Научная статья на тему 'Дифференцированный подход в профилактике нарушений устной речи у детей раннего возраста'

Дифференцированный подход в профилактике нарушений устной речи у детей раннего возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
394
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / НАРУШЕНИЕ РЕЧИ / ГРУППА РИСКА / РАННИЙ ВОЗРАСТ / DIFFERENTIATED APPROACH / PREVENTION / RISK GROUP / EARLY AGE / SPEECH DISORDER

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Вартапетова Галина Михайловна, Чистоклетова Александра Игоревна

В статье приводится описание дифференцированного подхода в профилактике нарушений устной речи у детей раннего возраста. Дается описание факторов риска по алалии, дизартрии и заиканию. Представлены сравнительные показатели уровня сформированности предметной деятельности, общения и процессуальной игры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Вартапетова Галина Михайловна, Чистоклетова Александра Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дифференцированный подход в профилактике нарушений устной речи у детей раннего возраста»

Вартапетова Г. М, Чистоклетова А. И. Дифференцированный подход в профилактике нарушений устной речи у детей раннего возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 9 (сентябрь). -0,3 п. л. - иН1: http://e-koncept.ru/2018/182020.htm.

ART 182020 DOI 10.24422/МС1Т0.2018.9.16658 УДК 159.922.762

Вартапетова Галина Михайловна,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой коррекци-онной педагогики и специальной психологии ГАУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», доцент кафедры логопедии и детской речи ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск Vartapetovag@mail.ru

Чистоклетова Александра Игоревна,

магистрант кафедры логопедии и детской речи ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск Lila93@list.ru

Дифференцированный подход в профилактике нарушений устной речи

у детей раннего возраста

Аннотация. В статье приводится описание дифференцированного подхода в профилактике нарушений устной речи у детей раннего возраста. Дается описание факторов риска по алалии, дизартрии и заиканию. Представлены сравнительные показатели уровня сформированности предметной деятельности, общения и процессуальной игры.

Ключевые слова: дифференцированный подход, ранний возраст, группа риска, нарушение речи, профилактика.

Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

В современной логопедии проблема ранней диагностики и коррекции развития детей с нарушениями речи представлена недостаточно, однако, как показывает практика, в настоящее время система ранней помощи развивается стремительными темпами и становится более актуальной.

Многочисленные исследования позволяют выявить органические и социально-психологические причины отклонений в раннем развитии детей.

Неблагоприятное влияние на развитие речи ребенка оказывают нарушения деятельности центральной нервной системы.

Так, В. М. Шкловский отмечает группы риска, к которым относятся: недоношенные дети; дети с недостаточностью функций черепно-мозговых нервов; с нарушениями со стороны анализаторов; с отклонениями в строении органов артикуляционного аппарата. Тем самым автор отмечает, что у детей первого месяца жизни следует обращать особое внимание на длительность и выраженность синдрома угнетения центральной нервной системы. Кроме того, к ранним признакам, отражающим дисфункцию черепных нервов бульбарной группы, автор относит слабый крик с назальным оттенком или же отсутствие крика, а также немодулированный монотонный крик [1].

Е. Ф. Архипова указывает на то, что у детей, перенесших тяжелое перинатальное поражение центральной нервной системы, к шести-девяти месяцам нередко формируются выраженные нарушения в работе опорно-двигательной системы, характерные для разных форм детского церебрального паралича, при которых ярко проявляются нарушения тонуса в мышцах губ, языка, оральные синкинезии и гиперкинезы [2].

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ББГ»! 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный >курнал

Вартапетова Г. М., Чистоклетова А. И. Дифференцированный подход в профилактике нарушений устной речи у детей раннего возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 9 (сентябрь). -0,3 п. л. - иН1: http://e-koncept.ru/2018/182020.htm.

В свою очередь Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, рассматривая вопросы диагностики, указывают на важность выявления уровня развития общения у детей раннего возраста, затрагивая развитие целостной личности ребенка [3].

Анализ литературы показал, что в настоящее время выявляется большое количество детей раннего возраста с различными отклонениями в развитии, в том числе и речевом. Следовательно, вопросы организации и профилактики нарушений речевого развития являются актуальными.

Проведенное нами изучение вопросов профилактики нарушений речи у детей раннего возраста показало, что большое значение в данной работе отводится роли родителей. Многие авторы также рассматривают работу по развитию речи в качестве профилактики нарушений речевого развития, при этом при отборе методов работы обязательно учитывают возрастные особенности детей и закономерности нормального развития.

Вместе с тем вопросы дифференцированного подхода в работе по профилактике нарушений речи у детей раннего возраста раскрыты недостаточно. Дифференцированный подход - это целенаправленное педагогическое воздействие на группы воспитанников, которые существуют в сообществах детей как их структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным качествам [4].

Так, М. Н. Рамусик отмечает, что при дифференцированном подходе следует учитывать важнейшие критерии, а именно: уровень развития и качественные характеристики способностей, мотивации, а также психологические и психодинамические свойства ребенка [5]. Однако сведений об организации дифференцированной профилактики нарушений речи у детей раннего возраста нами обнаружено не было.

Основываясь на значимости для успешного развития речи не только сохранности биологических предпосылок, но и психолого-педагогических условий, в которых развивается ребенок, мы изучили факторы риска по нарушениям речи у детей в возрасте 2-3 лет.

Методика диагностики включала в себя не только выявление биологических факторов риска нарушений речи, но и изучение развития общения и речи, уровня развития предметной деятельности, процессуальной игры. Материалом для обследования послужили знакомые ребенку игрушки и предметы.

В результате анализа анамнестических данных мы выявили наличие у детей факторов риска по алалии, дизартрии и заиканию, что позволило нам разделить детей на три группы с явными факторами риска по данным речевым нарушениям. Изучение развития детей показало, что в каждой из групп отклонения от нормы имеют определенное своеобразие.

Так, дети группы риска по алалии используют слова с неполной слоговой структурой, имеют невыраженное нарушение моторной сферы, позднее развитие речи, сохранность просодии, активный модулированный лепет.

В свою очередь, у детей группы риска по дизартрии отмечается двигательное беспокойство, дети часто соматически ослаблены; моторная сфера характеризуется неловкими, скованными движениями.

Группа риска по заиканию отличается соматической ослабленностью детей. Также в данной группе при анализе анамнестических факторов выявлены неправильные формы семейного воспитания, неблагоприятная социальная среда, в которой воспитываются дети, имеются указания на имевшиеся у детей психотравмы, наличие травмы черепа, инфекционных заболеваний.

Анализ данных, полученных с применением методики Е. О. Смирновой, Л. Н. Га-лигузовой «Диагностика психического развития детей от рождения до трех лет», направленной на изучение общения, предметной деятельности и процессуальной

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Вартапетова Г. М., Чистоклетова А. И. Дифференцированный подход в профилактике нарушений устной речи у детей раннего возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 9 (сентябрь). - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/182020.htm.

игры детей, показал, что у детей выделенных нами групп данные виды детской деятельности развиты по-разному.

Так, дети с риском по моторной алалии при диагностике общения и речи показали низкие результаты по таким параметрам, как «инициативность» (16,6%), «чувствительность к воздействиям взрослого» (24,9%) и «речевое развитие» (22,7%).

В этой группе дети малоинициативны по отношению ко взрослому, в том числе в ситуации ситуативно-делового общения. Они игнорируют просьбы и предложения взрослых о совместной игре, часто не замечают инициативы взрослого. Дети, у которых снижена потребность в общении, не пользуются активной речью, мало улыбаются взрослому, и их мимика невыразительна.

Дети с риском по дизартрии при диагностике общения и речи показали средние результаты: «инициативность» (49,9%), «чувствительность к воздействиям взрослого» (60,7%) и «речевое развитие» (57,5%).

Степень инициативности детей со средним уровнем общения зависит от степени инициативности взрослого, т. е. чем активнее взрослый, тем инициативнее дети. Одни дети могут быть активными в контактах с взрослым, требуют внимания к себе, но при этом не отзываются на инициативу старшего. Другие, наоборот, могут проявлять высокую чувствительность к воздействиям взрослого при недостаточной собственной инициативе. Дети прекрасно понимают обращенную к ним речь, но практически не пользуются словами и активно используют экспрессивно-мимические средства общения.

При диагностике общения и речи наиболее высокие результаты по параметрам «инициативность» (66,5%), «чувствительность к воздействиям взрослого» (70,7%) и «речевое развитие» (72,3%), в сравнении с детьми других групп, показали дети с риском по заиканию.

Дети данной группы проявляют инициативу, но не во всех пробах, в основном предпочитают следовать за взрослым. Дети проявляют интерес к вещам и игрушкам, находящимся в комнате, и охотно принимают предложение от взрослого поиграть вместе. Дети прекрасно понимают обращенную к ним речь, выполняют простые инструкции, но не все из них используют вербальные средства общения.

Сравнительные данные диагностики общения и речи у детей раннего возраста отражены в рис. 1.

80 70 60 50 40 30 20 10 0

Заикание

Дизартрия

Алалия

Инициативность

Чувствительность к воздействиям

Речь

Рис. 1. Сравнительные показатели уровня сформированности общения и речи

Дети с риском по моторной алалии при диагностике предметной деятельности показали низкие результаты по таким параметрам, как «виды действий с предметами» (40%), «познавательная активность» (24,2%) и «включенность в общение со взрослым» (9,3%).

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Вартапетова Г. М., Чистоклетова А. И. Дифференцированный подход в профилактике нарушений устной речи у детей раннего возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 9 (сентябрь). - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/182020.htm.

Дети проявляют слабый интерес к предметам, недостаточно владеют культурно-фиксированными действиями, игнорируют образцы действий, предложенные взрослым, часто отвлекаются, совершают однообразные манипуляции.

Дети с риском по дизартрии при диагностике предметной деятельности показали высокий результат по параметру «виды действий с предметами» (73,5%) и средний по параметрам «познавательная активность» (68,6%) и «включенность в общение со взрослым» (52,1%).

У детей данной группы формируется интерес к предметной деятельности, но свои действия они пока не сопровождают речевой активностью. Дети часто отвлекаются и не обращаются за помощью к взрослому, а предложенную помощь принимают неохотно, пытаются действовать самостоятельно.

Наиболее высокие результаты при диагностике предметной деятельности показали дети с риском по заиканию: «виды действий с предметами» (92,5%), «познавательная активность» (90,9%) - и средний - «включенность в общение со взрослым» (59,5%).

Дети активно обследуют предметы, совершают разнообразные манипуляции. Они радуются поощрениям и огорчаются замечаниям взрослого, корректируют свои действия под влиянием оценки. У детей отмечается пониженная оценка речевого сопровождения, что естественно для заикающихся детей.

Сравнительные данные диагностики предметной деятельности у детей раннего возраста отражены в рис. 2.

Рис. 2. Сравнительные показатели уровня сформированности предметной деятельности

Дети с риском по моторной алалии при диагностике процессуальной игры показали низкие результаты по таким параметрам, как «потребность в игре» (24,5%), «характер игровых действий» (13,7%), «воображение» (8,3%) и «принятие игровой инициативы взрослого» (11,1%).

У детей с низким уровнем игровой деятельности характер игровых действий однообразен, вариативность действий выражена слабо. Особенно сильно это проявляется в индивидуальной игре. Дети в процессе игры, как правило, не пользуются речью, не обращаются с игровой инициативой ко взрослому и не комментируют свои действия. Они практически не обращают внимания на игру взрослого и отказываются от совместных игровых действий.

Дети с риском по дизартрии при диагностике процессуальной игры показали средние результаты по параметрам: «потребность в игре» (60,9%), «характер игровых действий» (56,1%), «воображение» (68,7%) и «принятие игровой инициативы взрослого» (68,2%).

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Вартапетова Г. М., Чистоклетова А. И. Дифференцированный подход в профилактике нарушений устной речи у детей раннего возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 9 (сентябрь). - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/182020.htm.

У детей данной группы хорошо выражена потребность в игре, они проявляют к ней интерес и могут достаточно долго играть с сюжетными игрушками, но при этом отвлекаются на действия, которые происходят рядом. Для того чтобы игра быстро не подошла к концу, детям необходима стимуляция взрослого. Дети редко используют в игре предметы-заменители, предпочитают играть с реалистическими игрушками.

Дети с риском по заиканию при диагностике процессуальной игры показали высокие результаты по параметрам «воображение» (75%), «принятие игровой инициативы взрослого» (74,9%) и средние - «потребность в игре» (53,1 %), «характер игровых действий» (62,1%).

Дети с удовольствием включаются в игру, но играют недолго, отвлекаются. Их инициативность высока только при совместной со взрослым игре. Репертуар игровых действий не совсем разнообразен, дети не всегда придумывают новые варианты использования предметов. У детей данной группы игра сопровождается развернутыми высказываниями, эмоциональными обращениями к персонажам и к взрослому.

Сравнительные данные диагностики процессуальной игры у детей раннего возраста отражены в рис. 3.

Рис. 3. Сравнительные показатели уровня сформированности процессуальной игры

Таким образом, нами выявлено, что действительно имеются значительные различия по факторам риска таких нарушений речи, как алалия, дизартрия и заикание. Данные различия касаются не только биологических, но и социально-психологических факторов. Следовательно, профилактическая работа, позволяющая предупредить нарушения речи у детей раннего возраста, должна осуществляться на основе дифференцированного подхода с учетом наличия у детей расстройств деятельности центральной нервной системы и с учетом уровня развития у детей навыков общения, предметной деятельности и процессуальной игры.

Ссылки на источники

1. Ромусик М. Н. Дифференцированный подход в коррекционно-логопедической работе с детьми младшего дошкольного возраста // Развитие научных направлений Московской открытой социальной академии в исследованиях аспирантов: сб. науч. тр. аспирантов. - М.: МОСУ, 2008. - № 10. - С. 92-97.

2. Шкловский В. М. Психотерапия в комплексной системе лечения логоневрозов (руководство по психотерапии) / под ред. В. Е. Рожнова. - М.: Просвещение, 1974. - С. 197-208.

3. Вартапетова Г. М., Литошенко Н. Н. Дифференцированный подход в применении логопедического массажа при коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S8. - С. 27-32. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76099.htm.

4. Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. - М.: АСТ: Астрель, 2006. - 223 с.

5. Смирнова Е. О., Галигузова Л. Н. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет. - М.: АНО «ПЭБ», 2007. - 128 с.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Вартапетова Г. М., Чистоклетова А. И. Дифференцированный подход в профилактике нарушений устной речи у детей раннего возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 9 (сентябрь). - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/182020.htm.

Galina Vartapetova,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of Correctional Pedagogy and Special Psychology Chair, Speech Therapy and Children's Speech Chair, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk

Vartapetovag@mail.ru Aleksandra Chistokletova,

Graduate Student, Speech Therapy and Children's Speech Chair, Novosibirsk State Pedagogical University,

Novosibirsk

Lila93@list.ru

Differentiated approach in prophylaxis of oral speech disorders in children at an early age Abstract. The article describes the differentiated approach in the prevention of speech disorders in children at an early age. The authors give a description of children with risk factors for alalia, dysarthria and stammering. They also present comparative indicators of the objective activity, communication and procedural games formation level.

Key words: differentiated approach, early age, risk group, speech disorder, prevention. References

1. Romusik, M. N. (2008). "Differencirovannyj podhod v korrekcionno-logopedicheskoj rabote s det'mi mlad-shego doshkol'nogo vozrasta", Razvitie nauchnyh napravlenij Moskovskoj otkrytoj social'noj akademii v issledovaniyah aspirantov: sb. nauch. tr. aspirantov, MOSU, Moscow, № 10, pp. 92-97 (in Russian).

2. Shklovskij, V. M. (1974). Psihoterapiya v kompleksnoj sisteme lecheniya logonevrozov (rukovodstvo po psihoterapii), Prosveshchenie, Moscow, pp. 197-208 (in Russian).

3. Vartapetova, G. M. & Litoshenko, N. N. (2016). "Differencirovannyj podhod v primenenii logope-dicheskogo massazha pri korrekcii narushenij proiznositel'noj storony rechi u detej s dizartriej", Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal "Koncept", № S8, pp. 27-32. Available at: http://e-kon-cept.ru/2016/76099.htm (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Arhipova, E. F. (2006). Logopedicheskaya rabota s det'mirannego vozrasta, AST: Astrel', Moscow, 223 p. (in Russian).

5. Smirnova, E. O. & Galiguzova, L. N. (2007). Diagnostika psihicheskogo razvitiya detej ot rozhdeniya do 3 let, ANO "PEHB", Moscow, 128 p. (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 09.06.18 Получена положительная рецензия Received a positive review 30.06.18

Принята к публикации Accepted for publication 30.06.18 Опубликована Published 28.09.18

ISSN 2304-120Х

www.e-koncept.ru

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Вартапетова Г. М., Чистоклетова А. И., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.