную сценическую форму, которая проявляется при участии в постановках спектаклей и концертов разностилевого характера [6].
Сценическая практика - это процесс, поясняющий будущим вокалистам специфику постановочной работы в условиях сцены, который помогает контролировать, регулировать и согласовать между собой практиче-
ские навыки исполнительского мастерства, накапливаемые студентом во время обучения. Сценическая практика детерминирует творческую составляющую в профессиональной подготовке студентов-вокалистов. Также сценическая практика развивает навыки исполнения различных музыкальных жанров, учит определять суть, выразительность и содержательность выступления, обуславливает формирование творческих ресурсов и индивидуальности будущего вокалиста.
В основе сценической практики лежат следующие цели и задачи, представленные в табл. 1.
Анализ диссертационного исследования китайского ученого и педагога Яо Вэй «Подготовка специалистов вокального искусства в системах высшего музыкального образования Китая и России» позволяет сделать вывод, что музыка носит практический характер, поэтому регулярная практика придает динамичности, чувственности, вокальному исполнению [7].
Таким образом, модель профессиональной подготовки с помощью сценической практики студентов-вокалистов, по мнению автора статьи, должна быть построена с учетом индивидуальных особенностей исполнителей, поэтому нельзя придерживаться шаблонных и устаревших учебных программ.
Подобную концепцию выдвигает и другой китайский исследователь Чжу Тяньи, объясняя это тем, что такие личностные особенности, как «состояние голоса, образ мышления, культурный уровень и жизненная среда», являются главными для исполнителя, следовательно, при построении модели профессиональной подготовки необходимо учитывать эти данные [8, с. 119].
Профессиональная подготовка студентов-вокалистов с помощью сценической практики является фундаментом профессионализма будущего исполнителя, так как практический навык, который получает обучающийся, позволяет развить не только
Сценическая практика студентов-вокалистов является основой для развития сценического мастерства, которое представляет собой комплекс, состоящий из вокальных и артистических данных исполнителя.
Китайский исследователь Чжан Тинтин отмечает, что формирование навыков сценического мастерства необходимо артистам ансамблевого пения, которые должны обладать красивыми движениями. Исполнители оперного жанра должны уметь совмещать пение с движениями оперного персонажа, погружаться в художественный образ, что зачастую бывает сложно начинающим артистам.
вокальные, но и артистические способности, что является залогом успеха в области музыкальной культуры [9].
Итак, модель профессиональной подготовки на основе сценической практики, по мнению автора исследования, выглядит следующим образом (табл. 2).
Анализ специальной музыкальной литературы по проблеме исследования приводит к выводу о том, что модель профессиональной подготовки вокалистов посредством сценической практики [10] должна опираться на следующие принципы:
1. Принцип индивидуального подхода предполагает, что обучение должно учитывать индивидуальные и возрастные особенности, творческий опыт, что обуславливает внедрение комплекса педагогических методов, методик и приемов.
2. Принцип социокультурного подхода опирается на синтез развития профессионализма и общего личностного развития, который состоит из образовательных, воспитательных, развивающих, коммуникативных, творческих компонентов. Эстетический характер социокультурного подхода предполагает, что со стороны исполнителя будет реализован, в первую очередь, культурный аспект музыкальных произведений. Это проявляется в активном и познавательном
Таблица 1. Цели и задачи сценической подготовки
Цели сценической практики Задачи сценической практики
- соединение знаний, умений и навыков, полученных в классах специального цикла, с работой над созданием музыкально-сценического образа; - создание музыкально-сценического образа в вокально-драматургических произведениях или отрывках из них; - подготовка концертных программ; - воспитание художественно-эстетического вкуса. - систематическое выполнение определенных тренировочных упражнений; - анализ вокально-драматургического материала; - анализ репертуара для концертных программ; - работа над вокальными произведениями; - творческая работа с текстовым материалом, логический и действенный анализ текста; - участие в репетиционном процессе.
поиске, а также в участии в культурных мероприятиях (спектакли, выставки, концерты, конкурсы, арт-проекты).
3. Принцип образно-ассоциативного подхода опирается на применение образов и ассоциаций, эффективное использование которых влияет на решение задач, связанных с музыкальной выразительностью.
4. Принцип поликультурного подхода основан на понимании изучения музыкальных произведений с точки зрения культуры, так как различная жанровая предрасположенность обуславливает не только специфику музыкальности и эмоциональности, но и историко-культурологического аспекта.
Таблица 2. Модель профессиональной подготовки на основе сценической практики студентов-вокалистов
Модель профессиональной подготовки на основе сценической практики Цель: развитие профессиональных качеств
Задачи: - раскрытие эффективных условий развития профессинальных качеств обучающихся; - выявление критериев и показателей профессионализма
Принципы: индивидуальный, социокультурный, образно-ассоциативный, кросс-дисциплинарный, творческий, коммуникативный, ситуационно-контекстуальный; организационно-деятельный
Критерии и показатели: - технико-операционный критерий: певческое дыхание, чистое интонирование, дикция, артикуляция, звукообразованием; - художественно-исполнительский критерий: музыкальность, артистизм, музыкально-эстетический вкус; - личностно-деятельностный критерий: самостоятельность, познава-тельность, энергичность
Результат: повышение профессионального уровня
5. Принцип кросс-дисциплинарного подхода предполагает развитие профессиональных качеств в условия конкурентоспособности рынка услуг. В этом случае студент-вокалист должен учитывать, что успешная профессиональная деятельность зависит от его знаний, умений и навыков.
6. Принцип творческого подхода подразумевает постоянное самосовершенствование не только в рамках образовательного процесса, но и в дальнейшей работе.
7. Принцип коммуникативного подхода основан на понимании студентом, что успешность профессиональной деятельности зависит не только от его профессиональных, но и личностных качеств, в основе которых лежит взаимодействие между субъектами музыкального пространства.
8. Принцип организационно-деятель-ностного подхода направлен на формирование благоприятной психологической среды образовательного пространства с целью мотивации студентов, организацию учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей студентов-вокалистов.
Таким образом, мы можем констатировать, что обозначенная модель профессиональной подготовки студентов-вокалистов на
основе сценической практики будет способствовать повышению уровня образовательного процесса [11].
Роль сценической практики в процессе обучения вокалиста достаточна велика. Арт-пространство профессиональной музыкальной сцены является площадкой апробирования собственных профессиональных сил студента. Сценическая практика служит развитию исполнительских качеств студентов-музыкантов, способствует аналитической работе вокалиста над созданием художественного сценического образа, его эстетичности, характерности, эмоциональности. В то же время сценическая практика способствует раскрытию потенциала творческих возможностей исполнителя по максимуму: правильному интонированию, расставлению акцентов, выделению основных исполнительских моментов и кульминаций, выявлению индивидуальных черт исполнителя, пониманию их значения и поиску способов выражения, принимая во внимание особый темперамент вокалиста.
Профессиональная работа над созданием художественного сценического образа ведется в особых педагогических условиях, которыми и являются условия сценической вокальной практики, позволяющей студен-
там-вокалистам применить все свои знания и умения. Сценическая практика позволяет создать творческую атмосферу коллективного сотрудничества с педагогом, концертмейстером, руководителем ансамбля или творческой группой профессиональных музыкантов.
Роль сценической практики в обучении музыкантов, артистов-вокалистов трудно переоценить: коллективные формы обучения и педагогические условия, приближенные к условиям будущей профессиональной работы, формируют необходимые компетенции у выпускников и повышают их конкурентоспособность на рынке труда.
В заключение заметим, что подготовка студентов-вокалистов с помощью сценической практики является основой развития их профессиональных качеств.
Список литературы
1. Пшеницын А. Ю. Роль сценической практики в процессе профессионального образования будущих артистов // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2. С. 71-73.
2. Го Ивэнь. Анализ применения элементов традиционной музыки в преподавании вокальной музыки в колледжах и университетах // Исследования в области искусства. Журнал Художественного колледжа Харбинского педагогического университета. 2017. № 1. С. 136-137 (на кит. яз).
3. Чень Мэнтин, Нижникова А. Б. Национальные вокально-исполнительские традиции в обучении вокалистов в Китае // Проблемы эстетического образования в контексте устойчивого развития общества : материалы Междунар. студенч. науч.-практ. конф., Минск, 21 апр. 2021 г. / Белорус. гос. пед. ун-т. Минск, 2021. С. 586-589.
4. Гуань Юэ, Цинь Чао, Цзя Цзифэнь. Средства театральной педагогики в приобщении начинающих китайских вокалистов к европейскому оперному искусству // Педагогическое образование. 2021. № 4. С. 84-91.
5. Андреева Н. П., Шарафуллина Ж. В. Драматизация как вид творческой деятельности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2022. № 204. С. 35-43.
6. Чжан Тинтин. Формирование сценического мастерства студентов специализации «Вокальная музыка» в педагогических университетах Китая : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2022. 23 с.
7. Яо Вэй. Подготовка специалистов вокального искусства в системах высшего музыкального образования Китая и России: дис. ... канд. пед. наук. Астрахань, 2015. 196 с.
8. Чжу Тяньи. Основные содержательные принципы контекстно-культурологического подхода в вокальном обучении вузовского уровня в Китае // Человеческий капитал. 2022. № 2 (158). С. 118-123.
9. Ян Нин. Особенности обучения педагогов-вокалистов Цзилиньского педагогического университета (КНР) // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2022. Т. 8 (74), № 1. С. 72-77.
10. Соловьянова О. Ю. Модель профессиональной подготовки на основе театральных технологий // Педагогика искусства. 2018. № 1. С. 66-73.
11. Ван Хуайцзянь. Новая модель подготовки специалистов музыкального образования // Вестник Гуанчоужского технического педагогического института. 2010. № 2. С. 76-79 (на кит. яз.).
Refrences
1. Pshenitsyn A. Yu. The role of stage practice in the process of professional education of future artists. World of science, culture, education. 2019. 2, 71-73 (in Russ.).
2. Guo Yiwen. Analysis of the application of elements oftraditional music in the teaching of vocal music in colleges and universities. Research in the field of art. The journal of the Art College of Harbin Pedagogical University. 2017. 1, 136-137 (in Chinese).
3. Chen Menting, Nizhnikova A. B. National vocal and performing traditions in training vocalists in China. Problems of aesthetic education in the context of sustainable development of society: materials of the Intern. student sci. and practical conf., Minsk, Apr. 21. 2021. Minsk, 2021. 586-589 (in Russ.).
4. Guan Yue, Qin Chao, Jia Jifen. Means of theatrical pedagogy in introducing beginning Chinese vocalists to European opera. Pedagogical education. 2021. 4, 84-91 (in Russ.).
5. Andreeva N. P., Sharafullina Zh. V. Dramatization as a type of creative activity. Izvestia: Herzen UniversityJournal of Humanities & Sciences. 2022. 204, 35-43 (in Russ.).
6. Zhang Tingting. Formation of stage skills of students specializing in "Vocal Music" at pedagogical universities in China: abst. dis. on competition of sci. degree PhD in pedagogy. Ekaterinburg, 2022. 23 (in Russ.).
7. Yao Wei. Training of vocal art specialists in the systems of higher music education in China and Russia: dis. on competition of sci. degree PhD in pedagogy. Astrakhan, 2015. 196 (in Russ.).
8. Zhu Tianyi. Basic content principles of the contextual-cultural approach in vocal training at the university level in China. Human capital. 2022. 2 (158), 118-123 (in Russ.).
9. Yang Ning. Features of training of vocalist of Jilin Pedagogical University (PRC). Scientific Notes ofV. I. Vernadsky Crimean Federal University. Sociology. Pedagogy. Psychology. 2022. 8 (74) (1), 72-77 (in Russ.).
10. Solovyanova O. Yu. Model of professional training based on theater technologies. Pedagogy of Art. 2018. 1, 66-73 (in Russ.).
11. Wang Huaijian. A new model for training specialists in music education. Bulletin of the Guanchouz Technical Pedagogical Institute. 2010. 2, 76-79 (in Chinese).