Научная статья на тему 'Диагностика развития детей третьего года жизни'

Диагностика развития детей третьего года жизни Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2670
599
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННИЙ ВОЗРАСТ / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АКТУАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ / TENDER AGE / SPEECH ACTIVITY / TOPICAL DEVELOPMENTAL LEVEL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ахмедова Фируза Бадаутдиновна, Архипова Елена Филлиповна

В статье представлены результаты исследования развития ребенка от двух до трех лет. Были обследованы 18 детей этого возраста. Выявлены уровни развития по четырем параметрам. Результаты исследования положены в основу разработки методики по стимулированию речевой активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ахмедова Фируза Бадаутдиновна, Архипова Елена Филлиповна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIAGNOSTICS OF CHILDREN DEVELOPMENT FROM TWO TO THREE YEAR OLD

The article presents the results of research on a child development from two to three year old. There have been observed 18 children from two to three year old. Levels of a child development by four parameters have been discovered. The results of research are included into the basis of method development for stimulating speech activity.

Текст научной работы на тему «Диагностика развития детей третьего года жизни»

A UNIVERSUM:

¿УУл ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

Ахмедова Фируза Бадаутдиновна

магистрант кафедры логопедии Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова,

РФ, г. Москва E-mail: [email protected]

Архипова Елена Филлиповна

д-р. пед. н., профессор Московского государственного гуманитарного

университета им. М.А. Шолохова,

РФ, г. Москва E-mail: arhipovaef@rambler. ru

THE DIAGNOSTICS OF CHILDREN DEVELOPMENT FROM TWO TO

THREE YEAR OLD

Firuza Akhmedova

master's degree student of the chair of Speech Therapy of Sholokhov Moscow State University for the Humanities,

Russia, Moscow

Elena Arhipova

doctor of pedagogical sciences, professor of Sholokhov Moscow State University for the Humanities,

Russia, Moscow

АННОТАЦИЯ

В статье представлены результаты исследования развития ребенка от двух до трех лет. Были обследованы 18 детей этого возраста. Выявлены уровни развития по четырем параметрам. Результаты исследования положены в основу разработки методики по стимулированию речевой активности.

Архипова Е.Ф., Ахмедова Ф.Б. Диагностика развития детей третьего года жизни // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2013. № 1 (1) . URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/284

ABSTRACT

The article presents the results of research on a child development from two to three year old. There have been observed 18 children from two to three year old. Levels of a child development by four parameters have been discovered. The results of research are included into the basis of method development for stimulating speech activity.

Ключевые слова: ранний возраст, речевая деятельность, актуальный уровень развития.

Keywords: tender age, speech activity, topical developmental level.

Количество детей с нарушениями психического и речевого развития растет ежегодно. Тем не менее, в отечественной системе образования и здравоохранения продолжает жить традиция оказания коррекционной помощи детям с патологией речи после пяти лет. Упущенное время ведет к закреплению речевого дефекта. Ведь с возрастом теряется возможность для более гибкого изменения состояния ребенка. Запоздалая коррекция и компенсация может привести к тому, что следствием речевой патологии станет уже ограничение коммуникативных и когнитивных возможностей. В дальнейшем это отразится на трудностях школьного обучения, а также ухудшении качества жизни ребенка [4].

Несмотря на это, система логопедической помощи зачастую не охватывает детей раннего возраста. Исключением являются лишь категории детей с тяжелыми нарушениями, например, врожденными дефектами артикуляционного аппарата, с ДЦП и другими рано диагностируемыми отклонениями психомоторного развития [6].

Ориентируясь на концепцию, которую разрабатывают ученые НИИ коррекционной педагогики РАО, о том, что ранняя диагностика и комплексная коррекция, организованная с первых месяцев жизни, позволяют скорректировать уже имеющиеся отклонения и предупредить появление новых,

мы видим актуальность исследования коммуникативной сферы уже в раннем возрасте.

Цель исследования — разработка системы комплексной пропедевтической работы с детьми раннего возраста, направленной на профилактику недостатков речевого развития.

Объект исследования — речевая деятельность детей в возрасте от 2 до 3-х лет.

Предмет исследования — процесс формирования речевой деятельности у детей раннего возраста.

Гипотезой исследования явилось предположение о том, что логопедическая работа с детьми раннего возраста должна носить профилактический и стимулирующий характер. Это позволит предупредить недостатки речевой деятельности и стимулировать речевое развитие.

В соответствие с целью, предметом, объектом и гипотезой в исследовании ставятся следующие задачи:

1. Проанализировать теоретические подходы к изучению закономерностей речевого развития детей раннего возраста.

2. Экспериментально выявить особенности речевого развития детей третьего года жизни.

3. Экспериментально проверить профилактико-стимулирующее воздействие игр, упражнений и специальных приемов работы на речевую сферу детей третьего года жизни.

4. Оценить эффективность предложенных форм и содержания пропедевтической работы с детьми третьего года жизни.

5. Определить специальные педагогические условия, обеспечивающие результативность профилактической работы с детьми раннего возраста, и разработать методические рекомендации по их реализации.

Методологической основой исследования явились теоретические положения Л.С. Выготского об объективных законах развития психики, И.М. Сеченова и И.М. Павлова о рефлекторной природе высшей нервной

деятельности, учение А.Р. Лурия о мозговой организации психических процессов. Теоретической основой исследования явилась концепция раннего выявления и ранней коррекции отклонений в развитии, разработанная НИИКП РАО (Н.Н. Малофеев, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева, Н.М. Шматко и др.)

Нами было проведено исследование общего речевого и психического развития с использованием диагностической модели Смирновой Е.О. («Профиль развития ребенка 24—36 мес.») [5].

Данная методика включала исследование следующих показателей:

• обследование общения;

• обследование речи;

• обследования предметной деятельности;

• обследование процессуальной игры.

Каждый из показателей включал в себя исследование следующих параметров.

Параметры общения:

• инициативность;

• чувствительность к воздействиям взрослого;

• средства общения;

Параметры речевого развития:

• активная речь;

• понимание речи взрослого;

• способность к выполнению речевых инструкций взрослого.

Параметры предметной деятельности:

• виды действий с предметами;

• познавательная активность;

• включенность ПД в общение со взрослым;

• целенаправленность;

Параметры процессуальной игры:

• потребность в игре;

• речевая активность в игре;

• воображение;

• принятие инициативы взрослого.

Исследование проводилось на базе детского сада комбинированного вида — МБДОУ № 14 «Крепыш» г. Щелково. В исследовании принимали участие 18 детей в возрасте от 2,2 до 3-х лет.

В рамках констатирующего эксперимента нами были получены данные, характеризующие актуальный уровень речевого развития детей 2—3-х лет.

Важным показателем психического развития ребенка на третьем году жизни является развитие активной и пассивной речи. В этом возрасте речь формируется и развивается прежде всего как средство общения со взрослым (Смирнова Е.О.). Поэтому в используемой нами методике диагностика речевого развития и уровня развития общения проводится в единой ситуации.

Анализ результатов исследования показал, что высоким уровнем развития общения обладают 50 % (9) детей группы. Для нормально развивающегося ребенка высокие показатели параметров инициативности и чувствительности характерны независимо от возрастного периода, в котором он находится. В большинстве проб они имеют оценки «3 балла».

Средний уровень развития общения у 38,8 % (7) детей. Это также является нормой.

Низкий уровень развития общения, выявленный у 11,2 % (2) детей, должен настораживать, так как может свидетельствовать о задержке в развитии общения.

Высоким уровнем развития речи обладает 33,3 % (6) детей, средним — 44,4 %(8).

Средний и высокий уровни активной речи (2 и 3 балла) указывают на нормальный, можно сказать, даже высокий уровень развития активной речи ребенка третьего года жизни 77,7 % (14) детей.

Низкий уровень понимания речи, диагностируемый у 22,2 % (4) детей группы, свидетельствует об отставании в речевом развитии ребенка.

При нормальном развитии пассивной речи дети чаще показывают средние и высокие результаты.

Количественный анализ результатов исследования предметной деятельности показал, что высоким уровнем развития обладает двое детей, средним — 66,6 % (12), низким — 22,2 % (4) детей. Высокий уровень развития ПД присущ нормальному ходу психического развития ребенка. Средний и низкий сигнализируют о наличии проблем, которые могут быть связаны как с состоянием здоровья, так и с условиями его воспитания. При этом низкий уровень предметной деятельности указывает на задержку в психическом развитии и требует особого внимания родителей, педагогов и психологов.

В рамках констатирующего эксперимента нами были получены данные, характеризующие актуальный уровень речевого развития детей 2—3-х лет.

Развитие активной и пассивной речи на третьем году жизни — важный показатель психического развития ребенка. В этом возрасте речь формируется и развивается, прежде всего, как средство общения со взрослым (Смирнова Е.О.). Поэтому в используемой нами методике диагностика речевого развития и уровня развития общения проводится в единой ситуации.

Количественный анализ результатов исследования предметной деятельности показал, что высоким уровнем развития обладает двое детей, средним — 66,6 % (12), низким — 22,2 % (4) детей. Высокий уровень развития ПД присущ нормальному ходу психического развития ребенка. Средний и низкий сигнализируют о наличии проблем, которые могут быть связаны как с состоянием здоровья, так и с условиями его воспитания. При этом низкий уровень предметной деятельности указывает на задержку в психическом развитии и требует особого внимания родителей, педагогов и психологов.

Количественный анализ результатов исследования уровня развития процессуальной игры позволил получить следующие результаты. Высоким уровнем развития процессуальной игры обладают двое детей, средним — 61,1 % (11) детей, низким — 27,75 % (5) детей. Каждый из параметров процессуальной игры также имеет варианты нормы. Так, возрастной нормой

для детей 2—2,5 лет является средний уровень самостоятельной игры ребенка и хорошо выраженная готовность к обучению игре — 11,2 % (2) детей.

Низкий уровень самостоятельной игры у 16,6 % (3) детей считается отставанием от нормы, но не должен вызывать большой тревоги, если ребенок хорошо подготовлен к обучению в школе. Если же готовность к обучению у ребенка слабая или отсутствует вовсе, это является существенным отставанием от нормы — 5,5 % (1) детей. С помощью совместных игр ребенка со взрослым низкий уровень достаточно легко повысить.

Возрастной нормой для периода с 2,5 до 3-х лет является высокий уровень самостоятельной игры ребенка и хорошо выраженная готовность к обучению — 16,6 % (3) детей.

Средний уровень самостоятельной игры означает небольшое отставание от нормы — 33,3 % (6) детей. Повысить средний уровень возможно с помощью специально организованных сюжетных игр и забав. Но это возможно только при хорошем состоянии зоны ближайшего развития.

Дети с низким уровнем самостоятельной игры — 50 % (9) детей — заметно отстают от нормы. Если же при этом у них отсутствует готовность к обучению, то тут потребуется выявление психолого-педагогических причин такого отставания.

Отсутствие процессуальной игры на протяжении всего третьего года жизни считается грубой задержкой.

Результаты констатирующего эксперимента по всем параметрам проиллюстрированы ниже. Ось Y отражает количество детей группы, набравших высокие, средние, либо низкие баллы по всем параметрам.

Рисунок 1. Диаграмма уровней развития детей третьего года жизни

Проведенное исследование позволило вывить актуальные уровни развития ребенка в возрасте от двух до трех лет.

Результаты эксперимента будут положены в основу разработки методических рекомендаций по коррекционно-развивающей работе с детьми раннего возраста.

Список литературы:

1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие / Е.Ф. Архипова. — М.: ACT: Астрель, 2006. — 222 с.

2. Волосовец Т.В. Состояние и перспективы развития системы ранней помощи детям России. // Дефектология. — 2003. — № 4. — С. 4—6.

3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. — СПб.: Детство-Пресс, 2007. — 472 с.

4. Гудонис В.П. Анализ причин нарушения развития детей и некоторые пути их профилактики. // Дефектология. 2004. № 4. — С. 8—17.

5. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до трех лет. — М.: МГППУ, 2002. — 128 с.

6. Чиркина Г.В. К проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития у детей. // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. — 2000. — Вып. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.