Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 8 (74). 2022. № 1. С. 72-77.
УДК 378.2
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ-ВОКАЛИСТОВ ЦЗИЛИНЬСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРИСИТЕТА (КНР): ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Ян Нин
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Санкт-Петербург, Россия
E-mail: [email protected]
В современном Китае процессы обучения педагога-вокалиста постоянно совершенствуются. Система высшего образования подвергается преобразованиям, вносятся существенные структурные изменения в учебные планы и рабочие программы с целью формирования профессиональных компетенций будущих выпускников педагогов-вокалистов. Учебная программа соответствует потребностям современного общества, но вместе с этим количество выделенных часов недостаточно для подготовки высокопрофессионального специалиста в области вокальной педагогики, так как, по мнению автора, необходимо увеличить количество часов для практики не только голоса, но и для практики формирования художественного образа оперного артиста, вокального стиля профессионального музыканта, национального сценического персонажа и других навыков педагогов-вокалистов. Дополнительные часы помогут создать условия для качественного профессионального роста знаний, умений и навыков студентов в области музыкальной и педагогической подготовки. Проблемы подготовки студентов связаны с недостаточным количеством часов для практических занятий по вокальному исполнительскому мастерству. Вокал необходим для профессиональной подготовки будущего учителя.
Ключевые слова: Цзилиньский педагогический университет, оперное искусство, художественный образ, педагог-вокалист.
ВВЕДЕНИЕ
В китайских университетах осуществляется подготовка вокалистов в таких направлениях, как - академическое, эстрадное, народное пение. Обязательными дисциплинами являются - теория музыки, история зарубежной музыки, история искусств, анализ музыкальных произведений и другие [1]. Специальные дисциплины определяет университет. В Цзилиньском педагогическом университете к специальным дисциплинам относятся - основы вокальной методики, сценическая речь, сценическое движение, танец, актерское мастерство и другие [2].
В отличие от других учебных учреждений в Цзилиньском университете ведется профессиональное обучение педагогов-вокалистов. Будущие учителя должны обладать не только вокальными данными, они должны владеть профессиональными педагогическими компетенциями, связанными с интеллектуальным развитием, комплексом знаний в области мировой культуры и искусства, в том числе и с формированием художественного образа в оперной постановке. Сегодня оперное искусство в Китае развивается в таких направлениях, как - Пекинская опера, европейская опера, китайская национальная опера, оперное искусство России [3]. Любая опера обладает неповторимыми особенностями пения, голоса, манеры
72
исполнения, сценического движения оперного артиста и другими формами постановки оперной сцены. При составлении учебных планов и программ необходимо учитывать потребности в вокальном обучении студента профессиональным компетенциям оперного артиста.
Оперное искусство отличается не только вокальным исполнением в разных странах, оно отражает национальные особенности традиций, сохраняющихся на протяжении веков и передающих ценности культуры народов. Ю Фанг отмечает, что в колледжах и университетах необходима реформа вокально-музыкального образования, так как дается узкое образование вокалиста, получение знаний должно расширяться, поэтому важно включать дисциплины, связанные с формированием "...музыкальной грамотности, эстетики" и др. [4, с. 196]. Также требуется сформировать комплекс дисциплин, создающих основу для умения студентом формировать художественный образ на сцене в оперной постановке.
В частности, при подготовке артиста Пекинской оперы главной специализацией является вокальная подготовка студента, при этом она "... не дает всего комплекса знаний и умений, не способна обеспечить высокую технологическую культуру исполнения" [5, с. 6]. Обучение вокалу продолжается в консерваториях для подготовки артистов европейской, российской и национальной оперы. В университетах культуры и искусств вокальному искусству обучаются студенты всех уровней подготовки и для любых направлений оперного искусства. Педагогические университеты Китая проводят обучение специалистов в области обучения вокалу будущих учителей, поэтому обучение имеет свои особенности и направления.
Цель статьи заключается в обосновании необходимости исследования современных процессов обучения педагогов-вокалистов в Цзилиньском педагогическом университете.
ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА
В Цзилиньском педагогическом университете реализуются учебные программы подготовки специалистов в области обучения вокальному мастерству будущих учителей. Обучение вокальному искусству в Цзилиньском университете проводится по двум направлениям: "музыкальное исполнительство" и "вокальное исполнительство" [2]. По окончании университета в дипломе выпускника указывается название полученной специальности "музыкальное исполнительство".
Учебный план определяет количество часов на вокальное обучение - две пары по теории музыки, две пары по практическому освоению вокального мастерства. Кроме этого, предусмотрено факультативное, дополнительное обучение вокалу по свободному индивидуальному графику. Студент по желанию может самостоятельно изучать теоретические основы вокальной грамоты и постоянно тренировать голосовые связки для повышения профессионального уровня мастерства вокалиста. Результаты обучения показывают эффективность внедряемых методов обучения. [6]. Вместе с этим существует недостаточность дисциплин базовой и вариативной части учебного плана для обучения педагогов-вокалистов.
Цзилиньский педагогический университет обладает достаточной материально-технической базой для подготовки учителей по вокальному мастерству, постоянно
73
расширяя доступность обучающихся как в офлайн обучении, так и в онлайн. Также для повышения конкурентно-способности выпускников проводятся международные конкурсы работ китайских мастеров, организовывается подготовка и постановка опер. Регулярная подготовка оперных постановок в университете способствует повышению качества подготовки педагога-вокалиста. При этом важно выделить часы по дополнительным дисциплинам, связанные с формированием художественного образа и вокального стиля, направленные на обучение эмоционально-чувственного и художественно-эстетического восприятия.
Получая практические навыки в формировании художественного образа в оперных постановках, студент формирует вокальные и артистические навыки, необходимые в педагогической деятельности. Каждый студент раскрывается в индивидуальной манере исполнительского мастерства и артистических способностей [7]. Главная цель в практическом обучении - создать условия для усвоения профессиональных компетенций и получения опыта формирования образов персонажей в постановке оперы.
Опера Ван Цзуцзе и Чжан Чжуоя «Дочь партии» впервые была поставлена в Цзилиньском педагогическом университете в 2012 году [6, с. 195]. Несмотря на короткую историю развития вокального обучения в Цзилиньском университете, результаты показывают высокий уровень профессионального подготовки студентов. В разное время в университете студентами были поставлены оперы - «Дон Жуан» В. А. Моцарта (2014), «А Лянь» (композитор Янь Тецзюнь, драматург Лю Лу)
(2016), «Дружба благородных мужей» (композитор Янь Тецзюнь, драматург Лю Лу)
(2017) [6, с. 196]. Из последних постановок Цзилиньского педагогического университета привлекла внимание опера «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта (2020). Данная опера широко используется в обучении вокальному искусству на всех уровнях образования. Ее популярность оперы связана с тем, что Моцарт создал реалистические образы с характерными особенностями в комедийной интерпретации. В музыкальной характеристике студент должен учиться передавать манеру исполнения, речь, звук, интонации. Находчивость и ловкость Фигаро раскрывается в сочетании движения и музыкальных аккордов, темпа голоса и точности дыхания в звуковых интонациях. Энергичность и женственность Сюзанны - в контрастности мелодии звуков и нежных переходов голоса. Темпераментность Керубино - в тембре голоса и порывистости движения тела и голоса. Страдания и хитрость графини Розины - в драматическом соотношении голоса и позы на фоне комедийного сюжета. Властность и эгоизм графа Альмавива - в речевом диапазоне музыкального диссонанса в повелительном наклонении. Каждый персонаж несет неповторимую индивидуальность и раскрывается вокальным мастерством обучающихся. В созданных образах студент может продемонстрировать полученные знания, умения и навыки профессиональной подготовки.
В обучении педагогов-вокалистов рекомендуется использовать классические оперные постановки ведущих театров мира, включая достижения российского оперного искусства. Среди самых известных можно выделить «Пиковая дама», «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова, «Руслан и Людмила» М. Глинки. В произведениях П. Чайковского студенты
74
познают лирические мотивы русской души. В постановках Н. Римского-Корсакова обучающиеся узнают историческую специфику русской музыки и вокального искусства. В операх М. Глинки студенты познакомятся со сказочным миром русской культуры.
Оперное искусство создается на основе художественных образов и вокальных способностей артиста. Искусство вокала несомненно приобретает персонифицированное значение в обучении. Также студент должен знать и понимать специфику оперных персонажей, обладающих личностными и национальными характеристиками. Современная опера требует от вокалиста не только владение голосом. Опера направлена на формирование эстетического восприятия и эмоционального проникновения в чувственные сферы личности. В связи с этим оперный вокалист должен обладать артистическими способностями и личными талантами для сцены.
На сегодняшний день не существует специальной программы психолого-педагогического обучения для оперных вокалистов [8]. В практике обучения используется понятие формирование художественного образа персонажа, исполняемого в опере, создаваемого с помощью различных театральных атрибутов. При этом не учитывается интеллектуальная подготовка студента в умении передать внутреннее состояние героя, его мысли и чувства. Несомненно, что вокальные данные и техники исполнения (слух, ритм, память) определяют использование обучающегося в оперной постановке. Как отмечает Ду Сывэй, «историческое развитие оперного искусства связано с формированием вокальных школ и становлением певческого голоса, развитие вокальной техники как основы высокохудожественного исполнения музыкального произведения» [9, с. 5].
Студент должен быть готов к освоению и передаче художественного образа на сцене, таким образом демонстрируя профессиональные компетенции вокалиста [10]. Понимание и эмоционально-чувственная сопричастность к сюжету оперы способствует творческой активности, развитию воображения, стимулирует познавательную деятельность в педагогической деятельности. Задача преподавателя заключается в организации подготовки студента с учетом сопутствующих инструментов для достижения цели - создания художественного образа в оперной постановке. В учебной программе количество часов недостаточно, поэтому студент самостоятельно должен готовиться к созданию образа. Конечно, преподаватель всегда готов помочь, тем не менее важно определить почасовую нагрузку для системной подготовки обучающихся к профессиональной деятельности педагога-вокалиста. Для реализации поставленной проблемы необходимо провести исследование, включающее несколько этапов. На первом этапе для выявления особенностей вокальной подготовки китайских студентов в высшем образовании на примере Цзилиньского университета предполагается анализ учебных планов и программ, а также анкетирование студентов и преподавателей. Анкетирование проводится на основе дифференцированного педагогического подхода. Цель анкеты - выявление достижений качества оперного звучания, применение оперного пения на практике, участие в профессиональной деятельности (концерты, фестивали, конкурсы). Эксперимент проводится на втором этапе исследования. Третий этап -
75
заключительный с подведением итогов и определение особенностей вокальной подготовки педагогов-вокалистов с рекомендациями по совершенствованию системы профессиональной подготовки будущих учителей по вокалу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в учебную программу Цзилиньского педагогического университета необходимо внести дополнительные часы для обучения студентов в области формирования художественных образов оперных персонажей. Создание образа связано с интеллектуальным развитием личности, с владением знаний в области культуры и искусства народов мира, с умением донести до зрителя на эмоциональном уровне эстетическую сущность прекрасного и безобразного в артистическом перевоплощении, с созданием новых образов в современных постановках оперы. Педагогический потенциал профессорско-преподавательского состава Цзилиньского университета дает возможность реализовать дополнительные программы обучения педагогов-вокалистов для совершенствования уровня профессиональной подготовки студента.
Cписок литературы
1. Яо Вэй. Подготовка специалистов вокального искусства в системах высшего музыкального образования Китая и России: дисс.. .канд. пед. наук / Яо Вэй. - Астрахань, 2015. - 196 с.
2. Официальный сайт Цзилиньского педагогического университета: http://www.jlu.edu.cn/
3. Чжао Мэн. Процесс развития китайской оперы / Чжао Мэн // Университетский научный журнал. -2017. - № 29. - С. 160-165.
4. Фанг Ю. Изучение необходимости и направления реформы преподавания вокальной музыки в колледжах и университетах / Фанг Ю // Северная музыка. - 2020. - № 10. - C. 196-198.
5. Невдах С. И. Особенности подготовки вокалистов в системе высшего музыкального образования Китая в контексте межкультурного взаимодействия / С. И. Невдах, Е Цюн // Вестник БДПУ. Серия 1. Педагогика. Психология. Филология. - 2018. - № 1 (95). - С. 6-10.
6. Чжу Л. Организация образовательного процесса и методы реализации программы оперной подготовки в Музыкальном институте при Цзилиньском педагогическом университете, КНР / Л. Чжу, М. Р. Чёрная // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2019. - № 193. - С. 194-198.
7. Яо Ц. Опера для образования и раскрытия индивидуальных особенностей / Ц Яо // Музыкальный мир. - Сиань: Музыкальное изд-во провинции Шэньс. - 2012. - № 10. - С. 12-13 (на кит. яз.).
8. Грибкова О. В. Вокальная подготовка как средство развития творческого потенциала личности / О. В. Грибкова, С. М. Казначеев // Искусство и образование. - 2018. - № 2 (112). - С. 77-83.
9. Ду Сывэй. Формирование певческих умений у вокалистов высших учебных заведениях КНР: дис. ... канд. пед. наук / Ду Сывэй. - М., 2008. - 215 с.
10. Ван Хуайцзянь. Новая модель подготовки специалистов музыкального образования / Ван Хуайцзянь // Вестник Гуанчжоуского технического педагогического института. - 2010. - № 2. - С. 76-79 (на кит.яз.).
FEATURES OF TRAINING OF VOCALIST-TEACHERS OF JILIN PEDAGOGICAL UNIVERSITY (PRC): STATEMENT OF THE PROBLEM
Yan Nin
Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint-Petersburg, Russian Federation
E-mail: [email protected]
76
AH HUH
In modern China, the processes of teaching a vocal teacher are constantly being improved. The system of higher education is undergoing transformations, significant structural changes are being made to curricula and work programs in order to form the professional competencies of future graduates of teacher-vocalists. The curriculum meets the needs of modern society, but at the same time, the number of allocated hours is not enough to train a highly professional specialist in the field of vocal pedagogy, since, according to the author, it is necessary to increase the number of hours for practicing not only the voice, but also for the practice of forming the artistic image of an opera artist, the vocal style of a professional musician, a national stage character and other skills of vocal educators. Jilin Normal University uses opera performances by both Chinese musicians and classical operas to develop professional skills. Mandatory performances include Wang Zujie and Zhang Zhuoi's opera "The Daughter of the Party". Of the classical operas, the most popular are works by V.A. Mozart. Among them, one can note the opera "The Marriage of Figaro", which is distinguished by its characteristic images, which are rather difficult to perform. The comedy genre gives the student the opportunity to demonstrate the acquired knowledge, skills and abilities in mastering the art of vocal and acting, which further makes it possible to improve and develop professionalism in the vocal art. It is recommended to use classical opera productions of the world's leading theaters, including the achievements of Russian opera art. Among the most famous are "The Queen of Spades", "Eugene Onegin" by P. Tchaikovsky, "The Golden Cockerel" by N. Rimsky-Korsakov, "Ruslan and Lyudmila" by M. Glinka. Opera performances at Jilin Normal University are held once a year, which is not enough for the professional growth of a future teacher. The problems of preparing students are associated with the insufficient number of hours for practical classes in vocal performance skills. Additional hours will help create conditions for high-quality professional growth of knowledge, skills and abilities of students in the field of musical and pedagogical training.
Keywords: Jilin Normal University, operatic art, artistic image, teacher-vocalist.
References
1. Yao Wei, Training of specialists in vocal art in the systems of higher musical education in China and Russia: dissertation ... cand. ped. sciences, 196 p. (Astrakhan, 2015).
2. Official website of Jilin University: Access mode: http://www.jlu.edu.cn/
3. Zhao Meng, The development process of Chinese opera, University scientific journal, 29, p. 160 (2017).
4. Fang Yu, Study of the need and direction of the reform of teaching vocal music in colleges and universities, Northern music, 10, p. 196 (2020).
5. Nevdakh SI, Ye Qiong Features of training vocalists in the system of higher musical education in China in the context of intercultural interaction, Bulletin of the BDPU. Series 1. Pedagogy. Psychology. Philology, 1, 95, p. 6 (2018).
6. Zhu L., Black M.R., Organization of the educational process and methods of implementing the opera training program at the Music Institute at the Jilin Pedagogical University, China, Bulletin of the Russian State Pedagogical University. A. I. Herzen, 193, p. 194 (2019).
7. Yao Ts, Opera for education and disclosure of individual characteristics, Musical world, 10, p. 12 (2012).
8. Gribkova O.V., Vocal training as a means of developing the creative potential of a person, Art and Education, 2, 112, p. 77 (2018).
9. Du Xiwei, Formation of singing skills among vocalists of higher educational institutions of the PRC: dis. ... cand. ped. sciences, 215 p. (Moscow, 2008).
10. Wang Huaijian, A new model of training specialists in music education, Bulletin of the Guangzhou Technical Pedagogical Institute, 2, p. 76 (2010).
77