Научная статья на тему 'Работаем по программе «От рождения до школы» с детьми младенческого и раннего возраста в период адаптации ФГОС до в систему работы ДОО'

Работаем по программе «От рождения до школы» с детьми младенческого и раннего возраста в период адаптации ФГОС до в систему работы ДОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1167
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ" / ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ / ПЕРИНАТАЛЬНОЕ ПОРАЖЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ / PRENATAL LESION OF THE CENTRAL NERVOUS SYSTEM / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ / ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ / CHILDREN'S SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / EDUCATION FOR ALL / TARGET ORIENTATION / PHYSICALLY CHALLENGED CHILDREN'S HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Архипова Елена Филипповна

В статье рассказывается о ближайших перспективах, которые ожидают педагогов ДОО в связи с реализацией ФГОС ДО в отношении образования детей младенческого и раннего возраста, среди которых могут быть дети, имеющие различные отклонения в развитии. Представлен практико-ориентированный материал, призванный помочь педагогу ДОО в работе с особыми детьми младенческого и раннего возраста. У некоторых детей младенческого и раннего возраста, имеющих отклонения от нормативного развития, еще не определены диагнозы, не выявлены особенности их отклоняющегося развития. И это отрицательно сказывается на их развитии, так как пропускаются сенситивные и благоприятные периоды для выравнивания их развития. Педагоги ДОО, работающие в группах младенческого и раннего возраста, могут первыми выявить индивидуальные особенности таких детей, их особые образовательные потребности и выбрать дифференцированные подходы при организации взаимодействия с ними. Основная задача данной статьи помочь педагогу ДО познакомиться с организацией и содержанием психолого-педагогического коррекционного образовательного процесса с детьми младенческого и раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в ДОО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From Birth to School Program for Infant and Early Preschool Age Children in the Period of Adaptation in the Сhildren Public Organizations System

The article deals with the immediate prospects for those teachers employed in children public organizations (CPO) in the context of implementing the Federal Preschool Educational Standard for the education of disabled infant and young children with various developmental disorders. It presents practice;oriented materials designed to help CPO educators in their work with special needs children in infant and early ages. Some infants and young children with developmental deviations have not been diagnosed as yet and neither have the peculiarities of their deviant development been identified. This has had a negative impact on their development in leaving out sensitive and favorable periods for leveling off their development. CPO teachers working in infant and young children groups may be the first to reveal such children’s individual characteristics and special educational needs. They are in a position to choose a differentiated approach to organizing the type of interaction these children require. The main objective of this article is to help a preschool teacher to acquaint oneself with the organization and content of the psychological and pedagogical corrective educational process in regard to physically challenged infant and young children in CPOs.

Текст научной работы на тему «Работаем по программе «От рождения до школы» с детьми младенческого и раннего возраста в период адаптации ФГОС до в систему работы ДОО»

•--| ОСОБЫЙ РЕБЕНОК_

Е. Ф. Архипова

Работаем по программе «От рождения до школы» с детьми младенческого и раннего возраста в период адаптации ФГОС ДО в систему работы ДОО

Архипова Елена Филипповна - доктор педагогических наук, профессор кафедры логопедии дефектологического факультета МГГУ им. М. А. Шолохова (г. Москва, Россия)

В статье рассказывается о ближайших перспективах, которые ожидают педагогов ДОО в связи с реализацией ФГОС ДО в отношении образования детей младенческого и раннего возраста, среди которых могут быть дети, имеющие различные отклонения в развитии. Представлен практико-ориентированный материал, призванный помочь педагогу ДОО в работе с особыми детьми младенческого и раннего возраста. У некоторых детей младенческого и раннего возраста, имеющих отклонения от нормативного развития, еще не определены диагнозы, не выявлены особенности их отклоняющегося развития. И это отрицательно сказывается на их развитии, так как пропускаются сенситивные и благоприятные периоды для выравнивания их развития. Педагоги ДОО, работающие в группах младенческого и раннего возраста, могут первыми выявить индивидуальные особенности таких детей, их особые образовательные потребности и выбрать дифференцированные подходы при организации взаимодействия с ними. Основная задача данной статьи - помочь педагогу ДО познакомиться с организацией и содержанием психолого-педагогического коррекционного образовательного процесса с детьми младенческого и раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в ДОО. Ключевые слова: «Образование для всех», целевые ориентиры, перинатальное поражение центральной нервной системы, ограниченные возможности здоровья детей, особые образовательные потребности детей.

From Birth to School Program for Infant and Early Preschool Age Children in the Period of Adaptation in the ^Wren Public Organizations System

Arhipova Elena, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Speech Therapy Department, Faculty of Defectology, Sholokhov Moscow State University for the Humanities (Moscow, Russia)

The article deals with the immediate prospects for those teachers employed in children public organizations (CPO) in the context of implementing the Federal Preschool Educational Standard for the education of disabled infant and young children with various developmental disorders. It presents practice-oriented materials designed to help CPO educators in their work with special needs children in infant and early ages. Some infants and young children with developmental deviations have not been diagnosed as yet and neither have the peculiarities of their deviant development been identified. This has had a negative impact on their development in leaving out sensitive and favorable periods for leveling off their development. CPO teachers working in infant and young children groups may be the first to reveal such children's individual characteristics and special educational needs. They are in a position to choose a differentiated approach to organizing the type of interaction these children require. The main objective of this article is to help a preschool teacher to acquaint oneself with the organization and content of the psychological and pedagogical corrective educational process in regard to physically challenged infant and young children in CPOs.

Keywords: education for all, target orientation, prenatal lesion of the central nervous system, physically challenged children's health, children's special educational needs.

Согласно ФГОС ДО, в саду могут открываться группы для самых маленьких детей: Первая группа детей раннего возраста (от рождения до года); Вторая группа детей раннего возраста (от 1 года до 2 лет); Первая младшая группа (от 2 до 3 лет).

Наша страна подписала международные документы, относящиеся к образованию детей дошкольного возраста, в том числе приняла положения Программы ЮНЕСКО -«Образование для всех» (ОДВ). В документах ЮНЕСКО большое внимание уделяется дошкольному образованию, которое называется прочной основой жизни, и выдвигается положение о том, что обучение детей должно начинаться с рождения.

Необходимость раннего обучения обосновывается «Конвенцией о правах ребенка», а также данными научных выводов о возможностях и эффективности развития ребенка раннего возраста. Россия также подписала в 2008 году, а затем и ратифицировала в 2012 году эту «Конвенцию о правах ребенка».

Следовательно, Россия подписалась под обязательствами обеспечения раннего обучения и образования дошкольников, в том числе детей раннего возраста с ОВЗ и детей-инвалидов.

Необходимость обучения детей раннего возраста с ОВЗ и детей-инвалидов крайне важна. Число детей с проблемами развития увеличивается. Для того чтобы особые дети с проблемами развития смогли освоить адаптированные программы в ДОО, они должны получать психолого-педагогическую помощь с младенческого периода.

Успех инклюзивного дошкольного образования в ДОО детей с ОВЗ и ООП во многом зависит от раннего выявления их особенностей и раннего начала их обучения на основе учета их индивидуальных особенностей.

В программе «От рождения до школы», опубликованной в 2014 году, нашли отражение инновационные разработки, выполненные в рамках совместного проекта Правительства Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы».

ФГОС ДО разработан на основе Конвенции ООН о правах ребенка, с учетом Конституции и законодательства Российской Федерации. Значимым является и то, что ФГОС ДО впервые в российской истории создан в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Программа «От рождения до школы» разработана с учетом новейших достижений науки и

практики не только отечественного, но и зарубежного дошкольного образования, а также с учетом требований ФГОС ДО.

В Стандарте дошкольного образования подчеркивается, что образовательные программы дошкольного образования должны быть направлены на разностороннее развитие детей младенческого, раннего и дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Все программы (вариативные и адаптированные) должны быть направлены на достижение детьми от рождения до школы уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими программ дальнейшего начального и общего образования.

Деятельность педагогов ДОО должна быть нацелена на достижение детьми всех возрастов (от рождения до школы) специфичных для детей видов деятельности. При этом необходимо реализовать индивидуальный подход к каждому ребенку.

Содержание программы «От рождения до школы» изложено по возрастным группам:

• Первая группа детей раннего возраста (от рождения до года);

• Вторая группа детей раннего возраста (от 1 года до 2 лет);

• Первая младшая группа (от 2 до 3 лет);

• Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет);

• Средняя группа (от 4 до 5 лет);

• Старшая группа (от 5 до 6 лет);

• Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет).

Согласно ФГОС ДО, программа ДОО должна обеспечивать развитие личности каждого ребенка, мотивации и способностей всех детей в различных видах деятельности по образовательным областям. Выделяются следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) это преимущественно эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, двигательная активность и тактильно-двигательные игры.

В раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментиро-

вание с материалами и веществами, общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями, восприятие музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность и другие.

Для всех детей, в том числе и детей младенческого и раннего возраста, имеющих ОВЗ, предусматривается образовательное пространство, которое должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами. Особые требования предъявляются к доступности среды. Доступность среды для детей, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, предполагает доступность помещений, где осуществляется образовательная деятельность, свободный доступ детей, в том числе детей с ОВЗ, к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Требования ФГОС ДО к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, относятся к любой программе: вариативной, адаптированной, разработанной и утвержденной в ДОО, в том числе и программе «От рождения до школы». Эти целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

Остановимся на целевых ориентирах образования в раннем возрасте, отраженных в программе «От рождения до школы».

Целевые ориентиры образования в младенческом возрасте

Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; использует специфические культурно-фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов и умеет пользоваться ими и некоторые другие.

Целевые ориентиры образования в раннем возрасте

Ребенок владеет простейшими навыками самообслуживания. Он стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении. С двух до трех лет ребенок овладевает

активной речью, включенной в общение. Может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых, знает названия окружающих предметов и игрушек. Активно стремится к общению с взрослыми и детьми. Подражает взрослым и другим детям в движениях и действиях. Появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями и подражает им. Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам. С интересом рассматривает картинки. Стремится двигаться под музыку. Эмоционально откликается на произведения культуры и искусства. У ребенка развита общая моторика, он стремится освоить разные виды движения: бег, лазанье и некоторые другие.

Не каждый ребенок с ОВЗ, ребенок-инвалид, ребенок с проблемами в развитии сможет достичь целевых ориентиров, обозначенных для каждого возраста, если не будут выявлены его особенности и не будут организованы адекватные психолого-педагогические коррек-ционные взаимодействия с ним.

Следовательно, не освоив базисные и простейшие функции, ребенок с ОВЗ и ребенок-инвалид будет дальше все больше отставать в своем развитии.

Исследования отечественных и зарубежных ученых убеждают в том, что ребенку можно помочь в выравнивании его развития, если начать психолого-педагогическую помощь и коррекцию очень рано, а именно с двухмесячного возраста.

Ранняя помощь детям и их семьям во всем цивилизованном мире является одной из приоритетных областей деятельности систем здравоохранения, образования и социальной защиты.

Это особенно важно, если ребенок от рождения имеет отклонения в развитии или приобрел их в раннем возрасте.

Согласно экспериментальным исследованиям, мозг новорожденного ребенка способен образовывать новые нейроны. Ранняя диагностика, своевременное лечение и психолого-педагогическое сопровождение является залогом восстановления функций пораженных отделов мозга и систем, так как патологические изменения у маленьких детей лучше поддаются обратному развитию и коррекции. Восстановление происходит полнее, чем при запущенных изменениях, в более поздние возрастные периоды ребенка. Способность детского мозга восстанавливать нарушенные функции очень велика в самые первые месяцы жизни.

В этот период возможно дозревание нервных клеток мозга взамен погибших, например, после гипоксии или асфиксии. Возможно образование между ними новых связей, за счет которых будет обусловлено нормальное развитие организма ребенка в целом.

Даже минимальные проявления последствий перинатального поражения центральной нервной системы (ППП ЦНС) требуют соответствующего лечения и адекватных психолого-педагогических мероприятий для предотвращения последствий поражения ЦНС.

Раннее вмешательство базируется на использовании особенностей формирования мозга, его пластичности и компенсаторном потенциале.

Медико-п сихолого- педагогическое сопровождение ребенка в период бурного роста и развития мозга, который начинается у ребенка в двухмесячном возрасте, способствует развитию ребенка и уменьшению риска по возникновению ОВЗ.

В программе «От рождения до школы» представлены возрастные особенности детей разных возрастных групп. Так как мы в статье касаемся вопроса образования детей самого маленького возраста, то остановимся на описании задач и содержания психолого-педагогической работы с детьми от рождения до двух лет.

В программе «От рождения до школы» показан тематический принцип построения образовательного процесса, что позволяет учитывать специфику ДОО. Тематический подход позволяет оптимально организовать образовательный процесс для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) и детей с ООП (особыми образовательными потребностями).

Задачи и содержание психолого-педагогической работы с детьми от рождения до года

Сохранять, укреплять здоровье и способствовать физическому развитию. Поддерживать эмоционально-положительное состояние. Способствовать формированию движений руки, умению ползания и ходьбы. Формировать зрительные и слуховые ориентировки.

Развивать умение понимать речь взрослого и осуществлять подготовительную работу по овладению активной речью. Поощрять попытки детей включаться в процесс самообслуживания. Поддерживать эмоциональную отзывчивость детей. Пробуждать интерес к игрушкам, картинкам, музыке, пению. Активно помогать ребенку в освоении соответствующих возрасту умений.

Для следующей возрастной группы детей задачи усложняются. Ребенок сможет с ними справиться, если он преодолел и освоил задачи, обозначенные в предыдущем возрасте (с рождения до года). Если же ребенок, по каким-то причинам не выполняет показатели первого года жизни, то он не сможет освоить и показатели второго года жизни. Так как умения и навыки первого года жизни являются базисными для последующего развития ребенка.

Задачи и содержание психолого-педагогической работы с детьми от года до двух лет

Продолжать укреплять здоровье детей, развивать основные виды движений. В режимных процессах формировать простейшие навыки самостоятельности, опрятности. Расширять ориентировку детей в ближайшем окружении. Пополнять запас понимаемых слов и активный словарь, развивать потребность в речевом общении. Формировать умение понимать простые предложения, небольшие рассказы. Формировать умения выражать словами, короткими предложениями свои потребности и желания, отвечать на вопросы взрослого. Использовать обстановку и общение для развития восприятия, мышления, внимания, памяти. Формировать умение действовать с игрушками, предметами из окружения в соответствии с их назначением. Подражать игровым действиям взрослого. Развивать познавательную и двигательную активность детей во всех видах игр.

Формировать навыки культуры поведения (здороваться, прощаться, благодарить). Формировать умение бережно относиться к растениям и животным. Развивать эстетическое восприятие. Обращать внимание на запахи, звуки, цвет, размер предметов. Формировать умение рассматривать картинки, иллюстрации. Развивать интерес к музыке. Расширять музыкальные впечатления, обогащать слуховой опыт. Поощрять самостоятельную деятельность детей. Предоставлять им возможность играть с разнообразными дидактическими материалами.

Приучать доводить начатую игру до конца. Формировать умение играть, не мешая сверстникам.

Для особого ребенка, который испытывает трудности при освоении образовательной программы по разным образовательным областям и не осваивает знания, умения и навыки,свойственные его возрасту, необходимо использовать другой образовательный маршрут.

Следует учитывать не возраст ребенка, а возраст его функциональных возможностей. В этом случае мы предлагаем ребенку простые задания, характерные для детей более раннего возраста. Это значит, что мы опираемся на уровень его актуального развития, чтобы сформировать предпосылки для зоны ближайшего развития. Этот принцип развития был предложен отечественным психологом Л.С. Выготским. Такой подход доказал свою эффективность в работе с детьми с ОВЗ.

Пошаговый путь освоения особым ребенком на первом году жизни определенных умений можно представить в виде следующих направлений развивающего взаимодействия. Предусматривается стимуляция и развитие:

• общей моторики;

• тонкой и мелкой моторики рук и пальцев;

• зрительного восприятия;

• слухового восприятия;

• доречевой активности - гуления и трех этапов лепета;

• предпосылок понимания речи;

• эмоционально-коммуникативных функций;

• предпосылок самообслуживания;

• предпосылок формирования мышления;

• предпосылок предметной деятельности.

Мы назвали десять линий развития детей

младенческого возраста, показали десять направлений стимулирующего и развивающего взаимодействия с ребенком, испытывающим уже в первый год жизни особые образовательные потребности.

Методический материал по реализации этого пошагового, образовательного, стимулирующего и развивающего маршрута для детей с ООП представлен в книге «Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка», выпущенной издательством «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» в 2012 году.

Структурно методический материал в вышеназванном пособии представлен в виде пяти возрастных периодов детей:

• Первый период - от рождения до трех месяцев.

• Второй период - от трех месяцев до четырех месяцев.

• Третий период - от четырех месяцев до шести месяцев.

• Четвертый период - от шести месяцев до девяти месяцев.

• Пятый период - от девяти месяцев до двенадцати месяцев.

Соответственно, в каждом периоде есть фактический материал по онтогенезу формирования десяти линий развития и далее следуют методические рекомендации по проведению пошагового развивающего, стимулирующего взаимодействия.

Для ребенка с ООП очень важно многократное закрепление новых умений. С этой целью следует рекомендовать родителям продолжать стимулирующее развитие и в домашних условиях, предлагая использовать это же методическое пособие.

Повышение педагогической абилитацион-ной компетенции родителей ребенка одно из главных условий эффективного и поступательного развития ребенка.

Для продолжения психолого-педагогического развивающего и коррекционного взаимодействия с ребенком с ОВЗ после года и до трех лет педагогам ДОО и родителям этих детей можно использовать методические рекомендации и конкретные приемы, представленные в книге «Логопедическая помощь детям раннего возраста», выпущенной издательством «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» в 2015 году.

Педагогу, работающему с детьми младенческого и раннего возраста, полезными будут знания следующих ориентиров, указывающие на определенные проблемы в развитии ребенка. Эти знания нужны как для своевременного выявления индивидуальных особенностей детей, так и для определения их особых образовательных потребностей, что поможет педагогу выбрать образовательный маршрут ребенку.

0-1

год

Е-Ф. Архипова

РАННЯЯ

ДИАГНОСТИКА

И КОРРЕКЦИЯ

ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ

Первый год жизни ребенка

Е.Ф. Архип о еэ

Логопедическая помощь детям

раннего возраста

Мы их представили по месяцам в виде следующих ориентиров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 1 месяц не следит глазами вправо-влево за отклонением луча фонарика.

В 2 месяца не прислушивается к колокольчику, не следит за лицом матери, погремушкой.

В 3 месяца не удерживает голову в вертикальном положении, не улыбается в ответ на улыбку.

В 4 месяца не тянет руки к игрушкам.

В 5 месяцев не переворачивается со спины на живот.

В 6 месяцев не просится на руки к матери.

В 7 месяцев не стучит игрушкой по столу.

В 8 месяцев не стоит при поддержке за руки.

В 9 месяцев не ползает вперед.

В 11 месяцев не реагирует на свое имя.

В 12 месяцев не делает шаги, держась за руки взрослого, не подает игрушки.

В 13 месяцев не стоит сам хотя бы 10 сек.

В 15 месяцев не пользуется словами - мама, папа.

В 16 месяцев не ходит свободно, не повторяет простые слова за взрослым.

Эти негативные симптомы могут возникать по разным причинам. В ряде случаев раннее начало, стимулирующих и развивающих психолого-педагогических взаимодействий с ребенком, включает компенсаторный механизм, открывает потенциальные возможности ребенка благодаря поступлению полисенсорной стимуляции, развивающей его мозг.

В последние годы все больше выявляется детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). До недавнего времени применялось другое нозологическое определение этого особого развития детей - ранний детский аутизм (РДА). Признаки РАС у ребенка проявляются очень рано. Чрезвычайно важно своевременно выявить особенности этого нарушения, определить правильное и адекватное взаимодействие с ними.

Раннее психолого-педагогическое взаимодействие с использованием полисенсорного стимулирования, с учетом их индивидуальных особенностей, поможет быстрее ребенку наладить контакты с близкими и педагогами. Появление первых социальных контактов у этой категории детей способствует включению их в образовательный процесс на основе адаптированных программ. В данной статье приводим проявления РАС у детей раннего возраста.

Некоторые проблемы в ранней социализации: дети не интересуются эмоциональными играми, например, «ку-ку» или другими играми, где нужно взаимодействовать. Ребенок может сопротивляться, когда мать держит его на руках, обнимает. Может при этом кусать мать, быть жестоким к родным. Сопротивляется при попытке матери взять его на руки. Не проявляет интерес к играм других детей и к игрушкам. Не замечает, когда родители уходят или возвращаются домой. Не проявляет эмоционального отношения к родителям. Не проявляет привязанности к ним.

Некоторые проблемы в ранней коммуникации: дети, страдающие аутизмом, часто не чувствуют окружающую обстановку и затрудняются в установлении визуального контакта. Избегают визуального контакта Когда они в чем-либо нуждаются, часто прибегают к «ведению руки». Ребенок кладет руку взрослого на нужный ему предмет и использует родителя или взрослого как инструмент для получения желаемого. Ребенок не реагирует на окружающую обстановку.

Некоторые особенности в поведении детей с РАС: отмечаются стереотипные размахивание, похлопывания руками. Увлеченное рассматривание ритмично двигающихся предметов, например, лопастей вентилятора. Стереотипное вращение на одном месте. Выстраивание в линейку любых предметов и игрушек, например, машинок, карандашей. К особенности в поведении детей с РАС относятся и симптомы самоповреждения. Так,

ребенок причиняет сам себе травмы. Он может биться головой, кусать сам себя, царапать себе кожу до возникновения ран, выдергивает пучки волос у себя на голове. При этом ребенок не проявляет признаков боли. В некоторых случаях у ребенка с РАС отсутствует осознание ситуации опасности, и такой ребенок не распознает ситуации, в которых может травмироваться.

Некоторые особенности в двигательном развитии и двигательном поведении детей с РАС: возможно проявление необычных двигательных навыков в одной области. При этом более простые умения не доступны. Например, с трудом удается ездить на трехколесном велосипеде. Не могут сидеть и отталкиваться ногами на каталке-машинке. У многих выраженные проблемы в развитии мелкой моторики. Возможны нарушения координации. Встречаются дети с ранними проявлениями РАС с выраженной моторной неловкостью или с исключительными возможностями равновесия. Иногда отмечаются странности походки - ребенок ходит, наступая не на полную стопу, а на кончиках пальцев ног - на «носочках».

Некоторые проблемы в сенсорном восприятии и развитии: дети с РАС могут быть болезненно чувствительны к некоторым звукам, различному шуму. Есть дети, которые испытывают дискомфорт от определенной фактуры одежды или текстуры предметов. Встречаются дети с РАС, которые боятся новой обстановки и новых сенсорных впечатлений.

При этом, чем больше число сенсорных воздействий, тем выше вероятность искажения поведения. Например, могут не воспринимать все новое и отказываться от новых игрушек. Встречаются дети, которые испытывают панические страхи при попытке подстричь ногти на руках и ногах, волосы. Боятся любых водных процедур. Нарушение слухового восприятия может выражаться в том, что ребенок совсем не реагирует на громкие звуки, из-за этого может казаться глухим, так как не вздрагивает даже на очень громкие и неожиданные звуки. В другом случае он слышит и реагирует на тихие звуки. Есть дети, которые очень избирательно реагируют на звуки и музыку.

Мы рассказали достаточно подробно, но далеко не полно, о симптоматике ранних проявлений РАС у детей, так как такие дети все чаще появляются в группах ДОО.

Диагнозы этим детям ставят достаточно поздно: после длительного и многопланового обследования (после трех-четырех-пяти лет). И значит все эти долгие годы ребенок с РАС, с неподтвержденным диагнозом, не получает адекватной психолого-педагогической помощи ни в ДОО, ни дома. А среди этих детей есть талантливые, очень способные дети, с высоким уровнем интеллектуального развития.

При ранней и адекватной психолого-педагогической помощи эти дети постепенно начинают включаться в общение с окружающими, социализироваться и осваивать образовательные программы.

Далее мы хотели бы рекомендовать педагогам ДОО в работе со всеми детьми младенческого возраста соблюдать следующие правила и особенности общения взрослого с ребенком. Эти принципы особенно значимы при общении с детьми, имеющими особые образовательные потребности, или при первых проявлениях отставания в развитии детей, первых признаках ОВЗ.

При общении с ребенком взрослый должен:

• говорить медленно, делая длинные паузы;

• использовать выразительную мимику и жесты;

• приближать к ребенку и удалять от него свое лицо;

• при голосовой и лепетной активности ребенка отвечать ему теми же звуками из его ле-петного репертуара, устанавливая, таким образом, диалог.

Ожидаемые реакции от ребенка, в ответ на такой процесс общения с взрослым:

• смотрит в глаза взрослого;

• глаза ребенка широко открыты;

• губы вытянуты «трубочкой»;

• ребенок ответно подает голос, вокализирует, гулит, лепечет;

• проявляет «комплекс оживления» после трех месяцев в виде двигательной активности, улыбки и голосовых реакций.

Ожидаемые реакции от ребенка, в ответ на общение с взрослым, при утомлении:

• отводит или закрывает глаза;

• отворачивает голову;

• подносит руки к голове, заводит их за голову;

• хнычет, начинает плакать;

• в крайних случаях бывают срыгивания и рвота.

Кроме того, есть определенные требования к речи педагогов ДОО. Перечислим эти правила:

1. Правильно произносить все звуки родного языка. При необходимости устранять дефекты речи.

2. Иметь ясную, четкую и отчетливую речь с хорошей дикцией.

3. Использовать в своей речи литературное произношение, применять законы и нормы орфоэпии.

4. Стремиться правильно использовать интонационно-выразительные средства в своей речи.

5. В общении с детьми пользоваться речью несколько замедленного темпа и умеренной громкости голоса.

6. В доступной форме, применяя связные высказывания, передавать содержание текстов. Точно использовать по смыслу слова и грамматические конструкции предложений.

7. Не допускать при общении с другими лицами в ДОО грубых интонаций и повышенного тона голоса.

В последующих статьях рубрики «Особый ребенок» планируется привести особенности развития в младенческом и раннем возрасте других категорий детей с ОВЗ. ■

Литература

1. Архипова Е.Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития ребенка. Первый год жизни. - М., 2012.

2. Архипова Е.Ф. Логопедическая помощь детям раннего возраста.- М., 2015.

3. Борисенко М.Г., Датешидзе ТА., Лукина НА. Учимся слушать и слышать. - СПб., 2003.

4. Галанов АС. Психическое и физическое развитие ребенка от рождения до года. - М., 2001.

5. Голубева Л.Г., Лещенко М.В., Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего возраста. - М., 2002.

6. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. - М., 2003.

7. Диагностики психического развития детей от рождения до 3 лет / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолаева и др. - СПб., 2005.

8. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии / Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. - М., 2002.

9. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС в группах кратковременного пребывания / Под. ред. Е.А. Стребелевой. - М., 2003.

10. Лямина Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста. - М., 2005.

11. Нет необучаемых детей: Книга о раннем вмешательстве. - СПб., 2007.

12. Приходько О.Г., Моисеева Т. Ю. Дети с двигательными нарушениями: Коррекционная работа на первом году жизни. - М., 2003.

13. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. - М., 2005.

14. Разенкова ЮА. В пространстве материнских рук. - М., 2004.

15. Разенкова ЮА. Игры с детьми младенческого возраста. - М.,2005.

1 6. Разенкова ЮА., Айвазян Е.Б. Ранняя психолого-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям. -М., 2003.

Статья поступила в редакцию 24.11.201 5 г.

Читайте все самые свежие новости дошкольного образования в ленте «СДО» в Twitter: https://twitter.com/sdo_preschool

Самые актуальные проблемы дошкольного образования на странице «СДО» в Facebook: https://www.facebook.com/sdojournal

Смотрите канал журнала «СДО» на YouTube: http://www.youtube.com/user/JournalPreschool

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.